Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается но гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми - это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти.
Регламентация этих отношений производится в первую очередь на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда. Закон суда является вспомогательной привязкой и применяется при условии, что он наиболее благоприятен для ребенка.
Вопросы происхождения ребенка являются предпосылкой для разрешения проблемы взаимоотношений между родителями и детьми; эти вопросы, как правило, имеют самостоятельную коллизионную привязку. Во Франции происхождение ребенка определяется по национальному праву матери.
По вопросам узаконения и добровольного признания отцовства (материнства) предусмотрены альтернативные привязки: узаконение путем последующего брака должно соответствовать либо брачному статуту, либо национальному закону супругов, либо личному закону ребенка. Признание отцовства в судебном порядке производится по национальному закону либо заявителя, либо ребенка.
Во многих странах по вопросам рождения ребенка решающим является закон гражданства мужа матери ребенка (ФРГ, Португалия, Италия, Япония). При разном гражданстве супругов применяется закон общего места жительства, а при его отсутствии - личный закон мужа. По английскому праву вопрос о «законности» рождения в основном разрешается на основе закона домицилия мужа.
Правовой статус ребенка, рожденного в законном браке, его «брачное происхождение», регулируется статутом общих условий брака. Альтернативной привязкой (применяемой в интересах детей) является закон гражданства каждого из родителей, если у них разное гражданство. Отношения между «законными» родителями и детьми в основном подчинены личному закону отца: праву его гражданства (ФРГ, Франция, Италия) или праву его домицилия (Англия).
Возможно применение национального права родителей, права места их совместного проживания (Португалия). Оспаривание факта брачного происхождения ребенка производится на основе права обычного места жительства ребенка или по закону его гражданства по рождению (Польша, Чехия). Закон домицилия ребенка регламентирует и отношения между родителями и детьми в случае прекращения брака.
Происхождение ребенка, рожденного вне брака, определяется на основе закона гражданства его матери. Коллизионное регулирование установления (оспаривания) отцовства подчиняется закону гражданства ребенка по рождению (Чехия, Польша). Альтернативной привязкой при установлении (оспаривании) отцовства может служить закон гражданства отца и закон постоянного места жительства ребенка. Такая альтернатива установлена в интересах ребенка, поскольку далеко не во всех государствах возможно установление отцовства в судебном порядке.
В Чехии установление (оспаривание) отцовства в отношении детей, проживающих на ее территории, подчинено чешскому праву, если это соответствует интересам ребенка; действительность признания отцовства определяется на основе права того государства, где такое признание осуществляется.
Содержание правоотношений между детьми, рожденными вне брака, и их родителями регулируется по закону обычного места жительства ребенка (особенно в случаях разного гражданства родителей и отсутствия у них общего домицилия). По немецкому праву отношения между внебрачным ребенком и его родителями подчиняются закону гражданства матери; по праву других государств (Швейцария, Дания, Греция, Испания) - личному закону отца либо личному закону ребенка (Чехия, Венгрия, Польша).
Вопрос об обязанности отца по содержанию внебрачного ребенка решается на тех же коллизионных основаниях. В Финляндии, если речь идет о платежах на содержание ребенка, зачатого на территории Финляндии, применяется финское право. В Венгрии к детям, имеющим иностранное гражданство, применяется личный закон отца в момент рождения ребенка; если ребенок проживает в Венгрии - применимо венгерское право при условии, что оно является более благоприятным для ребенка.
Узаконение ребенка, рожденного вне брака, путем последующего брака его родителей регулируется статутом общих последствий брака. В случае разного гражданства родителей альтернативной привязкой является закон гражданства одного из них. Если узаконение производится в какой-либо иной форме (а не путем последующего брака), то компетентен закон гражданства того лица, чей ребенок подлежит узаконению.
