Публичная форма собственности в гражданском праве. Публичная собственность, муниципальная собственность. Кто принимает решения

Публично-правовых образований представляет особый интерес как для юристов, так и для среднестатистических граждан. Рассмотрим ее особенности.

Что означает "собственность публично-правовых образований"?

Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам - гражданам, часть - организациям (корпоративная собственность).

Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества. Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями. Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

Особенности реализации права

Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют. Основные права принадлежат Правительству. Выступая в качестве Высшего исполнительного института власти, оно наделено полномочиями распоряжаться федеральным имуществом. При этом Правительство может передать их часть другим исполнительным органам, в том числе на региональном уровне.

Компетенция институтов власти субъектов РФ распределяется по тому же принципу, что предусмотрен для федеральных ведомств и министерств. В число органов, уполномоченных распоряжаться собственностью публично-правовых образований, входят правительства регионов и местные администрации. Они также могут реализовывать полномочия самостоятельно или через компетентные структуры. В субъектах РФ основными такими органами являются губернаторы, комитеты и фонды имущественных отношений.

Объекты госсобственности

Как выше говорилось, имущество страны разделяется между федеральной, региональной и местной властью. Круг объектов, принадлежащих РФ, достаточно широк. У регионов, как публично-правовых образований, в собственности не может находиться федеральное имущество. Речь, в частности, об энергетических и военных объектах, железнодорожном транспорте и инфраструктуре и пр.

Разграничение собственности публично-правовых образований было проведено еще в 1991 г. В настоящее время действует порядок, закрепленный Постановлением ВС РСФСР № 3020-1 от 27.12.1991 г. В Приложениях № 1 и № 2 к этому акту содержатся перечни объектов федеральной собственности и имущества, которое может передаваться регионам.

Природные ресурсы

Они считаются важнейшим объектом собственности публично-правовых образований. Участки недр, полезные ископаемые, присутствующие в них, принадлежат исключительно государству. Их оборот ограничен. Они могут предоставляться в пользование. При этом ресурсы, извлеченные из недр, могут переходить к организациям или гражданам в собственность.

На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица. Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов. Участки приобретаются в собственность или аренду. Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. При этом его часть может передаваться регионам. Оборот лесов, согласно законодательству, ограничен. Такие участки могут предоставляться заинтересованным лицам (организациям, гражданам) в пользование. Физлица вправе свободно находиться в лесах на основании публичного сервитута.

Водные объекты находятся в госсобственности. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность перехода некоторых из них в частные руки или к муниципалитетам. Она распространяется на определенные виды обособленных видов объектов, перечень которых определяет Правительство.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

Отношения собственности составляют основную часть правоотношений, возникающих в рамках гражданского оборота. В качестве материальной основы для участия в них публично-правовых образований выступает имущество, находящееся в их законном владении.

Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением. Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.

Ответственность

РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.

В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление. При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Если средств окажется недостаточно, удовлетворение требований производится за счет имущества, входящего в состав казны. Аналогичным образом определяется ответственность муниципалитетов по их долгам.

Учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, находящимися в их распоряжении. В случае недостаточности финансов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Специфика управления

Эффективная реализация права собственности, охрана имущества, его использование в целях воспроизводства, учет и контроль за состоянием ресурсов обеспечивается посредством оптимизации организационно-правовых форм. Она позволяет существенно экономить финансовые средства на управление.

В составе муниципальной и госсобственности следует различать, во-первых, объекты, составляющие казну, и, во-вторых, имущество, закрепленное за учреждениями и предприятиями на правах хоз. ведения или оперативного управления. В соответствии с этим, реализуются права в отношении казенного имущества и ценностей, переданных самостоятельным юрлицам, созданным на соответствующем уровне власти.

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности . Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий . Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог . Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену . Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания . При увеличении семьи и несоответствии

Важное значение здесь имеет соотношение государственной собственности и потенциала государства. Эффективно управляемая государственная собственность способствует увеличению государственных ресурсов, а значит и повышению потенциала государства. Но соответственно, если государственная собственность управляется не эффективно, то это способствует понижению потенциала государства.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Реферат

«Публичная собственность, муниципальная собственность»

Введение

1.Публичная собственность

Заключение

Список литературы

Введение

В соответствии с ст. 8 Конституции, ст. 212 ГК в Российской Федерации, выделяются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Соответственно, имущество может находиться в собственности граждан, в собственности юридических лиц, в собственности государства и в собственности муниципальных образований. Права всех собственников защищаются одинаково.

1.Публичная собственность

Публичная собственность - это государственная и муниципальная собственность.

Государственная собственность на землю имеет сложный состав.

В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК, в Российской Федерации выделяют две формы государственной собственности:

Федеральная собственность (собственность Российской Федерации в целом);

Собственность субъектов Российской Федерации (собственность республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти (в поле своей компетенции, установленному актами, определяющими статус этих органов). В случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ ).

В настоящее время объекты исключительной государственной собственности приводятся, в частности, в ст. 27 ЗК, ст. 5 Федерального закона № 170 «Об использовании атомной энергии», ст. 5 Федерального закона № 76 «Об уничтожении химического оружия» и некоторых иных законодательных актах. К таким объектам отнесено имущество для общего пользования и имущество, обеспечивающее безопасность, обороноспособность, стратегические и иные публичные интересы государства.

Это следующие объекты:

1)государственные заповедники, национальные парки;

2)зданиями для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

3)здания военных судов;

4)объекты федеральной службы безопасности;

5)объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

6)объекты Федеральной службы исполнения наказаний;

7)инженерно-технические сооружениями, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и Государственной границы РФ;

8)т. д.

ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» указывает, что в федеральной собственности могут находиться следующие участки земель:

1)земли лесного фонда; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности и безопасности;

2)земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения находятся в федеральной собственности :

а)если на этих земельных участках находится недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

б) если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти РФ, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданные органами государственной власти РФ;

в)если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

г)если под земельными участками находятся участки полезных ископаемых федерального значения;

3)участки земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ.

К тому же, государство не допускает приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

Здесь можно особо отметить, что, в соответствии с п. 2 ст. 214 ГК, земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и иные функции, в соответствии со ст. 9 и 10 ЗК РФ, и в качестве собственника земельных участков - в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и иные собственники земельных участков. В соответствии со ст. 124 ГК РФ , в случае заключения сделок с землей Российская Федерация и ее субъекты выступают на одинаковых началах с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами.

Важное значение здесь имеет соотношение государственной собственности и потенциала государства. Эффективно управляемая государственная собственность способствует увеличению государственных ресурсов, а значит и повышению потенциала государства. Но соответственно, если государственная собственность управляется не эффективно, то это способствует понижению потенциала государства.

2.Муниципальная собственность

Муниципальная собственность – это, в соответствии со ст. 215 ГК, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, т. е. они являются субъектами муниципальной собственности .

В России муниципальная собственность на законодательном уровне считается самостоятельной формой собственности.

Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Территорию муниципального образования составляют земли городских и сельских поселений; земли общего пользования; зоны отдыха; земли, необходимые для развития поселений, и иные земли в границах муниципального образования. В соответствии со ст. 19 ЗК, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Здесь также необходимо отметить, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не выделяются.

В соответствии со п. 5 ст. 19 ЗК, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность; земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность иного муниципального образования в целях их предоставления в постоянное (бессрочное) пользование (в соответствии со ст. 20 ЗК), в безвозмездное срочное пользование (в соответствии со ст. 24 ЗК) и т. д.; земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам в соответствии со ст. 28 ЗК.

Относительно гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки следует отметить, что, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.

Участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам, юридическим лицам, органам местного самоуправления и созданным ими некоммерческим организациям, муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям.

Заключение

Для чего же необходима публичная собственность?

Каждое государство должно думать о своей безопасности, и не только военной, но и об экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т. д. Также государство выполняет действия для обеспечения достаточного прожиточного минимума населения, для выполнения своих публичных задач. Публичная собственность является важным инструментом для обеспечения публичных интересов населения. А для всего этого необходима соответствующая материально-техническая и финансовая база.

Публичная собственность охватывает те области, которые не интересны субъектам частной собственности из-за высоких издержек, низкой прибыли, значительной возможности убытков и т.п.

Главный аспект – это эффективность управления публичной собственностью и внесение новшеств.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. Земельный кодекс Российской Федерации;
  4. Федеральный закон № 101 «О разграничении государственной собственности на землю»;
  5. http://ua.coolreferat.com ;
  6. http://all-books.biz ;
  7. http://www.aup.ru/ .

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

922. Акционерная собственность 48 KB
Акционерные общества являются основной формой организации современных крупных предприятий и организаций Основными чертами которых являются: разделение акционерного капитала на равномерные свободно обращающиеся доли акции; ограничение ответственности участников по обязательствам общества только взносами в капитал общества; уставная форма объединения позволяющая легко менять число участников и размеры акционерного капитала; отделение общего руководства от управления самим предприятием которое сосредотачивается в руках особого...
9250. Собственность и ее формы 10.2 KB
Пользование – применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя (использование полезных свойств вещи). Распоряжение – определение юридической судьбы объекта собственности (использование объекта собственности любым желаемым способом).
7959. Интеллектуальная собственность 5.1 KB
Результаты интеллектуальной и творческой деятельности права на которые представлены тем или иным лицам национальным законодательством и международными договорами называют объектами ИС. В соответствии с современными представлениями ИС представляют собой правовое положение трех категорий: объекты авторского права и смежных прав; объекты патентного права; маркетинговые обозначения. Объектами патентного права и маркетингового обозначения объединяются понятием объекты промышленного права или объекты промышленной собственности. Объекты...
10520. Собственность в экономической системе 21.38 KB
Понятие собственности и ее значение в экономической системе. Стороны отношений собственности. Виды имущества и их характеристика. Типы присвоения собственности в экономической системе. Формы собственности: собственность физических лиц и собственность юридических лиц – характеристика, преимущества и недостатки.
7036. СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 17.46 KB
Сущность и структура отношений собственности. Формы собственности. Реформирования отношений собственности на современном этапе развития Украины. Сущность и структура отношений собственности.
21160. Собственность и хозяйствование в современных условиях 282.65 KB
Анализ собственности и процессов хозяйствования компании ОАО МегаФон. Общая характеристика компании ОАО МегаФон. Организационно-экономический анализ компании ОАО МегаФон. Собственность и процесс хозяйствования компании ОАО МегаФон.
7011. Собственность как основа социально-экономических отношений 29.61 KB
Отношения экономической реализации собственности. Неоинституционалистская экономическая теория прав собственности. Процессы изменения форм собственности – разгосударствление и огосударствление: предпосылки и объективная необходимость. Отношения экономической реализации собственности.
12581. Собственность и управление: связь и тенденции развития 198.6 KB
Осветить теоретические аспекты связи собственности и управления; Определить форму собственности и организацию управления в ООО «Виктория-Ф»; Предложить пути решения проблемных ситуаций в ООО «Виктория-Ф».
7444. Собственность и исторические формы организации экономической деятельности 16.62 KB
Частная собственность существует в двух основных формах: трудовая частная собственность основана на основе труда собственника нетрудовая частная собственность складывается в процессе накопления наследования и т. Главной причиной возникновения отношения собственности считается общественное разделение труда. Плановое разделение ресурсов и продуктов труда. Основные черты: Отсутствие общественного разделения труда Присвоение и использование произведённого продукта осуществляется непосредственно самими производителями Преобладает...
2970. Собственность и политическая власть в концепции Дж. Локка. Основа собственности 6.54 KB
Локка. Целью деятельности государства по Локку должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами призванными содействовать осуществлению данной цели Локк выбрал законность разделение властей оптимальную для нации форму правления право народа на восстание в связи со злоупотреблениями властью. Главная угроза свободы считает Джон Локк состоит в неразделенности власти в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

Публичная форма собственности земельного участка - это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования. По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда. Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Что это такое

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков. Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков. Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  • на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  • на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
  • в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог , размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается. Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок - продажа , дарение , мена и т.д. Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам - для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор .

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог. Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист - инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели - ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли. Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа - оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:

  • заявление на передачу надела;
  • общегражданские паспорта всех заявителей;
  • предварительный акт согласования места размещения участка;
  • документы, подтверждающие легальность пользования землей - арендный договор, распорядительный акт о выделении земли в бессрочное владение и т.д.;
  • межевой план и акт согласования границ;
  • документы, подтверждающие возникновение оснований для приобретения земельного надела (например, справка о многодетном статусе семьи);
  • платежные документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате;
  • заявка на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов аукциона;
  • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости земли.

Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.

После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:

  • заявление о проведении регистрационной процедуры (дополнительно может включаться условие о постановке объекта на кадастровый учет);
  • общегражданские паспорта на каждого потенциального собственника земли;
  • договор передачи земельного надела в собственность граждан;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление выкупной цены земельного объекта (при безвозмездном варианте приватизации этот документ не нужен);
  • межевой план и акт согласования границ надела;
  • платежный документ на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.

В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.

После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку . С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.