Государственные тендера. Тендерные закупки

Выделяют два вида тендеров по допуску к участию – это открытые и закрытые. В России чаще всего проводят . Для этого в них приглашают принять участие всех желающих, но и закрытые конкурсы имеют место в некоторых сферах промышленности и сферы услуг. Что же представляет собой закрытый тендер и в чем его преимущества?

Под закрытым тендером понимают конкурс, в котором принимают участие лишь выбранные заказчиком участники. О закрытом тендере не сообщают в газетах, журналах, на сайтах – выбранные участники получают специальные приглашения.

Первое, что должен сделать заказчик, – это разослать приглашения всем, кого он желает видеть на торгах. Поставщик делает запрос на тендерную документацию, которую ему представляет заказчик, и в соответствии с выдвинутыми требованиями. Все вопросы, интересующие поставщика, он может задать в электронном виде. Заказчик обязан на них ответить.

Организатор имеет возможность в любое время внести коррективы в конкурсную документацию, сообщив об этом потенциальным исполнителям.

Заказчик оценивает квалификацию претендентов на сотрудничество, их предложения. Далее он выбирает того исполнителя, сотрудничество с которым кажется ему наиболее выгодным. По почте победитель получает приглашение на подписание контракта.

Когда договор успешно заключен, заказчик оповещает об этом всех участников оговоренном в условиях способом: по электронной или обычной почте.

В каких случаях проводят закрытые торги?

В закрытых тендерах рассматриваются закупки товаров с определенными характеристиками и/или свойствами, которыми компанию-заказчика могут снабдить лишь определенные фирмы. Таким образом, нет смысла сообщать всему миру о проведении конкурса.

Либо же, могут быть случаи, когда объем нужной закупки крайне мал, потому затраты на организацию и проведение открытого тендера (а ведь он требует достаточно больших затрат) представляются абсолютно лишними.

В некоторых случаях закупка носит сугубо конфиденциальный характер, потому не разглашается. О ней знают лишь те, кто удобен организатору мероприятия. Например, секретность может быть необходима, если речь идет об изготовлении товаров для военной промышленности, оборонного комплекса – то есть касающиеся безопасности страны.

Разбираемся в «тендерной» терминологии

Погружаясь в тему, встречаешь новые и новые термины. Новичку сориентироваться в этом многообразии трудно. Как определить, станет ли этот тендер «твоим»? Заняться вопросом участия лично или обучить своего специалиста? Может, легче нанять брокера? Где брать информацию? Вообще, с чего начать? Ситуация проясняется постепенно вместе с пониманием терминологии.

Тендерные закупки . Виды конкурсов

Собственно говоря, «тендер» в переводе с английского означает конкурс, и правовые акты используют именно это понятие. В деловом мире РФ в ходу слово «тендер». Структуру конкурса/тендера придумали в США после Второй Мировой. Тогда большая часть денег, выделенная на восстановление немецких городов, разошлась в виде взяток американским чиновникам (да-да, там тоже была коррупция!). В 1946 году американцы организовали как можно более прозрачный механизм выбора поставщиков. Причем, процедуру прописали не в общих чертах, а пошагово. Такой она и вошла в мировую практику.

Сейчас в РФ предусмотрены несколько видов госзакупок:

  1. Открытые торги;
  2. Закрытые конкурсы;
  3. Двухэтапные конкурсы;
  4. Запрос котировок (прайс-листов);
  5. Закупка у единственного поставщика.

Тендерные закупки стали основным способом государственных заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение работ. Условия известны всем участникам, сроки тоже. Победителю достается контракт. И что важно! Наилучшее предложение определяется не обязательно по минимальной цене товара или услуги. Именно поэтому к его формированию нужно подойти очень внимательно.

Закрытые конкурсы проводятся в особых случаях, когда требуется поставка технически сложной или связанной с государственной тайной продукции. На них организации получают персональное приглашение. Двухэтапные конкурсы организуются, если заказчик не может сформулировать условия тендера сразу ввиду сложности закупаемой продукции (НИР, НИОКР, строительство). На первом этапе заказчик знакомится с возможностями потенциальных исполнителей (без учета цен), на втором проводит собственно тендер. Два последних способа (4 и 5) применяются либо по разрешению министерства экономического развития, либо при небольших объемах заказа.

Все остальные государственные тендерные закупки (федеральные, региональные или муниципальные) проводятся в виде торгов на электронных торговых площадках (ЭТП). Организатор обязан поместить информацию обо всех тендерах на едином портале zakupki.gov.ru. Это равно относится как к государству, так и муниципальному заказчику. Так информация становится доступной для всех поставщиков. Сайт перегружен и часто недоступен из-за регламентных работ. Альтернатива ему – система поиска закупок на территории РФ bicotender.ru.

Понятие тендера подразумевает под собой проведение торгов на конкурсной основе, где победителя выбирают путем голосования специально собранной комиссией. Это понятие не используют в официальной документации, и оно не определено законодательно, но на практике очень часто используют именно его. По способу проведения торгов и составу их участников различают открытый и закрытый тендер.

Если выбирают открытый способ проведения торгов, то это означает, что принять участие в них могут совершенно любые компании-участники. Такой вид организации очень часто используют для проведения , ведь в этом случае заказчику предоставляется огромный выбор предложений, конкурирующих между собой, и вероятность заключить контракт на самых выгодных условиях гораздо выше.

Обычно о сообщается в средствах массовой информации и на специализированных сайтах. Чем больше участников, тем острее ситуация конкурентной борьбы за победу в конкурсе.

Но здесь есть и свои минусы, так как длительность проведения мероприятия может существенно увеличиться, ведь тендерной комиссии придется обрабатывать массу информации по всем участникам. Да и ресурсов на это мероприятие может пойти немало, как финансовых, так и человеческих.

Закрытый тендер

Для участия в таком типе мероприятия компанию должен пригласить заказчик. Зачастую это самые крупные фирмы в данном секторе рынка или даже монополисты в определенной области бизнеса. Другие организации не могут подавать заявки на участие в тендере, то есть торги происходят с ограниченным числом участников, определенным организатором торгов.

Как выбирают потенциальных исполнителей по контракту?

Организаторы тендера приглашают потенциальных участников, руководствуясь рейтингом организации, отзывами о ней, ее опытом в исполнении подобных работ или услуг, ее имиджем.

Поэтому, каждая компания, которая стремится принимать участие в конкурсах, особенно заинтересована в продвижении собственного корпоративного сайта, участии в различных конференциях и профессиональных выставках и уделяет много внимания той информации, которая публикуется о ней в печатных изданиях, создавая фирменный имидж.

Чтобы исключить возможность сговора участников тендера, список приглашенных компаний не разглашают. Даже информацию о закрытом конкурсе не публикуют для общего обозрения.

В торгах участвуют строго те компании, которые получили специальное приглашение от организатора тендера. Чаще всего, это всего лишь около пяти компаний-участников. Но, если контракт требует решения сложных задач или выполнения трудоемких и непростых работ, тогда участников может быть и больше, а сами торги могут проводиться в несколько этапов.

Ситуации, когда предпочитают проводить закрытые мероприятия:

  • если количество поставщиков на данном сегменте рынка очень невелико или заказчик не доверяет и не уверен в надежности таковых;
  • если проведение конкурса требует наименьшего внимания со стороны или этот факт следует скрыть для безопасности страны и сохранения ее оборонительных позиций;
  • если стоимость услуг или товаров настолько низкая, что не может возместить дополнительные затраты времени и средств на обработку предложений участников торгов, и поэтому заказчик выбирает для рассмотрения всего несколько самых подходящих поставщиков – это наиболее рационально и выгодно для него.

Тендер с ограниченным участием

Помимо двух предыдущих способов проведения торгов, существует и такой, который несколько совмещает в себе их оба, – тендер с ограниченным участием исполнителей.

Такой способ проведения закупок проводят тогда, когда число участников не определено точно, но ограничено каким-либо условием, например страной-исполнителем или определенными допусками к работе. Также это могут быть специальные высокотехнологические работы, которые носят достаточно сложный характер выполнения. Поэтому заказчик может предлагать участие в торгах лишь некоторым компаниям. Другие организации, которым не выслали специального , не могут подавать заявки для торгов.

Открытые и закрытые тендеры и этапы их проведения

Каждый из видов этих мероприятий может проходить либо в один этап, либо в два.

Одноэтапный тендер

При таком способе проведения торгов процедура подачи заявок проводится одновременно с выявлением участника – победителя тендера. Переговоры по вынесению решения не проводятся. Таким образом, торги происходят упрощенно в один этап.

Двухэтапный тендер

Таким способом чаще всего проводятся мероприятия при решении каких-либо высокотехнологических задач или при закупке достаточно уникальной и дорогостоящей продукции, чтобы как можно более упростить процесс выбора победителя тендера и сэкономить финансовые средства и собственное время заказчика.

Двухэтапный тендер подразумевает:

  1. Переговоры по решению технологических вопросов, без определения стоимости. То есть приблизительные наброски возможных вариантов проведения работ или предоставления услуг. После организатор торгов представляет конечный вариант своего технологического задания.
  2. В этом этапе могут принимать участие только те компании, которые благополучно прошли первый, отборочный этап. Участники подают уже более конкретные предложения по вакансии соответственно требованиям заказчика. Там указываются: сроки выполнения задания, стоимость услуг, расценки на товар, графики внесения платежей, условия и сроки поставок и другое. Далее проводится отсеивание неподходящих заявок заказчиком и выбор победителя тендера.

Практика проведения и открытого, и закрытого типа торгов говорит о том, что подбирать его тип следует от специфики предмета торгов, от задачи, которую ставит заказчик и от законодательства той страны, в которой он проводится. Поэтому и тот, и другой вид актуальны.