По вопросу алиментных обязательств в пользу детей основным коллизионным критерием является закон обычного места жительства ребенка, который определяет право на алименты, их размер и круг обязанных лиц (Австрия, Бельгия, Швейцария, Франция, ФРГ, Турция). Проблема взаимного содержания детей и родителей разрешается на основе права того государства, гражданство которого имеет лицо, претендующее на получение алиментов (Чехия, Польша).
Установление совокупности альтернативных коллизионных привязок и целой «цепочки» коллизионных норм, применяемых при разрешении вопросов правового статуса детей, производится в интересах детей и направлено на достижение их максимальной защиты.
Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве (как на универсальном, так и на региональном уровне) - в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; в Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении несовершеннолетних 1961 г.; в Конвенции о правах ребенка 1989 г.; в Европейской конвенции о правовом статусе детей, рожденных вне брака, 1975 г.; в Рекомендации Комитета министров ЕС 1979 г. «В отношении детей против жестокого обращения»; в Резолюции Комитета министров ЕС 1977 г. «О гражданстве детей, родившихся в браке».
Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК РФ. Основная коллизионная привязка - это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами РФ обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.
Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК РФ. Основная коллизионная привязка - это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка.
Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК РФ). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.
Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.
1. На территории РФ до вступления в силу СК РФ вопросы отношений между родителями и детьми, рожденными в смешанных браках, не были решены на законодательном уровне. На практике суды в большинстве случаев применяли отечественное законодательство. С принятием СК РФ эти отношения в рамках комментируемой статьи получили правовую регламентацию, в основе которой лежит сочетание принципов определения законодательства государства, подлежащего применению, на основе территориального признака проживания семьи и признака гражданства ребенка.
2. Первый основной принцип предполагает, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, должны определяться законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Таким образом, отношения родителей и детей, проживающих в России, независимо от их гражданства подчинены российскому праву.
Соответственно, права и обязанности родителей, в том числе связанные с воспитанием ребенка, защитой его прав и интересов, требованием возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, общением с ребенком, участием в его воспитании, включая случаи, когда он проживает с другим родителем, решением вопросов получения ребенком образования, случаи и порядок ограничения или лишения родительских прав, так же как и личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей, определяются в соответствии с гл. 11 и 12 СК РФ (см. комментарий к ст. ст. 54 — 79 СК). При этом при разрешении вопросов, связанных с исполнением родителями либо одним из родителей обязанностей по содержанию ребенка, включая обязанности по уплате алиментов, с учетом п. 1 ст. 60 СК РФ применению подлежат также ст. ст. 80 — 86, 99 — 105 СК РФ (см. комментарий к указанным статьям).
С одной стороны, данный принцип позволяет применить к правоотношениям родителей и детей законодательство именно того государства, тесная связь с которым обусловлена прежде всего их совместным проживанием в нем, и тем самым избежать конфликта публичного порядка, установленного в этом государстве, с принципами установления прав и обязанностей родителей и детей, например государства, гражданами которого они являются (в некоторых странах до сих пор признается главенство мужа в семье, в том числе в части его прав на детей).
С другой стороны, при взыскании алиментов данный принцип позволяет в равной степени учесть интересы и плательщика, и получателя алиментов, поскольку решение вопросов, связанных с установлением размеров алиментов, обычно обусловлено уровнем жизни населения в конкретном государстве и соответствующей оценкой материального положения указанных лиц, в том числе с учетом действующей системы государственного социального обеспечения, определения видов заработка или иного дохода, из которых производится удержание алиментов.
———————————
К примеру, в США назначение государственных пособий для престарелых малообеспеченных граждан является основанием для обращения к детям за выплатой содержания (см.: Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В.В. Залесского. С. 249).
3. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с комментируемой статьей территориальный признак определения законодательства, подлежащего применению к правам и обязанностям родителей и детей, непосредственным образом обусловлен фактором наличия у родителей и детей совместного места жительства в одном государстве. Соответственно, может возникнуть вопрос: что имеется в виду в комментируемой статье под совместным местом жительства: как родители, так и дети должны проживать в одном государстве и иметь одно совместное место жительства в этом государстве (т.е. совместно проживать) или достаточно того, что как родители, так и дети просто должны проживать в одном государстве (т.е. их совместное проживание в этом государстве уже не имеет правового значения)?
