Частная добыча золота закон. К вопросу закона «О вольном приносе Закон о вольном приносе золота

Золото – драгоценный металл, основа финансовой системы всего человечества и любой отдельной страны практически во все времена. Именно поэтому добыча золота является важнейшим занятием с древнейших времен до нашего времени.

Сегодня ведется добыча золота в России физическими лицами, лицензия на данный вид деятельности требуется. Однако данная сфера претерпела множество изменений.

Добыча золота в России сегодня и в прошлом

В нашей стране официально считается, что добыча золота в России частными лицами, нахождение приисков, деятельность целых корпораций ведется в промышленных масштабах с 18-го века. Очевидно, что в небольших размерах золото добывалось и в предыдущие столетия. И это не случайно. России природа предоставила множество богатых рассыпных месторождений, доступных для разработки практически во всех частях страны.

Современная Россия – один из лидеров золотодобычи. Золото находят во всех частях страны. Еще со времен Средневековья славятся Урал, Сибирь, Дальний Восток и т.д. Есть золото и в более близких регионах, хоть в меньших объемах – в Подмосковье, Ленинградской области. Добыча золота в России на современном этапе составляет более 250 тонн в год. По результатам прошлого года наша страна закрепилась на одном из ведущих мест по общему производству драгметалла.

Формы деятельности золотодобытчиков

Поле деятельности активных и энергичных людей всегда было обширным и разнообразным. Добыча золота хотя временами и бывает опасной, но не обязательно требует высокотехнологичной базы и больших финансовых средств. Золотодобычей могут заниматься и одиночки, и крупные фирмы, и государственные структуры. При этом российское государство то брало на себя активную роль в золотодобыче, то отдавало добычу золота в России физическим лицам. На современном этапе главным образом золотом занимаются корпорации, такие как Kinross Gold, ОАО «Южуралзолото», ОАО «Северсталь» и т.д. Добыча золота в России физическими лицами до недавнего времени практикуется в гораздо меньших объемах.

Пассивность частной золотодобычи

Причины, способствовавшие пассивности вольных старателей:

  • Техническая. В современном технологическом мире золото добывается, прежде всего, в ходе ежедневной деятельности горно-обогатительных комбинатов и отдельных специальных машин – драгов. Производственная золотодобыча намного более эффективна, ручной труд не может сравниться с машинным.
  • Юридическая . Государство и в новейший период долгое время ограничивало деятельность негосударственных небольших организаций и отдельных людей. До последних лет закон откровенно стоял на стороне крупных компаний.
  • Причины продолжения работы частных золотоискателей

    Тем не менее технические и юридические ограничения не могли и не могут остановить частных золотодобытчиков. Во-первых, не все месторождения пригодны для промышленного освоения. Некоторые из них элементарно нерентабельны – их себестоимость из-за рельефных, географических и экономических условий выше стоимости получаемой добычи. Большие предприятия не станут в таком случае заниматься золотом. Добыча золота в России физическими лицами небольшими долями более актуальна, чем крупномасштабная. Залежей с небольшой концентрацией драгоценного металла много, государство не только не может их контролировать, но порою даже не в силах зарегистрировать. В начале 21-го века небольшие месторождения золота обнаруживаются даже в регионах, в которых никогда не мыли золото.

    Во-вторых, отмывка золота неорганизованными старателями на заброшенных месторождениях, бесспорно, выделяет положительные стороны: «паутина» автомобильных путей в места разработки, невысокие запросы к профессиональному уровню работников, потенциал употребления более примитивного, недорогого инструмента. В Амурском крае есть официально не работающее месторождение. Поиски золота там шли более ста лет. Однако большой объем драгоценного металла поднят с грунта, так что вольным старателям найдется что поискать. Добыча золота в России частными лицами в заброшенных шахтах в настоящее время увеличивается.

    История частной золотодобычи во времена СССР

    Определенной проблемой является отсутствие значительного опыта частной золотодобычи. Добыча золота в России физическими лицами не разрешена с 1954 года. Сталинская эпоха была более свободной. Государством для золотоискателей были включены добавочные выплаты, давалось право на разработку самых богатых золотом приисков. Для активизации труда распределяли жилье, путевки в санатории и т. д. До Великой Отечественной войны имел право работать старателем каждый житель страны старше 18 лет, не получавший ранее уголовного наказания. Число золотоискателей, действовавших обособленно или в негосударственных организациях, доходило до 120 тысяч.

    Полученное золото сдавали на бесчисленное количество специализированных точек. Добыча золота в России на приисках частными лицами, их нахождение доставило значительную пользу. Затем месторождения стали государственными. Главным образом драгоценный металл в России получали на востоке: на Урале, в Сибири, где после революции большевики оказались не сразу. Золотодобывающие предприятия оказывались то в руках одной политической силы, то другой. Проигравшие, уходя, уничтожали оснастку, выводили из строя шахты, не давали функционировать работникам.

    Упадок частной золотодобычи в Гражданскую войну

    В эпоху Гражданской войны золотодобычу почти полностью вывели из строя. Если накануне революции золотодобыча в стране уменьшилась, то с началом гражданского противостояния она еще упала. В 1918 году всего было добыто 30 тонн золота, а накануне войны общая масса равнялась 64 тонн в год. Никакого закона о добыче золота частными лицами (или любого другого закона о золотодобыче) не было.

    В последующие годы золота получали все меньше. В 1920-м было добыто 2,8 тонны, а в 1921 году – только 2,5 тонны. Однако в годы существования вольных старателей (1932-1941 гг.) объем полученного драгоценного металла вырос в несколько раз.

    Как уже отмечалось, в 1954 г. решением советского государства труд вольных старателей по добыче драгоценного металла был запрещен. После же распада СССР незаконное производство драгметалла ежегодно составляло около 15-20 тонн – 10 % законного объема.

    Новейшее время

    В последние десятилетия отдельные изменения в сфере золотодобычи все же произошли. На фоне происходящих изменений на современном этапе выглядят не совсем логично и понятно жесткие ограничения в золотодобыче. Добыча золота в России физическими лицами требовала лицензии. Добыча золота, ее лицензирование ограничиваются федеральным законом «О недрах» № 2395-1, вошедшим в состав действующих в первый год существования Российского государства, и федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ, запущенным в действие в 1998 году.

    Закон о добыче золота в России физическими лицами предусматривает, что получение золота сбывается лишь юридическими персонами, взявшими разрешение (лицензию). Государственной структурой, распространяющей лицензии, является Федеральное агентство по недропользованию - Роснедра и его организации в провинции. Необходимо для добычи золота в России физическими лицами разрешение.

    Получение лицензии на золотодобычу

    Инструкция получения разрешительного документа состоит из следующих обязательных этапов:

    1. Разведка местности , недра которой рекомендованы государством для продажи на аукционе или конкурсе (такие сведения есть в Интернете на государственных сайтах, все сообщения находятся в открытом доступе на сайте Роснедр и региональных отделений).
    2. Представление требования на участие в публичных торгах или конкурсе , получение ряда официальных документов, определенных конкурсными (аукционными) условиями.
    3. Участник, получивший первое место в торгах (аукционе), и выиграет лицензию на добычу золота.

    Как правило, добыча золота в России физическими лицами (нужна лицензия) разрешается на 20-25 лет или на период завершенной выработки золота на прииске. Документ может быть официально признан с момента государственной регистрации.

    В нашей стране с 1992 по 1998 гг. этот драгоценный металл получали разрешение разведывать любые жители России даже без надлежащего официального документа государственной структуры. С 1998 г. вольные старатели лишились многих прав: они могли работать только в организациях, взявших лицензии на золотодобычу. В частности, теперь осуществляется добыча золота в России физическими лицами с лицензией.

    Изменения законодательства

    Только в 2016 г. Дмитрий Медведев, обозначив очередной этап либерализации в сфере золотодобычи, утвердил изменения в закон «О недрах». Они касались добычи золота в России физическими лицами (2016 г. — новая редакция).

    Согласно этому законодательному документу, с начала 2017 года частная золотодобыча в России была в очередной раз разрешена. Закон предусматривал возможность аренды на определенное время земельной площади размером 0,15 кв. м, на которой, по мнению профессионалов, можно добыть до десяти килограммов золота. Однако при добыче золота необходимо учитывать, что есть несколько требований:

  • получать металл нужно лишь поверхностным методом;
  • запрещено использовать в работе взрывчатые вещества;
  • можно использовать слой земли до пяти метров в глубину.
  • Сегодня добыча золота в России частными лицами (лицензия позволит избежать проблем с законодательством) может окончиться штрафом, составляющим несколько тысяч рублей. При этом старатель останется также без инструмента, закупленного специально для получения драгоценного металла. А если окажется, что подозреваемый имеет золото на сумму свыше одного миллиона рублей, существует еще и уголовная ответственность. Аналогичный случай касается и отработки прииска, являющегося собственностью фирмы, которая занимается добычей золота.

    Положительные стороны изменений в законе «О недрах»

    Даже с учетом всех этих фактов многие считают, что принимаемый закон во многом несет положительные последствия:

  • добавочные поступления в бюджет – предполагается, что правительство заработает ежегодно около 300 кг золота;
  • неплохая поддержка для укрепления малого и среднего бизнеса в провинциальных районах;
  • образование дополнительных рабочих мест и рост самозанятости населения;
  • рост жителей в населенных пунктах малолюдных регионов.
  • Однако рост количества частных старателей приводит к опасности увеличения коррупции и бандитизма, поскольку это очень удобная среда для совершения преступлений. Пресечь такой процесс смогут жесткий контроль государства и четкая юридическая база.

    Процедура сдачи добытого драгоценного металла будет определена уже после того, как законодательно-нормативный акт утвердят на федеральном уровне. Позже, на местах, представители власти смогут внести необходимые изменения в региональное законодательство.

    В заключение

    С принятием закона Россия может причисляться к числу ведущих стран, где не только развито индустриальное получение драгметалла, но и идет добыча золота (в России, т.е. на территории) физическими лицами. Рост золотодобычи возможен, но не только из-за больших месторождений драгоценного металла, а также из-за того, что в России устойчиво изучаются свежие месторождения золота, появляются новейшие технологии, учитываются потребности отдельных предпринимателей и небольших организаций.

    Металлоискатели в России / Только белая техника!

    Опубликован законопроект о добыче золота частными лицами

    Наконец-то появились новости о золотодобыче в нашей стране. На федеральном портале проектов нормативных правовых актов 31 июля 2017 года был опубликован окончательный вариант законопроекта, который разрешает добычу золота в России индивидуальным предпринимателям.

    Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в Закон Российской Федерации «О недрах». С полным и подробным текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

    А теперь - кратко о содержании будущего законодательного акта. Кстати, он еще не принят, и в статусе указано, что законопроект находится на рассмотрении в правительстве РФ.

    Цитата:

    «Добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно юридическими лицами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также индивидуальными предпринимателями, получившими в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации «О недрах» и другими федеральными законами, лицензию на пользование недрами».

    Где можно будет добывать золото?

    • В границах Магаданской области.
    • Только на территории россыпных месторождений, где государством учтен запас золота не больше 10 кг.
    • Перечень участков установит и опубликует в интернете магаданское управление госфондом недр.
    • Каждый участок будет не более 0,15 кв. км.
    • В глубину нельзя будет рыть глубже 5 метров.
    • Индивидуальный предприниматель должен подать заявку на один участок и использовать только его.
    • Как можно будет добывать золото?

    • лично, без привлечения иных лиц на договорной основе,
    • без применения взрывных работ,
    • без применения горно-шахтного, бурового геологоразведочного оборудования,
    • без машин для землеройных работ, промышленных тракторов,
    • без разработки и обслуживания карьеров.
    • Еще отдельный пункт, который не может не радовать — разработка и утверждение технических проектов и иной проектной документации не требуется!

      Вот, пожалуй, все основные моменты окончательно сформированного законопроекта. По некоторым данным, его могут принять уже в этом году.

      В связи с этим напоминаем: площадь Магаданской области - 462464 кв. км. Если сравнивать, то это это буквально весь ЦФО (Центральный федеральный округ), только без Тверской, Ярославской и Костромской области. На территории Магаданского края может расположиться вся Германия и останется место, например, для Чехии. То есть, простор для золотодобытчиков более чем достаточный.

      После принятия законопроекта самым подходящим средством для добычи золота индивидуальными предпринимателями станет металлоискатель. Большой выбор металлоискателей для добычи золота - в магазинах сети «МДРегион».

      Кроме того, в магазинах появилась новинка от Minelab - металлоискатель GOLD MONSTER 1000, чувствительный к мельчайшим крупинкам золота.

      Золото - партией

      В ближайшее время в Амурской области перед судом предстанет местный житель, который попытался продать найденное в лесу золото на сумму в 2,4 миллиона рублей; ему грозит до пяти лет тюрьмы. В золотоносных краях России подобные истории - не редкость: то и дело находятся люди, которые оказываются на скамье подсудимых за попытку сбыта золота. Почему это считается преступлением, за которое грозят не меньшие сроки, чем за торговлю наркотиками? Найти ответ на этот вопрос решила «Лента.ру».

      Золото на вес героина

      Прокуратура Амурской области 14 октября сообщила, что направлено в суд дело жителя Зейского района, который в начале июля 2016 года нашел в районе реки Большая Эракигра банку, в которой находилось 880 кусочков так называемого шлихового (неочищенного) золота, добытого из земли.

      Материалы по теме

      Золото - партиями

      Где золото моют

      Обнаружив сокровище, гражданин спрятал его в своей машине и отправился в город Зея (к слову, основанный в 1879 году золотодобытчиками) - искать покупателя. Стоимость найденного золота составляла около 2,4 миллиона рублей. Однако реализовать драгметалл мужчине не удалось: его задержали сотрудники правоохранительных органов, а «клад» изъяли.

      В отношении незадачливого продавца было возбуждено уголовное дело по 1 части 191 статьи УК РФ «Незаконные хранение, перевозка драгоценных металлов в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере». Теперь ему грозит до пяти лет исправительных работ или лишение свободы на тот же срок.

      Подобные случаи в золотоносном Приамурье случаются регулярно. Так, 18 марта 2015 года Сковородинский районный суд региона приговорил местного жителя к двум годам лишения свободы условно по той же 1 части 191 статьи УК РФ.

      Суд установил, что в октябре 2014 года обвиняемый обнаружил рядом с дорогой в городе Зея три черных трикотажных носка, в которых находились 18 слитков золота в виде полусфер общей массой более восьми килограммов. Мужчина быстро смекнул, что ему в руки попало целое состояние: по приблизительным оценкам, стоимость слитков составляла более 10,5 миллиона рублей. Он спрятал золото под водительское сиденье своего автомобиля и хранил его там до тех пор, пока сокровище не изъяли сотрудники ФСБ.

      В чем опасность деяния

      С теми, кто пытается сбыть найденное золото, правоохранители особо не церемонятся. Но в чем заключается признак преступления - общественная опасность этого деяния? Ведь, казалось бы, в желании человека заработать на попавшем в его руки сокровище нет ничего предосудительного, и кражей это не назовешь…

      «Дело в том, что житель Приамурья нашел золото не в виде монет или ювелирных украшений. Это было шлиховое золото в виде зерен разного размера. Получается, что этот металл был добыт из земли, а все природные ископаемые, не введенные в гражданский оборот, принадлежат государству», - объясняет юрист Александр Прудников, специализирующийся в том числе и на проблемах «кладов».

      По словам Прудникова, золото вводится в гражданский оборот после того, как специализированные предприятия или старатели сдают его государству на переработку. Из него изготавливают слитки, которые в дальнейшем передают либо на ювелирные заводы, либо используют для изготовления монет и других вещей. Если бы житель Приамурья нашел банку с монетами или любым другим золотом в переработанном виде, это была бы совершенно другая ситуация, и под уголовную статью он бы не попал.

      «В чем заключается общественная опасность такого деяния, как продажа необработанного золота, - это тайна, покрытая мраком. Продавать золотые монеты или ювелирные украшения можно, но желтый металл, добытый из земли, нельзя, хотя и непонятно, в чем ущерб от такого действия для государства», - сетует кладоискатель Владимир Порываев.

      Повторная «отмывка» золота

      Эксперт утверждает: житель Приамурья, нашедший банку с золотом, мог избежать наказания. Для этого он должен был проинформировать о своей находке полицию и органы местного самоуправления. Те могли квалифицировать ее либо как клад, либо как находку. Клад обладает исторической и культурной ценностью, это вещи, сокрытые специально, причем довольно давно. Тому, кто нашел клад, полагается 50 процентов от стоимости сокровища. Оставшиеся 50 процентов получает собственник земли. Если же банку с золотом эксперты квалифицировали бы как находку, то жителю Приамурья пришлось бы ждать появления ее хозяина в течение восьми месяцев. И лишь в том случае, если бы он не объявился, золото официально обрело бы своего владельца. Впрочем, по словам Порываева, таких случаев в новейшей истории России фактически не было.

      «Формально он должен был сообщить о своей находке властям, но тут же все понятно, что за золото, откуда золото… В золотоносных краях России таких дельцов каждый год ловят. Они всякий раз говорят: я нашел; ехал - и нашел; шел - и нашел; червей копал на рыбалку - и нашел. Но все понимают правила игры. Это такая серьезная группировка, которая держит в руках «теневое» золото еще с советских времен. Ее участников регулярно ловят, но желтый металл, с которым их повязали, дельцам проще потерять - они еще намоют», - объясняет собеседник «Ленты.ру».

      Законотворцы бьются за металл

      Между тем запрет на добычу золота частными лицами, принятый сегодня в России, существовал далеко не всегда. В царские времена и даже в эпоху СССР существовало так называемое «вольноприносительство» - добыча драгоценных металлов и камней обычными гражданами. Работать им позволялось прежде всего в местах, не представляющих промышленного интереса: на отвалах и отходах горнодобывающего производства. Добытое старатели должны были сдавать государству.

      С одной стороны, во многом благодаря вольноприносительству добыча золота в СССР оставалась на стабильно высоком уровне. С другой - в золотоприемных кассах зачастую не спрашивали, откуда именно взялся желтый металл. Мошенникам достаточно было переступить порог кассы, чтобы легализовать украденное золото, а воровали его порой с предприятий, причем десятками килограммов, не боясь даже того, что подобное преступление каралось высшей мерой - расстрелом.

      Критики вольноприносительства посчитали, что в таком виде оно фактически поощряет незаконную добычу и воровство золота. Ведь если никто не спрашивает, откуда оно взялось, какая разница, как его добывать? В результате вольная добыча золота в СССР была запрещена в 1954 году. С тех пор споры о том, стоит ли ее возобновлять, не утихают. Попытка воскресить вольноприносительство предпринималась в 2004 году, когда Госдума внесла в закон «О недрах» поправку «О вольном приносе золота». Однако президент наложил на нее вето. Попытки вернуть вольный принос золота предпринимались и на местном уровне: так, в Магаданской области несколько лет назад попробовали внедрить местные правовые акты, по которым физлицам было разрешено добывать золото на месте техногенных россыпей. Тогда добыча возросла на 700 килограммов, а теневой оборот сократился.

      Легалайз по-магадански

      Сегодня именно у Магаданской области есть наибольшие шансы стать единственным субъектом Российской Федерации, где гражданам разрешат добычу золота. Весной Минприроды направило на согласование в органы исполнительной власти поправки в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в закон «О недрах», которые легализуют добычу золота частными лицами на россыпных месторождениях региона.

      Впрочем, согласно документу, у такой добычи будет целый ряд ограничений: запасы золота на выделенном для старателей участке не смогут превышать 10 килограммов, а общая площадь таких участков - 15 гектаров. При этом вольноприносителям запретят проводить взрывные работы и копать глубже, чем на пять метров, а также применять оборудование и машины и привлекать на договорной основе подрядные организации.

      По мнению Владимира Порываева, возвращение вольноприносительства пошло бы экономике страны лишь на пользу: «Свободный оборот золота - это хорошая альтернатива доллару. Я бы не запрещал вольную добычу желтого металла, а наоборот - сделал так, чтобы люди больше вкладывались в него. Золото - это инвестиционный инструмент, который существовал испокон веков, и сейчас, учитывая непростую ситуацию в мире, неплохо было бы о нем вспомнить».

      РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

      Закон о вольном приносе золота будут принимать после Нового года

      Свежие новости о золотодобыче в нашей стране. 12 октября проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О Недрах» и другие законодательные акты РФ» обсудили в Совете Федерации России.

      Напомним, окончательный вариант законопроекта был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 31 июля 2017. Подробнее о том, каким образом будет разрешена добыча золота для частных лиц, можно прочитать в специальном материале «МДРегион».

      С того времени прошло немало дней. В сентябре законопроект прошел антикоррупционную экспертизу, была проведена оценка регулирующего воздействия.

      «На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта ‎с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования», — говорится в заключении, подписанным заместителем министра экономического развития России С. В. Шиповым. То есть, проще говоря, Минэкономразвития одобряет данный законопроект.

      В октябре, 12 числа, в Совете Федерации прошло совещание на тему «Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере добычи драгоценных металлов». Возглавлявший совещание сенатор Степан Жиряков рекомендовал участникам поддержать принятие Государственной Думой в весеннюю сессию 2018 года Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О Недрах» и другие законодательные акты РФ». То есть, высока вероятность, что и Совет Федерации окажет всю возможную поддержку новому закону. Мнение сенаторов будут учитывать депутаты Госдумы. Теперь дело за ними, за депутатами.

      Отметим, что весенняя сессия Госдумы начинается сразу после новогодних каникул, а они в 2018 году завершатся 8 января. Длится сессия обычно до июля.

      Еще стоит подчеркнуть, что документ уже был принят в первом чтении в 2011 году. Второе и третье чтение законопроекта могут состояться одновременно, на одной и той же сессии Госдумы, после чего последует окончательное принятие.

      После этого на территории Магаданской области (а также, возможно, Забайкальского края) можно будет добывать золото частным лицам. Процедура получения лицензии будет упрощенной.

      Разрешать ли частникам заниматься добычей золота? Вольный поиск золота в нашей стране

      В очередной раз, чиновники восточных регионов России предложили разрешить свободную разработку золота частными лицами. В январе этого года учёные из Красноярска, чиновники Магаданского региона и общественная палата Забайкальского края выступили с очередным предложением к правительству РФ. Несмотря на то, что ещё в феврале 2016 года Министерство природы России разработало соответствующий законопроект, рассматривающий отдельные аспекты добычи золота частниками, решение по нему до сих пор не принято. «Вольный принос» пока остаётся под запретом.

      Улучшение экономических показателей и дополнительные рабочие места

      Основным аргументом в защиту закона о свободной добыче золота сторонники проекта считают появление дополнительных рабочих мест. Особенно, это актуально для отдалённых регионов, в которых золото было и остаётся единственным источником дохода в семье.

      Попытки Министерства природы России внести изменения в закон о золотодобыче не прекращаются с 90-х годов прошлого столетия. Как комментирует один из чиновников министерства: «Разрешение добычи россыпного золота индивидуальным предпринимателям имеет для Магаданской области, прежде всего социальное значение, связанное с созданием новых рабочих мест без дополнительных инвестиций, что снизит социальную напряжённость в регионе, сделает нашу территорию привлекательной для притока населения».

      Аналогичной точки зрения придерживаются и власти Республики Саха. Согласно утверждениям депутата Законодательного собрания региона Федорова Виктора, разрешить свободную добычу золота – это значит позволить гражданам РФ, жителям Якутии и других регионов, осуществить свое конституционное право на работу, легализовать огромный теневой бизнес в данной сфере. Как он сказал: «Как только законопроект будет внесен в наше Заксобрание, мы его обязательно поддержим, потому что он будет иметь только положительный эффект для Якутии».

      По мнению Александра Кугаевского - директора финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета, свободная добыча золота обязательно приведет к развитию промышленного туризма и притоку рабочей силы в регионы добычи. Из всех областей России люди потянуться в Якутию и Магаданскую область на прииски. Кроме этого он уточнил: «Но надо детально продумать все нюансы: приемку золота, как и куда люди будут сдавать добытое, обеспечить безопасность старателей».

      В своё время, в феврале 2016 года ученые из Красноярска также поддержали закон о свободной добыче. Светлые умы России считают, что возрождение добычи драгоценных металлов силами частных старателей позволит вывести из тени существенную долю современного нелегального бизнеса в этой сфере. Специалисты общественной палаты Забайкальского края также считают, что запрещая частную добычу золота, правительство способствует становлению преступной власти и росту коррупции. И, наоборот, разрешение вольного старательства позволит создать новые рабочие места, будет способствовать самозанятости, привлечёт в регионы квалифицированные кадры.

      Другое мнение: преступность и урон экологии

      Одним из ярых противников легализации добычи россыпного золота в РФ физическими лицами является Роман Щербаков, горный инженер и депутат Законодательного собрания Забайкальского края: «У любой медали есть две стороны. Казалось бы, разрешить населению самостоятельно добывать золото - прекрасная инициатива, которая даст людям возможность зарабатывать и кормить семьи, остановит отток населения. Но, с другой стороны, нужно понимать, что правоохранительные и надзорные органы, а также муниципальные власти в регионах зачастую не готовы к тому объёму работы, который будет связан с вольноприносительством, что неизбежно приведет к массе проблем».

      Среди других недостатков частной практики старательства Роман Щербаков видит и существенный ущерб окружающей среде и природе. Он поясняет: «Крупные артели несут ответственность перед экологией и после добычи производят рекультивацию, отслеживать которую гораздо легче, чем проследить за тем, где и как работают сотни частников».

      Не менее существенной проблемой, к которой приведет свободная добыча золота, Щербаков видит рост бандитизма и числа краж: «На артелях найденное золото находится под охраной, риск его воровства невелик. Конечно, что-то утекает на сторону, но основная масса официально проходит через банк. Сможем ли мы добиться этого при вольном приносе? Вряд ли. Золото будет уходить в сторону, на черные рынки, прежде всего в Китай. Появятся перекупщики - криминал, бороться с которым будет трудно, в том числе из-за нехватки сил у правоохранительных органов».

      Определённые опасения вызывает и возможность официального трудоустройства золотодобытчиков, их честность в сфере уплаты ими налогов. По мнению представителей Союза старателей России, который ранее выступал против передачи разрешения на добычу частным лицам, создание большого числа единоличных организаций может вызвать определённое «расхолаживание отрасли».

      В Минприроды Магаданской области отмечают: «Добыча россыпного золота индивидуальными предпринимателями вызывает ряд вопросов у представителей Росприроднадзора в отношении контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Также предстоит урегулировать вопросы, связанные с сохранностью и реализацией добытого индивидуальными предпринимателями россыпного золота».

      Особый страх в министерстве вызывают возможные проблемы с экологией и безопасностью работ, связанные со смягчением законодательства в отношении добычи россыпного золота. Тем не менее, там уверены, что подобные риски сводятся к минимуму, поскольку «в соответствии с условиями пользования недрами, закрепленными в лицензии, до начала добычных работ должен быть составлен технический проект отработки месторождения, включающий главы по охране окружающей среды и безопасному ведению горных работ…».

      История вольного старательства в нашей стране

      Добыча золота частниками была разрешена в нашей стране до 1954 года. После этого времени разговор о свободном старательстве впервые был поднят правительством Магаданской области в 90-х XX века. Но безуспешно! На данный момент до сих пор в Государственной думе рассматривается закон от сентября 2010 года, способный существенно изменить положение добычи драгоценных металлов.

      Пресс-служба губернатора Магаданского региона в октябре 2015 года сообщила, что Государственная дума рассмотрит в очередной раз закон «О недрах» с необходимыми поправками, в том числе и о свободном приносе золота. Согласно данным изменениям Колыма должна была стать первым тестовым регионом в этом направлении. Пресс-служба также сообщила, правительство планирует отдать физическим лицам в разработку участки, от которых отказались крупные предприятия ввиду их нерентабельности и незначительных запасов золота. Должен был также рассматриваться вариант разработки отвалов, ранее переработанных промышленными предприятиями.

      В феврале 2016 года Минприроды Российской Федерации предложило новый закон, который предлагал разрешить добычу россыпного золота частникам. По данному законопроекту физические лица могут самостоятельно участвовать в разработке золотых россыпей на участках, учтённых госбалансом, запасы которых не превышают 10 кг. Для проведения работ индивидуальные предприниматели обязаны оформить соответствующую лицензию.

      Также этот закон подразумевает, что частники получают право на разработку приисков исключительно собственными силами. Разработка должна вестись на глубине не более 5 метров, без привлечения машин и оборудования, за исключением ручного инструмента. При этом создание и согласование никакой технических документации не требуется. Согласно законопроекту Правительство Российской Федерации определит список регионов, где будет дано добро на вольный принос.

      В настоящее время, этот закон находится на рассмотрении и утверждении Правительства РФ, после чего будет направлен в Государственную думу. Так что на данный момент, вопрос возродит ли Россия вольный принос как некогда процветающую отрасль своей промышленности остаётся открытым.

    Возможно, и в России скоро примут закон о старательстве.

    В России, добывать золото и драг металлы и камни физическим лицам запрещено законом. Хотя, в соседнем Казахстане, с которым у нас практически нет границ, получить лицензию на добычу драг металлов скоро сможет каждый желающий.В конце июня 2018 года в Казахстане вступает в силу новый закон о старательстве, разрешающий добычу драгоценных металлов и камней гражданам Казахстана. Новый закон Казахстана гласит.

    Допускается добывать золото не более 50 килограммов в календарный год. (На сумму 120 мил РФ рублей.)

    Золото сдается в Национальный банк по мировой цене 2450 руб за грамм (цены на январь 2018 г).

    Для получения лицензии на добычу золота необходимо: заявление с указанными координатами участка, план работ, залог за рекультивацию и оплата за пользования земель.


    Как взять лицензию на добычу золота и драгоценных камней. Лицо, заинтересованное в получении лицензии на старательство, подает в местный исполнительный орган области письменное заявление, в котором указывает географические координаты угловых точек участка с указанием общей площади. Предоставляет план старательства, который подлежит государственной экологической экспертизе.Сведения о поданном заявлении с указанием координат участка и заявителе размещению на публичном официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления. Первый подавший заявление на участок, имеет преимущественное права перед другими заявителями. Местный исполнительный орган области рассматривает заявление в течение семи рабочих дней со дня его поступления и выдать лицензию на старательство либо отказывает в ее выдаче.Отказ в выдачи лицензии может быть только в случае занятости участка или заявитель имел нарушения по предыдущей лицензии. Лицо, получившее лицензию на старательство, обязано уплатить подписной бонус в размере, в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Казахстан. Каков размер бонуса пока не известен. Так же, внести залог за рекультивацию земель. Залог на рекультивацию возвращается после завершения работ и рекультивации земель. Общая сумма залога рассчитывается из количества гектаров взятых под старательство. Размер обеспечения за один гектар определяется местным исполнительным органом области.


    Сроки лицензирования и площади. Лицензия выдается на три года. Срок лицензирования можно продлить еще на три года только один раз. Итого 6 лет. Площадь участка для старательства должна составлять не менее 500 квадратных метров и не более 5 гектаров.


    Использования земель и техники. Разрешается использовать следующую технику: один грузовой автомобиль грузоподъемностью не более 10 тонн, любое буровое оборудования, экскаватора и/или бульдозера с объемом ковша в совокупности не более 0,5 кубического метра, принадлежащих непосредственно хозяину лицензии на правах собственности;Осуществлять земляные работы, в том числе и бурение на глубину не более 3 метров от самой нижней точки земной поверхности участка старательства;Не допускается использовать экскаваторы и бульдозеры на водных объектах и землях водного фонда, приходящихся на участок старательства. То есть, вы можете использовать минидраги, шлюзы, проходнушки и другой ручной или полу ручной инструмент для промывки. Нельзя делать большие запруды с помощью техники.Применять химические реагенты и взрывчатые вещества. Возводить и строить капитальные сооружения. Вывозить за пределы участка старательства грунт и извлеченную горную массу.Рекультивация земель. После завершения добычи старатель обязуется привести в порядок участок лицензирования. Убрав все следы земляных работ, восстановить лесной массив. Чтобы обеспечить гарантию рекультивации, старатель перед началом работ вносит залог на рекультивацию. Если рекультивация не была проведена должным образом, залог не возвращается.

    Объемы добычи и расчеты за добытое золото.

    Допускается добывать золото в размере не более 50 килограммов в календарный год. (Это примерно 120 миллионов РФ рублей. Примечание автора.)Если старатель добыл золота более установленного лимита в 50 килограмм, то весь сверх добытый металл переходит безвозмездно в государственный фонд.Весь добытый металл и драгоценные камни, старатель обязан сдавать государству в Национальный Банк Республики Казахстан.Приемка добытого металла производится государством осуществляется по международном рыночным ценам. (Цена золота на январь 2018 года - 2450 руб. за 1 грамм. Примечание автора.)Старатель обязан раз в год предоставлять отчет о добытых драгоценных металлах и драгоценных камнях местному исполнительному органу области, выдавшему лицензию на старательство

    Какой же в этом интерес для Российских старателей?

    Не секрет, что частной, незаконной золотодобычей в нашей стране занимаются многие. Граничащие с Казахстаном богатые золотом области Оренбургская, Омская, Алтай, ... начнут сдавать золото не «Чечензолото» и «Ингушзолото», так называют незаконные золото приемные кассы в России, а легально в соседний Казахстан. Благо, между Россией и Казахстаном, по сути, нет границ и проезд свободный. В Казахстане цены на прием золота будут выше нашего черного рынка и сдача золота производится по закону. Никто не будет спрашивать у Казаха, где он золото взял, накопал или скупил.Российские старатели получают возможность официально устроится на работу и добывать золото в Казахстане под чужой лицензией.Для Казахстана этот закон не только средства пополнит золотой запас страны, но и легализует старательство как бизнес, тем самым прекратив нелегальную скупку золота и драгоценных камней. Кроме того, что не мало важно, старатели смогут провести геологическую разведку без каких либо вложений со стороны государства. Хочешь или не хочешь, а нашему чиновничьему "старательскому лобби" придется принять какой-то разумный закон относительно частного старательства в России. Будем ждать результатов.Если у вас есть вопросы по золотодобычи, пожалуйста, пишите в комментариях, постараюсь ответить.

    Правительство изучает закон о вольном приносе золота 2016, который в случае одобрения позволит присоединиться к разработке золотых запасов индивидуальным предпринимателям.

    Мал золотник, да дорог

    19 февраля 2016 года российское правительство получило на согласование поправки в закон о вольном приносе золота, который может разрешить разработку месторождений частным лицам. В случае утверждения законопроекта параллельно планируется скорректировать федеральный закон «О недрах» и ряд других документов, регламентирующих золотодобычу.

    На первом этапе нововведения планируют протестировать в Магаданской области, и если попытка окажется успешной, то подобная практика будет введена и в других регионах.

    Внесенные коррективы упростят процедуру получения лицензии на разработку золотых приисков для простых граждан. Так, планируется предоставить в пользование:

    • участки не более 0,15 кв.м., от которых отказались крупные игроки рынка;
    • с запасами россыпного золота, не превышающими 10 кг;
    • сроком на 5 лет.

    Рассматривается также вопрос о разработке техногенных месторождений – добыче остатков породы после масштабных работ крупных золотодобывающих компаний. На Колыме площадь таких участков – более 500 млн. куб.м.

    На заметку! Частным лицам запрещено заниматься золотодобычей в России с 1954 года. Магаданские власти пытались узаконить «свободных старателей» начиная с 90-х годов прошлого столетия.

    Желающие есть!

    О своем желании стать следующими, кому разрешат частную добычу желтого металла, заявили власти Забайкальского края. На январском заседании Общественная палата края разработала соответствующее обращение к правительству и Госдуме с предложением включить Забайкалье в список пилотных регионов.

    Здесь ежегодно добывает более 10 тонн драгметалла. По словам министра природных ресурсов и промышленной политики Забайкалья Олега Полякова, когда примут закон о вольном приносе золота, страна получит дополнительные объемы желтого металла, которые сегодня часто попадают на «черный» рынок. В кризисные времена изменить данную ситуацию особенно важно.

    На заметку! В Австралии крупные компании эффективно привлекают к работам частных старателей, разрешая им добывать ценную породу на отвалах.

    Что даст легализация?

    На протяжении всего процесса лоббирования закона заинтересованными сторонами российский Союз старателей всегда выступал против. По мнению представителей организации, допуск индивидуальных лиц к золотодобыче обернется «расхолаживанием отрасли». По словам вице-премьера Юрия Трутнева, законопроект о добыче россыпного металла также встречает противодействие «ряда ведомств», поэтому его не могут принять с 2010 года.

    Несмотря на это, большинство видят в новом законе многочисленные «плюсы»:

    • дополнительные доходы в бюджет – по прогнозам, государство получит ежегодно не менее 300 кг драгметалла;
    • хороший стимул для развития малого и среднего бизнеса в регионах;
    • создание новых рабочих мест и рост самозанятости населения – по статистике Минприроды, закон позволит трудоустроить как минимум 2 тысячи человек;
    • приток людей в малонаселенные регионы страны.

    Не секрет, что запрет на частную золотодобычу приводил к разгулу коррупции и криминализации сферы, поэтому легализация выведет бизнес из тени и поставит всех игроков в правовое поле.

    Как отметил магаданский губернатор Владимир Печеный, в Магадане закон о вольном приносе золота особенно ожидаем жителями удаленных населенных пунктов, где других вариантов заработать, кроме золотодобычи, просто не существует.

    Процедура сдачи добытой породы будет определена после того, как законопроект утвердят на федеральном уровне. На местах власти смогут внести свои коррективы с региональное законодательство.

    В этой статье рассмотрена ситуация, сложившаяся с легализацией «вольного приноса» золота в современной России. Предположено, что одной из причин непринятия закона и соответствующих подзаконных актов является непонимание со стороны государства источника, откуда возьмется золото для «вольного приноса» и, соответственно, невозможность тщательного контроля его добычи

    К истории вопроса

    Согласно ст. 9 ФЗ РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

    После дефолта 1998 г., уронившего рубль, и роста цены золота на мировом рынке (в начале 2000-х гг.) в обществе проявился интерес к законодательному обеспечению «вольного приноса» по типу закона Российской империи «О свободном обращении шлихового золота», введенного в действие с 1 марта 1902 года. По этому закону частным золотопромышленникам и физическим лицам впервые в России было разрешено свободно осуществлять операции по купле-продаже и переработке драгоценных металлов. И в последующем (включая годы СССР) эта норма периодически возобновлялась, что позволяло восстанавливать (поднимать) уровень добычи, падавший после очередного запрета.

    В наше время, невзирая на строительство рыночной экономики, возможность свободного оборота природного золота нормами ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» практически исключена, что трудно признать правильным. Золото — обычный товар, и закон должен быть прост и понятен: добыл-продал-получил прибыль, заплатил налоги и спи спокойно. Но пока так не получается, как мне кажется, из-за чрезмерной перестраховки государства, давления старых стереотипов о некой сакральной сущности «валютного металла» и необходимости тщательного и постоянного государственного контроля и надзора за его движением.

    В 2002 г. губернатор Красноярского края А.Лебедь внес в Госдуму проект изменений и дополнений в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», согласно которому предлагалось разрешить добычу драгоценных металлов и драгоценных камней не только организациям, но и физическим лицам, прошедшим государственную регистрацию и получившим лицензии. В 2003 г. этот законопроект прошел все три чтения, был одобрен Советом Федерации, но Президент РФ В.Путин его не подписал и отправил на доработку (которая не состоялась).

    После очередного кризиса в марте 2009 г. Президент РФ Д.Медведев поручил правительству проанализировать возможность разрешения золотодобычи физическими лицами.

