«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель предприятия (организации)
__________________________________
(подпись)
«_____»_____________________201__г.
СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
(название организации)
Дата составления акта__________________________________________________________
(число, месяц, год)
Комиссия в составе:
Председателя:_______________________________________________
(ф.и.о., должность)
Членов комиссии:____________________________________________
(ф.и.о., должность)
Комиссия, назначенная приказом по предприятию (организации) от «__»________201__г., №________, обследовав место происшествия, ознакомившись с документами, осмотрев автомобиль, опросив участников ДТП и свидетелей, установила:
Происшествие произошло_________________________________________________
(дата, время, на каком часу работы водителя)
Место происшествия_____________________________________________________
(город, улица, дорога федерального, местного значения)
Марка, год выпуска, номерной знак автомобиля, принадлежащего организации___
__________________________________________________________________________
4. Вид происшествия________________________________________________________
Другие участники происшествия (транспорт)
Пострадавшие:
Всего: погибло________________________, ранено _____________________________
Материальный ущерб от повреждения транспортного средства составляет ____________________________________________________________ тыс. рублей.
Ф.И.О. водителя, управляющего транспортным средством
_______________________________________________________________________
Год рождения______________________________________________________________
Общий стаж работы водителем_______________________________________________
В т.ч. на данном предприятии________________________________________________
на данном автомобиле ______________________________________________________
Состояние водителя (по заключению врача) _________________________________
__________________________________________________________________________
(здоров, трезв, утомлен)
10. Дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра_______________
Дата медицинского обязательного периодического освидетельствования________
_________________________________________________________________________
Сколько имелось случаев совершения ДТП _________________________________,
Нарушений Правил дорожного движения, нарушений трудовой дисциплины (из личной карточки водителя)___________________________________________________.
Лишался ли ранее водительских прав_______________________________________
__________________________________________________________________________
(когда, за что)
На автомобиле перевозился (лись)_________________________________________
_________________________________________________________________________
(какой груз, пассажиры)
по путевому листу № ______________________ от _____________________________
по маршруту ______________________________________________________________
использование в личных целях_________________________________________(да, нет)
самовольный выезд__________________________________________________(да, нет)
15. Техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию, кто проводил технический осмотр________________________________________________.
Дата проведения последнего ТО или ремонта________________________________,
обнаруженные дефекты_____________________________________________________.
Дата проведения последнего инструктажа по безопасности дорожного движения
__________________________________________________________________________.
Как выполняется на предприятии требования правил, приказов, указаний и инструкций по обеспечению безопасности движения:
а) организовано ли повышение проф. мастерства водителя________________________
б) налажен ли контроль за работой водителей на линии__________________________
в) правильно ли оформляется путевая документация______________________________
Дата последнего повышения проф. мастерства по 20 час-ой программе___________
Дорожные условия_______________________________________________________
(на каком расстоянии просматривается дорога)
_______________________________________________________________________________________________________
(вид покрытия, состояние проезжей части, подъем или уклон в град.)
_____________________________________________________________________________________________________
(кривая радиуса в метрах, наличие дорожных знаков и сигналов)
Описание обстоятельств происшествия_____________________________________
__________________________________________________________________________
Нарушения, в результате которых произошло ДТП:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Виновные в ДТП: _______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Выводы комиссии: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения комиссии: _________________________________________________
__________________________________________________________________________
Приложения:
1. Копия схемы дорожно-транспортного происшествия и фотография______________
__________________________________________________________________________
2. Объяснения работников предприятия и водителя на _________________ листах.
Приказы по предприятию (хозяйству), с выводами, конкретными мероприятиями по предупреждению ДТП на ________________________________ листах.
Председатель комиссии _______________________(___________________)
Члены комиссии _______________________(___________________)
_______________________(___________________)
Многими бизнес-субъектами, напрямую не связанными с пассажирскими или грузовыми перевозками, используются в производственных целях легковые автомобили. К сожалению, они не застрахованы от аварий на дорогах. И когда таковые случаются, важно оперативно и грамотно провести ДТП. Игнорирование этой необходимости чревато привлечением к ответственности компании вне зависимости от ее формы собственности.
В случае аварии сотрудники ГИБДД, приезжающие на место, а также представители следственных органов (если последствия ДТП тяжелые) обязаны выяснить причины случившегося, определить виновность водителя транспортного средства и других участников в целом.
Если автомобиль принадлежит бизнес-субъекту, то в дополнение к этому проводится локальное служебное расследование, в ходе которого изучаются:
Следовательно, целями проведения данного мероприятия являются:
Целевая направленность служебного расследования зафиксирована в Приказе Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 г. № 19. Помимо этого нормативного акта, вопрос регламентируется ФЗ от 10.12.1995 г. № 196 (абз. 6 указывает на необходимость анализа происшествия и устранения его причин), Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647 (касается учета происшествий и определяет его обязательность независимо от места ДТП и виновников) и Приказом Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 г. № 49.
Регулирующим процесс проведения расследования, является соответствующее Положение. Оно должно содержать методику разбора происшествия и документальное сопровождение.
Форма документа на законодательном уровне не проработана. При его составлении следует руководствоваться делопроизводственными нормами.
На практике, Положение может включать такие смысловые блоки:
По каждому ДТП издаётся административное распоряжение, в котором указаны конкретные сроки и ответственные лица (в составе комиссии).
Чаще всего, комиссия включает трех членов (один из них – председатель, в роли которого выступает административное лицо компании или предприятия, либо же его зам). Обязательно включение лица, ответственного за БДД (безопасность дорожного движения). В качестве иных членов выступают, чаще всего, кадровики, сотрудники бухгалтерии, сторонние специалисты.
Для объективности непосредственный руководитель попавшего в ДТП сотрудника членом быть не может.
Процедура расследования происшествия имеет четкие временные рамки, равные 5 дням с даты ДТП. На них не влияют никакие факторы (даже тяжесть аварии).
Администрации территориальных производственных коопераций на расследование ДТП с 2 погибшими или четырьмя и больше пострадавшими, дается на расследование 7 дней.
Аварии, повлекшие смерть 7 и больше лиц, а также травмирование более 14 человек, расследуются 10 суток.
Свое начало расследование берет на месте происшествия. Руководство компании, чей сотрудник стал участником ДТП, обязано в кратчайшие сроки делегировать туда своего представителя (чаще всего – специалиста по БДД) или комиссию для оказания помощи пострадавшим и доставки их в медицинские учреждения, а также фиксирования следов аварии и поиска свидетелей.
Сбор информации считается первым этапом процедуры. Для качественного анализа следует собрать как можно больше данных, включая:
Фиксировать их стоит в заранее продуманной бумаге на протяжении осмотра места происшествия и опроса участников.
Также можно вести фото- и видеосъёмку. На ее основании должны четко определяться:
В процессе следует контактировать с работниками ГИБДД (не только для выяснения нюансов, но и контроля правильности составления ими документов). В случае несогласия с их мнением следует внести поправки и коррективы.
Обязательно нужно сделать копии составляемых автоинспектором бумаг. Получить их можно и другим способом – отправив письмо начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии.
После сбора данных наступает второй этап – само расследование. В ходе него анализируются полученные сведения, определяются намерения и действия водителей, а также их соответствие правилам, выясняются причины происшествия, делаются выводы.
Особо тщательно нужно проводить расследование, если сотрудник за рулем был пьян. Кроме того, важно установить связь между инцидентом и недоработками организации по обеспечению БДД. Для реализации последнего проверяются:
Заключительным этапом расследования станет составление Акта, визируемого членами комиссии. К его оформлению нужно подходить грамотно, так как он может стать доказательством невиновности подчиненного в суде ил понадобиться следственным органам.
Структурно документ включает 7 разделов. В первом указывается состав комиссии, данные о ТС, пострадавших и обстоятельствах происшествия.
Во втором отмечается, на каких основаниях водитель отправился в поездку, проходил ли он медосмотр, маршрут следования.
Третий раздел содержат информацию о дорожных и природных условиях.
Информация о водителе указывается в следующем разделе. Это должен быть его стаж работы, повышение квалификации, состояние здоровья, репутация и так далее.
Пятый раздел отводится под указание данных о пострадавших ТС.
6 раздел показывает работу, проводимую на предприятии по обеспечению БДД. Здесь указываются выявленные в процессе расследования недостатки и дается оценка системе.
Заключительный раздел содержит выводы и предложения. Указывается, что комиссия считает предпосылками происшествия, какие меры предотвращения повторной ситуации предлагаются.
К акту нужно приложить:
После этого заполняется форма учёта ДТП, включающая две части: первую, которая ежемесячно уточняется в органах внутренних дел, и вторую, используемую на локальном уровне.
Подытоживая вышенаписанное, следует еще раз акцентировать внимание на том, что любое ДТП, в котором задействован легковой автомобиль компании и ее сотрудник, подлежит расследованию специально созданной комиссией. Его продолжительность зависит от тяжести происшествия. В процессе расследования уточняются обстоятельства и причины ДТП с целью предотвращения подобного в будущем.
Если на территории предприятия используется автотранспорт, то не исключена вероятность столкновения машин. В этом случае требуется проведение служебного расследования для выявления и наказания нарушителя.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Процедура должны быть организована в определенные сроки и с соблюдением важных требований.
После столкновения автомобилей водители должны остановиться. Нельзя двигать транспортные средства с места происшествия. Далее следует сообщить непосредственному руководителю о произошедшем ЧП.
Когда в ДТП принимает участие служебный автотранспорт, закон требует проведение служебного расследования. Оно организуется предприятием для выяснения обстоятельства происшествия и определения виновника столкновения.
Расследование необходимо с целью предупреждения очередных ДТП, оценки осведомленности водителей в правилах дорожного движения.
Обязательства по подготовке сотрудников возлагается на руководителя предприятия. И если водители нарушают , спрос от различных инстанций будет, в первую очередь, с руководства.
В процессе служебного расследования потребуется выяснить:
Служебное расследование необходимо для проверяющих органов. Но также руководитель предприятия может увидеть неквалифицированного сотрудника, нарушающего правила дорожного движения и Устав организации.
Если столкновение произошло двух автомобилей, являющихся имуществом одного предприятия, то расследование можно провести внутри компании, задействовав только личные ресурсы.
Сокрытие информации о столкновении автомобилей грозит нарушителю увольнением и штрафом.
Даже незначительные царапины на кузове могут быть обнаружены при очередной диагностике. Поэтому не стоит скрывать от руководства произошедшее ЧП.
Начинается служебное расследование с места происшествия. Сразу после уведомления руководства о произошедшем ДТП, выезжает сотрудник компании. Как правило, первичные сведения собирает специалист по БДД.
Действия сотрудника предприятия аналогичны поведению обычного водителя при аварии:
От специалиста компании требуется подготовка материалов для служебного расследования. Необходимо собрать как можно больше сведений, не упуская малейшие детали.
У специалиста должна быть определенная схема, согласно которой он действует при ДТП с участием служебного транспорта. Сведения вносятся в специальный бланк, разработанный лично или позаимствованный у других специалистов.
На месте происшествия следует зафиксировать сведения:
Обязательно проводится фото- и видеосъемка места происшествия. На снимках должно быть зафиксировано:
На предприятии комиссия проводит собственное расследование, направленное на выяснение обстоятельств, повлекших нарушение правил дорожного движения.
Проводится проверка:
Согласно полученным данным, проводится анализ ДТП на предприятии и составляется акт. Он отображает информацию о происшествии, в том числе, определяет виновность водителя автотранспорта.
По результатам проведенного расследования комиссией составляется акт, который должен быть подписан всеми членами комиссии. Оформлять документ следует внимательно, он послужит важным доказательством в суде.
Следует заметить, что виновность водителя можно только предположить, а определяется в суде.
Грамотно составленный акт поможет доказать невиновность водителя. Часто комиссии удается выявить факторы, которые не смогли увидеть сотрудники ГАИ при оформлении места происшествия.
В акте указывается информация:
Далее в акте заполняется информация об обстоятельствах, предшествующих ДТП. Указываются сведения о том, кто и когда выпустил водителя на рейс, был ли пройден медицинский осмотр, проверялись ли автомобили на техническое соответствие.
Третий раздел содержит информацию о состоянии дорожного полотна в месте происшествия, погодных условиях, видимости в момент происшествия.
В четвертом разделе указываются сведения о водителе:
Пятый раздел содержит сведения об автомобилях. Отдельное внимание уделяется техническому состоянию машин перед выходом на рейс и ДТП. Также указываются имеющиеся сведения о второй машине, ставшей участником аварии.
Заключение комиссии указывается в последнем разделе. В нем указываются выявленные недостатки, а также дается оценка эффективности проведенных работ.
Журнал регистрации ДТП необходим для фиксации дорожных происшествий, произошедших со служебным транспортом.
В него вносится информация:
На предприятии должен разрабатываться план мероприятий по предупреждению ДТП с участием служебного транспорта.
В него входят профилактические работы:
От грамотно составленного плана зависит подготовка водителей к управлению автомобилями. Проверяющие органы обязательно осматривают документ на наличие подписей сотрудников.
Если произошло ДТП на территории предприятия, то не только оформляется место происшествия, но и проводится служебное расследование.
Оно необходимо для определения , а также фиксации произошедшего ЧП. При каждом ДТП составляется акт, а также вносятся данные в журнал регистрации дорожных происшествий.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Об утверждении Положения о порядке проведения
служебного расследования дорожно-транспортных
происшествий
В целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике аварийности и повышения качества служебного расследования обстоятельств и причин дорожно-транспортных происшествий
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.
2. Руководителям главных управлений и отделов центрального аппарата Министерства, территориальных производственных объединений автомобильного транспорта, автотранспортных предприятий и других организаций, непосредственно подчиненных Министерству, обеспечить изучение и неукоснительное исполнение указанного Положения.
3. Считать утратившими силу Положение о порядке служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий и Методические указания по служебному расследованию дорожно-транспортных происшествий , утвержденные приказом Министерства от 05.08.75 N 13 "Об утверждении Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий" .
Министр Ю.С.Сухин
1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.
1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:
Обстоятельства, предшествующие происшествию;
Причины происшествия;
Влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
Последствия происшествия;
Лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
Недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
1.4. Служебное расследование проводится:
Руководителем автотранспортного предприятия (организации) всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;
Руководителем территориального производственного объединения - дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;
Руководителем Министерства, а также начальниками: Отдела по безопасности движения, главных управлений по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) - дорожно-транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.
1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организации, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.
1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.
Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.
2.1. Водители предприятий Министерства, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны без промедления сообщать об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.
2.2. При невозможности сообщения о дорожно-транспортном происшествии в свое предприятие, водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно-транспортного происшествия в Отдел по безопасности движения Министерства по месту дислокации транспорта.
2.3. Информация о дорожно-транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно-эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно-транспортном происшествии не от ГАИ, последняя немедленно ставится об этом в известность.
2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно-транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.
2.5. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза.
При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно-транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов.
2.6. Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.
Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в Отдел по безопасности движения, в главные управления по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства - также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.
В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по Министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу.
Отдел по безопасности движения Министерства немедленно информирует о происшествии Отдел охраны труда ЦК профсоюза.
2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:
дата, время, место и вид происшествия;
модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;
вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);
обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;
последствия происшествия;
фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;
дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;
сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;
фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.
2.8. Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, Отдела по безопасности движения, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование (см. п.1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.
2.9. Руководитель министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов.
2.10. Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно-транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.
2.11. Руководитель службы безопасности движения территориального объединения при поступлении к нему информации о дорожно-транспортном происшествии с участием транспорта Министерства и не принадлежащего объединению обязан сообщить об этом в Отдел по безопасности движения Министерства и по месту дислокаций транспорта, до прибытия представителя владельца транспортного средства принимает участие в расследовании происшествия.
3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению "вторичных происшествий"* и выявлению очевидцев происшествия.
* Сноски в оригинале нет.
3.2. Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:
Осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
Уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.
Установить:
Дату и точное время (местное) происшествия;
Место происшествия;
в городе - улица, район;
Модель и номерной знак транспортного средства;
Число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);
Техническое состояние транспортного средства;
Характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;
Кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях-участниках происшествия);
Состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);
На каком часу работы водителя произошло происшествие;
Цель поездки;
Вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;
По назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
Вид дорожно-транспортного происшествия;
Погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
Освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;
Дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
Ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;
Зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;
Осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз или билетно-учетный лист.
3.3. При анализе происшествия необходимо:
Выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;
Выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;
Оценить:
Действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;
Дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;
Имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии).
3.4. При совершении дорожно-транспортного происшествия водителем автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута, в результате которого пассажир получил травму или погиб, руководитель предприятия обязан составить акт по установленной форме (приложение) и вручить его пассажиру или наследникам для получения страховой суммы в органах государственного страхования в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 года.
Для установления связи между причинами возникновения дорожно-транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:
Соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и(или) грузовых перевозок;
Соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;
Имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;
Как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;
Какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);
Обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;
Проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;
Техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;
Как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;
Как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;
Соблюдается ли порядок стажировки водителей.
Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасность движения и комиссии по борьбе с пьянством.
5.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности:
В территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими;
В Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР по дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек;
При необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д.
5.2. Акт, как правило, должен состоять из следующих основных разделов.
В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.
Во втором разделе акта "Условия, предшествующие происшествию" указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.
Третий раздел акта "Сведения о дорожных условиях" должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если такое имеется).
В четвертом разделе "Сведения о водителе" указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
В пятом разделе "Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)" отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.
В шестом разделе "Состояние профилактической работы по безопасности движения" дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.
В седьмом разделе "Заключение" или "Выводы" указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.
К акту прилагаются:
копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта;
копия схемы дорожно-транспортного происшествия;
объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;
список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.
6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при возникновении происшествия с пострадавшими, с участием общественных организаций в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.
Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.
6.2. Руководитель территориального производственного объединения по каждому происшествию, при котором погибло 3 или пострадало 5 и более человек, с участием общественности, представителей ГАИ, причастных и подведомственных ему организаций проводит в семидневный срок разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, а также разрабатывает мероприятия по предотвращению происшествий.
Результаты разбора и принятые меры доводятся до трудовых коллективов подведомственных предприятий.
Приложение
Место углового Только для органов Госстраха (составляется в
штампа двух экземплярах: первый экземпляр высылается
автотранспортного (выдается) на руки пассажиру или его наследникам,
предприятия второй остается в автотранспортном предприятии,
автовокзале, автостанции)
Акт N
о несчастном случае с пассажиром на автотранспорте
1. Настоящим подтверждается, что гр.
(фамилия, имя, отчество пострадавшего пассажира)
"___"____________19___года ______час.______мин.
при посадке в автобус_______________________________________________
(государственный номер)
во время поездки автобусом,
следовавшим по маршруту__________, получил(а) травму,
(город) погиб
при следующих обстоятельствах:______________________________________
(краткое описание обстоятельств получения пассажиром травмы, гибели)
2. Расследование обстоятельств данного несчастного случая
(дорожно-транспортного происшествия) велось
____________________________________________________________________
(наименование следственного органа)
"___"____________19___года Начальник автотранспортного
предприятия, автовокзала,
автостанции
М.П. _____________________________
(подпись)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра Председатель ЦК профсоюза
внутренних дел РСФСР рабочих автомобильного
Ф.Ф.Семилетов транспорта и шоссейных дорог
22 марта 1990 года А.А.Пузин
7 августа 1989 года
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Зам.председателя Заместитель Министра
Госстраха СССР автомобильных дорог РСФСР
А.М.Морозов Н.И.Голованов
7 августа 1989 года 15 августа 1989 года
Текст документа сверен по:
Сб. норм.-прав. матер. по
обесп. безоп. дор. движ.
на авт. трансп. Ч., 1990
Каждый субъект предпринимательской деятельности, на балансе которого числится одно или несколько автотранспортных средств, обязан предпринимать все меры для предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Руководитель компании и другие ответственные лица должны проводить аналитику частых аварий, что позволит им предупреждать причины возможных ДТП.
Важно! Федеральным законодательством 196-ФЗ, действующим на территории России, утвержден порядок проведения мероприятий, направленных на выявление виновных в происшествии. Служебное расследование ДТП позволит определить причины аварии, положение машины в момент столкновения, и установить все нарушенные правила дорожного движения.
Если автотранспортное средство субъекта предпринимательской деятельности стало участником дорожно-транспортного происшествия, то этот факт должен быть оформлен документально. Для этого на предприятии в обязательном порядке начинается служебное расследование, по окончании которого составляется акт (образец размещен ниже). Эти мероприятия предусматривают проведение экспертами осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Нахождение в непосредственной близости от места аварии позволит специалистам понять, кто является ее виновником и какие факторы поспособствовали произошедшему.
Внимание! Федеральным законодательством России для проведения служебного расследования по ДТП выделяется всего 5 дней. Именно поэтому на предприятии должна быть быстро создана комиссия, которая составит объективный акт (образец находится немного выше).
Комиссия, которая назначается на предприятии директором, в ходе расследования должна собрать максимум информации относительно дорожно-транспортного происшествия. В качестве доказательной базы могут выступать:
Если автотранспортное средство, оформленное на предприятии, сильно пострадало в дорожно-транспортном происшествии, то его в обязательном порядке нужно транспортировать до ближайшей стоянки, или к месту привычной дислокации. Для этих целей обычно задействуется эвакуатор либо буксировка осуществляется посредством другого грузового транспорта.
Сформированная на предприятии комиссия, которая уполномочена провести внутренне служебное расследование, может столкнуться с некоторыми проблемами, особенно при получении в органах ДПС и других государственных инстанциях важных документов. Для этого им следует составить письмо на имя начальника ГИБДД, в котором рекомендуется кратко изложить просьбу о получении копий, которые необходимы для проведения внутренней проверки ДТП.
Важно! Полученный протокол, акт и другие справки члены комиссии могут использовать для проведения профилактических бесед с членами трудового коллектива, особенно это касается водительского состава.
Каждый субъект предпринимательской деятельности, в лице директора, своим приказом определяет штатных или сторонних специалистов в состав комиссии. В этом документе в обязательном порядке должны быть указаны следующие моменты:
Важно! Во время проведения служебного расследования эксперты должны выяснить все детали дорожно-транспортного происшествия. Свои выводы члены комиссии должны отразить в соответствующем документе. По окончании проверки ними составляется акт, который является внутренним документом, но, может быть использован на суде в качестве доказательства невиновности водителя.
Акт, составляемый после проведения служебного расследования (образец которого находится немного ниже), может иметь форму бланка, а может оформляться на бумажном носителе от руки. В обязательном порядке этот документ должен содержать следующую информацию:
При составлении акта члены комиссии должны в обязательном порядке следовать требованиям, действующим на территории Российской Федерации законодательства. Данный документ состоит из пяти частей, в которые необходимо заполнять соответствующие данные: