В коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов» работают только профессиональные адвокаты, которые гарантируют качество оказываемой юридической помощи.
Виды оказываемой юридической помощи
А двокаты коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов» оказывают высокопрофессиональную юридическую помощь гражданам и организациям по всем отраслям права.
Профессиональное составление отдельных документов
Чего нет в документах, того нет на свете. Латинская пословица.
В современном мире человек ежедневно сталкивается с необходимостью написать договор или исковое заявление, ходатайство или устав. Ситуации, в которых может оказаться каждый из нас, непохожи одна на другую, несмотря на то, что иногда внешне они нам кажутся абсолютно одинаковыми. От знания всех нюансов составления любого документа зависит очень много. Адвокаты нашей коллегии окажут профессиональную помощь в составлении различных документов правового характера.
Юридическая консультация доверителей
О море спрашивай у рыбаков. Японская пословица.
Вы открываете своё дело или упаковку с некачественным товаром? Готовитесь к выходу на пенсию или на рынок IPO? Никогда не помешает спросить совета о том, как поступить в той или иной ситуации. Адвокаты нашей коллегии всегда помогут Вам в этом.
Досудебная юридическая помощь
Полно судиться; не лучше ль помириться? Русская поговорка.
Иногда, для того, чтобы добиться своей цели при разрешении какой-либо конфликтной ситуации не обязательно идти в суд. Тем самым можно сэкономить немало времени, сил и средств. А иногда, для того, чтобы идти в суд необходимо обязательно совершить определённые действия, без которых исковое заявление попросту не примут. Каждая ситуация, в которую Вы можете попасть, по-своему уникальна и мы приложим максимум усилий, чтобы защитить Ваши интересы.
Защита интересов доверителей на всех стадиях в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах РФ
Si vis pacem, para bellum. — Если мы хотим пользоваться миром, приходится воевать. Цицерон.
Наши адвокаты разработают стратегию ведения судебного дела и реализуют намеченную схему для достижения необходимого результата наиболее рациональным способом.
Представительство в судах включает в себя:
— подготовку и подачу исковых заявлений, отзывов на исковые заявления, прочих необходимых процессуальных документов
— представительство интересов в судебном заседании любой судебной инстанции
— подготовку проекта мирового соглашения между сторонами
— обжалование решений суда
Защита интересов доверителей на стадии исполнительного производства
Судья суди, да и за судьей гляди! Русская поговорка.
Адвокаты нашей коллегии дадут Вам консультации по вопросам, касающимся условий и порядка принудительного исполнения судебных актов, а так же актов иных органов, которым законом предоставлено право возлагать обязанности по передаче денежных средств и иного имущества, либо совершению определенных действий или воздержанию от совершения этих действий; по вопросам восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению; по вопросам отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов и актов других органов, изменение способа и порядка их исполнения; Наши адвокаты могут грамотно защитить интересы как физических, так и юридических лиц в исполнительном производстве не зависимо от их процессуального положения, обжалуют незаконные действия судебных приставов-исполнителей и взыщут ущерб, этими действиями причиненный.
Юридическое обслуживание организаций
Один в поле не воин. Русская поговорка.
В рамках договора на юридическое обслуживание мы осуществляем: консультирование по любым юридическим вопросам (гражданским, административным, уголовным) как по деятельности самой организации, так и других лиц (работников предприятия, родственников руководства и/или работников предприятия); участие в переговорах; разработку договоров; ведение дел по обжалованию постановлений о привлечении к административной ответственности; ведение дел по спорам с налоговыми органами; разработка учредительных и многих других документов; защита прав потребителей со стороны продавца; ведение дел по ДТП
Юридическое сопровождение отдельных сделок
Уговор дороже денег. Русская поговорка.
Адвокаты нашей коллегии осуществляют юридическое сопровождение отдельных сделок. В частности мы занимаемся проведением юридического анализа предполагаемой сделки, участием в переговорах, юридическим оформлением сделок.
Право на юридическую помощь - это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно" (ст. 48, п.1). 11 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ от 25 декабря 1993 г. № 237.
На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности.
Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, так называемые "иные формы оказания юридической помощи", то есть все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым.
Несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, система оказания юридической помощи населению в нашей стране активно развивается, и сегодня почти в любом городе можно встретить нотариальную контору, адвокатуру, частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.
