Выгоды и издержки от трудовой миграции. Выгоды и ущерб для стран от трудовой миграции. Отрицательное влияние миграции

EPA/GEORGI LICOVSKI

Международные эксперты прогнозируют, какими последствиями для ЕС чревато пребывание в сообществе сотен тысяч представителей других культурно-этнических и религиозных общностей

ЖЕНЕВА/ ЛОНДОН/ БЕРЛИН/ООН, 31 мая. /ТАСС/. Миграционный кризис, обострившийся в 2015 году, стал одной из глобальных проблем Европейского союза. И хотя тенденции последних недель указывают на то, что поток арабских и африканских мигрантов, приезжающих в Европу, несколько уменьшается, международные аналитики и эксперты пытаются проанализировать все аспекты нынешнего миграционного бума и спрогнозировать, какими последствиями для Евросоюза чревато прибытие и пребывание в сообществе сотен тысяч представителей других культурно-этнических и религиозных общностей.

"Миграция в современном мире: возможности для экономики или стихийное бедствие?" - эта тема заявлена на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который пройдет 16-18 июня.

Экономика прежде всего

Чаще всего миграционный кризис рассматривается в экономическом плане - какую выгоду или, напротив, ущерб может получить стареющее европейское общество от более чем миллиона беженцев, прибывших на континент из охваченных войнами, разрухой и религиозными конфликтами Ближнего Востока и Северной Африки.

Хотя мероприятия по размещению беженцев и упорядочению миграции изначально требуют больших расходов от принимающих государств, тем не менее в перспективе и беженцы, и мигранты, несомненно, являются положительным фактором для экономического развития. Такого мнения придерживаются эксперты Международной организации по миграции (МОМ), Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ).

Как заявила корр. ТАСС представитель департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ) Даун Холланд, прибытие большего числа людей "означает, что они будут расходовать личные деньги или средства, выделяемые местными службами (социальной) поддержки, что в конечном счете положительно повлияет на национальную экономику", - сказала она. "Большинство макроэкономических исследований показывают позитивный эффект", - добавила Холланд.

По ее мнению, об этом свидетельствует опыт Швеции, правительство которой связывает наблюдающийся в стране сильный экономический рост в том числе с большим притоком мигрантов. "Это доказано показателями ВВП, которые мы наблюдаем", - отметила Холланд. При этом она подчеркнула, что подход других европейских стран, которые возводят заграждения на границах, "потенциально может повлиять на свободное перемещение людей и торговлю", что "может иметь негативный эффект".

Тот факт, что странам Европы в прошлом году пришлось принять более миллиона мигрантов и беженцев, многие из которых не имеют образования или профессиональной подготовки, чтобы быстро интегрироваться в экономическую жизнь в Европейском союзе, в МОМ не считают нерешаемой проблемой. "Думаю, что эта ситуация вполне поддается регулированию, - сказал корр. ТАСС официальный представитель МОМ Джоэл Миллман. - Согласно недавно опубликованным статистическим данным, рост ВВП Германии превзошел показатели других стран еврозоны, а безработица там сейчас чуть ли не самая низкая за последние 20 лет. Ясно, что германская экономика способна справиться с ситуацией".

Помощь, которую Германия оказывает мигрантам, это своего рода стимул для местной экономики, ведь через мигрантов она возвращается германским поставщикам услуг - в жилищный сектор, производителям продуктов, одежды. "А ведь известно, что экономика как раз нуждается в том, чтобы сохранялся определенный уровень потребления. Ей нужны имеющие заработок налогоплательщики, способные поддержать социальные гарантии, которые дало правительство, в частности, пожилым людям", - пояснил далее Миллман.

По его мнению, значительная часть мигрантов необязательно останется в Европе навсегда. Он напомнил в этой связи об опыте США, где трудовые мигранты из Мексики, Филиппин и других стран были основными сборщиками урожая, а затем возвращались в свои страны, чтобы вновь вернуться на следующий год.

Но сельскохозяйственный сектор - не единственный, где миграция может оказать положительное влияние. Миллман вновь привел в пример США, где в здравоохранении широко заняты мигранты. "Не знаю, что делала бы Америка, если бы у нее не было иммигрантов, которые обходятся недорого, работая на этих очень трудных и, прямо скажем, порой не очень приятных работах, - сказал он. - Это труд 24 часа в сутки. Больницы никогда не закрываются".

Как позитивный можно рассматривать и опыт Швейцарии, где женщины-мигрантки привлекаются для работы в домах престарелых. Причем, если в прошлые десятилетия этой работой занимались в основном итальянки, то затем произошел "сдвиг" в сторону работниц из Южной Америки и Восточной Европы. "Расстояния больше не являются преградой для организованной миграции", - заключил Джоэл Миллман.

В целом положительное влияние миграции на экономику стран, принявших значительные группы беженцев, прогнозирует и ряд германских экспертов. Так, в частности, президент Немецкого института экономических исследований Марсель Фратчер напоминает, что в ходе дискуссий о влиянии миграции на будущее страны обсуждение "часто касается только краткосрочных расходов, которые в ближайшие годы, без сомнений, будут огромными". Но "если интеграция на рынке труда удастся, то первоначальные траты станут своего рода инвестицией в будущее: даже если многие беженцы имеют более плохие перспективы на рынке труда из-за отсутствия необходимой квалификации, а те, кто все же находит работу, зачастую демонстрирует производительность ниже среднего уровня, в долгосрочной перспективе позитивные экономические импульсы для Германии перекроют расходы", - убежден он. Главный вопрос, по мнению Фратчера, "заключается не в том, принесут ли мигранты экономическую выгоду Германии, но исключительно в том, как скоро это произойдет".

"Даже если интеграция будет происходить медленнее, чем предполагалось, в долгосрочной перспективе беженцы внесут свой вклад в развитие экономики. Более того, уже нынешнее поколение граждан Германии ощутит это в виде более высокого дохода на душу населения", - считает эксперт.

Раз мигранты - значит проблемы?

Противоположной точки зрения придерживается известный в Германии экономист, бывший глава Института экономических исследований (ИФО-институт) Ханс-Вернер Зинн, скептически настроенный в отношении каких бы то ни было плюсов от наплыва беженцев для экономики ФРГ. "Беженцы станут огромной нагрузкой для социальной системы. Мигранты из регионов, где идет война, хуже образованы, а потому обойдутся еще дороже для государства, чем прибывавшие ранее. Экономика, правда, извлекает выгоду от наличия дешевой рабочей силы, однако потери тех граждан Германии, кто конкурирует с беженцами за рабочие места, столь же велики, как и эта выгода. Неравенство будет становится все больше, а социальная система соответственно все дороже", - считает он.

