Основные социальные гарантии в сфере трудовых правоотношений. Социальные гарантии работников в трудовом праве. В силу прямого указания в законе трудовое законодательство распространяется на

В.И. Симонов, аспирант кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Гарантии реализации трудовых прав работников в публично-правовом производстве .

Трудовой кодекс Российской Федерации (ч. 1 ст. 1) в качестве цели трудового законодательства называет установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Вместе с тем в ч. 1 ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что гарантиями в сфере труда являются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Таким образом, о гарантиях в трудовых отношениях можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле понятие «гарантии» включает в себя цели, задачи, а также принципы правового регулирования труда и представляет собой основы трудового законодательства, направленные на обеспечение возможности реализации работниками и работодателями, в том числе их представителями, предоставленных трудовых прав. В свою очередь в узком смысле гарантии в сфере труда призваны обеспечить сохранение за работником места работы, средней заработной платы и иных условий труда в случаях, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами. В настоящей статье понятие «гарантии» будет применяться в широком смысле.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, является обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Приведенная норма-принцип выступает одной из гарантий реализации, в частности, работниками предоставленных им социально-трудовых прав.

Раздел XIII Трудового кодекса Российской Федерации посвящен защите трудовых прав и свобод работников и работодателей. При этом в силу ст. 2, 18, 45 (ч. 2) Конституции Российской Федерации работники вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, тогда как работодатели для защиты своих прав могут использовать лишь способы, прямо предусмотренные законом.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ч. 2 ст. 1) включает в предмет трудового права отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров. В соответствии с ч. 1 ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного правового акта, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В настоящее время реализация норм трудового права происходит по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством, которое предусматривает возможность применения различных видов судебного производства (приказного, искового, публично-правового, особого). Содержание ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации, а также анализ указанных видов судебного производства позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров может иметь место лишь в исковом производстве.

Полную версию читайте в печатной версии журнала

В ч. 1 ст. 164 ТК РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с помощью кᴏᴛᴏᴩых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в качестве цели применения установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий, например, при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, работникам предоставляются определенные гарантии в случаях: 1) направления в служебные командировки; 2) переезда на работу в другую местность; 3) исполнения государственных или общественных обязанностей; 4) совмещения работы с обучением; 5) вынужденного прекращения работы не по вине работника; 6) предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска; 7) прекращения трудового договора по отдельным основаниям; 8) задержки по вине работодателя выдачи работнику его трудовой книжки при увольнении. Естественно, данный перечень гарантий не будет исчерпывающим, поскольку установление дополнительных гарантий в соглашениях, коллективных договорах, иных локальных актах организации, трудовом договоре улучшает положение работника по сравнению с действующим законодательством. В связи с чем их установление не вступает в противоречие с законодательством. Как следует из приведенного определения гарантий в сфере труда, они призваны обеспечивать трудовые права работников. Трудовые права возникают у работника после заключения трудового договора.

К числу основных прав работника ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: 1) предоставление работы по обусловленной в трудовом договоре функции; 2) право на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие действующим стандартам условия труда; 3) получение вознаграждения за выполненную работу. Соответственно и гарантии призваны обеспечивать осуществление перечисленных прав. К примеру, работник может отсутствовать на работе по установленным в законодательстве причинам. В ϶ᴛᴏм случае ему гарантируется сохранение рабочего места и среднего заработка.

Права работников могут иметь имущественный или неимущественный характер. Существующие гарантии для осуществления данных прав могут быть также имущественного или неимущественного характера. В частности, при отсутствии работника на работе в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы ему гарантируется сохранение рабочего места, прежних условий труда, нераспространение персональных данных. Перечисленные гарантии могут быть признаны неимущественными, так как они не имеют определенной для работника стоимости. В период отсутствия работника на работе в связи с невыплатой заработной платы ему гарантируется сохранение средней заработной платы. Данная гарантия имеет имущественный характер, поскольку связана с предоставлением работнику движимого имущества в виде денежных средств в определенном размере.

Отличительной чертой неимущественных гарантий будет их непосредственная связь с местом работы работника, они призваны обеспечить сохранение за работником в установленных законодательством случаях прежних условий труда, включая рабочее место. В связи с чем главной неимущественной гарантией будет предоставление работнику прежнего места работы после отсутствия по уважительным причинам, признаваемым таковыми законодательством, например при нарушении сроков выплаты заработной платы.

Имущественные гарантии непосредственно связаны с правом работника на получение денежного вознаграждения за ϲʙᴏй труд, то есть заработной платы. В связи с чем они всегда связаны с размером получаемой работником средней заработной платы. По϶ᴛᴏму предоставление имущественных гарантий имеет непосредственную связь с размером среднего заработка работника. Как правило, в качестве гарантии выступает размер получаемой работником средней заработной платы, в частности при отказе от выполнения работы при нарушении сроков выплаты заработной платы. В исключительных случаях, установленных законодательством, работнику гарантируется сохранение части заработка, например при простое без вины работодателя.

В связи с изложенным можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, кᴏᴛᴏᴩые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда. В первую очередь, установление в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных правовых актах организации, трудовом договоре. Во-вторых, непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав. В-третьих, обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда. При ϶ᴛᴏм неимущественные гарантии призваны обеспечивать сохранение прежних условий трудовой деятельности, в частности места работы. Имущественные гарантии всегда связаны с получаемой работником заработной платой. По϶ᴛᴏму в тех случаях, когда речь идет о сохранении за работником среднего заработка или его части, можно сделать вывод о предоставлении ему имущественных гарантий.

Предоставление неимущественных гарантий связано с обеспечением прав, возникающих у работников в трудовых отношениях. По общему правилу такие гарантии прекращают ϲʙᴏе действие с окончанием трудовых отношений. При этом работодатель обязан обеспечить работнику хранение и передачу его персональных данных с соблюдением требований трудового законодательства и после его увольнения. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что данная гарантия действует и после прекращения трудовых отношений. При этом несоблюдение работодателем данной гарантии влечет за собой возможность получения работником после прекращения с ним трудовых отношений причиненных убытков по правилам гражданского законодательства. При ϶ᴛᴏм лицо, с кᴏᴛᴏᴩым прекращены трудовые отношения, может требовать не только возмещения убытков, возникших в связи с отказом от соблюдения работодателем неимущественных гарантий, но и компенсации морального вреда.

Имущественные гарантии также действуют параллельно с трудовыми отношениями. При этом отдельные гарантии предоставляются и после увольнения с работы. К их числу ᴏᴛʜᴏϲᴙтся выходные пособия, выплачиваемые уволенным лицам. При этом наличие данной гарантии не влияет на судьбу трудовых отношений, кᴏᴛᴏᴩые прекращены.

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что гарантии связаны с обеспечением прав, возникающих в трудовых отношениях. Предоставление указанных гарантий после прекращения трудовых отношений не влияет на их судьбу, но и такое предоставление служит обеспечению трудовых прав работников, кᴏᴛᴏᴩые могут продолжаться и после прекращения трудовых отношений, например, права на возмещение причиненных работодателем убытков и на компенсацию морального вреда в связи с несоблюдением установленных законодательством правил поведения.

Под сферою действия понимается область применения трудового законодательства. Причём сфера его действия значительно шире предмета. Если в включаются трудовые и тесно связанные с ними отношения, то в сферу действия трудового законодательства попадают также отношения по поводу труда отдельных категорий граждан в силу прямого указания в законе или по аналогии.

Трудовое законодательство распространяется на всех работников – граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, заключивших трудовой договор с , и на всех работодателей – физических и юридических лиц.
Непременное условие применения норм трудового права – заключение трудового договора (ст.11 ТК). Однако отсутствие трудового договора не является препятствием для подтверждения факта наличия трудовых отношений другими доказательствами (ч.2 ст.67 ТК). Всегда можно по трудовому праву на этом сайте.

В силу прямого указания в законе трудовое законодательство распространяется на:

  1. Работающих членов производственных кооперативов – в части охраны труда, льгот, социального страхования, в остальном их труд регламентируется Федеральными законами «О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации» (ст.40), законами субъектов РФ и уставами кооперативов.
  2. На осуждённых, отбывающих наказание в уголовно-исправительных учреждениях – в части рабочего времени, оплаты, охраны труда и материальной ответственности за ущерб, причинённый при исполнении трудовых обязанностей, в остальном их труд регламентируется УИК.
  3. На лиц, проходящих военную службу и правоохранительную (МВД, МЧС, ФСБ) – в части рабочего времени, охраны труда и льгот, связанных с материнством, отцовством; в остальном их труд регламентируется федеральными законами «О статусе военнослужащих» и указами Президента.
  4. На судей, прокурорских работников, гражданских, муниципальных служащих, лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, с учетом особенностей, установленных федеральными законами «О статусе судей», «О государственной гражданской службе», «О муниципальной службе».

Нормы трудового права могут применяться по аналогии при отсутствии норм, регулирующих соответствующие отношения (ч.4 ст.1 ГК, ч.1 ст.11 ТК).

Вне сферы трудового права остаётся:

1) труд домашней хозяйки;

2) индивидуальных предпринимателей (ИП);

3) лиц, занимающихся частной практикой (нотариусы, детективы);

4) труд членов творческих союзов (писателей, композиторов);

5) труд адвокатов, осуществляющих свою деятельность в различных адвокатских образованиях (коллегиях, бюро);

6) труд учащихся образовательных учреждений по освоению знаний;

7) деятельность священнослужителей;

8) труд членов советов директоров, наблюдательных советов организации при отсутствии трудового договора с этою организациею;

труд лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, если в судебном порядке не будет установлено, что этими договорами регулируются трудовые отношения.

Конституционные права и свободы в сфере трудовых отношений и гарантии их реализации

право трудовой федерация российский

Конституция 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством (статья 7 часть 1), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако реализация этих положений, достижение целей обеспечения достойной жизни каждого российского гражданина - сложный процесс, связанный не только с экономическими факторами развития, но и с совершенствованием конституционно-правового регулирования в социально-экономическом секторе, повышением уровня государственного управления, развитием системы гарантий и механизмов правовой защиты прав и свобод в этой сфере, а также с рядом других факторов политического и правового характера.

Важнейшим элементом достижения целей достойной жизни человека является достойный труд. Труд как источник достойного существования лежит и в основе социального государства. Конституционное регулирование ключевых направлений развития этой сферы призвано к тому, чтобы создать основы такой модели взаимоотношений труда и капитала, которая позволила бы достичь баланса интересов и гармоничного развития общества в целом, социального мира и прогрессивной экономики.

Государство не только закрепляет и признает трудовые права и свободы, но и гарантирует возможность их предоставления и осуществления. Через правовые нормы ТК РФ и иных федеральных законов устанавливаются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление трудовых прав.

Так же впервые Конституция РФ закрепляет не только государственную защиту трудовых прав, но и иные способы защиты, не запрещенные законом.

Право на труд и все вытекающие из него права и свободы в обществе относятся в первую очередь к человеку, поэтому в социальном государстве они являются высшей ценностью. Эти права не «даруются» человеку государством или его главой, а признаются, соблюдаются и защищаются.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать трудовые права и свободы человека и гражданина означает, что государство (в том числе его органы и должностные лица):

  • - признает принадлежащие человеку и гражданину неотъемлемые и неотчуждаемые трудовые права и свободы;
  • - соблюдает трудовые права и свободы, т. е. не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих трудовых прав и свобод и пользование ими, но создает условия для их реализации, обеспечивая достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • - защищает трудовые права свободы граждан, в том числе в судебном порядке.

Трудовые права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 37 Конституции РФ относит к основным трудовым правам: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых.

Относительно ограниченный набор кратко сформулированных трудовых прав в Конституции РФ, который не включает, в частности, право на коллективные переговоры и договоры, право трудящихся на участие в управлении производством, восполнен в Трудовом Кодексе РФ.

Установленный кодексом набор основных трудовых прав заключает, в частности, равенство прав и возможностей работников и запрещение дискриминации в сфере труда, содействие в трудоустройстве, право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, участие в управлении организацией, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации, право на возмещение вреда, причиненного работнику, в связи с исполнением трудовых обязанностей, право представителей профсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, право работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. К основным трудовым правам работника отнесены также его права как стороны трудового договора:

  • · право на заключение
  • · изменение и расторжение трудового договора
  • · предоставление работы
  • · обусловленной трудовым договором.

Статьи 3 и 4 ТК РФ воспроизводят содержание конвенций МОТ, относящихся к запрещению дискриминации в сфере и к запрещению принудительного труда.

В соответствии с международными стандартами в ст. 3 ТК РФ установлено, что не считается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников по двум основаниям: свойственным данному виду труда требованиям и в связи с особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Конвенция МОТ № 111 конкретизирует категории лиц, которые нуждаются в особой заботе государства: это лица, которые по соображениям пола, возраста, физической неполноценности, семейных обстоятельств, социального или культурного уровня, признаются нуждающимися в особой защите или помощи.

С точки зрения МОТ, обеспечение равенства в сфере труда должно включать меры по предотвращению сексуальных домогательств, жертвами которых становятся прежде всего женщины.

Статья 4 ТК РФ воспроизводит основное содержание Конвенции МОТ № 29 и № 105, ратифицированных РФ. Это относится к определению принудительного труда, перечислению его главных форм, а также тех видов обязательного труда, которые не могут расцениваться как принудительный труд. Важно отметить, что по сравнению с названными конвенциями, ст. 4 ТК РФ расширяет понятие принудительного труда, включая в него нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее в не полном размере, а также требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо работа угрожает жизни или здоровью работника. В указанной статье перечислены определенные виды работ, которые хотя и производятся добровольно, но являются результатом государственного принуждения.

При применении и толковании ст. 4 ТК РФ нельзя не учитывать того, что Конвенция МОТ № 29, допуская в ряде случаев обязательный труд, сопровождает разрешение его определенными условиями и ограничениями.

Она предусматривает, что незаконное применение принудительного труда должно подлежать наказанию, как уголовное преступление. Однако в УК РФ в настоящее время отсутствует такой состав преступления, как незаконное применение принудительного труда.

Во Всеобщей декларации прав человека право гражданина на труд, как такое, никак не рассматривается, но, судя по смысловому тексту Декларации, само понятие «право на труд» неразрывно связано следующими моментами: свобода выбора труда, т. е. исключение принудительного труда; защита от безработицы, т. е. принятие государством необходимых мер по обеспечению полной и продуктивной занятости и материальной помощи безработным; право на справедливые и благоприятные условия труда.

Впервые в России государство легально закрепило свободу труда, которое легализуется в следующих формах: вступление в члены кооперативной организации, индивидуальная и частная предпринимательская деятельность, заключение трудового договора в результате избрания (выборов) на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными законами органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ст. 16 ТК РФ).

В результате совершенствования действующего законодательства о труде и приведения его в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., изменились не только терминология, понятийный аппарат трудового права, но и содержание трудовых отношений.

Конституцией РФ и изданным в ее развитие трудовым законодательством вводятся принципиально новые для трудового права понятия, термины, определения, резко ограничиваются трудовые права работающих и их объединений - профсоюзов. Объявляется свобода экономической деятельности, признается и защищается конкуренция и частная собственность на средства производства, земли и другие природные ресурсы (ст. 8, 9, 36 Конституции РФ). Гарантированное право на получение работы отменяется. Ему на смену приходит размытый по содержанию лозунг: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Профсоюзы лишаются права законодательной инициативы, а трудовые коллективы - своего конституционного права участвовать в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении вопросов управления предприятиями и учреждениями и т. д. и т. п., ранее закрепленных в ст. 8 Конституции России 1978 года.

Трудовые коллективы не только лишились ранее принадлежащих им прав, но и имени. Их стали именовать работниками организаций. Глава 8 ТК РФ «Участие работников в управлении организацией» предусматривает такие возможности или, как их именует законодатель, «форму участия работников в управлении организацией»: учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором; проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающих интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятие коллективных договоров. Представители работников имеют право получать информацию по ряду вопросов и вносить соответствующие предложения, участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении (ст. 53 ТК РФ).

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Реализуя эти конституционные права гражданина, трудовое законодательство в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включает:

  • - величину минимального размера труда в РФ;
  • - меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • - ограничение перечня оснований и удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения и доходов от заработной платы;
  • - ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • - обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • - государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
  • - ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • - сроки и очередность выплаты заработной платы.

«В российском законодательстве это право работника уточняется и конкретизируется в ТК РФ (ст. 2), где в качестве правового принципа закреплено положение о выплате справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование, для него самого и его семьи»… В него заложен европейский стандарт - заработная плата по своим размерам должна быть семейной.

Право работника на справедливую по размеру заработную плату не закреплено в ст. 21 ТК РФ («Основные права работника»), отсутствует обязанность работодателя выплачивать справедливую заработную плату работнику (ст. 22 ТК РФ). Нет такого положения и в самом правовом институте «Заработная плата» (гл. 20?- 21 ТК РФ). Таким образом, анализируемый правовой принцип оказался абстрактным, положение Конституции РФ об этом также выглядит как миф.

Конституция РФ гарантирует каждому работнику вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 ТК РФ). В статье 133 «установление минимальной заработной платы» ТК РФ речь не идет «об установлении». Речь идет об источниках финансирования. Право на вознаграждение формально содержит целую систему основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) и виде установления перечня ограничений удержаний из заработной платы (ст. 137 ТК РФ). Однако автоматически эти гарантии не могут быть реализованы сами по себе, одним фактом их закрепления.

Конституционное право гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено в российском законодательстве и воспроизводит, в основном, международные нормы по этим вопросам. Оно характеризуется ролью государства в формировании и функционировании системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Однако при переходе к рыночным отношениям право гражданина на безопасные условия труда не всегда может быть реализовано. Главными причинами этого являются крупные деформации в сфере охраны труда при социализме, технократический подход к работнику как к биологическому ресурсу, с которого можно постоянно брать, ничего не давая взамен, нежелание работодателей вкладывать финансовые ресурсы в улучшение охраны и безопасности труда и т. д. Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока государство не добьется реализации государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ) и не обеспечит приоритет сохранения жизни и здоровья работников. Не все работодатели понимают, что охрана труда и жизни работников включает в себя реализацию организационнотехнических и экономических мер по созданию на производстве обстановки физического, психологического и социального благополучия, а также программ приоритета профилактических мер в области охраны здоровья в труде. Недостаток трактовки Конституцией РФ этого права вызван десятилетними деформации в сфере охраны труда, в основе которых лежал технократический подход к условиям труда работников. И здесь ТК РФ закрепляет в качестве новеллы совершенно иной подход к условиям труда. А именно, он закрепляет право каждого работника на справедливые условия труда (ст. 2 ТК РФ).

Данный правовой принцип обеспечивает как бы право работника, так как в ст. 21 ТК РФ это право не зафиксировано. Отсутствует такое право и в содержании трудового договора, в его обязательных условиях (ст. 57 ТК РФ). Однако позитивным моментом является то, что в ст. 22 ТК РФ обязанностью работодателя является обеспечение безопасности и условий труда соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Право на защиту от безработицы для гражданина означает обязанность государства проводить экономическую политику по защите занятости населения. Здесь государство, его федеральные органы исполнительной власти, а также субъекты федерации должны направить свои усилия и свои ресурсы на разработку программ продуктивной и полной занятости населения. Государство пытается в последние годы решить экономическую проблему безработицы и ее негативных последствий только правовыми средствами. Закон РФ о занятости населения постоянно изменяется и дополняется, но эффект от этого пока нулевой.

Трудовые споры являются одной из форм защиты трудовых прав работников. Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37) гарантировано право граждан на коллективные и индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Забастовка в РФ является в соответствии с международными стандартами законным способом разрешения коллективного трудового спора, что закреплено как в Конституции РФ (ст. 37), так и в ТК РФ (ст. 409). Как и в других европейских странах, российское законодательство регулирует процедуру объявления забастовок и подразделяет их на законные и незаконные. Перечень незаконных забастовок практически довольно узок. Так, в нашем законодательстве отсутствует общее запрещение политических забастовок. Ограничение права на забастовку в определенных случаях (в период введения военного или чрезвычайного положения) и для определенных категорий работников соответствует сложившейся в большинстве демократических стран практике и не противоречит международным нормам.