Проблема развития системы оказания юридической помощи в настоящее время, однако, не перестаёт оставаться актуальной в силу несовершенства некоторых сторон её деятельности, вызванных разнообразием форм данной помощи и дерегулированием в сфере юридических услуг.
Целью работы является: обосновать актуальность развития системы оказания юридической помощи.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
дать определение юридической помощи и выявить основные элементы системы оказания юридической помощи населению в РФ;
выявить основные проблемы развития системы оказания юридической помощи населению в РФ.
Юридическая помощь это: «государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан». 11 Правоохранительные органы / Под ред. проф. В. П. Божьева. М., 2008. С. 326.
Действительно, юридическая помощь бывает государственной (государственный нотариат), негосударственной (коллегии адвокатов) или частной (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой).
Что касается лиц, которым оказывается помощь, то это могут быть как физические лица всех статусов - граждане страны, иностранные граждане, а также лица без гражданства, так и юридические лица.
Юридические услуги обычно платные, плата за юридические услуги определяется соглашением между клиентом и организацией, предоставляющей эти юридические услуги.
В некоторых случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Конституция Российской Федерации гарантирует в определенных законом случаях предоставление бесплатной юридической помощи. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 26) предусматривает:
Юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:
1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
3) гражданам РФ - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
4) гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.
Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 11 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
Бесплатно юридическая помощь оказывается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, на основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» 22 СЗРФ от 1 июня 1998 г. №22, ст. 2331..
Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях, предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. В уголовном делопроизводстве такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК об обязательном участии адвоката при производстве дознания, предварительного следствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым другим делам. 11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4921.
При рассмотрении проблемы развития системы юридической помощи следует иметь в виду, что положения ст.48 Конституции необходимо увязывать с предписаниями, содержащимися в ст. ст.45, 46 Конституции, согласно которым каждому: а) гарантируется судебная защита прав и свобод; б) обеспечивается возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Квалифицированную юридическую помощь каждый может получить от различных организаций, образующих систему оказания юридической помощи населению в РФ:
адвокатуры (в том числе, иностранных государств).
Прокуратуры;
Нотариата;
Специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.);
Юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях;
Частных детективных служб;
Частных организаций (ООО, АО и т.д.), а также, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг;
Общественных приемных органов власти, местного самоуправления;
Патентных поверенных;
Оказание юридической помощи гражданам и организациям является основной задачей адвокатуры. Она отделена от государства, работа адвокатов им не оплачивается. Адвокатская деятельность - это «квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию». 11 Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 287. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее.
Суды в силу своего статуса, разъясняют гражданам и представителям юридических лиц и организаций порядок обращения в судебный орган, порядок составления иска или заявления об обжаловании действий должностных лиц, в случае выявления ошибок при подаче документов, - в своих определениях указывают на порядок внесений исправлений и устранения недостатков.
То же разъясняют и работники прокуратуры и приемные органов власти при приеме заявлений и обращений граждан.
Юридические службы имеются в министерствах и ведомствах, органах государственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях. В них работают юристы, знающие специфику соответствующих отраслей хозяйства, участков работы. Они оказывают определенную правовую помощь и работающим там сотрудникам.
Так, например, в соответствии со ст.22 ФЗ «О статусе военнослужащих», юридическая помощь оказывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:
Органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы;
Органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело. 11 СЗРФ от 1 июня 1998 г. №22, ст. 2331.
Часть потребностей в юридическом обеспечении удовлетворяет нотариат. Основы законодательства России о нотариате возлагают на нотариат защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации. 22 ВВС РФ, 1993, № 10, ст. 357.
При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Ряд норм об оказании юридической помощи населению по государственной и общественной защите прав потребителей содержится в Законе РФ "О защите прав потребителей". 33 СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 140. В нем, например, предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе обращаться в суд для защиты прав потребителей в случае обнаружения их нарушения. Широкие возможности по оказанию юридической помощи потребителям предоставляются общественным объединениям потребителей, их ассоциациям, союзам. Они наделены, в частности, правом проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей.
Работа по оказанию юридической помощи населению и юридическим лицам коммерческими организациями и ПБОЮЛ юридического профиля сходна с адвокатской деятельностью, однако, целью такой работы как раз является извлечение прибыли. Но, в связи с востребованностью и такого вида юридической помощи, т.е., преследующей коммерческие цели, следует сделать вывод о ее необходимости и дальнейшем развитии.
Таким образом , юридическая помощь бывает государственной, негосударственной и частной.
Профессиональность юристов и квалифицированность помощи является конституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи.
Конституция Российской Федерации гарантирует в определенных законом случаях предоставление бесплатной юридической помощи. Квалифицированную юридическую помощь каждый может получить от различных организаций, образующих систему оказания юридической помощи населению в РФ, а именно: суда; прокуратуры; нотариата; специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.); юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях; частных детективных служб; частных организаций (ООО, АО и т.д.), а также, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг; общественных приемных органов власти, местного самоуправления; патентных поверенных; адвокатуры (в том числе, иностранных государств).
Если говорить о том, что такое , то это профессиональная деятельность правозащитников, которые могут оказать квалифицированную юридическую услугу в соответствии с российским законодательством. Обращаться за такой помощью может любой гражданин России. Это право закрепленно за ним конституционно.
Российская Конституция гарантирует всем гражданам нашей страны получение правовой помощи в случае необходимости. Но стоит также сказать, что на данный момент, если мы говорим о юридической помощи , то это направление остается мало изученным. В основном это происходит из-за того, что еще буквально недавно предоставляли такие услуги только консультативно-правовые организации, нотариат и адвокатура. Если говорить об юридических организаиях, то они создавались на фоне определенного предприятия и, естественно, оказывали правовую помощь ему.
Юридическая помощь и ее формы
Сейчас же мы видим создание совершенно новейших форм, которые служат, как юридическая помощь – это именно те услуги, которые никак не относятся к адвокатским и нотариальным службам. Сделать определение такой услуги более точным нельзя, ведь на данный момент их огромное множество и формы оказания услуг правовой направленности различны.
Если говорить более конкретно, то юридические услуги бывают двух направлений:
государственная помощь;
частная помощь, она носит негосударственный характер и ее еще могут называть коммерческой.
И в первом, и во втором случае – это будет оказание юридической помощи профессиональными правозащитниками, при соблюдении всех норм законодательства, в независимости, кто к ним обратился: физическое или юридическое лицо. Они обязаны соблюсти законные права обратившегося.
Кто имеет право на правовую помощь?
Подробнее стоит остановиться и на лицах, которым положена юридическая помощь:
юридические лица;
физические лица, под которыми подразумевается не только люди, имеющий российское гражданство, но также и иностранец, и даже лицо, которое вообще не имеет гражданства.
Зачастую, организации, фирмы у себя в компании формируют целые отделы юристов, особенно, если это уже известные на рынке предприятия, имеющие огромную структуру. Такие отделы работают именно в интересах родного предприятия, оказывая только здесь правовые услуги.
Такая юридическая помощь в основном платная, что всегда предусматривается составленным и подписанным двусторонним договором между правовой организацией и лицом, получающим такие услуги. Есть и бесплатные правовые услуги.
Бесплатные юридические консультации онлайн
На данный момент очень широкой популярностью пользуется бридическая консультация онлайн. То есть каждый человек может зайти на юридический сайт, который предлагает такие услуги и получить квалифицированный ответ на свой вопрос. Зачастую такие консультации бесплатны, хотя и не всегда.
Сайтов с юридической помощью онлайн на сегодня существует много. И хотя большинство из них действительно имеет в своем активе не одного квалифицированного практикующего адвоката, но можно попасть и на такой ресурс, который не имеет правоведов. Так что в этом случае вам можно только посоветовать тщательно проверять информацию, которую вам предоставляют.
Но, если вы увидели, что вам ответили на ваш вопрос квалифицированно, а вам нужно будет еще и составлять иски, договора или обратиться в частном порядке к юристу, вы можете воспользоваться услугой таких консультаций онлайн. Ведь за каждым ответом сидит юрист, который имеет свою практику и сможет помочь вам.
Обращаемся к юристу или в каких случаях понадобится его помощь?
Помните, что каждому человеку может понадобиться юридическая помощь, от беды никто не застрахован. Это может быть и при ДТП, и если вам нужно получить обязательства по долговой расписке, и при получении права на наследование имущества. Да и просто в таких ситуациях, когда вы стали жертвой мошенничества или вам просто нужно защитить свои права потребителя. Видите, очень много существует жизненных ситуаций, когда вы никак не обойдетесь без помощи хорошего правоведа.
В этом случае юрист определит перспективность или бесперспективность судебного дела, поможет вам рассчитать, какой ущерб вы можете понести или на какую моральную компенсацию можете рассчитывать.
Помните, что обращение к профессиональному юристу может существенно повернуть ваше дело. Ведь чем раньше вы обратитесь за помощью к профессионалу, тем больше надежды на положительное развитие, так как в этом случае нанятый адвокат сразу вникнет в суть дела и будет вас направлять, что и когда вам нужно сделать и как себя повести в суде, в случае необходимости. Особенно, если нужна такая юридическая помощь, которая подразумевает под собой сбор доказательной базы.
Конечно, найти хорошего правоведа не так уж и легко, как может показаться на первый взгляд. Но в нашем мире нет ничего невозможного и если постараться, вы все равно получите своего юриста. Если у вас есть знакомые, которые уже прибегали к юридической помощи, то посоветуйтесь с ними, наверняка, они смогут помочь вам в таком выборе.
Но если в вашем окружении таковых людей не найдется, вы всегда можете прибегнуть к помощи Интернета. Почитайте отзывы о той или иной юридической конторе, также посмотрите отзывы людей о конкретном юристе. С таким подходом вы обязательно сможете найти грамотного правоведа.
В условиях капитализма каждая компания нуждается в организации юридических услуг профессионалами и знатоками своего дела. Молодые предприниматели, бизнесмены не столь сведущи в юридических делах, поэтому нанимают персональных адвокатов и юристов, чтобы не прибегать к помощи сторонних компаний в случае необходимости. Подобная практика распространена в последние десятилетия. Большинство крупных организаций нанимают целые Но если у гражданина нет личного юриста или он только планирует его нанять, какие понадобятся документы и куда обращаться? Об этом и поговорим далее.
Организация юридических услуг - это в первую очередь консультирование по всем отраслям права, представительство в суде, экспертиза и представление интересов заказчика или нанимателя. Так о них написано в договоре о Евразийском экономическом союзе. Это определение не отражает полной сути и смысла услуг, но даёт приблизительное понимание, что можно требовать от юриста. Однако и здесь есть свои нюансы.
Во-первых, юристы не рискуют связываться с незаконными интересами. Поэтому у наркодилеров нет постоянных адвокатов, они появляются, когда бизнес перестаёт работать.
Во-вторых, помните, что юрист не может решить исход судебного процесса или сделки, он лишь содействует правоохранительным органам (судам, например). Юрист скован рамками закона.
Таким образом, юридические услуги и юристы, их представляющие, лишь помогают клиентам разобраться в их правах, а использовать эти права или нет, решают лишь наниматели: физическое или юридическое лицо.
И здесь же стоит заметить, что касается, по большей части, компаний и корпораций, просто сложить все свои заботы на плечи юристов никак невозможно. Юрист не может, например, поставить подпись вместо гендиректора или отвечать на суде вместо клиента. Юридические услуги гражданам и организациям не могут работать без их участия.
Обычным рядовым гражданам, или физическим лицам, постоянно волноваться о своей юридической безопасности не стоит, это прерогатива юридических лиц, компаний и организаций. Физические и юридические лица нуждаются в юр. помощи в разной степени.
Для физических лиц наиболее распространено привлечение юридических услуг по следующим аспектам:
Организации тоже нередко участвуют в сделках с другими компаниями и государственными органами, но есть и аспекты, подразумевающие именно юридические лица, а не физические:
В зависимости от ситуации могут оказываться другие юридические услуги общественной организации или физическим лицам. Предугадать все возможные стечение обстоятельств трудно.
Опыт и репутация юриста - это только верх айсберга. Желания, которые озвучивают клиенты, принимая на работу юриста, обычно выглядят так:
Опыт и репутация оцениваются на этапе поиска и на результат услуг мало влияют. Нередки случаи, когда молодые выпускники ВУЗов работали более ответственно, чем юристы со стажем. Реально оценить качество работы можно только не раньше её проведения. По этой причине организация юридических услуг - сложная задача.
Если вам или вашей организации не требуется постоянного юридического сопровождения, то нанимать специалиста на постоянную основу смысла нет, но знать организации, оказывающие юридические услуги, всё же надо. Имеют право оказывать юридическую помощь:
Помимо таких крупных организаций, есть компании, предлагающие узкую организацию юридических услуг, например, патентное управление или бюро кредитных историй. Такие компании специализируются на конкретных услугах, а обращаться к ним стоит вместе с юристом.
Получить юридическую помощь в случае необходимости имеют право все граждане в соответствии со статьёй 48 Конституции РФ.
Юрист не может быть специалистом одновременно во всех областях, чаще всего в компаниях есть юристы по гражданским, по уголовным делам. А есть по коммерческим и некоммерческим организациям. Рассмотрим сначала юридические услуги некоммерческим организациям. Здесь наиболее распространённый вопрос о том, как оформить благотворительную организацию, какие документы и доверенности нужны, какова поддержка государства.
Законно оформить благотворительные организации помогает областной Минюст. Документы, описывающие сферу деятельности, устав организации подают именно туда. После одобрения можно ставить фонд на налоговый учёт и ФФОМС.
Некоммерческие организации могут рассчитывать на некоторую посильную помощь местных органов управления:
Оказанием юридических услуг организации организация занимается сама. Но в вопросах обращения к гос. органам - судам, прокуратуре - можно рассчитывать на льготы.
Внутренняя структура юридических лиц не регулируется действующим законодательством, то есть и за владельцем или владельцами остаётся полное право на создание собственной юридической службы. В вопросах экономии - это гораздо удобнее, нежели подписывать организации договор юридических услуг и ставить свою компанию в частичную зависимость от чужой компании.
Современное правовое регулирование ничего не говорит о положении юристов в корпорации, а постановление Правительства РФ No207 от 2 апреля 2002 года не включает коммерческие компании. Так, юридическую службу можно представить в виде одного юриста или штата. Такая служба формируется как административно-управленческая ячейка внутри компании. Её называют отделом, управлением или бюро.
Должность начальника такого бюро или отдела именуется соответственно: начальник юридического отдела, управления, бюро и т.д. Нередка и вполне выгодна ситуация, когда начальник юр. отдела одновременно занимает должность зама ген. директора по правовым вопросам или становится членом правления, совета директоров и т.д.
Волноваться об организации деятельности юридических услуг не стоит. На каждом этапе развития и становления компании есть моменты, требующие правового урегулирования: постановление организации на учёт в налоговые и иные гос. органы, оформление новых сотрудников, взаимодействие с другими компаниями и т.д.
Согласно современному законодательству, штатные юристы называются юрисконсультами или корпоративными юристами, так как на практике у них уходит много времени на урегулирование внутренних правовых вопросов организации.
Ещё один вид компаний, которые стоит отдельно рассмотреть - это государственные организации. Но здесь всё гораздо проще. Юридические услуги государственным организациям, если возникла необходимость, оказывает Генеральная прокуратура РФ. Та же, что оказывает и бесплатную помощь физическим лицам. Однако это не значит, что государственные органы имеют преимущество, потому что их защищают "свои же". Юридическая служба - самостоятельный орган, регулирующий правовые нормы, независимо от положения клиента.
Нередки случаи, когда в гос. предприятиях есть свои штатные юристы. Они занимаются тем же, чем и их коммерческие собратья.
Договоры на оказание юридических услуг бывают шести видов: поручения, подряда, комиссии, агентирования, возмездного оказания услуг, смешанными договорами. Законодательством не построено жёстких рамок между этими типами, поэтому клиент вправе выбирать наиболее удобный для него.
Предмет договора - это действие, совершаемое исполнителем (юристом, адвокатом и т.д.) для клиента. В абонентских и целевых договорах - это комплекс действий. От предмета зависят сроки, вознаграждение, порядок выплаты средств.
Таким образом, оказание юридических услуг - это многоступенчатая сложная система, регулируемая строго законом. Однако структура правовой организации не определяется законодательством и может быть любого размера и с любым набором персонала. Штатные юристы работают либо по временному договору, либо на постоянной основе. И чем крупнее организация, тем больше штаб юристов.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Однако в основном законе страны не сказано, кто именно обязан оказывать квалифицированную и бесплатную юридическую помощь, гарантирован-ность которой провозглашена в статье 48. Как справедливо отмечает М.Ю. Барщевский, приведённая формулировка Конституции РФ не может быть признана удовлетворительной 1 .
Ведь если квалифицированную юридическую помощь обязана оказывать адвокатура, то тогда резонно возникает вопрос, почему в Конституции РФ это прямо не предусмотрено. В прежней Конституции РСФСР 1978 г. адвокатуре была посвящена отдельная статья. В ней указывалось, что «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Российской Федерации, правовыми актами краёв, областей, автономных областей, автономных республик». Следовательно, Конституция РСФСР возложила обязанности оказания квалифицированной юридической помощи на адвокатуру.
Квалифицированная юридическая помощь в Российской Федерации оказывается государственными органами, входящими в систему исполнительной власти, как федерального, так и регионального уровней. Эта помощь оказывается органами исполнительной власти в процессе реализации их функций, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина.
Исполнительную власть в Российской Федерации возглавляет Правительство РФ. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» возлагает на Правительство РФ осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями (статья 19).
Реализуя данные функции, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты, службы, надзоры, в случае обращения к ним граждан, дают разъяснения по вопросам законодательства или направляют эти обращения в компетентные органы, которые обязаны оказать правовую помощь в разрешении проблемных вопросов.
Аналогично федеральным органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» выполняют вышеуказанные функции, а именно: в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает, что в случае неоказания квалифицированной юридической помощи лицу, обратившемуся за ней в органы исполнительной власти субъекта федерации, решение может быть принято федеральным исполнительным органом. Без сомнения, такая вертикаль исполнительной власти позволяет поддерживать единые стандарты оказания квалифицированной юридической помощи на всей территории Российской Федерации.
Квалифицированную и бесплатную юридическую помощь гражданам оказывает также и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, осуществляющий свои полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. и способствующий правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Институт Уполномоченного по правам человека создан в целях гарантирования государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами и должностными лицами.
Институт Уполномоченного по правам человека является сравнительно молодым в Российской Федерации. Фактически он является проекцией функционирующего в зарубежных странах института омбудсмена (народного защитника). При осуществлении своих функций Уполномоченный по правам человека независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам, не может быть депутатом, находиться на государственной службе, заниматься политической дея-14
тельностью. Уполномоченный не наделён властными полномочиями, непосредственными мерами воздействия на государственные и иные органы и должностных лиц, не принимает нормативно-правовые акты. Тем не менее, вышеназванный федеральный конституционный закон устанавливает широкий круг обязанностей перечисленных субъектов в отношении действий и обращений Уполномоченного (оказание содействия, осуществление по поручению Уполномоченного определённых действий, предоставление информации, необходимых материалов и т.п.).
Всё это говорит о том, что деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяя и не ограничивая компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Основным содержанием компетенции Уполномоченного по правам человека является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина. При этом заявителями жалоб могут быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на её территории иностранные граждане и лица без гражданства. То есть юридическая помощь Уполномоченного оказывается каждому обратившемуся.
Уполномоченный вправе рассматривать только те жалобы, которые ранее обжаловались в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Предметом жалобы могут быть решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Уполномоченный наделён широкими полномочиями по защите прав граждан. В случае необходимости он может обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина; лично или через своего представителя участвовать в судебном процессе; он может обратиться в различные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
В 2008 году к Уполномоченному поступило всего 47147 обращений, в том числе 27577 жалоб. В приемной аппарата Уполномоченного принят 4201 гражданин и оформлено 1802 жалобы граждан. К сотрудникам аппарата по телефону поступило 3845 вопросов и обращений, на которые даны консультации и разъяснения. Во время поездок Уполномоченного и сотрудников его аппарата в субъекты Российской Федерации проводился личный прием граждан. Все поступающие к Уполномоченному жалобы рассматривались на предмет их приемлемости, а затем по существу. Уполномоченный был вынужден отклонить 7,5% поступивших жалоб по причине их несоответствия установленным в законе критериям приемлемости. По итогам рассмотрения 59,6% жалоб заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения, справки и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий. Во взаимодействии с компетентными органами государственной власти Уполномоченный предпринимал меры по оказанию помощи по 32,9% жалоб заявителей, включая и полное восстановление нарушенных прав 1 .
Оказанием бесплатной юридической помощи гражданам занимается также и прокуратура РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Ведущим направлением деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Ему посвящена целая глава закона о прокуратуре 2 .
Законодатель, отдельно выделяя данное направление деятельности прокуратуры, подчёркивает возросшую роль органов прокуратуры в деле охраны прав и свобод человека и гражданина.
В своей деятельности по надзору за соблюдением прав человека прокурор осуществляет полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий; полномочия по устранению нарушений закона; полномочия по предупреждению нарушений закона.
Кроме того, необходимо отметить, что наряду с перечисленными полномочиями при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор обладает полномочиями, возможными только для данного направления деятельности органов прокуратуры, а именно: правом рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан. Сообщения о нарушении прав и свобод могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также государственных органов, организаций и т.д.
В процессе осуществления данного вида надзорной деятельности прокурор обязан разъяснять пострадавшим гражданам порядок защиты их нарушенных прав и свобод. Потребность в реализации данного полномочия возникает в тех случаях, кода восстановление нарушенных прав требует обращения в органы, обладающие соответствующей компетенцией, а заявитель не обладает необходимой для этого информацией и не может обладать в силу своего образовательного уровня, недоступности платной юридической помощи либо иных причин.
Количество обращений граждан в органы прокуратуры остаётся стабильно высоким. Каждый год прокурорами выявляется в общей сложности 500 000 нарушений законодательства, в том числе свыше 100 000 незаконных правовых актов. По протестам и исковым заявлениям отменяются либо приводятся в соответствие с федеральным законодательством 85-90 тысяч нормативных актов и восстанавливаются права сотен тысяч граждан.
Также необходимо понимать, что в большинстве случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина обстоятельства не требуют инициирования сложной и длительной процедуры судебного разбирательства, и, таким образом, прокуратура является более оперативным способом разрешения правового конфликта (например, прокурор указывает конкретный орган либо должностное лицо, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы). Прокурор разъясняет содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права. Этой деятельностью прокурор оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в ней.
Свою роль в обеспечении конституционного права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи выполня-17
ет нотариат. Нотариат в России определяется как публично-правовой институт, одной из функций которого является оказание квалифицированной юридической помощи, обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения от имени Российской Федерации нотариальных действий 1 .
Правовой основой организации и деятельности нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I. В соответствии с данным законом нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомлённость не могла быть использована во вред (статья 16).
Данная правовая норма обязывает нотариуса оказывать гражданам квалифицированную юридическую помощь бесплатно. Выполнение этой функции не должно ограничиваться сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу, а включать также и обязательное проведение правовой экспертизы всех условии сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического и физического лиц, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариальных действий. Всё вышеперечисленное позволяют включить нотариусов в число субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
Бесплатную юридическую помощь в соответствии с уставными целями и задачами оказывают и общественные объединения.
В отечественной правовой доктрине понятию «объединение граждан» даются различные определения. Например, В.О. Лучин и О.Н. Доронина отмечают, что «под данное понятие подпадают любые сообщества физических лиц, созданные ими в целях реализации самых разнообразных интересов и удовлетворения различных потребностей (участие в управлении государством, отправление религиозных обрядов, культурные потребности, защита социально-трудовых прав, совместное использование имущества или способностей к труду для получения прибыли и т.п.) 2 . С этой позицией вполне сочетается и точка зрения, согласно которой объединения граждан – это основанные на автономии воли сообщества (ассоциации) физических лиц, преследующих достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности 1 .
Такую цель, как защиту прав и свобод человека и гражданина, в своей деятельности преследуют профсоюзы, общества по защите прав потребителей, комитеты по правам человека и некоторые другие общественные организации. Так, например, федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов 2 . Защита прав зачастую сопровождается оказанием юридической помощи. Работники профсоюзных организаций предоставляют бесплатные юридические консультации. Как правило, к ним обращаются члены конкретного профсоюза и только по вопросам трудовых отношений (трудовые споры, охрана труда и т.п.). Деятельность юристов профсоюзных организаций ограничена конкретным кругом дел и не преследует цель получение какого-либо материального дохода.