"Еще важнее образование, - продолжал Зинн. - Кто плохо образован, тот мало зарабатывает и платит недостаточно налогов и взносов, чтобы покрыть то множество государственных услуг, которые он получает. Проблема стареющего государства лишь усилится из-за низкой квалификации мигрантов". "Настоящая интеграция, в том смысле, что мигрант будет получать среднестатистический для Германии доход, и его проживание (в Германии) не будет больше стоить государству ничего, произойдет, по моим оценкам, не раньше третьего поколения", - прогнозирует он.

Нынешний глава ИФО-института Клеменс Фюст указывает на то, что "миграционный кризис вынуждает больше тратить, в связи с чем приходится экономить на других областях". "Власть вводит население в заблуждение: мы не сможем уравновесить нагрузку от потока беженцев, влезая в новые долги. В связи с миграционным кризисом денег станет меньше, чем раньше, это факт", - подчеркнул он.

"Сегодня каждую трату принято называть инвестицией в будущее, это заблуждение, в том числе и в том, что касается беженцев, - считает Фюст. - Все не так просто. Если мы не интегрируем этих людей и не обеспечим их работой, нам это дорого обойдется. Мы должны вложить много средств, чтобы, например, сделать доступным образование. Прибыль из этого мы, вероятно, никогда не сможем извлечь, так как в среднем мигранты остаются потребителями государственных услуг. Мы хотим и должны помогать людям, которые прибывают к нам. Но это не бизнес, и мы должны будем за это платить".

Экономист Томас Штраубхаар, бывший директор Гамбургского института мировой экономики не считает, что беженцы смогут ликвидировать нехватку специалистов в Германии. По его словам, "технологический прогресс делает человеческий труд неактуальным". "В этой связи непонятно, почему некоторые эксперты приходят к выводу, что вскоре Германия столкнется с дефицитом рабочей силы. Все утверждения, что именно поэтому и необходима миграция, неверны уже потому, что они отрицают или, как минимум, недооценивают трудосберегающий прогресс, а также потому, что незадействованными остаются еще много имеющихся мощностей", - отмечает Штраубхаар.

"Заблуждение полагать, что среди беженцев мы найдем тех умных и динамичных работников, в которых нуждаемся. Разница между немецким и сирийским инженером огромна", - указал экономист. По его словам, "миграция не остановит и процесс старения населения". "Неверным также является мнение, что в страну приезжают исключительно "подходящие" по возрастному принципу люди. Беженцы не являются ни источником наших проблем, ни универсальным средством излечения от всего, что нас мучает", - считает бывший директор Гамбургского института мировой экономики.

С мнением германского экономиста о профессиональном уровне мигрантов не согласен представитель МОМ Джоэл Миллман. По его мнению, эта проблема не нова. В частности, 40 лет назад "точно такой же вопрос вставал в связи с прибытием мигрантов-итальянцев в Германию". Они в итоге интегрировались и смогли дать хорошее образование своим детям. Это относится и к ирландцам-иммигрантам. Значит и с сирийцами это будет возможно, уверен Миллман. "Ясно, что это возможно, вопрос только в желании этого добиться", - резюмировал он.

Не каждый мигрант является беженцем

Главный экономист регионального подразделения Всемирного банка (по Европе и Центральной Азии) Ханс Тиммер указал на принципиальные различия между мигрантами и беженцами. По его словам, спровоцированный конфликтами массовый исход жителей Сирии и других стран "существенно отличается от экономической миграции, характерной для глобализации".

"Отличается конечная цель этих двух процессов, следовательно, по-разному измеряется и их успех. Экономическую миграцию можно считать успешной, если повышается благосостояние самого мигранта, а также наблюдается рост уровня доходов на душу населения в принимающей стране и стране его происхождения. В случае с беженцами стоит задача спасти жизни и обеспечить безопасность людей", - сказал он.

Тиммер отметил, что экономическая миграция "преследует цель более эффективного распределения ресурсов, точно так же, как и открытие границ для торговли". В ООН неоднократно указывали на пользу осуществляемых мигрантами денежных переводов на родину, совокупный объем которых превышает размер помощи, выделяемой международным сообществом на развитие стран с низким уровнем дохода.

Эксперт ВБ напомнил, что беженцы, в отличие от мигрантов, после регистрации сразу не получают разрешение на работу, содержатся в специальных лагерях или центрах, а также зачастую не связаны со своей диаспорой в принимающих странах.

"Однако эти различия не означают, что в долгосрочной перспективе успешная интеграция беженцев в общество не будет иметь эффект, характерный для экономической миграции, - подчеркнул Тиммер. - Беженцы также могут оказать положительное воздействие на экономику принимающей страны".

Особая позиция

Особую позицию в отношении миграции занимают британские эксперты, поскольку вся миграция в Соединенное Королевство идет с континента, из других стран ЕС, будь то гражданин одного из государств Европейского союза или беженец с Ближнего Востока, сумевший "просочиться" через все выставленные кордоны. Британский политолог и издатель журнала Politics First Маркос Пападопулос считает, что для Великобритании вопрос миграции из Евросоюза "играет одновременно как политическую, так и экономическую роль".

"Премьер-министр Дэвид Кэмерон перед проведением в прошлом году парламентских выборов пообещал существенно сократить показатель чистой миграции. Но, на самом деле, данную проблему стоит рассматривать, исходя из реалий рынка труда. В Соединенном Королевстве существует множество рабочих мест, которые британцы занять не стремятся, как правило это низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд, поэтому эту нишу заполняют мигранты из стран ЕС. Это, в свою очередь, приносит пользу экономике", - отметил он.

К серьезным минусам иммиграции Пападопулос отнес "перегрузку системы здравоохранения, поскольку прибывающие в страну мигранты получают автоматическое право на медицинское обслуживание". "При нехватке кадров в итоге система перегревается и начинает выдавать сбои", - добавил эксперт.

По его мнению, "давление также осуществляется на школы, где должны обучаться дети мигрантов", в результате "переполненные учениками классы снижают качество образования, для открытия новых, опять же, необходимы кадры и технические условия".

"Иммиграция самыми разными путями оказывает воздействие на Соединенное Королевство, и ее эффект не может ограничиваться одной лишь статистикой, - заметила директор Центра мониторинга за миграцией Оксфордского университета Мадлен Сампшн. - Если брать ситуацию в целом, то практика показывает, что влияние миграции из ЕС на основные экономические показатели, такие как, скажем, состояние рынка труда, государственное финансирование или оказание услуг общего пользования, сравнительно невелико. Однако различные группы людей почувствуют на себе негативные последствия, и, конечно же, экономика не один лишь фактор, который заботит избирателей".