Комплексный анализ отдельных положений СК РФ, в частности п. 4 ст. 38, п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 55, п. 2 ст. 59, п. 4 ст. 60, п. 1 ст. 62, п. 3 ст. 65, абз. 5 ст. 130, п. 2 ст. 133, свидетельствует, что законодатель в качестве правовой категории, обозначающей проживание супругов и детей в одном месте жительства, выбрал такое понятие, как «совместное проживание» (в качестве противопоставляемой правовой категории — «раздельное проживание»), а не «совместное место жительства». Поэтому представляется, что для применения законодательства конкретного государства в соответствии с комментируемой статьей достаточно, чтобы родители и дети проживали в этом государстве (т.е. не обязательно в одном месте жительства).
4. Второй принцип определения законодательства, подлежащего применению, основан на признаке гражданства ребенка. В частности, в соответствии с комментируемой статьей если родители и дети проживают в разных государствах (т.е. не имеют совместного места жительства в одном государстве), то их права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Поэтому если ребенок является гражданином РФ, то независимо от того, проживает ли он на территории РФ или на территории иностранного государства, должно подлежать применению, например при разрешении в российском суде спора, связанного с правами и обязанностями родителей и данного ребенка, законодательство РФ. Если же ребенок является гражданином иностранного государства — законодательство данного государства.
Так, если мать ребенка — российского гражданина проживает вместе с ребенком в России, а отец — за границей, то порядок взыскания на ребенка алиментов с отца и размер таких алиментов будут определяться российским судом в соответствии с СК РФ. Если мать ребенка — иностранного гражданина, проживающая отдельно от ребенка за границей, обратится в российский суд с требованием о возврате ребенка от проживающего в России отца, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, то российский суд при рассмотрении данного требования должен будет применить законодательство иностранного государства, гражданином которого является ребенок.
5. Не исключена ситуация, когда применение основанного на признаке гражданства ребенка второго принципа определения законодательства государства, подлежащего применению к правам и обязанностям родителей и детей, может существенно нарушить интересы ребенка.
В частности, ребенок может проживать в государстве, в котором намного более высокий уровень жизни населения, чем в государстве, гражданином которого он является. Соответственно, в случае установления размера алиментов с применением законодательства государства его гражданства, которое может исходить из совершенно иного уровня оценки необходимого материального обеспечения, ребенок может оказаться в ситуации, когда установленный размер средств на его содержание не будет соответствовать уровню жизни населения в государстве, в котором он проживает. Поэтому комментируемая статья для случая отсутствия совместного проживания родителей и детей в одном государстве предусматривает возможность иного разрешения коллизионного вопроса: по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми судом может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.
Следует обратить внимание на то, что поскольку законодательство государства места постоянного проживания ребенка в соответствии с комментируемой статьей судом может быть применено только при наличии требования об этом со стороны истца, то при отсутствии такого требования суд не вправе отступать от основной коллизионной нормы данной статьи. При этом комментируемая статья непосредственно упоминает именно истца, в связи с чем ответчик не обладает правом такого требования.
Кроме того, необходимо также иметь в виду, что комментируемая статья предусматривает не обязанность суда применить по требованию истца законодательство государства места постоянного проживания ребенка, а только возможность применения такого законодательства. Суд самостоятельно, исходя из всех обстоятельств дела и на основании предъявленного истцом требования, оценивает целесообразность для ребенка применения законодательства государства — места его постоянного проживания или законодательства государства, гражданином которого он является.
6. Следует иметь в виду, что разрешение коллизионных вопросов, связанных с правами и обязанностями родителей и детей, в некоторых международных договорах РФ несколько отличается от норм комментируемой статьи. К примеру, в соответствии со ст. 32 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам правоотношения родителей и детей определяются по законодательству государства — участника данной Конвенции, на территории которого постоянно проживают дети.
Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (резолюция Комитета министров ЕС "О гражданстве детей, родившихся в браке"). В национальном законодательстве установлено: "Правоотношения между родителем и ребенком регулируются правом страны гражданства ребенка, когда такое право является тем же самым, что и право одного из родителей, или когда оно является тем же самым, что и право одного родителя, если другой родитель отсутствует. В иных случаях регулирование осуществляется по праву места обычного пребывания ребенка" (ст. 32 Закона о МЧП Японии).
Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми - установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. "Семейные правоотношения между родителями и детьми, особенно в отношении фамилии, опекунства, законного представительства, содержания и управления имуществом - кроме содержания родителей - регулируются личным законом ребенка" (§ 45.1.4 Указа о МЧП Венгрии).
Кроме личного закона детей и родителей применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда. Последний является вспомогательной привязкой и применяется при условии, что он наиболее благоприятен для ребенка: "К отношениям между родителями и детьми применимо право государства, гражданами которого они являются. Если родители и дети имеют различное гражданство, применимо право государства, на территории которого они имеют место жительства. Если родители и дети имеют различное гражданство и не имеют места жительства в одном и том же государстве, применяется право страны, гражданином которой является ребенок" (ст. 46 Закона о МЧП Македонии).
Если в момент рождения ребенок является законнорожденным согласно праву страны гражданства либо мужа, либо жены, он считается законнорожденным (ст. 28 Закона о МЧП Японии). При разном гражданстве супругов применяется закон общего места жительства родителей, а в его отсутствие - закон места рождения ребенка. Современный законодатель стремится установить право, наиболее благоприятное для признания ребенка законнорожденным: "Если супружеские отношения прекратились до рождения ребенка, ребенок признается законнорожденным, если это соответствует праву гражданства ребенка в момент рождения, или праву гражданства его матери, или мужа его матери в момент прекращения супружеских отношений" (§51 Закона о МЧП Тайваня).
Однако в Таиланде законнорожденность ребенка определяется законом гражданства мужа матери на момент рождения ребенка. Тот же самый закон регулирует иск об оспаривании законнорожденности ребенка (§ 29 Закона о МЧП).
Вопросы происхождения ребенка являются предпосылкой для разрешения проблемы взаимоотношений между родителями и детьми; эти вопросы, как правило, имеют самостоятельную коллизионную привязку. По вопросам происхождения ребенка современный законодатель, как правило, устанавливает цепочку коллизионных норм, нацеленную на отыскание наиболее благоприятного для ребенка права: "Происхождение регламентируется правом государства, чье гражданство ребенок приобрел к моменту рождения. Если это более благоприятный вариант для ребенка, то применяется: 1) право государства, чьим гражданином является ребенок или в котором у него есть обычное местопребывание к моменту установления происхождения; 2) право, которое применимо к личным отношениям между родителями к моменту рождения ребенка. Отсылка к праву третьего государства принимается, когда это право допускает устанавливание происхождения ребенка. Подтверждение отцовства действительно, если оно отвечает отечественному праву лица, которое осуществило его, или отечественному праву ребенка к моменту подтверждения отцовства, или праву государства, в котором находится обычное местопребывание ребенка к моменту подтверждения отцовства" (ст. 83 Кодекса МЧП Болгарии).
Происхождение ребенка, рожденного вне брака, определяется на основе альтернативных коллизионных привязок: закона гражданства ребенка, права его места жительства, закона гражданства его матери, закона места заключения брака. Во всех случаях "судье надлежит применить закон, наиболее благоприятный для установления происхождения ребенка, из следующих: закон гражданства ответчика или закон его места жительства, закон гражданства ребенка или закон его места жительства" (ст. 52 Кодекса МЧП Туниса).
