Водительские права иностранных граждан на территории РФ: новый закон. Можно ли использовать иностранные права на территории РФ? Гражданин рф с иностранным водительским

Управление иностранными гражданами автотранспортным средством с 1 июня 2018 года возможно только на основании водительских прав, выданных в РФ. Требование обязательно для водителей, ведущих коммерческую деятельность или нанятых по договору для осуществления перевозок.

Порядок обмена иностранных водительских удостоверений (ВУ) установлен ПП РФ от 24.10.2014 № 1097 (в последней редакции от 23.03.2017). Выдача ВУ российского образца путем замены производится при волеизъявлении заявителя до истечения срока действующего национального иностранного документа. При отсутствии ВУ или истечении срока действия потребуется пройти обучение или переподготовку.

Категории водителей, попавшие под действие законодательных норм

Иностранные подданные, использующие транспортное средство в личных целях, имеют право передвигаться по дорогам РФ без ограничений. Иностранцы имеют право использовать при управлении транспорта иностранные национальные или международные ВУ. Требование о получении прав российского образца применяется к лицам, осуществляющих перевозки:

  • Такси любого типа, включая маршрутного назначения.
  • Автобусов городского и международного транспорта.
  • Грузового транспорта всех размеров тоннажа, занимающегося грузоперевозками.

О недопущении к управлению транспортным средством в предпринимательских или трудовых целях лиц с международными или национальными ВУ указано в п.12-13 ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ . Потребность в замене водительских прав на документ российского образца вызвана большим числом аварийных случаев, возникающих с участием водителей-мигрантов.

Право на обращение за получением или обменом иностранного национального удостоверения на документ российского образца имеют временно пребывающие, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные подданные. При обращении в ГИБДД лицо должно подтвердить законность нахождения в РФ соответствующими статусу документами.

Положение лица Подтверждение законности нахождения
Временно проживающие граждане Паспорт иностранного гражданина с отметкой о РВП
Постоянно проживающие граждане Паспорт иностранца, вид на жительство
Лица, пребывание которых не требует регистрации до 90 дней Паспорт, миграционную карту и талон учета с соответствующими отметками
Лица без гражданства (апатриды) Документ, подтверждающий личность (при наличии), вид на жительство или удостоверение о разрешении на временное проживание с отметкой о регистрации

Получение и замена ВУ иностранной формы на российский документ

При отсутствии у иностранца ВУ, выданного в стране подданства, для его получения необходимо пройти обучение и сдачу экзаменов. Условия получения прав иностранцами совпадают с процедурой российских граждан. Дополнительно потребуется подтвердить легальность положения в стране.

При наличии национального или международного ВУ производится замена документа на российскую форму. Обмен иностранного удостоверения осуществляется после проведения экзаменов (п. 38 ПП РФ от 24.10.2014 № 1097 ).

Для получения документа прохождения курса обучения не требуется при условии, что лицо обладает иностранным удостоверением, соответствующим международным стандартам. Потребуется успешно пройти проверку знаний путем сдачи нескольких экзаменов:

  1. О наличии знаний теории управления транспортным средством. К экзамену на наличие навыков в практической части управления транспортом водитель допускается после успешной сдачи теоретической части.
  2. На умение вождения в ограниченном пространстве. Водитель проходит проверку на наличие навыков езды на территории обучающего центра или экзаменационной площадке ГИБДД.
  3. На наличие навыков езды в реальном пространстве. Лицо проходит проверку умения управления транспортом при езде по городу.

После успешного прохождения экзамена лица должны обратиться в территориальный орган ГИБДД с заявлением о предоставлении прав. Подача заявления может осуществляться через сайт «Госуслуги».

По информации, представленной адвокатом, с 2018 года выдача (замена) удостоверения осуществляется во всех территориальных отделениях МФЦ.

Адвокат Г.Г.Ефремов

Документы, необходимые для получения удостоверения

Водители-мигранты, имеющие вид на жительство, могут обратиться для замены удостоверения в любое подразделение ГИБДД. Лица с РВП, временным убежищем или находящиеся по миграционной карте, должны направлять документы в региональное отделение по месту проживания.

Для замены иностранного ВУ представляют:

  • Заявление по форме, предоставляемой МРЭО ГИБДД.
  • Паспорт иностранного гражданина.
  • Документ или отметку в паспорте, подтверждающие законность нахождения иностранца в РФ.
  • Водительское удостоверение страны, в которой имеется подданство.
  • Справку из медицинского учреждения о состоянии здоровья. Прохождение медицинской комиссии производится в учреждениях, имеющих право на удостоверение состояния здоровья для управления транспортом.
  • Квитанцию об уплате госпошлины. Платеж вносится до подачи документов и заявления в ГИБДД.

Документы, изданные на иностранном языке, представляются в форме нотариально заверенного перевода. Удостоверение нотариусом перевода русского текста производится на все записи документа, включая надписи на печати.

Удостоверения с наличием нескольких категорий ТС

Проверка знаний и навыков лиц, имеющих в иностранном удостоверении несколько открытых категорий, не производится по каждой из них.

Важно! Переэкзаменовка иностранных граждан производится по высшей категории, указанной в удостоверении лица.

Лицо может выбрать для прохождения экзамена категории ниже заявленной в национальном удостоверении. Отметки о других категориях переносятся в документ российского образца. Одновременно в удостоверение, выданное в РФ, переносятся отметки об ограничениях медицинского характера.

Пример о прохождении переэкзаменовки. Иностранный подданный имеет в водительском удостоверении подтверждение на право управления транспортом категорий D, C и B. По желанию лица прохождение экзамена было произведено на знание вождения по категории С. По результатам проверки водителю выдан ВУ российской формы с правом управления ТС категорий С и В.

Санкции при нарушении требований закона

Лица иностранного подданства, не получившие (заменившие) своевременно водительские права РФ и управляющие транспортом в коммерческих целях, подлежат административному наказанию в соответствии с КоАП. Наказание применяется как к водителю, управляющему транспортным средством без документов.

Одновременно с водителями, управляющими коммерческим ТС, санкции налагаются и на перевозчика. К руководителям, работникам предприятия, ответственным за эксплуатацию автотранспорта, применяется санкция, установленная ст.12.32.1 КоАП . Штраф применяется в случае допуска к управлению транспорта лиц, не имеющих ВУ российского образца.

Ошибки при получении ВУ

Ошибка № 1. Иностранные подданные получают возможность заменить права на российские удостоверения в случае соответствия имеющегося документа международным требованиям. ВУ должны соответствовать условиям Венской конвенции о дорожном движении от 08.11.1968 . Документы, выданные странами, не присоединившимися к Конвенции, не подлежат обмену на российские удостоверения.

Ошибка № 2. Граждане государств, ранее входивших в состав СНГ, имеют одинаковую подготовку при обучении вождению ТС. Лица ошибочно считают правомочным использование национальных удостоверений в РФ. Наравне с иностранцами других государств, управлять коммерческим транспортом лица могут только при наличии документа российского образца. Удостоверения, применяемые гражданами стран бывшего объединения СНГ, также подлежат замене.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1. Подлежат ли возврату иностранные ВУ после их обмена на права российской формы? Большинство стран изымают иностранные документы при их обмене.

В отличие от правил других стран, ВУ иностранных государств возвращаются владельцам после их замены на документ, принятый в РФ (п. 43. ПП РФ от 24.10.2014 № 1097).

Вопрос № 2. Как получить удостоверение в случае, если имеющийся документ на право управления ТС не соответствует международным требованиям?

Иностранец с удостоверением несоответствующего образца приравнивается к лицу, не имеющему прав на управление ТС. Потребуется пройти курс обучения и экзамен на проверку теоретических знаний и практических навыков.

5 мая 2014 года вступила в силу та часть федерального закона касательно безопасности дорожного движения, в которой описываются требования, предъявляемые к водителям-иностранцам. Работодателям запрещено нанимать тех водителей, которые имеют иностранные водительские права. С этого года на территории страны действительными будут считаться те водительские права для мигрантов, которые были получены в РФ, а не в той стране, откуда была эмиграция.

Причина нововведения

Обязать работодателей принимать на работу только тех, у кого имеются российские права, заставило немалое количество ДТП и аварий с участием иностранных водителей-гастарбайтеров. Выходцы других государств, которые чаще всего работают на грузовиках, маршрутках, фурах, обслуживающих стройки, нередко водят то или иное автотранспортное средство по собственным правилам. О безопасности находящихся в транспорте пассажиров, а также тех людей, которые едут в соседних машинах, задумывается редко кто. Трудовые мигранты нанимались за маленькую зарплату, поэтому на их квалификацию раньше внимание не обращалось. В результате эту работу выполняли те, кто не был знаком с действующими правилами дорожного движения.

При эмиграции в другую страну может понадобиться профессиональный перевод тех или иных документов. Агентство переводов «Лингво Сервис» предлагает свои услуги по переводу документов в Москве и Санкт-Петербурге.

«Виновники» нового закона и обязательное условие для работы

Вопрос относительно того, будут ли подвергаться штрафу организации, в коллективе которых есть водители-мигранты, стал довольно-таки волнительным для многих юридических лиц. Причиной этому служит не только потенциальные разбирательства в ГАИ, так как именно транспортные ответственны за сотрудника, не имеющего российского водительского удостоверения, но также сумма штрафа - она составляет порядка 50000 рублей, и это за каждый случай нарушения. Поэтому некоторые транспортные организации уже перестали нанимать на работу выходцев из стран Центральной Азии. Ведь согласно статистике, именно мигранты из СНГ создают больше всего проблем на дорогах.

Чтобы получить новые права, мигрантам надо сдать теоретический экзамен. Но как показывает практика, это стало для них непростой задачей. Хотя и приезжие осаждают все отделения ГИБДД, до самого экзамена допускаются лишь единицы. Это происходит из-за того, что большинство экзаменующихся людей с трудом выражается на русском языке. После того как транспортные фирмы передают в ГИБДД списки водителей, имеющих нероссийские права, сотрудники инспекции тщательно проверяют их на наличие официальной регистрации, задолженности по невыплаченным штрафам, участия в происшествиях на дорогах и т. д. Таким образом нарушители отсеиваются перед экзаменами. Примечательно, что эти проверки длятся почти 30 дней.

Что необходимо сделать иностранным водителям?

Итак, процесс получения российских водительских прав включает в себя четыре этапа.

  1. Организация должна отправить список всех сотрудников с целью сдачи теоретического экзамена. Этот список отправляется в электронном виде (таблица Эксель) по специальному электронному адресу. В нем обязательно должно содержаться:
    • Фамилия, имя, отчество сотрудника;
    • дата его рождения;
    • все паспортные данные (номер, серия, срок действия, дата выдачи, кем выдан);
    • номер и серия, а также срок действия водительского удостоверения;
    • номер и срок действия разрешения на работу.
  2. Полученная информация переправляется в ФМС для того, чтобы подтвердить возможность этого иностранца работать водителем. Разрешение на работу, в котором указана отличная от водительской профессия, отбраковывается.
  3. После проверки трудового мигранта через ФМС, по оставленному в электронном запросе телефону уполномоченные лица сообщают дату экзамена.
  4. В день экзамена иностранец в сопровождении представителем той организации, где он работает, должен обратиться в ГИБДД. Мигрант при себе должен иметь:
    • паспорт, желательно с нотариальным переводом;
    • регистрация (т. е., миграционный учет) в той области, где он проживает;
    • водительское удостоверение для мигрантов, его копия, а также заверенный в строго установленном порядке перевод нотариального типа;
    • медицинская действующая справка касательно прохождения медкомиссии, в которой разрешается управление категориями автотранспортных средств, имеющиеся в удостоверении.
  5. По результатам этого экзамена, представитель организации получает документы для последующего использования при получении российского национального водительского удостоверения. Лица, «провалившиеся» на экзамене, допускаются к пересдаче, но не ранее, чем через 7 дней.

ДУШАНБЕ, 7 апр — Sputnik. Трудовым мигрантам, работающим в России водителями такси или общественного транспорта могут разрешить в течение года работать по национальным водительским удостоверениям. Такой законопроект внесен на рассмотрение в Госдуме.

Согласно проекту, предлагается разрешить мигрантам до 1 июня 2018 года водить автобусы и такси по водительским удостоверениям стран, гражданами которых они являются.

Причина такого послабления вполне ясна — за нынешний короткий срок большинство водителей просто не успеют переоформить свои права.

В документе указано, что в России насчитывается около 9,5 тысячи иностранных водителей. При обращении в ГАИ для обмена водительских удостоверений на новые многие мигранты столкнулись с рядом сложностей.

"Основным препятствием для сдачи экзаменов и служащим причиной отказов в приеме заявлений на сдачу экзаменов является отсутствие необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)", — говорится в пояснительной записке.

В связи с этим многие компании, работающие в транспортной сфере, стали подавать массовые обращения, в которых писали о невозможности сдачи экзаменов и переоформлении национальных водительских удостоверений на российские.

Напомним, что с 1 июля в России вступают в силу поправки в закон, запрещающие нанимать на работу водителей с иностранными правами. У мигрантов-водителей оставалось в запасе три месяца, чтобы обратиться в автошколу, сдать все необходимые экзамены и получить российское водительское удостоверение.

По словам председателя межрегионального профсоюза "Таксист" Ярослава Щербинина, совместно с Гильдией автошкол профсоюз предложил сделать общее массовое переоформление прав в течение 1,5-2 месяцев.

Суть предложения в том, чтобы пройти ещё раз экзамен на знание правил дорожного движения, а после организованно сдать на права.

При этом председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов считает, что водители-мигранты не спешат получать новые права, так как надеются на продление сроков.

"Мы не наблюдаем особого ажиотажа ни в автошколах, ни в ГИБДД. Водители думают, что поправки опять продлят. Их разбаловали тем, что уже один раз дали два года на подготовку, поэтому они и в этот раз думают, что всё останется без изменений", — полагает Ачкасов.

Для получения российских водительских удостоверений иностранный гражданин должен обратиться с заявлением в экзаменационное подразделение ГИБДД. Обмен иностранного водительского удостоверения производится только после успешной сдачи квалификационных экзаменов.

В России уже давно разработан законопроект, запрещающий осуществление коммерческой деятельности гражданами с иностранными правами. Его вступление в силу откладывалось трижды. И вот в сети появились сообщения о том, что иностранные права продлили на 2018 год. Но так ли это на самом деле и чего ожидать водителям и перевозчикам, разберемся далее.

Правительство Российской Федерации давно планирует запретить иностранные права. Запрет относится только к тем водителям, которые управляют транспортными средствами с коммерческой целью (получения прибыли) на территории страны, то есть осуществляют грузовые или пассажирские перевозки. Впервые это решение было принято в 2013 году, тогда и был разработан федеральный закон №92-ФЗ, согласно которому иностранные водители с удостоверением, полученным на родине, не смогут перевозить пассажиров и грузы. Закон вступил в силу 1 июня 2017 года, а встречающиеся в сети сообщения о том, что иностранные права продлили на 2018 год, ошибочные, хотя этот вопрос поднимался парламентариями.

Под действие закона попали:

  1. Водители, работающие на маршрутках.
  2. Водители автобусов и другого общественного транспорта.
  3. Таксисты.
  4. Водители микроавтобусов и грузового транспорта, осуществляющего перевозку грузов.

Закон распространяется на всех иностранных водителей вне зависимости от их родины. Одинаково пострадают шоферы из Молдовы, Украины, Таджикистана, Узбекистана и других государств. Для продолжения деятельности необходимо получить водительские права российского образца, а для этого требуется сдать экзамены.

По-прежнему передвигаться по российским дорогам иностранцы могут с правами, полученными в родной стране, в личных целях или при транзитном пересечении государства.

Замена водительских прав перенесена до 2018 года?

Решение запрета на иностранные водительские удостоверения было принято из-за большого количества ДТП на дорогах, виновниками в которых выступают мигранты. Часто приезжие из других стран граждане не знают правил дорожного движения в России или не соблюдают их с целью заработать больше денег. В результате страдают обычные люди. Как показывает статистика, количество ДТП по вине мигрантов еще больше увеличилось.

Вступление закона в силу переносилось трижды по разным причинам. В этом году вопрос о переносе замены иностранных прав до 2018 года также поднимался и даже был принят на первом чтении в мае, но после он не выносился на чтения, а поэтому не набрал законной силы. Многие граждане по-прежнему ошибочно полагают, что поменять иностранцам ВУ можно до 30 мая 2018 года.

Инициировали перенос закона перевозчики. Они заявляли о том, что сейчас нет соответствующей техническо-материальной базы для соблюдения закона. Но как показывает практика, никто из иностранных граждан не спешит получать российские водительские удостоверения, хотя и принятие закона уже откладывалось. За последний год желающих отыскалось всего 3%. Доля мигрантов водителей на дорогах превышает больше 50% от всех шоферов.

Как получить российские права?

Новости о продлении иностранных прав до 2018 года сообщают, что законопроект набрал силы, а поэтому водителям-мигрантам и перевозчикам следует позаботиться о получении российских удостоверений. Чтобы стать обладателем прав в РФ, необходимо пройти трехмесячное обучение и сдать экзамены. Обучение и получение прав во многих странах СНГ происходит по одному стандарту, принятому еще с советских времен. В связи с этим было решено, что при замене иностранных прав на российское удостоверение не нужно проходить повторное обучение. К тому же многие шоферы имеют приличный стаж, и повторное обучение им не к чему.

В обязательном порядке водителю необходимо сдать три экзамена:

  1. Экзамен на знание теоритической части.
  2. Экзамен езды на площадке.
  3. Экзамен езды по городу.

Для сдачи экзамена и получения водительского удостоверения требуется предъявить такие документы:

  1. Медицинскую справку о состоянии здоровья.
  2. Паспорт.
  3. Водительские права, полученные в родной стране.

Также следует написать заявление по определенному образцу и заплатить госпошлину в размере 2000 рублей. Заявление подать можно непосредственно в отделение ГИБДД или на сайте «Госуслуги». В таком случае размер госпошлины уменьшается до 1600 рублей.

Наказание за нарушение закона

Поскольку переноса обмена иностранных водительских прав до 2018 года не произошло, водителям-мигрантам следует позаботиться о получении удостоверений российского образца, иначе наказания не избежать. Кстати, штрафные санкции будут накладывать не только на шоферов, но и перевозчиков. За нарушение закона им придется заплатить 50 тысяч рублей, а вот водителям грозит штраф от 5 до 15 тысяч, как и за передвижение без прав.

В ГИБДД заявили, что специальные рейды по выявление мигрантов-нарушителей проводить не будут. Хотя многие жители Москвы и других городов стали отмечать, что с вступлением закона в силу, патрульные все чаще останавливают водителей маршруток и таксистов. Доказать, что они осуществляют перевозки в коммерческих целях проще всего, а вот категории водителей, которые перевозят грузы на небольшом грузовом транспорте (микроавтобусах) менее уязвимы. Чтобы оштрафовать, необходимо доказать, что транспортировка осуществляется в коммерческих целях, порой это непросто.

ДУШАНБЕ, 31 янв — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. В такси, общественном транспорте и маршрутках мы часто видим за рулем гостей из центральноазиатских республик.

Для иностранного гражданина это одна из форм заработка, тем более что многие транспортные компании трудоустраивают своих водителей легально — на полностью "белую" зарплату (в отличие от директоров строек, рынков и мелких торговых точек). Для бизнесменов-перевозчиков мигранты, умеющие водить машину, — возможность более широкого выбора кадров.

По российским законам, допустимая доля иностранных работников на пассажирском транспорте уже более года составляет 40%. На практике почти так и есть. Потому неудивительно, что за рулем каждой третьей маршрутки и такси мы видим мигранта, чаще всего гостя из Средней Азии.

Однако через несколько месяцев все может измениться: вступают в силу пресловутые, неоднократно откладывавшиеся с 2013 года, изменения в Федеральный закон № 92 "О безопасности дорожного движения". Согласно новым правилам, с 1 июня 2017 года иностранные граждане имеют право работать водителями только при наличии российских водительских удостоверений соответствующей категории.

Удостоверения, которые они получали у себя на родине и по которым работают сейчас, утратят силу на территории РФ. Международные водительские удостоверения также не помогут. Предприниматели, которые допустят к работе мигрантов без российских документов, будут нести административную ответственность.

Обмен национального водительского удостоверения на аналогичный документ на территории России — процесс не быстрый. А учитывая, что в одной транспортной компании может работать несколько десятков иностранных водителей и всех надо успеть проконтролировать на предмет оформления нового документа, Госавтоинспекция МВД России рекомендует бизнесменам готовиться уже сейчас.

В связи с нововведениями мы решили глобально исследовать, как мигрантам из Центральной Азии работается водителями в России.

Минимум данных и статистики

Сколько сейчас в России (и в отдельных регионах) работает азиатских мигрантов на общественном и коммерческом транспорте? Ответ на этот вопрос отсутствует, даже приблизительный.

В Министерстве внутренних дел РФ, Госавтоинспекции, Министерстве транспорта, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, Министерстве труда и социальной защиты России и в Федеральной службе государственной статистики, куда были отправлены запросы, информацию дать не смогли.

Представители данных государственных органов сообщили, что они не ведут отдельную статистику по гражданам среднеазиатских республик, которые работают в России на транспорте.

Единственную официальную статистику предоставили в пресс-центре Министерства внутренних дел: количество иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих в России трудовую деятельность на сухопутном транспорте, составляет 40 661. Это данные по состоянию на январь 2017 года.

Есть отдельные цифры по некоторым регионам, например: в Москве — 9955, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 4551, в Нижегородской области — 346. Однако это общая статистика по всем иностранцам, — выходцам из Белоруси, Украины, Молдовы, азиатских стран и др. Конкретики по водителям-мигрантам из Центральной Азии нет.

Из социологических исследований, которые больше основаны на опросах общественного мнения, заслуживают внимания данные московского "Центра миграционных исследований" (ЦМИ).

Как сообщил директор ЦМИ Дмитрий Полетаев, в 2016 году был проведен опрос тысячи трудовых мигрантов из Таджикистана и Киргизии, которые работают в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге как минимум 1 год.

Выяснилось, что в сфере транспорта и связи работают 6% опрошенных мигрантов из Таджикистана и 7,8 % мигрантов из Киргизии. При переносе этих данных на всех пребывающих в России граждан Таджикистана и Киргизии — это примерно 101 тысяча человек.

Однако уточним: социологи проводили исследование в рамках отдельной выборки, но не основе официальной статистики. Плюс сфера транспорта не отделялась от сферы связи. Поэтому цифры относительные.

Иностранцы привлекают перевозчиков

На первый взгляд компании не выгодно брать на работу иностранных водителей. Ведь для каждого надо оформлять патент, платить более высокие налоги и страховые взносы, а штрафы за нелегальных иностранных работников в разы выше, чем за нарушение трудовых прав граждан России.

© Sputnik

Но, несмотря на риски и дополнительные расходы, мигранты из Центральной Азии пользуются спросом у владельцев транспортных компаний.

Во-первых, бизнесмены довольны их личными качествами. Например, директор московской службы такси "Престиж" Айгуль Мередова отмечает ответственность, воспитание и законопослушность своих водителей-иностранцев: "Они всегда стараются хорошо выполнить заказ, уважительно относятся к клиентам. Если жалобы и поступают на мигрантов, то очень редко".

"Качество работы зависит от человека, а не откуда он приехал. Мы предлагаем работу всем желающим вне зависимости от гражданства. Важно только наличие необходимых документов", — говорит заместитель генерального директора АО "Группа Автолайн" Олег Савельев.

Тем более руководство компании всегда проверяет у своих будущих водителей знание ПДД и ориентирование на столичных улицах. Если гость из Таджикистана может грамотно проложить маршрут поездки по Москве и быстро довезти в пункт назначения, то он не уступает по качеству вождения российскому водителю.

Во-вторых, таксист-мигрант может работать на перевозчика по агентскому договору. Для этого надо получить лицензию на вождение и оформить предпринимательскую деятельность на территории России — в форме ИП или ООО. Затем мигрант заключает договор с диспетчерской службой и получает заказы на поездки.

Клиенты, которые садятся в такси, расплачиваются с водителем наличными, а он, в свою очередь, должен перечислить в диспетчерскую службу процент за каждый заказ. Ведь диспетчер оказывает услугу, направляя клиента. Если заключить такой договор об информационном посредничестве, то компания не имеет трудовых отношений с водителем-мигрантом и не несет за него ответственность, а значит, избавлена от рисков.

Кстати, машина у водителя-ИП обычно либо своя, либо арендованная. Многие такие водители, имея в распоряжении транспортное средство, сотрудничают сразу с несколькими диспетчерскими фирмами и не задерживаются надолго у одного перевозчика.

Конечно, у водителей маршруток и общественного транспорта нет такой свободы выбора партнеров, и данная схема "информационной поставки заказов" к ним не применима.

Третья причина спроса на водителей-мигрантов — дефицит российских водителей категории Д. Эти люди могут управлять транспортным средством, в котором более 8 сидячих мест: маршрутки, автобусы, троллейбусы, трамваи.

По информации Госавтоинспекции МВД России, в период с 2011-го по 2015 год право на управление транспортным средством по категории Д получили 334 720 жителей страны. По мнению экспертов, это крайне мало водителей на всю страну.

"Главные причины дефицита: неразвитость обучения по категории Д, минимум автошкол, цена занятий в 3-4 раза выше, чем на категорию Б, — отмечает председатель "Ассоциации перевозчиков пассажиров" Василий Киселев. "В итоге профессия малоинтересна местным жителям. Если взять для примера Санкт-Петербург, в городе почти 8000 автобусов транспорта общего пользования (включая маршрутки), и водителей должно быть по нормативу 2-3 человека на один автобус. Соответственно, не менее 20 тысяч специалистов, а в городе их сейчас максимум 14 тысяч. С каждым годом все меньше людей получают права категории Д. В итоге ситуация давно уже на грани срыва перевозочного процесса, и мигранты хоть как-то спасают ситуацию", — резюмирует Киселев.

© Sputnik

Схема работы наемных водителей

У таксистов график обычно непредсказуемый. Бывают смены 2/2, или 3 дня подряд работа и 1 день отдыха. Иногда приходится работать каждый день по 9-10 часов, спать в машине в ожидании заказов. Многое зависит от количества заказов, например, в праздничные и выходные дни график более плотный. В среднем таксист обслуживает 10 клиентов за одну смену.

Заработок штатного таксиста состоит из фиксированного оклада и процентов от стоимости выполненных заказов. Получает он зарплату, как положено, два раза в месяц. Если водитель работает с диспетчерской службой, его заработок напрямую зависит от количества клиентов за смену и от суммы каждого заказа.

Система связи с начальством автоматизированная: на мобильный телефон (планшет) таксиста устанавливается специальное приложение, и как только клиент оплатил заказ, программа автоматически списывает свою долю за координаторские услуги.

Размер комиссии варьируется от 10 до 20 процентов от стоимости заказа. Зависит от цены поездки: чем она дороже, тем выше процент. Иногда диспетчеры, наоборот, устанавливают для водителей единую ставку. Все остальное, что получил таксист от своих пассажиров в течение смены, он оставляет себе в этот же день.

У водителей общественного транспорта оплата почасовая, то есть зависит от количества времени, которое он провел за рулем своего автобуса (трамвая, троллейбуса). Смены по 12-13 часов. Начинаются они либо ночью, либо в послеобеденное время. Доход водителя маршрутки более гибкий — зависит от количества пассажиров, которые с ним проехали за смену.

Как устроиться на работу водителем?

Сегодня иностранному гражданину достаточно иметь для этого стандартный набор документов: паспорт, патент на работу в России, медицинский страховой полис и водительские права соответствующей категории.

В нынешней редакции статьи 25 Закона "О безопасности дорожного движения" сказано, что международное или национальное водительское удостоверение (выданное, например, в Киргизии или Таджикистане) признается действительным на территории России.

То есть закон разрешает мигрантам не только ездить, но и работать водителями по "своим родным" правам. Через 4 месяца правила изменятся: все иностранцы, желающие работать водителями на территории РФ, должны будут подтверждать свою квалификацию на экзамене в ГИБДД.

К слову, некоторые участники транспортного рынка уже давно практикуют эту обязанность для своих работников. Например, в вышеупомянутой компании "Автолайн" мигрантов принимают на работу только при наличии российских водительских удостоверений.

Водитель Бахром Ходжаев, сотрудничающий с диспетчерской службой такси "Везет", рассказывает, что в его компании работают только граждане России.

"Еще два года назад руководство уволило всех иностранцев, даже людей с огромным стажем. Видимо, побоялись риска высоких штрафов за нелегальных работников", — говорит он.

Сам Бахром, уроженец города Ош, давно имеет российское гражданство и водительские документы, поэтому не попал под сокращение.

Аналогичная история произошла с работниками одной из крупных автобусных компаний Москвы.

"Начальство объявило всем водителям из других стран, что они должны срочно получить российские права. А это ведь трата денег и времени, большинство не захотели и уволились, кого-то потом сократили. Некоторые мигранты получили российское водительское удостоверение и остались, а кто-то перешел на должность кондуктора", — рассказывает водитель автобуса Алишер Исмоилов.

Эта тенденция неудивительна. Ведь разговоры о запрете на работу в России водителем по иностранному удостоверению начались в Государственной думе еще в 2013 году.

Мнения и последствия

Эксперты и участники транспортного рынка по-разному относятся к обязанности мигрантов получать российские права. Одни считают, что это сделает поездки с иностранцами за рулем безопаснее.

"Мигранты, как правило, получали водительское удостоверение не в мегаполисе и потому не всегда безопасно водят в крупных городах. Одно дело, если учился и получал права в городе, а другое — в деревне", — говорит вице-председатель межрегиональной общественной организации "Комитет по защите прав автовладельцев" Александр Холодов.

Для перевозчиков же нововведения чреваты потерей большого количества работников и, соответственно, прибыли, которую вряд ли удастся быстро восполнить.

Мало того, "утечка иностранной рабочей силы осложнит транспортную ситуацию в крупных городах, которые и так страдают от "пробок" и нуждаются в стабильных общественных маршрутах", — уверен председатель "Ассоциации перевозчиков пассажиров" Василий Киселев.

В то же время мигранты увеличат доходы автошкол, в которые они пойдут учиться для сдачи экзамена по вождению. Преподаватели прогнозируют изменение среднего возраста водителей из Центральной Азии.

"Люди из этих республик старшего поколения (45+), которые застали советскую школу, лучше владеют русским языком и быстрее усваивают материал. Зачастую, молодым мигрантам сложно воспринимать речь лектора, и они предпочитают выучивать ответы по книгам, что, к сожалению, плохо сказывается и на результатах экзаменов, и на последующем самостоятельном вождении", — говорит координатор автошколы "АвтоМир" Анастасия Ануфриева.

Основная часть мигрантов, не имея финансовой возможности идти на водительские курсы, летом останутся без официальной работы. Кто-то просто сменит сферу деятельности (стройки, общепит), кто-то будет нелегально "таксовать" (если есть своя машина), а кто-то вернется на родину.

У тех же мигрантов, кто хочет во что бы то ни стало продолжить работать в России водителем, остается ровно четыре месяца, чтобы сдать экзамен в ГИБДД и получить заветный документ.