Куда нужна справка об освобождении условного наказания. Порядок освобождения из мест лишения свободы. Форма кому выдается

ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

(комментарии нашего добровольного помощника-юриста)

В соответствии с п. 3. ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при освобождении из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения (ИУ) обязана выдать осужденному:

Принадлежащие ему вещи и ценности,

Средства, хранящиеся на его лицевом счете,

Личные документы и ценные бумаги,

Документы об освобождении осужденного от наказания,

Документы о его трудовой деятельности.

При отсутствии в личном деле заключенного паспорта администрация ИУ обязана заблаговременно до освобождения принять меры по получению паспорта заключенным.

В соответствии со статьей 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (пункт 4) паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению.

В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного (на лицевой счет осужденного зачисляются его заработная плата, пенсии, другие доходы, а также денежные средства, изъятые у осужденного при исполнении приговора, и с него же производятся удержания в оплату предоставляемых заключенному питания, одежды и прочего содержания). Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

В соответствии с действующим Приказом МВД РФ от 15 сентября 1997 г. N 605 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации" (пункт 44) паспорт осужденному выдается на основании представленных администрациями исправительных учреждений запросов по установленной форме с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта по установленной форме и двух личных фотографий осужденного.

В соответствии с законодательством Российской Федерации бывшим заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется право на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, которое включает в себя:

1. Право на жилье;

2. Право на трудоустройство;

3. Право на иные виды социальной помощи, в том числе:

На бесплатный проезд к месту жительства,

На обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда,

На обеспечение одеждой за счет государства при отсутствии у осужденного необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение,

На дополнительную помощь больным заключенным, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним заключенным, инвалидам, престарелым, беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей.

Более подробно вышеуказанные права заключенных будут рассмотрены ниже.

Статьей 180 УИК РФ предусмотрена обязанность администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных. В исправительных учреждениях должна проводиться работа по подготовке осужденного к освобождению. Закон обязывает начинать такую работу за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу. Осуществление этой работы возлагается на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб.

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, включает в себя:

Проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;

Проведение занятий с освобождающимися осужденными в "Школе подготовки осужденных к освобождению";

Получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;

Рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.

В результате беседы с осужденным выясняется, нуждается ли он в помощи в трудовом и бытовом устройстве. Если осужденный нуждается в помощи в предоставлении жилья и/или трудоустройстве, администрация ИУ обязана принять меры, предусмотренные законом (о них подробнее см. ниже).

В исправительном учреждении с осужденным проводится воспитательная работа, в ходе которой ему разъясняются его права и обязанности, порядок трудоустройства, возможность прибегнуть к услугам службы занятости и т.п.

При освобождении из мест лишения свободы осужденному разъясняется:

Необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации,

Недопустимость совершения новых преступлений,

Обязанность прибыть к избранному месту жительства и в трехдневный срок явиться в орган внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу .

Право на жилье

На практике реализация этого права осужденного наиболее проблематична. В законодательстве порядок предоставления жилья лицам, освобождаемым из мест лишения свободы ине имеющим жилья, специально не определен: то есть получение жилья осуществляется бывшими заключенными в общем порядке, на общих основаниях. В настоящее время Жилищный кодекс предусматривает право внеочередного получения жилья по договорам социального найма только детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Остальные бывшие заключенные получают жилье в порядке общей очереди.

По закону заключенный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения. Администрация ИУ обязана запросить у заключенного, какое место жительства он изберет по освобождении - в письменном виде. При этом администрация ИУ обязана разъяснить осужденному, что в отдельных крупных городах, например, в Москве, установлены ограничения на регистрацию вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости и касаются всех граждан.

По избранному осужденным месту жительства администрацией ИУ направляются запросы в орган внутренних дел о возможности проживания по указанному адресу. Также администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.

Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации ИУ.

В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город, независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т.п.

При отсутствии жилья освобожденный может обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении. Однако очередь на жилье идет крайне медленно. Поэтому эта задача на перспективу.

Наиболее вероятный вариант получения жилья - общежитие или иная жилая площадь от той работы, на которую поступит данное лицо. Сведения о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости.