Согласно последним данным Национальной статистической службы Великобритании, число граждан других стран ЕС, проживающих в Соединенном Королевстве, увеличилось в 2015 году на 184 тысячи человек. Этот показатель на 10 тысяч превышает данные предыдущего года. Общий же миграционный прирост, с учетом и тех, кто прибыл в страну из других частей света, составил в прошлом году 333 тысячи человек, то есть ровно треть миллиона. При этом покинули страну 297 тысяч, а прибыли в нее 630 тысяч, из числа которых 308 тысяч иммигрировали с целью добиться лучших условий работы.

Общая численность населения Великобритании приближается сейчас к 65 миллионам. Служба спрогнозировала, что в течение следующих 10 лет население Великобритании увеличится на 4 млн человек, а ныне 8,5-миллионный Лондон преодолеет 10-миллионную отметку. Причем половину прироста населения столицы обеспечит именно иммиграция.

В связи с неизбежностью значительного увеличения численности мигрантов в Великобритании Маркос Пападопулос предупреждает, что "потенциальной опасностью для Великобритании является вариант, при котором из Европы будут мигрировать люди с радикальными взглядами. А учитывая то, что Соединенное Королевство является мультикультурным сообществом, это может быть весьма опасно. Если страна сможет выйти из ЕС по итогам референдума (23 июня этого года) то, конечно же, власти смогут сократить уровень миграции".

Миграция все меняет

Опасность политической радикализации в странах, принимающих в массовом масштабе мигрантов и беженцев, видят и в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). "Теперь множество людей прибывает к нам извне. Мы видим последствия этого для наших обществ, видим риск политической радикализации. Мы должны работать над тем, как люди воспринимают миграцию", - сказал корр.ТАСС генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер. "Мы стремимся все больше смотреть на миграцию как на фактор, в корне меняющий положение дел в плане безопасности обществ, которые становятся все более разнообразными", - сказал он. По словам Занньера, в ОБСЕ в будущем ожидают "значительный приток мигрантов и беженцев", в результате чего целые общества будут "меняться и развиваться". "Мы видим, что строительство стен не работает. Те, кто прибегает к такой практике, должны понять это", - сказал он.

Между тем в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) считают, что "в мировом масштабе тенденция такова, что беженцы приносят выгоду принимающей стране". Как сообщил корр. ТАСС представитель этого ведомства Эдриан Эдвардс, миграция приводит к тому, что "увеличивается объем рабочей силы и в определенном смысле растут профессиональные навыки. Происходит интеграция. Это приносит экономические выгоды".

Как подчеркнул недавно генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, "беженцы и мигранты отнюдь не представляют угрозы, а напротив, вносят вклад в развитие принимающих их государств, а также своих стран происхождения". Он призвал противостоять дискриминации и нетерпимости, давать отпор политикам, которые стремятся "завоевать голоса избирателей, создавая атмосферу запугивания и раскола". "Настало время для наведения мостов между народами и людьми", - считает генсек.

В УВКБ внимательно "на ежедневной основе" следят за тем, как претворяется в жизнь мартовское соглашение Анкары и Брюсселя по беженцам, сообщил Эдвардс. Тот факт, что оно привело к резкому сокращению потока мигрантов и беженцев в Европу, в УВКБ расценивают позитивно "в том смысле, что меньше стало людей, рискующих своей жизнью" во время опасных путешествий по морю в Европу. Как подчеркнул Эдвардс, важно, чтобы "управление ситуацией на границах осуществлялось одновременно с управлением в сфере предоставления убежища". "В широком смысле слова процесс идет, но есть еще задержки в Греции, и нужно предпринять еще много улучшений на материковой части Греции в системе рассмотрения просьб об убежище, а также в расселении (беженцев в других странах)", - сказал собеседник.

Альтернативой ужесточению миграционных законов, призванных сократить количество беженцев, направляющихся в благополучные страны Евросоюза, по мнению УВКБ, может служить гуманитарная помощь тем государствам, откуда мигранты в массовом порядке направляются в Европу.

"Инъекция гуманитарной помощи во многих странах может представлять собой существенную поддержку экономике, как это было в Афганистане, - пояснил Эдвардс. - В то же время, в краткосрочной перспективе в отдельных странах приток беженцев может создавать сложности для местных общин. Невозможно помогать беженцам, если одновременно не помогаешь принимающей их общине, поскольку это может привести к большим политическим затруднениям". Поэтому в УВКБ считают, что очень важно помогать странам, граничащим с Сирией. В этой связи Эдвардс напомнил о нехватке средств: программы поддержки государств региона, принявших сирийских беженцев, профинансированы донорами только наполовину. Есть и другие проблемы. Во многих странах правительствам "по внутриполитическим причинам может не нравиться идея, чтобы беженцы рассматривались как часть рабочей силы", то есть им не предоставляют право работать.

"Если же дать им возможность стать частью рабочей силы, то они могут принести пользу стране и содержать себя, - сказал Эдвардс. - В противном случае, если их просто помещать в лагеря, это потребует денег, продовольствия и так далее".

Как скажется нынешняя волна миграции в Европу на ее экономическом развитии в отделенной перспективе? Какого эффекта следует ожидать лет через 20-30? "Абсолютно положительного!" - уверен представитель МОМ Джоэл Миллман. Ключевой фактор, по его мнению, заключается в том, что этот процесс является управляемым. Кроме того, следует помнить, что в качестве принимающей стороны выступают европейские государства, в которых существует "хорошее трудовое законодательство".

Над материалом работали Константин Прибытков (Женева), Илья Дмитрячев, Игорь Броварник, Максим Рыжков (Лондон), Вячеслав Филиппов (Берлин), Олег Зеленин (ООН).

Фото: Depositphotos.com/salamissvverve

Однако в принимающих странах иммиграция - это болезненная тема: правительства стараются ввести нормы, которые позволили бы экономике пожинать выгоды миграции, но при этом избегать сопутствующих ей издержек.

Особенно в Европе и США иммиграция стала первостепенной темой политических дебатов. Но даже в Японии, где границы для мигрантов в целом закрыты, необходимость поиска путей решения проблемы быстро стареющего населения в последнее время привела к оживлению дискуссии по данному вопросу.