Происхождение ребенка может оспариваться в соответствии с правом страны, где возникли предпосылки этого спора. Во всех случаях происхождение ребенка может оспариваться в соответствии с правом страны, где ребенок имеет обычное место нахождения (ст. 51 Закона о МЧП Грузии). В Эстонии к оспариванию происхождения применяется право местожительства ребенка в момент рождения либо право его местожительства во время оспаривания (ст. 62 Закона о МЧП).
Детальное коллизионное регулирование института признания внебрачного ребенка установлено в итальянском законодательстве: "Условия признания внебрачного ребенка определяются национальным законом ребенка на момент рождения, или, если это является более благоприятным, национальным законом субъекта, осуществляющего признание, в момент осуществления признания. Способность родителя осуществить признание определяется его национальным законом. Форма признания определяется правом государства, в котором осуществляется признание, или правом государства, которое регулирует существо данного правоотношения" (ст. 35 Закона о МЧП).
определяются в соответствии со следующей очередностью:
Отношения между матерью и отцом ребенка, который был рожден вне брака, определяются в соответствии со следующей очередностью:
Узаконение ребенка, рожденного вне брака, путем последующего брака его родителей регулируется статутом общих последствий брака. В случае разного гражданства родителей альтернативной привязкой является закон гражданства одного из них. Если узаконение производится в какой-либо иной форме (а не путем последующего брака), то компетентен закон гражданства того лица, чей ребенок подлежит узаконению: "Условия узаконения внебрачного ребенка путем последующего брака определяются согласно личному закону родителей. При отличающихся личных законах родителей является определяющим тот личный закон, который более благоприятен для узаконения ребенка. Условия узаконения внебрачного ребенка путем объявления о его брачном происхождении определяются согласно личному закону отца; если ходатайство об объявлении о брачном происхождении ребенка заявлено лишь после смерти отца, то согласно личному закону отца на момент его смерти. Если согласно личному закону ребенка является необходимым согласие ребенка или третьего лица, с которым ребенок состоит в семейно-правовой связи, то в данном отношении является определяющим также это право. Последствия брачного происхождения и узаконения ребенка определяются согласно праву того государства, в котором он имеет свое обычное местопребывание" (ст. 23-25 Закона о МЧП Лихтенштейна).
Во всех случаях приоритет отдается закону, разрешающему узаконение: "Установление происхождения регулируется законом гражданства ребенка в момент его рождения... если происхождение не может быть установлено этим законом - то в соответствии с законом места постоянного проживания ребенка. Если происхождение не может быть определено по этим законам, то оно устанавливается в соответствии с законом гражданства матери или отца в момент рождения ребенка и, если оно не может быть установлено в соответствии с этими законами, то применяется закон места совместного постоянного проживания матери и отца в момент рождения ребенка, а если оно также не может быть определено по этому закону, то применяется закон места рождения ребенка" (ст. 16 Кодекса МЧП Турции).
По вопросу алиментных обязательств в пользу детей основным коллизионным критерием является закон обычного места жительства ребенка, который определяет право на алименты, их размер и круг обязанных лиц (Австрия, Франция). На Украине алиментные отношения родителей и детей определяются личным законом ребенка или правом, которое имеет тесную связь с соответствующими отношениями и если оно является более благоприятным для ребенка (ст. 66 Закона о МЧП). В Польше право, применимое к вопросам взаимного содержания детей и родителей, определяется на основании Регламента Совета ЕС № 4/2009 от 18 декабря 2008 г. "О юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и о сотрудничестве по вопросам, касающимся алиментных обязательств" (ст. 63 Закона о МЧП).
По вопросу уплаты алиментов допускается заключение "соглашения в отношении алиментов". Это соглашение предполагает возможность автономии воли, но выбор сторон ограничен правом государства, гражданами которого они являлись во время выбора или на территории которого один из них в это время имел постоянное место жительства. При отсутствии выбора применяется право государства, на территории которого кредитор имел свое постоянное место жительства при заключении соглашения. Эти же коллизионные привязки (плюс требования права государства, места заключения соглашения) определяют действительность соглашения по форме (ст. 75 Кодекса МЧП Бельгии).
