Коллективные переговоры в социально-трудовой сфере. Коллективные переговоры в социально-трудовой сфере Днем начала коллективных переговоров является день следующий

В соответствии со статьей 36 представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Порядок ведения коллективных переговоров определен в статье 37. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, составляется протокол разногласий (ст. 38). Статья 39 предусматривает гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.

Наделяя участников переговоров полной свободой в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, в принятом варианте Трудового кодекса законодатели не устранили имеющуюся в законопроекте неточность: не перечислили всех участников этого процесса. Так, в статье 37 не учтены «иные представители работников», перечисленные в статье 29.

Глава 7 Кодекса устанавливает правовые основы разработки, заключения, содержания и выполнения коллективных договоров и соглашений.

Коллективный договор определен в статье 40 как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работодателем и работниками в лице их представителей. Новый кодекс создает более благоприятные условия для реализации провозглашенных принципов социального партнерства. В нашем законодательстве была только норма, обязывающая работодателя начать переговоры с профсоюзом в ответ на его уведомление, а обязывающей нормы заключить договор, нет. Теперь все четко регламентировано: через семь дней после уведомления стороны должны приступить к переговорам, а через три месяца обязаны подписать коллективный договор. По неразрешенным вопросам составляется протокол разногласий, который регистрируется в том же порядке, что и коллективный договор. В дальнейшем по нему возможны либо согласования, либо решение вопроса в судебном порядке.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами (ст. 41). Такие договоры могут включать в себя обязательства сторон по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, инфляции; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее временя и время отдыха, отпусков и др. В коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, более благоприятные условия труда. В такой договор в обязательном порядке включаются нормативные положения в соответствии с действующим законодательством.

Порядок разработки проекта и заключения коллективного договора определяются сторонами договора (ст. 42).

Статья 43 Кодекса определяет действие коллективного договора. Такой договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, им установленного.

Социальное партнерство не ограничивается заключением коллективных договоров. Это еще и соглашения заинтересованных сторон. К сожалению, процесс принятия коллективных соглашений не получил достаточно большого развития в стране. Одной из главных причин того, что соглашения не заключаются, является отсутствие в некоторых регионах объединений работодателей. Организованные предпринимательские объединения не всегда готовы и берут на себя функции регулирования трудовых отношений, руководители мелких и средних фирм зачастую остаются в стороне от коллективно-договорного процесса. Принятие долгожданного Федерального закона «Об объединениях работодателей» должно быть стимулом формирования организованных структур работодателей.

Соглашение как правовой акт устанавливает согласно ст. 45 Кодекса общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. В соглашение могут быть включены вопросы оплаты труда, условия и охраны труда, режимы труда и отдыха и иные. Законодатель дает примерный перечень взаимных обязательств, которые могут включаться в содержание соглашения. Этот перечень не является исчерпывающим, т. к. он носит рекомендательный характер (ст. 45). Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Срок действия соглашения аналогичен сроку действия коллективного договора. Однако действие соглашения распространяется не только на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, но и на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств. Последние, что хотелось бы особо подчеркнуть, в принятом в первом чтении Трудовом кодексе отсутствовали, как и абз. 5 ст. 48 окончательного варианта Кодекса, в котором говорится, что в тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действует наиболее благоприятные для них условия соглашений.

Все приказы и локальные акты, издаваемые работодателем, должны соответствовать коллективному договору, региональным и отраслевым соглашениям. Кроме того коллективный договор на предприятии теперь будет только один, в отрасли – одно соглашение.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Глава 8 Трудового кодекса регламентирует вопросы участия работников в управлении организаций. Право работников на такое участие, содержит в себе статья 52 нового Кодекса. В статье 53 перечислены основные формы участия работников в управлении предприятием, а также вопросы, по которым представители работников имеют право получать информацию от работодателя. Представители работников имеют право вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

За нарушение трудового законодательства стороны социального партнерства могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Согласно статье 195, которую удалось отстоять профсоюзам, работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Нормы, установленные главой 9 Трудового кодекса, отсылают к новому Кодексу РФ об административных правонарушениях. При этом в ст. 5.28 последнего предусмотрена, в частности, ответственность за нарушение установленного срока проведения переговоров и необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения. В Трудовом кодексе таких норм нет. Кроме того если в Трудовом кодексе предусмотрена ответственность для лиц, представляющих работодателя либо работников, то в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность предусмотрена только для работодателя или лица, его представляющего. Привлекать к административной ответственности имеют право государственные инспекторы труда.

Ст 36 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 36 ТК РФ:

1. Ст 36 ТК РФ устанавливает, что в соответствии с положениями Конвенции МОТ N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981) термин "коллективные переговоры" означает все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей либо одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях:

  • а) определения условий труда и занятости;
  • б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися;
  • в) регулирования отношений между работодателями и их организациями и организацией или организациями трудящихся.

2. Статья 36 ТК РФ гласит, что право работодателей и представительных организаций работников на коллективные переговоры признано Международной организацией труда (раздел 3 Филадельфийской декларации // Законодательство МОТ о свободе объединения: Нормы и процедуры. МБТ. Женева, 1998. С. 7). Оно предполагает возможность начать переговоры и участвовать в них на равноправной основе.

3. Коллективные переговоры проводятся как для заключения коллективного договора, соглашения, так и для внесения в эти акты дополнений или изменений (см. коммент. к ст. 44).

4. Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон. Для этого она должна направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров.

Кодекс не устанавливает специальных требований к содержанию такого уведомления. Оно может быть составлено в произвольной форме. В уведомлении целесообразно указывать предлагаемую дату начала переговоров, место их проведения, предложения по составу комиссии (если она не действует на постоянной основе).

5. Сторона, получившая уведомление, обязана в 7-дневный срок вступить в коллективные переговоры. Вступление в переговоры - это направление инициатору переговоров ответа с указанием представителей, которые включаются в состав комиссии по ведению коллективных переговоров, и их полномочий. Ответ может содержать и предложения о дате, месте и времени начала переговоров. Если стороны не согласовали дату и время начала переговоров, днем начала коллективных переговоров считается день, следующий за днем получения ответа инициатором переговоров. Это правило введено для создания дополнительных гарантий выполнения обязанности по вступлению в коллективные переговоры: если они не начались в установленный ч. 2 ст 36 ТК РФ с комментариями срок, есть основания оценивать ситуацию как уклонение от участия в коллективных переговорах. Очевидно, начиная с этой даты необходимо исчислять продолжительность коллективных переговоров, которая важна для предоставления гарантий участвующим в них работникам (см. коммент. к ст. 39) и для определения наличия разногласий (см. коммент. к ст. 40).

Неисполнение обязанности по вступлению в коллективные переговоры влечет административную ответственность (см. коммент. к ст. 54).

6. Часть 3 ст 36 ТК РФ, введенная Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, фактически воспроизводит норму ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в настоящее время этот Закон утратил силу) с некоторыми редакционными уточнениями. Основная цель указанной нормы - предотвратить любое вмешательство со стороны работодателей и оказание давления на трудящихся в процессе коллективных переговоров. Исключения из этого правила допускаются лишь в случаях, предусмотренных Кодексом, однако в настоящее время таких исключений не установлено: работников на коллективных переговорах представляют профессиональные союзы (их организации, объединения), а в случае их отсутствия либо малочисленности - иные представители (см. коммент. к ст. ст. 29, 30, 31).

Новая редакция Ст. 36 ТК РФ

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 36 ТК РФ

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров (ч. 1 ст. 36 Трудового кодекса РФ).

Вторая часть комментируемой статьи строго регламентирует порядок вступления в переговоры стороны, получившей приглашение к началу таких переговоров.

Кроме того, в статье 36 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона N 90-ФЗ появилась часть третья, которая запрещает ведение коллективных переговоров, а равно и заключение коллективных договоров (соглашений) от имен работников лицами, представляющими интересы работодателей, либо организациями (органами), созданными (финансируемыми) работодателями, органами власти (управления) или политическими партиями (за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ).

