Внутренние морские воды понятие режим. Правовой режим внутренних морских вод. Территориальное море и прилежащая зона

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. Государство в национальном законодательстве устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвенции ООН по морскому праву и других норм международного права. В Российской Федерации они определены прежде всего ст. 5 Закона о Государственной границе РФ.

К внутренним морским водам относятся:

1. Воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

2. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т. д.; проливы - Гудзонов, Карские ворота; моря - Белое, Карское и др.).

4. Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.

Правовой режим . Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внут­ренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами. Правовой режим внутренних морских вод России определяется Законом о Государственной границе РФ, Правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках. Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Извещениях мореплавателям. По российскому законодательству иностранные невоенные суда могут заходить в порты (на рейды) Российской Федерации, открытые для захода таких судов. Следуя в порт, они обязаны информировать о времени своего прибытия. Открытыми портами в России объявлены Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туапсе, Находка, Корсаков и др. Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов. Не требуется разрешения на заход во внутренние воды и порты иностранных военных кораблей, если на их борту находятся главы государств или правительств. Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, - несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, достав­ка спасенных людей и др. В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или за­прещение входа судов с ядерными установками, а также кораб­лей с ядерным оружием на борту. Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру. Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля. Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошли­нами. Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство или иной промысел могут осуществляться иностранными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибреж­ного государства.

Внутренние морские воды являются частью терри­тории соответствующего государства, на которую рас­пространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме.

Правовой режим внутренних морских вод регули­руется Конституцией Украины, Кодексом торгового мореплавания Украины, Законом Украины «О государ­ственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года и другими законодательными актами, а также норматив­но-правовыми актами подзаконного характера.

Во внутренние воды входят: воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных ли­ний, принятых для отсчета территориальных вод.

Правовой режим морских портов в основном регу­лируется нормами национального права. В Украине правовой режим портов установлен разделом IV «Мор­ской порт» Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ). В соответствии со статьей 73 КТМ морской порт является государственным транспортным предприяти­ем, предназначенным для обслуживания судов, пасса­жиров и грузов на отведенных порту территории и аква­тории, а также перевозки грузов и пассажиров на при­надлежащих порту судах. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные.

Кроме того, различают порты открытые и закры­тые. Прибрежные государства открывают для захода иностранных судов некоторые торговые порты. При­чем, вопрос о том, какие из портов должны быть откры­ты, относится к исключительной компетенции государ­ства. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного госу­дарства или уведомлять об этом. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации.


В закрытые порты заход иностранных суд ов подверга­ется особому регулированию и здесь устанавливается разрешительная система захода. Судно, терпящее бед­ствие, может осуществить заход в любой порт прибреж­ного государства.

Внешней границей внутренних морских вод портов являются очерченные линией, проходящей через наибо­лее удаленные в сторону моря, точки портовых соору­жений. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года делает акцент на том, что это должны быть постоянные портовые сооружения (статья 11 Конвенции). К терри­тории порта относятся отведенные порту земли, а так­же намытые, насыпанные или созданные иными техно­логическими способами за счет территории порта пло­щади. Акваторией порта являются отведенные порту водные пространства. Территория и акватория морско­го порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование (статья 74 КТМ).

Иностранные невоенные суда могут заходить во внут­ренние воды только с разрешения прибрежного госу­дарства и должны соблюдать его законы.

Прибрежное государство может устанавливать в от­ношении иностранных судов следующие виды правово­го режима:

а) национальный режим (такой же, какой предо­ставляется своим судам);

б) режим наибольшего благоприятствования (предо­ставление условий не худших, чем те, которыми пользу­ются суда какого-либо третьего государства);

в) специальный режим (например, для судов с ядер­ными силовыми установками, перевозящими ядовитые, химические и другие материалы.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установлен­ные прибрежным государством, в отношении иммигра-ционного, таможенного, санитарного контроля, безопас­ности плавания, охраны окружающей среды. Например, в иностранном порту суда подлежат санитарному конт-


ролю на основе Международных санитарных правил 1951 года (уточнены в 1969 году). Не выполнившее санитар­ных правил судно не подлежит задержанию в порту. Оно может выйти в море, но в течение всего рейса не может заходить в другие порты этого же государства.

На иностранные торговые суда, к которым обычно относят все суда, кроме военных и используемых для публичных целей (охрана побережья, рыбоохрана и т.д.), находящиеся во внутренних морских водах прибреж­ного государства, распространяется уголовная, граждан­ская и административная юрисдикция прибрежного государства.

