Как россия восстанавливает свои позиции в мире. Тема урока:. Империя - государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из одного центра. Император. Государство состоящее из экономически и политич

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы территориального устройства

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Потребность в признании со стороны других людей 2) стремление карьерного роста 3) социальная потребность 4) потребность в поддержке близких людей 5) потребность в общении.

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о трудовом договоре.

1. Трудовой договор составляется на основе норм гражданского права.

2. Трудовой договор определяет обязанности работника.

3. Трудовой договор не может ухудшать условия труда, предусмотренные действующим законодательством.

4. Предметом трудового договора выступает результат труда.

5. Трудовой договор действует сроком не более 1 года.

5

Установите соответствие между характеристикой республиканской формы правления (обозначено буквами) и видом республики (обозначено цифрами).

6

Искусство отличается от других форм духовной культуры. Какие особенности искусства?

1. Произведения искусства являются эстетическим отражением окружающего мира.

2. Искусство направлено на практическое освоение окружающего мира.

3. Произведения искусства предназначены для улучшения качества повседневной жизни человека.

4. Искусство призвано решать фундаментальные мировоззренческие проблемы.

5. Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность.

6. Главной целью искусства является поиск истины.

7

Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Золотовалютные резервы государства хранятся в нескольких коммерческих банках.

2. Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию денег.

3. Центральный банк устанавливает уровень инфляции.

4. Центральный банк финансирует производство.

5. Коммерческие банки выдают кредиты физическим лицам и предприятиям.

8

Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и фактором производства (обозначено цифрами).

9

В стране Х выборы в парламент проводятся по смешанной избирательной системе. Какие особенности этой избирательной системы?

1. выборы проходят по мажоритарным округам

2. большинство мест в парламенте получают представители партий-победителей

3. депутатами избираются те, кто преодолел определенный процентный барьер

4. выборы происходят и по партийным спискам, и по территориальным округам

6. на избирательном участке избиратель получает два бюллетеня

10

Среди школьников региона был проведен опрос о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в процентных показателях) представлены в таблице.

Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании таблицы?

1. Наибольшее число опрошенных считают добрым делом заботу о пожилых людях.

2. Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о детях, больше, чем тех, кто считает добрым делом любую бескорыстную помощь.

3. Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и борьбу с социальной несправедливостью.

4. Каждый пятый учащийся считает добрым делом все, что сделано от чистого сердца.

5. Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.

11

Выберите верные суждения, которые иллюстрируют права налогоплательщика в Российской Федерации.

1. Уплата законно установленных налогов

2. Проведение в предусмотренных законом случаях в установленном порядке учета доходов и расходов.

3. Получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством.

4. Предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений.

5. Обжалование в установленном законом порядке решения налоговых органов и действия их должностных лиц.

6. Предоставление информации налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

12

Школьникам и их родителям в городе С был задан вопрос: «От каких факторов зависит уровень развития образования в современном мире?». Полученные данные представлены в диаграмме.

Факторы, влияющие на уровень развития образования

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Развитие образования в большей степени зависит от существующей в стране системы законодательства.

2. На уровень развития образования одинаково влияет правовая система и семейное воспитание.

3. Семейное воспитание не имеет весомого влияния на уровень развития образования.

4. Каждый восьмой из опрошенных не смог определиться с ответом.

5. Большинство опрашиваемых респондентов уверены, что развитие образования напрямую связано с экономическим уровнем жизни общества.

13

Выберите верные суждения о харизматической власти.

1. Харизматическая власть основывается на традициях и обычаях.

2. Для харизматической власти характерно приписывание лидеру исключительных качеств.

3. Харизматическая власть не имеет стабильного и долговременного характера.

4. Такая власть основывается на рациональных правилах поведения.

5. Харизматическая власть основана на юридических нормах, которые необходимо выполнять.

14

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и видом социальных норм (обозначено цифрой).

15

Расходы государства Q в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Какие из приведенных признаков подтверждают данные выводы?

1. увеличилась производительность труда на предприятиях всех форм собственности

2. возросло число частных предприятий

3. возник дефицит государственного бюджета

4. снизились потребительские расходы

5. увеличилось количество зарубежных инвесторов

6. правительство повышает акцизы на некоторые товары

16

Какие виды договоров обязательно должны быть заверены нотариально?

1. брачный договор

2. покупки-продажи бытовой техники

3. договор подряда

4. договор ренты

5. договор мены

17

Вам предложено подготовить презентацию о системе российского права. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Гражданское право»? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1. К числу источников права относят обычаи (обычаи делового оборота).

2. В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных деяний людей.

3. Взаимоотношения сторон выстраиваются на основе следующих принципов: равенство сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли.

4. К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят ограничение свободы, обязательные работы.

5. Одна сторона правоотношений, регулируемых этой отраслью, часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне.

6. К числу объектов прав относят нематериальные блага.

18

Правительство государства S проводит политику протекционизма. Какие нетарифные методы могут быть использованы для защиты отечественного производителя?

1. таможенные тарифы

2. квотирование

3. демпинг

4. таможенные пошлины

5. эмбарго

6. лицензирование

19

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. паспорт гражданина РФ

4. налоговое уведомление

5. диплом о профильном образовании

6. выписку из финансово-лицевого счёта

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Банковский кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре ______ (А). В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, ______ (Б) денег банку. Процент - это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование ______ (В) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и ______ (Г). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан - потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа. Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные ______ (Д) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки ______ (Е) заемщиков.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. операции

2. государство

3. кредитоспособность

4. процента

5. потребительский кредит

6. ликвидность

7. гарантии возврата

8. окупаемость

9. заемные средства

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Термин «тоталитаризм» применяется в трёх аспектах: 1) политико-идеологическом: так, в условиях холодной войны концепция тоталитаризма использовалась для обоснования противостояния двух политических систем; 2) эмоционально-оценочном: СМИ и обыденное сознание пользуются им для отрицательной оценки самых разных сторон жизни; 3) научном. Употребляемое столь интенсивно, это понятие само требует точного научного определения. В противном случае популярный ныне термин «тоталитаризм» рискует превратиться в словесный трафарет, который не столько объясняет, сколько запутывает содержание политической ситуации нашего недавнего прошлого и лишь пополнит длинный ряд словесных штампов. Своё, ставшее классическим в западной политологии, определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своей книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 год). Они выделили 6 базовых критериев тоталитаризма, которые получили название «тоталитарного синдрома»:

1) единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10%),  чьё ядро непоколебимо предано идеологии; эта партия организована по олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью с ней переплетена;

2) официальная идеология, охватывающая все жизненно важные аспекты человеческого существования и которая должна признаваться всеми;

3) монополия на СМИ;

4) монополия на все средства вооружённой борьбы;

5) система террористического полицейского контроля, направленного не только против «врагов» режима, но и против произвольно выбираемых групп и классов, населения;

6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Несмотря на то, что данное определение считается классическим, вопрос о том, являются ли выделенные признаки обязательными для признания режима тоталитарным, достаточны ли они для исчерпывающей характеристики феномена тоталитаризма, до сих пор вызывает споры. Не совсем обоснованным представляется выделение в качестве критерия именно тоталитарного режима такого признака как монополия на все средства вооружённой борьбы. На наш взгляд, любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности и стремится к полному контролю над ними.

Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие. Главное отличие умеренного тоталитаризма от жёсткого заключается в том, что при первом частная собственность не упраздняется, осуществляется лишь частичная национализация и конфискация собственности противников режима; более того, крупная частная собственность становится основой быстро растущего военно-промышленного комплекса. Напротив, жёсткий тоталитаризм построен на основе полного обобществления, то есть национализации и конфискации, всей частной собственности. Умеренный тоталитарный режим занимается экономической и производительной деятельностью лишь в виде исключения и только в стратегически наиболее важных отраслях военной промышленности. Для социалистической тоталитарной системы производство и распределение составляют её основную функцию».

(По материалам работы А. А. Шанина «Тоталитарный режим» )

Показать ответ

Названы аспекты: 1) политико-идеологический, 2) эмоционально-оценочный, 3) научный.

Дано объяснение: термину нужно дать научное определение, так как в противном случае он станет «словесным трафаретом».

Показать ответ

  • Авторы: К. Фридрих и 3. Бжезинский;
  • Критерии: 1) единственная массовая партия; 2) официальная идеология, признаваемая всеми; 3) монополия на СМИ; 4) монополия на все средства вооружённой борьбы; 5) система террористического полицейского контроля; 6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Аргументы:

1. любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности;

2. любой режим стремится к полному контролю над армией, полицией, органами госбезопасности;

3. любой режим применяет все формы насилия, если находит это целесообразным и в состоянии руководить силовыми структурами для защиты своих интересов.

