Право представляет собой разновидность. Понятие и признаки права. Право- система общеобязательных, формально определенных юридических норм. Административное право Украины

Право - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

В современной науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, с помощью этого термина обозначается система юридических норм, издаваемых государством (позитивное право). Во-вторых, – определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право). В-третьих, определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право). На практике субъекты имеют дело с позитивным правом, так как именно в нем государство посредством принятия законов и иных нормативно-правовых актов закрепляет нормы права естественного.

Принято выделять следующие признаки позитивного права :

1. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека . Суть данного признака состоит в том, что право выражает, во-первых , меру полноты (объема), доступности реальных прав , свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; во-вторых, меру допустимых ограничений свобод человека .

2. Системность . Это одно из непременных требований и один из признаков, действующего права. Как система оно складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (норм права). Возникающие между нормами связи, направлены на достижение единых целей. В результате право становится системой нормативного регулирования, основанной на учёте интересов различных слоёв общества, на их согласии и компромиссах.

3. Нормативность . Это исходное и основополагающее свойство (признак) права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей. Нормативность выражается через систему регулятивных средств (правовых норм) различного уровня, установленных государством.

4. Общеобязательность . Она состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов, к которым эти нормы обращены, на которых они распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов и распространяется на всех субъектов права, в том числе и на государство.



5. Обеспеченность возможностью государственного принуждения . Последнее осуществляется специальными органами государства, в правовом государстве это принуждение носит правовой характер, оно осуществляется в рамках права. Это означает, во-первых, что принуждение осуществляется на основе, в соответствии с правовыми нормами, во-вторых, только уполномоченными на то органами согласно их компетенции, в-третьих, с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, как узурпация государственной власти, превышение власти.

Государственное принуждение выражается в двух формах: физическом (физическое воздействие на правонарушителя) и психическом принуждении (страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены не случай неповиновения). Таким образом, государственное принуждение активно применяется при нарушении норм права, во всех остальных случаях постоянно сохраняется лишь потенциальная возможность его использования.

6. Формальная определённость . Она заключается в том, что нормы права, их содержание, формально точно определены. Точно указывается в нормах права круг отношений, на которые распространяется их действие, субъекты, юридические последствия. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права – нормативно-правовых актах.

7. Интеллектуально-волевой характер права . Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности и интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, то есть формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

8. Право не тождественно закону . Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон или иной нормативный акт государства, не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, не является правом и может в установленном порядке признаваться недействительным.

На основании приведённых выше признаков можно определить право как обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках, общеобязательность и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит правовым нормам, которые в своей совокупности и образуют право.

Право - это система общеобязательных, формаль-но определенных юридических норм, устанавливае-мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкциони-рованных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки права :

1. Общеобязательность. Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через обще-обязательность правовые нормы вносят единые , устойчивые , руководящие начала в обще-ственную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.

2. Формальная определенность. Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыс-лями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную государством в правовых актах - законах, постановлениях, указах, инструкциях и т.п. Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно , в деталях отразить требова-ния, предъявляемые к поведению людей.

3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства. Если требования закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст-венности (уголовной, административной и т.д.).

4. Многократность применения. Применение юридических норм рас-считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви-той стране.

5. Справедливость содержания юридических норм. Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос-подство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназна-чение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедли-вости" - гласит известное римское изречение.

Понятие «право» может быть использовано в несколь-ких значениях.

В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.

При религиозном подходе интересы религии доми-нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулиро-вании общественных отношений, в достижении на норма-тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономи-ческая свобода, свобода личности.

Существует понятие публичного и частного права. Римс-кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше-ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают-ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Типология права - это его специфическая клас-сификация. Типы права формируются с позиции нескольких под-ходов: формационного и цивилизационного, подход на основе конкретно-географических, нацио-нально-исторических, религиозных, специально-юридичес-ких и других признаков.

При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип произ-водственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстро-ечных элементов - государство и право. В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

В рамках цивилизационного подхода выделяют следу-ющие типы прав:

Право древних государств;

Право средневековых государств;

Право современных государств.

В зависимости от конкретно-географических, нацио-нально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:

1 . Национально-правовая система (конкретного госу-дарства). Национально-правовая система - это конкретно-исто-рическая совокупность прав, юридической практики и гос-подствующей идеологии отдельного государства.

2 . Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В настоящее время в теории права различают следующие правовые семьи:

Романо-германская (континентальное право);

Англо-американская (общее права);

Традиционно-религиозная (индуистская, мусульманская и другие).

В разных частях света , в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных от-ношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Теории права. Большое многообразие факторов, влияющих на формирование права связано с наличием различных подходов к пониманию права, а это приводило к появлению различных правовых теорий. Каждая научная теория преувеличивает одну какую-то сторону права в ущерб другим. В видоизмененной форме не-которые из них сохраняются и в настоящее время. Среди наиболее распространенных в теории права подходов можно назвать следующие.

Введение. 3

Глава I. Понятие права: признаки, назначение, функции. 4

1.1. Понятие права в объективном и субъективном смысле. 5

1.2. Право как регулятор общественных отношений. 6

1.3. Сущность права. 8

1.4. Признаки права. 9

1.5. Назначение права. 11

1.6. Функции права. 12

Заключение. 14

Список литературы. 15

Введение.

Уже в первобытном обществе существовали определенные правила поведения людей, которые обеспечивали выживание членов родовой общины в природной среде и их воспроизводство. Эти правила сложились в обычаи, которые фиксировались в памяти людей и в силу целесообразности, рациональности и полезности выполнялись добровольно, по привычке, из уважения к памяти предков.

Регулировались обычаями следующие виды отношений в общине: во-первых, брачно-семейные отношения, в частности, существовал запрет кровосмешения; во-вторых, половозрастное распределение обязанностей; в-третьих, правила организации совместной деятельности при охоте, добывании пищи, ее распределении; в-четвертых, процедуры разрешения споров между членами общины; в-пятых, правила ведения войн и столкновений с другими племенами.

Таким образом, право появляется не на пустом месте и не вдруг, а возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества. В своем развитии право проходит длительный путь, имеющий у разных народов свои особенности.

Право – сложное социальное явление, поэтому люди с древних времен пытались осмыслить его происхождение, выяснить причины возникновения права. На данном этапе развития общества право представляет собой сформированную науку. Ее изучение является необходимым, и изучение это начинается с азов, в этом и видится актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является теоретическое изучение вопроса. Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

· раскрыть существующую в обществе систему правовых отношений;

· определить сущность и содержание права.

1. Понятие права: признаки, назначение, функции.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества.

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право – единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

1.1. Понятие права в объективном и субъективном смысле.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество» и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин «право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств» . Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.

1.2. Право как регулятор общественных отношений.

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.

1.3. Сущность права.

Сущность – это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

1.4. Признаки права.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.

1) нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно отмерено и определено в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения» . Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

2) формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

3) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могут противоречить нормы другого уровня.

4) интеллектуально-волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

5) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение – специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.

Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

1.5. Назначение права.

Назначение права формулируются в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права – выражать интересы господствующего класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам.

В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, оно выступает инструментом политического господства, а с другой стороны – инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

1.6. Функции права.

Под функциями права понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.

· регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги);

· охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Помимо названных право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

· воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву;

· информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества.

Заключение.

Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в определении права заключены в «свернутом» виде многие характерные черты данного института. Право – совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.

Итак, основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.

Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне являются его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание детерминировано социально-экономическими, политическими и иными потребностями. И субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а, наоборот, произвольно, опровергается всей социальной практикой.

Список литературы.

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000.

2. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ, 2000.

3. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1996.

Конституция РФ. М., Проспект. 1996.

Теория государства и права. Учебник для юридических Вузов и факультетов. М., НОРМА-ИНФРА М, 1996.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

Важную роль в организации общественной жиз­ни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право. Вопрос о понятии пра­ва дискуссионный. Существуют различные опреде­ления права, которые давали и дают представители разных направлений юриспруденции. Представители теории естественного права счи­тают, что право содержит в себе абсолютные, неиз­менные начала справедливости, оно исходит от са­мой природы. Право по исторической школе развивается органи­чески: оно исходит от того, каким его делает истори­ческая жизнь данного народа.

Психологическая школа объясняет возникновение и действие права психологией личности. Оно рас­сматривается как продукт психологических устано­вок, переживаний, институтов.

Марксистсколенинская теория делает акцент на классовую сущность права - волю господствующего класса, возведенную в закон.

Право - это система юридических норм, регули­рующих наиболее важные общественные отношения на началах справедливости и свободы.

В юридической науке понятие права используется в двух значениях:

1) объективное право (право как совокуп­ность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм); 2) субъективное право (право, принадлежащее кон­кретному лицу). Признаки права:

1)общеобязательность (право является единственной системой общественных норм, которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь);

2)формальная определенность правовой нормы (именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей);

3)обеспеченность исполнения принудительной силой государства (поддержка требований права государством. Если предписания не исполнятся добровольно, государство примет меры для их выполнения);

4) многократность применения (в большинстве случаев юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Они обладают определенной неисчерпаемостью);

5) справедливость содержания юридических норм (право призвано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждающих господство принципов справедливости в обществе)


36. Принципы права, их классификация и законодательное закрепление.

Принципы права и их виды

Принципы права - это основные исход­ные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах принципах) - в конституциях, преамбулах законов, кодексах - или составлять саму материю права, проникая во внутрен­нее содержание правовых норм.


В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах. (в законодательстве общего и континентального права)

Виды принципов права: Общие принципы, межотраслевые и отраслевые принципы.

1. Общие принципы - это основные начала, кото­рые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулято­ра всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одина­ковой силой действуют во всех отраслях права в неза­висимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений. Общие принципы права берут начало в римском праве и используются при применении в толковании правовых норм в международном и национальном праве. Например, в мусульманских правовых системах при наличии пробела решается вопрос в соответствии с принципами шариата. Однако, ввиду высокой степени нормативных обобщений общие принципы права не могут выступать эталонами поведения. В постановлении Конституционного Суда от 27 января 1993 года сказано: «Эти принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права».

К числу общих прин­ципов права относятся:

1) Принцип социальной свободы. Основным нача­лом правового регулирования в цивилизованном го­сударстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой дея­тельности, профессии, места жительства, возможно­сти пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в расп­ределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенными от безработицы и социальных конф­ликтов. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные га­рантии для свободной и обеспеченной жизни. Все го­сударственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

2) Принцип социальной справедливости. Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ро­лью индивидов в жизни общества и их социальным по­ложением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказани­ем, заслугами человека и их общественным признани­ем. Посредством права достигается наиболее оптима­льная соразмерность между возможным и должным поведением и оценкой его результатов. Справедли­вость является также одним из ведущих начал в практи­ке правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры уголов­ного наказания).

3)Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

4)Принцип гуманизма. Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.(Ст. 2 Конституции- РФ Человек, его права и свободы являются высшей ценностью

5)Принцип равноправия { равенство всех перед законом). Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, в конституционных законах бо­льшинства стран мирового сообщества. Эти нормативно-правовые акты провозглашают равенство всех граж­дан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального проис­хождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимущест­вами и привилегиями, противоречащими закону.(Ст. 19 Конституции РФ)

6)Единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности. Так, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать им пенсии или пособия. В то же время законом устанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

7)Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической от­ветственности. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридиче­ской ответственности.

8) Принцип законности. Этот принцип имеет наи­более общий, всеобъемлющий характер. Его содер­жание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содейству­ет воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Аксиоматические положения в роли общих принципов: «закон не имеет обратной силы», «все, что законом не запрещено, дозволено», «незнание закона не освобождает от ответственности»

2.Межотраслевые правовые принципы . Это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

3 Отраслевые правовые принципы . Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и другие. Более подробно содержание отраслевых принципов рассматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.


37. Понятие и классификация функций права .

Функции права - основные направления, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Особенности функций права:

Представляют направление активного действия права;

Обладают свойствами постоянства, непрерывности, длительности их действия;

Выражают наиболее существенные, основные черты права и направлены на решение коренных задач:

Вытекают из сущности права, определяются его предназначением в обществе;

Такие направления правового воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.

Виды функций права: общеправовые функции; межотраслевые функции; отраслевые функции; функции правовых институтов; функции норм права.

Виды общеправовых функций права:

1. Собственно юридические:

1) регулятивная функция - осуществляет организацию общественных отношений, координацию социальных взаимосвязей, установление позитивных правил поведения:

а) регулятивная статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах;

б) регулятивная динамическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).

Способы осуществления регулятивной функции: определение посредством правовых норм праводееспособности граждан; установление правового статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов, должностных лиц; определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; другие.

2) охранительная - обусловленное социальным назначением направление правового воздействия нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных отношений, их неприкосновенность и вытеснение отношений, чуждых данному строю.

2. Социальные: а) экономическая - правовое воздействие на экономическую сферу общественной жизни; б) политичес­кая - правовое воздействие на политическую сферу общест­венной жизни; в) воспитательная - правовое воздействие на духовную сферу общественной жизни; г) другие.

Формы реализации функций права:

1)информационное воздействие - направлено на сообщение адресатам требований государства;

2)ориентационное воздействие - направлено на выработку у граждан позитивных правовых установок; правовое регулирование - осуществляется при помощи системы правовых средств (юридические нормы, юридические факты, правовые отношения и др.).

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Чтобы составить общее пред­ставление, рассмотрим право в основных его проявлениях, т. е. основные его определения.

1. Право - это совокупность общеобязательных правил поведе­ния, установленных или санкционированных государством. За их на­рушение применяются различные меры государственного воздей­ствия. Таким образом, особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем:

Они устанавливаются или санкционируются государством;

Защищаются от нарушения государством;

Должны выражать интересы большинства населения, неза­висимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.;

Они обязательны для всех.

Именно эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев.

2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных норматив­ных правовых актов (таких, как закон, указ, постановление и т.д.).

Нормативный правовой акт - документ органа власти или уп­ равления, содержащий нормы права или общеобязательные правила поведения. Он направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоян­ ного или временного характера, рассчитанное на многократное при­ менение.

По юридической силе, т. е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:

а) федеральные нормативные правовые акты:

- законы. Они регулируют наиболее важные вопросы государ­ственной жизни. Существуют следующие виды законов:

Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законо­дательства;

Закон о поправках к конституции;

Федеральный конституционный закон;

Федеральный закон;

- указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов;

- постановления Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ;

- приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства России;

Постановление - нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности.

Приказ - это нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации. Инструкция - норматив­ный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо дея­тельность.

б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции:

- Конституция - основной закон республики, определяю­щий ее статус;

- уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

- закон субъекта РФ - региональный закон;

- постановления представительного органа субъекта РФ;

- указы Президента Республики. Издаются на основе и во ис­полнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;

- постановления Правительства субъекта РФ;

- постановления главы администрации края, области, автоном­ной области, автономного округа, города федерального значения; " - приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ ния: постановления, распоряжения, приказы;

г) нормативные правовые акты организаций. Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоря­жения в соответствии со своей компетенцией.

Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, включающий следую­щие разделы:

Конституционный строй

Основы государственного управления

Гражданское право

Труд и занятость населения

Социальное обеспечение и социальное страхование

Финансы

Хозяйственная деятельность

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

Информация и информатизация

Образование. Наука. Культура

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

Оборона

Безопасность и охрана правопорядка

Уголовное право. Исполнение наказаний

Правосудие

Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

Международные отношения. Международное право

Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почет­ных и иных званий

3. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определен­ную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Современная наука права имеет 39 специальностей, которые составляют 13 групп:

I 1. Теория права и государства. VII 19. Уголовное право и крими-

2. История права и государства. нология.

3. История политических и 20. Уголовно-исполнительское

правовых учений. право.

II 4. Конституционное право. VIII 21. (Исключена ВАК РФ.)

5. Государственное IX 22. Уголовный процесс,

управление. 23. Криминалистика.

6. Административное право. 24. Теория оперативно-

7. Муниципальное право. розыскной деятельности.

III 8. Гражданское право. X 25. Международное право.

9. Семейное право. XI 26. Судопроизводство.

IV 10. Предпринимательское 27. Прокуратура,

право. 28. Адвокатура.

11. Арбитражный процесс. 29. Нотариат.

12. Гражданский процесс. XII 30. Финансовое право.

13. Международное частное 31. Бюджетное право,

право. 32. Налоговое право.

V 14. Трудовое право. 33. Банковское право.

15. Право социального обеспе- 34. Валютно-правовое

чения. регулирование.

16. Природоресурсное право 35. Правовое регулирование

17. Аграрное право. выпуска и обращения

18. Экологическое право. ценных бумаг.

36. Правовые основы аудиторской

Деятельности.

XIII 37. Управление в социальных

и экономических системах

(юридические аспекты).

38. Правовая информатика.

39. Применение математиче-

ских методов и вычисли-

тельной техники в юриди-

ческой деятельности.

Право изменяется, возникают новые специальности, напри­мер, образовательное право, международное образовательное пра­во, педагогическое право.

4. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что сто­роны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанно­стями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право ре­гулирует не все общественные отношения, а только самые суще­ственные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений яв­ляются физические и юридические лица. Физические лица - это граждане как участники правоотношений. Их положение в право­отношении характеризуется двумя свойствами, которые называ­ются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т. д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отно­шениях и нести самостоятельно ответственность по своим обяза­тельствам.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

Правомерное поведение, при котором человек не превыша­ет своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение - неисполнение обязанности, установлен­ной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб друго­му человеку.

Правоспособность человека - способность иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мереза всеми гражданами.

Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь иму­щество на правах собственности; наследовать и завещать имуще­ство; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юри­дическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литера­туры и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имуществен­ные и личные неимущественные права.

Дееспособность - это способность гражданина своими действи­ ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имуще­ственных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по дости­жении 18 лет.

Возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний связано с определенной причиной, которой являются юри­дические факты. В зависимости от правовых последствий они де­лятся на:

Правообразующие, которые влекут возникновение правоот­ношений;

Правоизменяющие, например приказ о переводе на другую работу;

Правопрекращающие, которые прекращают правоотноше­ния, например приказ об увольнении.

5. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это и представления каждого человека о праве, о его реализации. Индивидуальное правосознание делится на научное и обыденное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием дру­гих людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Научное правосознание - бо­лее точное представление о праве в отличие от обыденного пра­восознания.

Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является свобо­да личности. Право является формой выражения свободы челове­ка. Люди свободны тогда, когда они признаются равными.

Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т. е. ограни­чивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве - как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работор­говли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого че­ловека, что никто не должен содержаться в рабстве или подне­вольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, от­мечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидиро­ваны еще не во всем мире, не во всех частях света.

6. Право как справедливость. Право нередко понимают как спра­ведливость. По определению Аристотеля, справедливость есть ра­венство для равных людей. Справедливым считается и пропорци­ональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо.

Справедливость нередко разделяют на природную и установ­ленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый, несправедливый. На этом основано различие права и закона. Пра­во - это справедливый закон. Закон в этом отношении отличает­ся от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон ока­зывается формой произвола какой-то группы населения и стано­вится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нару­шает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор.

7. Право как свобода. Свобода неотделима от равенства. Право­вое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отли­чается от уравнительности. Равенство - установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязаннос­тями, невзирая на естественные различия.

Право признает людей формально равными, поэтому они име­ют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доход, приобретать жилье и т. д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т.д.), они по-разному используют свои права, достигают разных резуль­татов и, следовательно, живут по-разному.

Социальное государство предполагает обеспечение каждого че­ловека минимальным набором благ, позволяющим человеку вес­ти достойную жизнь независимо от его особенностей: способнос­тей, возраста, состояния здоровья и т. д.