Как побороть гордыню? Признаки гордыни или обратная сторона знания. Гордость – помеха на пути к успеху

С зади — Христа ради.

Русская пословица.

П риучи язык свой говорить «прости» — и смирение низойдет на тебя.

Преподобный Исайя Отшельник (+370).

Д ля подавления самомнения навыкайте, главное, все доброе относить к Господу как к причине и Его благодарить. Это — начало смирения.

Святитель Феофан, затворник Вышенски й (1815-1894).

С миренномудрие есть порождение ведения, а ведение — есть порождение искушений.

Преподобный Петр Дамаскин (VIII в.).

Е сли кто не будет шествовать прямым путем, каким шествовали святые, то есть путем обесчещения, неправедных укоров и мужественного их претерпевания, тот не преуспеет.

Преподобный Зосима Палестинский (+ок.560).

Ч ем ты злонравнее, тем менее отрицайся от злострадания, дабы, смирен быв им, изрыгнул ты гордость.

Преподобный Максим Исповедник (+662).

В о всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего: не величайся ни когда ведешь беседу, ни когда по ешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братиями, слова твои да будут безыскусственны.

Преподобный Антоний Великий (251-355).

П ротив гордости — воспоминание о грехах своих, память смирения Христова,вменять себя худша всех, помнить, что гордым Бог противится .

(1Петр.5 ,5) .

С мирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум отсекая, вверяем другим, могущим нас управить.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Г ордых сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет.

К ланяйся всем, не обращая внимания, отвечают тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми и считать себя хуже всех.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Б удем оказывать уважение не одним только высшим нас или равным с нами; это не было бы смиренномудрие, ибо, когда кто делает необходимо-должное, то это уже не смиренномудрие,но долг. Истинное смиренномудрие — когда мы уступаем тем, кто считается хуже нас. Впрочем, если мы будем рассудительны, то не станем никого и считать ниже нас, но всем людям станем отдавать преимущество пред собою.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

С миряйся пред людьми — и тогда возможешь смириться пред Богом.

К огда придет тебе какой-либо гордый помысл — плачь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

С казываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит.

В от вы спрашиваете скорейший путь ко смирению. Конечно, прежде всего следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

К аждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Так что, когда кто-нибудь оскорбляет его, то оскорбляемый и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренно. При этом иной не только радуется, когда его оскорбляют, но и сожалеет о раздражении оскорбившего его! Бог да введет нас в такое состояние.

Преподобный Дорофей Палестинский (+620).

Н ачало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души. Средина — пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец,— принимать поношения как похвалы.

Преподобный Иоанн Лествичник (+649).

Д ля стяжания же смирения понудь себя и напрягись принять в любительские объятия свои всякие неудовольствия и прискорбности, как сестер родных, и всячески убегать славы и почестей, желая паче быть от всякого уничижаемым и незнаемым и ни от кого не получать попечения и утешения, кроме единого Бога.

И збирай всегда тягостное и прискорбное и не люби утех и удовольствий, от которых не бывает никакой пользы для души; люби быть в подчинении и зависимости от воли других. Один Бог да будет для тебя сладчайшим утешением, все же другое — горечью.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

Ч то нужно делать? Вот что:

1) Примирись искренне, а не языком, со всеми.

2) Всегда обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна.

3) Говори себе так: «За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила».

4) Перестань излишне заботиться о теле и соблюдай посты не по качеству только, но и в количестве пищи.

5) Обязательно утром и вечером молитвы.

6) Каждый день хоть полчаса думай и представляй, что ты сегодня или, крайне, завтра умрешь и что ожидает тебя. Читай, что найдешь, о смерти.

7) Перестань осуждать других. Если увидишь, что кто-либо делает нехорошо, то не осуждай, а пожалей его и мысленно помолись о нем, чтобы Господь простил ему.

8) Перестань празднословить, оставь смехотворство, шутки и прочее.

9) Вечером от всего сердца проси прощения за все нарушения заповедей за день делом, словом или помыслом.

10) Старайся добиться сокрушения сердца и не давай ему охладеть.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

С гордыней в жизни сталкивается каждый человек. Вот только предрасположенность к её разрастанию есть у отдельных людей. Она может не просто подпортить человеческую жизнь, но и превратить ее в ад. Это тот изъян, с которым стоит бороться.

О том, как избавиться от гордыни и высокомерия пойдет речь в статье.

Гордыня — что это?

Если говорить об этом чувстве простыми словами, то это сильная любовь к себе. Причем слепая, а в некоторой степени, фанатичная. Тот момент, когда за собственной персоной не видно и не слышно больше никого, а остальные – просто не имеют никакого значения, ни для гордеца, ни для мира в его понимании.

Гордыня – это чрезмерное уважение, почитание себя самого, при этом, все остальные кажется несущественным и не имеющим никакого смысла. Важны только его интересы, чувства, желания.

В отличие от эгоизма тут присутствует явный элемент превозношения себя над всем миром. Прямой пример: «Я должна получить эту должность, потому что я самая лучшая». При этом не важно в чем лучше: в работе или в личной жизни. Это чистой воды заносчивая гордыня.

Как себя проявляет

Проявления гордыни бывают самые разные. Лучше распознать на примерах, а начнем с самого распространенного. Человек добился успеха в жизни. Например, заработал состояние собственными усилиями с нуля. Естественно, он будет собой гордиться, чувствовать себя уверенно, но со временем люди стали ему казаться лентяями и бездельниками. Только он пашет как вол, давая всем дармоедам рабочие места, еду, зарплату, а потому имеет полное право унижать всех вокруг, так как это право заработал собственным горбом. Примерно такая разница гордости и гордыни.

Гордыня скрывается за высокомерием. Так, человек считает себя единственным и неповторимым, самым красивым и умным, а потому никто не вправе заявлять ему обратное. Гордыню часто путают с самовлюбленностью, заносчивостью, эгоизмом. На деле же гордыня стоит у основания этих проявлений. Их первоисточником.

Иногда проявляется повышенной обидчивостью. Обида возникает на фоне того, что кто-то не сделал так, как хотелось гордецу, хотя должен был (естественно, ему же все должны). Обычная обида быстро проходит, но в случае с гордыней – нет. Она остается в человеке годами, разрушая отношения с окружающими и его заодно.

Когда индивид живет в гармонии с собой, он любит всех вокруг, радуется за других, наслаждается жизнью. При гордыне – ему всего мало, он не бывает довольным, считает, что достоин лучшего. Сюда присоединяется тщеславие, создавая гремучую смесь из отвратительных качеств. Обиды на весь мир, вечное недовольство, негативные эмоции накапливаются внутри сгустком энергии, которая разрушает организм изнутри, а со временем превращается в болезни.

Способы избавления

Вернуться к нормальному восприятию мира – единственный способ избежать одинокой гибели, а помочь может только работа над собой.

Осознать проблему

Как бы банально и просто это не звучало, но осознание проблемы – первый шаг к решению. Человек, который осознает, что подвластен гордыне, найдет в себе способность ее усмирить.

Он начнет брать себя в руки, контролировать собственные мысли, бороться наконец. Таким образом, решение вопроса придет само собой, ведь все ответы в нас.

Рассмотреть горизонты

Человек, который добился успеха, имеет право собой годиться, а вот унижать других – нет. Посмотрите вокруг, неужели все успешные люди считают остальных – полной грязью, тогда и вы, для него будете ничтожеством. Думайте об этом почаще.

Общайтесь с более успешными людьми в других сферах

Другой метод, как бороться с гордыней, можно считать общение с людьми более успешными и развитыми. Ищите таких, стремитесь к таким и узнавайте их. Причем, интересуйтесь и деловыми вопросами, и жизненными, и бытовыми моментами. Найдите человека, который станет для вас примером.

Скажете, что вы и так достаточно хороши, чтобы брать пример с другого человека. Так ответьте на вопрос: почему вы не имеете мировой славы, ничего не изобрели или не родили детей.

Постоянно меняйте хобби

Рассматривая, что такое хобби, мы представляем себе занятие, которое нам нравится, которым приятно заниматься. Со временем, «съев собаку» в хобби или другом роде деятельности, гордыня возрастает, мол: «Вот, сколько всего умею!». Задача человека, будучи успешным в одной сфере, постоянно быть внизу другой.

Пусть это будет вышивка крестиком, гончарное ремесло, фигурное катание.

Как только научились делать что-то досконально – сразу меняйте занятие. Это полезно для всестороннего развития, и так будете всегда напоминать себе, что есть еще чему поучиться.

Работайте с собственными недостатками

Именно так, не побеждайте, а работайте с ними. Недостатки – часть индивидуальности и отличает одного человека от другого, поэтому работа с ними нормальная практика, которая позволяет спуститься на землю тому, кто воспарил в небеса.

Работа заключается в следующем: вы пишете на листике свои недостатки, а затем регулярно рассматриваете думая о том, может ли быть человек с таким набором идеальным и есть ли к чему стремиться.

Критикуйте сами себя

Когда гордыня оседлала человека, то стоит с ней бороться с помощью критики в свой адрес, от себя же самого. Критикуйте себя мысленно, на бумаге, на диктофон, как больше нравится, но критика должна сопровождать вас везде.

Старайтесь, чтобы она была здоровой и объективной.

Попросите критики у близкого человека

У человека с признаками гордыни способность к самокритике слабо выражена, а потому куда эффективнее и объективнее будет спросить мнения другого человека. Это может быть муж, подруга, сестра. Любой человек, которому доверяете. Попросите его назвать три ваших негативных качества, а потом сцепите зубы и не вздумайте доказывать его неправоту.

Переспите с этой мыслью день, второй, думайте о том, что вам сказали. Вот же ваши недостатки! Над ними и работайте.

Чтение статьи о гордыни уже свидетельствует о наличии способности осознавать и понимать проблемы, а значит вы сможете от них избавиться в два счета, ведь разумный подход и готовность работать над собой, переводит человека с одной ступеньки развития на другую.

Гордыня – это коварная штука, потому что расти она начинает не тогда, когда человеку плохо, а наоборот, когда у него всё хорошо. Когда приходит успех, рост, благополучие, похвала и власть – гордыня тут как тут, причём на позитивной волне и эйфории её очень легко не заметить. Но когда она разрастётся и наберёт силу, чаще всего, её уже не остановить. И гордыня возносит человека сначала вверх, ввергая его в иллюзию собственного величия, а потом в один момент бросает его в пропасть, разбивая о землю.

Прежде чем начинать работать с Гордыней, ознакомьтесь с первыми двумя статьями на эту тему:

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы: Как распознать Гордыню и Высокомерие? Как её контролировать и победить? Практические рекомендации и авторские техники.

Как распознать Гордыню?

Чем раньше вы заметите, увидите у себя Гордыню, тем легче вам будет с ней справляться. Чем позже – тем, соответственно, тяжелее вам будет её и признать и одолеть.

Чтобы научиться распознавать Гордыню, во-первых – внимательно прочитайте статью , а во-вторых – обратите внимание на следующие признаки её появления:

  • Возрастающая обидчивость и нетерпимость к несовершенству других людей
  • Обвинение других в своих проблемах и сложностях жизни
  • Рост раздражительности и неуважения по отношению к другим людям
  • Постоянно приходящие вам в голову мысли и образы о собственном величии, уникальности и превосходстве над другими людьми и т.п.
  • Постоянная потребность в похвале и восхищении вами, со стороны других людей: желание, чтобы вас хвалили, говорили вам, какой вы умный, какой молодец и т.д. Помните, если вокруг вас начинают виться те, кого достойные люди называют льстецами и подхалимами – у вас гордыня!
  • Непереносимость критики со стороны других людей, нежелание слышать о собственных недостатках и работать с ними
  • Нежелание признавать свои ошибки и работать над ними
  • Гонор и не способность искренне просить прощения у других
  • Уверенность в собственной непогрешимости
  • Стремление соперничать с другими и доказывать, что вы круче, умнее, достойней и т.п.
  • Не смирение и упрямство – не способность спокойно и достойно принимать уроки судьбы
  • Пафос растёт, а радость в сердце тает. Когда гордыня разрослась, чистая искренняя радость улетучивается напрочь, а в сердце поселяются неудовлетворённость и недовольство.
  • Другие

Возможно я вас не обрадую, но на Земле нет человека, у которого хотя бы в малой степени, но не было бы такого недостатка, как Гордыня. Только одни люди (сильные духом) свою гордыню способны видеть, как зло и смертельный порок, могут её контролировать, держать под каблуком, и вовремя уничтожать. А другие – оказываясь в лапах своей гордыни, неизбежно становятся её жертвами.

Как контролировать и упреждать Гордыню?

Итак, профилактика от Гордыни! Что нужно, чтобы не дать Гордыне расти и разрастаться? Что нужно, чтобы держать её под каблуком и не давать захватывать власть над собой?

1. Каких бы успехов вы не достигали – всегда интересуйтесь теми людьми, которые достигли в жизни больше, чем вы. Учитесь у них, уважайте их.

Как избавиться от гордыни? Психологические и эзотерические методы

В данном разделе я поделюсь с вами и собственными авторскими наработками, техниками. преимущественно эзотерическими, как справляться с гордыней.

Сразу скажу, что большая часть практических рекомендаций из предыдущего раздела, будут работать и здесь.

Так, правильное Смирение, без самоуничижения – всегда будет помогать уменьшить и уничтожить гордыню. Также, как и рост справедливой благодарности Богу, миру и людям. Все 6 пунктов раздела “Как контролировать и упреждать Гордыню” – все отлично работают.

В данном разделе мы рассмотрим, что нужно делать, если Гордыня уже набрала силу, если манечка о собственном величии уже преследует вас.

1. Гордыню нужно признать , что она у вас есть, и в начале это бывает самое сложное. Увидев в себе проявления гордыни или услышав об этом от других, первое,что нужно сделать, сказать себе: “Да, у меня есть гордыня, и Слава Богу мне, как и каждому – есть над чем работать…”, “И пока она не уничтожила мою жизнь, я должен уничтожить её”. После этого можно приступать к устранению причин гордыни.

Когда вы признаетесь самому себе в том, что у вас Гордыня – вы получаете над ней власть! Вы становитесь сильней неё!

2. Гордыня у человека может быть безосновательной, когда он просто хочет считать себя лучше других (такая у него самооценка), а бывает и на основе конкретных причин: достигнутый успех, победа и чемпионство, др.

Если это просто проблема не выстроенной самооценки , то нужно её начать строить – формировать адекватную самооценку без пафоса, иллюзий и обмана:

Если гордыня это следствие каких-то значимых достижений , то нужно сделать следующие:

  • Выписать основные свои достижения и победы (например 10 пунктов), и сказать себе: “Вот за это я себя уважаю, я молодец! За это я благодарю Высшие Силы, мою душу и судьбу, благодарю всех людей, кто мне помогал и поддерживал меня! Но на этом я не остановлюсь! У меня впереди ещё много вершин, которые я не взял, много дел, которые я не сделал, много уроков, которые я не выучил!”
  • Далее нужно сесть и выписать минимум 20 пунктов своих недостатков, проблем, слабостей, над которыми вам нужно работать. Сюда же добавьте те претензии, которые вам предъявляют другие люди, чем они обычно не довольны. Превратите этот список своих недостатков в план для своего развития и работы над собой. И как бы вам не хотелось писать этот список – сделайте это, он поубавит гонор гордыни и очень быстро вам станет легче и приятней на душе.
  • Если вдруг вам будет сложно увидеть свои недостатки и слабости – попросите окружающих рассказать вам о них. Как правило, они это сделают с удовольствием. Вы можете сказать так: Скажи, как ты думаешь, над чем бы мне стоило поработать…” или “Как думаешь, какие качества во мне самые слабые, куда мне нужно обратить внимание?” или “Прошу, сходу назови три мои самые большие слабости, что первое придёт в голову…”.

3. Если вы человек верующий – я считаю вам повезло и у вас всегда есть дополнительные инструменты:

  • Практикуйте регулярно : просите прощения у Высших Сил за свои ошибки и грехи, прощения за гордыню и проявляемое высокомерие. Просите Бога избавить вас от гордыни и достойно пройти это испытание. Просите прощения и у людей, перед которыми вы виновны, всегда кайтесь легко и с радостью освобождения.
  • – каждый день: за то, что вы Человек, а не червяк, за жизнь, за обучение и развитие, за всё, что вы имеете и ещё будете иметь в своей жизни, за людей, которые вас окружают. Благодарность – очищает ваше сердце от гордыни.
  • Молитва Ученика (своими словами, как умеете, лишь бы это было искренне и от сердца): “Я ученик Твой, Отец мой Небесный, прошу веди меня, обучай, научи все испытания и искушения проходить достойно. Прошу научи смирению перед Твоею Волей и одновременно, помоги раскрыть достоинство и величие моей Души. Я принимаю силу и бесконечный потенциал своей души, созданной по образу и подобию Творца, и одновременно принимаю свою малость перед Богом”.

А если вы решите, что вам нужна помощь духовного Наставника или , чтобы убрать этот недостаток или какую-то другую проблему – также заполните !

В современном мире понятия гордость и гордыня часто путают между собой. Людьми они воспринимаются как одно и то же или нечто очень похожее. Между тем, эти две сущности имеют совершенно различное значение. Если первое понятие свидетельствует о чувстве собственного достоинства, самодостаточности, то второе говорит о сложном характере, внутренних нерешенных проблемах личности. Признаки гордыни – это часто возникающее чувство несправедливости, раздражения. Такой человек всегда полагает, что его напрасно обидели. Данная статья посвящена вопросу гордыни и объясняет, чем она отличается от гордости. Мы рассмотрим составляющие каждого из понятий, чтобы понять, в чем заключается опасность взращивания в себе этого чувства и как его можно преодолеть.

Гордыня и гордость. Отличия

Оба понятия имеют один корень, а значит, представляют собой производные от тщеславия, самолюбования и кичливости. Однако в случае с гордостью проявления чувства ложного превосходства над другими не столь выражено, как с гордыней. В современном мире гордиться можно родиной, собственными достижениями, близкими людьми. А гордыня происходит из патологической неуверенности в себе.

Чувство собственного достоинства

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что уважать и ценить собственную личность необходимо. Без здоровой любви к себе нет никакого развития, как невозможно полноценное продвижение вперед, раскрытие талантов и собственных возможностей. Чувство гордости должно быть у человека. В противном случае им сможет манипулировать и использовать в своих целях любой человек. Но, в то же время, любая должна быть умеренной. Нельзя во всем видеть подвох, а в людях — злейших врагов или обманщиков. К сожалению, реалии современной действительности таковы, что многим из нас приходится проходить через многочисленные испытания, которые сопровождаются болью, обидой и разочарованием. Но ведь это совсем не повод становиться слабым, озлобленным человеком? Напротив, необходимо собрать всю свою волю и доброе начало, чтобы сохранить веру в лучшее и в людей.

Доверие к миру

Чем больше человек расположен к окружающим, тем сильнее он открыт по отношению к самому себе, тем легче ему становится принимать новое. Доверие к миру складывается из нескольких составляющих, таких как: обстановка в семье, где живет человек, отношение к нему окружающих людей, собственные желания и мечты, характер, темперамент. Гордыня, чаще всего, подчиняет себе людей, делает их несвободными, заложниками своих страхов. Тот, кто гордится, на самом деле не может быть счастливым. Он не умеет по – настоящему доверять, открываться навстречу отношениям. Просто гордый человек способен распознавать чувства другого, он сопереживает, помогает другим, но при этом не теряет самого себя.

Эгоизм

Гордыня всегда делает из человека эгоиста. Без исключений. Сконцентрировавшись только на своих переживаниях, невозможно думать о других, приносить действительную помощь окружающим. Человек, не сумевший обуздать свою гордыню, не сможет по – настоящему проникнуться переживаниями близких, останется глухим к духовным порывам. Гордость иногда добавляет человеку сил, помогает понять сущность происходящего, в то время как гордыня подчас лишает здравого рассудка.

Развитие

Для полноценного продвижения по жизненному пути человеку постоянно требуется развиваться. Сущность развития заключается не только в том, чтобы узнавать новое. Крайне важно работать над собственными недостатками, извлекать уроки из происходящего, вовремя отпускать прошлое. Гордость может справиться с этим, гордыня, чаще всего, заставляет человека дополнительно страдать.

Самовлюбленность

Излишне гордых людей нередко обвиняют в том, что они недостаточно внимательно относятся к нуждам других. Между тем, если гордый человек просто не дает себя в обиду и потому производит впечатление неприступного одиночки, то тот, кем руководит подлинная гордыня, старается еще подчинить окружающих собственному миропониманию, навязать им свою точку зрения. Самовлюбленность, или , в этом случае следует рассматривать как психологическую защиту личности от чувства собственной неполноценности.

Сущность гордыни

Гордыня, как и всякая характеристика личности, включает в себя несколько структурных составляющих. Проще говоря, гордыня состоит из трех основных компонентов, которые поддерживают ее существование.

Гордыня – смертный грех

В христианстве, как и любой религии, гордыня считается большим грехом. Дело в том, что по религиозным воззрениям, особенной разницы между гордостью и гордыней не существует. Гордость так же должна быть подвергнута осуждению, как и гордыня, а потому соблюдение божественных заповедей является неотъемлемым элементом религиозных канонов. Существует мнение, что тот, кто горд, не может по – настоящему раскрыть свое сердце для истинной любви. Такой человек заботится, в первую очередь, о самом себе и своих интересах. Ему важно только то, чтобы его потребности были удовлетворены.

Низложение гордыни происходит путем глубокого раскаяния и преодоления в себе отрицательных качеств характера. Невозможно преодолеть в себе гордыню, если человек сознательно не идет на это. «Гордыня – грех», — говорит Библия, и все духовные учителя прошлого и современности соглашаются с данным утверждением.

Как избавиться от гордыни?

Часто люди, испытав серьезные трудности в жизни по вине собственного характера, задаются вопросом: как бороться с гордыней? Ведь она мешает вести полноценную жизнь, с гордыней, вы, скорее всего, потеряете старых друзей, а новых не приобретете.

Гордыня заставляет страдать как самого человека, так и его окружение. Чтобы побороть в себе это качество характера, необходимо долго и упорно трудиться, работать над собой. Следующие советы можно назвать конструктивными методами, как побороть гордыню.

Уважайте других

Проявляйте подлинный интерес к потребностям других людей. Если вы будете уважать их мечты, то и ваши никто не станет осуждать. Уважение к другим начинается с принятия своих родственников. Крайне важно принимать близких такими, какие они есть, а не пытаться их переделать. Тщеславие и гордыня не могут помочь в этом. Необходимо полностью пересмотреть свои чувства и отношение к близким людям.

Гордыня притупляет чувство близости душ, родственности отношений, терпение и смирение. Известно, что гордый человек не способен отступить от собственных притязаний, он идет до конца, достигает цели любой ценой. Чтобы побороть в себе это качество, попробуйте просто хотя бы иногда думать, что чувствует другой человек. Представьте себя на месте вашего знакомого, которому вы непонятно почему нагрубили, или вашего отца. Как вы думаете, приятно было этим людям слышать от вас колкие замечания или несправедливые обвинения? Чаще занимайтесь анализом собственных поступков, тогда вам постепенно начнут открываться чувства других людей, вы поймете их переживания.

Будьте внимательны

Если хотите быть полезными людям, то внимательней относитесь к ним. Стоит начать замечать даже мелкие делали, как вы увидите, насколько проще стало жить. Важно, чтобы степень доверия между вами и вашими родственниками увеличивалась день ото дня. Даже если они раньше не замечали за вами подобных проявлений заботы, не беспокойтесь: ваши старания когда – нибудь все равно будут объективно оценены. Не стоит восхищаться своей гордыней и считать ее главным вашим . Теплые, доверительные отношения между людьми необходимо иногда строить годами, но это того стоит.

Обращайте внимание так же на собственные чувства. Если вы будете детально отмечать происходящее внутри вас, то поймете, что вы гораздо лучше себя чувствуете, когда дарите радость окружающим, даже если она мимолетна, непродолжительна. Найдите время позаботиться о своих родителях, сестрах, братьях, друзьях. Присмотритесь, возможно, кому – то из них в данный момент нужна ваша помощь? Не упустите эту возможность исправиться и преодолеть свою гордыню.

Не бойтесь сломать стереотипы

Большинство людей всю жизнь действуют определенным образом, совершенно не предполагая, что можно поступать иначе. На каждое событие жизни уже «придуман» нормальный поступок, который отражал бы суть. Только задумайтесь, насколько мы сами все схематизируем и превращаем в рутину, а между тем, каждое событие само по себе уникально и неповторимо. Скажем, на рождение ребенка принято поздравлять молодых родителей, на новый год дарить подарки. Возможно, кто – то не отмечает всеми любимый праздник и ему не хочется делать застолье только потому, что так принято.

Помните, каждое событие, даже если оно повторялось на земле миллионы раз, уникально. Соответственно, к каждой ситуации нужно искать свой индивидуальный подход, максимально приемлемый для данного случая. Гордыней нельзя восхищаться, гордыню нужно побороть и отпустить. Позвольте себе испытывать чувства, даже если они негативного плана. Только предпринимать какие – либо действия начинайте уже с того момента, когда поймете ошибки и сосредоточитесь на конструктивном решении. Преодолев гордыню, вы почувствуете невероятную легкость и зрелое чувство собственного достоинства.

Полюбите себя

Обычно человек способен причинять боль другому только тогда, когда сам испытывает сильную неудовлетворенность жизнью. В ином случае бы не возникало необходимости обижать близкого. На самом деле все, что говорится в порыве гнева, адресуется не тому человеку, которому все высказывается, а самому себе. Если бы каждый из нас обладал способностью прислушиваться к своим словам, то не возникало бы необходимости в гордыне. Ведь гордыней нельзя ничего добиться.

Полюбите самого себя и увидите, как вам не захочется больше пользоваться гордыней. Любовь к себе пробуждает гармонию в душе человека и рождает удовлетворенность. От гордыни не останется никакого следа.

Найдите свое предназначение

Отметьте про себя, свою ли жизнь вы проживаете? Ведь как часто случается так, что человек следует мнению большинства, поддается влиянию извне и выбирает совсем не свой путь. Предназначение следует понимать как цель, с которой мы приходим в этот физический мир. И только от нас зависит, как мы его выполняем. Гордыни нет места среди тех, кто стремится к цельной, полноценной жизни. Поиск предназначения, безусловно, является важной составляющей жизни человека, а потому к этому процессу важно подойти со всей ответственностью.

Если вы, несмотря на зрелый возраст, еще не нашли свой собственный уникальный путь, самое время определиться с направлением. Прислушайтесь к себе, вспомните свои юношеские мечты. Может быть, пришло время осуществить самое заветное желание? От вашей прежней гордыни не останется и следа, когда вы обретете самого себя. Это долгий и изнуряющий труд, требующий максимальной честности и полной самоотдачи. Тот, кто недоволен своей гордыней и намерен заменить ее на более позитивное чувство, должен особо тщательно следить за своим эмоциональным состоянием. Эмоции указывают нам на то, что происходит в нашей душе. Гордыня совсем не то чувство, которое нужно лелеять.

Смиритесь с собственными недостатками

Как ни странно это звучит, необходимо научиться принимать себя таким, какой вы есть. Длительная работа над собой, негативными всегда предполагает значительные изменения. Но так же важно научиться принимать недостатки, с которыми вы ничего сделать не можете. Простите себя за мелкие ошибки, поймите, что никто не совершенен и перестаньте винить себя за прошлое. Можете даже поблагодарить себя за промахи и ошибки, которые вы когда – то допустили. Не будь их, вы и не узнали бы, что можете быть совершенно другим человеком. Иными словами, благодаря недостаткам, мы движемся вперед, развиваемся и совершенствуемся.

Таким образом, понятие гордыни тесным образом связано с эмоциональной сферой человека, его характером, привычками, образом жизни. В малом количестве проявления этого качества характера свойственны всем людям. Важно только то, как личность собирается работать с гордыней.