В основе уголовной юрисдикции лежит общее прави­ло о том, что поскольку внутренние морские воды явля­ются частью государственной территории, то преступ­ления, совершенные на борту иностранных торговых су­дов, находящихся в пределах этих вод, подлежат юрисдикции прибрежного государства. Но на практи­ке, чаще всего в силу двусторонних договоров, власти прибрежного государства предпочитают воздерживать­ся от осуществления уголовной юрисдикции в отноше­нии моряков иностранного судна, если совершенные ими преступления не нарушают мир и добрый порядок в нем, если вмешательство не является международным обязательством прибрежного государства или если об ином не просят дипломатические или консульские дол­жностные лица государства флага судна. Иностранные торговые суда не должны предоставляться как убежи­ще для лиц, преследуемых властями прибрежного госу­дарства за совершенное преступление.



Гражданская юрисдикция над иностранными торго­выми судами заключается в том, что судебными властя­ми прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Такие иски могут быть заявлены к судну в связи с неисполнением контракта, причинени­ем ущерба, спасанием и т.п. Реализация гражданской


юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест та­кого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Ре­шение о задержании или аресте должно выноситься ком­петентным судебным органом прибрежного государства. Вместе с тем принадлежащие государству суда сохраня­ют иммунитет от задержаний и арестов, вытекающих из исполнения судебных решений по гражданским делам, либо в обеспечение заявленного иска. Однако, несмотря на это, в последнее годы ряд украинских торговых судов, в основном принадлежащих Черноморскому морскому пароходству, были арестованы в иностранных портах в целях обеспечения исковых требований иностранных кредиторов к пароходству.

Следует отметить, что в соответствии со сложившейся международной практикой прибрежное государство не осуществляет юрисдикции по делам, относящимся к внут­реннему распорядку на иностранном судне, включая гражданские споры между членами команды, возникаю­щие в связи с их службой на судах. Что касается трудо­вых правоотношений между членами экипажа иностран­ного торгового судна, то, в принципе, они подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Однако на прак­тике прибрежные государства обычно не вмешиваются в трудовые споры между членами такого экипажа, кро­ме случаев, когда спор касается заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна, если иное не установлено соответствующим договором. Следует так­же помнить, что целый ряд социальных аспектов труда моряков регулируется конвенциями Международной организации труда и их нарушение в любой стране, в любом иностранном порту может повлечь вмешатель­ство иностранных общественных организаций, прежде всего национальных профсоюзных организаций. Подоб­ные случаи имели место в отношении моряков украин­ских и российских судов, арестованных в иностранных портах^ К наиболее важным из этих конвенций отно-


сятся: № 163 О социально-бытовом обслуживании мо­ряков, 1987 года; № 164 О здоровье и медицинском об­служивании моряков, 1987 года; № 165 О социальном обеспечении моряков, 1987 года; № 145 О непрерывной занятости моряков, 1976 года; № 133 О помещениях для экипажа на борту судна, 1970 года и др.

Административная юрисдикция в основном базиру­ется на нормах административного Права, устанавливаю­щих режим пребывания иностранных судов во внутрен­них морских водах прибрежного государства. Согласно этим нормам иностранные суда как государственные, так и частновладельческие, подлежат административ­ной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме. Прежде всего это касается выполнения тамо­женных и санитарных правил, а также мер контроля, относящихся к безопасности судов, охране человеческой жизни, допуску иностранцев.

Иные правила установлены для иностранных воен­ных судов. Следует отметить, что прибрежные государ­ства всегда уделяли особое внимание регламентации захода иностранных военных кораблей во внутренние морские воды и порты. В законодательстве большин­ства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком заин­тересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить зап­рос государству, в чьи торговые порты предполагается заход его кораблей,.и получить на это соответствующее разрешение. Причем в запросе должны быть указаны цели захода, численность экипажа и время пребывания в порту. Что касается военных портов, то они, как пра­вило, закрыты для посещения иностранных военных судов. Особый порядок пребывания иностранных воен­ных судов.в территориальном море и внутренних во­дах, в том числе в портах Украины, вытекает из содер­жания статей 13, 14, 15и34 Закона Украины «О госу­дарственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года.


Личный состав военного корабля в иностранном порту увольняется командиром корабля по согласованию с местными властями, а в случае нарушения установлен­ного порядка, судну может быть предложено покинуть порт и прибрежные воды принимающего государства.

Следует указать, что в связи с интенсивным разви­тием международного судоходства в настоящее время наметилась тенденция по ограничению юрисдикции при­брежного государства в отношении иностранных судов, находящихся в его внутренних водах. Рядом государств и международных морских организаций было выдвину­то предложение о необходимости заключения между­народной конвенции о внутренних морских водах, ко­торая кодифицировала бы базисные положения, выра­ботанные международной практикой, а национальное право конкретизировало бы и детализировало их.

К внутренним водам государства относятся морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не пре­вышает 24 морских миль. В случае если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось, возможно, большее пространство. Водная территория, расположен­ная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются так называемые «исторические воды», перечень которых устанавли­вается правительством соответствующего государства. К историческим водам обычно относятся воды некото­рых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обы­чая считаются внутренними водами прибрежного госу­дарства. Историческими, например, являются: залив Петра Великого на Дальнем Востоке Российской Феде­рации (ширина входа более 100 миль по линии от устья реки Тюмень-Ула до мыса Поворотный); Гудзонов залив в Канаде (50 миль), Габесский залив в Тунисе (50 миль), залив Делавэр в США и др.