Установление совокупности альтернативных коллизионных привязок и целой "цепочки" коллизионных норм, применяемых при разрешении вопросов правового статуса детей, производится в интересах детей и направлено на достижение их максимальной защиты. Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве. На универсальном уровне приняты:
На региональном (европейском) уровне действуют:
В российском праве коллизионное регулирование отношений между супругами по поводу происхождения или воспитания детей установлено в ст. 162 и 163 СК РФ. Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства (материнства), определено в ст. 162. Основная коллизионная привязка - закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами России обращаться в ее дипломатические и консульские представительства по поводу решения данных вопросов.
Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163. Основная коллизионная привязка - закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.
Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей, т. е. отцовство и материнство, удостоверенное в установленном порядке. Законодательство, применяемое при установлении и оспаривании отцовства (материнства), определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 162 СК. Пункт 1 ст. 162 предусматривает правило, в соответствии с которым установление и оспаривание отцовства (материнства) в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Данное правило применяется независимо от последующего приобретения ребенком гражданства другого государства. Таким образом, при установлении и оспаривании отцовства (материнства) применяется российское законодательство в отношении детей, являющихся гражданами РФ по рождению, или иностранное законодательство в отношении детей, являющихся иностранными гражданами по рождению (законодательство государства их гражданства).
В связи с тем, что материальным правом, регулирующим установление и оспаривание отцовства (материнства), является законодательство государства, гражданином которого является ребенок по рождению, следует иметь в виду, что ребенок является гражданином РФ по рождению в случаях, если:
Статья 31 Конвенции СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, как и СК, устанавливает, что при установлении происхождения детей и оспаривании отцовства или материнства применяется законодательство государства - члена СНГ, гражданином которого является ребенок по рождению.
Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории РФ согласно п. 2 ст. 162 СК определяется только российским законодательством. Отсюда следует, что установление отцовства (материнства) ребенка на территории РФ, независимо от гражданства ребенка по рождению и соответственно законодательства, которое применяется при этом (в том числе и иностранное законодательство), осуществляется в органе загса или в суде (ст. 48-51 СК), а оспаривание отцовства (материнства) - в судебном порядке (ст. 52 СК).
В тех случаях, когда законодательством РФ допускается установление отцовства (материнства) в органах загса (например, при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка - п. 3 ст. 48 СК), то проживающие за пределами территории РФ родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином РФ, вправе обращаться с заявлением об установлении отцовства (материнства) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ.
По общему правилу в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства (ст. 163 СК). Отсюда следует, что при совместном проживании в России родителей и детей (независимо от их гражданства) их личные неимущественные и имущественные права и обязанности будут определяться законодательством РФ, а именно ст. 54-88, 99-105 СК. Данное правило дает возможность применить к правоотношениям родителей и детей законодательство той страны, с которой они наиболее связаны в силу совместного места жительства.
Если родители и дети проживают в разных государствах (не имеют совместного места жительства), то права и обязанности родителей и детей регулируются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Например, при взыскании алиментов с отца ребенка (иностранного гражданина) по иску матери - гражданки РФ, проживающей с ребенком в РФ, российский суд должен применять законодательство РФ (ст. 80-83, 86, 107, 108 СК), если ребенок является гражданином РФ, или законодательство страны гражданства ребенка, если ребенок - иностранный гражданин. Таким образом, при отсутствии совместного места жительства родителей и детей определяющим при выборе законодательства признано считать гражданство ребенка. Принадлежность ребенка к гражданству конкретного государства определяется на момент решения вопроса о применимом законодательстве.
