Порядок аварийной остановки подъемника. Основные правила эксплуатации автовышки. Обеспечение безопасности перед началом и во время выполнения работы

Настоящая инструкция по охране труда для машиниста автовышки и автогидроподъемника доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работы по профессии машинист автовышки и автогидроподъемника допускается работник не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний, аттестованный комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Машинист должен знать, что автовышка и автогидроподъемник предназначены для перемещения людей с инструментом и материалами проведения работ в пределах зоны обслуживания.
1.3. Машинист автовышки и автогидроподъемника (далее – машинист автовышки) должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.4. Машинист автовышки, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения машинистом требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.5. Машинист автовышки, допущенный к самостоятельной работе, должен знать:
— руководство по эксплуатации автовышки и автогидроподъемника;
— устройство автовышки, назначение ее механизмов и приборов безопасности;
— безопасные методы труда, правила безопасности при работе на автовышке;
— порядок и сроки проведения технического освидетельствования автовышки;
— установленный порядок обмена сигналами с рабочими люльки;
— объем и порядок проведения технического обслуживания автовышки;
— инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией автовышки;
— инженерно-технического работника, ответственного за содержание автовышки в исправном состоянии;
— правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности;
— правила пользования первичными средствами пожаротушения;
— способы оказания первой помощи при несчастных случаях;
— правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.7. Машинист автовышки обязан уметь:
— правильно устанавливать автовышку для работы и управлять ей во время работы;
— выполнять техническое обслуживание и мелкий ремонт автовышки;
— оказывать первую помощь при несчастном случае, пользоваться медицинской аптечкой.
1.6. Перед началом самостоятельной работы машинист автовышки должен пройти стажировку под руководством опытного машиниста для приобретения практических навыков управления автовышкой.
Машинист, показавший неудовлетворительные навыки управления автовышкой, к самостоятельной работе не допускается.
1.7. Машинист автовышки, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Машинисту автовышки запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. Во время работы на машиниста автовышки могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— падающие предметы с высоты, на которую поднята люлька;
— потеря устойчивости автовышки с поднятой люлькой (например, вследствие высокого расположения центра тяжести);
— высокое нервно-эмоциональное напряжение при управлении автовышкой;
— движущиеся машины и механизмы;
— движущийся автотранспорт;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— неблагоприятные погодные, а также микроклиматические условия в кабине автовышки;
— недостаточная освещенность проезжей части;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях деталей, узлов автовышки, инструментов.
1.10. Машинист автовышки обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.
1.11. Машинисту следует помнить о том, что автовышка представляет повышенную опасность и особое внимание следует уделять тому, чтобы рабочие люльки применяли устройства, предохраняющие их от падения с высоты.
1.12. В случае заболевания, плохого самочувствия машинист автовышки обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара машинист автовышки должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.
1.14. Машинист автовышки должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.15. Машинист автовышки должен соблюдать правила личной гигиены: перед приёмом пищи и после окончания работы мыть руки тёплой водой с мылом. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).
1.16. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.17. Машинист автовышки, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист автовышки должен пройти медицинский осмотр; машинист, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ, к работе не допускается.
2.2. Машинист автовышки, находящийся в болезненном или утомленном состоянии не должен приступать к работе на автовышке, так как это может привести к несчастному случаю.
2.3. Прежде чем приступить к работе, машинист автовышки обязан убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, приборов и устройств безопасности и других частей автовышки; для этого машинист должен выполнить следующие операции:
— осмотреть механизмы и тормоза автовышки, их крепление, а также ходовую часть;
— проверить наличие и исправность ограждений механизмов и люльки;
— проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также наличие смазочных приспособлений, сальников и жидкости в гидросистеме;
— осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, элементы, относящиеся к коленам (канаты, растяжки, блоки, гидроцилиндры и их крепления и т.п.), а также металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
— осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, а также их укладку на барабане и блоках у вспомогательного механизма подъема груза, если такой механизм предусмотрен на автовышке;
— проверить исправность опор (аутригеров), выключателя подвесок и стабилизатора;
— проверить исправность гидропривода подъемника, гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях, если они имеются;
— проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на автовышке (концевых выключателей, ограничителя предельного груза, указателя наклона подъемника, звукового сигнала и др.);
— убедиться в устранении замечаний, записанных в вахтенном журнале ответственными и инспектирующими лицам.
2.4. Машинисту автовышки не следует приступать к работе на непроверенной или неисправной автовышке.
2.5. Машинист автовышки не должен приступать к работе на автовышке в следующих случаях:
— при наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях автовышки;
— при неисправности следящей системы люльки;
— при наличии деформаций в пальцах и трещин в металлоконструкциях звеньев рычажных систем;
— при неисправности канатно-блочной системы, телескопа, тормозов механизма подъема колен;
— при повреждении люльки, деталей опор или их некомплектности;
— при неисправности гидрораспределителей, перепускного и предохранительного клапанов, а также при нарушении уплотнений гидроцилиндров;
— при неисправности ограничителя грузоподъемности механизма подъема груза (если он имеется) и других приборов и устройств безопасности;
— при неисправности ограничителя предельного груза или звукового сигнала (сигнального прибора) или его отсутствии, а также, если неисправны концевые выключатели механизма вылета;
— при неисправности ограждения механизмов и люльки или их отсутствии.
2.6. Машинист автовышки должен знать о том, что для обеспечения безопасной работы автовышка должна периодически подвергаться техническому освидетельствованию, которое состоит из осмотра, проверки работоспособности систем, статического и динамического испытаний.
2.7. Работать на автовышке с просроченной датой технического освидетельствования не разрешается.
2.8. Перед началом работы машинист автовышки должен проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих люльки и стропальщиков, если рабочие приступают к работе впервые.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы на автовышке машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.2. Прежде чем осуществлять какое-либо движение автовышкой, машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы автовышки нет посторонних людей, а рабочие люльки пристегнуты предохранительными поясами к ограждению люльки.
3.3. Машинист автовышки должен постоянно контролировать работу рабочих люльки и стропальщика.
3.4. Запрещается переезд автовышки с одной рабочей площадки на другую с находящимися в люльке рабочими.
3.5. Перед началом движения машинист автовышки должен подать предупредительный сигнал.
3.6. Передвижение автовышки под линией электропередачи должно производиться только при опущенной стреле (транспортное положение).
3.7. При подъеме максимальная масса груза (людей и груза) в люльке не должна превышать номинальную грузоподъемность автовышки.
3.8. Машинист автовышки обязан устанавливать автовышку на опоры во всех случаях; при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки.
3.9. Подкладывать под опоры случайные предметы запрещается.
3.10. Запрещается нахождение машиниста автовышки в кабине при установке автовышки на опоры, а также при подъеме опор.
3.11. Установка подъемника на краю откоса котлована или траншеи допускается только с разрешения руководителя работ при соблюдении расстояний от основания откоса до ближайшей опоры.
3.12. Установка автовышки для выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ, в котором должны предусматриваться:
— соответствие устанавливаемой автовышки условиям строительно-монтажных или ремонтных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету;
— обеспечение безопасного расстояния от линии электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения автовышки к строениям и местам складирования строительных конструкций и материалов;
— условия установки и работы автовышки вблизи откосов котлованов или траншей;
— условия безопасной работы несколькими автовышками на одной площадке;
— мероприятия по безопасному производству работ на участке, где установлена автовышка (ограждение строительной, монтажной площадок или ремонтной зоны и т.п.).
3.13. При подъеме люльки с рабочими и ее перемещении в затрудненных условиях, при плохой видимости и других обстоятельствах, когда затруднен обзор, машинист автовышки должен руководствоваться следующими правилами:
— работать автовышкой следует только по сигналу сигнальщика; при этом, если сигнальщик подает сигнал, действуя вопреки производственной инструкции, машинист не должен производить требуемого маневра стрелой автовышки;
— обмен сигналами между сигнальщиком, рабочими люльки и машинистом должен производиться в соответствии с установленной знаковой сигнализацией;
— знак «Стоп» машинист автовышки обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
— при работе грузовой лебедкой, если автовышка оборудована ею, масса груза не должна превышать грузоподъемность лебедки;
— при перемещении автовышкой груза и рабочих, находящихся в люльке, работа должна производиться только при отсутствии людей в зоне работ;
— при работе автовышки машинисту автовышки запрещается выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной и неповоротной частями автовышки;
— если автовышка оборудована лебедкой, то подъем в люльке одновременно рабочих и груза не разрешается.
3.14. Устанавливать автовышку и производить работу с рабочими, находящимися в люльке на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи машинист автовышки может только при наличии наряда-допуска.
3.15. При работе автовышки расстояние между поворотной частью при любом ее положении и габаритами строений или штабелями грузов или другими предметами должно быть не менее 1 м.
3.16. При подъеме рабочих в люльке или грузов машинисту автовышки запрещается:
— допускать для работы в люльке рабочих, не имеющих разрешения на работу на высоте и не прошедших инструктаж, а также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм;
— производить резкие движения люльки, если в ней находятся рабочие или груз;
— передавать управление автовышкой лицам, не имеющим права на управление автовышкой.
3.17. При техническом обслуживании и ремонте автовышки следует пользоваться только исправным и предназначенным для этой цели инструментом.
3.18. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками, не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы.
3.19. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней.
3.20. Для предупреждения использования автовышки посторонними лицами не по назначению машинист не должен оставлять ее с открытой кабиной без надзора даже на короткое время.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Машинист автовышки обязан опустить люльку с людьми или груз и прекратить работу автовышки в следующих случаях:
— при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для работы данной автовышки и указанную в его паспорте;
— при недостаточной освещенности места работы автовышки, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика, перемещаемую люльку или груз;
— при температуре воздуха ниже допустимой (минусовой), указанной в паспорте автовышки;
— при закручивании канатов лебедки, если автовышка оборудована лебедкой.
4.2. Если во время работы автовышки произошли авария или несчастный случай, машинист обязан немедленно поставить в известность об этом инженерно-технического работника, ответственного за содержание автовышки в исправном состоянии.
4.3. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.4. При обнаружении пожара или признаков горения на территории рабочей зоны (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112 и принять меры по тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.5. На случай возникновения пожара, автовышка должна быть укомплектована огнетушителем в соответствии с установленными нормами, а машинист должен уметь им пользоваться.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы машинист автовышки обязан:
— высадить людей из люльки, выгрузить инструменты и другие грузы;
— установить стрелу в транспортное положение, поднять опоры;
— установить люльку и крюк, если автовышка им оборудована, в положение, определенным руководством по эксплуатации;
— поставить автовышку в предназначенное для стоянки место, затормозить автовышку.
5.2. По окончании работы машинист автовышки обязан закрыть на замок кабину и сдать ключ от автовышки в установленном на предприятии порядке.
5.3. Снять спецодежду и убрать в специально отведенное место.
5.4. Обо всех обнаруженных неполадках в работе автовышки машинист обязан сделать запись в вахтенном журнале и сообщить инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание автовышки в исправном состоянии или непосредственному руководителю.
5.5. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 24-06-2002 65 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТАХ НА СТАНЦИЯХ... Актуально в 2018 году

4.1. Требования безопасности при работах с автомобильной вышки

4.1.1. Эксплуатация, техническое освидетельствование, обслуживание грузоподъемников (вышек) должны производиться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек).

4.1.2. Находящиеся в эксплуатации автовышки должны быть снабжены табличками с ясно обозначенными регистрационным номером, грузоподъемностью и датой следующего частичного или полного технического освидетельствования.

4.1.3. К работам с автомобильной вышки допускаются работники, имеющие медицинское заключение на право работы на высоте и обученные безопасным методам производства работ.

4.1.4. Работники, выполняющие работы по подвеске кабелей связи и проводного вещания в люльках автовышек, должны иметь группу по электробезопасности не ниже III.

4.1.5. Допущенные к работам с автовышки должны работать в касках и с предохранительным поясом, пристегнутым к скобам или к элементам конструкции люльки. Машинист при нахождении в зоне обслуживания подъемника также должен быть в каске.

4.1.6. Производить работы с автовышки запрещается при:

Скорости ветра 10 м/с на высоте 10 м;

Грозе, сильном дожде, тумане и снегопаде, когда видимость затруднена;

Температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника.

4.1.7. Машинисты автовышек перед началом работы обязаны производить осмотры механизмов, металлоконструкций, приборов и устройств безопасности.

4.1.8. Работа с автовышки должна выполняться не менее чем двумя работниками (не считая машиниста), один из которых должен быть наблюдающим.

В обязанности наблюдающего входит: подавать команду шоферу о подъеме и спуске корзины, следить, чтобы посторонние не подходили близко к автовышке, предупреждать проезжающий транспорт от наезда на вышку.

4.1.9. Работник перед началом работы с автовышки должен проверить наличие и исправность необходимых инструментов, предохранительных приспособлений и защитных средств.

4.1.10. Вход в люльку и выход из нее должны осуществляться через посадочную площадку, при подъеме и опускании люльки вход в нее должен быть закрыт на запорное устройство.

4.1.11. При эксплуатации автовышки необходимо принять меры, предотвращающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра или при наличии уклона местности.

4.1.12. Установка и работа автомобильной вышки на расстояние ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 50 В осуществляется только по наряду-допуску.

Наряд-допуск должен выдаваться производителю работ на руки перед началом работы.

4.1.13. При работе корзина автовышки не должна касаться проводов или железобетонных опор и металлических конструкций.

4.1.14. При работе с автомобильной вышки связь между рабочими, находящимися в люльке, сигнальщиком и машинистом должна поддерживаться непрерывно: при подъеме люльки до 10 м - голосом, более 10 м - знаковой сигнализацией, более 22 м - радио- или телефонной связью.

4.1.15. Все работы на автовышке производятся стоя на дне корзины. Вставать на борт или промежуточные кольца корзины запрещается.

4.1.16. При производстве работ с применением подъемников не допускается подъем и перемещение груза, масса которого превышает грузоподъемность люльки.

Техника безопасности

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция по безопасному ведению работ для рабочих корзины (люльки) находящихся на подъемнике, устанавливает требования по безопасному проведению работ для рабочих люльки подъемников и разработана на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников, проектов производства работ и технологических карт.

1.2. К самостоятельной работе в корзине подъемника, автомобильной вышки допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие:

  • вводный инструктаж;
  • инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

Для выполнения работ из корзины подъемника, автомобильной вышки допускаются лица, имеющие удостоверение на право работы в корзине автовышки, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии.

Допуск к самостоятельной работе должен оформляться приказом по предприятию.

1.2. Рабочий корзины автовышки должен проходить:

  • повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
  • внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации автомобильного крана, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
  • диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г.

Повторная проверка знаний рабочих корзины автовышек производится квалификационной комиссией предприятия:

  • периодически не реже одного раза в 12 месяцев;
  • при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;
  • по требованию лица ответственного по надзору за кранами на предприятии или инспектора Госгортехнадзора.

1.3. Рабочий люльки автовышки обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования к эксплуатации автовышки;
  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
  • установленный порядок производства работ автовышки вблизи ЛЭП;
  • приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение;
  • ИТР по надзору, ответственных за содержание автовышки в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ автовышками.
  • иметь на машине медицинскую аптечку, оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
  • выполнять только порученную работу;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
  • содержать рабочее место в чистоте и порядке.

1.4. Рабочие люльки автовышки должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.5. При обнаружении неисправностей корзины автовышки, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автовышку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автовышке.

1.6. При обнаружении загорания или в случае пожара:

  • остановить автовышку, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
  • приступить к тушению имеющимися первоначальными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть автовышку.

1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочие корзины автовышки несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.9. В соответствии с "Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты" рабочие корзины автовышки должны быть обеспечены полукомбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными (срок носки 3 месяца); зимой дополнительно курткой на утепляющей прокладке, брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке, валенки.

1.10. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

  • движущиеся и вращающиеся детали и узлы автовышки;
  • работа на высоте;.
  • столкновение с другим транспортным средством, механизмом или наезд на людей;
  • падение грузов при подъемно-разгрузочных работах и их транспортировке.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор, а также каску, предохранительный пояс, очки.

2.2. Внешним осмотром совместно с машинистом автовышки убедиться в исправности корзины, металлоконструкций и других частей автовышки, а так же в надежности грунта на месте предстоящей работы автовышки.

  • осмотреть механизмы автовышки, их крепление и тормоза;
  • проверить исправность ограждений;
  • проверить смазку механизмов;
  • осмотреть в доступных местах металлоконструкции, состояние люльки и ее исправность.

2.3. После осмотра автовышки перед ее пуском в работу машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан проверить все механизмы на холостом ходу и исправность действий: механизмов автовышки электрической аппаратуры, приборов и устройств безопасности, тормозов и гидросистемы.

2.4. При обнаружении во время осмотра и проверки автовышки неисправностей и недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и при невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе должен сообщить об этом лицу, ответственному за исправное состояние автовышки.

2.5. Перед началом работы машинист автовышки и рабочие корзины обязаны убедиться в достаточной освещенности рабочего места;

  • проверить состояние площадки;
  • убедиться, что на месте производства работ отсутствует ЛЭП или она находиться на расстоянии более 30 м;
  • получить наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 м.

2.6. Перед входом в люльку рабочий люльки должен убедиться в следующем:

  • подъемник правильно установлен на площадке и на все опоры;
  • в зоне работы подъемника нет посторонних людей;
  • расстояние от крайних опор соответствует значениям, указанным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации вышек;
  • при установке подъемника в зоне электропередачи люльки подъемника не касается проводов линии электропередачи;
  • при установке подъемника около здания расстояние между ними и поворотной платформой составляет не менее 1 м.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы механизмов автовышки рабочий люльки обязан:

  • входить и выходить из люльки только через посадочные площадки, при полной остановке подъемника в положении "Посадка", при работе подъемника вход в люльку должен быть защищен съемным ограждением или запирающейся дверью;
  • не садиться и не вставать на перила люльки, не перевешиваться за перила, внимательно наблюдать за верхними и боковыми препятствиями;
  • не устанавливать на пол люльки предметы для увеличения зоны работы;
  • следить за тем, чтобы масса груза в люльке не превышала номинальную грузоподъемность подъемника;
  • работать на безопасном расстоянии не менее 0,5 м и без дополнительных нагрузок на колено стрелы;
  • работать при достаточном освещении;
  • следить за безопасном перемещением и в случае опасности сигнализировать машинисту или производить остановку двигателя с пульта управления, установленного в люльке;
  • работать только по наряду-допуску при установке подъемника на расстоянии менее 30 м от максимально выступающей части стрелы до крайнего провода линии электропередачи;
  • не сбрасывать с люльки, находящейся на высоте, инструменты и грузы;
  • не переезжать с одного места на другое на подъемнике, если это не предусмотрено руководством по эксплуатации.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При потере устойчивости автовышки (проседание грунта) машинист должен прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить люльку землю и установить причину аварийной ситуации.

4.2. Если элементы подъемника оказались под напряжением, машинист должен предупредить работающих об опасности и отвести люльку от электропроводов, при необходимости покинуть кабину.

4.3. Если во время работы рабочий прикоснулся к токоведущим частям электрооборудования, машинист подъемника прежде всего должен принять меры к освобождению его от тока, соблюдая меры личной предосторожности.

4.4. Прекращать работу при неисправных приборах безопасности (ограничитель предельного груза, концевые выключатели, следящая система ориентации люльки в горизонтальном положении)

4.5. Не работать при грозе, дожде, тумане и снегопаде, затрудняющих видимость, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника.

4.6. При возникновении на подъемнике пожара машинист обязан немедленно остановить работу крана и приступить к его тушению первичными средствами пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После окончания работы:

  • подать сигнал на опускание люльки;
  • при опускании люльки соблюдать все меры предосторожности и наблюдать за безопасным снижением люльки;
  • после снижения люльки в положение "Посадка" отстегнуть предохранительный пояс и выйти из люльки.

5.2. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Читайте и пишите полезные

Автовышка используется для подъема людей и грузов при выполнении высотных работ. Этот вид техники выпускается в различных модификациях, каждая из которых имеет свои конструктивные и эксплуатационные особенности. Общим требованием для всех видов спецтехники является невозможность ее эксплуатации при температуре воздуха ниже 40 градусов. Это вызвано тем, что:

  • ухудшаются смазывающие способности масла;
  • увеличивается его вязкость.

Перед началом эксплуатации автовышки при минусовых температурах проводятся подготовительные операции. Они заключаются в запуске гидросистемы и ее работе на холостом ходу в течение непродолжительного времени. Это дает возможность разогреть масло в гидросистеме подъемника и улучшить его эксплуатационные характеристики. После прогрева должна осуществляться проверка работы всех систем автогидроподъемника.

Перед началом эксплуатации вышки на рабочем объекте следует выполнить ее горизонтирование на выносных опорах. Это позволяет исключить крен или опрокидывание автовышки во время ее эксплуатации.

Работа в жаркую погоду также связана с рядом ограничений. Прежде всего, следует опасаться перегрева масла, увеличения его текучести, уменьшения вязкости. Это приводит к снижению производительности труда за счет сокращения времени работы оборудования. Причиной является необходимость вынужденных простоев техники с целью охлаждения гидравлического масла. В этом случае для выполнения запланированных производственных заданий требуется больше времени. В результате возрастает стоимость аренды автовышки.

Кроме того, в жаркое время года увеличивается количество пыли в воздухе. Она приводит к интенсивному износу электро-, гидрооборудования, и других систем. Поэтому следует уделять особое внимание техническому состоянию гидравлической системы. Необходимо регулярно промывать фильтрующий элемент бака, сетку заливной воронки, осуществлять постоянный контроль состояния штоков гидравлических цилиндров.

Основные требования безопасности

Они заключаются в соблюдении правил безопасной эксплуатации автогидроподъемника. Перед началом эксплуатации машинист должен:

  • Проверить правильность горизонтирования установки и в дальнейшем периодически осуществлять его контроль.
  • Убедиться в исправности приборов безопасности, звуковой сигнализации, пр.
  • Проверить, заперт ли замок, который фиксирует телескопическую стрелу.
  • При выявлении технических неполадок следует немедленно прекратить эксплуатацию техники и организовать проведение ремонтных работ аттестованными специалистами.
  • Строго запрещается использовать спецтехнику в качестве автокрана.

Правилами эксплуатации запрещено устанавливать не предусмотренные технической документацией завода-изготовителя, дополнительные устройства, которые могут увеличить высоту подъема люльки. Для проведения работ на большой высоте следует воспользоваться услугами спецтехники, паспортные данные которой позволяют их выполнять. В этом случае оптимальное решение – аренда автовышки 50 метров. Она позволит обеспечить подъем на необходимую высоту рабочего вместе с комплектом инструментов (стройматериалами), обеспечив его безопасность. Специалисты компаний, предоставляющих спецтехнику в аренду, помогут правильно подобрать автогидроподъемник с учетом индивидуальных особенностей заказа.

skykran.ru

Строительные машины и оборудование, справочник

Устройство автовышек и автогидроподъемников

Основные сведения об устройстве и устойчивости автовышек и автогидроподъемников

Автовышка состоит из телескопической мачты, люльки на оголовке мачты, опорной рамы с дополнительными опорами. Люлька (рабочая площадка) не перемещается в пространстве, из-за чего автовышка имеет ограниченную зону обслуживания. Автовышки смонтированы на базе грузовых автомобилей, обладают высокой мобильностью и используются для обслуживания и устранения аварий осветительной сети, контактных линий городского электротранспорта.Автогидроподъемник имеет рабочее оборудование в виде одного-двух шарнирно сочлененных колен, благодаря чему обеспечивается наклонное перемещение грузов и людей с одного уровня на другой в люльке (рабочей площадке), прикрепленной к оголовку верхнего колена. Корневая часть нижнего колена шарнирно соединена с поворотной платформой. Колена поворачиваются друг относительно друга и платформы на определенный угол с помощью гидроцилиндров и рычагов. Платформа может совершать вращение относительно хордовой части благодаря наличию в конструкции подъемника опорно-поворотного устройства и механизма поворота. Люлька при повороте колен сохраняетвертикаль-ное положение с помощью следящего механизма. Пространственное перемещение люльки осуществляется тремя движениями механизмов: изменением углов наклона нижнего и верхнего колена и вращением платформы. Между опорно-поворотным устройством и лонжеронами базового автомобиля вводится опорная рама с дополнительными опорами для обеспечения устойчивости автоподъемника при работе. Автогидроподъемник оборудован системами управления, приборами и устройствами безопасности.Автовышки и автогидроподъемники относятся к свободностоя-щим грузоподъемным машинам и связаны с подъемом людей. Устойчивость вышек и подъемников обеспечивается увеличением опорного контура АБВГ установкой дополнительных (выносных) опор (рис.141). Степень устойчивости вышек и подъемников определяется соотношением между восстанавливающим Мв и опрокидывающим Мо моментами, выражаемым через коэффициент устойчивости К:К=Мв:Мо > [К],где [К]=1,5 – допустимый коэффициент устойчивости. Коэффициент устойчивости изменяется при изменении положения рабочего оборудования и люльки с грузом.

Рис. 141. Опорный котур и схема сил, действующих на автогидроподъемник.

Если вышка (подъемник) стоит на уклоне в сторону подъемного груза, восстанавливающий момент Мв уменьшается, а опрокидывающий Мо – увеличивается. При определенном уклоне основания, на котором стоит машина, восстанавливающий и опрокидывающий моменты уравниваются, а при дальнейшем наклоне машина может опрокинуться. Коэффициент грузовой устойчивости с учетом действия силы тяжести, инерционных сил и ветрового давления для стоящих на уклоне вышки или подъемника должен быть не менее 1,15. Отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частей машины с учетом уклона площадки в сторону опрокидывания (относительно ребра опрокидывания), к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой, направленному в ту же сторону, характеризует коэффициент собственной устойчивости. Наибольший уклон, на котором допускается работа вышки (подъемника), равен 3°. Все вышки и подъемники имеют необходимый запас устойчивости, и потеря устойчивости может произойти только при нарушении правил эксплуатации машины (ПБ10-11-92) каждый раз перед началом работы вышки (подъемники) нужно правильно устанавливать на рабочей площадке, чтобы они сохраняли устойчивость.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Правила безопасной эксплуатации кранов ПБ 10-382-00

Утверждены

Постановлением

Госгортехнадзора РФ

УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.10.2008 N 849-а)

Редакционная комиссия: В.С. Котельников (председатель), Н.А. Шишков (зам. председателя), В.С. Анисимов, Ю.В. Антонов, Ю.И. Гудков, В.Г. Жуков, А.А. Зарецкий, В.В. Зарудный, А.И. Зерцалов, Е.П. Корзников, В.А. Касаткин, А.С. Липатов, Ф.Э. Микушевич, А.В. Манылов, Л.А. Невзоров, В.П. Сапогов, П.И. Стеценко, Н.П. Суворова, В.А. Сушинский, В.Ю. Шадрин.

Ответственные исполнители: В.С. Котельников, Н.А. Шишков, А.С. Липатов, Л.А. Невзоров, В.С. Анисимов, Н.П. Суворова.

Настоящие Правила разработаны на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.1992, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

При составлении и редактировании Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий, предприятий-изготовителей, органов Госгортехнадзора и других заинтересованных организаций.

В Правилах изложены нормы, которым должны отвечать изготавливаемые краны, а также требования по установке кранов и по обеспечению безопасности при их эксплуатации.

Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми руководящими работниками и ответственными специалистами организаций, занимающихся проектированием, изготовлением, реконструкцией, ремонтом, монтажом, эксплуатацией и диагностированием кранов, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.

Настоящие Правила не нуждаются в государственной регистрации согласно Письму Министерства юстиции Российской Федерации от 17.08.2000 N 6884-ЭР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

www.ppkstroy.ru

Правильная эксплуатация автовышек | ООО «АГП Эксперт»

Грузовой автоподъемник, или автовышка, представляет собой оборудование, предназначенное для осуществления работ на высоте. Это может быть строительство объектов, сфера логистики, коммунальное обслуживание граждан. Считается, что в определенных областях автовышка играет второстепенную, вспомогательную роль, но есть цели, достичь которых без этой специальной техники не представляется возможным:

  • Монтаж и восстановление ЛЭП и их комплектующих участков. Сюда входят мероприятия по замене проводов, монтажу щитов, проведению линий связи и телекоммуникации, монтаж высотного электрооборудования и систем кондиционирования.
  • Клининг, очистка и ремонт крыш, фасадов зданий, техническое обслуживание систем вентиляции, отопления, кондиционеров, возведение водонапорных и насосных станций, монтаж систем водоснабжения и канализации.
  • Работы в садово-парковых хозяйствах по облагораживанию территорий - обрезка деревьев, приведение в порядок малых архитектурных композиций и построек. Для этого используются автовышки до 35 метров.

Правила работы автовышек глазами специалистов «АГП Эксперт»

В непростых условиях рыночных отношений, подразумевающих высокую конкурентную способность, наша компания научилась находить решения, выгодные всем.

Да, первоочередная задача для нас - поставлять технику, полностью отвечающую вашим требованиям по техническим и эксплуатационным параметрам. Но преследовать только эту цель неправильно с профессиональной точки зрения. Необходимо не просто доставить автовышку по указанному адресу.

Мы берем на себя обязанность по обеспечению организационных моментов, благоприятных для полноценного функционирования техники. Это способствует максимальной продуктивности и результативности нашего сотрудничества и помогает вам экономить деньги, поскольку наша машина работает ровно столько и ровно в том объеме, который вам требуется.

Чтобы достичь этого, при выполнении заказа мы учитываем следующие его детали:

  • топографические, климатические характеристики места работы;
  • фронт предстоящих работ;
  • категория и классификация предстоящих действий;
  • временной промежуток, необходимый для завершения поставленного плана.

После того как вышеозначенные пункты проработаны, мы приступаем к практической части выполнения заказа. Платформа с автоподъемником размещается вдоль стены по ее длине, не выступая на проезжую часть. Безусловно, последнее замечание не касается случаев, когда ведутся электромонтажные работы. Прежде чем отсылать автовышку, наш сотрудник осматривает площадь, на которой она будет установлена, на предмет архитектурных и рельефных особенностей.

Особенное внимание мы уделяем обеспечению безопасности, неукоснительно соблюдая их в соответствии с эксплуатационными характеристиками автоподъемника и общепринятыми требованиями. Наши сотрудники прекрасно осознают, что в противном случае будет подвергнута опасности жизнь не только их самих, но и целой массы людей, работающих в непосредственной близости от автовышки. Главнейшим правилом является неукоснительная фиксация платформы без движения до того момента, пока стрела не будет приведена в нерабочее положение.

Важным моментом успешного завершения любого мероприятия на высоте является знание инструкций по его проведению. Несмотря на общую схожесть рабочих моментов, каждая сфера применения автовышек имеет свои особенности. Поэтому все наши сотрудники непременно тестируются на предмет знания рекомендаций и условий работ в том или ином направлении, проходят периодический инструктаж и знают мельчайшие нюансы, способствующие качественному и оперативному выполнению заказов.

Мы ценим доверие наших клиентов, поэтому их основная масса очень быстро переходит из разовых в разряд постоянных наших партнеров. Безупречная техническая составляющая, грамотный подход к организации работ и демократичные цены - вот основа философии нашей профессиональной деятельности.

Для обеспечения нормальной работы подъемника и правильного его использования необходимо строго соблюдать все изложенные в руководстве требования.

1. До начала работы тщательно изучите настоящее руководство.

1.1 К управлению подъемником допускаются лица, прошедшие специальный курс обучения и имеющие удостоверение на право управления подъемником, выданное квалификационной комиссией.

1.2. Для автовышки, не бывшей в эксплуатации устанавливается обкаточный период в 100 часов работы установки и 1000 км перемещения самого подъемника своим ходом, необходимых для приработки механизмов. Это время также используется для стажировки обслуживающего персонала.

1.3. В течение обкаточного периода запрещается производить резкие реверсы и резкие движения стрелы. Необходимо тщательн следить за состоянием наличия смазки всех трущихся деталей, работой гидросистемы, приборов безопасности и органов безопасности.

1.4. Для обеспечения необходимой сохранности подъемника с момента его изготовления до получения потребителем, производитель осуществляет ряд мер по защите обработанных поверхностей специальными покрытиями или консервирующими составами, по демонтажу и упаковке в отдельную тару легко снимаемых деталей, установленных снаружи подъемника (фары, стоп-сигналы, сигнальные маяки и пр.).

1.5. Подъемники подлежат регистрации согласно нормативно-правовым актам государства, в котором они эксплуатируются.

1.6. Подъемник монтажный стреловой состоит из следующих узлов: шасси автомобильное, опорная рама, поворотная рама, стрела в сборе с люлькой, гидрооборудование, электрооборудование. Также должен быть укомплектован запасными частями, инструментом и принадлежностями в соответствии с настоящим руководством, ведомостью ЗИП и паспортом.

1.7. Автовышка может выполнять следующие действия: подъем стрелы из транспортного положения на максимальнй угол, опускание стрелы из транспортного положения на максимальный угол, выдвижение секций стрелы, поворот стрелы на 360 градусов.

1.8. Подъемник снабжен гидравлическим приводом от шестеренного насоса, приводимого в действие автомобильным двигателем через коробку отбора мощности.

1.9. Для управления автогидроподъемником на пульте оператора имеются пульт выдвижных опор и щестисекционный гидрораспределитель. Рукоятками этого гидрораспределителя производится выдвижение-втягивание и подъем-опускание выдвижных опор.

1.10 Безопасность работы на подъемнике обеспечивается наличием специальной системы блокировки, производящей автоматическое выключение какого-либо маневра при выходе люльки из зоны безопасного поля движения. Кроме указанных выше приборов и систем безопасноcти, подъемник также снабжен устройствами блокировки подъема и поворота стрелы при не выставленном на опоры подъемнике, блокировки подъема опор при рабочем положении стрелы, аварийной остановки двигателя и подачи звукового сигнала с управлением из люльки и пульта оператора, контроля угла наклона вышки при установке на опоры и защиты люльки от перегрузок.

1.11 Автовышка предназначена для подъема на высоту рабочих с материалами и инструментом для целей производства ремонтных, строительных, монтажных, покрасочных и иных работ, а также обслуживания зданий, сооружений и устройств энергетического и коммунального хозяйства. Подъемник может быть применён для спасения людей и материальных ценностей с верхних этажей жилых и коммерческих зданий, сооружений, ангаров и крыш капитальных и временных построек при пожарах и стихийных бедствиях.

1.12 Большинство подъемников изготавливаются в климатическом исполнении "У" (для макроклиматического района с умеренным климатом), категории размещения 1 по ГОСТ 15150, что предполагает работу при температуре окружающего воздуха от -40 до +40 градусов по Цельсию, скорости ветра не более 10 м/сек на высоте до 10 метров.