В состав внутренних вод входят озера и внутренние моря. Если озера полностью окружены берегами одного государства» то они относятся к государственной терри­тории. Если лее они окружены территорией несколь­ких государств, между этими государствами практику­ется заключение соглашений о режиме вод, принадле­жащих каждому из них. К таким озерам относятся: Боденское озеро, окруженное территорией ФРГ и Швей­царии, Женевское озеро между Францией и Швейцари­ей, Великие озера, граничащие с Канадой и США. При отсутствии таких соглашений предполагается, что гра­ница определяется срединной линией.

Практически такие же правила относятся к так на­зываемым внутренним (замкнутым) морям, окружен­ным со всех сторон территорией одного государства. Если же такое море имеет в окружении берега двух или более стран, то суверенные права каждого из них распространяются только на его территориальные воды, а в центральной части устанавливается режим откры­того моря. Такое имеет место в Черном море. В Кас­пийском море в период существования СССР в основ­ном сохранялся правовой режим, установленный еще Гюлистанским и Туркманчайским мирными договора­ми, заключенными еще в 1813 и 1828 годах между Рос­сией и Персией (ныне Ираном). В этих договорах Пер­сия уступила России исключительное право на содер­жание в Каспийском море военных кораблей. После распада СССР и образования вокруг Каспийского моря ряда независимых государств встал вопрос о его разде­ле между Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Тур­кменистаном, осложнерный наличием крупных место­рождений нефти в недрах каспийского шельфа. Прин­ципы такого раздела должны стать предметом переговоров между заинтересованными государствами. Законодательство Российской Федерации (Закон РФ «О государственной границе» 1993 года), в котором на­шла свое воплощение советская доктрина международ­ного права, относит к внутренним водам РФ по анало-


гии с «историческими» заливами сибирские моря: Кар­ское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Представляет интерес точка зрения канадского уче­ного Д. Фарана, полагающего, что главными критериями для отнесения морских вод к историческим являются следующие:

а) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных су­дов из него в случае необходимости;

б) долгое пользование им или истечение длительно­го времени, хотя длина конкретного периода зависит от обстоятельств;

в) молчаливое согласие других государств, особенно тех, чьи интересы могут быть задеты данным статусом.

Прибрежное государство осуществляет во внутрен­них водах права, вытекающие из суверенитета. Оно ре­гулирует судоходство и рыболовство, на этой террито­рии запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетент­ных органов прибрежного государства. Следует обра­тить внимание на то, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 года содержит специальную статью 225, ко­торая регламентирует оказание помощи исследователь­ским судам. Все государства должны принимать ра­зумные нормы, правила и процедуры для содействия и облегчения морских научных исследований и в необхо­димых случаях для облегчения доступа в свои гавани морским исследовательским судам.

4. Территориальное море

(территориальные воды) и его правовой режим

Территориальное море (территориальные воды) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или не­посредственно за внутренними морскими водами при­брежного государства и находящийся под его полным суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами


территориального моря, имеют свое собственное терри­ториальное море. Однако прибрежные установки и ис­кусственные острова территориальных вод не имеют.

Каждое государство имеет право устанавливать ши­рину своего территориального моря до предела, не пре­вышающего 12 морских миль. Из 134 прибрежных го­сударств 78 государств установили 12-мильную зону (в том числе Россия, Польша, Украина, Болгария, Румы­ния, Куба, Франция, Испания, Португалия и др.), 5 госу­дарств - в 6 миль (в том числе Греция, Турция и др.), 2 государства - в 4 мили (Норвегия и Финляндия), 20 государств - 3 мили (в том числе Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Дания, Австралия и др.). Вместе с тем име­ются государства, установившие в одностороннем порядке ширину территориальных вод, превышающих лимит, ус­тановленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Так, например, Ангола установила ширину террит-рриальных вод в 20 миль, Нигерия и Того - 30 миль, Гамбия, Танзания, Камерун, Мадагаскар - 50 миль, Мав­ритания - 70 миль. Имеются и более обширные притя­зания, которые международное право осуждает.

Существуют три основных способа отсчета террито­риальных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега при­брежного государства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наибо­лее выдающиеся в море точки берега и островов;

3) от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря являет­ся линия, каждая точка которой находится от ближай­шей точки прямой исходной линии на расстоянии, рав­ном ширине территориального моря (12 миль).

Боковая граница территориальных вод смежных го­сударств, а также границы территориального моря про­тиволежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международным договорами.


Суверенитет прибрежного государства распространя­ется на водное пространство территориального моря, воз­душное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (статья 1 Конвенции о террито­риальном море и прилежащей зоне 1958 года). Террито­риальное море является частью территории соответству­ющего государства. Однако объем суверенных прав при­брежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мир­ного прохода. Невоенные суда всех государств пользу­ются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание че­рез территориальное море с целью:

а)пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (статья 18 Конвенции 1982 года).

В соответствии со статьей 19 Конвенции по морско­му праву «проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность при­брежного государства».

Проход признается нарушающим «мир, добрый по­рядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

а) угрозу силой или ее применение против суверени­тета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов между­народного права, воплощенных в Уставе ООН;

б) любые маневры или учения с оружием любого вида;

в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государ­ства;


г) любой акт пропаганды, имеющей целью посяга-тельство на оборону или безопасность прибрежного го­сударства;

д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

ж) погрузку или выгрузку любого товара или валю­ты, посадку или высадку любого лица вопреки тамо­женным, фискальным, иммиграционным или санитар­ным законам и правилам прибрежного государства;

з) любой акт преднамеренного и серьезного загряз­нения вопреки настоящей Конвенции;

и) любую рыболовную деятельность;

и) проведение исследовательской или гидрографиче­ской деятельности;

к) любой акт, направленный на создание помех фун­кционированию любых систем связи или любых дру­гих сооружений или установок прибрежного государ­ства;

л) любую другую деятельность, не имеющую прямо­го отношения к проходу.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О го­сударственной границе Украины» мирный проход че­рез территориальное море Украины осуществляется с целью его пересечения без захода во внутренние воды Украины, либо с целью захода во внутренние воды и порты Украины, либо выхода из них в открытое море. Проход считается мирным, если при этом не нарушает­ся мир, а также правопорядок и безопасность Украины. Иностранные невоенные суда при осуществлении мир­ного прохода должны следовать обычным навигацион­ным курсом либо курсом, рекомендованным компетен­тными органами Украины, а также морскими коридо­рами либо схемами разделения движения. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предполагает воз­можность следования по морским коридорам танке­рам, судам с ядерными двигателями либо перевозящим


ядерные и другие опасные или ядовитые по своей при­роде материалы. При этом такие суда должны иметь на борту документы и соблюдать особые меры предо­сторожности. Морские коридоры и схемы разделения движения, должны быть ясно определены прибрежным государством и публиковаться на соответствующих мор­ских картах.

При нарушении правил мирного прохода в террито­риальном море Украины капитан иностранного нево­енного судна может быть привлечен к ответственности по законодательству Украины.

Иностранные корабли в территориальном море Ук­раины и ее внутренних водах обязаны соблюдать пра­вила радиосвязи, навигационные, портовые, таможенные, санитарные и иные правила. В случае вынужденного их нарушения следует немедленно уведомлять админи­страцию ближайшего порта Украины.

Компетентные органы Украины вправе устанавли­вать районы в пределах территориального моря и внут­ренних вод Украины, плавание в которых иностранным судам запрещено. Об этом должно быть сделано надле­жащее уведомление. Хотя Закон Украины от 4 ноября 1991 года не упоминает об этом, при проходе через тер­риториальное море обычная практика требует следования без остановок. Однако Конвенция о территориальном море, принятая на Женевской конференции 1958 г., при­знавала право при проходе на остановку и стоянку на якоре, поскольку они связаны с обычным плаванием или оказались необходимыми вследствие непреодолимой силы или бедствия. Конвенция ООН по морскому пра­ву 1982 года в п. 2 статьи 18 признала это право в каче­стве исключения, закрепив, что проход должен быть непрерывным и быстрым.

Особый порядок прохода через территориальные воды установлен для военных кораблей. Определение воен­ного корабля дано в статье 29 Конвенции 1982 года. Под ним понимается «судно, принадлежащее к воору­женным силам какого-либо государства, имеющее вне-


шние знаки, отличающие такие суда его национально­сти, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и-фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине».

В период существования СССР, который настаивал на разрешительном порядке прохода иностранных военных кораблей через свои территориальные воды, о чем сде­лал соответствующую оговорку к статье 23 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, корабли военно-морского флота США, которые не разде­ляли позицию СССР в этом вопросе и толковали ее как нарушающую международное право, дважды, в 1986 и 1988 годах, предприняли попытку осуществить право мирного прохода пройдя через советские территориаль­ные воды в Черное море. Это привело к инцидентам, ко­торые в итоге дали импульс переговорному процессу по сближению позиций двух государств, касающихся права мирного прохода. 23 сентября 1989 года министр иност­ранных дел СССР Э.А. Шеварнадзе и госсекретарь США Дж. Бэйкер подписали соглашение «О единообразном толковании правил международного права в отношении мирного прохода». В нем стороны признали, что право мирного прохода распространяется на все суда, включая военные корабли, и не требует разрешительных проце­дур. Оба государства взяли обязательство привести в полное соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года свое законодательство, правила и прак­тику, относящиеся к мирному проходу.

В Украине военные корабли иностранных государств, а также подводные лодки осуществляют мирный про­ход в территориальном море Украины в порядке, уста­новленном Кабинетом Министров. При этом подвод­ные лодки должны плавать только на поверхности и под своим флагом. Невыполнение перечисленных пра­вил дает право компетентным органам Украины по-


требовать от нарушителя немедленно покинуть терри^ ториальное море Украины. Это соответствует положе­ниям статьи 30 Конвенции 1982 года.

Следует также иметь в виду, что государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, при­чиненные прибрежному государству в результате не­соблюдения военным или иным некоммерческим суд­ном правил прибрежного государства относительно плавания в территориальном море либо положений Конвенции 1982 года.

Однако указанная Конвенция (статья 24) устанавли­вает и обязанности прибрежного государства по орга- ; низации судоходства в его территориальном море. Так, прибрежное государство не должно препятствовать мир­ному проходу иностранных судов, оно должно надлежа­щим образом объявлять о всех известных ему опасно­стях для судоходства в его территориальных водах.

Следует указать, что конкретные вопросы, связанные с юрисдикцией прибрежного государства в отношении иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода, решаются в зависимости от принадлежности этих судов к классу военных кораблей, а также госу­дарственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, или к классу торговых судов (подразделы А, В, С раздела 3 части II Конвенции ООН по морскому праву 1982 года).

В отношении военных кораблей действует принцип иммунитета государственной собственности, в соответ­ствии с которым, они изымаются из-под юрисдикции прибрежного государства. В случае несоблюдения ими законов и правил прибрежного государства во время мирного прохода через его территориальные воды, влас­ти прибрежного государства могут потребовать, чтобы этот корабль немедленно покинул его территориальное море. При этом ущерб и убытки, причиненные кораблем-нару­шителем, покрываются государством его флага.

На борту иностранного торгового судна, осуществля­ющего право мирного прохода, действуют уголовная и


гражданская юрисдикция государства флага судна, за.
исключением изъятий, установленных в конвенционном
порядке. В соответствии со статьей 27 Конвенции OOI
по морскому праву, уголовная юрисдикция осуществ­
ляется прибрежным государством в отношении преступ­
ления, совершенного на борту иностранного торгового"
судна во время прохода через территориальное море,
если: "

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) капитан судна, дипломатический агент или кон­сульское должностное лицо государства флага судна обращаются к местным властям с просьбой об оказа­нии помощи;

4) принимаемые меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропны-ми веществами.

Но не подлежит ограничению право прибрежного государства принимать любые меры для ареста или рас­следования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, после его выхода из внут­ренних морских вод. Это право направлено на обеспе­чение возможности прибрежного государства арестовы­вать и предавать суду лиц, несущих уголовную ответ­ственность за преступления, совершенные во время нахождения судна во внутренних водах такого государ­ства. При совершении преступления на борту иност­ранного судна до входа в территориальное море и при следовании этого судна без захода во внутренние мор­ские воды прибрежное государство осуществлять вме­шательство не должно (п. 5 статьи 27 Конвенции ООН по морскому праву).

Однако в исключительных случаях, связанных с на­несением ущерба морской среде или нарушением ре­жима исключительной экономической зоны, Конвенция 1982 года предусматривает условия вмешательства при-


брежного государства. В соответствии со статьей 28 ука-

i занной конвенции:

" а) прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя­щегося на борту судна;

б) прибрежное государство может применять в отно­шении такого судна меры взыскания или арест по лю­бому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства. При этом эти ограни­чения не затрагивают права прибрежного государства применять меры взыскания или арест по гражданско­му делу в отношении иностранного судна, находящего­ся на стоянке в территориальном море или проходя­щего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

5. Прилежащая зона и ее правовой режим

Прилежащая зона - это пояс морских вод, прилега­ющий к территориальному морю, в пределах которого прибрежное государство имеет право осуществлять кон­троль с целью недопущения нарушений определенных правил (таможенных, фискальных (налоговых), иммиг­рационных или санитарных). Прилежащая зона также устанавливается с целью реализации наказания за на­рушение таких правил в пределах территории или тер­риториальных вод прибрежного государства.

История возникновения таких зон начинается еще с XVIII века, когда ширина территориального моря у по­давляющего числа государств не превышала 3 миль. Именно тогда некоторые государства в одностороннем порядке стали устанавливать специальные зоны за пре­делами территориального моря, в которых они претен-


довали на осуществление юрисдикции в отношении ино­странных судов, главным образом в целях борьбы с кон­трабандой. Впервые 5-мильную таможенную зону объя­вила Великобритания в 1736 году. В 1799 году 12-миль­ная таможенная зона была установлена США, позднее/ прилежащие зоны были установлены Францией, Бель-" гией и другими странами. В основном они были на­правлены на пресечение контрабанды, но в некоторых случаях уже объявлялись фискальные, санитарные и другие виды прилежащих зон. С развитием и интенси­фикацией торгового мореплавания многие государства начали заключать двусторонние и многосторонние до­говоры о прилежащей зоне. Так, например, Мексика в период с 1882 по 1899 годы заключила 10 соглашений с различными государствами. Многосторонним дого­вором такого рода явилась конвенция, заключенная в 1925 году прибалтийскими странами для борьбы с кон­трабандной торговлей алкогольными напитками, в ко­торой государства-участники взаимно признавали осу­ществление таможенного контроля над частновладель­ческими судами в 12-мильной зоне.

Первая попытка кодификации обычных междуна­родных норм, касающихся прилежащей зоны, была пред­принята в 1930 году на Гаагской конференции, которая окончилась неудачей.

Кодифицированные нормы о прилежащей зоне впер­вые были установлены в статье 24 Конвенции о терри­ториальном море и прилежащей зоне 1958 года, а за­тем в статье 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Следует особо указать на то, что по своей юридиче­ской природе прилежащая зона - это часть открытого моря, но со специальным режимом. Поэтому обе указан­ные конвенции содержат положение о строго целевом характере прилежащей зоны. Она устанавливается только для предотвращения прибрежным государством нару­шений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил, т. е., в строго определен-


ных целях, и расширение этих целей, исходя из смысла \ положений конвенций, недопустимо. Следовательно, при-\лежащая зона может быть только четырех видов:

Таможенная;

Фискальная;

Иммиграционная; , - санитарная.

По Конвенции о территориальном море и прилежа­щей зоне 1958 года ширина прилежащей зоны не мо­жет превышать 12 морских миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль (разграничение между сопредельными государ­ствами проводится по срединной линии при отсутствии соглашения об ином). Конвенции по морскому праву 1982 года содержит два положения, отличных от про­фильной Конвенции 1958 года: во-первых, прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль, отсчи­тываемых от исходных линий; во-вторых, в пункте 1 статьи 33 опущена ссылка на то, что прилежащая зона является районом открытого моря. Несмотря на такое фактическое ее положение, последнее изменение было связано с разногласиями на III Конференции ООН по морскому праву относительно статуса экономической зоны, поскольку в случае установления такой зоны, при­лежащая зона будет перекрыта ею.

Прилежащую (санитарную) зону установили Арген­тина, Венесуэла, Индия; таможенную - Сирия, фискаль­ную - Индия, Югославия, Сирия; иммиграционную -

Индия, Португалия.

Украинское законодательство не предусматривает

создание прилежащей зоны.

Следует указать, что, несмотря на ограничение видов прилежащих зон в Конвенции о территорриальном море и прилежащей зоне 1958 года, некоторые прибрежные государства на практике начали устанавливать другие виды таких зон (например, зоны безопасности, уголов-


ной и гражданской юрисдикции, нейтралитета, предот- / вращения загрязнения, крепостные зоны и др^). В тех/ случаях, когда их ширина не превышала вместе с тер-/ риториальным морем 12 морских миль, их установле-j ние не вызывало каких-либо возражений, так как реч!| фактически шла о максимальном использовании сво*-их прав прибрежным государством. После же приня^ тия Конвенции по морскому праву 1982 года это, безус­ловно, является неправомерным.

Внутренние воды являются частью территории соответствующе­го государства. Во внутренние воды входят:

Водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

Акватории портов, очерченные линией, проходящей через наибо­лее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

Воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, при­нятых для отсчета территориальных вод;

Морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 мор­ских миль (1852, 44,5 км). В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды », перечень которых устанавливается правительством соответствующе­го государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними вода­ми прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международ­ного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассмат­риваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые со­оружения. Прибрежное государство оп­ределяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, уста­навливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения от­крытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государ­ства.

Иностранные не военные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отно­шении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятст­вования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совер­шенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, рас­пространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором - например, соглашения­ми о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибреж­ного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государ­ства.

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутрен­ними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территори­ального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориаль­ных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территори­альных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на вод­ное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне. Террито­риальное море является частью территории соответствующего госу­дарства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через терри­ториальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод :

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного госу­дарства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;

3) от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каж­дая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

Любая деятельность физических и юриди­ческих лиц в иностранных территориальных водах может произво­диться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территори­альное море с целью :

Пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

Пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения.

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства».

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и без­опасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, террито­риальной целостности или политической независимости прибрежно­го государства;

б) любые маневры или учения с оружием любого вида;

в) любую рыболовную деятельность и др.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разреши­тельный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг.

Прилежащая зона - это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрис­дикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, имми­грационных и иных правил . По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может пре­вышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежа­щая зона распространяется на расстояние до 24 миль.

Цель установления прилежащей зоны - предотвращение воз­можного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В послед­нем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

Любое государство на планете, которое омывают те или иные моря, имеет в своем составе внутренние морские воды. А также территориальные воды, которые тоже являются владением государства. В этих зонах устанавливаются свои правила и законы, внешние границы являются границами государств. О том, что это за территории и какие законы в них действуют, будет рассказано в этой статье

Внутренние морские воды: понятие

Это акватория, которая расположилась между побережьем и прямыми исходными линиями. Эти линии нужны, чтобы отмерить внутренние морские воды и произвести отсчет от них полосы территориальных вод. Как именно эти линии проводятся, будет описано ниже по тексту.

Внутренние морские пространства

Какие территории и участки моря относят к внутренним морским водам:

Исторические внутренние морские территории

Пример одного из исторических заливов - дальневосточный залив Петра Великого в России. Этот залив распространяется до линии, которая соединяет устье Тюмень-Ула (реки) и мыс Поворотный. Величина входа в него больше чем 24 мили и составляет 102 морские мили.

Статус этого залива был установлен еще в 1901 году и обозначен в правилах рыбного промысла в морских водах, принадлежащих Приамурскому генерал-губернаторству. Также он определен в соглашениях России, а затем и СССР (1907, 1928, 1944 год) с Японией по рыболовству.

Еще один пример - Гудзонов залив, который своей исторической территорий считает Канада. Норвегия претендует, таким образом, на Варангер-фьорд, а Тунис считает своим Габесский залив.

Правовой режим внутренних морских вод

Законы в этих водах устанавливаются по усмотрению государства. Законами прибрежного государства регулируется судоходство и рыболовство, научные изыскания в его внутренних морских водах. Иностранные корабли и суда могут заходить в территориальные воды той или иной страны только с разрешения ее правительства. Исключением может быть захождение судна в чрезвычайных ситуациях вследствие стихийного бедствия или захождение в открытые порты. Обычно без особого разрешения запрещено иностранцам заниматься тем или иным промыслом, научной деятельностью в этих морских водах.

Правовой режим в портах

Морская территория портов тоже входит во внутренние морские воды. Государство, на территории которого расположены эти порты, имеет право контролировать доступ в них и определять порядок пребывания там для судов других стран. Это право подтверждено конвенцией, устанавливающей режим морских портов. Она была подписана в 1923 году в Женеве. В нее входят 40 государств, имеющих внутренние морские воды. Некоторые страны сделали открытый доступ в своих портах для иностранных судов для улучшения и развития отношений и торговли между государствами.

Согласно конвенции 1974 года по охране жизни человека на море, ядерные суда других государств, перед тем как зайти в морской порт, должны предварительно предупредить и предоставить информацию о том, что их заход не несет ядерной угрозы.

Военные корабли, принадлежащие другим странам, для захода в порт должны получить специальное разрешение или приглашение от прибрежного государства. Все суда обязаны соблюдать правила и законы государства, по вопросам санитарного, таможенного и пограничного режимов, портовых сборов. Как правило, страны заключают между собой соглашения и договоры о судоходстве и торговле, устанавливают определенный порядок захода в порт и правовой режим, в том числе и для торговых судов.

Что такое территориальное море

Внутренние морские воды и территориальное море (территориальные воды) отличаются тем, что последнее понятие обозначает полосу в 12 морских миль, простирающуюся от исходной линии вдоль всего побережья.

Отсчет ширины этой полосы ведется от линии берегов, которая образуется во время максимального отлива. В тех местах, где линия берега неровная, изрезанная и имеет множество изгибов, отсчет ведется от прямой исходной линии, которая проходит через определенные точки.

Указанные выше способы отсчета используются в Российской Федерации.

Правовой режим в территориальных водах

Правовой режим имеет свою специфику. Объяснена она тем, что прибрежное государство распространяет на территориальные воды свой суверенитет, но при этом все суда имеют право на мирное прохождение через эти воды. Мирным проходом считается прохождение, которое не нарушает мир, не угрожает безопасности граждан, не нарушает общественный порядок. Тем не менее в пределах этой зоны государство может устанавливать свои законы и правила, регулирующие судоходство. Таким образом оно стремиться сделать прохождение судов безопасным, защитить средства и оборудование навигации, защитить и сохранить экологию морского побережья.

Некоторые участки могут стать вообще закрытыми для судоходства. Иностранные суда, заходящие в территориальные воды, обязаны соблюдать установленные государством правила, законы и традиции.

Уголовные и гражданские дела

Уголовные и гражданские дела, которые касаются моряков, пребывающих на судне в порту или в территориальных водах прибрежного государства, разрешаются судебными органами этого самого государства. Но чаще всего власти страны воздерживаются от вмешательства, если только совершенные преступления, которые имели место на торговом судне другой страны, не носят тяжкий характер и не наносят вред гражданам прибрежного государства. А также если эти правонарушения не нарушают в государстве общественный порядок и спокойствие, не беспокоят лиц, которые не относятся к экипажу иностранного судна.

Государство может осуществить уголовную юрисдикцию для того, чтобы остановить наркоторговлю. На международном уровне сложились обычаи, что на иностранных суднах распорядок внутри экипажа корабля определяется законами, обычаями и правилами того государства, флаг которого реет над судном.

Облегчение судоходства между государствами

Чтобы международное судоходство было проще и легче, в 1965 году была заключена специальная конвенция. В ней содержатся рекомендованные определенные стандарты, призванные упростить и уменьшить количество формальностей и документов, необходимых для захода судов в порты других государств, пребывания и выхода из них.

Для начала военные корабли, которые пребывают законно в порту другого государства, имеют иммунитет от юрисдикции этого государства. Но это не освобождает их от соблюдения законов и правил, принятых в этой стране, и от следования нормам международного права.

Невоенные корабли, в том числе и морские торговые судна, по исторически сложившейся традиции тоже могли пользоваться иммунитетом от юрисдикции иностранных государств в море. Но после конвенции в Женеве в 1958 году (о территориальных водах, прилежащей зоне и об открытом море) и Конвенции ООН 1982 года о морском праве признается иммунитет только у государственных судов, которые эксплуатируются, не имея коммерческих целей.

Внутренние морские, территориальные воды РФ

В 1998 году вышел Федеральный закон (ФЗ) о внутренних морских водах, территориальных водах и прилежащей зоне. Согласно ему, внутренние воды морей так же как и в других странах, распространяются от исходных линий в сторону берега. К ним относятся водные пространства портов, а также небольшие заливы, морские бухты, лиманы (с величиной входа менее чем 24 мили), исторические заливы и другие морские территории вблизи берегов.

Территориальное море России примыкает либо к берегам, либо к внутренним морским водам государства. Это пояс шириной в 12 миль, отмеряемый от исходных линий, которые указаны в ФЗ. Применимы ко всем островным территориям Российской Федерации границы внутренних морских вод и территориального моря. Прилежащая зона расположена за территориальным морем и уже не входит в территорию РФ.

Таким образом, там, где заканчиваются территориальные воды, проходит граница государства Российская Федерация. На пространство над территориальными водами, морское дно и земными недрами под ним тоже распространяется суверенитет России. При этом мирные корабли других стран могут проходить через территориальное море. Их прохождение через эту водную полосу становится возможным и регулируется, согласно действующему ФЗ и установленным Правилам плавания, в том числе и для военных кораблей, и для других судов некоммерческого назначения.

Военные корабли иных государств могут заходить в эти воды с целью их мирного пересечения по специально разработанным маршрутам без захождения во внутренние морские воды РФ. Для захождения во внутренние воды нужно получить специальное разрешение властей РФ. Это правило не распространяется на корабли, на которых присутствуют главы государств, и те военные судна, которые являются для них сопровождением. Также это правило может не соблюдаться при стихийном бедствии и при заходе во избежание кораблекрушения.

Понятие и принципы международного морского права.

Международное морское право – это совокупность правил использования ресурсов Мирового океана.

Международное морское право основано на следующих принципах:

1) свобода открытого моря;

2) принцип защиты и сохранения морской среды;

3) принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море;

4) принцип рационального использования ресурсов Мирового океана;

5) принцип иммунитета военных кораблей и иных судов, находящихся на государственной службе;

6) принцип мирного использования открытого моря.

Международные (внешние) источники морского права.

1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

2. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78/95).

3. Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

4. Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г.

5. Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 (МАРПОЛ-73/78).

6. Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС-72).

7. Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 г.

8. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.

9. Международная конвенция о спасании 1989 г.

10. Международный кодекс по охране судов и портовых средств 2002 г.

11. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения 1993 г.

Российские (внутренние) источники морского и внутреннего водного права.

3. Гражданский кодекс.

4. Трудовой кодекс.

5. Таможенный кодекс.

6. Уголовный кодекс.

8. Федеральный закон «О морских портах РФ».

9. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ».

10. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ».

11. Федеральный закон «О континентальном шельфе РФ».

12. Устав службы на судах морского флота СССР.

13. Устав службы на судах речного флота СССР.

14. Устав о дисциплине работников морского транспорта.

15. Устав о дисциплине работников речного транспорта.

Тема 2: Международно-правовой режим морских пространств.

Правовой режим внутренних морских вод.

Внутренние морские воды являются частью государственной территории и полностью подчинены суверенитету прибрежного государства.

Прибрежные государства осуществляют уголовную, гражданскую и административную юрисдикцию в отношении иностранных судов, находящихся в их внутренних водах и не обладающих иммунитетом.

В состав внутренних морских вод входят:

1) акватории портов;

2) воды, находящиеся между берегом и прямыми исход­ными (базисными) линиями, служащими для отсчета ши­рины территориальных вод;

3) воды внутренних морей, т. е. морей, окруженных су­хопутной территорией одного или нескольких государств;

4) воды заливов, имеющих ширину входа не более 24 мор­ских миль;

5) исторические воды, в том числе исторические заливы независимо от ширины входа.