Во всех этих странах миграционные дебаты, как правило, можно свести к трём основным позициям. Первую позицию разделяет незначительное меньшинство, у неё нет серьёзной политической поддержки: иммиграция фундаментально выгодна развитым странам, потому что приезжие помогают смягчить демографические проблемы и способствуют расширению профессиональной базы экономики.

Вторая позиция - полная противоположность первой: иммиграцию надо предотвращать любыми доступными способами. Защитники этих взглядов обычно рассуждают о том, что мигранты негативно влияют на уровень зарплат, особенно в нижней части пирамиды распределения доходов, и понижают качество жизни местных жителей. Они также говорят, что мигранты разрушают культуру и традиции страны, а экономисты нередко недооценивают значение подобных утверждений с эмоциональной окраской.

Третья позиция находится где-то посередине между этими двумя крайностями. Её сторонники отчасти признают потенциальные выгоды иммиграции, но призывают к проведению строгих профессиональных проверок, гарантирующих, что только мигранты, способные восполнить нехватку квалифицированных кадров в стране, могут в неё въехать. Благодаря таким действиям, иммиграция будет способствовать повышению качества предложения на рынке труда и конкурентоспособности компаний, не создавая культурных проблем.

Данный подход, конечно, выглядит совершенно иначе с точки зрения родной страны мигрантов, которая теряет не только ценные квалифицированные кадры, но и все ресурсы, затраченные на их подготовку, например, через систему образования. Хотя такой стране, в принципе, могут быть полезны денежные переводы мигрантов на родину, все выгоды от переезда мигрантов достаются только им самим.

Так или иначе, когда развитые страны решают принимать лишь небольшое число квалифицированных мигрантов, это означает, что они ничего не делают для смягчения проблем, являющихся причиной возникновения этих миграционных потоков. А эти потоки в основном состоят из людей, у которых нет навыков, нужных их новой стране. И это миграционное давление является очень мощным, о чём свидетельствует трагическая ситуация в Средиземном море, где на опасном пути из Африки в Европу только за первые четыре месяца этого года погибли более тысячи беженцев.

Если ничего не делать для смягчения этого давления, многие мигранты, так или иначе, найдут свой путь в страны развитого мира. Иммиграционные либералы правы, утверждая, что мигранты помогают смягчить демографические проблемы в принимающих странах, но и сторонники запретов правы в том, что приезжие создают серьёзный культурный стресс в новом для себя обществе, особенно в Европе.

Именно поэтому любые решения проблем миграции должны фокусироваться на стимулировании развития на родине мигрантов. Внимание Европы должно сосредоточиться на Африке, главном источнике миграционных потоков. Ускорение экономического роста в Африке со временем приведёт к значительному снижению миграционного давления, с которым сейчас столкнулась Европа. С точки зрения долгосрочного развития, Африке, конечно, требуется повышение политической стабильности и мир; но уже сейчас есть меры, которые могла бы предпринять Европа, чтобы подстегнуть темпы роста африканской экономики.

У Африки есть множество природных ресурсов, но ей не хватает капитала и знаний, необходимых для существенного ускорения темпов экономического роста. Государственных ресурсов просто не хватает, чтобы предоставить основную часть требуемых капиталов. В последнее время появилось понимание, что инвестиции должен обеспечивать частный сектор, равно как и критически важные профессиональные навыки, а также доступ к рынкам более развитых стран. Но для привлечения частных инвестиций нужно, чтобы госсектор предпринял несколько побудительных шагов (вместе с благотворительным сектором, который также способен помочь значительными ресурсами).

Это не означает, что государственные инвестиции и средства благотворительности должны неизбежно направляться на субсидирование убыточных проектов. Наоборот, в долгосрочной перспективе такая политика всем вредна. Целью должно стать выявление таких проектов, которые, несмотря на свою экономическую прибыльность, не привлекают инвесторов из-за институциональных и иных барьеров. После выявления подобных препятствий необходимо будет начать работу над их устранением.

Одним из ключевых барьеров на пути частных инвестиций в Африку является риск. Когда инвестиционный климат считается нестабильным (а так обстоят дела в большинстве развивающихся стран), инвесторы требуют премию за риск практически в любых проектах, даже в тех, где имеется потенциально высокий уровень отдачи от вложений. В таких условиях становится очень сложно измерить риски конкретного проекта.

Госсектор может помочь мерами по объединению рисков в общий пул, например, беря на себя некоторые транши рисков или предоставляя страховые гарантии. Такое объединение рисков, сопровождающееся строительством институтов во всех секторах экономики (а не только в здравоохранении и образовании), могло бы серьёзно помочь стимулированию роста экономики и развития в Африке и других регионах мира.

Позитивное влияние такого подхода будет весьма далекоидущим (начиная со снижения миграционного давления). Но его эффект усилится, если новые инвестиции будут направляться в зоны, на которые приходится наибольшее число перемещённых лиц и лиц, готовящихся к миграции. Именно такой подход предлагается новой «Комиссией по вынужденным перемещениям».

Рост экономики, опирающийся на инвестиции, не может стать заменой урегулированию конфликтов и политической стабилизации; напротив, первое не может быть устойчивым без прогресса во втором. Но повышение темпов экономического роста могло бы стать важным источником столь необходимой надежды, запуская цикл позитивных изменений, ведущих к миру и процветанию.

Миграция рабочей силы - явление сложное и неоднозначное, так как может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, как принимающих, так и отдающих.

Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающей страны):

  • - вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие измерения в экономике;
  • - иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрируют обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
  • - достигается существенная экономия на затратах на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
  • - иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики;
  • - иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, местные фирмы снижают издержки на заработную плату.
  • - ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
  • - происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
  • - провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т.е. отдающей страны):

Положительное влияние для экономики:

  • - эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;
  • - из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;
  • - переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны. Например: Югославия ежегодно получает 7 млрд. дол. от экспорта рабочей силы;
  • - при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

Отрицательное влияние для экономики:

  • - страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
  • - "утечка умов", в результате теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Таким образом, неоднозначность последствий международной миграции рабочей силы как для стран экспортеров, так и для стран импортеров приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т.е. государственной миграционной политики.

Изучим направления миграционных потоков. Существуют следующие направления миграционных потоков:

  • * из развивающихся стран в высокоразвитые страны;
  • * между развитыми странами, вызванные неравномерным развитием отраслей по странам;
  • * внутри Западной Европы из стран с относительно меньшим уровнем доходов в более богатые страны, например, из Португалии, Италии, Испании в Германию, Англию и т. д.

В последнее время образовались новые миграционные потоки, исходящие из стран Восточной Европы и СНГ.

Средний период занятости мигрантов составляет примерно 10 лет (по разным странам срок не совпадает).

Последствия международной миграции труда для принимающей стороны.

Выигрыши страны следует расценивать по двум направлениям: исходя из влияния миграционных потоков на внутреннее состояние ее рынков (микроусловия), а также на формирование общего хозяйственного климата в стране (макроусловия).

На микроуровне возможность получения выигрыша от применения труда иностранных рабочих будет определяться степенью удовлетворения спроса на иностранную рабочую силу. Сам спрос такого рода является демонстрацией выгодности использования иностранной рабочей силы.

Выигрыши страны макроэкономического порядка многосторонни:

  • 1. Они связаны прежде всего с тем, что иммиграция расширяет потребительский спрос и тем самым расширяет емкость внутреннего рынка. Любой иммигрант, потребляющий в стране товары и услуги, создает на них дополнительный спрос. На него реагирует предложение, расширяя свои объемы. Считается, что каждый лишний потребитель генерирует еще одно полноценное рабочее место.
  • 2. Принимая поток иммигрантов, страна омолаживает армию занятой рабочей силы. Тем самым она создает условия для более высокой отдачи от ее использования.
  • 3. Успешная ассимиляция миграционных потоков создает условия для омолаживания нации. Это даст и экономический эффект, так как уменьшится доля иждивенческой нагрузки на каждого занятого (отчисления в фонд содержания престарелых).
  • 4. Иммиграция способствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, сближению национальных культур. В этом процессе происходят селекция и абсорбция лучших образцов мирового опыта, что обогащает возможности экономического развития.

Выигрыши страны значительно усиливаются, если ей удается увеличить число квалифицированных мигрантов.

Дополнительные выигрыши от расширения рынка квалифицированной рабочей силы за счет мигрантов:

  • * используя дополнительную квалифицированную рабочую силу, принимающая сторона получает возможность создавать более высокую стоимость ВНП и пожинать плоды научно-технического прогресса;
  • * оплату издержек по использованию высококвалифицированного труда принимающая страна осуществляет не полностью, так как она не компенсирует затрат на образование этих работников, которые много лет осуществляла другая страна.

Однако, принимая армию мигрантов, страна должна знать, к каким отрицательным последствиям следует приготовиться, с тем чтобы по возможности их нейтрализовать.

Отрицательные последствия допуска миграционных потоков на отечественный рынок труда:

  • 1. Обычно высоки издержки нелегальной миграции. Она усиливает в стране неконтролируемый характер хозяйственных процессов, может вести к росту криминальных структур, социальной нестабильности. Страна ставится перед необходимостью оградить себя от неконтролируемой миграции, опасаясь, что проигрыши от нее перекроют очевидные выгоды, связанные с использованием иностранной рабочей силы. Поэтому в странах с большим опытом использования труда иностранцев действует законодательство, регулирующее их труд и проживание.
  • 2. Использование иностранного труда означает расширение объема предложения труда и, соответственно, снижение общего уровня оплаты национального рынка. По некоторым позициям может усилиться безработица.
  • 3. Миграционные потоки включают в себя социально неблагополучные слои общества, многие из которых скрываются от правосудия своей страны. Вливаясь в армию занятых другой страны, они вносят в нее свои криминальные традиции и связи. Поэтому преступность в стране обычно возрастает.
  • 4. Поскольку мигранты являются менее оплачиваемыми слоями населения, права которых по сравнению с коренным населением ущемляются, их пребывание в стране сопряжено с усилением социальной напряженности.
  • 5. Как следствие названных процессов большой поток миграции вызывает рост националистических настроений у титульного населения.
  • 6. Издержками миграционных вливаний может быть образование замкнутых сфер экономической активности или анклавы с так называемой этнической экономикой. Подобные образования могут вести

к потере управляемости национальной экономики. Их разрастание опасно тем, что иммигранты начинают строить свои стратегии уже не на основе подчинения сложившимся устоям страны. Они пытаются навязывать стране именно свои условия. Такая ситуация говорит о том, что в стране допущено превышение количества мигрантов сверх их оптимального уровня.

Оценивая негативы нарастающей миграции, особенно неквалифицированной рабочей силы, развитые страны посчитали ее сложившийся масштаб как опасный для их экономики. Они столкнулись с недостатком дополнительного жилья, пособий по трудоустройству, угрозами роста безработицы. Но главным проводником интересов «защиты» национального рынка труда стали профсоюзы. Именно профсоюзы являются инициаторами и лоббистами ужесточения иммиграционных барьеров. Эти организации отражают интересы трудящихся отечественного рынка, которые видят в иммигрантах своих конкурентов. В результате большинство развитых стран проводит протекционистскую миграционную политику, призванную защитить интересы своего населения. Она включает в себя систему выставления ежегодных квот для лиц, желающих въехать в страну, а также для тех, кто въезжает на правах работающих по контракту.

В настоящее время развитые страны ужесточили миграционные барьеры. Пока еще пускают к себе в страну Канада, Австралия и отчасти Германия. Усиливается принудительная высылка нелегальных иммигрантов. Однако отношение к миграции высококвалифицированной рабочей силы иное, т. к. ее использование дает стране новый импульс роста ВНП.

Последствия международной миграции труда для стран-доноров.

К полученным выигрышам можно отнести:

  • * снижение безработицы и, соответственно, уровня социального напряжения;
  • * расширение емкости внутреннего рынка за счет валютной помощи эмигрантов своим родственникам. Приток иностранной валюты способствует и укреплению позиций отечественной денежной единицы;
  • * повышение уровня квалификации, производственной и бытовой культуры рабочей силы страны за счет влившихся в нее вернувшихся мигрантов. Бывшие мигранты по окончании контракта, вернувшись в хозяйственную среду своей родины, становятся проводниками новых знаний и навыков.

Если отечественная экономика к этому времени стала развиваться более интенсивно, подобные специалисты становятся весьма востребованными. Они используются во многих областях национальной экономики, где внедряются новейшие технологии и ноу-хау, уже апробированные на Западе. Сегодня подобная ситуация характерна для специалистов Индии и Китая, которые, отработав по контракту в высокоразвитых странах, начинают продвигать накопленный ими опыт у себя на родине, способствуя продвижению своей страны по пути догоняющего развития.

Главные негативные последствия оттока части трудовых ресурсов за рубеж:

  • * утечка интеллекта и квалифицированных кадров. Этот процесс следует рассматривать как потерю национального богатства страны;
  • * ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы. Страна теряет наиболее молодую и здоровую часть рабочей силы.

