Какие акты являются правовыми по охране труда. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие требования охраны труда для организаций всех форм собственности и видов деятельности (на федеральном уровне). Локальные акты организации по охране труда

В соответствии с законодательством РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возложены на работодателя. Для реализации этой задачи в организации должна быть создана система управления охраны труда, регламентированная законодательными, подзаконными нормативными правовыми актами и организационно-методическими документами. Наличие комплекта таких документов должен обеспечить работодатель с учетом специфики деятельности организации (ст. 212 ТК РФ).

В нашей стране за последние годы произошли серьезные позитивные изменения в законотворческой деятельности в сфере охраны труда. И наиболее важным моментом явилось принятие Трудового кодекса РФ, который не только закрепил ранее действовавшие положения об охране труда, но и поднял на более высокий уровень обеспечение гарантий прав работников на здоровые безопасные условия труда, закрепленные ст. 7 и ст. 37 Конституции РФ.

Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты по охране труда

Основополагающими среди документов по обеспечению безопасности условий труда, которые должны быть в организации, являются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ об охране труда, которыми устанавливаются требования, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности.

Федеральные нормативные документы

Источник: Информационный портал Алтайского края по труду и занятости населения
(http://trud22.ru/ohrana_truda/npa/)

Нормативные документы субъектов РФ и муниципалитетов

Перечень документов, используемых при создании служб по охране труда и локальной документации может быть увеличен и за счет регионального законодательства, ведь органы местного самоуправления на основании норм закона также имеют право издать нормативные акты регулирующие некоторые виды правоотношений в субъектах федерации.

Локальные акты организации по охране труда

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В него могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по всему комплексу вопросов социально-трудовых отношений в организации с учетом ее финансово-экономического положения.

Отдельным разделом в колдоговор включаются обязательства по улучшению условий и охраны труда и здоровья работников, выплатам компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, режиму труда и отдыха, санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживанию, а также обучению и профессиональной подготовке в области охраны труда и другие вопросы, определенные сторонами.

Соглашение по охране труда входит в колдоговор в качестве приложения или разрабатывается и утверждается в виде самостоятельного правового акта, включающего обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 ТК РФ).

Нарушение работодателем требований законодательства, регламентирующих порядок заключения и выполнения коллективного договора, соглашения об охране труда, относится к административным правонарушениям, за которые устанавливается административная ответственность (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях).

Право наложения административных взысканий ТК РФ возложено на государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

Основным нормативным документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении всех видов работ, является инструкция по охране труда для работников конкретной организации.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (либо межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), с учетом требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной и технологической документации и конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности или профессии работника либо с учетом выполняемой работы (постановление Минтруда России от 17.12.02 № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований по охране труда»).

Инструкции для работников организации разрабатываются руководителями цехов (или участков при безцеховой структуре), отделов, лабораторий и других соответствующих им подразделений после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом (либо другим представительным органом работников) и службой охраны труда.

Контроль за изучением и выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов, участков, а также бригадиров.

Одним из основных условий для обеспечения эффективного функционирования системы управления охраной труда является принятие в организации распорядительных документов. К таким мерам административного характера относится издание приказов: – о назначении специалиста по охране труда (или о создании службы) либо о возложении этих обязанностей на одного из технических специалистов; – о распределении функциональных обязанностей по охране труда среди руководящего состава организации, в т. ч. руководителей структурных подразделений; – о назначении ответственных лиц по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов, сосудов, работающих под давлением, газового хозяйства, паровых и водогрейных котлов, энергетического оборудования, других объектов и работ повышенной опасности; – об утверждении инструкций (положений) по охране труда руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, объектов и работ.

Источник: Кадровый портал КАДРОВИК.РУ
(www.kadrovik.ru)

Учетные и отчетные документы организации по охране труда

Немаловажная роль в организации работы по охране труда отводится ведению учетно-отчетной документации по всем направлениям деятельности. Рассмотрим виды учетно-отчетных документов внутреннего пользования.

Прежде всего, это журналы регистрации и программы проведения вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или технический специалист, на которого возложены эти обязанности приказом по организации. Вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу без исключения.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель (начальник отдела, цеха, участка, мастер и др.), в чье непосредственное подчинение поступает работник. Инструктаж проводится индивидуально с каждым работником, с учетом его индивидуальных особенностей (стажа работы, профессии и т. п.). Список работников, освобождаемых от первичного инструктажа, утверждается руководителем организации.

Журналы инструктажей должны быть скреплены подписями инструктируемого и инструктирующего. Программы инструктажей должны соответствовать типовым, изложенным в ГОСТ 12.0.004–90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», с учетом особенностей предприятия и конкретного рабочего места.

Журнал распоряжений рекомендуется иметь на участке, в цехе, отделе. В нем должны фиксироваться все распоряжения, касающиеся стажировки, допуска к самостоятельной работе, закрепления ответственных лиц, дисциплинарных наказаний, поощрения работников и т. п.

Все лица, поименованные в распоряжениях, должны быть ознакомлены с ними под роспись, что повышает ответственность и дисциплинированность.

График периодических медицинских освидетельствований обычно составляет отдел кадров совместно с руководителями подразделений на основании утвержденного в организации перечня производств (и профессий), при работе в которых обязательно прохождение медицинских осмотров. При уклонении работника от прохождения медицинского освидетельствования работодатель обязан не допускать его к выполнению трудовых обязанностей.

Личная карточка учета сертифицированных средств индивидуальной защиты,утв. постановлением Минтруда России от 18.12.98 № 51, заводится на каждого работника, в которой он расписывается за получение и сдачу СИЗ. Эти записи в личной карточке работника будут являться основанием, подтверждающим выдачу работнику СИЗ, при расследовании произошедшего с ним несчастного случая.

Еще один вид отчетной документации – приказ о назначении комиссий по обучению и проверке знаний по вопросам охраны труда. Как правило, в организации создаются комиссии двух уровней: одна для проверки знаний руководителей подразделений и специалистов, вторая – для рабочих.

Председатель первой комиссии – главный инженер или другое лицо, осуществляющее техническое руководство предприятием, члены комиссии – ведущие специалисты, представители профкома и отдела по охране труда. Председатель второй комиссии – руководитель подразделения (филиала, цеха и др.), а члены комиссии – мастера и уполномоченные по охране труда. Члены первой комиссии должны пройти обучение и проверку знаний охраны труда в одном из региональных учебных центров. Проведение проверки знаний обучающихся должно быть скреплено подписями членов комиссии (не менее трех) и экзаменуемого.

Программа обучения рабочих безопасным методам труда должна быть составлена по всем профессиям и видам работ с использованием технических средств.

С экзаменационными билетами или специальными вопросниками по проверке знаний по охране труда все работники (руководители, специалисты и рабочие) должны быть ознакомлены до начала проверки знаний (минимум за месяц). Рекомендуется проводить семинары и занятия с экзаменуемыми.

Перечень действующих инструкций по охране труда должен охватывать все виды работ и профессий организации. Этот перечень согласовывается с профсоюзной организацией или с другим уполномоченным работниками представительным органом. Количество инструкций должно соответствовать перечню. Пересмотр должен проводиться не реже одного раза в пять лет, а для профессий с повышенной опасностью – раз в три года.

Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности хранится на участке в цехе. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации. Наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности заполняется лицами, которые назначаются приказом руководителя организации с учетом структуры и местных условий, в соответствии с требованиями межотраслевых и отраслевых правил по охране труда. Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах: первый находится у лица, выдавшего наряд, второй – у ответственного исполнителя работ. Наряд-допуск подлежит хранению в течение года.

Кроме того, чтобы регистрировать всю входящую документацию по охране труда, ведутся специальные журналы регистрации входящей и выходящей документации по охране труда. Инженер по охране труда должен знакомить работников со всей новой документацией и литературой по охране труда под роспись и под роспись выдавать ее работникам организации.

Каждый расследованный и оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (уполномоченным лицом) в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, предусмотренной положением о расследовании, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73. Акты о несчастных случаях на производстве хранятся в течение 45 лет и включаются в годовую форму государственной статистической отчетности.

Во всех организациях, деятельность которых затрагивает автоперевозки, должны быть подготовлены приказы по организации работы автотранспортных средств: о порядке перевозки негабаритных грузов, о назначении ответственных лиц за техническое состояние автотранспорта, за перевозку людей, о проведении медицинских осмотров водителей, допущенных к этой работе, и др.Среди других учетных документов предусмотрен перечень должностей руководителей, специалистов и электротехнического персонала, которые должны иметь группу по электробезопасности.

Работники, принимаемые для выполнения работ на электроустановках, должны иметь соответствующую характеру работы профессиональную подготовку (группу допуска).

Руководители, в подчинении которых находится электротехнический персонал, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала. Эти работники для допуска к самостоятельной работе должны быть обучены в специализированных центрах подготовки персонала.

Неэлектротехнический персонал, выполняющий работы, связанные с возможностью возникновения опасности поражения электрическим током (в т. ч. и пользователи ПЭВМ), должен иметь первую квалификационную группу по электробезопасности.

Государственные нормативные правовые акты по охране труда

К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" от 27 декабря 2010 г. N 1160)
Принципы, на которых строиться законодательство по охране труда, закреплены ст.7 Конституции РФ.
Основополагающими среди документов по обеспечению безопасности условий труда, которые должны быть в организации, являются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ об охране труда, которыми устанавливаются требования, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности.

Государственные нормативные правовые акты по охране труда:
– межотраслевые правила (ПОТ РМ) и типовые инструкции (ТИ РМ) по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Минздравсоцразвития России. Распространяются на организации всех форм собственности и организационно-правовых форм.

– отраслевые правила (ПОТ РО) и типовые инструкции (ТИ РО) по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда действуют только в пределах конкретной отрасли.

– правила (ПБ) безопасности и инструкции по безопасности (ИБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ). Правила безопасности, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти. Распространяются на организации, работающие в области подконтрольной данным органам надзора, занятых обслуживанием оборудования, организующих и выполняющих монтажные, наладочные и ремонтные работы.

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Этими правилами регламентируются требования безопасности при проведении строительных, монтажных работ, реконструкции зданий и сооружений.

Санитарные нормы и правила (СанПин), гигиенические нормативы (ГН). Этими правилами предусмотрены санитарные требования при производстве работ и услуг.

Государственные стандарты (ГОСТы) системы стандартов безопасности труда (ССБТ). В настоящее время действуют как Государственные стандарты СССР, так и Государственные стандарты РФ с буквой «Р». Всего в РФ действует около 400 государственных стандартов по различным направлениям производственной деятельности.

Государственные нормативные правовые акты по охране труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда, либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Локальные документы по охране труда:
- Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В него могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по всему комплексу вопросов социально-трудовых отношений в организации с учетом ее финансово-экономического положения. Отдельным разделом в колдоговор включаются обязательства по улучшению условий и охраны труда и здоровья работников, выплатам компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, режиму труда и отдыха, санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживанию, а также обучению и профессиональной подготовке в области охраны труда и другие вопросы, определенные сторонами.

Соглашение по охране труда входит в колдоговор в качестве приложения или разрабатывается и утверждается в виде самостоятельного правового акта, включающего обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (либо межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), с учетом требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной и технологической документации и конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности или профессии работника либо с учетом выполняемой работы (постановление Минтруда России от 17.12.02 № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований по охране труда»). Является основным нормативным документом, устанавливающим требования безопасности для работников конкретной организации.

Законодательство РФ об охране груда является составной частью трудового законодательства РФ. В соответствии со ст. 5 ТК РФ «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права»

регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:

  • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
  • - указами Президента РФ,
  • - постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти,
  • - нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ,
  • - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

В 2014 г. вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Одним из важнейших положений указанного Закона является ст. 11 «Декларирование соотвстствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», в соответствии с которой работодатель может подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в течение пяти лет с момента подачи.

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Таким образом, законодательство об охране труда включает в себя Конституцию РФ (ст. 37, 42), соответствующие разделы и статьи ТК РФ, разделы и статьи иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права в области охраны труда. Помимо ТК РФ существуют федеральные законы, содержащие нормативные положения по охране труда, например Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В ряде субъектов РФ, например в Москве и Московской области, приняты специальные законы об охране труда. До 2006 г. на федеральном уровне также существовал отдельный специальный Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», однако в 2006 г. он был полностью инкорпорирован в ТК РФ.

Несмотря на то что законодательство об охране труда в России достаточно обширно и разветвлено, законотворчество в этой области нельзя считать законченным. Например, в ТК РФ недостаточно регламентированы вопросы финансирования охраны труда, поэтому необходимо принимать либо дополнения к действующему ТК РФ, либо специальный федеральный закон по этому вопросу. Кроме того, наше законодательство не полностыо отвечает международным требованиям но охране груда. А значит, необходимы определенные усилия для того, чтобы сблизить его с этими требованиями.

Таким образом, депутатам Государственной Думы совместно с ведущими специалистами в области охраны труда предстоит еще много поработать в этом направлении.

Основные законодательные положения по охране труда закреплены в разд. X ТК РФ «Охрана труда». Однако отдельные положения, касающиеся вопросов охраны труда, содержатся и в других разделах ТК РФ. Это в первую очередь положения, касающиеся гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Государственная политика в области охраны труда определяется ст. 210 ТК РФ. Важнейшими из направлений государственной политики в этой области являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

В соответствии с ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Этими требованиями устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны груда, определяется Правительством РФ.

Трудовым кодексом РФ устанавливаются также основные обязанности работодателя и права работника в области охраны труда.

В частности, работодатель обязан: обеспечивать безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создавать рабочие места, на которых условия труда соответствуют требованиям охраны труда; обучать работников безопасным методам и приемам выполнения работ; информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; принимать меры но предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения профсоюзной организации; полностью обеспечивать выполнение требований охраны труда в своей организации.

Работник в области охраны труда имеет право: на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; запросить проведение проверки условий и охраны труда на своем рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства; участвовать лично или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на своем рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; на получение компенсаций, установленных в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Помимо ТК РФ вопросы, связанные с охраной труда, регламентируются также следующими федеральными законами:

  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вопросы ответственности за нарушение требований охраны труда регламентируются Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. Субъекты РФ вправе принимать собственные законы об охране труда, улучшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, например Закон города Москвы от 12 марта 2008 г № 11 «Об охране труда в городе Москве».

Государственные нормативно-правовые акты об охране труда (ДНАОП) - это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, которым предоставлено силу правовых норм, обязательных для исполнения. Законодательством предусмотрено, что в зависимости от сферы действия ДНАОП могут быть межотраслевыми или отраслевыми.

Государственный межотраслевой нормативный акт об охране труда - это ДНАОП общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации хозяйственной деятельности Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности.

Государственный отраслевой нормативный акт об охране труда - это ДНАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые принадлежат к определенной отрасли.

С целью машинной обработки государственные нормативные акты об охране труда должны кодироваться в соответствии со схемами, изображенных на рис. 2.3 и рис. 2.4. Группа для межотраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в зависимости от государственных органов, их утвердили. Например, 0.00 - Госнадзорохрантруда; 0.03 - Министерство здравоохранения; 0.06 - Госстандарт и т. Группа для межотраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в соответствии с классификатором, составленного на основе "общего классификатора отраслей хозяйственной деятельности" Минстата Украины. Например, 1.1.10 электроэнергетика; 1.3.10 - химическая промышленность; 2.1.20 - животноводство и птицеводство; 5.1.11 - железнодорожный транспорт; 7.1.30 - общественное питание; 9.0.24 - пожарная охрана 9.2.00 - народное образование; 9.7.00 - органы государственного управления и др.

Рис. 2.3. Схема кодирования для межотраслевых нормативных актов

Рис. 2.4. Схема кодирования для отраслевых нормативных актов

Виды государственных нормативных актов об охране труда (в унифицированной форме для одинакового применения) имеют такое цифровое обозначение:

Правила - 1

Стандарты - 2

Положения, уставы - 4

Технические условия безопасности - 7

Перечни и др. - 8

Государственные нормативные акты необходимо отличать от ведомственных документов об охране труда (ВДОП), которые могут разрабатываться на их основе и утверждаться министерствами, ведомствами Украины или ассоциациями, концернами и другими объединениями предприятий с целью конкретизации требований ДНАОП зависимости от специфики отрасли.

Государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ) бывшего СССР применяются на территории Украины до их замены другими нормативными документами, если они не противоречат действующему законодательству Украины. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны труда, заключенного руководителями правительств государств СНГ в декабре 1994, стандарты ССБТ дальнейшем признаются Украиной как межгосударственные стандарты по согласованному перечню, пересматривается по мере необходимости с учетом национального законодательства государств СНГ и результатов совместной работы, направленной на совершенствование Системы стандартов безопасности труда.

Требования по охране труда регламентируются также государственными стандартами Украины по вопросам безопасности труда, строительными и санитарными нормами и правилами, правилами устройства электроустановок (ПУЭ), нормами технического проектирования и другими нормативными актами, исходя из сферы их действия. Необходимо отметить, что Госнадзорохрантруда подготовил и издал отдельной книгой государственный реестр нормативных актов об охране труда (Реестр ДНАОП), который содержит перечень правил, норм, стандартов и других документов по вопросам охраны труда. Изменения в Реестре ДНАОП публикуются в журнале "Охрана труда". Одновременно они вносятся в банк данных автоматизированного информационного фонда ДНАОП, созданного Госнадзорохрантруда.

Работодатели на основе ДНАОП разрабатывают и утверждают собственные положения, инструкции или другие нормативные акты об охране труда, действующих в пределах предприятия, учреждения, организации. В соответствии с Рекомендациями Госнадзорохрантруда по применению "Порядка разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии", утвержденного приказом Госнадзорохрантруда № 132 от 12.12.1993 p., К основным нормативным актам предприятия относятся:

Положение о системе управления охраной труда на предприятии;

Положение о службе охраны труда предприятия;

Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия;

Положение о работе уполномоченных трудового коллектива по вопросам охраны труда;

Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда;

Положение об организации и проведении первичного и повторного инструктажей, а также пожарно-технического минимума;

Приказ о порядке аттестации рабочих мест на их соответствие нормативным актам об охране труда;

Положение об организации предварительного и периодических медицинских осмотров работников;

Положение о санитарной лаборатории предприятия;

Инструкции по охране труда для работающих по профессиям и видам работ;

Инструкции о порядке сварки и проведения других огневых работ на предприятии;

Общестроительные объекту и цеховые инструкции о мерах пожарной безопасности;

Перечень работ с повышенной опасностью;

Перечень должностей должностных лиц предприятия, которые обязаны проходить предварительную и периодическую проверку знаний по охране труда;

Приказ об организации бесплатной выдачи работникам определенных категорий лечебно-профилактического питания;

Приказ об организации бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия, работающие во вредных условиях;

Приказ о порядке обеспечения работников предприятия спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Исходя из специфики производства и требований действующего законодательства, владелец утверждает нормативные акты по вышеуказанному перечню и другие, регламентирующих вопросы охраны труда. На предприятии должны быть нормативно-правовые акты, которые охватывают все вопросы по выполнению функций и задач, системы управления охраной труда.

Высшим органом МОТ является - Международная конференция труда; исполнительным органом - Административный совет.

За последние годы МОТ приняла ряд важных международно-правовых документов, направленных на защиту работников от профессиональных рисков (в публикациях это понятие определяется как "источник опасности для жизни и здоровья работника, с которым он сталкивается в производственной среде при выполнении своих производственных функций »).

В 1981 г.. 67 сессия Международной конференции труда приняла Конвенцию 155, дополненную Рекомендацией по профессиональной безопасности, здоровья и производственной среды. В обоих актах предусмотрены меры, которые должны приниматься на национальном уровне, так и на собственных предприятиях. Государственная власть призвана формулировать, осуществлять и периодически пересматривать национальные меры по предотвращению несчастных случаев, профзаболеваний и вызванной ими вреде для здоровья. Работодатели, со своей стороны, должны сделать все необходимое, чтобы рабочие места, машины, оборудование и производственные процессы были безопасными и не представляли угрозы для здоровья, а также обеспечить меры по оказанию неотложной помощи пострадавшим.

Работники обязаны знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда, сотрудничать с работодателем в деле организации безопасных и безвредных условий производства, а также иметь право прекратить работу, если она опасна для их жизни или здоровья или для окружающих людей и природной среды.

МОТ придает большое значение обмену научно-технической информацией между странами - членами Организации. Такой обмен осуществляется, в частности, в рамках существующего с 1959 г.. Международного информационного центра (МИЦ) по технике безопасности и гигиене труда, который обобщает и систематизирует результаты национальных научных исследований в указанных областях, которые подаются информационными центрами.

На основе аннотирования более 50 тыс. Публикаций ГИЦ выдает специальные сборники, которые направляются более чем в 100 стран мира. Они представляют собой библиографию опубликованных и еще не опубликованных исследований, монографий, кинофильмов и журнальных статей, распределенных составителями по основным видам профессиональных рисков (например, взрыво- и пожароопасные материалы, пыль и аэрозоли, шум и вибрация и др.) И факторами условий труда стандартной классификации ООН и другими категориями (статистика, эргономика и др.).

Другим основным направлением работы МОТ является предоставление консультаций экспертов и технической помощи в вопросах, связанных с трудовой и социальной политикой. Помощь предоставляется в рамках программ технического сотрудничества ООН.

Государственный реестр нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда

Согласно приказу Госнадзорохрантруда Украины от 08.06.2004 г.. № 151, введен такое кодирование нормативно-правовых актов по охране труда (НПАОП) (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Схема кодирования для нормативно-правовых актов

Характеристика элементов структуры обозначения (шифра)

Номер по порядку в пределах вида определяется согласно данным Реестра.

Виды НПАОП (в унифицированной форме для одинакового применения) имеют такое цифровое обозначение:

Правила - 1

Перечни - 2

Положение - 4

Инструкции - 5

Другие - 7

Вид экономической деятельности (группа, класс) определяется в соответствии с ДК 009-96 (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Коды основных видов экономической деятельности (в соответствии с ДК 009-96)

Если нормативно-правовой акт распространяется на все или несколько видов экономической деятельности, указывается код 0.00.

Коды основных видов экономической деятельности имеют более 90 названий в соответствии с Положением о Государственном реестре НПАОП от 08.06.2004 г.. № 151.

Государственные и отраслевые стандарты по вопросам охраны труда регистрируются Госстандартом Украины. Они, как и стандарты ССБТ бывшего СССР, могут включаться в Реестр НПАОП.

Предполагает наличие нормативно-правовой системы, функционирование которой ориентировано на обеспечение нормальных и безопасных условий осуществления профессиональной деятельности работниками предприятий. В обязанности руководителей входит разработка и реализация различных профилактических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и иных мероприятий. Рассмотрим далее, какие существуют в настоящее время нормативно-правовые документы по охране труда и промбезопасности.

Специфика формирования информационной базы по ОТ

В соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 12.0.006-2002, на предприятии должны быть обеспечены:

  1. Передача сведений об условиях и мероприятиях по охране труда между подразделениями и управлениями, функционирующими на различных производственных уровнях.
  2. Предоставление информации заинтересованным сторонам.

В организации должна быть разработана документация по охране труда. Ее оформление может осуществляться как на бумажных, так и на электронных носителях. Нормативные документы по охране труда должны легко идентифицироваться, являться доступными для прочтения и понимания, сопровождаться указанием дат введения в действие и его продолжительности. На предприятии устанавливаются методы и определяются обязанности, связанные с разработкой и обновлением сведений по ОТ.

Особенности контроля

На предприятии необходимо разрабатывать и реализовывать методы надзора за состоянием документации и актуальностью сведений. Такой контроль необходим для:

  1. Периодического анализа информации, корректировки и повторного утверждения ответственными лицами.
  2. Обеспечения доступности копий учтенных документов и данных на всех рабочих местах.
  3. Своевременного изъятия отмененных положений и неактуальной информации.

Кабинет ОТ

Его рекомендуется создавать в качестве неотъемлемого компонента системы информирования служащих об их обязанностях и правах в сфере охраны труда, состоянии рабочих условий на предприятии в целом и отдельных подразделениях в частности. Кроме этого, в кабинетах ОТ осуществляется ознакомление с положениями, инструкциями и пр. Они создаются в соответствии с постановлением Минтруда № 7 от 17 янв. 2001 г. Рекомендуется разбивать тематическую структуру кабинетов на специальный и общий разделы.

Перечень нормативных документов

В список положений включены:

  1. Государственные требования ОТ. Они представляют собой правила, критерии, процедуры, ориентированные на сохранение здоровья, жизни персонала при осуществлении им профессиональной деятельности. Данные требования присутствуют в федеральных и региональных законах.
  2. Требования по промышленной безопасности. Они представлены в виде ограничений, запретов, условий и иных предписаний. Данные требования содержатся в ФЗ № 116, госстандартах, инструкциях, применяемых в соответствии с указанным законом.

В перечень нормативных документов также входят соответствующие указы президента, правительственные постановления, предписания федеральных исполнительных структур, региональных и местных органов. В них также присутствуют требования ОТ и ПБ.

Локальные предписания

Эти акты по охране труда разрабатываются непосредственно на предприятии в соответствии с положениями ТК. Руководитель единолично утверждает штатное расписание, инструкции, распоряжения, приказы, положения о персонале, комиссии по спорам, организации работы по ОТ и пр. Директор предприятия также принимает такие нормативные документы по охране труда, как:

  1. Положение о правилах обучения и проверке знаний по ОТ.
  2. Список профессий и деятельности, к которым предъявляются повышенные требования.
  3. Перечень видов работ и мест производств по наряду-допуску.
  4. Список сотрудников, обязанных проходить медосвидетельствование.
  5. Технологические регламенты.
  6. Список тяжелых и вредных работ, привлечение к которым лиц до 18-ти лет и женщин не допускается.

При разработке правил распорядка, графиков сменности, положений по зарплате и нормам учитывается мнение представительной структуры работников. Утверждение инструкций по ОТ, очередности предоставления отпусков, норм продолжительности вахты, режимов отдыха и труда производится по согласованию с выборным профсоюзным органом.

Дополнительно

Локальные нормативные документы по охране труда включают в себя требования ПБ. В соответствии с ФЗ № 116, на предприятии должны приниматься:

  1. Распоряжения, приказы, в том числе о распределении обязанностей по соблюдению и контролю выполнения требований.
  2. Положения о производственном надзоре, специализированных участках, функциональных службах.
  3. Должностные инструкции.
  4. Положения о системе нарядов.
  5. Инструкции по использованию спецобуви, спецодежды и прочих СИЗ.
  6. Планы по проведению мероприятий по обеспечению реализации требований ПБ.
  7. Инструкции по безопасному осуществлению работ.

Нормативные документы по охране труда и ПБ содержат в себе также планы проведения контрольно-профилактических ревизий, положения о правилах поведения при возникновении аварий и их расследовании.

Соглашение по ОТ

В качестве одного из ключевых принципов регулирования взаимодействия между нанимателем и персоналом выступает социальное партнерство в области охраны труда. Основными его формами являются коллективный и трудовой договоры. Посредством первого реализуются обязанности работодателя и права сотрудника. В коллективном договоре содержатся положения по улучшению условий профессиональной деятельности. Соглашение рассматривается в качестве правовой формы планирования и осуществления мероприятий. В договоре должны четко прописываться профилактические меры, сроки их реализации, ответственные лица, объемы материальных и финансовых расходов. В соответствии с этим документом формируются месячные и квартальные планы по конкретным подразделениям организации.