Другой комментарий к Ст. 36 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Общее определение коллективных переговоров дается в Конвенции МОТ N 154 "О содействии коллективным переговорам". Под ними понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей с одной стороны и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой в целях:

а) определения условий труда и занятости; и/или

б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися; и/или

в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Коллективные переговоры охватывают все стороны взаимоотношений между работниками и работодателями, т.е. не существует таких вопросов в отношениях по поводу применения наемного труда, которые не могли бы явиться предметом коллективных переговоров.

В рамках системы "трипартизм" в коллективных переговорах могут принимать участие представители государства или местного самоуправления. Они являются в таком случае полноправными участниками переговоров. В случаях, предусмотренных законом, участие в коллективных переговорах органов государственной власти, органов местного самоуправления является обязательным (см. ст. 45 ТК РФ и комментарий к ней).

Коллективные переговоры - универсальное средство согласования интересов сторон социального партнерства, подготовки правовых актов социального партнерства. Они могут проводиться на всех уровнях социального партнерства, начиная с уровня организации и заканчивая федеральным уровнем.

В комментируемых статьях данной главы установлен общий порядок проведения коллективных переговоров. Он имеет общее значение и применяется для проведения переговоров любого уровня. Стороны коллективных переговоров на основании норм комментируемой главы самостоятельно определяют конкретную процедуру проведения коллективных переговоров.

2. Универсальными участниками коллективных переговоров являются представители работников и работодателей. О соответствующих представителях см. гл. 4 ТК РФ и комментарий к ней.

Инициатором начала коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон. Предложение о начале коллективных переговоров выдвигается от имени представителей работников или работодателей органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т.п.). Процедура принятия данного решения определяется уставами и регламентами организаций работников или работодателей (работодателя). Выдвижение инициативы по проведению коллективных переговоров органом или лицом, не имеющим надлежащих полномочий, не порождает у другой стороны (других сторон) обязанностей по вступлению в переговоры. Правом на выдвижение предложения о начале коллективных переговоров обладают непосредственно работники организации, а также их представители (профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников организации, которой поручено представлять интересы работников, единый представительный орган, иной представитель).

Предложение о начале коллективных переговоров направляется инициатором другой стороне (сторонам) в письменной форме. Письменное предложение о начале коллективных переговоров должно быть направлено способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т.п.).

Представители стороны, получившие от другой стороны уведомление о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Вступление в переговоры осуществляется посредством назначения (выбора) лиц, участвующих в коллективных переговорах от ее имени, и направления соответствующего решения инициатору коллективных переговоров. Решение о вступлении в переговоры принимается органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т.п.). Процедура принятия данного решения определяется соответствующими уставами и регламентами.

3. Коллективные переговоры начинаются на следующий день после получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа, предусмотренного ч. 2 ст. 36. Днем окончания коллективных переговоров является день подписания коллективного договора, соглашения либо протокола разногласий.

4. Часть 3 ст. 36 воспроизводит положения ст. 5 утратившего силу Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях", исключая представительство интересов работников лицами, которые представляют интересы работодателей, организациями или органами, подконтрольными работодателям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, политическим партиям. К таким организациям могут быть отнесены те из них, которые образованы при преимущественном участии работодателей или их представителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий либо напрямую финансируются ими. Данное правило конкретизирует нормы Конвенции МОТ N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров", согласно которой организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов. В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.


Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 36 ТК РФ


1. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в 7-дневный срок начать переговоры.

От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников.

При наличии в организации на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.

От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей.

Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

В течение 3 мес. до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

2. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны обеспечивать представителей работников имеющейся у них информацией, необходимой для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, они составляют протокол разногласий.

Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.

3. Перед тем как сесть за стол переговоров, представителям наемных работников необходимо получить информацию об организации, на которую они имеют право.

Относительно заработной платы корпорации сообщают профсоюзам о среднем числе работников по роду деятельности и месту работы; операционных затратах, включая затраты на заработную плату, на социальное страхование, на пенсионное обеспечение. Исходя из этого рассчитываются: средняя заработная плата работников; динамика покупательной способности; доля чистого дохода компании, которая выплачена работникам.