Влияние миграции на валовой внутренний продукт.

Проблема миграции крайне актуальна в наше время по многим причинам. С одной стороны, иммигранты притесняют русского человека, являются весьма конкурентоспособными при устройстве на работу, но в тоже время они поддерживают ВВП России: ведь они живут и работают здесь. Давайте всё-таки разберёмся, «помогает» ли миграция нашей стране или всё же «вредит».

Для начала рассмотрим график (рис.2), где отображена миграция населения за последние 15 лет. По графику видно, что за весь период иммиграция выше эмиграции, а значит, население страны увеличивается. Также это говорит об относительной стабильности в стране и о хороших условиях жизни. Значит, большинство граждан довольно своим положением, а в других странах по каким-то причинам население стремится переехать из своей страны. Основными причинами этого может являться низкая зарплата, плохие условия труда, а также недовольство политической обстановкой в стране. Нас больше интересуют данные последних лет. Как мы видим, эмиграция неуклонно сокращается. В то же время эмиграция стремительно растёт, начиная с 2004 года. Такое «раздвоение» говорит об улучшении жизни в стране.

Рис. 1

В таблице 1 представлена динамика ВВП России. В целом наблюдается положительная тенденция повышения ВВП, если не считать 2009 года. Но, «потери» в том году связаны отнюдь не с миграцией, а с неэффективной экономической политикой. "Отмечается неблагоприятная ситуация в банковской сфере, банки сокращают кредиты населению. Новая тенденция, которая проявилась во втором квартале, - это резкое снижение доходов населения. Это привело к более быстрому сокращению потребительского спроса, чем это виделось в начале года.

Таблица 1 Темпы роста ВВП, (в постоянных ценах; 2000=100)

«Сокращается инвестиционный спрос», - перечислил негативные факторы директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Алексашенко. Из одновременного роста миграции и ВВП можно заключить, что миграция идет на пользу стране в целом. Более того, ВВП на душу населения также растет. Напомню, что при увеличении прироста миграции, увеличивается и количество населения страны. При недостаточном увеличении ВВП, ВВП на душу населения будет падать, что будет означать падение уровня жизни в стране, ухудшение жизни каждого отдельного жителя. Если также вспомнить правило убывающей предельной полезности (в данном случае - каждый следующий иммигрант приносит меньший прирост ВВП), становится ясно, насколько сложно контролировать миграционные потоки, и насколько жестко правительство контролирует этот вопрос.

Но всё ли действительно так хорошо? Чтобы понять более точное влияние миграции на экономику страны, воспользуемся корреляцией. При расчетах мы получили коэффициент корреляции равный -0,508, что говорит об обратной зависимости между приростом населения и приростом ВВП. То есть, каждый мигрант, приехавший в страну, уменьшает прирост ВВП. Скорее всего, это происходит из-за того, что мигранты вывозят за границу часть денежной массы России. Следовательно, нужно заинтересовать мигрантов остаться на ПМЖ и ограничить вывоз финансовых средств за границу.

Правительство проводит очень хорошую политику в области миграции в это непростое время, но, как говориться, нет предела совершенству. Советую предложить внести несколько возможных улучшений в миграционную политику страны. Я согласен с предложениями водить иммигрантов в музеи, а также обязать их знать русский язык. Насчет пенсии - считаю это лишним. Выше уже было сказано, что квалифицированное коренное население страны уезжает, а ему на замену становятся неквалифицированные иммигранты. В связи с этим, я считаю, что нужно улучшать условия жизни коренных жителей, чтобы минимизировать эмиграцию. Также, с целью легализации необходимо ожесточить контроль над мигрантами, особенно в местах прибытия в страну. Так как трудовая миграция играет важную роль в нашей стране, можно ввести курсы по повышению квалификации. Это поможет улучшить качество и проффесионализм работников, приехавших из-за границы. Для повышения уровня контроля над мигрантами нужно ввести штраф нанимателям нелегальных иммигрантов (тем, кто не проверил их трудовые книжки, лицензию), и тем, кто предоставляет им жильё. Привлечь мигрантов на ПМЖ можно несколькими способами. Во-первых, создать специальные организации для предоставления работ иммигрантам. Ведь они приезжают в Россию со стремлением к стабильности, а зачастую работают на определенных сезонных работах. Также нужно упростить технологию приобретения гражданства.

Таким образом, обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины миграции рабочей силы, можно выделить ряд наиболее существенных факторов:- экономическое неравенство между богатыми и бедными странами;- демографический дисбаланс;- разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием;- связи между странами выезда и странами въезда;- глобальная информационная и транспортная сеть;- семейные стратегии;- миграционные сети;- институты посредников.

Проблемы международной миграции рабочей силы, ее экономические последствия по-разному рассматриваются представителями различных направлений экономической мысли. В рам­ках моделей экономического роста международное перемещение рабочей силы анализируется как один из факторов производства, оказывающий влияние на темпы экономического роста: ее причиной являются межотраслевые различия в уровне оплаты труда. Согласно неоклассической теории, каждый работник по­лучает предельный продукт своего труда, поэтому эмиграция при­водит к росту благосостояния принимающей страны. При этом экономические условия развития государства, из которого про­исходит эмиграция, не ухудшаются, оставаясь прежними.

Неокейнсианская теория признавала возможность ухудшения экономического положения страны, экспортирующей рабочую си­лу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работ­ники. В связи с этим широко обсуждалась идея введения нало­га на утечку умов, доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН для использования на нужды развития. В последние годы при анализе миграции исходят из того, что на­копленный человеческий потенциал является важнейшей пред­посылкой экономического развития. В рамках этого направле­ния международная миграция выступает одной из причин, объясняющих различия в темпах экономического роста между странами.

В процессе международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. В отличие от других товаров рабочая сила является фактором про­изводства всех товаров.

Миграция рабочей силы - явление сложное и неодноз­начное, так как может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное разви­тие стран, принимающих и отдающих. Как свидетельствует мировая практика, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества, как странам-донорам, так и странам-реципиентам. Но возможно и проявление острых противоречий.

Таблица Последствия трудовой миграции

Последствия трудовой миграции Страны-доноры Страны-реципиенты
Положительные 1.Смягчение условий безработицы 2.Дополнительные источники валютных поступлений в виде денежных переводов, налогов от фирм-посредников по трудоустройству, в виде личного инвестирования эмигрантов в экономику 3.Приобретение иммигрантами знаний и опыта за рубежом 4. Сокращение расходов на образование, здравоохранение, социальные выплаты вследствие отъезда работ-киков 1.Рост налоговых поступлений от высококвалифицированных работников 2.Экономия государственных расходов на обучение квалифицированных рабочих- иммигрантов 3. Обеспечение занятости на неквалифицированных работах
Отрицательные 1.Снижение среднего уровня зарплаты в стране 1.Утечка «умов» из страны 2. Снижение квалификации эмигрантов 3.Несение огромных расходов на обучение уехавших квалифицированных работников
2.Рост безработицы среди местного населения 3. Рост государственных расходов на проведение миграционной политики (пособия, переобучение)
4. Усиление социальных конфликтов между местным населением и иммигрантами
5. Криминализация среды вследствие образования анклавов иммигрантов


1. Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т. е. принимающей страны).

Позитивные для экономики в целом:

Вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, от­раслевые и другие изменения в экономике;

Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

Достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долл.;

Иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для эконо­мики.

Позитивные для отдельной фирмы:

Иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем наци­ональная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные:

ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

Происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рын­ке труда;

Провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

позитивные для экономики в целом:

Эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

Из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

Переводы валютных средств из-за рубежа являются важ­ным источником дохода страны.;

Существует четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы: 1) налоги с прибылей фирм-посредников;

2) непосредственные валютные переводы мигрантов на родину;

3) личное инвестирование средств мигрантов в отечественную эко­номику (приобретение ценных бумаг, недвижимости, земли);

4) капиталы из стран-импортеров рабочей силы, идущие на вос­производство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

При возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие при­мерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

В статистике платежного баланса показатели, отражающие движение рабочей силы, являются частью баланса текущих опе­раций и квалифицируются по следующим трем статьям:

1) трудовой доход, выплаты занятым (зарплата и прочие выплаты наличными или натурой);

2) перемещение мигрантов (оценочный денежный эквива­лент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, уезжая в другую страну);

3) переводы работников (пересылка денег и товаров мигран­тами своим родственникам, оставшимся на родине).

Последние две статьи в рамках текущих операций объединя­ются в группу «частные неоплаченные переводы» (оценочный де­нежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в мо­мент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину).

Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое вво­зится в страну и направляется на организацию предпри­нимательских коллективов.

Негативные:

Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудо­способном возрасте, в результате чего происходит старе­ние трудовых ресурсов;

Теряются затраты на общеобразовательную и профессио­нальную подготовку;

Происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50-60 млрд долл. в результате того, что 1/3 рос­сийских ученых работает за рубежом. Таким образом, наличие положительных и отрицатель­ных последствий международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграци­онной политики.

Для всемирного хозяйства последствия заключаются в следующем:

Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оп­латы труда в различных странах.

В результате миграции рабо­чей силы совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресур­сов за счет их межстранового перераспределения.

На примере можно рассмотреть, как происходит процесс международный миграции рабочей силы. Предположим, что происходит миграция рабочих из страны с более низким уровнем жизни (Мек­сики) в страну, где средний уровень реальной заработной платы выше (США). Для упрощения предполагаем, что на рынках труда в этих странах существует совершенная конкуренция, причем ка­чество труда (уровень квалификации, профессиональной подго­товки и т.п.) - одинаково. Если миграция между двумя странами запрещена, то равновесие на рынках труда в Мексике и США будет определяться соотношением спроса и внутреннего предло­жения (точка А на рис. а и точка Е на рис. б). Пусть в этом случае равновесная ставка заработной платы за труд одинаковой квалификации составит 10 долл. в час в США и 5 долл. в час в Мексике, а количество занятых соответственно 120 и 40 млн. че­ловек.

Если США и Мексика снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить боль­шую оплату за свой труд, будут эмигрировать в США. Предложе­ние труда в Мексике будет сокращаться (графически это может быть показано сдвигом кривой предложения влево в положение Smex -Smig. на рис.б). При прежнем уровне спроса на трудэтоприведет к повышению часовой ставки заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда будет за счет иммигрантов расти (сдвиг кривой предложения вправо в положение Sus+Smig . на рис. а). Растущая конкуренция между рабочими на рынке труда США обусловит снижение равновесной часовой ставки за­работной платы.

Теоретически эмиграция мексиканских рабочих должна была бы продолжаться до тех пор, пока в США уровень заработной платы будет выше, чем в Мексике. Это значит, что свободная миграция должна была бы через некоторое время привести к выравниванию уровней заработной платы в двух странах. Однако более реалистич­ным будет предположение, что такого полного выравнивания не произойдет, поскольку, как уже отмечалось, переселение в другую страну связано для мигранта со значительными издержками. Поэто­му выигрыш в зарплате для мексиканских рабочих должен быть до­статочным, для компенсации этих издержек. На рис. представлена графическая модель

Предположим, что в результате притока мексиканских рабо­чих часовая ставка заработной платы в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях заработной платы будет достаточна, чтобы 8 млн. мекси­канских рабочих (44 млн. - 36 млн. на рис. 6) предпочли переехать в США. В свою очередь в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы (124 млн. - 116 млн. на рис. а), который покрывается за счет притока мексиканских рабочих.

Каково же воздействие миграции рабочей силы на благососто­яние в обеих странах? Оно неоднозначно. В Мексике отток рабо­чих снижает конкуренцию за рабочие места и уровень заработной платы растет. Поэтому рабочие, оставшиеся в стране, выигрыва­ют (область d на рис. 6). Однако мексиканские предпринимате­ли несут потери, потому что растут их затраты на выплату зара­ботной платы рабочим (область d + е +f). Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем, мы должны учесть, что та часть мексиканских рабочих, которая решила эмигрировать в США, определенно выигрывает, поскольку получает за свой труд более высокую оплату. Однако было бы неправильно исчислять размер их выигрыша путем умножения количество эмигрантов на при­рост заработной платы. Номинально мексиканские рабочие полу­чают за свой труд в США на 4 долл. в час больше, чем раньше (9 долл. - 5 долл.). Но реально их заработная плата возросла лишь до 7 долл.: 9 долл., полученных в США равноценны 7 долл., полу­ченным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции. Поэтому выигрыш эмигрантов составит об­ласть е +f+ g (произведение количества эмигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции). Если мы учтем этот вы­игрыш, то есть если мы будем считать, что мексиканские рабо­чие уехали за рубеж временно и по-прежнему являются гражда­нами Мексики, то в этом случае страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш.

Обратные процессы происходят в принимающей стране (США). Растущая конкуренция на рынке труда приводит к снижению заработной платы, в результате чего американские рабочие несут потери (область а на рис.а). Предпринимателям в США, напротив, выгоден дополнительный приток рабочей силы, их прибыли растут и они получают дополнительный выигрыш в размере об­ласти а + b + с. В целом для США приток иностранных рабочих выгоден (выигрыш американских предпринимателей больше про­игрыша американских рабочих).

Таким образом, мы видим, что как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выигравших и проигравших. Это предопределяет как неоднозначное от­ношение общества к мигрантам, так и неизбежность государственного регулирования миграционных процессов.

Свободное перемещение людей из страны в страну позволяет более рациональным образом перераспределять население по территории Земли, осваивать новые территории и включать их в мировое хозяйство, снимать социальную и экологическую нагрузку на территории, создавать новые рынки сбыта продукции.

Последствия миграции для стран иммиграции (принимающей страны).

Позитивные последствия:

Повышение кон­курентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабо­чей силы;

Иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

При импорте квалифицированной рабочей силы принимающая
страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку.

По некоторым оценкам, США сэкономили на создании 12 новых медицинских факультетов за счет привлечения иностранных медицинских работников;

Иностранные рабочие часто рассматриваются как определен­ный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;

Иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ;

§ иностранная рабочая сила, как правило, оплачивается ниже, да­вая экономию фирмам.

§ большую роль иммигранты играют в омоло­жении трудовых ресурсов. В конце 1970-х годов в литературе появля­лись оценки, по которым удельный вес самого трудоспособного воз­раста среди иностранцев в ФРГ составлял около 80%, а для коренного населения – 50%;

§ за счет потребления иммигрантов расширяется емкость внутрен­них товарных рынков принимающей страны, а аккумулированная на их счетах в сберкассах значительная сумма денег может быть исполь­зована как дополнительный источник накопления.

§ та часть заработ­ной платы, которую иностранцы переводят на родину, создает пред­посылки для спроса на товары принимающей страны в государствах их происхождения. В отдельные годы турецкая община переводила домой до 1 млрд марок, что способствовало появлению дополнитель­ного платежеспособного спроса на западногерманские товары в Тур­ции.

Вместе с тем с иммиграцией связан и ряд проблем и противоре­чий не только экономического плана (занятость, жилье и т. п.), но и социально-политического и нравственного.

Негативные последствия:

1) целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;


2) происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

3) провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;

4) иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Практически во всех странах иммиграции существует недовольство коренного населения (рабочие теряют заработок в результате снижения цены труда на национальном рынке рабочей силы), которое в годы экономических спадов проявляется довольно бурно. Возможны межнациональные конфликты, рост преступности, особенно при нелегальной иммиграции

Последствия миграции для стран эмиграции (экспортирующей страны).

Воздействие на эмиг­рационные потоки оказывают не только безработица и разница в за­работной плате, но и специальная эмиграционная политика стран происхождения.

Позитивные последствия:

1. Эмиграция облегчает положение в случае напряже­ния на внутреннем рынке труда.

2. После работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие.

3. Пере­воды эмигрантов для некоторых стран являются основным источни­ком получения иностранной валюты. Например, Йеменская Араб­ская Республика в отдельные годы получала от своих эмигрантов по­рядка 1,3 млрд долл., что во много раз превышало активное сальдо от экспорта товаров.

Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

Налоги с прибыли фирм-посредников;

Переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

Личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

Вместе с тем эмиграция наносит странам происхождения и опре­деленный ущерб.

Негативные последствия:

1. Потеря части трудовых ресурсов, причем в наибо­лее трудоспособном возрасте, приводит к старению возрастной структуры трудящегося населения.

2. Теряются затраты, которые стра­на произвела на подготовку покинувших ее кадров.

3. Предприниматели теряют за счет повышения цены труда, финансовая система несет потери в налоговых поступлениях, страна теряет эффект от инвестиций в подготовку квалифицированной рабочей силы – «утечка умов».

Особенно отри­цательны последствия оттока квалифицированных специалистов – «утечка умов» для развивающихся стран.

«Утечка мозгов » – международная миграция высококвалифицированных кадров и членов их се­мей.

Промышленно развитые страны, импортирующие этих специалистов, получают значительный экономический эффект. Так, по имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в Канаде от эксплуа­тации «чужих умов», в 7 раз, а у Великобритании в 3 раза превышает стоимость объемов помощи, оказываемой странам периферийной экономики.

Характерной особенностью международной миграции в современ­ных условиях является также значительный рост нелегальной мигра­ции . Нелегальная миграция особенно возрастает в периоды кризи­сов. Страны используют как относительно мягкие методы борьбы с нелегальной иммиграцией (выплата премий иммигрантам за возвра­щение на родину, создание системы их профессиональной подготовки и др.), так и жесткие принудительные меры, вплоть до насильственной высылки из страны.

На базе национальных рынков рабочей силы по мере интернацио­нализации хозяйственной жизни возникают региональные рынки ра­бочей силы, а затем и принципиально новое образование – международный рынок труда (рабочей силы).

Мировой рынок рабочей силы (МРРС) представляет собой совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и оказывающий заметное влияние на уровень, характер и размещение производительных сил в рамках национальной и мировой экономики.

Он представляет собой не просто сумму национальных рынков, а качественно новое, по существу наднацио­нальное образование, основанное на неуклонном росте спроса и пред­ложения иностранной рабочей силы, которая может соединяться с капиталом двояким образом:

– путем перемещения самой рабочей силы в места повышенного спроса на нее из одной страны в другую;

– путем перемещения капитала в районы избыточного предложения рабочей силы.

Это – открытые формы проявления международного рынка труда.

Но есть также и скрытые формы: временная работа по контрак­там за рубежом, работа в совместных с зарубежными фирмами пред­приятиях, на импортном оборудовании и по программам, представля­ющим интерес для зарубежного капитала, и др.

Огромную роль в формировании и развитии международного рынка труда играют транснациональные корпорации (ТНК), в рамках кото­рых действуют специфические формы перемещения квалифициро­ванных кадров. ТНК оказывают воздействие на развитие междуна­родного рынка труда различными способами, прежде всего путем переноса производства и капитала из страны в страну и даже с одного континента на другой. Кроме того, своей производственной, технико-экономической политикой они способствуют изменению от­раслевой и квалификационной структур рабочей силы национальных рынков труда. Огромный финансовый и производственный потенци­ал ТНК позволяет им отбирать на международном рынке труда са­мую высококвалифицированную рабочую силу и, более того, форми­ровать ее в соответствии со своими целями.