    20 сентября 2010 г. членами Совета Федерации в госдуму был внесен законопроект № 429535-5 «О добыче золота индивидуальными предпринимателями». Авторы предложили внести изменения в некоторые статьи закона «О Недрах» и закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» следующие основные новации:

    Добычу золота можно осуществлять только на участках недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки и которые определяются федеральным органом управления;

    Предусматривается заявительный принцип предоставления участков недр, без проведения конкурсов и аукционов; порядок предоставления также устанавливается федеральным органом управления фондом недр;

    Граждане должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;

    Право на добычу у индивидуального предпринимателя возникает на основании решения Роснедр или его территориального органа и закрепляется упрощённой формой лицензии на срок до пяти лет;

    Налогообложение добычи предлагается по упрощённой схеме;

    Порядок реализации россыпного золота, добытого индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законопроектом должно установить Правительство Российской Федерации.

    Этот законопроект прошел только первое чтение (в январе 2011 г.) и дальнейшее его движение застопорилось.

    В длительной дискуссии, оживленной полемике и в экспрессивных обсуждениях заинтересованными лицами на различных форумах из рассмотрения, как мне кажется, выпадают три важных аспекта указанного вопроса.

    1. Криминально-правовой вопрос

    Наряду с легальным (основным), существует и теневой оборот добытого (природного) золота. Объем его оценивается экспертами косвенными методами и цифры существенно различаются у разных авторов, в разных регионах и в разные годы. В данном случае нам важен сам факт существования в России черного рынка природного золота, в котором в обороте находится металл, добыча которого не может быть подтверждена необходимыми документами (лицензиями на право добычи, техническим проектом разработки, планом развития горных работ и т.п.).

    Во времена моей работы на Северо-Востоке СССР (1970-1980) скупкой нелегального золота в тех краях занималась организация, носившая неофициальное и неполиткорректное название «Ингушзолото». Существовала она и в 1990-е годы, думаю, что существует и сейчас. Цену они давали ниже, чем в золотоприемных кассах (ЗПК), но не интересовались происхождением металла. Разница в цене давала криминальный доход, который (по определению) наносит вред государству, подпитывая теневую экономику и этнические бандформирования (как это утверждалось в пресс-релизах органами правопорядка после изъятия очередной партии металла).

    Разрешение вольного приноса выводит это золото из теневого оборота, при этом в выигрыше остаются все участники процесса (старатели и государство), кроме криминальных структур.

    Справедливым будет и обратное утверждение: запрет вольного приноса выгоден только криминалу, но не законопослушным гражданам.

    А сами граждане (как жители отдаленных мест, так и инициативные непоседливые люди) мыли, моют и будут мыть дальше. А вот где и что мыть, не преступая черту закона? Ведь никто не хочет быть преступником.

    2. Источник металла для «вольного приноса» в ЗПК

    Это наиболее принципиальный аспект разрешения «вольного приноса»; часто складывается впечатление, что оппоненты говорят на разных языках и не понимают друг друга.

    Вот все возможные первичные источники природного золота:

    а) коренные собственно золотые месторождения;

    б) комплексные золотосодержащие месторождения;

    в) россыпные месторождения и проявления.

    В золоприемную кассу может быть сдан только шлиховой металл из россыпей, т.к. слитки лигатурного золота носят явно криминальный характер. Ведь никто же не понесет в официальную скупку украденные на Колымском аффинажном заводе 2 тонны металла?

    А из каких россыпных источников может быть золото «вольного приноса»? Здесь надо учитывать особенности нашего законодательства: недра, в т.ч. и подсчитанные в них запасы полезных ископаемых, являются государственной собственностью, а добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности 1 .

    Таким образом, запасы золота в россыпи, разведанные и утвержденные надлежащим образом, являются государственной собственностью, а золото, добытое из этой россыпи, является собственностью владельца лицензии. Наличие утвержденных запасов вроде бы позволяет государству контролировать его отработку с помощью процедур лицензирования, согласования проектов добычи, ежегодным согласованием «уточненных нормативов потерь», статотчетностью и т.п. Контроль этот в значительной степени эфемерен, но от этой иллюзии управления государство отказаться пока не в состоянии.

    А вот кому принадлежит золото в перемытых гале-эфельных отвалах этой россыпи? Ведь отвалы трудно назвать недрами, это отходы производства, а золото в них есть, по меньшей мере, в объеме согласованных государством потерь при добыче? Удовлетворительно ответить на данный вопрос невозможно, т.к. у нас пока нет законодательного определения понятия «техногенное месторождение» и существуют расхождения между ФЗ «О недрах» и ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части определения прав владения и использования отвалов добычных работ. Ответы на эти вопросы необходимо найти в рамках подготовки закона «О вольном приносе».

    А кому принадлежит золото из месторождений песчано-гравийных смесей (ПГС)? Оно там есть в небольших количествах, но разведать его, чтобы «утвердить запасы», невозможно, поэтому при добыче проще золото спускать в хвосты и делать вид, что его там нет. Что, впрочем, не мешает проявлению смекалки местных кулибиных.

    Во властных структурах разрешение «вольного приноса» часто понимается как предоставление отдельным гражданам лицензии на разработку золотых приисков (или небольших месторождений), что в корне неверно. Гражданам, не вооруженным тяжелой техникой, разработка даже мелких месторождений, учтенных в государственном балансе, будет не под силу.

    «Вольный принос» не идентичен разработке мелких россыпных месторождений — это разные виды деятельности.

    Золото «вольного приноса» родом из таких проявлений, которые никогда не будут разведаны и поставлены на учет, т.е. они никогда не станут месторождениями 2 .

    Потенциальные источники шлихового золота для «вольного приноса»

    Источник

    Аргументы «за» и «против»

    Из разрабатываемых россыпных месторождений украденное собственными работниками предприятия, либо пришлыми людьми, т.е. воровство собственности предприятия.

    Вероятность кражи нельзя исключить полностью, но не стоит также считать, что закон «О вольном приносе» спровоцирует вспышку воровства. Приемная цена в ЗПК будет выше, чем в условном «Ингушзолото», но потребуется предъявить и паспорт и лицензию «вольноприносителя», т.е. это те условия, когда вор с украденным металлом не захочет светиться.

    Из разведанных, но пока неразрабатываемых месторождений, запасы которых учтены в государственном балансе запасов, т.е. воровство государственной собственности.

    Практически исключено по ряду причин:

    Если россыпное месторождение разведано, но до сих пор не разрабатывается, значит, оно было разведано до 1992 г. впрок за счет госбюджета и до сих пор не востребовано из-за низкого качества песков, либо весьма сложной технологии отработки;

    Методология оценки мелких россыпных месторождений с запасами до 3 тонн базируется на применении т.н. «районных кондиций», в алгоритм расчета которых заложена сезонная производительность предприятия по пескам 250-300 тыс. м 3 . Иначе говоря, предприятию с меньшей мощностью даже запасы, числящиеся балансовыми, отрабатывать, скорее всего, будет невыгодно, что же тогда говорить об индивидуальном предпринимателе, возможности которого много ниже указанной цифры?

    По этой же причине не следует серьезно воспринимать неоднократно озвученное предложение 3 разрешить «частникам» разработку мелких месторождений с запасами до 10 кг. Они им не под силу, они не смогут даже вскрыть торфа, поэтому принятие такого предложения способно только профанировать саму идею «вольного приноса».

    Металл из неразведанных пока месторождений, запасы которых не стоят на учете в государственном балансе. Это потенциальная государственная собственность, которая станет таковой только после разведки, экспертизы запасов и постановки их на учет в государственный баланс.

    Это, на первый взгляд, наиболее серьезный аргумент против разрешения «вольного приноса». Дескать, вольные старатели «хищнической отработкой» (выбрав богатые гнезда и струи) могут серьезно поразить неразведанные пока месторождения до такой степени, что те потеряют свою ценность.

    Но это предположение не выдерживает критики: в 1930-1990 гг. золотороссыпные районы СССР были хорошо и планомерно изучены и в основном отработаны, не стоит проецировать на них ситуацию «хищничества», имевшего место в Сибири, на Дальнем Востоке и на Колыме в конце XIX — начале XX вв., когда они представляли собой большое «белое пятно».

    Нет уже неизвестных месторождений, которые можно было бы «поразить» таким способом кустарной добычей.

    Металл из россыпных проявлений: косовый металл; металл со скальных щеток и из мелкого аллювия в каньонах; найденный на старых отвалах и в долинах на небольшой глубине с помощью металлодетекторов; «золотая пыль» из месторождений ПГС и т.п.

    Это неместорождения, а проявления, которые никогда не станут месторождениями: запасы металла на этих проявлениях никогда не будут разведаны и поставлены на учет в государственный баланс как государственная собственность из-за незначительности масштабов и нецелесообразности их разведки (в т.ч. это и золото на месторождениях ПГС). Т.е. добыча такого золота не может быть истолкована как хищение государственной собственности, хотя формально оно принадлежит государству.

    Это реальный источник золота для «вольноприносителей», промышляющих в отдаленных районах, использующих ручной труд и минимальные технические средства (максимум минидрагу). Именно этот «металл желтого цвета» и изымают доблестные полицейские по итогам облав и спецопераций.

    Проблема: отвалы добычных работ различной степени рекультивации и сохранности. Обычно ими никто не интересуется, но стоит на них что-либо найти, как тут же объявится хозяин. Правовая коллизия, также требующая законодательного решения в рамках закона «О вольном приносе».

    Не стоит ожидать серьезного притока добытого золота из подобных источников, но разрешение «вольного приноса» снизит социальную напряженность и поможет в решении вопроса трудовой занятости населения, освободит полицию от выполнения ненужных функций и пр.

    Но невозможность разведать и «утвердить запасы» делает невозможным и привычный формат контроля их отработки, что приводит государство в ступор: иных методов контроля оно не знает (да они, в сущности, и не нужны), а отказаться даже от иллюзорного контроля за движением «валютного металла» оно по старой привычке (которая родом из СССР) не в силах.

    В этом аспекте проблемы «вольного приноса» (непонимание источников золота и невозможность контроля добычи) кроется, по-моему, основная причина длительной задержки с принятием закона и сложившейся парадоксальной ситуации, которую можно сформулировать так: государство настойчиво отказывается легализовать свою собственность — золото, собранное вручную с поверхности, — и, используя полицейскую силу, выталкивает его на черный рынок.

    3. Правовое обеспечение «вольного приноса»

    Как говорилось выше, металл «вольного приноса» родом не из россыпных месторождений, имеющих координаты угловых точек и границы горного отвода, а собранный практически с поверхности или с небольшой глубины из проявлений, которые никогда не будут разведаны и переведены в ранг месторождений, требующих процедуры лицензирования добычи.

    Реализация права на вольный принос должна быть максимально упрощена: заявительный принцип получения патента (лицензии) на право заниматься соответствующей деятельностью сроком до года (или на промывочный сезон) с указанием территории (долина ручья, распадок и т.п.) и приложенной выкопировки карты. Последнее нужно для исключения из нее контуров площадей действующих лицензий, а также для урегулирования территориальных споров смежных вольноприносителей. Срок (не более года) позволит управлять возможной «передержкой лицензий» и регулировать соответствующую деятельность. Плата за выдачу патента вольноприносителя (лицензии) должна быть символической, только как компенсация организационных расходов на его оформление и выдачу.

    Полномочия по нормативно-правовому сопровождению добычи золота вольноприносителями должны быть делегированы на региональный уровень. Реализация предложения на федеральном уровне определения участков недр для организации «вольного приноса», как это было в ФЗ № 429535-5, загубит его в зародыше. Невозможно из центра управлять производственной деятельностью на такой громадной территории, и «на земле» лучше известны местные потребности и возможности, там легче соблюдать необходимый баланс интересов в целях обеспечения управляемости процессом и его эффективности.

    Дополнительная информация

    Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о добыче россыпного золота индивидуальными предприятиями. В рамках подготовки ко второму чтению при Комитете по экологии, природным ресурсам и природопользованию создана рабочая комиссия по правовому регулированию добычи драгметаллов, в которую входит В. .

    - Виктор Иванович, Вы поддерживаете законопроект об индивидуальном предпринимательстве в золотодобыче?

    В российской, почти 300-летней истории добычи золота это уже было. Просто в разное время таких людей по-разному называли - и вольноприносители, и одиночки-старатели, и даже "хищниками" их называли.

    Ив новейшей истории России - несколько лет назад аналогичный законопроект о вольноприносительстве Госдума и Совет Федерации уже принимали, только его тогда Владимир Путин не подписал.

    - В чем суть этого законопроекта?

    Все понимают, что добыча золота в России с этим законом не вырастет. Основная идея законопроекта - решение социальных вопросов, якобы в регионах есть не занятое население.

    - Да, есть оценки, что индивидуальный предприниматель /ИП/ на золоте может зарабатывать свыше 2 млн руб за сезон.

    Два миллиона рублей - это около 2 кг золота, если брать в расчет сегодняшнюю цену - 1300 руб за грамм.

    В артелях, с коллективом в несколько десятков человек, на россыпных месторождениях в среднем на одного человека добывается 1,5 кг золота. При этом они вооружены мощнейшими бульдозерами, приборами, электроэнергией, и за сезон более 1,5 кг добыть не могут. Если вычесть все затраты - топливо, амортизацию, запчасти, налоги и т.д., на долю зарплаты остается примерно 15 проц от стоимости добытого золота. Если умножить 1300 руб на 15 проц, то мы получим зарплату с грамма золота порядка 200 руб.

    Я уверен, что в одиночку человек не сможет сделать больше, чем в коллективе.

    - А что, по вашему мнению, может сделать человек в одиночку?

    Стартовый капитал на экипировку, включая тачку, кирку, лопату и насос не превысит 50 тыс руб, плюс еще еда. Для того, чтобы уйти в тайгу на 3-4 месяца нужно это все снаряжение и продукты туда доставить.

    Какова производительность человека на тачке? Для начала надо порядка 6 метров вскрыть торфов. Раньше на вскрышу норма была - 20 кубометров за 12 часов, это дикая работа. А для того, чтобы мыть золото, то эти пески надо раскойлить /раздробить кайлом/, особенно в тех районах, где вечная мерзлота.

    Возьмем среднее содержание - 0,4 гр на кубометр песков, это в лучшем случае. За сто дней тяжелого, изнурительного физического труда он сможет намыть 50 гр золота, что оценивается примерно в 70 тыс руб, в месяц получится 20 тыс руб.

    Во-первых, никто не будет так работать в одиночку, а во-вторых, в любом золотодобывающем предприятии сейчас платят до 40 тыс руб в месяц, это в два раза больше. Что мешает идти работать на предприятие?

    А если это несколько - 2-3 человека, то, что мешает организовать собственное ООО или ЗАО?

    - Так, по-вашему, этот закон не нужен?

    Чтобы рассматривать такой законопроект надо представлять себе состояние отрасли. Надо, прежде всего, понимать горно-геологические условия, - это средние содержания золота в песках, которые сегодня уже измеряются в долях грамма на кубометр и торфа, которые надо убрать, прежде чем доберешься до песков.

    Я работаю на золоте с 1959 г, и могу привести такой пример: когда "Дальстрой" начинал добывать золото в 1932 г, среднее содержание на Колыме было 27 гр на кубометр песков. За сезон промывалось всего 2 млн кубометров и получали 54 т золота. В 1957 г среднее содержание золота уже упало практически до 2 гр на кубометр.

    Так вот граммового содержания в россыпях уже нет. Сейчас некоторые драги, например в Красноярском крае, моют пески с содержанием 70 мгр -необходимо промыть миллион кубометров песков, чтобы получить 80 кг золота.

    Сейчас вскрыша торфа в Бодайбинском районе /Иркутская обл/ достигает 50 м. Конечно не везде такая вскрыша, но ее объем резко увеличился: 5-6 м считается очень легкой вскрышей. Многие артели, чтобы уйти от вскрыши, перешли на подземный способ добычи песков.

    Там же, в Бодайбо артель "Витим" добывает ежегодно две с лишним тонны золота, из которых примерно 400 кг получает перерабатывая 160-180 тыс кубометров песков добытых подземным способом. Им подземное золото обходится в 2 раза дешевле, чем золото на открытых горных работах, потому что не надо убирать это море торфов. Но это проходка шахт, это компрессора, это буровзрывные работы и т.д.

    Теперь я вас спрошу - что из этого всего может сделать человек в одиночку?

    - А как же социальные проблемы?

    Не понимаю, о каких социальных проблемах в регионах говорят. Я проехал в прошлом году по всей колымской трассе - от Магадана 1200 км. И не увидел поселков с неработающими людьми, с плачущими детьми, - их нет. Печи от сгоревших домов торчат, некоторые поселки вовсе уничтожены, - это да. Оротукан - некогда крупнейший поселок области, - все брошено. Но социально обездоленных людей нет. Возьмем Иркутскую область, которая сегодня добывает больше всего россыпного золота - порядка 13 т. Где брошенные поселки с неработающими людьми?

    А скажите, для чего ежегодно Магаданская и Иркутская области выписывают квоты на привлечение по 6 тыс иностранных рабочих, большая часть из которых работает в золотодобывающих предприятиях. Почему на эти места не привлекаются местные безработные? Да потому что они сами не хотят.

    Эти неработающие люди уже деклассированные элементы, простите за резкость. И вы считаете, что завтра, когда будет принят этот закон, они все возьмут тачки, лопаты и начнут копать десятки кубометров торфа, мыть пески?

    Кто хочет работать, всегда может пойти в любое золотодобывающее предприятие и его возьмут.

    - То есть - Вы против принятия этого законопроекта?

    Я категорически ПРОТИВ вольного приноса. Индивидуальное предпринимательство в золотодобыче - это обман людей. Кроме того тяжелого труда, о котором мы говорили, предпринимателя ждет весь букет налоговых выплат /кроме НДФЛ/ - он автоматически подпадает под действие закона об индивидуальном предпринимательстве, почитайте его. При этом никто не отменяет других нормативов, например, о горных работах, а это и лицензирование, разработка и защита проекта, т.д. - никто об этом не говорит.

    - Но есть мнение, что с этим законом прекратится нелегальный оборот золота, станет меньше воровства.

    Считаю, что принятие этого законопроекта откроет БОЛЬШЕ возможностей для бандитизма.

    Например. Артели, какправило, работают в глухой тайге. Ночью неизвестные в масках выходят к местам добычи с обрезами, подходят к промприбору, там рабочие человек 5-6 - никто не хочет себя подставлять под пули - уходят в сторону. Подходят эти ребята, вскрывают колоду, забирают золото и уходят.

    Сейчас наличие золота у физического лица без соответствующих документов - уголовное преступление. Украсть страшно и продать страшно. Потому что нашел покупателя, пришел к нему, продал, забрал деньги, а за углом сообщники покупателя бьют тебя по голове, и ты - без золота и денег.

    А в новых условиях, если украл, ты можешь прийти и сказать, что ты это золото намыл. Пару раз с обрезом зашел на два прибора, килограмм украл и отдыхай себе. Поэтому основная масса тех безработных начнет воровать.

    Так что этот закон наоборот откроет путь воровству и бандитизму. Даже если кто-то в тайге честно намоет, то к нему легко подойдет стрелок, отберет это золото и уйдет. Золото и сейчас опасное дело, а тут откроется новый шлюз.

    - Но если предлагается такой законопроект, значит проблема существует. Какое решение Вы можете предложить?

    Конечно, людям, которые готовы в одиночкудобывать золото, надо помочь.

    Если выделяется без конкурса и аукциона какой-то участок, пусть его получит руководитель ближайшего золотодобывающего предприятия, и пусть он заключит договор с тем одиночкой, который желает работать. У нас в Магаданской области, Якутии, Иркутской области - по всему Дальнему Востоку 406 таких предприятий.

    Вы решили горбатиться стачкой, лопатой и киркой, я заключаю с вами договор, и вы начинаете работать. Золото сдаете мне, но при этом я обеспечиваю вам питание. Если большая вскрыша - я пришлю бульдозер, и вам останется только промыть пески.

    Я обеспечу вам охрану, отчитаюсь перед государственными органами, за промывку, за вскрышу, за все заплачу налоги. При сегодняшних 1300 руб за грамм, я буду вам платить 800 руб. Это при том, что вы получаете от меня поддержку. Килограмм намыл - 800 тыс руб получи.

    Таким образом, будет видно, что это не воровское золото и будет видно, сколько людей работают индивидуальными предпринимателями. Пусть их будет 2 тысячи, и если они все вместе намоют 500-600 кг за сезон, это очень стараться надо, то в целом для России - это все равно капля. А с точки зрения социального трудоустройства я уже сказал, если бы там были нормальные люди, желающие работать, они бы давно устроились и работали.

    - А к старательскому туризму как относитесь?

    Я этот старательский туризм смотрел еще двадцать с лишним лет назад, на Аляске. Нам рассказывали, что туристы-старатели платят по 50 долл, их завозят куда-то на отработанные полигоны, дают в руки лоток, кирку, лопату, тачку и говорят, - "вот здесь может быть золото". И они моют, если что-то намоют, то могут это золото забрать с собой. Главное в этом не столько золото, сколько интерес побыть в шкуре старателя, как в рассказах Джека Лондона.

    Такую же вещь я видел в Новой Зеландии. Там даже можно купить золото в самородках. Я спрашивал, покупаютли, мне отвечали, что никто не покупает. В самородке ведь неизвестно сколько золота.

    У финнов есть такой же опыт, но у них в Финляндии нет золота, они его туда специально для туристов подбрасывают.

    Мы одно время хотели нечто подобное организовать на Байкале, там же когда-то мыли золото на речках, но нам не разрешили. Хотели на Сахалине -тоже не разрешили. Хотели там построить настоящие хижины, каку натуральных старателей, и чтобы все было - и кайло, и проходнушка, и лопата, и лом.

    - А почему не разрешили?

    По разным причинам. Говорят, что Байкал - памятник всемирного природного наследия, и возле него ничего нельзя.

    На Байкал можно заманить не столько золотом, сколько самим Байкалом. Рыба, яхты, природа вокруг Байкала действительно уникальная.

    - Какие проблемы сейчас у старателей, чем занимается Ваш Союз?

    Мы решаем вопросы, связанные со всей золотодобывающей промышленностью, - много сил ушло на то, чтобы артели "Дражник" продлили лицензию в Якутии, где у них пять драг работают. Там поселок, детсад, школа и все это артель содержит, но им не продлевали лицензию.

    Сейчас занимаемся оружием. Чем золото охранять на золотодобывающих предприятиях и аффинажных заводах? Предлагают нанять ЧОП, а кто у нас в ЧОПах? Большая часть - это уволенные сотрудники правоохранительных органов, которым надо платить больше чем самим старателям.

    Государство не выделяет ни копейки на разведку россыпного золота. При советской власти был жесткий закон: мы должны были прирастить запасов больше, чем добыли. Добыли, например, 200 т золота, значит 250 т надо получить в результате геологоразведки. И у нас не убывали запасы.

    Раньше все предприятия платили отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в частности, по золоту мы платили 7,8% от стоимости добытого золота. В 90-х это отменили - чем думали? Позже, правда, ввели налог на добычу полезных ископаемых, который был составлен из бывшего налога - 2% на золото, плюс - 3,9% (50% от величины на воспроизводство минерально-сырьевой базы), получаем 5,9%. То есть мы сейчас платим налог 6% на добычу, а на разведку средств не выделяют.

    Посмотрите, что выставляют на аукционы: запасы 5, 10, 30 кг, остальное все прогнозные ресурсы - неизвестно будет или нет там золото, а разовые платежи берут по 10 - 15 млн руб. По закону есть минимальный платеж, он равен 10 % от годового фонда налога на добычу полезных ископаемых, а максимальный неограничен. Вот они и увеличивают его в 17-18 раз.

    И при одном участнике аукцион признается несостоявшимся. Почему бы этому одному участнику не выдать лицензию? Ведь он же намерен работать на этом участке.

    Я считаю, что если решить хотя бы эти вопросы, - то пользы будет больше, чем от принятия закона об индивидуальном предпринимательстве в золотодобыче!