Хранение персональных данных на российских серверах. Хранение и обработка персональных данных. Инструкция. Какая организация попадает под требования Федерального закона «О персональных данных»

29 Дек 2016

Персональные данные — это практически любая информация о физическом лице. Поэтому если Ваша организация работает с людьми, о которых Вы так или иначе информацию собираете, то эта инструкция будет Вам полезна. Она затронет следующие аспекты: получение согласия на обработку, уведомление субъекта персональных данных об обработке данных, уведомление Роскомнадзора, трансграничная передача данных, необходимость хранить персональные данные в России и организационные требования к оператору. Так что наберитесь терпения.

Законодательство о персональных данных в России аморфное — неясного в нем больше, чем доподлинно известного. Помимо «аморфности» законодательство еще вводит сложные и трудоемкие алгоритмы работы с персональными данными, что автоматически делает работу по его соблюдению более сложной, а данную инструкцию — более объемной.

Получение согласия

По общему правилу, если Вы обрабатываете (например, храните обращения граждан), то всегда лучше иметь согласие лица на обработку его персональных данных. Примерную форму такого согласия можно найти по ссылке.

Естественно, в работе правозащитных организаций иногда получить согласие человека невозможно. Например, при похищении человека или при применении пыток к заключенному. В законодательстве есть ряд исключений, которые позволяют обрабатывать персональные данные без согласия. Поэтому при работе с такими обращениями важно понимать, в какую категорию исключений они могут попасть (на случай, если к Вам после публикаций придет Роскомнадзор с проверкой). Но их немного:

Если обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, и если получение согласия субъекта персональных данных невозможно. Как только угроза жизни или здоровью прекращается, обработка должна быть прекращена. При этом понять, когда, по мнению Роскомнадзора, угрозу можно считать прекращенной, например, при жалобах на пытки в СИЗО, не совсем ясно. Очевидно одно, что в течение короткого времени, данное исключение будет позволять работать с персональными данными, но если есть перспектива долгосрочной работы над обращением, лучше взять согласие.

Если есть договор между организацией и лицом (например, родственником пропавшего), в котором бенефициаром (человеком, в пользу которого договор исполняется) является лицо, чьи персональные данные подлежат обработке. Это может быть договор оказания услуг (например, юридических, и например, на безвозмездной основе). Поэтому если получение согласие от субъекта персональных данных никак невозможно, то рекомендуем заключить подобный договор с родственником. В таком случае, Вам будет, что предъявить Роскомнадзору при внеплановой проверке.

Однако если Вы обрабатываете данные, которые относятся к категории «специальные персональные данные» (это данные относительно расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни), то нужно обязательно брать согласие человека.

Уведомление Роскомнадзора

Помимо получения согласия на обработку персональных данных есть еще одна бюрократическая сложность. В некоторых случаях необходимо уведомлять Роскомнадзор о том, что Ваша организация обрабатывает персональные данные. Как только такое уведомление Роскомнадзор получает, Вашу организацию могут включить в список плановых проверок. Само уведомление заполнить несложно. Его форму можно найти . (ссылка на).

В каких случаях можно не уведомлять Роскомнадзор:

  1. При обработке персональных данных работников организации
  2. Если персональные данные включают только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных.
  3. Если персональные данные обрабатываются для исполнения договора, который был заключен между организацией и субъектом персональных данных. Если Ваша организация не заключает договоры, но у Вас есть письменное обращение доверителя в Вашу организацию, то такое обращение также можно рассматривать в качестве основания для неуведомления Роскомнадзора. Обращаем внимание, что в случае заключения договора, в котором субъект персональных данных является бенефициаром (как, например, при похищениях и насильственных исчезновениях), а не стороной, то такой договор не освобождает от необходимости уведомления Роскомнадзора.
  4. Если данные обрабатываются без использования средств автоматизации. Многие общественные организации пользуются примерно следующим спектром офисных программ — Word, Excel, Power point + СПС типа Консультант. Мы полагаем, что обработка персональных данных с использованием данных программ не является обработкой с использованием автоматизации (почему мы так считаем, можете прочитать ). Таким образом, уведомлять Роскомнадзор об обработке не требуется. Однако судебная практика еще окончательно не ответила на этот вопрос. Поэтому если желаете перестраховаться, то лучше подать уведомление в Роскомнадзор.

Трансграничная передача персональных данных

Закон устанавливает, что трансграничная передача персональных данных – это передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу. Чаще всего правозащитные организации осуществляют трансграничную передачу в случае отправления жалоб в Европейский суд по правам человека или в органы ООН.

Требования законодательства таковы, что если трансграничная передача осуществляется не в безопасную страну (список безопасных стран можно посмотреть ), то необходимо или иметь договор с субъектом персональных данных, который бы предусматривал возможность такой передачи, или необходимо получить отдельное согласие на такую трансграничную передачу.

Хранение персональных данных на территории России

Может быть, помните, что начиная с лета 2014 года было много шума из-за принятия закона о персональных данных (№242-ФЗ)? Этот закон обязывает операторов персональных данных обеспечить запись, хранение (и прочие операции) персональных данных граждан РФ с использованием баз данных на территории РФ с 1 сентября 2015 года. Это означает, что персональные данные наших соотечественников должны храниться на российской территории. Однако это не означает, что за рубежом они не могут храниться вовсе. Согласно позиции Министерства связи, хранение данных за пределами РФ является возможным, если первоначальная обработка осуществлялась на территории РФ. Другими словами, можно иметь две базы данных – одна в России, а другая – за рубежом. При этом Роскомнадзор, скорее всего, не сможет проверить, насколько эти базы идентичны.

Организационные требования к НКО

Огромное внимание Роскомнадзор уделяет правильно составленным обязательным документам. Поэтому рекомендуем Вам в самое ближайшее время разработать и утвердить следующие документы:

  1. Правила обработки персональных данных ()
  2. Порядок доступа работников в помещения, в которых проводится обработка персональных данных
  3. Документ о назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных.

С правилами обработки персональных данных необходимо ознакомить всех работников НКО под роспись. Документы, содержащие персональные данные, должны храниться в запирающихся шкафах.

Закон также требует, чтобы персональные данные уничтожались тогда, когда их хранение уже не является необходимым. Например, жалоба была выиграна в Европейском суде, решение ЕСПЧ было исполнено, значит, данные нужно уничтожить. А об уничтожении составить акт.

Более того, мы Вам ранее рассказали, что закон требует, чтобы хранение и обработка велась в России, поэтому необходимо иметь документы, подтверждающие размещение баз данных на технических площадках (ЦОД, сервера) в России. Это могут быть либо собственные серверные мощности, либо арендованные.

Принятый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях)» затрагивает не только о местах хранения баз данных с персональными данными россиян, но и другие аспекты, относящиеся к законодательству о персональных данных.

В 152-ФЗ изменения коснулись ст. 18 «Обязанности оператора при сборе персональных данных» (оператор при сборе персональных данных россиян, в том числе через интернет, должен хранить их в базах данных, расположенных на территории РФ), а также ст. 22 «Уведомление об обработке персональных данных» (о том, что нужно уведомлять контролирующий орган Роскомнадзор о месте хранения баз данных).

Также в принятом законе Роскомнадзор наделяется полномочиями вести реестр нарушителей прав субъектов персональных данных, ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства о персональных данных, возможностью блокировать ресурсы. И, нужно сказать, что формально контролирующий орган уже наделен таким правом по 139-ФЗ. Например, 8 июля Роскомнадзором был заблокирован сайт telkniga.com с номерами сотовых телефонов россиян.

На кого повлияет закон о хранении персональных данных на территории РФ?

Прежде всего, закон должен коснуться крупных российских компаний, хранящих персональные данные за границей. Им необходимо будет переносить свои дата-центры на территорию России, что потребует больших финансовых затрат. Ведь хостинг на зарубежных ресурсах значительно дешевле. Поэтому можно предположить, что некоторые компании захотят сэкономить и попытаться обойти закон. Например, создавать копии лишь части базы данных и продолжать хранить основную базу за границей. Технически очень сложно определить, что данные хранятся не на территории России. Отсюда возникает вопрос, каким образом контролирующий орган будет отслеживать выполнение закона, это кажется нетривиальной задачей. Но многие российские компании, для которых важен имидж, которые стремятся соблюсти все требования законодательства, будут размещать базы данных на территории нашей страны.

Рассмотрим, на кого еще может распространяться принятый закон. Согласно 152-ФЗ, законодательство о персональных данных распространяется на российских операторов и, в соответствии с , на представительства иностранных юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории РФ. То есть на иностранные компании, осуществляющие сбор персональных данных россиян, в том числе с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», действие 152-ФЗ не распространяется.

Если же взять какой-нибудь отель в Турции, на сайте которого происходит сбор персональных данных россиян, то доступ к нему будет ограничен из-за несоблюдения требований нашего законодательства. Но одно дело, когда это касается сайта какого-то небольшого отеля, а другое — когда речь идет о сайте крупной компании. Отелю для выполнения российского законодательства не имеет смысла переносить базу данных на территорию РФ с рациональной точки зрения, так как для него это будут слишком большие финансовые затраты. Но такие корпорации, как Microsoft, IBM, EMC и многие другие, захотят продолжить работать на российском рынке и постараются сохранить клиентов, создавая дата-центры или арендуя уже существующие. И в этом можно увидеть положительный момент: создание дата-центров на территории России повлечет развитие отечественной IT-индустрии.

Как изменится контроль над обработкой персональных данных?

Подписанный закон также вносит изменения в , выводя из-под действия этого закона контроль и надзор за обработкой персональных данных, за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это значит, что если сейчас Роскомнадзор может прийти в компанию с проверкой только один раз в три года (это регулируется 294-ФЗ), то c вступлением закона в силу с 1 сентября 2016 года он может делать это в любой момент. При этом станет необязательной публикация Роскомнадзором плана проверок на следующий год, и, следовательно, компании даже не будут знать, когда к ним придут с проверкой. Для обычных компаний малого и среднего бизнеса это изменение более существенно по сравнению с изменениями, касающимися хранения персональных данных на территории России.

В последнее время российское законодательство активно меняется, особенно в области персональных данных. И есть вероятность того, что закон, который вступит в силу 1 сентября 2016 года, все же претерпит некоторые изменения. Тем более что сейчас в нем действительно много неясных моментов, помимо перечисленных.

Елена Республиканская , эксперт продукта

Госдума приняла в третьем чтении закон о хранении персональных данных на территории России. Он вступит в силу с 1 сентября 2015 года, отрасль называет эту дату компромиссным вариантом

С наступлением осени компании будут обязаны хранить обработанные в интернете персональные данные россиян на серверах, которые расположены на территории России. Изначально предполагалось, что ограничение вступит в силу 1 сентября 2016 года. Затем депутаты решили ускорить процесс и в новой редакции фигурировала дата вступления закона в силу 1 января 2015. Комитет по информационной политике Думы внес эту поправку в связи «с общей ситуацией, с участившимися утечками персональных данных и с вопросами безопасности государства в целом». С этой датой законопроект был принят во втором чтении.

После ряда консультаций с представителями интернет-отрасли Госдума решила вернуться к рассмотрению документа и перенести срок вступления нормы в силу. Сегодня депутаты приняли законопроект сразу во втором и третьем чтениях, итоговой датой вступления закона в силу стало 1 сентября 2015 года.

«Это - компромиссный вариант. Видимо, депутаты посчитали, что недопустимо, чтобы данные россиян хранились за рубежом в течение 2015 года, но в ходе обсуждения с отраслью пришли к тому, что к 1 января 2015 года компании не успеют обеспечить соответствие требованиям, к тому же им непонятны многие механизмы, прописанные в законе», - заявил ранее РБК секретарь комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Александр Шепилов.

Директор Российской ассоциации электронной коммерции (РАЭК) Сергей Плуготаренко в интервью РБК отметил, что перенос срока вступления закона в силу на сентябрь дает отрасли время для корректировки документа. В этом процессе он рассчитывает прибегнуть к консультации представителей отрасли и профильных госучреждений.

Свое негативное отношение к законопроекту выражали многие представители IT-бизнеса. Также против принятия документа в существующей редакции выступала РАЭК. Позиция организации отражена на сайте.

«Локализация данных требует от провайдера информационных услуг построения физической местной инфраструктуры в каждой юрисдикции, в которой он работает, чрезвычайно увеличивая расходы и другие убытки как для провайдеров, так и потребителей услуг», - считают члены РАЭК. Они отмечают, что предоставление многих услуг в такой ситуации становится невозможным.

В октябре 2014 года Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (РАТЭК) подготовили совместное обращение к президенту России Владимиру Путину. Из-за ограниченности времени и невозможности выполнить некоторые требования закона многие компании вынуждены будут прекратить свою деятельность в России, утверждали представители бизнеса.

Представитель системного интегратора «Инфосистемы джет» Валентин Крохин утверждает, что из-за более строгих требований, хранение данных в России обойдется компаниям на 30% дороже, чем в зарубежных дата-центрах. Его мнение цитирует газета «Ведомости». Эксперт оценил затраты российских компаний на хранение данных за рубежом в десятки миллионов долларов. Перевести такой объем в Россию значительная часть бизнеса не успеет, считает Крохин.

Вступление в силу закона отразится не только на IT-бизнесе. Проблемы могут возникнуть, например, у страховых и авиационных компаний, предприятий розничной торговли, сервисов международной связи, почтовой пересылки, бронирования гостиниц и авиабилетов.

«Цена, которую заплатит Россия, будет несравнимо выше тех рисков, о которых говорят авторы закона. Фактов преступного использования персональных данных мы не наблюдаем», - заявил РБК директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов.

Директор центра информационной безопасности компании R-Style Евгений Акимов в интервью «Коммерсанту» отметил, что серьезные проблемы могут возникнуть у компаний, которые используют облачные сервисы, например зарубежные CRM-системы. «Смена практически невозможна, так как в России нет подобных сервисов. Решить проблему можно деперсонализацией данных. Можно также поменять облачный CRM на классический CRM, но это технологически сложная задача», - утверждает он.​

Текст
Олег Акбаров

Текст
Николай Удинцев

Перед уходом на летние каникулы Государственная дума РФ скоропостижно приняла ещё одну серию «запретительных законов» - основной резонанс вызвала инициатива запретить интернет-сервисам хранить данные вне РФ. Она спровоцировала новую волну разговоров о будущем интернета в нашей стране и о том, что скоро вместо Всемирной паутины мы будем иметь возможность пользоваться только .

Что произошло?


Сегодня, 4 июля, поправки к закону «О персональных данных» были приняты во втором и третьем чтениях. За документ проголосовали 325 депутатов, против - 65 парламентариев. Под эти поправки подпадают, среди прочих, такие ресурсы, как Facebook, Twitter и Booking.com, а также тысячи онлайн-магазинов, сотни авиакомпаний и визовых служб. Look At Me разбирается, чем это может закончиться как для простых людей, так и для тех, чей бизнес находится в интернете.

Законопроект, вступающий в силу с 1 сентября 2016 года, регламентирует обязанности интернет-оператора «обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации в базах данных информации, расположенных на территории Российской Федерации». Таким образом, после указанной даты хранение любых персональных данных за пределами РФ запрещено.

Что запрещают?


Согласно закону, Роскомнадзор должен ограничить доступ к информации, которая «обрабатывается с нарушением законодательства», то есть не в России. Для этого он направит письмо с сообщением о нарушении законодательства хостингу сервиса или его владельцу. Если последний не предпримет «незамедлительных мер» по устранению нарушения, то ведомство направит второе письмо - отечественным провайдерам с указанием о блокировке сайта.

Все сайты-нарушители будут попадать в новый «чёрный список» - Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Уточняется, что Роскомнадзор может послать письмо только после решения суда. Однако закон не проясняет, по какой именно причине будет начинаться судебное разбирательство - по обращению Роскомнадзора или любого другого лица.

Что из этого выйдет
на практике?


Даже если отдельные компании (например, Google и Microsoft) согласятся установить свои дата-центры на территории России, некоторые сервисы физически не смогут выполнить требования российского законодательства. Например, считают отечественные специалисты , иностранные онлайн-магазины не смогут поставить свои серверы в России, поскольку должны обрабатывать данные на территории той страны, в которой они работают.

Аналогичная ситуация может сложиться с иностранными сервисами бронирования авиабилетов, гостиниц (Booking.com), жилья (Airbnb), а также платёжными инструментами (PayPal). Они должны хранить свои данные на международных серверах, чтобы другие компании могли получить к ним доступ из любой страны. Принятые Госдумой РФ поправки не проясняют, будет ли разрешён доступ к информации в российских дата-центрах из-за границы. И не ясно, каким образом в России смогут работать молодые интернет-стартапы, у которых нет средств на то, чтобы уделять столько внимания российским пользователям.

Эксперты заявляют , что единственным способом добиться выполнения этого закона в отношении иностранных интернет-компаний, таких как Google или Facebook, является блокирование доступа к их сервисам на территории России. Такая ситуация складывается из-за того, что данные компании находятся вне российской юрисдикции. Однако ранее подобные ограничения в других странах привели к тому, что сервисы просто перестали работать на их территории.

Несмотря на возможный уход иностранных сервисов с российского рынка, некоторые чиновники рассчитывают получить экономическую выгоду. Например, муниципальный депутат Алексей Лисовенко считает, что это может принести

С 01 сентября 2015 г. вступили в силу дополнения, вносимые в статью 18 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Федеральный закон), а именно часть 5 следующего содержания:

«При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.».

Указанные исключения будут касаться только исполнения Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств, осуществления правосудия, работы органов государственной власти, журналистской, научной, литературной и иной творческой деятельности.

Таким образом, если деятельность оператора не сопряжена с указанной выше, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием серверов с базами данных, расположенных на территории Российской Федерации.

Вносимые изменения не освещают вопрос о необходимости переноса серверов с территории иностранных государств на территорию РФ. Исходя из буквального понимания положения ч. 5 ст. 18 Федерального закона и недопустимости необоснованного расширительного толкования, перенос серверов на территорию РФ не является необходимой мерой. Законодательством РФ ответственность для российских обществ за наличие серверов на территории иностранных государств также не предусмотрена.

Использование серверов, расположенных на территориях иностранных государств, «как раньше» не представляется возможным .

Обращаем внимание, что вносимые изменения не распространяются на ситуации, когда сервер принадлежит иностранной компании, находится на территории иностранного государства и используется для записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения персональных данных граждан Российской Федерации.

Исходя из недопустимости необоснованной экстерриториальности действия законодательства, требования Федерального закона распространяются только на российские компании и зарегистрированные на территории РФ филиалы и представительства иностранных юридических лиц.

Таким образом, иностранные юридические лица, не имеющие филиалы и представительства на территории РФ, вправе осуществлять хранение персональных данных граждан РФ на серверах, расположенных вне территории РФ, поскольку формально под действие Федерального закона они не подпадают, если это разрешено их национальным законодательством.

Действия, которые должны осуществлять исключительно в России

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона нижеперечисленные действия должны осуществляться исключительно на сервере, расположенном на территории Российской Федерации:

  • запись персональных данных,
  • систематизация персональных данных,
  • накопление персональных данных,
  • хранение персональных данных,
  • уточнение (обновление, изменение) персональных данных,
  • извлечение персональных данных.

Применительно к передаче и обработке персональных данных (к которой относится также обработка данных без сбора персональных данных) территориальное ограничение не установлено, следовательно, такие действия осуществляются в соответствии с действующим в настоящее время порядком.

Актуальную информацию по вопросу принятия официальных разъяснений Роскомнадзором можно узнать, перейдя по ссылке: http://rkn.gov.ru/.

Трансграничная передача персональных данных

Существующий в настоящее время порядок передачи и обработки персональных данных установлен ст. 12 Федерального закона, согласно которой трансграничная передача персональных данных (на территории иностранных государств) может осуществлять в том случае, если государство-получатель является участником Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981 г.), далее по тексту – Конвенция. Кроме того, передача персональных данных также может быть осуществлена в иные иностранные государства, признанные способным обеспечить адекватную защиту прав субъектов персональных данных (см. Приказ Роскомнадзора от 15.03.2013 г. № 274 «Об утверждении перечня иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных»).

После вступления в силу изменений в закон на серверах, расположенных на территории страны - участника Конвенции, оператор не сможет записывать, хранить, извлекать персональные данные. Оператор сможет осуществлять только передачу и обработку данных на сервере, расположенном в такой стране. То есть, все хранящиеся данные на сервере в стране – участника Конвенции необходимо будет переместить на сервера в РФ.

Действия с персональными данными

Действия, которые можно осуществлять на сервере в РФ, российским обществом

Действия, которые можно осуществлять на сервере участника Конвенции, российским обществом

Передача персональных данных

Обработка персональных данных

запись персональных данных

систематизация персональных данных

накопление персональных данных

хранение персональных данных

уточнение (обновление, изменение) персональных данных

извлечение персональных данных

На данный момент буквальное толкования вступающих в силу изменений, при отсутствии официальных разъяснений, предполагает, что спектр правомочий оператора по обработке персональных данных с использованием серверов, расположенных на территориях иностранных государств, строго ограничен.

В частности, предполагается, что хранение на зарубежных серверах даже резервных копий персональных данных будет квалифицироваться как нарушение норм законодательства о защите персональных данных.

Однако, по словам Министра связи, предполагается создание достаточно широкой подзаконной нормативно-правовой базы, в рамках которой будет определено какие сведения, при каких обстоятельствах, в каких системах, как конкретно должны храниться и обрабатываться, в том числе на территории РФ. В ее рамках ведомствам предстоит определить, какие сведения, при каких обстоятельствах, в каких системах, как конкретно должны храниться и обрабатываться на российской территории. В частности, по мнению министра, имя, фамилия, дата рождения, размещенные в Twitter и Facebook, можно будет признать "нечувствительными" для пользователей. Такая информация может храниться и за рубежом . То есть, не исключено, что законодательно будет установлено разрешение на хранение отдельных сведений на серверах, расположенных на территориях иностранных государств.

Ответственность за нарушение вступающих в силу изменений

Административная ответственность

За нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) ст. 13.11. КоАП предусмотрена следующая ответственность:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • наложение административного штрафа на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Блокировка информационного ресурса

Кроме того, с 01.09.2015 г. вступают в силу изменения, вносимые в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Данные изменения предусматривают блокировку информационного ресурса, на котором обработка персональных данных граждан РФ осуществляется с нарушением законодательства.

Роскомнадзор имеет возможность заблокировать Интернет-ресурсы, осуществляющие обработку персональных данных граждан РФ с нарушениями законодательства, уже в настоящее время.

Примером тому является решение, вынесенное Ангарским городским судом Иркутской области по иску Роскомнадзора в защиту прав неопределенного круга лиц в связи с незаконной обработкой их персональных данных (дело № 2-799-14 от 30.04.2014 г.). В соответствии с материалами данного дела, сайт www.telkniga.com распространял персональные данные граждан РФ без получения их предварительного согласия. В результате, деятельность сайта www.telkniga.com признана незаконной и нарушающей права российского гражданина, а размещенная в интернете информация, содержащая персональные данные, – запрещенной к распространению в Российской Федерации. Указанный сайт включен единый реестр запрещенной информации.

Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных

Создание автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных», создание, формирование и ведение которой будет осуществляться Роскомнадзором.

В указанный реестр будут включаться, в частности, следующие данные об информационном ресурсе: сетевой адрес, доменное имя, указатель страниц, позволяющий идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушениями законодательства.

Включение в Реестр и ограничение доступа к информационному ресурсу будут возможны только на основании вступившего в законную силу судебного акта.

ВЫВОДЫ

  1. После 01 сентября 2015 года запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ можно будет осуществлять с использованием серверов, расположенных исключительно на территории Российской Федерации. В связи с этим необходимо будет перенести все персональные данные граждан РФ, хранящиеся на серверах, расположенных в иностранных государствах, на сервера в РФ.
  2. Осуществлять иные действия можно с использованием баз данных, расположенных на территории иностранных государств. Оператор правомочен осуществлять обработку заказов без сбора персональных данных и калькуляцию персональных данных граждан РФ на серверах, расположенных в странах – участниках Конвенции либо перечисленных в Приказе Роскомнадзора от 15.03.2013 г. № 274. Трансграничная передача персональных данных возможна на территорию иностранных государств, являющихся сторонами вышеуказанной Конвенции Совета Европы, либо перечисленных в Приказе Роскомнадзора от 15.03.2013 г. № 274.
  3. Если сервер принадлежит иностранной компании и находится на территории иностранного государства, то иностранная компания вправе использовать его для записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения персональных данных граждан Российской Федерации, поскольку вступающие в силу изменения не распространяются на иностранные юридические лица, которые не имеют филиалов и представительств на территории РФ. Однако сложно предсказать действия Роскомнадзора к таким иностранным компаниям. Роскомнадзор может применить санкции к таким иностранным компаниям, например, блокировку информационного ресурса. Как действовать в таких случаях иностранным компаниям, пока сказать сложно. Помимо этого, с 01.09.2015 года вступит в силу п.п.3.1. п.3 ст.23 Федерального закона, согласно которому уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.