В соответствии с п. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Право на отдых гарантируется законодательством правовыми нормами об ограничении общей продолжительности рабочего времени, а также ежедневной работы, запрещением работы в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ), а также установлением различных перерывов (ст. 107 ТК РФ), в течение которых работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и может использовать это время по своему усмотрению.

Правила правового регулирования времени отдыха в РФ в целом соответствуют европейским моделям. Это относится ко всем видам времени отдыха. При сравнении действующих в России правил, касающихся нерабочих праздничных дней, и международных стандартов обращает внимание одно несоответствие. Пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный в РФ, включает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, вознаграждение за праздничные дни (п. «А» ст. 7); Европейская социальная Хартия также рекомендует устанавливать оплачиваемые праздничные дни (ст. 2). Между тем, нерабочие праздничные дни по действующему российскому законодательству не оплачиваются (ст. 120 ТК РФ). Кроме того, ограничение времени отдыха возникает при работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153): если работник получает повышенную оплату, он лишается отдыха; если он получает день отдыха, работник трудится бесплатно, что следует рассматривать как принудительный труд.

Право на трудовые споры также обеспечено определенными государственными гарантиями, которые утверждают его в качестве социальной ценности и делают его реальным и непосредственно действующим.

В качестве итога можно сказать, что, конечно же существуют проблемы в российском обществе, и то количество общих гарантий трудовых прав явно незначительно, уровень довольно низкий и в большинстве случаев не поднимается выше минимального. По своему содержанию многие гарантии носят формальный характер и не всегда обеспечены определенными ресурсами и условиями.

Нормы трудового права и закрепляемые в них трудовые права и свободы граждан появляются не сами по себе, а в результате государственной правотворческой деятельности федеральных органов власти, в процессе отражения социально­трудовых отношений. Поэтому трудовые права и свободы гражданина не только признаются государством, но и гарантируются им в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовые нормы ст. 17 Конституции РФ носят бланкетный характер. Они реализуются через определенные правовые средства, способы и условия, закрепленные в ТК РФ и иных законах о труде.

Таким образом, трудовые права работников - это часть возможностей, гарантированных государством в сфере трудовой деятельности. Они позволяют всем работникам использовать свободно и без какой-либо дискриминации весь свой человеческий потенциал для удовлетворения своих материальных потребностей.

Социальная защита является необходимым элементом функционирования развитых государств.

Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

В широком смысле система социальной защиты – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

Трудоспособным гражданам – за счет личного труда и предпринимательства;

Социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:

Обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;

Создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми, не противоречащими закону способами;

Создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

Обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;

Обеспечение экологической безопасности членов общества;

Защита граждан от преступных посягательств;

Защита гражданских и политических прав и свобод;

Создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;

Защита от политического преследования и административного произвола;

Создание благоприятного психологического климата в обществе, обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления, защита от психологического прессинга;

Обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

В любом государстве имеется целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан.

Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно урегулированного порядка, в рамках чего происходит распределение социальных ролей и статусов людей, охватываемых деятельностью соответствующего института.

К социальным институтам относятся:

Государство (государственные социальные службы);

Нормативные институты (конституция, трудовое право, трудовое законодательство и т.д.)

Профессиональные союзы;

Коммерческие социальные службы (страховые компании и т.д.)

Вопросы для контроля

1. Что характеризует социально-трудовые отношения, назовите субъекты социально-трудовых отношений.

2. Что может объединять людей в производственных системах.

3. Чем характеризуется отчуждение, как форма отношения к труду.

4. Чем характеризуются отношения социального партнерства.

5. Каковы основные аспекты справедливости в социально-трудовых отношениях.

6. Что понимается под социальной структурой организации, разновидности социальных структур организации.

7. Раскройте содержание социальных процессов в трудовой организации.

8. Специфика исследования проблем трудовой организации социологическими методами.

9. Функции и виды социологических исследований.

10. Как формулируются цель и задачи социологического исследования, определяются его объект и предмет.

11. Раскройте сущность основных методов проведения социологических исследований.

12. Дайте характеристику понятия «социальная защита».

13. Перечислите основные социальные институты, действующие в Украине, осуществляющие социальную защиту работников.

14. Роль профсоюзной организации по защите прав и интересов наемных работников.

15. Приведите примеры из законодательства о социальных гарантиях трудящимся.