В порядке исключения в целях выбора наиболее благоприятного (предпочтительного) для ребенка законодательства к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми (несовершеннолетними или совершеннолетними нетрудоспособными) может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок (вне зависимости от его гражданства). Как правило, данное положение относится к случаям, когда ребенок проживает на территории одного государства, а является гражданином другого государства. Применение законодательства страны постоянного места жительства ребенка, если оно является более благоприятным для него, позволяет истцу наилучшим образом защитить интересы ребенка и обеспечить ему более выгодный уровень материального содержания со стороны родителя (родителей). Однако применение законодательства страны места постоянного жительства ребенка на практике возможно только по требованию истца (родителя или опекуна (попечителя) ребенка). При отсутствии такого требования со стороны истца суд будет руководствоваться общими коллизионными правилами ст. 163 СК.
Правовое регулирование отношений между родителями и детьми при наличии иностранного элемента в государствах - членах СНГ осуществляется коллизионными нормами ст. 31, 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые по своему содержанию не отличаются от соответствующих норм СК (ст. 162, 163). Установление и оспаривание отцовства или материнства согласно ст. 31 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам производится по законодательству страны, гражданином которой ребенок является по рождению. Правоотношения родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются по законодательству государства, на территории которого они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей - по законодательству страны, гражданином которой является ребенок. Вместе с тем по требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство страны, на территории которой постоянно проживает ребенок (п. 1 ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). Органом, управомоченным рассматривать дела по спорам, вытекающим из правоотношений между родителями и детьми, является суд того государства - члена СНГ, законодательство которого подлежит применению. Исполнение же решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого проживает ребенок (п. 3, 4 ст. 32 Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам).
Признание и исполнение решений иностранных судов других государств (т. е. не членов СНГ) по правоотношениям родителей и детей осуществляется в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.
Законодательство, подлежащее применению к алиментным обязательствам совершеннолетних детей в пользу родителей и к алиментным обязательствам других членов семьи, определено коллизионными нормами ст. 164 СК. В соответствии с указанной статьей алиментные обязательства совершеннолетних детей по отношению к их родителям, а также алиментные обязательства других членов семьи (кроме супругов и бывших супругов) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, т. е. в интересах членов семьи и упрощения процедуры взыскания алиментов закреплен "территориальный" подход к решению данного вопроса. Таким образом, при проживании получателя алиментов и плательщика алиментов в Российской Федерации независимо от их гражданства следует применять российское законодательство (ст. 87, 88, 93-98 СК). При отсутствии совместного места жительства алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов. В этой связи не исключается обращение к законодательству РФ об алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи, если лицо, требующее уплаты алиментов, является гражданином РФ. Однако правило о выборе законодательства по гражданству лица, претендующего на получение алиментов, при отсутствии совместного места жительства сторон на территории какого-либо государства не всегда позволяет обеспечить интересы нетрудоспособного нуждающегося лица, поскольку круг лиц (членов семьи), имеющих право на алименты, в разных государствах неодинаков. Не во всех странах братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки, отчим, мачеха наделяются правом требовать уплаты алиментов. При применении законодательства государства, гражданином которого является лицо, претендующее на взыскание алиментов, возможен отказ компетентного органа в удовлетворении требования об уплате алиментов, если алиментная обязанность данных членов семьи законодательством этого государства не предусмотрена.
В государствах - членах СНГ алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи при наличии иностранного элемента определяются согласно ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам законодательством государства, на территории которого они имели совместное место жительства, а при его отсутствии - законодательством государства, гражданином которого является истец, т. е. лицо, претендующее на получение алиментов. Поэтому суд государства по месту совместного проживания родителей и совершеннолетних детей, других членов семьи (либо суд государства, гражданином которого является истец) компетентен рассматривать дела о взыскании алиментов на содержание родителей с совершеннолетних детей. Непосредственно механизм исполнения судебных решений о взыскании алиментов, а также перевода алиментов гражданам государств - членов СНГ определяется соглашениями от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов" и "О порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам".