Договоры фрахтования судов на время. Фрахтование морских судов Международный договор фрахтования судов образец

Договор фрахтования возник еще в Средневековье. Он считается предшественником соглашения о страховании груза. Впоследствии появилось 2 вида договора фрахтования . Первый касался аренды транспортного средства, а второй стал неотъемлемым элементом перевозки груза. Рассмотрим подробнее особенности договора фрахтования. Образец документа также будет представлен в статье.

Общие сведения

Договор фрахтования (чартер ) представляет собой разновидность соглашения о перевозке груза. Он является возмездным и консенсуальным.

Существуют договоры фрахтования для перевозки пассажиров с багажом или исключительно для транспортировки груза. У этого соглашения есть одна важная особенность. Фрахтователь (отправитель) может обязать перевозчика предоставить конкретное ТС для перевозки или определенную часть его вместимости.

Специфика сделки

При заключении договора фрахтования транспортного средства перевозчик не может по своему усмотрению его заменить. Для этого необходимо получить согласие отправителя.

Стороны договора фрахтования могут утвердить маршрут, срок транспортировки, место принятия груза. Этим сделка отличается от линейных перевозок, где график устанавливается исключительно перевозчиком.

В действующем законодательстве не определен перечень транспортных средств, к которым может применяться фрахтование. Вместе с тем исторически сложилось, что оно используется преимущественно для водного и воздушного транспорта. Хотя заинтересованные лица могут заключить , например.

Ответственность перевозчика

Как выше было сказано, можно арендовать все транспортное средство или его определенную часть для груза или пассажиров с багажом. Следовательно, по договору фрахтования судна или иного ТС перевозчик не может по своему усмотрению перевозить других пассажиров или груз. Это будет нарушением договоренности. Фрахтователь вправе требовать снять незаявленные к перевозке грузы или пассажиров. Если перевозчик не исполняет его, отправитель может обратиться в суд с заявлением о расторжении договора фрахтования . В этом случае будут действовать положения 450-й статьи ГК.

Если владелец судна отказывается его освободить от незаявленного груза, фрахтователь вправе потребовать снижения оплаты перевозки и компенсации потерь в соответствии со ст. 137 Кодекса торгового мореплавания.

Субъектный состав

Сторонами выступают фрахтователь и перевозчик. При заключении соглашения обязанности и права первого похожи на те, которые получает грузоотправитель при оформлении договора перевозки. На практике может заключаться договор фрахтования, выгодоприобретателем по которому будет выступать третье лицо - получатель груза.

Особенности перевозки пассажиров

При заключении договора фрахтователь принимает на себя ответственность за граждан, которых он перевозит. Обычно такие соглашения оформляются туроператорами.

Пассажиры участниками договора не являются. При этом их интересы защищены ГК и иными нормативными актами, регламентирующими

В случае нанесения вреда жизни, имуществу, здоровью будет нести перевозчик. При ненадлежащем оказании транспортных услуг к нему могут предъявляться требования о компенсации ущерба. Ссылаться при этом можно на Закон "О защите потребительских прав".

Специфика оформления

Договор фрахтования заключают в письменной форме. При использовании морских судов к нему прилагается коносамент. Этот документ подтверждает право собственности на перевозимый груз.

Оформление договора при использовании морского транспорта осуществляется по одной из стандартных форм. В настоящее время их насчитывается порядка 200.

В отечественном законодательстве каких-либо специальных требований к тексту соглашения не установлено. В связи с тем что фрахтование считается разновидностью договора перевозки, в отношении него действуют соответствующие нормы с некоторыми особенностями. В частности, в соглашении должно быть прописано время и место подачи ТС для погрузки.

В соответствии со 120-й статьей КТМ в договоре должны присутствовать следующие сведения:

  • О сторонах (наименование или Ф.И.О.).
  • Вид, род груза.
  • Название места погрузки.
  • Размер фрахта.
  • Место назначения или маршрут.

Стороны могут включить в документ и иные условия.

Правоспособность фрахтователя

При заключении договора перевозчику необходимо удостовериться, что вторая сторона имеет право совершать сделку. Для этого следует запросить учредительные документы или свидетельство о госрегистрации. Их копии целесообразно прикрепить к договору.

Контактные данные

Во избежание различных проблем стороны должны указать в договоре номера своих телефонов, адреса (почтовый, электронный).

Специалисты рекомендуют включить в соглашение обязанность фрахтователя уведомлять перевозчика об изменениях контактных данных. В частности, речь об адресе субъекта. На практике нередко возникает необходимость извещать фрахтователя о тех или иных событиях, произошедших во время перевозки (достижение какого-либо пункта, порча груза и пр.).

Платежеспособность фрахтователя

Этот момент очень важен при заключении договора. В настоящее время нередко транспортные средства оформляются в аренду для перевозки груза или добычи природных ресурсов (рыболовства, например) при условии оплаты из полученной прибыли. Однако никто не может гарантировать получение дохода в необходимом объеме. В связи с этим целесообразно заключать договор с условием о предоплате.

Для снижения риска можно использовать нормы ГК об обеспечении обязательств. В договоре можно предусмотреть залог, неустойку, обеспечение имуществом, банковскую гарантию, поручительство.

Полномочия участников сделки

Нередко от имени фрахтователя выступает его представитель. У него должен быть документ, подтверждающий его полномочия. Им является доверенность. В ней отражаются конкретные права субъекта, срок, в течение которого он может их осуществлять. Доверенность должна быть заверена нотариусом.

Для некоторых лиц законодательство предусматривает возможность осуществлять полномочия без специального документа. К ним относят, в частности, руководителя предприятия.

Законность сделки

В 168-й статье ГК предусмотрена возможность оспорить сделку, не соответствующую законодательству. Нередки случаи, когда у перевозчика отсутствуют разрешительные документы на транспортное средство или деятельность, которую он осуществляет. Перед оформлением сделки необходимо удостовериться в их наличии и актуальности. Договор может признаваться недействительным в случае нарушения экологического, валютного законодательства.

Незаконность сделки влечет негативные последствия для судовладельца, в особенности в случаях, когда он уже исполнил часть обязательств.

Особенности расчета

В законодательстве нет строгих правил по поводу оплаты фрахта. При оформлении соглашения по обычной стандартной форме в документе отражается тариф, установленный перевозчиком за срок использования транспортного средства либо количество груза. Условия и порядок оплаты определяются по правилам, указанным в форме.

Участники сделки, однако, могут согласовать иной вид оплаты. В этом случае следует максимально полно отразить все условия и правила. Кроме ставки в договоре отражается график расчета, способ оплаты, реквизиты для перечисления средств.

Как правило, фрахт оплачивается в полном объеме до отправки груза или пассажиров. Однако в законодательстве допускается возможность частичной оплаты. К примеру, фрахтователь перечисляет часть средств в момент погрузки, а оставшиеся средства - после прибытия в пункт назначения.

Залог груза

Судовладелец может обеспечить исполнение обязательств за счет перевозимого груза. Однако это допускается, если соответствующее условие присутствует в договоре.

Между тем использование груза в качестве залога сопровождается рядом сложностей. В частности, обращение взыскания на него возможно только в судебном порядке. При этом должен быть доказан факт нарушения со стороны фрахтователя. Взыскание осуществляется в рамках исполнительного производства путем продажи имущества. Из вырученных средств погашаются требования заявителя. Такой порядок не всегда применим в силу объективных причин. К примеру, если перевозится скоропортящийся груз, то произвести взыскание будет весьма проблематично.

Следует учитывать, что для договоров о залоге отдельных видов материальных ценностей установлены специальные требования. Например, необходимо нотариальное удостоверение или регистрация в компетентных органах. Если эти условия не выполняются, соглашение о залоге может быть признано недействительным.

Удержание

Этот способ обеспечения считается наиболее распространенным. В 359-й статье ГК закреплено правило, согласно которому в случае неисполнения стороной договора установленных условий кредитор вправе удерживать имущество, подлежащее передаче должнику либо субъекту, указанному им, до исполнения обязательства надлежащим образом.

Если такое условие не прописано в соглашении, оно действует в силу закона.

Бланк документа «Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)» относится к рубрике «Договор аренды транспортного средства». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.

фрахтования судна на время (тайм-чартер)

г. [место заключения договора] [дата заключения договора]

[полное наименование юридического лица] в лице [Ф. И. О., должность], действующего на основании [устава, положения, доверенности], именуемое в дальнейшем "судовладелец", с одной стороны и

[полное фирменное наименование акционерного общества] в лице [Ф. И. О., должность], действующего на основании [устава, положения, доверенности], именуемое в дальнейшем "фрахтователь", с другой стороны, а вместе именуемы "стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Судовладелец обязуется предоставить на время в пользование фрахтователю, а фрахтователь принять и оплатить судно и услуги членов экипажа судна.

1.2. Название судна - "[вписать нужное]".

1.3. Технические и эксплуатационные данные судна: грузоподъемность [значение] тонн, грузовместимость [значение] *, скорость [значение] миль в час.

1.4. Границы использования судна - [вписать нужное].

1.5. Цель фрахтования - [перевозка грузов, пассажиров или иные цели мореплавания].

2.1. Тайм-чартер заключается на срок [вписать нужное].

2.2. Время и место (порт) передачи судна фрахтователю [вписать нужное].

2.3. Время и место (порт) возврата судна судовладельцу [вписать нужное].

3.1. Ставка фрахта составляет [значение] рублей за [указать период или количество перевозимого груза].

3.2. Фрахтователь делает предоплату в размере [значение] % от ставки фрахта в начале каждого периода (рейса). Оставшаяся часть фрахта выплачивается не позднее [вписать нужное].

3.3. Все расчеты осуществляются в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет судовладельца.

3.4. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния.

3.5. В случае если судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный настоящим договором, независимо от возмещения фрахтователем причиненных ему убытков.

3.6. В случае гибели судна фрахт подлежит уплате с первого дня эксплуатации судна фрахтователем по день гибели судна, а если этот день установить невозможно - по день получения последнего известия о судне.

4. Обязанности сторон

4.1. Судовладелец обязан:

Привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи Фрахтователю;

Принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных настоящим договором;

Укомплектовать судно экипажем и надлежащим снаряжением;

В течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна.

4.2. Фрахтователь обязан:

Пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными настоящим договором;

Оплачивать стоимость бункера, топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов, а также связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы;

По окончании срока действия тайм-чартера возвратить судно Судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна;

Своевременно извещать судовладельца об изменении местонахождения и/или почтового адреса. При невыполнении данного условия все уведомления судовладельца будут считаться полученными при поступлении их по одному из указанных в настоящем договоре адресов.

5. Ответственность сторон

5.1. За просрочку уплаты фрахта фрахтователь уплачивает судовладельцу неустойку в размере [значение] % от ставки фрахта за каждый день просрочки.

5.2. В случае просрочки фрахтователем уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять у него судно и взыскать причиненные такой просрочкой убытки.

5.3. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна неустойку по ставке фрахта, предусмотренной настоящим договором, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную настоящим договором.

5.4. Судовладелец не несет ответственность перед фрахтователем за скрытые недостатки судна.

5.5. Фрахтователь не несет ответственность за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя.

6. Применимое право и арбитражная оговорка

6.1. К настоящему договору применяется право [указать страну применимого права].

6.2. Любые споры, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, подлежат окончательному урегулированию в [указать орган, на рассмотрение которого стороны намерены передавать возникающие споры].

7. Заключительные положения

7.1. Настоящий договор составлен в [значение] экземпляре(ах) на русском и [вписать нужное] языках, при этом оба текста являются полностью аутентичными.

7.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до [число, месяц, год].

7.3. Настоящий договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, а также в судебном порядке по требованию одной стороны в случае существенного нарушения договора другой стороной.

8. Реквизиты и подписи сторон

Судовладелец: [полное наименование юридического лица]

[банковские реквизиты]

Фрахтователь: [полное наименование юридического лица]

Местонахождение: [вписать нужное]

Почтовый адрес: [вписать нужное]

[банковские реквизиты]

[наименование должности лица, подписавшего договор] [подпись] /[расшифровка подписи]/



  • Не секрет, что офисный труд негативно сказывается и на физическом, и на психическом состоянии работника. Фактов, подтверждающих и то и то, существует довольно много.

  • На работе каждый человек проводит значительную часть своей жизни, поэтому очень важно не только то, чем он занимается, но и то, с кем ему приходиться общаться.

В сфере торгового мореплавания довольно широкое распространение имеют две разновидности договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства: договор фрахтования судна на время (тайм - чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартер). В действующем сегодня Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) нормы, регулирующие указанные договоры, выделены в две самостоятельные главы (X и XI), тем самым подчеркивается значение тайм - чартера и бербоут - чартера как отдельных видов договора аренды транспортного средства, который по своей правовой природе отличается от договора морской перевозки <*>.

По договору фрахтования судна на время (тайм - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ).

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ).

Существенными условиями тайм - чартера являются следующие условия договора: наименование сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм - чартера (ст. 200 КТМ). Круг существенных условий бербоут - чартера расширяется за счет условий о классе судна, флаге, а также количестве расходуемого им топлива.

В реальной практике торгового мореплавания заключение договоров фрахтования (тайм - чартера и бербоут - чартера) обычно осуществляется на основе типовых (стандартных) проформ существующих договоров, в которых содержатся условия, предусматривающие все основные права и обязанности сторон по договору, и сторонам остается согласовать лишь отдельные условия договора. В частности, широко применяется такая проформа тайм - чартера, как "Балтайм", а также иные проформы, например "Produce-2", "Linertime", "Franctime" и некоторые другие. Указанные проформы представляют собой некие базисные условия фрахтования.

Следует подчеркнуть, что как при тайм - чартере, так и при бербоут - чартере пользование судном со стороны фрахтователя имеет целевое назначение: судно фрахтуется для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. При этом под иными целями понимаются: ведение морских промыслов, осуществление буксирных операций, проведение морских научных исследований, разведка минеральных и других ресурсов морского дна и его недр и др.

Существенное значение для обеих разновидностей договора фрахтования имеет условие о сроке действия тайм - чартера (бербоут - чартера). Типовые (стандартные) проформы предусматривают различные сроки аренды, выраженные в определенном числе календарных месяцев или лет (от двух месяцев до десяти и более лет). Период нахождения судна в аренде может быть определен и иным образом - например, посуточно, подекадно, помесячно либо на время проведения определенных работ или совершения определенных рейсов. Течение срока начинается со дня приема судна фрахтователем. По окончании срока фрахтователь должен возвратить судно его владельцу. Однако судебная практика многих государств допускает возможность в определенных случаях некоторого увеличения срока аренды (в разумных пределах), например в пределах срока, необходимого фрахтователю для завершения последнего рейса.

Названные разновидности договора фрахтования - тайм - чартер и бербоут - чартер - различаются по предмету договора. Во-первых, при тайм - чартере судно передается в пользование фрахтователя, а при бербоут - чартере - в его владение и пользование. Во-вторых, по тайм - чартеру судно передается с экипажем, оказывающим фрахтователю услуги по управлению и технической эксплуатации судна; по бербоут - чартеру фрахтователь получает судно, не снаряженное и не укомплектованное экипажем.

По общему правилу право фрахтователя пользоваться судном (при тайм - чартере) или владеть и пользоваться последним (при бербоут - чартере) включает в себя правомочие фрахтователя на передачу судна в субаренду (соответственно субтайм - чартер и суббербоут - чартер). Требования КТМ, предъявляемые к субтайм - чартеру и суббербоут - чартеру, являются идентичными: указанные договоры заключаются фрахтователем с третьими лицами от своего имени; как субтайм - чартер, так и суббербоут - чартер могут быть заключены на весь срок действия договора аренды судна или на часть этого срока. Заключение фрахтователем субтайм - чартера или суббербоут - чартера не освобождает последнего от выполнения обязательств перед судовладельцем, вытекающих из основного договора аренды (тайм - чартера или бербоут - чартера) (ст. 202 и 215 КТМ).



Основной обязанностью судовладельца по тайм - чартеру, как и всякого арендодателя по договору аренды, является передача фрахтователю морского судна в состоянии, пригодном для его использования по назначению, предусмотренному договором. В этих целях судовладелец должен к моменту передачи судна фрахтователю привести его в мореходное состояние: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования), укомплектованию его экипажем и надлежащему снаряжению судна. Обязанность судовладельца поддерживать мореходное состояние судна распространяется на весь срок действия тайм - чартера. Кроме того, в период действия тайм - чартера судовладелец должен нести расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа (ст. 203 КТМ).

В практике международного мореплавания нередко возникают разногласия между судовладельцами и фрахтователями относительно последствий неисполнения судовладельцем обязанности по передаче фрахтователю судна к сроку, предусмотренному договором. Суды иностранных государств обычно исходят из того, что в подобных случаях фрахтователь вправе не принять судно от судовладельца, что означает по существу односторонний отказ от договора. Однако встречаются и другие судебные решения, основанные на том, что одностороннее расторжение фрахтователем договора допускается только в тех случаях, когда в связи с несвоевременным предоставлением судна фрахтователь в дальнейшем не может его использовать для целей, ради которых оно было зафрахтовано.

С позиции российского права представляется, что фрахтователь при непредставлении судовладельцем зафрахтованного судна к предусмотренному договором сроку вправе отказаться от принятия судна, а стало быть, и от тайм - чартера только в том случае, если это предусмотрено договором. Дело в том, что ни КТМ, ни § 3 ("Аренда транспортных средств") гл. 34 ГК не предусмотрено право фрахтователя (арендатора) заявить об одностороннем расторжении договора при несвоевременном предоставлении сданного в аренду транспортного средства. Следовательно, эти правоотношения регулируются общими положениями об аренде, обращение к которым приводит к выводу о том, что последствием указанного нарушения договора со стороны арендодателя является наделение арендатора правом требовать расторжения договора в судебном порядке и возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 611, ч. 1 ст. 620 ГК).

При бербоут - чартере обязанность судовладельца по приведению судна в мореходное состояние ограничена моментом передачи судна фрахтователю. В течение же срока действия договора после передачи судна фрахтователю обязанность по поддержанию судна в мореходном состоянии возложена на фрахтователя, который укомплектовывает судно своим экипажем и в силу этого отвечает за техническое состояние и надлежащую эксплуатацию судна. Исключение составляют лишь случаи, когда выявляются скрытые недостатки судна, устранение которых вменено в обязанность судовладельцу (ст. 216 КТМ).

Что касается фрахтователя, то можно выделить три его основные обязанности как по тайм - чартеру, так и по бербоут - чартеру. Во-первых, на фрахтователя возложена обязанность пользоваться зафрахтованным судном (а при тайм - чартере и услугами экипажа) в соответствии с целями и условиями его предоставления, предусмотренными договором, а также нести расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна. В дополнение к этому при бербоут - чартере на фрахтователе лежит обязанность осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора и нести все связанные с такой эксплуатацией расходы, включая расходы на страхование судна и ответственности фрахтователя, а также уплату сборов, взимаемых с судна (п. 1 ст. 204, п. 1 ст. 218 КТМ).

Во-вторых, фрахтователь обязан уплачивать судовладельцу арендную плату (фрахт). Порядок и сроки уплаты фрахта определяются по-разному применительно к тайм - чартеру и бербоут - чартеру. При тайм - чартере фрахт выплачивается судовладельцу в порядок и сроки, предусмотренные договором; фрахтователь освобождается от уплаты фрахта за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации по причине его немореходного состояния по обстоятельствам, не связанным с виновными действиями фрахтователя (п. 1 ст. 208 КТМ). При бербоут - чартере фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами (п. 1 ст. 221 КТМ).

Неисполнение фрахтователем обязанности по уплате фрахта влечет для последнего весьма жесткие негативные последствия: в случае если просрочка по внесению фрахта составляет свыше четырнадцати календарных дней, судовладелец получает право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные убытки (п. 2 ст. 208, п. 2 ст. 221 КТМ).

В-третьих, к числу основных относится обязанность фрахтователя по окончании срока действия договора возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено фрахтователем, с учетом нормального износа судна. При несвоевременном возврате судна в течение всего периода задержки его возврата фрахтователь должен уплачивать судовладельцу фрахт по ставке, предусмотренной договором, либо по рыночной ставке, если последняя превышает договорную ставку фрахта (пп. 2, 3 ст. 204, п. 2 ст. 218 КТМ).

Вместе с тем КТМ (ст. 223) допускает применительно к бербоут - чартеру возможность заключения договора с условием о выкупе судна фрахтователем по истечении срока действия договора. В таком случае по окончании срока действия бербоут - чартера (при соблюдении всех его условий) судно не подлежит возврату судовладельцу, а переходит в собственность фрахтователя.

Еще одна особенность правового регулирования тайм - чартера и бербоут - чартера проистекает из того, что пользование зафрахтованным судном предполагает вступление фрахтователя в различные правоотношения с третьими лицами. Речь идет о правоотношениях, связанных с перевозкой грузов или пассажиров, буксирными операциями и т.д. Кроме того, фрахтователь по бербоут - чартеру выступает ответственным за вред, причиненный в ходе эксплуатации судна имуществу граждан и организаций, а также жизни и здоровью граждан.

Так, фрахтователь по тайм - чартеру от своего имени заключает с третьими лицами договоры перевозки грузов, подписывает чартеры, выдает коносаменты, морские накладные и другие перевозочные документы. Естественно, что именно фрахтователь, а не судовладелец несет ответственность перед грузовладельцами по договорам перевозки грузов, предусмотренную КТМ для перевозчика по договору морской перевозки (ст. 205 КТМ).

При бербоут - чартере фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами также по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, в том числе по деликтным обязательствам (ст. 219 КТМ).

Нельзя не отметить еще один важный момент, касающийся регулирования договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства на морском транспорте: содержащиеся в КТМ нормы, регламентирующие как тайм - чартер, так и бербоут - чартер, применяются только в том случае, если соглашением сторон не установлено иное (ст. 199, 212 КТМ). Данное правило означает, что все нормы КТМ, определяющие особенности аренды (фрахтования на время) морских судов, являются диспозитивными.

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства может применяться и на воздушном транспорте. Ранее уже обращалось внимание на неудачную формулировку определения понятия "договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)" в Воздушном кодексе Российской Федерации (ВК): редакция ст. 104 ВК объединяет в одном договоре фрахтования воздушного судна по сути два различных договора, относящихся к разным типам гражданско - правовых договоров. Когда говорится о том, что по договору фрахтования воздушного судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов, то речь может идти о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (ст. 632 ГК). Когда же утверждается, что по тому же договору фрахтования воздушного судна фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты, то речь может идти только о договоре фрахтования (чартере) как отдельном виде договора перевозки (ст. 787 ГК).

О повсеместном применении договоров аренды (фрахтования на время) воздушных судов свидетельствует, например, включение в Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации, утвержденные Приказом Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. N 375, специальных положений о порядке сертификации эксплуатанта воздушного судна, переданного в аренду как с экипажем, так и без экипажа (п. 5 разд. III).

Договор фрахтования, образец которого будет описан далее, представляет собой возмездное соглашение. В соответствии с его условиями, один субъект обязуется передать другому ТС или его часть для перемещения пассажиров, груза, багажа. Оформление соглашения регламентируется гл. 40-й, 787-й статьей ГК. Рассмотрим далее особенности и содержание договора фрахтования.

Нюансы норм

Следует сказать, что некоторые авторы отмечают, что договор фрахтования транспортного средства имеет некоторую схожесть с соглашением о перевозке. В частности они указывают на аналогичность их экономической цели. Она состоит в изменении территориального положения ТС. В ГК отдельно не оговариваются какие-либо специальные условия оформления соглашений. Например, на практике часто возникает необходимость подписать договор фрахтования на перевозку детей. В таких ситуациях действуют дополнительные регламенты и инструкции, обеспечивающие безопасность перемещения. Специальные правила устанавливаются нормативными актами в зависимости от возраста пассажиров, пути следования и прочих нюансов.

Стороны

Соглашение рассматривается как документ, устанавливающий конкретные условия для совершения определенных перемещений багажа, пассажиров и груза. Оно также выступает как разновидность договора о морской перевозке. Его особенности регулируются Кодексом торгового мореплавания. Договор фрахтования судна оформляют владелец ТС и заинтересованный субъект. В качестве первого выступает собственник либо лицо, которое обладает иными законными правами на объект. Второй стороной может выступать гражданин или организация. В договор фрахтования транспортного средства включается описание маршрута, который обычно не совпадает с установленными направлениями. Заинтересованное лицо может являться получателем или отправителем определенного груза, но может и не быть таковым.

Договор фрахтования: образец

Суть соглашения заключается в праве резервирования одной стороной всего ТС или части его вместимости для транспортировки за установленную плату в течение одного (нескольких) рейсов багажа, пассажиров, груза и получения вторым участником за предоставленный объект оговоренной суммы. Из этого следует, что, по общим правилам, в договор фрахтования должны включаться следующие условия:

  1. Предмет сделки.
  2. Пункты выбытия и прибытия.
  3. Количество мест (объем вместимости) для груза, пассажиров, багажа.
  4. Условия оплаты.
  5. Вид (род) груза.

Кроме этого, обязательно указываются наименования (ФИО) субъектов, оформляющих соглашение, отправителя и получателя груза.

Классификация

Изначально заключение договора фрахтования регламентировалось гл. 10-й, 104-й статьей Воздушного кодекса, а также 97-й нормой КВВТ. Кодексом торгового мореплавания предусматривается 2 главы, посвященные найму: тайм-чартер и бербоут-чартер. В первом случае имеет место договор фрахтования ТС на время. В соответствии с ним, владелец обязуется предоставить заинтересованному лицу за оговоренную сумму объект, в котором будет осуществляться перемещение груза, а также услуги его экипажа. По условиям такой сделки, собственник судна должен не только обеспечить годность ТС, укомплектовать его людьми, но и надлежащим образом его снарядить. Такой договор фрахтования считается более категоричным. По своему определению тайм-чартер не допускает разных вариантов аренды.

Бербоут-чартер

Такой договор фрахтования рассматривается как соглашение, в соответствии с которым собственник предоставляет заинтересованному лицу ТС в пользование и владение без экипажа на оговоренный срок за установленную плату. Соответствующее определение присутствует в 211-й статье КТМ. Но, в отличие от норм ГК, этот Кодекс устанавливает, что положения, непосредственно касающиеся аренды судов, могут применяться, если соглашением между участниками сделки не устанавливается иной порядок. Это значит, что стороны обладают свободой при выборе условий: вариантов оказания каких-либо услуг, возможного состояния ТС и пр.

Специфика правоотношений

Некоторые юристы рассматривают договор фрахтования как разновидность соглашений на перемещение груза, без каких-нибудь осложняющих элементов от иных сделок. Другими словами, авторы определяют конкретное его значение. Оно состоит исключительно в перевозке на определенных условиях. Чтобы четко понимать, какое место соглашение занимает в отношениях, связанных с перемещением груза, необходимо исследовать его юридическую природу.

Особенности термина

Слово "фрахтование" буквально означает коммерческую деятельность, связанную с оформлением договоров на перевозку пассажиров, грузов, багажа автомобильными, речными, морскими, воздушными ТС. В немецком законодательстве предусматривается, что перемещение объектов на автомобилях производится в соответствии с соглашением. С голландского "фрахт" - плата владельцу ТС за оказанные им услуги.

Предмет

В качестве него может выступать любой транспорт. Соглашение считается комплексным. Оно устанавливает обязательства, которые непосредственно касаются предоставления всего ТС или части его вместимости в аренду, оказания заинтересованному лицу определенных услуг. Они связаны с технической эксплуатацией и управлением транспорта. Если в соглашении не предусмотрены такие услуги, то имеет место обычная аренда. Согласно 787-й статье ГК, предмет фрахтования включает в себя оговоренные обязательства, касающиеся предоставления конкретного транспорта для перемещения определенного груза в пространстве.

Цель оформления

Ее определение служит основанием для дифференциации договора аренды и фрахтования. В 787-й статьей ГК оговорена следующая цель. Фрахтование предполагает предоставление всего транспортного средства либо его части для перемещения багажа, пассажиров, груза. При аренде владельцу в принципе все равно, для чего заинтересованному субъекту нужно ТС. То есть оно может и не использоваться для перевозки.

Наземные ТС

В отношении них договор фрахтования заключается в виде заказа-наряда. Порядок оформления и реквизиты этого документа определяются в Правилах, регулирующих перемещение грузов автомобильными ТС. При этом следует учитывать, что соглашение считается консенсуальным. Соответственно, законодательство допускает его оформление и в иной форме, по согласию участников сделки. В Уставе автомобильного транспорта от 2007 г. предусмотрен перечень сведений, обязательных для включения в договор:

  1. Информация о владельце и заинтересованном лице.
  2. Название груза.
  3. Тип транспортного средства, предоставляемого в соответствии с соглашением. При необходимости указывается количество ТС.
  4. Место подачи и маршрут.
  5. Период выполнения перевозки.
  6. Величина оплаты за использование ТС.

В договоре могут присутствовать и иные условия, не зафиксированные Уставом. Следует сказать, что в этом нормативном акте отсутствует определение соглашения. Представляется, что понятие достаточно полно раскрыто в ГК и не подлежит расширенному толкованию.

Дополнительно

В гл. 40 ГК, Уставе от 2007 г. отсутствуют положения, регулирующие оформление договора субфрахтования. По мнению экспертов, такие отношения между субъектами должны быть узаконены. Это позволит регулировать различные проблемы. К примеру, на практике возникает вопрос, необходимо ли согласие владельца на предоставление ТС фрахтователем третьему лицу, какой должна быть его форма. Неясности также возникают при определении ответственности за неисполнение обязательств по таким сделкам, а также за нанесение ущерба сторонним субъектам.

Заключение

В СССР морской чартер применялся достаточно широко в международном сообщении. Так перевозились экспортные и импортные товары. На воздушных ТС чартер использовали и на внутренних направлениях. После перехода страны на рыночные отношения фрахтование речных и морских судов стало осуществляться по внутригосударственным линиям. Если говорить о других видах ТС, то использование чартера, например, на железной дороге представить себе достаточно сложно. В таких ситуациях более вероятна аренда. Договор фрахтования, регламентируемый 787-й статьей ГК, включает в себя не только цель предоставить имущество во временную эксплуатацию. Соглашение должно четко указывать, как именно будет оно использоваться. Соответственно, чтобы документ был признан договором фрахтования, в нем должно содержаться условие о перемещении груза, пассажиров или багажа. Такая направленность предопределяет его место в соответствующих

Коммерческие правоотношения не всегда выстраиваются по классической схеме – продавец /покупатель, в большинстве случаев в них участвует третье лицо: перевозчик. Стороны подвергают себя риску потери груза, если между всеми сторонами не заключен юридически обоснованный трехсторонний договор поставки товара.

Но чаще всего в качестве перевозчика выступает независимое от условий сделки третье лицо, к которому прибегают не регулярно, а только в случае необходимости. Поэтому с ним заключается отдельное соглашение на перевозку груза, то есть чартерный или фрахтовый торговый договор.

Чартерная перевозка обуславливается необходимостью в разовой доставке товарной группы приобретателю груза, но она может иметь регулярную основу, например, на определенный сезон, если стороны об этом предварительно договорились и заключили обоюдовыгодный торговый договор.

Нормативное регулирование и суть

Фрахт существует с тех далеких времен, когда продавцы стали использовать морские суда для своей коммерческой деятельности в доставке грузов в другие государства. Понятие и сущность договора фрахтования сформировалось еще в средние века, но до сих пор не утерял своей актуальности.

Если первоначально купцы договаривались с владельцами морских судов о перевозке, то сегодня фрахт распространяется на воздушные, автомобильные и речные перевозки (по внутренним водам страны). Однако для поставок железнодорожным транспортом подобные соглашения не применимы.

Правовое регулирование вопросов перевозки осуществляется на основании разных законодательных актов:

  1. Кодексом внутренних водных судов . Из ст. 67 ч. 4 вытекают последствия о фрахте как всего речного судна, так и его части. Ст. 95 ч. 6 регулируются правоотношения по заключению договора, обязанности сторон прописаны в ст. 97 ч.3 Кодекса.
  2. Кодексом о морских перевозках . Чаще всего грузоотправитель фрахтует все морское судно для доставки получателю однородного товара – нефти, древесины, зерна. Но судовладелец может заключить чартерный (одноразовый) договор на перевозку туристов, применяя положение ст. 787 ГК РФ.
  3. Уставом по автомобильным перевозками , с поправками от 08. 11. 2007г за номером 259 (ФЗ). Исходя из нормы ст. 18 ч.1 – доставка должна осуществляться автотранспортом с представителем поставщика, о чем дается ссылка в фрахте на чартерный рейс. Однако чартерные договоры могут заключаться на перевозку пассажиров или груза легковыми автомобилями или малолитражным транспортом (ст. 27 Устава).
  4. Чартерные воздушные перевозки регулируются положениями Воздушного Кодекса РФ , особенности заключения договора оговорены в ст. 104.

О документе

Соглашение о чартерной перевозке груза (фрахтование) – особый вид транспортного договора обслуживания. Обычно его заключают две стороны сделки – грузоотправитель (фрахтователь) и компания перевозчика.

У него все признаки стандартного договора на транспортировку груза:

  • Юридические описания сторон по сделке со всеми необходимыми реквизитами.
  • Срок, на который распространяются договорные правоотношения.
  • Обязанности и ответственность сторон при выполнении взятых на себя обязательств.
  • Способы расчета и урегулирование спорных вопросов.

Однако по договору чартера есть возможность снизить расходы на перевозку, если фрахтовать не полностью транспортное средство, а только его определенную часть, например, трюм, нос или корму судна.

Его понятие и назначение

По сути, чартерный договор - это своеобразная аренда транспортного средства, причем она может быть одноразовой для перевозки конкретного груза, или регулярной, если предполагается перевозить пассажиров, например, до места отдыха, организации экскурсий, почты, определенных грузов и т.п.

Как и по любым другим возмездным договорам, которая предусматривает обязанность фрахтовщика (владельца транспорта) предоставить собственнику груза или его законному представителю часть транспортного средства или полностью для организации доставки товаров, грузов или пассажиров до заранее оговоренного соглашением места в полной сохранности за определенную плату.

Понятие чартерного договора (фрахта) может включать в себя разные типы соглашений:

  • Однорейсовый – используется только один раз.
  • Тайм-чартера подразумевает аренду транспортного средства с экипажем.
  • Договор бербоут-чартера заключают на аренду ТС без экипажа, приписанного к судну.
  • Либо это обобщенное понятие специальной транспортировки груза .

Виды и особенности

Заказчиком чартерной перевозки могут быть коммерческие или туристические компании, производственное объединение, любое учебное заведение, и др. организации. Обычно применение чартерной перевозки обуславливается:

  • Доставку сотрудников или туристической группы в оговоренное договором место и обратно.
  • Учащихся, болельщиков, религиозных деятелей на экскурсию, соревнование или по местам паломничества.
  • Также арендуют ТС для организации и доставки участников конгрессов, научных симпозиумов от аэропорта, ж/д вокзала до места проведения мероприятия.

Цели заключения

Цели заключения договора чартера могут быть самыми разными, поэтому различают несколько типов договоренностей:

  1. Чартер закрытого типа. Обычно организацией и оплатой услуг занимается конкретное учреждение, на борт не допускаются посторонние лица для совместных поездок.
  2. Целевого назначения , объединяющих разных пассажиров для достижения определенной цели – перевозка участников международных спортивных соревнований, на тематическую конференцию, по обмену опытом и пр. Оплату проводит та компания, которая заключает договор фрахтования.
  3. Инклюзивный договор . Обычно его заключают с туристической компанией, которой необходимо доставить пассажиров до места отдыха, в большинстве случаев он включает стоимость самой путевки.
  4. Блок-чартер предусматривает аренду только части судна, которое на регулярной основе занимается перевозкой до определенного места назначения. Например, подобное соглашение оформляет турфирма, которая не набрала нужное количество пассажиров для аренды всего судна. Но у подобного соглашения могут быть различные варианты:
    • оформление договора по «жесткой» схеме – в этом случае устанавливается определенная квота на места, и даже если они не выкуплены туристами, то фирма будет нести убытки;
    • «мягкий» вариант предусматривает варьирование квотой, а перевозчиком устанавливается оговоренный срок на продажу билетов, по его окончанию перевозчик уже сам занимается реализацией квотированных пустых мест.

Но многие перевозчики стараются не заключать подобные чартерные договоры, поскольку они теряют прибыль от продажи билетов по заниженным ставкам.

  1. Нецелевое соглашение . Подобную сделку заключает независимый перевозчик пассажиров, которым необходимо на определенный срок арендовать ТС, причем у них могут быть различные цели поездки.
  2. Сплит фрахтование – это наиболее сложный тип соглашения на перевозку пассажиропотока. Оно характеризуется формированием групп, которых доставляют в различные пункты назначения.

Договор тайм-чартера (его бланк) скачайте .

Договор тайм-чартера (образец)

Когда он используется

Исходя из определений чартера, он может быть одноразовым или цикличным. Коммерческая компания или промышленное производственное объединения заключают договор фрахта (аренды) на перевозку пассажиропотока или грузов в определенный сезон, если необходимо доставлять туристов к месту отдыха, или регулярно, если он относится к аренде автомобильных транспортных средств для транспортировки грузов.

Как оформить договора чартера (фрахтования)

Предметом договоренностей на чартерную перевозку может выступать один из видов договоров, в нем необходимо прописать следующее.

Бланк договра фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер с условием о выкупе судна) можно скачать .

Бербоут-чартер с условием о выкупе судна

Обязанности сторон

Обязанности перевозчика:

  • Заключить договор чартера (фрахта).
  • Предоставить перевозчиком транспортное средство оговоренной марки и модели, с оговоренным тоннажем или количеством посадочных мест и отделения для багажа.
  • Выполнение иммиграционных, таможенных, пограничных, карантинных и др. обязанностей перевозчиком, получение разрешения на вылет или выход в море.
  • Перевозчик обязуется предоставить компетентный экипаж по управлению судном.

К обязанностям фрахтователя отнести:

  • Обеспечение доставки груза или пассажиров в оговоренное сторонами время.
  • Наделить пассажиров знаниями о правилах перевозки в компании.
  • Провести частичную или полную оплату чартера.

Определить обязанности сторон по сделке:

  • Перевозчик может в одностороннем порядке отказаться от перевозки, если возникнут такие обстоятельства
    • плохие метеоусловия;
    • власти региона не выдают разрешение на взлет или выход в море;
    • в стране назначения идут боевые действия;
    • нет возможности на дозаправку и остановку судна для пополнения горючего.
  • Перевозчик обязуется не переносить дату и время отлета, делать непредвиденные контрактом остановки или отказаться от взятых обязательств перевозчика.
  • Перевозчику вменяется в обязанность уплата штрафа в случае задержки рейса, те же обязанности возлагаются на заказчика, если им не выполняются условия своевременной доставки груза или пассажиров к оговоренному договором времени.
  • Если заказчик намерен отказаться от чартерной перевозки, то он уплачивает неустойку перевозчику с учетом .
  • Если возникают , отлет задерживается, то заказчик обязан оплатить стоимость питания и проживания экипажа судна.
  • Освобождение заказчика от ответственности допускается в случае задержки рейса на срок более 5 часов, либо ТС подано не той категории с меньшим тоннажем и общей вместимостью.

Бланк договора фрахтования самолета можно скачать .

Договор фрахтования самолета (пример)

Дополнительные условия

К дополнительным условия чартера относят сведения:

  • Описание типа судна, максимально возможную загрузку.
  • Место отправления и прибытия.
  • Тип рейса или целевое назначение маршрута.

В разделе стоимости рейса и оплаты включают сведения:

  • Степень комфортабельности, год выхода с конвейера.
  • Какова окончательная загрузка – с полной вместимостью или частичной.
  • Длительность всего рейса.
  • Сроки отправки – более дорогостоящими будут выходные и праздничные дни, преимущественно до обеда. Посадка на вечерние и ночные рейсы стоит дешевле.
  • Перечень услуг, предоставляемых во время перелета, их конечная стоимость.
  • Условия проплаты услуг перевозчика – частичное погашение или полное (последний вариант предполагает скидку от перевозчика).

Дополнительно могут быть оговорены другие условия перевозки, например, если места выкуплены не все, то перевозчик может по своему усмотрению ими распорядится самостоятельно.

Бланк-договор фрахтования автобуса можно скачать .

Договор фрахтования автобуса (образец)

Защита прав

Одной из часто возникающих проблем перевозки является фрахт всего или части судна, что подразумевает за занимать оговоренное место под транспортировку иных товаров или пассажиров на чартерном рейсе. За невыполнение этих существенных условий предусматривается