Выпишите из текста предложение, которое указывает на создание автором текста своей классификации тоталитарных режимов. Назовите два основных отличия названных автором текста разных видов тоталитарных режимов. Приведите два примера тоталитарных режимов, существовавших в прошлом или существующих в настоящее время.

Показать ответ

  • «Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие».
  • Основные отличия: 1) умеренный тоталитарный режим сохраняет частную собственность - жёсткий тоталитарный режим ликвидирует частную собственность, 2) проводит частичную национализацию (конфискацию) частной собственности - жёсткий тоталитарный режим проводит полную национализацию частной собственности; 3) опирается на крупный капитал и ВПК - опорой жёсткого тоталитаризма является государственная собственность; 4) умеренный - занимается экономической деятельностью только в случае крайней необходимости, а для жёсткого - это основной вид деятельности (функция);
  • Примеры тоталитарных режимов: гитлеровская Германия 1933-1945 гг.; сталинский режим в СССР; современный режим в КНДР.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индивидуальный трудовой спор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно о нормативных документах, определяющих порядок урегулирования, а другое - пример индивидуального трудового спора.

Показать ответ

  • Индивидуальный трудовой спор - это разногласия, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде.
  • Индивидуальный трудовой спор урегулируется в соответствии трудовым законодательством РФ (законами Российской Федерации); 2) спор по вопросу установления или изменения индивидуальных условий труда; спор в случае отказа в приёме на работу; спор в случае незаконного (оспариваемой законности) увольнения.

Все нормы права закреплены в источниках права. Источники права - это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Назовите три источника права, каждый из них проиллюстрируйте примером.

Показать ответ

  1. Нормативный правовой акт установленной формы. Например, закон об образовании, принятый Государственной думой РФ.
  2. Подзаконный акт. Например, постановление Правительства Российской Федерации, детализирующее применение закона.
  3. Нормативный договор. Например, договор между двумя государствами о сотрудничестве в какой-либо сфере.
  4. Правовой прецедент. Например, случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для принятия решения в настоящем.
  5. Правовой обычай. Например, исторически сложившиеся правила поведения, впоследствии включённые в закон.
  6. 3) Конституционные принципы избирательного права:

    а) всеобщность избирательного права;

    б) равное избирательное право;

    в) прямое избирательное право;

    д) добровольность участия в выборах.

    4) Порядок выборов Президента РФ.

    5) Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

    6) Выборы в органы местного самоуправления.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

    29.1. Философия «Живи и жить давай другим». (Г. Р. Державин)

    29.2. Экономика «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров». (Френсис Бэкон)

    29.3. Социология, социальная психология «Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей». (Авраам Линкольн)

    29.4. Политология «Чем больше чувство ответственности, тем.меньше жажда власти». (Стефан Гарчиньский)

    29.5. Правоведение «Где право, там средство его защиты». (Латинское изречение)

1. Государство: смысл понятия и происхождение.

2. Признаки и функции государства.

3. Современные государства: формы правления и территориально-политического устройства.

1. Государство: смысл понятия и происхождение.

Известно, что в системе социальных институтов власти высшей и наиболее развитой является власть государства.

Несколько тысячелетий, начиная со времени своего возникновения и вплоть до XVI в., государство в политической мысли не имело общего, абстрактного понятия и обозначалось множеством конкретных терминов: полис, царство, княжество, деспотия, республика, империя, королевство и др. В этот же период времени доминировало аристотелевское представление о государстве как о постоянном, независимом сообществе – союзе граждан, обитающих на определенной территории и объединенных сотрудничеством, обменом, культурой и властью.

Абстрактно-общее понятие «государство» («stato»), вне характеристик его устройства и форм правления, в науку о политике ввел Н. Макиавелли (1469 – 1527 гг.). Термин «stato» обозначает особое состояние (status) общества, в котором существует и действует любая форма организации верховной власти, независимо от того монархия это или республика. Значение данной интерпретации понятия «государство» состоит в том, что она разделяет общество и государство, наполняя их качественно различным содержанием. Данная позиция позже (в XVII – XIX вв.) была развита в политической науке Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегелем, К. Марксом.

Понимание сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности данного социального образования. В политологии сложились три различных подхода к исследованию государства:

1) политико-философский , при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение "общих дел", регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа;

2) классовый , согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, организация, по определению Ф.Энгельса, "самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации";

3) правовой и организационно-структурный подход , исследующий "юридическое государство" как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических отношений.

В современной политологии под государством понимается организация публичной власти, располагающая статусом суверенитета на определенной территории. Иначе говоря, здесь «государством» называется система образующих институт верховной власти в определенном обществе.

Причины возникновения государства.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – указывал Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы".

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

- антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

- психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Потребность в признании со стороны других людей 2) стремление карьерного роста 3) социальная потребность 4) потребность в поддержке близких людей 5) потребность в общении.

Ниже приведен перечень терминов. Все из них, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

1) биологические 2) культурные 3) физиологические 4) социальные 5) органические 6) естественные

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Выберите верные суждения о трудовом договоре.

1. Трудовой договор составляется на основе норм гражданского права.

2. Трудовой договор определяет обязанности работника.

3. Трудовой договор не может ухудшать условия труда, предусмотренные действующим законодательством.

4. Предметом трудового договора выступает результат труда.

5. Трудовой договор действует сроком не более 1 года.

Установите соответствие между характеристикой республиканской формы правления (обозначено буквами) и видом республики (обозначено цифрами).

6. Искусство отличается от других форм духовной культуры. Какие особенности искусства?

1. Произведения искусства являются эстетическим отражением окружающего мира.

2. Искусство направлено на практическое освоение окружающего мира.

3. Произведения искусства предназначены для улучшения качества повседневной жизни человека.

4. Искусство призвано решать фундаментальные мировоззренческие проблемы.

5. Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность.

6. Главной целью искусства является поиск истины.

Выберите верные суждения об административном праве.

1. Административное право регулирует отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

2. Субъектами административного права могут быть исключительно юридические лица.

3. Административное право использует диспозитивные методы правового регулирования.

4. Административное право - это право и законодательное, и подзаконное.

5. Административное право относится к публичному праву.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы территориального устройства

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Потребность в признании со стороны других людей 2) стремление карьерного роста 3) социальная потребность 4) потребность в поддержке близких людей 5) потребность в общении.

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о трудовом договоре.

1. Трудовой договор составляется на основе норм гражданского права.

2. Трудовой договор определяет обязанности работника.

3. Трудовой договор не может ухудшать условия труда, предусмотренные действующим законодательством.

4. Предметом трудового договора выступает результат труда.

5. Трудовой договор действует сроком не более 1 года.

5

Установите соответствие между характеристикой республиканской формы правления (обозначено буквами) и видом республики (обозначено цифрами).

6

Искусство отличается от других форм духовной культуры. Какие особенности искусства?

1. Произведения искусства являются эстетическим отражением окружающего мира.

2. Искусство направлено на практическое освоение окружающего мира.

3. Произведения искусства предназначены для улучшения качества повседневной жизни человека.

4. Искусство призвано решать фундаментальные мировоззренческие проблемы.

5. Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность.

6. Главной целью искусства является поиск истины.

7

Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Золотовалютные резервы государства хранятся в нескольких коммерческих банках.

2. Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию денег.

3. Центральный банк устанавливает уровень инфляции.

4. Центральный банк финансирует производство.

5. Коммерческие банки выдают кредиты физическим лицам и предприятиям.

8

Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и фактором производства (обозначено цифрами).

9

В стране Х выборы в парламент проводятся по смешанной избирательной системе. Какие особенности этой избирательной системы?

1. выборы проходят по мажоритарным округам

2. большинство мест в парламенте получают представители партий-победителей

3. депутатами избираются те, кто преодолел определенный процентный барьер

4. выборы происходят и по партийным спискам, и по территориальным округам

6. на избирательном участке избиратель получает два бюллетеня

10

Среди школьников региона был проведен опрос о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в процентных показателях) представлены в таблице.

Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании таблицы?

1. Наибольшее число опрошенных считают добрым делом заботу о пожилых людях.

2. Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о детях, больше, чем тех, кто считает добрым делом любую бескорыстную помощь.

3. Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и борьбу с социальной несправедливостью.

4. Каждый пятый учащийся считает добрым делом все, что сделано от чистого сердца.

5. Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.

11

Выберите верные суждения, которые иллюстрируют права налогоплательщика в Российской Федерации.

1. Уплата законно установленных налогов

2. Проведение в предусмотренных законом случаях в установленном порядке учета доходов и расходов.

3. Получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством.

4. Предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений.

5. Обжалование в установленном законом порядке решения налоговых органов и действия их должностных лиц.

6. Предоставление информации налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

12

Школьникам и их родителям в городе С был задан вопрос: «От каких факторов зависит уровень развития образования в современном мире?». Полученные данные представлены в диаграмме.

Факторы, влияющие на уровень развития образования

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Развитие образования в большей степени зависит от существующей в стране системы законодательства.

2. На уровень развития образования одинаково влияет правовая система и семейное воспитание.

3. Семейное воспитание не имеет весомого влияния на уровень развития образования.

4. Каждый восьмой из опрошенных не смог определиться с ответом.

5. Большинство опрашиваемых респондентов уверены, что развитие образования напрямую связано с экономическим уровнем жизни общества.

13

Выберите верные суждения о харизматической власти.

1. Харизматическая власть основывается на традициях и обычаях.

2. Для харизматической власти характерно приписывание лидеру исключительных качеств.

3. Харизматическая власть не имеет стабильного и долговременного характера.

4. Такая власть основывается на рациональных правилах поведения.

5. Харизматическая власть основана на юридических нормах, которые необходимо выполнять.

14

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и видом социальных норм (обозначено цифрой).

15

Расходы государства Q в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Какие из приведенных признаков подтверждают данные выводы?

1. увеличилась производительность труда на предприятиях всех форм собственности

2. возросло число частных предприятий

3. возник дефицит государственного бюджета

4. снизились потребительские расходы

5. увеличилось количество зарубежных инвесторов

6. правительство повышает акцизы на некоторые товары

16

Какие виды договоров обязательно должны быть заверены нотариально?

1. брачный договор

2. покупки-продажи бытовой техники

3. договор подряда

4. договор ренты

5. договор мены

17

Вам предложено подготовить презентацию о системе российского права. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Гражданское право»? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1. К числу источников права относят обычаи (обычаи делового оборота).

2. В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных деяний людей.

3. Взаимоотношения сторон выстраиваются на основе следующих принципов: равенство сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли.

4. К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят ограничение свободы, обязательные работы.

5. Одна сторона правоотношений, регулируемых этой отраслью, часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне.

6. К числу объектов прав относят нематериальные блага.

18

Правительство государства S проводит политику протекционизма. Какие нетарифные методы могут быть использованы для защиты отечественного производителя?

1. таможенные тарифы

2. квотирование

3. демпинг

4. таможенные пошлины

5. эмбарго

6. лицензирование

19

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. паспорт гражданина РФ

4. налоговое уведомление

5. диплом о профильном образовании

6. выписку из финансово-лицевого счёта

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Банковский кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре ______ (А). В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, ______ (Б) денег банку. Процент - это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование ______ (В) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и ______ (Г). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан - потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа. Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные ______ (Д) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки ______ (Е) заемщиков.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. операции

2. государство

3. кредитоспособность

4. процента

5. потребительский кредит

6. ликвидность

7. гарантии возврата

8. окупаемость

9. заемные средства

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Термин «тоталитаризм» применяется в трёх аспектах: 1) политико-идеологическом: так, в условиях холодной войны концепция тоталитаризма использовалась для обоснования противостояния двух политических систем; 2) эмоционально-оценочном: СМИ и обыденное сознание пользуются им для отрицательной оценки самых разных сторон жизни; 3) научном. Употребляемое столь интенсивно, это понятие само требует точного научного определения. В противном случае популярный ныне термин «тоталитаризм» рискует превратиться в словесный трафарет, который не столько объясняет, сколько запутывает содержание политической ситуации нашего недавнего прошлого и лишь пополнит длинный ряд словесных штампов. Своё, ставшее классическим в западной политологии, определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своей книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 год). Они выделили 6 базовых критериев тоталитаризма, которые получили название «тоталитарного синдрома»:

1) единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10%),  чьё ядро непоколебимо предано идеологии; эта партия организована по олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью с ней переплетена;

2) официальная идеология, охватывающая все жизненно важные аспекты человеческого существования и которая должна признаваться всеми;

3) монополия на СМИ;

4) монополия на все средства вооружённой борьбы;

5) система террористического полицейского контроля, направленного не только против «врагов» режима, но и против произвольно выбираемых групп и классов, населения;

6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Несмотря на то, что данное определение считается классическим, вопрос о том, являются ли выделенные признаки обязательными для признания режима тоталитарным, достаточны ли они для исчерпывающей характеристики феномена тоталитаризма, до сих пор вызывает споры. Не совсем обоснованным представляется выделение в качестве критерия именно тоталитарного режима такого признака как монополия на все средства вооружённой борьбы. На наш взгляд, любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности и стремится к полному контролю над ними.

Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие. Главное отличие умеренного тоталитаризма от жёсткого заключается в том, что при первом частная собственность не упраздняется, осуществляется лишь частичная национализация и конфискация собственности противников режима; более того, крупная частная собственность становится основой быстро растущего военно-промышленного комплекса. Напротив, жёсткий тоталитаризм построен на основе полного обобществления, то есть национализации и конфискации, всей частной собственности. Умеренный тоталитарный режим занимается экономической и производительной деятельностью лишь в виде исключения и только в стратегически наиболее важных отраслях военной промышленности. Для социалистической тоталитарной системы производство и распределение составляют её основную функцию».

(По материалам работы А. А. Шанина «Тоталитарный режим» )

Показать ответ

Названы аспекты: 1) политико-идеологический, 2) эмоционально-оценочный, 3) научный.

Дано объяснение: термину нужно дать научное определение, так как в противном случае он станет «словесным трафаретом».

Показать ответ

  • Авторы: К. Фридрих и 3. Бжезинский;
  • Критерии: 1) единственная массовая партия; 2) официальная идеология, признаваемая всеми; 3) монополия на СМИ; 4) монополия на все средства вооружённой борьбы; 5) система террористического полицейского контроля; 6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Аргументы:

1. любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности;

2. любой режим стремится к полному контролю над армией, полицией, органами госбезопасности;

3. любой режим применяет все формы насилия, если находит это целесообразным и в состоянии руководить силовыми структурами для защиты своих интересов.

Выпишите из текста предложение, которое указывает на создание автором текста своей классификации тоталитарных режимов. Назовите два основных отличия названных автором текста разных видов тоталитарных режимов. Приведите два примера тоталитарных режимов, существовавших в прошлом или существующих в настоящее время.

Показать ответ

  • «Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие».
  • Основные отличия: 1) умеренный тоталитарный режим сохраняет частную собственность - жёсткий тоталитарный режим ликвидирует частную собственность, 2) проводит частичную национализацию (конфискацию) частной собственности - жёсткий тоталитарный режим проводит полную национализацию частной собственности; 3) опирается на крупный капитал и ВПК - опорой жёсткого тоталитаризма является государственная собственность; 4) умеренный - занимается экономической деятельностью только в случае крайней необходимости, а для жёсткого - это основной вид деятельности (функция);
  • Примеры тоталитарных режимов: гитлеровская Германия 1933-1945 гг.; сталинский режим в СССР; современный режим в КНДР.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индивидуальный трудовой спор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно о нормативных документах, определяющих порядок урегулирования, а другое - пример индивидуального трудового спора.

Показать ответ

  • Индивидуальный трудовой спор - это разногласия, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде.
  • Индивидуальный трудовой спор урегулируется в соответствии трудовым законодательством РФ (законами Российской Федерации); 2) спор по вопросу установления или изменения индивидуальных условий труда; спор в случае отказа в приёме на работу; спор в случае незаконного (оспариваемой законности) увольнения.

Все нормы права закреплены в источниках права. Источники права - это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Назовите три источника права, каждый из них проиллюстрируйте примером.

Показать ответ

  1. Нормативный правовой акт установленной формы. Например, закон об образовании, принятый Государственной думой РФ.
  2. Подзаконный акт. Например, постановление Правительства Российской Федерации, детализирующее применение закона.
  3. Нормативный договор. Например, договор между двумя государствами о сотрудничестве в какой-либо сфере.
  4. Правовой прецедент. Например, случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для принятия решения в настоящем.
  5. Правовой обычай. Например, исторически сложившиеся правила поведения, впоследствии включённые в закон.
  6. 3) Конституционные принципы избирательного права:

    а) всеобщность избирательного права;

    б) равное избирательное право;

    в) прямое избирательное право;

    д) добровольность участия в выборах.

    4) Порядок выборов Президента РФ.

    5) Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

    6) Выборы в органы местного самоуправления.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

    29.1. Философия «Живи и жить давай другим». (Г. Р. Державин)

    29.2. Экономика «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров». (Френсис Бэкон)

    29.3. Социология, социальная психология «Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей». (Авраам Линкольн)

    29.4. Политология «Чем больше чувство ответственности, тем.меньше жажда власти». (Стефан Гарчиньский)

    29.5. Правоведение «Где право, там средство его защиты». (Латинское изречение)