В крупных городах обычно имеются комнаты в коммунальных квартирах с ограниченными удобствами, которые не пользуются спросом у очередников. Такие комнаты могут быть предоставлены вне очереди, если они имеются и очередники от них отказываются.

Инвалиды и лица престарелого возраста, не способные обеспечить себя либо нуждающиеся в уходе, с их согласия помещаются в дома инвалидов и престарелых (интернаты).

Несовершеннолетние, не имеющие родителей или других родственников, способных обеспечить надзор за ними, помещаются в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаются на попечительство.

Следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке в зависимости от числа и характера совершенных преступлений отменены. Возможность прописки (ныне регистрации) определяется наличием жилья и согласием родственников либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания.

Право на трудоустройство

По прибытии к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, должен обратиться в центр занятости. Гражданин, обратившийся в органы службы занятости, должен представить:

паспорт (при отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции);

документ об образовании (если он есть);

трудовую книжку (если она есть);

справку об освобождении;

справку из исправительного учреждения о заработке (для начисления пособия по безработице);

справку МСЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности (это касается трудоспособных инвалидов и лиц, имеющих медицинские ограничения к определенным видам работы);

свидетельство о рождении детей, если дети находятся на иждивении (для получения на них надбавки к пособию). На иждивенцев старше 14 лет представляется справка из учебного заведения об обучении и неполучении стипендии;

соответствующие документы, если из заработной платы лица должны производиться удержания алиментов или иных сумм, присужденных решением суда.

Возможно, необходимо будет представить некоторые другие документы, указанные службой занятости.

Днем обращения в центр занятости признается день, когда в центр занятости были предоставлены все установленные законодательством документы, необходимые для регистрации лица в качестве безработного.

Как правило, граждане приходят в центр занятости по месту их регистрации (прописки). Однако, возможно обращение и в другие службы, которые дают консультации и подбирают место работы. Но пособие по безработице гражданин может получить только по месту регистрации.

В центре занятости освобожденный может получить бесплатную консультацию по вопросам занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки. Лица, не имеющие специальности, по которой заявлены вакантные места, по их желанию, могут быть направлены на бесплатное обучение новой профессии (специальности) либо на повышение квалификации, которые дают возможность трудоустроиться.

Безработный обязан регулярно (в назначенные службой занятости дни) посещать службу занятости и интересоваться возможностями трудоустройства. При первом посещении службы ему устанавливаются дни, когда он должен посещать ее два раза в месяц. Уважительность причины неявки должна быть подтверждена документом (например, больничным листом).

Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное время явиться для оформления на работу. Если почему-либо прием на работу не состоялся, сотрудники отдела кадров должны письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить его печатью. Этот документ возвращается в органы занятости, которые подбирают другую работу.

В случае если лицо, обратившееся в центр занятости, не будет трудоустроено в течение 10 дней, оно признается безработным и получает право на пособие по безработице начиная со дня обращения в центр занятости.

Но следует иметь в виду, что безработными не могут быть признаны (и, соответственно, не имеют право на получение пособия по безработице) граждане:

Отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

Представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными и некоторые другие.

В соответствии со статьей 4 федерального закона «О занятости населения» п одходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

Впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

Состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших и для некоторых других категорий безработных граждан.

Она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

Условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

Предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, которые достигли 16-летнего возраста, зарегистрированы в органах службы занятости и имеют статус безработного. Пособие выплачивается вплоть до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осужденного за время отбывания наказания, но во всяком случае он не может быть меньше установленной минимальной заработной платы. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца. Вместе с тем пособие не может превышать средней заработной платы данного лица за последний год.

Если безработный по решению суда обязан выплачивать алименты на содержание детей или возмещать ущерб по исполнительному листу, либо у него в соответствии с таким исполнительным листом должны быть другие удержания, все они производятся из пособия по безработице на общих основаниях.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена на срок до трех месяцев, или его размер может быть сокращен органами службы занятости по основаниям, перечисленным в законе.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

Признания гражданина занятым (утратой статуса безработного);

Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

Длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

Переезда безработного в другую местность;

Попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

Осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

Назначения пенсии;

Отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

Смерти безработного.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

Отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

Отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин, предусмотренных законом;

Явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

Увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

Нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного - со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

Самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

Неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

Отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Одно из оснований для прекращения выплаты пособия - получение пособия обманным путем. Это может быть: сообщение заведомо ложных сведений, подделка документов и т.п. Лишение пособия не исключает привлечения виновного к установленной законом ответственности, а также взыскания незаконно полученного. Поскольку пособие выплачивается только безработным, гражданин, получающий его, обязан сообщать в органы службы занятости даже о временной работе, на которую он устроился. Несообщение рассматривается как обман и влечет соответствующие санкции.

Органы службы занятости могут сами направить гражданина на так называемые временные общественные работы (ремонт дорог, уборка снега, обслуживание зеленых насаждений и т.п.). Направление на эти работы возможно только с согласия лица; заработок, получаемый на этих работах, не препятствует получению пособия по безработице.

Выплата пособия прекращается в случае осуждения безработного лица к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

По предложению органов службы занятости безработные граждане, которых не удалось трудоустроить, имеют право на досрочный, но не ранее чем за два года до установленного законом срока (в том числе и льготного), выход на пенсию, которая выплачивается им на общих основаниях.

Время, когда гражданин получает стипендию при обучении или пособие по безработице, а также время, необходимое для переезда с его согласия в другую местность по направлению службы занятости, засчитывается в общий трудовой стаж на основании справки, выдаваемой службой занятости.

Право на иные виды социальной помощи

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание.

Право на бесплатный проезд к месту жительства

Как правило, оплачивается проезд в общих жестких вагонах, в каютах 3 класса пароходов. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. Если на данном направлении нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденный получает билеты на воздушный или автомобильный транспорт.

Осужденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами на время пути. На ребенка выдается питание и один комплект белья, одежды и обуви по сезону.

Право на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда

Осужденные освобождаемые из ИУ на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (см. ниже Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время" ).

Больные осужденные, беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние на путь следования обеспечиваются продуктами по нормам, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации (см. ниже Приказ Минюста РФ от 2 августа 2005 г. N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время")

Освобождаемым женщинам с детьми выдается дополнительно для детей на время, необходимое для проезда к месту жительства, сухой паек в виде набора продуктов по назначению врача-педиатра дома ребенка учреждения, исполняющего наказания, или деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости продуктов, входящих в норму питания детей, сложившейся в месяце, предшествующем освобождению от наказания.

Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц.

Общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию движения соответствующего вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки.

Право на обеспечение одеждой

Если освобождаемый не имеет необходимой по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение, они выдаются бесплатно по заявлению этого лица с разрешения начальника учреждения или его заместителя, либо таким лицам выдается единовременное денежное пособие на приобретение одежды.

Право на сопровождение к месту жительства отдельных категорий освобождаемых

О дате освобождения больных осужденных, несовершеннолетних, а также беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, уведомляются их родственники. В случае неприбытия родных или близких освобождаемых несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также беременных женщин или больных, нуждающихся в постороннем уходе, они направляются к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Это были комментарии нашего добровольного помощника, сделанные на основании нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок оказания социальной помощи лицам, освобождаемым из МЛС.


При составлении справки также использованы комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ:

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Постатейный научно-практический комментарий (под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова). - Агентство „Библиотечка "Российской газеты"“, 2004 г.

2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (под общ. ред. С.В.Степашина) - М. „Юристъ“, 2001 г.

Материал: Основные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок оказания социальной помощи заключенным“

В соответствии с п. 3. ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при освобождении из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения (ИУ) обязана выдать осужденному:

Принадлежащие ему вещи и ценности,

Средства, хранящиеся на его лицевом счете,

Личные документы и ценные бумаги,

Документы об освобождении осужденного от наказания,

Документы о его трудовой деятельности.

При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению.

В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного (на лицевой счет осужденного зачисляются его заработная плата, пенсии, другие доходы, а также денежные средства, изъятые у осужденного при исполнении приговора, и с него же производятся удержания в оплату предоставляемых заключенному питания, одежды и прочего содержания). Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации бывшим заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется право на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, которое включает в себя:

1. Право на жилье;

2. Право на трудоустройство;

3. Право на иные виды социальной помощи, в том числе:

На бесплатный проезд к месту жительства,

На обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда (обеспечение производится администрацией ИУ, исполняющего наказание)



На обеспечение одеждой за счет государства при отсутствии у осужденного необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение

Если освобождаемый не имеет необходимой по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение, они выдаются бесплатно по заявлению этого лица с разрешения начальника учреждения или его заместителя, либо таким лицам выдается единовременное денежное пособие на приобретение одежды (обеспечение производится администрацией ИУ, исполняющего наказание) - на дополнительную помощь больным заключенным, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним заключенным, инвалидам, престарелым, беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей.

По прибытии к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, должен обратиться в центр занятости.

Гражданин, обратившийся в органы службы занятости, должен представить:

· паспорт (при отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции);

· документ об образовании (если он есть);

· трудовую книжку (если она есть);

· справку об освобождении; справку из исправительного учреждения о заработке (для начисления пособия по безработице);

· справку МСЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности (это касается трудоспособных инвалидов и лиц, имеющих медицинские ограничения к определенным видам работы);

· свидетельство о рождении детей, если дети находятся на иждивении (для получения на них надбавки к пособию).

На иждивенцев старше 14 лет представляется справка из учебного заведения об обучении и неполучении стипендии;

· соответствующие документы, если из заработной платы лица должны производиться удержания алиментов или иных сумм, присужденных решением суда.

Возможно, необходимо будет представить некоторые другие документы, указанные службой занятости.

Порядок предоставления к досрочному освобождению от отбывания наказания.

Условно-досрочное освобождение (УДО) применяется к отбывающим исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы в случаях отбытия установленной части наказания и если лицо не нуждается в полном отбывании наказания.

Закон допускает условно-досрочное освобождение отбывающих пожизненное лишение свободы в случае фактического отбывания наказания не менее 25 лет.

Вопрос о представлении осужденного к условно-досрочному освобождению рассматривается советом воспитателей отряда, затем комиссией из числа руководства колонии.

Решение комиссии оформляется протоколом и должно быть мотивировано. При отрицательном решении повторное обсуждение возможно не ранее чем по истечении 6 месяцев.

Законодательство обязывает администрацию рассмотреть вопрос об условно-досрочном освобождении не позднее месяца после отбытия соответствующей части срока и принять мотивированное постановление о представлении либо об отказе в представлении осужденного к условно-досрочному освобождению.

В представлении указываются сведения о судимостях, отбытой части наказания, поведении за все время отбывания наказания, отношении к труду, обучению, совершенному деянию. Делается вывод, что осужденный не нуждается в полном отбывании наказания.

Вопрос о представлении к условно-досрочному освобождению рассматривается в случае, если осужденный отбывает наказание в облегченных, а несовершеннолетний - в льготных условиях, что позволяет не тратить время на рассмотрение вопроса в отношении злостных нарушителей режима.

Представление об условно-досрочном освобождении осужденных с наказанием в виде исправительных работ направляет уголовно-исполнительная инспекция, а осужденных военнослужащих - командование дисциплинарной воинской части.

При заболевании, дающем основание для досрочного освобождения по болезни, осужденный направляется на врачебную комиссию. При подтверждении заболевания составляется мотивированное заключение с указанием необходимости назначения принудительных мер медицинского характера и в какой форме. Лицо, заболевшее психическим расстройством и не осознающее фактический характер и общественную опасность своих действий, подлежит освобождению независимо от степени тяжести преступления, отбытого срока, поведения с применением принудительных мер медицинского характера. При заболевании иной тяжелой болезнью учитывается тяжесть преступления, личность осужденного, степень исправления, выраженность заболевания, физические возможности совершения нового преступления, поведение, и в освобождении осужденного может быть отказано.

Осужденные к обязательным и исправительным работам, ограничению свободы при утрате трудоспособности освобождаются от отбывания наказания по признанию их инвалидами I или II групп.

Для представления к условно-досрочному освобождению лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, необходима убежденность администрации исправительного учреждения, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. Этот вывод делается на основе изучения его поведения, и если в течение 3 лет осужденный не допускал злостных нарушений установленного порядка.

Справку об освобождении выдают в день окончания срока заключения, вместе со всеми остальными документами.

В дальнейшем этот документ может понадобиться при:

  • восстановлении утраченного паспорта;
  • депортации на родину иностранному гражданину;
  • восстановлении прописки по месту жительства;
  • постановке на учет в службу занятости и выдачи пособия по безработице;
  • получении других социальных выплат и льгот.

Где и когда выдают?

В день освобождения бывшему осужденному выдается пакет документов. Он включает в себя:

  1. Паспорт. При необходимости руководство исправительного учреждения продлевает его при истечении срока действия или же делает новый в случае утраты.
  2. Справка об освобождении нужной формы.
  3. Документы о трудовой деятельности и заработной плате в .

Обязанность подготовить и выдать своевременно данный пакет документов лежит на администрации исправительного учреждения.

Формы документов и их описание

Согласно Приказу Минюста РФ от 20.05.2009 существует несколько видов данного документа:

  • Справка формы «А» выдается в связи с прекращением уголовного дела. Или же передачей дела осужденного на новое рассмотрение с последующим смягчением приговора и освобождением из-под стражи.
  • Справка формы «Б-ИЛ» . Такой документ получат люди, отбывавшие наказание по исполнительным листам. Сюда относятся осужденные за неуплату алиментов на детей.
  • Форма «Б» выдается всем остальным освобожденным, являющимся гражданами Российской Федерации.
  • Справка формы «В» . Такой документ положен иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые на момент ареста проживали в России. А так же иностранцам и лицам без гражданства проживавшим за границей, но принявшим решение после освобождения остаться в нашей стране.

Общая форма для всех видов справок одинакова и содержит:

  1. фотографию владельца;
  2. фамилию, имя и отчество (при наличии);
  3. дату, год и место рождения;
  4. место жительства;
  5. национальность (указывается со слов осужденного);
  6. отношение к военной службе, род войск;
  7. брачные отношения;
  8. статью по которой отбывалось наказание и кем было назначено;
  9. срок проведенный в заключении;
  10. дату и место освобождения.

Образец справки представлен на фото:

Срок действия

Данный документ не имеет сроков годности и является бессрочным. На справке не указаны никаких дат ограничивающих срок ее действия .

Что делать и куда обращаться, если бумага утеряна?

Необходимо отправить запрос на выдачу дубликата по почте в службу исполнения наказаний того региона, где отбывалось наказание. Согласно ФЗ от 09.02.2009 № 8−ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в течение месяца (плюс срок пересылки письма почтой) данный орган должен прислать ответ.

Так же возможно обратиться в ОВД или уголовно-исполнительную службу по месту регистрации. Эти органы отправят запрос в исправительное учреждение и на основании этого выдадут дубликат справки.

Отказать в праве восстановления документа незаконно. При отказе по запросу выдать дубликат необходимо обратиться с заявлением к участковому полиции по месту жительства или же непосредственно в прокуратуру.

Проблема невыдачи паспорта при выходе из МЛС и отсутствие возможности установления личности

Согласно п. 3 статьи 173 УИК РФ , администрация исправительного учреждения обязана выдать паспорт при освобождении из мест лишения свободы. При его отсутствии или просрочке, все действия по получению нового документа возлагаются также на руководство колонии . Денежные средства за восстановления документа берутся с личного счета осужденного, а при их отсутствии все траты оплачивает государство.

Однако, на практике, возможны ситуации при которых администрация по тем или иным причинам не может выдать паспорт отбывшему наказание человеку. Что делать в таком случае и является ли бумага об освобождении удостоверяющим документом?

Все действия по восстановлению утраченных документов предпринимаются по прибытию по месту жительства. Добраться до него можно по билетам на любой вид транспорта, выданные в и справки об освобождении (на это время она может заменить паспорт).

  1. Во-первых, необходимо сделать письменный запрос в администрацию исправительного учреждения с просьбой выслать паспорт и прочие документы ценным письмом. Запрос делается с помощью заказного письма с уведомлением о получении. В дальнейшем этот квиток может служить доказательством об отказе выдачи паспорта.
  2. Во-вторых, обратиться в многофункциональный центр по месту жительства или федеральную миграционную службу, для подачи заявления на выдачу нового паспорта. К заявлению нужно приложить имеющеюся справку об освобождении.
  3. В-третьих, необходимо восстановить прописку или регистрацию по месту жительства указанную в паспорте. Если до отбывания наказания прописка была на территории Российской федерации, то она остается действительной.

    Для подтверждения этого факта необходимо обратиться в территориальный отдел УФМС. Такие службы располагаются обычно при отделах полиции. В данный орган предоставляется новый паспорт и заявление на восстановление прописки. После рассмотрения документов регистрация будет действительной.

Все вышеописанные этапы действительны для граждан России. Если освобожденный является подданным другого государства, то порядок действий меняется.

Вначале необходимо обратиться в ближайшее посольство своей страны на территории России. Там получить новый паспорт или документ его временно заменяющий в случае утраты. И с этим документом уехать в страну постоянного проживания. На все эти действия дается один месяц, начиная со дня освобождения, указанного в справке. После этого срока человек будет считаться нелегально пребывающим в стране и депортирован на родину согласно миграционному законодательству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Справочник для освобождающихся из исправительных учреждений Пермской области

2-е издание

Об освобождении

Процедура освобождения,
получение документов при освобождении,
обеспечение одеждой, продуктами питания, расходами на проезд до места жительства,
расчет по заработной плате,
предупреждение родственников об освобождении,
взаимопомощь.

Когда это происходит.

Осужденные к лишению свободы освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При определении срока в годах он оканчивается в последний день истечения года (при этом не имеет значение число дней в году, т.е. является ли он високосным), если срок определен в месяцах, то он оканчивается в последний день истечения месяца (при этом не имеет значение количество дней в каждом месяце).

Как оформляются справки об освобождении.

Справка об освобождении является документом, удостоверяющим личность (так же как паспорт, но в отличие от него, на небольшой срок).

Справки по форме "А" выдаются лицам, в отношении которых приговор отменен с прекращением уголовного дела, или передачей дела на новое рассмотрение, с заменой меры пресечения на более мягкую.

Справки по форме "Б-ИЛ" выдаются лицам, не погасившим при отбывании наказания задолженность по исполнительным листам (в том числе по исполнительным листам о взыскании алиментов на содержание детей).

Справки по форме "Б" выдаются всем остальным освобождаемым гражданам Российской Федерации.

Справки по форме "В" выдаются иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживавшим в России до ареста, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживавшим до ареста за границей, но после освобождения остающимся на временное или постоянное жительство в Российской Федерации.

В строке справки "Следует к месту жительства" указывается населенный пункт, район, область, край, республика, куда выезжает освобождаемый. Корешки справок об освобождении хранятся в колонии 1 год, после чего уничтожаются по акту.

В получении личных документов, вещей, ценностей освобождаемый расписывается на внутренней стороне второй обложки личного дела.

Обратите внимание : освобождаемый сам указывает тот населенный пункт, куда он едет. Если Вы назовете населенный пункт неточно, не задумываясь, потом будет очень сложно обосноваться (реализовать свое право на жилище) в том населенном пункте, где действительно хотели бы жить.

В случае утраты справки об освобождении Администрация может выдать ее дубликат по запросу ОВД.

Кроме названной справки при освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи, ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы и ценные бумаги.

Документы, относящиеся к заболеванию человека, могут быть отправлены в адрес медицинского учреждения, в которое обратился освобожденный гражданин по прибытии к месту жительства, по запросу учреждения. Кроме того, статьей 31 закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" каждому гражданину гарантируется право непосредственно знакомиться с медицинскими документами о состоянии его здоровья и делать с них копии.

В соответствии с "Инструкцией о порядке учета рабочего времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж" сведения карты учета о суммарном времени работы осужденного должны быть занесены в трудовую книжку или справку.

Для исчисления пенсии ранее выдавалась справка о среднемесячной заработной плате, в настоящее время замененная Страховым свидетельством государственного пенсионного страхования.

При освобождении на руки выдаются также паспорт (См. главу "Прибыл, чтобы жить") или документ, его заменяющий, трудовая книжка и пенсионное удостоверение. При отсутствии таких документов в личном деле осужденного администрация колонии должна заблаговременно принимать меры по их получению через территориальные органы внутренних дел (оплата бланка паспорта - 50% МРОТ, и 2-х фотографий возлагается на осужденного) и службы социальной защиты (пенсионные удостоверения) по месту расположения колонии.

Расчеты с освобождаемым.

Спецотдел учреждения должен своевременно оповестить о предстоящем освобождении все соответствующие службы.

При освобождении, после удержания подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд, возмещения расходов по содержанию осужденного, удержания по исполнительным листам (все удержания не могут превышать 75% суммы доходов отбывающего наказание, а с осужденных мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних - не более 50%), освобождающемуся должны выдать заработанную или (и) имеющуюся на лицевом счете сумму.

В дорогу.

Ежегодно из исправительных учреждений Пермской области освобождается 10-11 тысяч человек. За 11 месяцев 2001 года, например, из учреждений ГУИН МЮ РФ по Пермской области были освобождены 6888 человек, из них: 1725(25,04%) человек - по отбытию срока наказания, 4346 человек - по УДО (63,1%), 370 (5,37%) человек - в связи с тяжелым заболеванием, 447 (6,49%) - в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Из учреждений АМ-244 и Ш-320 (в настоящее время преобразованы в Камское управление лесных исправительных учреждений и подчинены ГУИН МЮ РФ по Пермской области) ежегодно освобождается до 2500 и 1300 человек соответственно.

В соответствии с ч.1 ст. 181 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, освобождаемые обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства (железнодорожным, автомобильным или водным транспортом). Проездными билетами для проезда в пределах только российской территории обеспечивает администрация исправительного учреждения (например, если человек следует до населенного пункта Украины, то деньги на билет даются из расчета проезда до границы смежных государств). В 2001 году исправительными учреждениями ГУИН МЮ РФ по Пермской области было выдано гражданам отбывшим наказание для оплаты транспортных расходов 68760 рублей.

Помимо денежных средств на оплату проезда освобождаемого должны обеспечить на период следования к месту жительства питанием по норме сухого пайка либо денежными средствами на него в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц (Постановление Правительства РФ от 24.10.97 № 1358 "О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания").

Кроме того, если у освобождающегося нет одежды по сезону ввиду того, что последний был арестован в другое время года, его должны обеспечить ею за счет фонда учреждения . Было бы неплохо заблаговременно сообщить об этом начальнику отряда. На эти цели и другую материальную помощь освобождающимся в 2001 году исправительными учреждениями ГУИН МЮ РФ по Пермской области израсходовано 88840 рублей.

Если Вы не полностью были обеспечены средствами на приобретение проездных документов можно обратиться в приемную ГУИН МЮ РФ по Пермской области (614000, г. Пермь, ул. Островского, 25).

Освобожденные граждане, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, и освобождаемые несовершеннолетние в возрасте до 16 лет в дороге должны сопровождаться родственниками или работниками исправительного учреждения.

В случае кражи у Вас денег или билетов следует обратиться с заявлением в милицию и получить справку, подтверждающую Ваше обращение к ним. Это поможет Вам подтвердить факт кражи и упростит оказание помощи.

Взаимопомощь.

В большинстве исправительных учреждений существует общественный фонд или как его еще называют касса взаимопомощи. Она может быть общей на все исправительной учреждение, или их может быть несколько, в отрядах. Осужденными из средств находящихся на личных лицевых счетах могут направляться в фонд материальной помощи осужденным денежные средства. Заметим, что все это возможно исключительно на добровольной основе, размер такого перевода, разумеется, также не может устанавливаться директивно. Вся процедура сбора денежных средств в кассу взаимопомощи происходит через бухгалтерию исправительного учреждения и находится под контролем администрации учреждения. Однако решение о выделении материальной помощи, в том числе на одежду и обувь освобождающимся осужденным, принимается членами Кассы.