7 правовые формы финансовой деятельности. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Что будем делать с полученным материалом

Финансовая деятельность осуществляется специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе - поощрений, ограничений и санкций).

Формы финансовой деятельности государства - это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:

  • правовые (выражаются в установлении или применении );
  • организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:

1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • добровольные;
  • обязательные;
  • смешанные;

2) методы распределения и использования фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
  • обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
  • добровольного привлечения денежных средств (в форме в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
  • взимания сборов и (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
  • страхования (образование страховых фондов);
  • эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).

Методы распределения фондов денежных средств:

  • финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
  • кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
  • выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом , к которым относятся, на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны.

В каждой из них практически выражаются действия государст­венных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на со­ответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть:

1. Правовыми

2. Непра­вовыми.

Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм.

Неправо­вые формы - это инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового зако­нодательства населению и другая организаторская работа; финан­сово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п.

Юридичес­кого значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности, в которых про­является государственно-властный характер действий органов го­сударственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обу­словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи­тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи­зационно-правовых форм.

Осуществляя финансовую деятель­ность, государственные органы и органы местного самоуправле­ния в пределах своей компетенции принимают финансово-право­вые акты, посредством которых в пределах своих полномочий ре­гулируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых пла­нов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово правовые акты - это принятые в преду­смотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, пре крашения, изменения конкретных правоотношении.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятель­ности определяется значением и содержанием регулируемых отно­шений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного зна­чения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, воз­никающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать:

1.По юридическим свойствам финансово -правовые акты подраз­деляются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан­совых отношений и содержат общие правила поведения их участ­ников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) пред­приятий и граждан перед государством, или муниципальным об­разованием, порядок исчисления установленных платежей, ти­пичные признаки плательщиков, порядок расходования государ­ственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкре­тизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная нало­говая инспекция направляет конкретному гражданину, получаю­щему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуаль­ные финансово-правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использова­нию финансовых ресурсов государства.

2.По юридической природе финансово-правовые акты подразде­ляются на:

а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. Правительство РФ при­нимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизи­руется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конститу­цией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-пра­вовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, по­становления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отрасле­вые органы государственного управления издают по вопросам фи­нансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансо­во-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом ин­струкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивиду­альные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов являет­ся наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содер­жанием.

финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в про­цессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мо­билизации, распределению и использованию финансовых ре­сурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено дейст­вием принципа плановости в процессе образования, распределе­ния и использования финансовых ресурсов в соответствии с про­граммами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюд­жет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предпри­ятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформ­ление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается феде­ральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном по­рядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отноше­ния и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны.

В каждой из них практически выражаются действия государст­венных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на со­ответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть:

1. Правовыми

2. Непра­вовыми.

Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм.

Неправо­вые формы - это инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового зако­нодательства населению и другая организаторская работа; финан­сово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п.

Юридичес­кого значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности, в которых про­является государственно-властный характер действий органов го­сударственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обу­словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи­тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи­зационно-правовых форм.

Осуществляя финансовую деятель­ность, государственные органы и органы местного самоуправле­ния в пределах своей компетенции принимают финансово-право­вые акты, посредством которых в пределах своих полномочий ре­гулируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых пла­нов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово правовые акты - это принятые в преду­смотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, пре крашения, изменения конкретных правоотношении.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятель­ности определяется значением и содержанием регулируемых отно­шений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного зна­чения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, воз­никающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать:

1.По юридическим свойствам финансово -правовые акты подраз­деляются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан­совых отношений и содержат общие правила поведения их участ­ников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) пред­приятий и граждан перед государством, или муниципальным об­разованием, порядок исчисления установленных платежей, ти­пичные признаки плательщиков, порядок расходования государ­ственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкре­тизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная нало­говая инспекция направляет конкретному гражданину, получаю­щему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуаль­ные финансово-правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использова­нию финансовых ресурсов государства.

2.По юридической природе финансово-правовые акты подразде­ляются на:

а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. Правительство РФ при­нимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизи­руется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конститу­цией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-пра­вовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, по­становления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отрасле­вые органы государственного управления издают по вопросам фи­нансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансо­во-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом ин­струкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивиду­альные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов являет­ся наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содер­жанием.

финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в про­цессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мо­билизации, распределению и использованию финансовых ре­сурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено дейст­вием принципа плановости в процессе образования, распределе­ния и использования финансовых ресурсов в соответствии с про­граммами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюд­жет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предпри­ятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформ­ление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается феде­ральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном по­рядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отноше­ния и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государсвенных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые выражаются в принятии правовых актов всвязи с установлением или применением норм. Неправовые:

1. Инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства населению.

2. Финансово-технические операции - рассчёты платежей, объёмы финансирования и кредитования.

3. Финансово-экономический анализ.

4. Подготовка материалов к планированию, прогнозированию и отчётности.

Неправовые юридического значения не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм хозяйственной деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер.

Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов (мо), по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы, служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Классификация:

1. по юридическим свойствам они подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативные - регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат правило поведения их участников, обычно действуют длительное время. Индивидуальные - это акты применения норм права, необходимое условие для претворения в жизнь нормативных актов.

2. по юридической природе - законодательные и подзаконные.

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности гос-ва, содержащие конкретные задания в области финансов на опеределённый период. К финансово-плановым актам относятся: 1. финансовый план государства - фед бюджет, а также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты 2. Финансово-кредитные и кассовые планы банков 3. финансовые планы страховых организаций 4. финансовые планы и сметы министерств, ведомств 5. финансовые планы предприятий 6. сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают своё юридическое оформление в актах соответствующих органов власти, например федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому оно подчинено. Утверждённый в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия.

Финансовый контроль.

1. Понятие и значение финансового контроля

2. Виды и органы финансового контроля

3. Методы ФК.

Неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и мун образований является финансовый контроль. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются: 1. соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами гос. власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, и гражданами. 2. Экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль - контроль за законностью и целесоообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и её регионов.

Основными направлениями ФК в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются: 1. проверка выполнения органами власти функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции. 2. Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами МСУ, организациями и гражданами. 3. Проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями находящейся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств). 4. Проверка соблюдения правил соблюдения финансовых операций, рассчётов и хранения денежных средств предприятиями, орагнизациями, учреждениями. 5. Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба.

Финансовый контроль укрепляет финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это чёткое соблюденние установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов гос-ва, субъектов МСУ.

Одной из форм финансового контроля является контроль рублём, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за хоз деятельностью предприятий, объединений посредством таких экономических категорий как цена, себестоимость, прибыль и др.

Виды и органы финансового контроля.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения: 1. предварительный - проводится до совершения операции по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности. Это проекты бюджетов, финансовых планов и смет. 2. текущий - контроль в процессе совершения денежных операций. Например, в ходе выполнения кассовых операций, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д. 3. Последующий фк - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций, после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятиями или учреждениями днежных средств, уплаты налогов и т. д. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

По времени проведения так же можно выделить обязательный и инфициативный финансовый контроль. Обязательный проводится в силу требований законодательства, например контроль со стороны законодательных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год, или по решению компетентных государственных органов. Это могут быть проверки налогоплательщиков, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов и т. д. Инициативный осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, осуществляющих его - 1. представительных органов власти и МСУ, 2. аппарат президента РФ 3. исполнительных орагнов власти общей компетенции, 4. финансово-кредитных органов, 5. ведомственный и внутрихозяйственный, 6. общественный, 7. аудиторский.

1. финансовый контроль со стороны органов представительной власти. Согласно ч.5 ст. 101 конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, совет федерации и государственная дума образуют счётную палату. Состав и порядок деятельности счётной палаты определяется федеральным законом. К ведению госдумы относятся назначение на должность и освобождение от должности председателя счётной палаты и половины состава её аудиторов. Совет федерации освобождает от должности заместителя, председателя счётной палаты, и также половину состава её аудиторов. Деятельность счётной палаты на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведённых государственных расходов. К её задачам относятся - 1. организация и осуществлене контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед бюджета и бюджетов государственных, федеральных внебюджетных фондов, по объектам, структуре и целевому назначению. 2. оценка обоснованности доходных и расходных статей, проектов бюджетов; 3. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в центральном банке и иных финансово-кредитных учреждений. Таким образом, объектом контроля со стороны счётной палаты выступают средства федеральных бюджетов, внебюджетных фондов, и федеральная собственность. Закон определяет круг субъектов, на которые распространяются контрольные полномочия счётной палаты. В него входят все государственные органы, учреждения, федеральные внебюджетные фонды. 2. органы МСУ, предприятия, организации, банки, союзы и иные объединения независимо от форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные фед законодательством или федеральными органами гос власти налоговые, таможенные или иные льготы. Общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие органнизации, на деятельность которых распространяются контрольные полномочия счётной палаты, в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, федеральной собственности или налоговых льгот. Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы власти, субъекты федерации и органы местного самоуправления через структурные подразделения счётной палаты.

2. В целях эффективности президентского контроля создан специальный орган - главное контрольное управление президента РФ.

К основным функциям главного контрольного управления отнесено:

1. Контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений президента РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, их должностными лицами и организациями.

2. Контроль и проверка исполнения поручений президента РФ и руководителя его администрации

3. Подготовка на основе проведенных проверок информации для президента о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности органов гос власти.

Финансовый контроль осуществляют и полномочные представители президента РФ в регионах, на них возложен контроль за использованием средств федерального бюджета в соответствующем уровне.

Органы исполнительной гос власти общей компетенции.

Правительства субъектов федерации - направляют контрольную деятельность подведомственных им органов управления, в т.ч. финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль. В пределах своих полномочий правительство на основании конституции РФ (ст. 114) и федерального конституционного закона «О правительстве РФ» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой политики, осуществляет валютный контроль. Одновременно в полномочия правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов, которые подотчётны ему, а также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок деятельности.

Финансовый контроль, осуществляемый финансово-кредитными органами.

Министерство Финансов - Федеральная Налоговая Служба, Федеральная служба финансово-бюджетного назора, Ф. Служба Страхового, Федеральное Казначейство, и соответствующие им территориальные подразделения.

Кредитные организации во главе с центральным банком.

Ведомственный ФК - контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления, за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений и т.д. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем МинФина.

Основные задачи: Контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учёта, состоянием контрольно-ревизионной работы, бесхозяйственности, расточительства и т.д.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными подразделениями - бухгалтерией, финансовыми отделами, отделами планированая и нормирования заработной платы и др. Контрольная функция данной функции - необходимое условие процесса повседневной хозяйственной деятельности.

Общественный финансовый контроль - основывается на положениях конституции РФ, устанавливающих права граждан, в т.ч. право на участие в управлении делами государства. Обязанности органов гос власти и МСУ - обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения.

Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомстенный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности. Появление такого вида контроля связано с переходом к рыночным отношениям и изменением методов регулирования экономики. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно - как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установленном порядке аттестацию. Аудиторская деятельность может осуществляться только после получения лицензии.

Методы ФК.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приёмы или способы средств его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов - от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений. Используются следующие методы финансового контроля - наблюдение, проверка, надзор, анализ финансово-хозяйственной деятельности, ревизия.

Основной метод ФК - ревизия, т.е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений и целью проверки её законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных органнизаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в т.ч. правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии: документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные).

По организационному признаку - плановыми, внеплановыми, комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

Результаты ревизий оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и её главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основании акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины к возмещению причинённого материального ущерба, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений финансовой дисциплины, виновные привлекаются к ответственности. При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.


Похожая информация.


ОТВЕТ: Правовая форма финансовой деятельности является результатом воплощения в жизнь функционального взаимодействия государства и права.
Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства, осуществляется в правовой форме, влекущей правовые последствия, и не в правовой форме, не влекущей правовых последствий.
Правовые формы финансовой деятельности выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм.
Неправовые формы финансовой деятельности - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджета); подготовка материалов к финансовому планированию и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.
Правовые формы финансовой деятельности находят свое выражение в финансово-правовых актах, принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом, регулирование валютных операций - федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.
Во исполнение федеральных законов по вопросам финансовой деятельности федеральные органы государственной власти могут принимать подзаконные акты - указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции отраслевых органов управления.
Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере обусловлено наличием у них собственной финансовой компетенции. Систему нормативных финансово-правовых актов субъектов образуют законы и подзаконные акты. Некоторые субъекты РФ в процессе нормотворчества в финансовой сфере используют кодификацию, например, в Хабаровском крае принят Бюджетный кодекс Хабаровского края.
Также в целях развития финансовых законов уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ принимаются подзаконные финансово-правовые акты нормативного содержания.
Органы местного самоуправления, являясь органами публичной власти на своей территории, в целях осуществления финансовой деятельности наделены правом издавать нормативно-правовые и правоприменительные акты: постановления, решения, положения, типовые положения, правила, временные правила, инструкции, типовые договоры, регламенты. Ведущим финансово-правовым актом местного самоуправления является устав соответствующего муниципального образования: района, города, поселка. Нормы, регулирующие финансовую основу муниципального образования, как правило, выделены в уставах отдельной главой и устанавливают состав местной финансовой и бюджетной систем, права органов местного самоуправления в финансовой сфере, взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Финансово-правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам, законам субъектов РФ, подзаконным актам органов государственной власти. Рассматриваемые акты могут быть предметом рассмотрения в суде общей компетенции и арбитражном суде; надзор за соблюдением законности в финансово-правотворческой деятельности органов местного самоуправления осуществляется органами прокуратуры.
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.
Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые соответствующими субъектами (государственными, муниципальными органами, учреждениями и организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые задания по аккумулированию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенный период.
К числу финансово-плановых актов можно отнести:
- основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
- бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
- финансово-кредитные и кассовые планы банков;
- финансовые планы страховых организаций;
- финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и организаций;
- сметы бюджетных учреждений.
Финансово-плановые акты имеют юридическое значение и порождают юридические последствия, поскольку оформляются актами соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления.