В странах с развитой рыночной экономикой , в которых аудит существует давно, понятие "аудит" трактуется весьма многообразно. Так, в Великобритании, где институт аудита существует с XIX в. (1862), под аудитом понимают независимую проверку финансовой отчетности предприятия и выражение мнения о ее достоверности. По мнению американских специалистов (в США закон об обязательном аудите вышел в 1937 г.), аудит — это сбор и оценка фактов, касающихся функционирования экономического субъекта, осуществляемые компетентным независимым лицом.
Международный комитет по аудиторской практике, в который входят представители всех основных профессиональных бухгалтерских организаций, дал такое определение: "Аудит — это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленныхзаконом". Созданный в 1971 г. Комитет американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета (American Accounting Association — Committee on Basic Auditing Concepts) дал следующее определение аудита: "Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям". Кроме того, подчеркивается, что аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска.
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" "аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности", а "аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами". Таким образом, "аудит" и "аудиторская деятельность" — разные понятия. В принципе, отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что аудиторская деятельность наряду с собственно аудитом предусматривает проведение сопутствующих аудиту мероприятий. Это постановка, восстановление и ведение учета; составление бухгалтерской отчетности; обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью; бухгалтерское, налоговое и управленческое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций; юридическая помощь в вопросах, связанных с аудиторской деятельностью, и оказание других услуг, требующих от исполнителя компетенции в областях собственно аудита, бухгалтерского учета , экономического анализа, хозяйственного права , налогообложения и т. п.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам выполненной работы. Результатом собственно аудита является аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчет аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита, т. е. выводы аудиторов о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются, например, фактические и прогнозные экономические оценки инвестиционных проектов, качественные характеристики организационной структуры управления организацией и т. п.
Особое значение имеет тот факт, что проверку соблюдения действующего законодательства в ведении бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности предприятия осуществляет независимый аудитор.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" "аудитор — это физическое лицо , получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов".
Следует отметить, что аудитор — это не только физическое лицо. Аудитором принято называть и аудиторскую фирму, проводящую аудит предприятия. В связи с этим нам более убедительным представляется такое определение: "Аудитор — это частное физическое лицо или аудиторская фирма, проводящие аудит предприятия и оказывающие ему сопутствующие услуги".
Формальное звание аудитора в России было введено Петром I, который в Воинском уставе (1716) и в "Табели о рангах" к воинским чинам причислил и аудитора. Должность аудитора, по существу, совмещала некоторые обязанности делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора .
После проведения в России военно-судебной реформы в 1867 г. должность аудитора была упразднена.
Как отмечает известный специалист в области аудита профессор Ю. А. Данилевский, попытки создать институт аудита в России предпринимались в 1889,1912 и 1928 гг., но по разным причинам оказывались безуспешными.
Налоговый аудит проводится с целью установить соблюдение налогового законодательства и налоговой политики организации, иными словами, это аудиторская проверка правильности и
Аудит на соответствие требованиям — это проверка определенного участка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях установления его соответствия каким-либо предписанным условиям, например анализ работы инвестиционного потенциала предприятия и т. п.
Кроме перечисленных видов аудита существует управленческий аудит. Это один из видов консультационных услуг, предоставляемых клиенту для повышения эффективности использования его ресурсов, а также оценка эффективности производства и финансовых вложений.
По времени осуществления различают первоначальный аудит, согласованный и оперативный.
Первоначальный аудит проводится впервые для данного предприятия, что существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают информацией об особенностях деятельности предприятия.
Согласованный аудит осуществляется повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, состояния его учетно-финансовой работы, на результатах сотрудничества с клиентом. Согласованный аудит иначе называют повторяющимся аудитом.
В этой связи Международная федерация бухгалтеров рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита тремя — пятью годами.
Оперативный аудит представляет собой кратковременную аудиторскую проверку для установления общей оценки состояния учета, отчетности, эффективности внутреннего контроля и т. н.
Профессиональную деятельность аудиторов регулируют стандарты аудиторской деятельности .
Стандарты аудита — это документы, формирующие единые базовые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, при соблюдении которых обеспечивается надлежащий уровень качества проведения аудита и оказания сопутствующих услуг. Аудиторские стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, методологию его проведения, порядок составления аудиторского заключения, отчетов аудиторов, а также базовые принципы, которые должны соблюдать все аудиторы. Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:
В настоящее время различают три группы стандартов: национальные (отечественные), международные, внутрифирменные.
Принято считать, что национальные (отечественные) стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В России также согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" разрабатываются федеральные стандарты аудиторской деятельности. Их разрабатывает федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. С 2009 г. федеральные стандарты утверждаются Министерством финансов РФ.
Федеральные (отечественные) стандарты аудиторской деятельности разрабатываются на основе международных стандартов аудита (МСА) и в значительной мере соответствуют им.
Российским ФПС АД присвоены номера в порядковой последовательности их утверждения.
С мая 2010 г. была начата разработка новой версии федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД), предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". До настоящего времени разработано, утверждено и принято к исполнению девять ФСАД. До полной разработки ФСАД будут действовать федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые по мере утверждения ФСАД будут отменяться как утратившие силу (см. табл. 1).
Таблица 1
ФСАД 1/2010 | Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности | |
ФСАД 2/2010 | Модифицированное мнение в аудиторском заключении | Приказ Минфина России от 20.05.2010 №46н |
ФСАД 3/2010 | Дополнительная информация в аудиторском заключении | Приказ Минфина России от 20.05.2010 т 46н |
ФСАД 4/2010 Утратил силу |
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля Положение "О принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля" |
Приказ Минфина России от 20.02.2010 №16н Приказ Минфина России OT1B.12.2015 №. 203н |
ФСАД 5/2010 | Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита | Приказ Минфина России от 17.08.2010 №90н |
ФСАД 6/2010 | Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита | Приказ Минфина России от 17.08.2010 №90н {в ред. от 16.08.2011 №99) |
ФСАД 7/2011 | Аудиторские доказательства | |
ФСАД 8/2011 | Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам | Приказ Минфина России от 16.08.2011 №99н |
ФСАД 9/2011 | Особенности аудита отдельной | Приказ Минфина России от 16.08.2011 №99н |
ФПСАД № 1 | Цель и основные принципы аудита | Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 |
ФПСАД № 2 | Документирование аудита | |
ФПСАД № 3 | Планирование аудита | Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 |
ФПСАД № 4 | Существенность в аудите | Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 |
ФПСАД № 5 | Утратило силу | |
ФПСАД № 6 | Утратило силу | |
ФПСАД № 7 | Контроль качества вьшолнения заданий по аудиту | Постановление Правительства РФ от19.11.2008 № 863 |
ФПСАД № 8 | Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности | Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 №863, от 27,01.2011 №30 |
ФПСАД № 9 | Связанные стороны | Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 №863 |
ФПСАД № 10 | События после отчетной даты | |
ФПСАД №11 | Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 №405 |
ФПСАД №12 | Согласование условий проведения аудита | |
ФПСАД № 13 | Утратило силу | |
ФПСАД № 14 | Утратило силу | |
ФПСАД № 15 | Утратило силу | |
ФПСАД № 16 | Аудиторская выборка | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532 |
ФПСАД №17 | Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 22В |
ФПСАД № 18 | Получение аудитором подтверждающей информации из внешних | |
ФПСАД № 19 | Особенности первой проверки аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 №228 |
ФПСАД № 20 | Аналитические процедуры | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228 |
ФПСАД № 21 | Особенности аудита оценочных | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228 |
ФПСАД № 22 | Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228, от 02.08.2010 № 586 |
ФПСАД № 23 | Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228 |
ФПСАД № 24 | отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами | |
ФПСАД № 25 | Учет особенностей | |
ФПСАД № 26 | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523 | |
ФПСАД № 27 | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523 | |
ФПСАД № 28 | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523 | |
ФПСАД № 29 | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523 | |
ФПСАД № 30 | Выполнение согласованных процедур в отногпении финансовой информации | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523 |
ФПСАД № 31 | Компиляция финансовой информации | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523 |
ФПСАД № 32 | ||
ФПСАД № 33 | Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской)отчетности | Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 |
ФПСАД № 34 | Контроль качества услуг | Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №557 |
Международные стандарты аудита. На международном уровне профессиональные требования к аудиту разрабатывает Международная федерация бухгалтеров (IFAC). В рамках IFAC международные стандарты аудита выпускает Международный комитет по аудиторской практике (IAPC). Цель международных стандартов состоит в следующем: во-первых — способствовать развитию аудиторской профессии в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и во-вторых — унифицировать работу аудита в международном масштабе.
В постсоветском пространстве на русский язык МСА переводились несколько раз: первое официальное издание МСА было представлено в 2000 г., второе — в 2002 г., имеются также неофициальные переводы. Работа над совершенствованием МСА ведется постоянно.
В табл. 2 приводится классификация разделов и стандартов МСА и ПМAП (Положения по международной аудиторской практике) применительно ко второму официальному изданию.
Таблица 2
Вводные аспекты (100-199) | |
100 | |
120 | Основные принципы Международных стандартов аудита |
Обязанности (200-299) | |
200 | Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой |
210 | Условия аудиторских заданий |
220 | Контроль качества работы в аудите |
330 | Документирование |
240 | Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности |
240A | Мошенничество и ошибка |
250 | Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой |
260 | |
Планирование (300-399) | |
300 | Планирование |
310 | Знание бизнеса |
320 | Существенность в аудите |
Внутренний контроль (400-499) | |
400 | Оценка рисков и внутренний контроль |
401 | Аудит в среде компьютерных информационных систем |
402 | Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации |
Аудиторские доказательства (500-599) | |
500 | Аудиторские доказательства |
501 | Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей |
505 | Внешние подтверждения |
510 | Первичные задания — начальное сальдо |
520 | Аналитические процедуры |
530 | Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования |
540 | Аудит оценочных значений |
550 | Связанные стороны |
560 | Последующие события |
570 | Непрерьшность деятельности |
580 | Заявления руководства |
Использование работы третьих лиц (600-699) | |
600 | Использование работы другого аудитора |
610 | Рассмотрение работы внутреннего аудита |
620 | Использование работы эксперта |
Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) (700-799) | |
700 | |
700А | Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности |
710 | Сопоставимые значения |
720 | Прочая информация в документах, содержащих проаудированную |
Специализированные области (800—899) | |
800 | Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей |
810 | Исследование ожидаемой финансовой информации |
Сопутствующие услуги (900-999) | |
910 | Задание по обзорной проверке финансовой отчетности |
920 | Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации |
930 | Задания по компиляции финансовой информации |
Положения по международной аудиторской практике (1000-1100} | |
1000 | Процедуры межбанковского подтверждения |
1001 | Среда ИТ — Автономные персональные компьютеры |
1002 | |
1003 | Среда ИТ — Система баз данных |
1004 | Взаимоотношения между органами банковского надзора и внепшими аудиторами |
1005 | Особенности аудита малых предприятий |
1006 | Аудит международных коммерческих банков |
1008 | Оценка рисков и система внутреннего контроля — характеристики КИС и связанные с ними вопросы |
1009 | Методы аудита с помощью компьютеров |
1010 | Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности |
1012 | Аудит производственных финансовых инструментов |
До настоящего времени указанный выше вариант перевода на русский язык международных стандартов аудита в России остается официальным.
Следует сказать, что более поздние переводы МСА на русский язык были сделаны в странах СНГ (в Республике Казахстан и на Украине). Но в России официально признается выше представленный перевод МСА и ПМЛП.
Внутрифирменные стандарты аудита, как отмечено в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности", могут разрабатывать сами аудиторские организации для своей работы.
Внутрифирменные стандарты представляют собой набор внутрифирменных правил, инструкций, которые детализируют требования общепринятых стандартов и доводят их до уровня конкретных методик и указаний, позволяющих предметно проверять, например, специфические аспекты отрасли и другие вопросы.
Основные требования, предъявляемые к внутрифирменным стандартам аудита, состоят в том, что они должны:
Целесообразность применения внутрифирменных стандартов состоит в том, что они обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в конкретной аудиторской организации.
Наличие внутрифирменных стандартов и их методического сопровождения является своеобразным показателем профессионализма работы фирмы. Содержание этих стандартов представляет собой закрытую информацию. Практически это интеллектуальная собственность аудиторской организации.
Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.
Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.
Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22.12.93. Этим Указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. За период после принятия данного Указа Правительством РФ утвержден ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обязательному аудиту,
Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ предоставлено право проводить квалификационные экзамены (аттестацию) по общему аудиту более чем тридцати вузам и другим организациям, при которых созданы специальные центры по проведению квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. За прошедший период в этих центрах успешно сдали экзамены и получили аттестаты в области общего аудита более 26 000 аудиторов, в области инвестиционных институтов - 1600 человек. Аналогичную работу в области банковского аудита проводит Центральный банк РФ, в области страхового аудита - Министерство финансов (ранее Росстрахнадзор).
В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадии становления и постепенного совершенствования в соответствии с потребностями правового государства. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство. Государственный таможенный комитет, контрольные органы Законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).
Основные функции включают: проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.
При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.
Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы - суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции - в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ведения учета и др.
Аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.
Данное определение аудита отражает:
1. единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;
2. единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицензий;
3. единые и обязательные условия - аудит проводится независимыми субъектами.
Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг .
Аудитор (от лат. auditor - слушатель, ученик, последователь) - лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.
Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.
Известный американский специалист в области теории и практики аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на аудиторов не оказывает.
Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).
Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.
Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма «Акционерное общество «Инаудит». Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению, по различным правовым вопросам и др.
В настоящее время в России создано и успешно функционирует более трех тыс. аудиторских фирм. К ним относятся такие, как «ФБК», «Росэкспертиза», «Руфаудит», «Аудиторская палата «АСВП» (Москва), «Актионаудит» (Екатеринбург) и др.
В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы - «Артур Андерсен», «Эрнст энд Янг», «KPMG» и др.
Кроме аудиторских фирм аудитом в России занимаются и частнопрактикующие аудиторы (аудиторы-предприниматели), которых насчитывается более 2000 человек.
Аудитор является представителем свободной профессии, как, например, частнопрактикующие адвокаты, врачи, музыканты. Однако аудиторы, работающие в одиночку, в развитых странах с рыночной экономикой в настоящее время встречаются все реже.
Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рисунке 1.
Исходя из приведенной классификации целесообразно рассматривать цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту, цель и основные задачи которого приведены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации и российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
Главная цель внешнего аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.
Перечисленные выше особенности определяют нормы поведения аудитора.
Независимость аудитора обусловливается тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов. Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.
Конфиденциальность - важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секретов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и материальную* ответственность.
Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний.
Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.
Применение новых информационных технологий заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается и проведения проверки, и анализа отчетности, ведения и восстановления учета.
По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.
Ответственность аудитора проявляется в том, что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет руководство проверяемого предприятия.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на.общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.
Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.
Можно назвать несколько причин проведения инициативного аудита. Во-первых, многие предприятия, особенно эксгосударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами - недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.
Руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.
Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т. е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.
Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.
Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.94г.
Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по Проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
В последовательном развитии аудита можно выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.
На подтверждающей стадии аудита при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждою хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.
Поскольку аудит - деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.
Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.
Аудит, базирующийся на риске , - такой вид аудита, когда проверка может проводиться выборочно исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях с более высоким риском, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную в отношении затрат проверку.
По объекту изучения принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный
Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России.
Аудит на соответствие предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.
Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.
В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровне; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.
Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.
Внутренний аудит. Его основная задача - решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:
2. объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
3. сложившейся системы управления экономического субъекта;
4. состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:
1. проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
2. проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
3. проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
4. проверку деятельности различных звеньев управления;
5. оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
6. проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
7. работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
8. оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
9. специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
10. разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:
Внутренний аудит - это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.
Эти функции включают:
1. проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;
2. оценку экономичности и эффективности операций компании;
3. проверку уровня достижений программных целей;
4. подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.
В таблице 1 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.
Таблица 1. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита
Элементы
Внутренний аудит
Внешний аудит
Постановка задач
Определяется руководством, исходя из потребностей управления: как внутренними подразделениями предприятия, так и предприятием в целом
Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия
Главным образом система учета и отчетности предприятия
Определяется руководством предприятия
Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдений действующего законодательства
Средства
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)
Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
Вид деятельности Организация работы
Исполнительская деятельность Выполнение конкретных заданий руководства
Предпринимательская деятельность Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотношения
Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него
Равноправное партнерство, независимость
Субъекты
Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалификация
Определяется по усмотрению руководства предприятия
Регламентируется государством
Начисление заработной платы по штатному расписанию
Оплата предоставленных услуг по договору
Ответственность
Перед руководством за выполнение обязанностей
Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами
Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности
Отчетность
Перед руководством
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту
Необходимость аудиторской проверки кризисного предприятия:
1. Для анализа финансово-экономического состояния и оценки деятельности руководства нео6ходима достоверная информация;
2. Без аудиторской проверки специалисту по антикризисному управлению достаточно трудно объективно оценить ситуацию на предприятии и разработать программу реформирования и реструктуризации предприятия.
Значение аудиторской проверки кризисного предприятия:
1. Позволяет оценить качество и достоверность бухгалтерской отчетности;
2. Позволяет выявить наиболее уязвимые места в управлении финансово-экономической и юридической деятельности;
3. Позволяет на основе проведенного анализа отражения всех операций, произведенных предприятием, подготовить план оздоровления (реструктуризации, изменения экономической, учетной, финансовой, налоговой политики и т.д.)
1. Временные правела аудиторской деятельности в Российской Федерации указ Президента РФ от 22.12.93 г. №2263
2. Гражданский кодекс РФ М. – 1994г.
3. Данилевский Ю.А. «Аудит в России» М. – 1994 г.
4. Суйц В.П. и др. «Аудит: общий, банковский, страховой» М. – 2000 г.
5. «Аудит в России» М. «Инвест Фонд» 1994 г.
6. Комыщанов П.И. «Практическое пособие по аудиту» М. – 1994 г.
7. Подольский В.И. «Аудит» Учебник М. – 2000 г.
8. Перекрестенко П.В. и др. «Бухгалтерский учет и аудит» М. – 1997г.
И наконец, отчетность внутреннего аудита выполняется перед руководством, а внешний аудитор итоговую часть аудиторского заключения, может опубликовать, но аналитическая часть передается именно клиенту.
Основной задачей управленческого или производственного аудита является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности,который заключается в систематическом анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.
Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Аудит на соответствие требованиямзаключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.
Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль над исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта, с целью дачи заключения о правильности составления этой отчетности в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования 10 .
В соответствии с Федеральным Законом от 07.08.01г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» может проводиться обязательный и инициативный аудит.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством, или по поручению государственных органов. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая), отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В приложении Б таблице 2 представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.
Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
При этом цели инициативного аудита могут быть самыми различными. Например, контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета.
Можно определить несколько причин проведения инициативного аудита:
Многие предприятия, особенно когда-то бывшие государственными, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов;
Текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами - недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и так далее;
Низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на предприятиях образованных не так давно.
Инициативный аудит отличается от обязательного тем, что проводится независимо от требований законодательства лишь по инициативе руководства либо учредителей юридического лица.
В отличие от обязательного инициативный аудит, зачастую, сопровождается дополнительным аудиторским заданием. Это может быть и детальная проработка правильности расчетов с бюджетом, и упор на тот участок учета, на котором работает слабый специалист. В ряде случаев бывает необходимо рассмотреть обоснованность тех или иных расходов, особенно связанных с расчетами со сторонними организациями для выявления мошенничества. Бывает, что в ходе аудита решается вопрос о компетентности персонала.
2.2 Услуги, сопутствующие аудиту
В соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторские организации и аудиторы это предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать следующие сопутствующие аудиту услуги:
постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
налоговое консультирование;
анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес - планов;
проведение маркетинговых исследований;
проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
В настоящее время сопутствующие аудиту услуги начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам реализации в аудиторских организациях. И это не случайно. Именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов. Поэтому и был создан не имеющий аналога в международных аудиторских стандартах российский Стандарт "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним" 11 .
Выполнение сопутствующих аудиту услуг требует от исполнителей профессиональной компетентности в области аудита, бухгалтерского учета и экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права, экономики.
Сопутствующие аудиту услуги по их содержанию могут быть условно подразделены на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.
Услуги действия - это услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных. Услуги контроля - это услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; инициативный аудит; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм. Информационные услуги - услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, "круглых столов"; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и так далее.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг 12 .
Заключение
Аудит, в разных представлениях, с давних пор играл важную роль в экономической жизни государств.
На нынешнем этапе развития аудит представляет собой не только форму финансового контроля, но и является хорошим средством совершенствования структуры ведения бухгалтерского учета и управления самого предприятия.
На сегодняшний день МФ РФ выдано 7000 лицензий на аудиторскую деятельность, причём 800 из них - индивидуальным аудиторам, а остальное - компаниям. Из этого количества по оценке самого же МФ РФ реально работающими являются чуть более половины аудиторских организаций. Квалификационных аттестатов получено примерно 38500.
Для аудитора главное – это имя и его репутация, а зарабатываются они годами, поэтому основные игроки рынка, первая сотня рынка не претерпевает существенных изменений на протяжении ряда лет.
Квалификация аудиторов повышается с приобретением опыта и ужесточением требований для получения лицензий. Создаются объединения аудиторов. Разрабатываются специальные стандарты.
В то же время на рынке, в целом, наблюдается ряд проблем тормозящих его развитие и снижающих его эффективность.
Сильная конкуренция между участниками рынка ведет к тому, что некоторые из них начинают резко снижать цены на свои услуги. Так, они зачастую идут на поводу у клиентов, которые хотят получить подписи аудитора за меньшие деньги. Неоправданное снижение стоимости услуг ведет к падению их качества. Вместо детального и тщательного анализа всей финансовой (бухгалтерской) отчетности недобросовестный аудитор может, не вникая в особенности, на основе поверхностной оценки дать свое положительное заключение или же вообще проверок не проводить. Это и есть в чистом виде «черный» аудит, который наносит огромный вред рынку и его участникам, снижает репутацию института аудита, как такового.
Аудит необходим как государству, так и экономическим субъектам, поэтому важно и необходимо государству выработать политику по этому вопросу, как и принять необходимые законодательные акты, чтобы в большей степени контролировать и помогать субъектам экономики развиваться и приносить пользу стране.
На данный период времени нормативная база должным образом не сформировалась, но с появлением таких регулирующих документов, как «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформировался рынок аудиторских услуг. Можно сказать, что за последние 10 лет рынок аудиторских услуг сформировался в достаточно устойчивый и востребованный сектор экономики. Ежегодно объемы оказываемых услуг в РФ по аудиту увеличиваются на 30-40%. Также аудит можно охарактеризовать как достаточно консервативный сектор рынка.
Подводя итоги проделанной работы, можно проанализировать, что в ближайшие 2-3 года на рынке аудита в России произойдут существенные изменения. Главные тенденции – укрупнение аудиторских фирм через слияния и поглощения; рост качества аудиторских услуг и соответственно стоимости этих услуг, активное развитие и доминирование на рынке национальных аудиторских сетей, работающих под международными брендами
Что же касается главной цели данной курсовой работы, то она была выполнена, то есть было раскрыто понятие аудита, определены его цели и задачи, были рассмотрены виды аудита. В результате чего можно сказать, что современному предприятию просто необходимо проводить аудиторские проверки своей финансовой отчетности, если даже это не предусмотрено законодательством, то есть проводить инициативный аудит.
Необходимо добавить о важности внутреннего аудита, то есть внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров.
Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем организации, укрепления финансового положения и дальнейшего ее развития.
Глоссарий
Аудит |
предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. |
|
Аудиторская проверка |
мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта. |
|
«Инаудит» |
акционерное общество, задачей которого является консультирование партнеров, осуществление контроля над бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью совместных предприятий с участием отечественных предприятий и организаций. Является первой аудиторской фирмой в России. |
|
Внутренний аудит |
организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. |
|
Контроль качества аудита |
методики и процедуры, принятые аудиторской организацией для того, чтобы ее руководство получило разумную уверенность в том, что в ходе всех аудиторских проверок, проводимых этой организацией, выполняются требования правил аудиторской деятельности и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ. |
|
Мнение аудитора |
выраженный в установленной форме: вывод аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, который аудитор обязан привести в своем заключении; и вывод аудитора о достаточности собранных аудиторских доказательств для подготовки заключения аудитора. |
|
Ответственность аудитора |
санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются действующим законодательством и соглашением сторон. |
|
Программа аудита |
совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей. |
|
Рабочая документация аудита |
совокупность материальных носителей информации, которая составляется самим аудитором, сотрудниками проверяемого экономического субъекта и третьими лицами по запросу аудитора до начала, в ходе и по завершении аудиторской проверки. |
|
Цель аудита |
установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. |
Список использованных источников
Андреев В.Д., Томских С.А., Черемшанов С.В. Практикум по аудиту: учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2006 год.
Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информационный издательский дом «ФИЛИН», 2004.
Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Практикум по аудиту. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 год.
Булгаков Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. – Волтерс Клувер, 2005 год.
Гаврилова С.С. Аудит. – М.: Вектор, 2005 год.
Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2005 год.
Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005 год.
Основы аудита, под редакцией Касьянова А.В.. – Гросс Медиа, 2006 год.
Панков Д. А Бухгалтерский учет за рубежом. – М.: Новое знание, 2005 год.
Подольский В.И. Постатейный комментарий, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». - М.: Юнити-Дана, 2004год.
Просветов Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Задачи и решения. – М.: РДЛ, 2005 год.
Стуков С.А. Голышев В.Д. Введение в аудит. История аудиторского дела. Задачи аудиторской службы. - М: Финансы и статистика, 2004
Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит. – КноРус, 2007 год.
Харченко О.Н. Аудит: Практикум. Учебное пособие. – КноРус, 2005 год.
Приложение А
Аудит как элемент рыночной инфраструктуры
Аудиторские услуги |
Другие виды проверок |
Сопутствующие работы |
|
Цель оказания услуг |
Выражение мнения о достоверности отчетности |
Обзор допущенных предприятием нарушений |
В зависимости от вида сопутствующих услуг |
Степень выборки |
До 100% с учетом величины (уровня) существенности |
В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком |
Не установлена |
Доказательства типичных нарушений |
Аудиторские доказательства на все нарушения |
Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация |
|
Доказательства отдельных нарушений |
Аудиторские доказательства |
Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства |
|
Уровень гарантии достоверности отчетности |
Больший уровень гарантии |
Меньший уровень гарантии |
|
Формы отчета |
Аудиторское заключение |
Отчет аудиторской фирмы (аудитора) |
|
Виды аудиторской деятельности |
Аудиторская проверка |
Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка |
Другие услуги, разрешенные действующим законодательством |
Таблица 1
Приложение Б
Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита
Критерии |
Экономические субъекты, показатели отчетности |
1. Организационно-правовая форма экономического субъекта |
Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала |
2. Вид деятельности экономического субъекта |
1 . Банки и другие кредитные учреждения 2. Страховые организации и общества взаимного страхования 3. Товарные и фондовые биржи 4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании) 5. Внебюджетные фонды (если источники их образования - обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц) 6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования - добровольные пожертвования юридических и физических лиц) 7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ |
3. Источники формирования уставного капитала |
Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов |
4. Финансовые показатели экономического субъекта |
(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности)
1.Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) 2. Сумма активов баланса на конец года, если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ 9Стуков С.А. Голышев В.Д. Введение в аудит. История аудиторского дела. Задачи аудиторской службы. - М: Финансы и статистика, 2004Сущность аудита и аудиторской деятельности (4)Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит ТЕМА: СУЩНОСТЬ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание Введение ………………………………………………………………………3 Основные концепции развития аудита в России ………..….…..6 Сущность и цели аудита ……………………………………………….…….6 Правовое регулирование аудиторской деятельности ... |
Аудиторские проверки осуществляются независимыми организациям и частными аудиторами. Они содержат несколько обязательных этапов, включающих в себя сбор, анализ и оценку полученных сведений. А это, в свою очередь, способствует увеличению работоспособности компании, налоговой и административной безопасности организации, и, как следствие, стабилизации её денежного положения.
Аудиторская деятельность – это оказание услуг финансовой ревизии, осуществление сопутствующих ей услуг; такая деятельность может проводиться объединениями аудиторов, частными специалистами – закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст.1, п.2 .
Для положительной динамики работы предприятия следует периодически проводить ревизии, которые демонстрируют эффективность его управления, правильность распределения внутренних ресурсов и материальных средств. Одним из самых распространённых методов сбора сведений и анализа разобщённой информации о работе организации, является осуществление финансовых проверок.
Само понятие «аудит» означает проверку отчётности, которая является совершенно независимой, подвергает изучению все внутренние процессы организации, выпускаемую продукцию и проекты . По определению закона такая проверка называется бухгалтерской или финансовой (№307-ФЗ, ст.1, п.3 ; N 402-ФЗ).
Ревизор, осуществляющий проверку, выражает по её итогам своё мнение. Отчётность по ревизии обязательно документируется и представляет собой аудиторское заключение.
Главным официальным документом, устанавливающим нормы аудита в РФ, является закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . В нём даётся исчерпывающее определение аудита, аудиторской организации, прав, обязанностей, ответственности, а также раскрыты условия аттестации, получения права на деятельность.
В нем же определены органы, которые обязаны контролировать такие компании, прослеживать их соответствие закону РФ. К таким органам относятся:
В Минфине имеются несколько ведомств, между которыми распределены сферы контроля финансовой отчётности:
Как видно, государственное регулирование данной сферы осуществляется на нескольких уровнях.
Осуществлять финансовые проверки (аудит) на территории РФ имеют право физические лица (частные специалисты) и юридические лица (фирмы). При этом юридические лица именуются фирмами независимо от вида собственности.
Фирмы могут быть отечественного и зарубежного происхождения. Допускается совместная деятельность российских организаций с физлицами, юридическими лицами других государств с отечественными компаниями. Регистрируются они как организации для осуществления аудита.
При создании они могут выбрать, практически, любой вид организационно-правовой формы, однако как ОАО они зарегистрироваться они не могут.
Для того чтобы получить статус самостоятельного аудитора претенденту потребуются следующие основания:
Экзамен проводят специальные учебные учреждения, входящие в реестр Министерства финансов. Он состоит из тестирования, письменной работы, устного опроса. Экзаменуемый кандидат обязан на каждом этапе набирать определённое количество баллов.
Вся процедура занимает не более трёх рабочих дней. Результаты сданных работ отправляются на проверку в Минфин. При положительном результате экзамена выдаются аттестаты, но они имеют установленные сроки действия, то есть их требуется периодически обновлять и продлевать.
Аудиторская организация – это коммерческое объединение, которое осуществляет аудит, предоставляет сопутствующие ему услуги.
Объединения для осуществления инспекции охватывают, прежде всего, частный экономический сектор. Работают они на возмездной основе, после заключения договора . Однако процесс проверки может быть осуществлен по требованию любого заказчика, который подписал с организацией соглашение.
Клиентами фирмы могут быть физические и юридические лица. Если по ходу ревизии объектов контроля фирма обнаружила нарушения закона, то она обязана сообщить об этом заказчику, а также предупредить о возможном наказании.
Права и обязанности фирм и частных аудиторов определены ст. 13 закона 307-ФЗ . Аудиторы имеют право:
Кроме прав при проведении финансовых проверок на лиц, компаний, которые их осуществляют, возлагаются установленные законодательством обязательства. К основным из них относятся:
При отсутствии лицензии, а также при наличии родственных, денежных, должностных связей членов фирмы и заказчика, фирма обязана отказать ему в проверке.
Если потребовалась помощь других сотрудников, например, вследствие высокого объема работы, а соглашение с заказчиком уже подписано, руководство компании обязано поставить его об этом в известность.
Основной целью осуществления финансовой инспекции является сбор объективных, реальных, точных сведений об исследуемом объекте. А также совершается анализ имеющихся недочётов, осуществляется подготовка к ревизии со стороны государственных органов. Частный экономический сектор проводит такую инспекцию с целью выявления недобросовестных членов команды, оптимизации работы, анализа эффективности сотрудников.
Финансовая ревизия помогает установить правильность составления баланса, отчёта об убытках, прибыли, достоверность данных пояснительной записки. Основными целями проверки являются:
Компании аудиторов по характеру деятельности распределяются на следующие категории:
Когда подразумевают методы и приёмы, имеются в виду тактика или система действий, применяемые для финансовой проверки. В целом, методы осуществления ревизии можно разделить на два направления:
Организация аудита, в свою очередь, делится на следующие способы проверки:
Доказательства для формирования выводов о состоянии дел получают с помощью:
Более подробно методы финансовой ревизии описаны в протоколе Совета при Минфине N 41 от 22.12.2005 . Каждая фирма применяет методы по своему усмотрению.
Стандартами аудиторской деятельности называются единые алгоритмы, которых обязаны придерживаться в процессе работы все сотрудники этой сферы. Они применяются для обучения сотрудников внутри организации и для защиты интересов компании в суде.
Имеются четыре группы стандартов:
В сфере аудита значение стандартов очень велико. Они регламентируют поведение ревизора в конкретных ситуациях. Их исполнение гарантирует высокое качество ревизии. Они способствуют включению в практику сотрудников научных достижений и новых технологий.
Для получения точных сведений финансовой отчётности, требуется правильное планирование процесса. Поэтому аудит делится на этапы, осуществляемые строго по очередности:
Основаниями для административной ответственности аудитора служат:
Административное наказание для фирм выражается в лишении лицензии или её приостановлении. Осуществление деятельности без этого документа запрещается . Нарушение данного вида повлечет за собой штраф согласно ст. 14.1 КоАП РФ .
Период приостановления лицензии не может превышать 6 месяцев, а решение доводится до фирмы за трое суток до вступления. Если претензии не устраняются в положенный период, то лицензия аннулируется.
Уголовная ответственность наступает за разглашение конфиденциальных сведений частными аудиторами и злоупотребления полномочиями с целью получения выгоды, ст. 202 УК РФ . Наказание при этом может быть следующим.
При раскрытии секретных сведений с целью получения выгоды или нанесения вреда частный специалист может получить:
При повторном совершении преступления происходит ужесточение наказания:
Специалист финансовой проверки при выполнении своих функций обязан отвечать за все аспекты собственной деятельности. Он несёт ответственность за своевременность и качество выполнения услуг.
Более подробно о проведении проверок разного типа компаний рассказано в сюжете.
Добились профессионального успеха в бухгалтерском учёте или другой отрасли? Считаете себя опытным специалистом? Возможно пришло Ваше время стать аудитором. Но чтобы стать успешным аудитором нужно не просто иметь достаточно опыта в отрасли, необходимо также иметь и отличные теоретические познания в области аудиторской деятельности. И чтобы помочь Вам разобраться, мы решили понятнее объяснить, что такое аудит, аудиторская деятельность, виды аудита, методы аудита и какие законы регулируют аудит (аудиторскую деятельность и аудиторов).
Содержание статьи (навигация):
Определение "Аудит " коротко и простыми словами - проверка отдельного вида деятельности организации с целью анализа на предмет эффективности, соответствия или достоверности, с последующем выражением по результатам такой проверки аудиторского заключения.
Трактовка термина "Аудит
" в соответствии с законодательством РФ
(п.3 ст.2 ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности") - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная ФЗ от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Понятие "Аудит " в широком смысле этого слова - независимая проверка финансовой и хозяйственно-экономической деятельности организации, а также процессов, систем, продуктов, документации и прочее с целью анализа на предмет эффективности или соответствия законодательным актам, или достоверности представляемой информации и выражение по результатам такой проверки обоснованного аудиторского заключения.
Как известно, деятельность аудиторов жестко регулирует законодательство. Перечислим основные законодательные акты (законы), регламентирующие и регулирующие деятельность аудитора и аудиторскую деятельность (аудита).
Виды аудита хорошо изучены многими правоведами. Поэтому можно провести различную классификацию аудита в зависимости от различных признаков, которые лежат в основе проводимой классификации. Перечислим существующие виды аудита .
Аудит по отношению к аудируемой организации :
Виды аудита по решаемым задачам :
Виды аудита по времени осуществления :
Виды аудита по характеру проверки :
Виды аудита по обязательности проведения :
Существует множество видов аудита, а точнее видов аудиторских услуг. Перечислим основные виды услуг аудита являющиеся основными (ведущие направлений аудиторской деятельности):
Также перечислим наиболее популярные узкоспециализированные направления виды услуг аудита , иначе говоря расскажем о наиболее востребованных узкоспециализированных направлениях аудиторской деятельности:
Так что же такое аудиторская деятельность и аудиторская проверка? Будущие аудиторы хоть раз да и задавались таким вопросом. Поэтому в данном разделе мы решили Вам рассказать про эти два термина.
Сначала раскроем понятие аудиторской деятельности с точки зрения законодательства (п.2 ст.1 закон "Об аудиторской деятельности"). Термин "Аудиторская деятельность " (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.
Рассмотрим в широком смысле определение аудиторской деятельности (аудиторских услуг) в РФ. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок отдельного вида деятельности организации с целью её оценки или проверки на достоверность, по итогам которой, составляется независимое аудиторское заключение.
А теперь раскроем понятие Аудиторская проверка. Термин "Аудиторская проверка " - это совокупность мероприятий, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся аудируемого вида деятельности организации, и имеющих своим результатом выражения оценки аудитором о достоверности представляемой информации, правильности и эффективности ведения деятельности экономического субъекта.
В аудиторской деятельности используется достаточно много различных методов проведения аудита организации и методов, используемых непосредственно при проведении аудита. Хотим заметить то, что с помощью методов не только познается объект аудита, но и благодаря им упорядочивается также процесс организации самой проверки.
Применяемые в настоящее время методы проведения аудита, а точнее методы организации проведения аудита (аудиторских проверок) подразделяются:
Также, считаем нужным перечислить методы, используемые при проведении аудита :
Также можете посмотреть короткие видео об аудите (на тему аудита).