Кроме того, до переговоров необходимо получить информацию о росте или сокращении численности; изменениях в обороте, затратах, рентабельности; уровне капиталовложений; изменениях в финансовой системе.

Необходимо глубоко вникнуть в финансовую отчетность организации: балансовый отчет; отчет о движении денежных средств; информацию о добавленной стоимости; отчет совета директоров; отчет о прибылях и убытках; отчет об источниках и расходовании средств.

Необходимо изучить торговую статистику за несколько лет, включая объем продаж в расчете на 1 наемного работника и отношение объема продаж к используемому капиталу, а также выяснить, сколько работник вкладывает в организацию, сколько получает от нее, увеличилась или уменьшилась за последние годы доля добавленной стоимости, выделяемая работникам.

Полезно определить производительность труда организации по формуле: отношение индекса добавленной стоимости к индексу численности работников.

При заключении коллективного договора используются правила ведения переговоров. Переговоры - это диалог, в котором стороны излагают свои цели. Обычно используют следующие правила: а) изучить ситуацию и позицию противоположной стороны; б) не должно быть спора ради спора; в) предложить конструктивные варианты; г) предложить выход из сложных ситуаций.

Идеальный участник переговоров обладает следующими качествами: а) умеет решительно сказать "нет"; б) способен внушать доверие; в) умеет быть терпеливым слушателем; г) умеет соглашаться, когда позиция противника более сильная; д) имеет чувство юмора; е) умеет логически мыслить; ж) обладает способностями к общению; з) умеет убеждать.

При переговорах используют следующие стили ведения переговоров: а) соревновательный - сильный напор, низкая степень сотрудничества; б) уклончивый - слабое давление, слабое сотрудничество; в) примирительный - слабое давление, высокая степень сотрудничества; г) компромиссный - средняя степень давления, средний уровень сотрудничества; д) ориентированный на сотрудничество - высокая степень давления, высокая степень сотрудничества.

4. Начало регулирования международными нормами трудовых и связанных с ними отношений коллективного характера относится к 1950-м гг., когда были приняты Конвенция N 98 МОТ "О применении принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров" (1949 г.), Рекомендация N 91 МОТ "О коллективных договорах" (1951 г.), Рекомендация N 92 МОТ "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 г.). В них, в частности, впервые дано определение коллективного договора, под которым подразумевается "всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими организациями представителей работников или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными".

Порядок ведения коллективных переговоров устанавливается либо законодательством страны, либо соглашением между участвующими сторонами. Рекомендация N 91 МОТ определяет место коллективного договора в регулировании трудовых и иных связанных с ними отношений. Принимаемые на основе законодательства коллективные договоры составляют, в свою очередь, нормативную базу для трудовых договоров. Если последние противоречат коллективному договору, они должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора. По смыслу п. 5 Рекомендации N 91 действие коллективного договора распространяется на всех работодателей и работников, входящих по производственному и территориальному признакам в сферу действия договора.

Контроль за соблюдением коллективного договора должен, согласно п. 7 Рекомендации N 91, производиться участвующими в нем организациями работодателей и работников, или органами трудовых инспекций, или же специально создаваемыми для этой цели органами.

См. также Конвенцию N 154 МОТ "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) и Рекомендацию N 163 МОТ "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.).

5. Работники обязаны вести коллективные переговоры сами, не поручая эту работу представителям, не являющимся членами коллектива.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 36 ТК РФ

1. Согласно положениям Конвенции МОТ N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) предметом коллективных переговоров могут быть любые переговоры между представителями работников и работодателей, которые бы позволили урегулировать условия труда на договорной основе.

2. Инициатором коллективных переговоров может быть любая из сторон. При этом представители стороны, получившие в письменной форме предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

3. Лицам, органам или организациям, указанным в ч. 3 настоящей статьи, запрещено осуществлять представительство ими интересов работников в сфере социального партнерства, кроме случаев, предусмотренных ТК РФ.

Второй комментарий к Статье 36 Трудового кодекса

1. Статья 36 дополнена существенными положениями.

В ее ч. 1 регламентируется не только порядок проявления инициативы одной из сторон о начале коллективных переговоров (что было и ранее), но и ответных действий другой стороны. Определен день, который считается днем начала коллективных переговоров.

В ст. 36 включена новая ч. 3, запрещающая перечисленным в ней лицам и организациям вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения от имени работников. Тем самым обеспечивается право профсоюзов представлять работников и право работников самим определить своего представителя, если профсоюзный орган, действующий у работодателя, не является их представителем (см. ст. 29 — 31 ТК РФ).

2. Международная организация труда (МОТ) уделяет серьезное внимание необходимости и порядку ведения коллективных переговоров.

Так, в ст. 4 Конвенции МОТ N 98 предусматривается необходимость принятия мер в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

3. В Конвенции МОТ N 154 (1981 г.) (ст. 5) международным нормам о коллективных переговорах отводится основополагающее значение. Она предусматривает конкретные меры для содействия коллективным переговорам, соответствующие национальным условиям. Эти меры должны быть направлены на то, чтобы:

коллективные переговоры были возможны для всех предпринимателей и всех категорий трудящихся в отраслях деятельности, предусмотренных данной Конвенцией;

коллективные переговоры постепенно распространялись на все вопросы определения условий труда и занятости, и (или) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися, и (или) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся;

поощрялась разработка правил процедуры, согласованных между организациями предпринимателей и трудящихся;

проведению коллективных переговоров не препятствовало отсутствие регулирующих их правил или неполный или несоответствующий характер этих правил;

органы и процедуры разрешения трудовых конфликтов создавались таким образом, чтобы содействовать коллективным переговорам.

Положения Конвенции N 154 не препятствуют функционированию системы трудовых отношений, где коллективные переговоры проходят в рамках примирительного и (или) арбитражного механизма или органов, в которых стороны, ведущие коллективные переговоры, добровольно принимают участие (ст. 6).

Меры, принимаемые государственными органами для поощрения и содействия развитию коллективных переговоров, являются предметом предварительных консультаций и, когда это возможно, соглашений между государственными органами и организациями предпринимателей и трудящихся (ст. 7).

Меры, принимаемые с целью содействия коллективным переговорам, должны разрабатываться или применяться таким образом, чтобы не ограничивать свободу коллективных переговоров (ст. 8).

На содействие коллективным переговорам направлена Рекомендация МОТ N 163 (1981 г.).

О том, что должны приниматься соответствующие национальным условиям меры для содействия в отраслевом и национальном масштабе эффективным консультациям и сотрудничеству между государственными органами власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями, сказано в Рекомендации МОТ N 113 (1960 г.) (п. 1.1).

Общей целью таких консультаций и сотрудничества должно быть содействие взаимопониманию и хорошим отношениям между государственными органами власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями с целью развития экономики в целом или ее отдельных отраслей, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня (ст. 4 Рекомендации МОТ N 113).

Такие консультации и сотрудничество должны быть направлены, в частности:

a) на совместное изучение организациями предпринимателей и трудящихся вопросов, представляющих для них взаимный интерес, с целью достижения в возможно большей степени согласованных решений;

b) обеспечение того, чтобы компетентные государственные органы власти соответствующим образом запрашивали мнение организаций предпринимателей и трудящихся и обращались к ним за ответами и помощью в таких областях, как:

i) подготовка и применение законодательства, затрагивающего их интересы;

ii) создание и деятельность таких общественных органов, как органы, ведающие организацией рынка занятости, профессиональной подготовкой и переподготовкой, охраной труда, гигиеной труда, социальным обеспечением и бытовым обслуживанием;

iii) разработка и осуществление планов экономического и социального развития (ст. 5 Рекомендации МОТ N 113).

На обеспечение организации коллективных переговоров, реализацию при их проведении норм МОТ и российского законодательства о социальном партнерстве направлено создание комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ и комментарий к ней).

Реальное признание права на ведение коллективных переговоров в качестве основополагающего подтверждено Декларацией МОТ 1998 г. (см. подп. «а» п. 2).

4. В Конвенции МОТ N 154 содержится понятие термина «коллективные переговоры». Он означает все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях:

определения условий труда и занятости, и (или)

регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися, и (или) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся (ст. 2).

Если в переговоры вступают не организации трудящихся (профсоюзы), а иные их представители, то термин «коллективные переговоры» распространяется также на переговоры с этими представителями. Однако в этих случаях при необходимости должны приниматься соответствующие меры для обеспечения того, чтобы присутствие этих представителей не могло ослабить позиции заинтересованных организаций трудящихся (см. ст. 3).

Понятие коллективных переговоров в ТК РФ не сформулировано, но, поскольку суть их и предназначение ясны, опираясь на Конвенцию МОТ N 154, можно предложить следующее понятие: коллективные переговоры — это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда, решение других вопросов регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.

5. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривал право на ведение коллективных переговоров, определял порядок их ведения и разрешения разногласий, устанавливая гарантии и компенсации за время переговоров (см. ст. 6 — 9).

Эта структура в принципе сохранена в главе 6 ТК РФ.

6. Отношения при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений как часть отношений по социальному партнерству непосредственно связаны с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права, а потому регулируются трудовым законодательством (см. ).

7. Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей в числе их основных трудовых прав закреплено .

8. Коллективные переговоры могут вестись по инициативе любой из сторон. Каждая из них в лице своих представителей вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Результатом проявленной представителями одной стороны в письменной форме инициативы о проведении коллективных переговоров должно быть вступление другой стороны в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения предложения о начале переговоров.

Сторона, получившая предложение, направляет инициатору проведения коллективных переговоров ответ в течение 7 дней. В нем должны быть указаны представители этой стороны, которые будут участвовать в работе комиссии, и их полномочия.

Сторона, инициирующая проведение переговоров, также должна определить своих представителей для работы в комиссии и их полномочия. Она может сделать это в первоначальном письме к другой стороне или после получения от нее ответа.

Предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени работников может направить работодателю орган, имеющий право их представлять (см. ст. 29 — 31 ТК РФ), или единый представительный орган, образованный в соответствии с Кодексом (см. ч. 2 — 4 ст. 37).

Кодекс не определяет количественный состав комиссий. Он определяется обычно по договоренности сторон.

9. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором переговоров положительного ответа от другой стороны.

10. Кодекс (ч. 3 ст. 36) не допускает ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений от имени работников:

1) лицами, представляющими интересы работодателей;

2) организациями или органами, созданными либо финансируемыми: а) работодателями; б) органами исполнительной власти; в) органами местного самоуправления; г) политическими партиями.

Исключение составляют случаи, предусмотренные Кодексом.

11. Запрещение ведения переговоров и заключения соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя, содержится в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ч. 4 п. 1 ст. 13), Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (ч. 3 ст. 5).

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством (ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Указанные выше положения вытекают из документов МОТ.

12. Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) принято решение и даны рекомендации по организации и проведению единой переговорной кампании (см. Постановление исполкома ФНПР от 28 августа 2002 г. N 3-4).

Исполком ФНПР счел объективной необходимостью создание целостной коллективно-договорной кампании, позволяющей выстроить четкую систему, направленную на обеспечение эффективной защиты прав и интересов работников и увязанную по единым срокам заключения соглашений и коллективных договоров, единым требованиям, выдвигаемым профсоюзами в период ее проведения, и единым действиям, предпринимаемым в поддержку выдвигаемых профсоюзами требований.

Единые сроки подразумевают не проведение переговоров на всех уровнях в одно и то же время, а непрерывную последовательность переговоров, поскольку завершение переговоров на одном уровне дает начало им на другом.

При отсутствии законодательно утвержденных социальных стандартов профсоюзам рекомендовано добиваться включения в соглашения всех уровней и коллективные договоры определенного перечня и количественных характеристик социально-трудовых стандартов, гарантирующих определенный уровень жизни.