К полномочиям местного самоуправления можно отнести следующее. Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством. Распределение рабочего времени

Конституция нашей страны, двадцатилетие которой будет отмечаться в этом году, во многом уникальна для нас. Уникальность эта состоит не только в том, что впервые в своей истории Россия была официально признана демократическим и но и в том, что особая роль в построении этого государства отводится тем органам, которые самым непосредственным образом осуществляют руководство местными территориями.

Местное самоуправление - это сложный комплекс взаимодействующих друг с другом институтов и механизмов, позволяющих жителям того или иного села или города напрямую или через своих представителей осуществлять управление данным образованием, решать местные, волнующие каждого конкретного жителя вопросы, участвовать в процессе развития своего села, поселка, города.

Основные источники, в которых определены предметы ведения и полномочия местного самоуправления, это уже упоминавшаяся Конституция, Европейская хартия, определяющая функции, принципы и ресурсы для осуществления деятельности местного самоуправления, а также принятый еще в 2003 году закон РФ, регулирующий данную сферу государственного управления. Более детально полномочия прописаны в различных уставах данных муниципальных образований, а также в актах органов власти на местах.

Главные предметы ведения местного самоуправления предполагают следующие моменты:

1. Создание, принятие и четкое выполнение введение и отмена налогов и различных сборов для нужд муниципального образования.

2. Право собственности на имущество, которое относится к ведению местной власти. Помимо всего прочего, полномочия предполагают организацию снабжения населения электроэнергией, водой, теплом и газом.

3. Строительство и поддержание в надлежащем состоянии автомобильных дорог, относящихся к транспортным артериям общего пользования, за исключением тех трасс, которые относятся к ведению федерального центра.

4. Активное создание местного жилищного фонда, в том числе строительство новых индивидуальных и многоквартирных домов, которые впоследствии должны быть использованы для наделения жильем неимущих граждан и тех жителей, кто по закону может претендовать на жилплощадь.

5. Обеспечение соответствующих органов всем необходимым для ликвидации последствий различного рода катастроф и аварий как естественного, так и техногенного характера.

6. Местные власти должны активно содействовать организации культурно-познавательного досуга граждан, а также открытию на территории данного образования предприятий торговли, питания, сервисного обслуживания.

Помимо вышеперечисленных, предметы ведения местного самоуправления предполагают активное участие местных властей в сохранении памятников и архивных фондов, сборе и утилизации ТБО, создании планов застройки территории конкретного населенного пункта.

Кроме того, не стоит забывать, что, опираясь на положения Конституции, предметы ведения и полномочия местного самоуправления, региональных властей и федерального Центра очень четко разграничены. В частности, в своей деятельности местные власти не имеют права входить в противоречия с общероссийскими законами, так как последние обладают большей юридической силой.

Разбирая полномочия самоуправления, для более детального анализа их следует условно разделить на политические, экономические и социально-культурные. К первой группе относятся обязанности местной власти обеспечить участие населения в управлении данным муниципальным образованием, а также необходимость поддерживать общественный порядок и законность на данной территории. Экономические полномочия органов местного самоуправления предполагают, с одной стороны, право на управление теми земельными участками, предприятиями, зданиями и сооружениями, которые находятся в а с другой, - содействие в развитии местного бизнеса и предпринимательства. Наконец, социально-культурные полномочия включают в себя обязанность местных властей в сохранении и преумножении местного культурного наследия.

Полномочия местного самоуправления – это закрепляемые нормами муниципального права за населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на три основные группы:

1) полномочия, закрепленные Конституцией РФ и законами;

2) «собственные», т.е. полномочия, которые устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований;

3) отдельные государственные полномочия, которыми федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления.

Значительная часть полномочий местного самоуправления реализуется непосредственно населением муниципальных образований. Формы реализации полномочий непосредственно населением были рассмотрены в предыдущей главе. Поэтому содержимое данной главы будет посвящено полномочиям, реализуемым органами и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закрепляются в настоящее время в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью Закона «Об общих принципах…» - ст.17. Полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;


7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с уставом муниципальных образований.

Классификация полномочий органов местного самоуправления может осуществляться по различным критериям. Основным из них является направленность деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Так, сфера управления муниципальным хозяйством включает следующие полномочия органов местного самоуправления: полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью; жилищно-коммунального хозяйства; землепользования; охраны окружающей среды; строительства; транспорта и связи. Социально-культурная область деятельности органов местного самоуправления включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения.

Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью. Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в данной области составляют Гражданский кодекс РФ от 10 ноября 1994г., Закон «Об общих принципах…», Федеральный закон от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» и другие нормативные правовые акты.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с государственной, частной и иными формами собственности.

Основным федеральным нормативным актом, регулирующим вопросы собственности, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст.215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Право собственника в отношении муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Собственником в муниципальном образовании от имени населения выступает представительный орган местного самоуправления, а вот оперативное управление и распоряжение объектами муниципальной собственности в соответствии с уставом муниципального образования и действующим законодательством осуществляет уже исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация).

Одним из направлений деятельности по управлению муниципальным имуществом является приватизация. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Приватизации должны подвергаться те объекты, которые не целесообразно содержать в составе муниципальной собственности. Порядок и условия приватизации муниципального имущества согласно п.2 ст.51 Закона «Об общих принципах…» определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Доходы от приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства. Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в данной сфере составляют Жилищный Кодекс РФ от 29 декабря 2004 г., от 4 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федеральный закон от 15 июня 1996г. «О товариществах собственников жилья», др.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ органы местного самоуправления предоставляют жилище малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами. В связи с этим они ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Полномочия органов местного самоуправления в области землепользования. Данные полномочия регулируются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001г., Федеральным законом от 17 июля 2001г. «О разграничении государственной собственности на землю», Законом РФ «О недрах» и другими законодательными актами.

Конституция РФ, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области землепользования в, частности, относятся: 1) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; 2) установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.

Органами местного самоуправления осуществляется, прежде всего, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с российским законодательством органы местного самоуправления, управляя земельными ресурсами, осуществляют планирование использования земель. Данная функция реализуется посредством утверждения территориальных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений.

По инициативе органов местного самоуправления может проводиться землеустройство на территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Задачей контроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Основные полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды». В указанном законе используются основные понятия, подразумевающие под охраной окружающей среды, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

К ведению органов местного самоуправления в данной сфере относятся:

1) определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка экологических программ;

2) учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;

3) учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от формы собственности и подчинения;

4) планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

5) координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;

6) организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

7) выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов и другие полномочия, установленные законом.

Одно из основных направлений деятельности органов местного самоуправления – это контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль). Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области строительства. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в данной сфере осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003г. «Об общих принципах…», Градостроительным кодексом РФ от 7 мая 1998г., Федеральным законом от 17 ноября 1995г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов РФ. По вопросам градостроительной деятельности принимаются также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Градостроительным кодексом РФ установлены основные полномочия органов местного самоуправления, касающиеся деятельности этих органов в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, нормативности правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов.

В ведении муниципальных образований в области градостроительства, в частности, находятся:

1) принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;

2) утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке;

3) иные полномочия, установленные Законом «Об общих принципах…».

Полномочия органов местного самоуправления в области транспорта. Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области транспорта составляют Закон «Об общих принципах…», Федеральный закон от 25 августа 1995г. «О федеральном железнодорожном транспорте», Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и другие нормативные правовые акты.

Органы местного самоуправления в данной области осуществляют следующие полномочия:

Руководят транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

Осуществляют контроль за работой транспортных предприятий и организаций иных форм собственности, обслуживающих население муниципального образования;

Утверждают маршруты и графики движения местного транспорта;

Обеспечивают учет автомобилей и других видов механических транспортных средств;

Контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах;

Организуют работу предприятий связи и дорожного хозяйства;

Организуют транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений.

К их ведению относится муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения. Федеральным законом от 25 августа 1995г. «О федеральном железнодорожном транспорте» установлено, что земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым, в том числе, органами местного самоуправления. Однако органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Полномочия органов местного самоуправления в области связи. В данной сфере полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 7 июля 2003г. «О связи», Федеральным законом от 17 июля 1999г. «О почтовой связи».

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О связи» органы местного самоуправления содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995г. «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» органы местного самоуправления оказывают содействие предприятиям, учреждениям и организациям, в ведении которых находятся линии и сооружения связи, в предупреждении повреждений этих линий и сооружений.

Разновидностью связи является почтовая связь. В статье 8 Федерального закона «О почтовой связи» обозначены предметы ведения органов местного самоуправления в области почтовой связи:

Оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи;

Способствуют оснащению объектов почтовой связи средствами механизации, автоматизации и информатизации.

Устанавливают режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности;

Рассматривают вопросы развития, финансирования и технического обеспечения объектов почтовой связи и др.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования. В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1992г. «Об образовании» к исключительной компетенции органов местного самоуправления относятся:

Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

Формирование местных бюджетов в части расходов на образование;

Обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

Иные полномочия, установленные данным законом.

Следует отметить, что закон об образовании не разграничивает полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления в области образования. Такое разграничение регулируется на уровне устава муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления в области культуры. В соответствии со статьей 40 Основ законодательства Российской Федерации «О культуре» от 9 октября 1992г. к ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:

Осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;

Формирование местных бюджетов и фондов развития культуры;

Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры;

Создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры т.д.

Органы местного самоуправления обязаны содействовать развитию культуры посредством предоставления налоговых льгот. Они предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимости оплаты коммунальных услуг.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения. Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере определяются Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г., Федеральным законом от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 22 июня 1998г. «О лекарственных средствах», Законом РФ от 2 июля 1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другими нормативными правовыми актами.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся: а) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан; б) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; в) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; г) развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; д) формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и др.

В Российской Федерации существует государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, а также медицинские образовательные учреждения.

Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения. Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты населения составляют федеральные законы от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 2 августа 1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12 января 1995г. «О ветеранах», а также рядом других законодательных актов.

Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» установлено, что к муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Реализуя полномочия в сфере социальной защиты населения, органы местного самоуправления создают следующие муниципальные учреждения социального обслуживания населения: специальные дома для одиноких престарелых; геронтологические центры; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социальные приюты для детей и подростков; другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания. Они осуществляют строительство, содержание и организацию работы предприятий и учреждений социального обслуживания населения. Органы местного самоуправления входят в государственную службу реабилитации инвалидов.

Органы местного самоуправления участвуют также в социальной поддержке семьи, материнства и детства, которые находятся под охраной и защитой государства. Так, они решают вопросы опеки и попечительства в рамках муниципального образования; отвечают за развитие на территории муниципального образования сети дошкольных учреждений, учреждений социального обслуживания и т.д.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка. В соответствии со ст.132 Конституции РФ и п.8 ст.6 Закона «Об общих принципах…» охрана общественного порядка является одной из функций органов местного самоуправления. Закон «Об общих принципах…» сохраняет данную функцию за органами местного самоуправления, но относит организацию охраны общественного порядка только к компетенции муниципального района и городского округа (п.8 ст.15, п.9 ст.16).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Статья 132 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным Законом «Об общих принципах…» к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Основы правовой регламентации полномочий органов местного самоуправления установлены Конституцией России (ст. 132), при этом нормы Основного Закона нашего государства совершенно четко определили две группы таких полномочий :

1) собственные полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 132);

2) государственные полномочия, которыми могут в соответствии с законом наделяться органы местного самоуправления (так называемые делегированные полномочия).

Более детально круг полномочий органов местного самоуправления очерчен в ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Собственные полномочия органов местного самоуправления могут быть разделены на ряд групп в соответствии с основными сферами их деятельности.

в сфере финансов и бюджета:

1) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

2) установление местных налогов и сборов (налога на имущество физических лиц, земельного налога и т. п.);

3) определение размеров обязательных платежей в виде отчислений от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправлению,

в сфере управления муниципальной собственностью:

1) решение всех вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. К такой собственности относятся: муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия, имущество органов местного самоуправления, муниципальный жилищный фонд, муниципальные бюджетные и внебюджетные средства и т. п.;

2) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

3) регулирование использования водных объектов и иных ресурсов местного значения,

в сфере социального и культурного развития муниципального образования:

1) обеспечение комплексного социально-экономического развития соответствующей территории;

2) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, равно как и соответствующих учреждений здравоохранения и санитарного благополучия населения;

3) организация транспортного обслуживания населения, обеспечение населения услугами связи, а также решение многих подобных вопросов в интересах местных жителей.

Важнейшей задачей органов местного самоуправления является организация охраны общественного порядка на подведомственных территориях. Она может быть организована в виде деятельности муниципальной милиции, а в рамках более мелких административно-территориальных единиц и территорий - путем содержания общественных пунктов охраны порядка, добровольных дружин (отрядов) по охране порядка.

Что касается наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, то в соответствии с Федеральным законом (ст. 6 п. 4) этот процесс должен сопровождаться передачей им необходимых материальных и финансовых средств.

Государственные органы, делегировавшие органам местного самоуправления часть своих полномочий, вправе контролировать их реализацию. Однако в случае, если государственные полномочия не обеспечены соответствующими средствами, органы местного самоуправления могут отказаться от их выполнения и не несут ответственности за наступившие негативные последствия.

Предыдущая

Тем не менее большинство авторов под муниципальным хозяйством понимают деятельность органов местного самоуправления и иных субъектов по удовлетворению общественных потребностей местного населения, связанных со средой проживания, и включают в число объектов этой деятельности сферы жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства, благоустройства территории и другие.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения в области управления муниципальным хозяйством отнесены:

  • бюджеты городских и сельских поселений.
  • организация в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
  • содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
  • обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов;
  • организация благоустройства и озеленения территории; утверждение генеральных планов и схем территориального планирования , правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения и городского округа и схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, ведение информационного обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района и городского округа;
  • организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии со ст. 50 Федерального закона 2003 г. в собственности муниципальных образований может находиться имущество , предназначенное для функционирования жилищно-коммунального хозяйства, для организации благоустройства и озеленения территорий, обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха, для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, муниципальный жилищный фонд, пассажирский транспорт и иное имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения.

Деятельность в сфере муниципального хозяйства на преимущественной основе осуществляется органами местного самоуправления, призванными регулировать процесс оказания услуг и реализацию общественно-значимых функций, муниципальными предприятиями и учреждениями. Государственная политика в этой области предусматривает демонополизацию сферы муниципального хозяйства, в результате чего неуклонно растет доля частных хозяйствующих субъектов, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, а в сферах жилищного и дорожного строительства и благоустройства эта доля значительна.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

К муниципальному жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ) относятся жилищный фонд и нежилые помещения, объекты коммунального назначения (водопровод, канализация и очистные сооружения, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение), объекты благоустройства и озеленения, дороги местного значения, объекты утилизации и переработки бытовых отходов.

Жилищно-коммунальное хозяйство играет значимую роль в социально-экономической жизни муниципальных образований, так как напрямую затрагивает важные интересы и вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Жилищно-коммунальный комплекс сегодня является средоточием проблем. Следует отметить низкую результативность функционирования: неэффективность системы при огромных затратах, инерционность управления, отсутствие экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг. Следствие этого - хроническая дотационность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, высокая степень износа основных фондов , значительные потери энергоресурсов. Отсутствие конкурентных отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг также является одним из основных факторов, сдерживающих развитие ЖКХ.

В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, регулирующая вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере. В то же время существует ряд проблем, связанных с имеющимися значительными диспропорциями между потребностями населения в жилье и возможностями приобретения жилья, отсутствием системы долгосрочного жилищного кредитования , недостаточными объемами жилищного строительства, не удовлетворяющими платежеспособный спрос населения, низким качеством жилищных и коммунальных услуг.

На решение упомянутых проблем направлен приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», на первом этапе реализации которого выделены следующие направления:

  • повышение доступности жилья; выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан; увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
  • увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры.

Механизмом реализации государственной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья, а также выполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан является Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002- 2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г.

1. Жилищная сфера. Деятельность органов местного самоуправления направлена на осуществление в рамках своих полномочий социальных прав граждан и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. содержит компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Так, органы местного самоуправления осуществляют учет и предоставление в наем помещений муниципального жилищного фонда.

Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат). В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный. Последний принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям. В настоящее время в реестре муниципального имущества и балансе муниципальных предприятий жилищного хозяйства многоквартирные жилые дома, в которых приватизирована большая часть квартир, учитываются как муниципальные, что противоречит действующему законодательству. В реестры муниципального имущества должны быть внесены изменения: вместо жилых домов объектом учета должны стать жилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью.

В зависимости от целей использования муниципальный жилищный фонд подразделяется на:

  • жилищный фонд социального использования - предоставляемый гражданам по договорам социального найма;
  • специализированный жилищный фонд - предназначенный для проживания отдельных категорий граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, для временного проживания в период работы, службы, учебы, для вынужденных переселенцев, беженцев и т.п.;
  • жилищный фонд коммерческого использования - предоставляемый муниципальным образованием как собственником помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, по иным договорам, предоставляемый лицам во владение и (или) в пользование (после полного вступления в силу норм Федерального закона 2003 г. он подлежит приватизации , как и муниципальные нежилые помещения, сдаваемые в аренду хозяйствующим субъектам и не предназначенные для решения вопросов местного значения).

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими граждане признаются органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ, с учетом дохода , приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению . При этом нуждающимися в предоставлении жилья считаются граждане: не являющиеся собственниками, членами семьи собственника, нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя по такому договору; обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления; проживающие в ветхих и аварийных помещениях; проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания из перечня заболеваний, установленного Правительством РФ.

Орган местного самоуправления принимает граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, на учет, а также снимает их с учета. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма производится в порядке очередности, исходя из времени принятия нуждающихся граждан на учет. Вне очереди помещения предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства), по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из мест лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Органы местного самоуправления устанавливают норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в зависимости от уровня обеспеченности жильем в данном муниципальном образовании и иных факторов. На основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений с нанимателем заключается договор социального найма.

К специализированному муниципальному жилищному фонду относятся: служебные жилые помещения - предоставляемые в связи с характером трудовых отношений граждан с органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, в связи с избранием на выборную муниципальную должность; помещения в общежитиях - предоставляемые на период работы, службы или обучения; помещения маневренного фонда - предназначенные для временного проживания в связи с капремонтом или реконструкцией жилья, занимаемого по договору социального найма, иных случаев лишения гражданами жилья; помещения в домах системы социального обслуживания населения; помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев.

Специализированные жилые помещения предоставляются по договорам найма на основании решений органов местного самоуправления. Обмен и поднаем таких помещений не допускается.

Органы местного самоуправления в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. должны создавать условия для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки , не противоречащие законодательству.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В Законе о вводе в действие Жилищного кодекса РФ установлено, что бесплатная приватизация жилья заканчивается 1 января 2007 г. Граждане, не приватизировавшие свои квартиры бесплатно, будут вынуждены либо выкупать их у государства и муниципальных образований, либо арендовать по коммерческой цене. Квартира же малоимущего гражданина перейдет в категорию социального жилья (без платы за наем). Жилые помещения, полученные по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., не подлежат приватизации. В то же время, по оценкам специалистов, в марте 2006 г. в стране было приватизировано чуть более 60% квартир. В связи с этим Государственной думой РФ принят пакет поправок к ЖК РФ о переносе срока окончания бесплатной приватизации на 1 января 2010 г.

Для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома домовладельцы вправе самостоятельно выбрать один из способов управления недвижимым имуществом:

  1. непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  2. управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (товарищество собственников жилья - некоммерческая организация , форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом);
  3. управление управляющей организацией, в том числе с передачей домовладельцами функций по управлению кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в доме. Если способ управления домом не выбран до 1 января 2007 г., орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для заключения договора управления многоквартирным домом.

Управляющая организация обязуется в течение срока договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги и осуществлять иную деятельность по управлению домом. Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений и размер платы за коммунальные услуги определяются договором.

Таким образом, с принятием Жилищного кодекса РФ в жилищных отношениях появляется новый субъект - управляющая организация, которая может быть основана на любой форме собственности. И задача органов местного самоуправления - обеспечение равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Монопольное положение муниципальных предприятий жилищного хозяйства ликвидировано, в связи с чем необходимо решить вопрос по поводу организационно-правовой формы, количества и принципов функционирования таких предприятий, а также перспектив дальнейшего эффективного использования имущества, которое останется невостребованным для деятельности муниципальных предприятий жилищного хозяйства после их реорганизации или частичной ликвидации.

Процесс выбора способа управления многоквартирными домами идет значительно медленнее, чем рассчитывали разработчики ЖК РФ, и уже сейчас очевидно, что подавляющая часть домовладельцев до предписанного законом срока - 1 января 2007 г. - самостоятельно не выберет управляющую организацию. Одной из существенных причин пассивности граждан в организации ТСЖ называется нерешенность вопроса о финансировании из соответствующих бюджетов невыполненного капитального ремонта домов за предшествующие годы. По экспертным оценкам, общее недофинансирование капремонта за последние 30 лет составляет от 500 млрд до 3 трлн руб. Поэтому, создавая ТСЖ, которое берет на себя обязанности по проведению капремонта дома, граждане фактически принимают на себя прежние долги государства и муниципальных образований. Не исключено, что поправками в ЖК РФ будет введена ответственность бюджетов всех уровней по обязательствам по капремонтам за прошлые годы.

В жилищной сфере органы местного самоуправления также принимают решения о переводе жилых помещений в нежилые и наоборот, согласовывают переустройство (установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического ил иного оборудования) и перепланировку жилых помещений.

В установленном порядке органы местного самоуправления признают жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В этой связи многими муниципальными образованиями в последнее время принимаются программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В соответствии со ст. 86 и 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам благоустроенное жилое помещение в связи со сносом прежнего жилья должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению.

2. Коммунальная сфера. Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере распространяются на область организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, утилизации и переработки бытовых отходов, а также регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.

Земельные участки под строительство с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду. В этом случае гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Выбор земельного участка осуществляется органом местного самоуправления посредством определения вариантов размещения объекта, проведения процедур согласования с государственными органами - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, МЧС РФ, Федеральной службой по надзору сфере природопользования РФ и другими - и муниципальными органами и учреждениями, и получения технических условий на подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Орган местного самоуправления информирует население поселений и городских округов, органы территориального общественного самоуправления о предстоящем предоставлении земельных участков под строительство.

На основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ участка устанавливаются границы участка и проводится его государственный кадастровый учет, после чего орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка под строительство.

Необходимо отметить, что ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ установлен обязательный режим публичных слушаний при утверждении проектов правил землепользования и застройки, проектов планировки территорий, а также вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

После утверждения проектной документации, а также - в необходимых случаях - после ее государственной экспертизы по заявлению застройщика орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство на земельном участке. Разрешение на строительство выдается для строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании следующих прилагаемых к заявлению застройщика документов:

  • правоустанавливающих документов (свидетельства о собственности, договора аренды) на земельный участок;
  • градостроительного плана земельного участка; материалов, содержащихся в проектной документации (схем планировочной организации участка, архитектурных решений, проекта организации строительства и др.);
  • положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;
  • других документов, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

После выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, на основании заявления застройщика принимает решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства в полном объеме, а также соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов осуществляют ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Кроме полномочий в области управления сферой градостроительства, органы местного самоуправления могут сами выступать заказчиками строительства муниципального жилищного фонда, объектов нежилого фонда, осуществлять содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, принадлежащие муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.

По Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соответствие состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; принимать меры к обустройству подведомственных дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организовывать их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечение их безопасности; представлять информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Органы местного самоуправления ответственны за благоустройство и озеленение территории муниципальных образований. Реализация мероприятий по благоустройству и озеленению включает в себя:

  • разработку программ (проектов) благоустройства и озеленения территорий;
  • выполнение благоустройства, озеленения и санитарной очистки силами муниципальных предприятий и организаций, другими подрядчиками по заказу местных администраций - за счет бюджетных источников финансирования;
  • утверждение Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципальных образований и контроль их соблюдения предприятиями и организациями всех форм собственности и гражданами-предпринимателями, осуществляющими производственную и коммерческую деятельность на территории муниципального образования.

Указанные Правила устанавливают требования к содержанию территорий, закрепленных за владельцами зданий и земельных участков для выполнения работ по благоустройству, меры по сохранению архитектурного облика и технического состояния зданий и сооружений, правила содержания архитектурных объектов малых форм, правила содержания зеленых насаждений на территориях общего пользования и порядок проведения земляных и ремонтно-восстановительных работ на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления организуют освещение улиц, устанавливают указатели с названиями улиц и домов. Решения о придании наименований улицам, проспектам, площадям, скверам принимаются представительным органом местного самоуправления по предложению создаваемых топонимических комиссий и с учетом мнения местного населения.

В задачу органов местного самоуправления также входит реализация мероприятий по дизайну местной среды, в перечень которых могут входить организация праздничного оформления населенных пунктов, подсветка зданий и сооружений, контроль состояния фа-садов зданий и жилых домов, устройство архитектурных объектов малых форм - скамеек, декоративных ограждений, урн, клумб, цветников, декоративных скульптур и т.п. В крупных населенных пунктах для выполнения указанных функций могут создаваться отделы главного дизайнера.

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе » органы местного самоуправления муниципального района или городского округа выдают разрешения на установку рекламной конструкции на своих территориях. Разрешение выдается сроком на пять лет. Размещение наружной рекламы может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения. Органы местного самоуправления согласовывают установку и места размещения рекламных конструкций (рекламных щитов, транспарантов, крышных установок и т.п.), а также места размещения и оформление (дизайн) фирменных вывесок объектов потребительского рынка и предприятий в населенных пунктах. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области транспортного обслуживания населения

Органы местного самоуправления обязаны создавать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципальных образований.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ относит к компетенции поселений создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов - межпоселенческие перевозки в границах района.

Транспортный комплекс муниципального образования может включать в себя: внутригородской, междугородный и пригородный пассажирский транспорт, транспортные парки и депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших городах - метрополитены.

В собственности муниципальных образований могут находиться предприятия и организации, занимающиеся транспортными перевозками, строительством и содержанием местных дорог. Органы местного самоуправления могут привлекать к транспортному обслуживанию населения, к содержанию муниципальных дорог на договорных началах различные предприятия и организации.

Общественные пассажирские перевозки на территории муниципального образования подразделяются следующим образом:

  • перевозки пассажиров транспортом общего пользования по установленным маршрутам движения пассажирского транспорта с использованием остановочных пунктов, осуществляемые на основе муниципального заказа (осуществляются автобусами, троллейбусами, трамваями и метро по установленным тарифам с компенсацией перевозчикам недостающих доходов из-за предоставления отдельным категориям пассажиров права проезда по льготным тарифам или бесплатно);
  • таксомоторные перевозки маршрутными таксомоторами (перевозки в режиме маршрутного такси) - регулярные перевозки пассажиров и багажа на условиях повышенной комфортности по установленным маршрутам и графикам движения (как правило, производятся автобусами, имеющими более восьми сидячих мест, помимо сидения водителя, при условии размещения пассажиров только на местах сидения).

Кроме общественных пассажирских перевозок, на территории муниципальных образований выполняются также и таксомоторные перевозки по индивидуальному заказу - перевозки пассажиров, осуществляемые легковым автомобильным транспортом (такси индивидуального пользования) на основании лицензии.

Перевозки транспортом общего пользования и маршрутные перевозки производятся предприятиями и предпринимателями на основании специального разрешения (лицензии) и соглашения об организации маршрута, заключаемого с местной администрацией.

Маршрут пассажирского транспорта - установленный и согласованный органом местного самоуправления, оборудованный специальными указателями, остановочными пунктами и официально обнародованный план следования пассажирского транспорта в соответствии с утвержденным расписанием и графиком движения транспортных средств. Совокупность маршрутов пассажирского транспорта, предназначенная для осуществления общественных пассажирских перевозок на территории муниципального образования, составляет муниципальную маршрутную сеть. Маршрутной сетью для каждого маршрута пассажирского транспорта определяются его параметры, а также количество транспортных средств каждого вида, необходимое для обеспечения комфортных и безопасных перевозок по данному маршруту.

Организация обустройства, оптимизация и содержание муниципальной маршрутной сети и остановочных пунктов осуществляется органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета и долевого участия перевозчиков.

Перевозки пассажиров по муниципальному заказу осуществляются в соответствии с муниципальным контрактом, заключаемым между перевозчиком и организатором перевозок - органом местного самоуправления или его структурным подразделением, наделенным правами формировать, размещать и исполнять муниципальный заказ. Муниципальным заказом, как правило, обеспечиваются перевозки, нерентабельность которых обусловлена тарифной политикой, небольшой интенсивностью пассажиропотоков, необходимостью компенсаций на бесплатный (льготный) проезд отдельных категорий пассажиров.

Распределение маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками все чаще осуществляется на основе открытого конкурса. По результатам распределения маршрутов непосредственно с перевозчиками органами местного самоуправления заключаются соглашения об организации маршрутов.

На основании федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24 декабря 1987 г. № 176 (в ред. от 12 июня 1990 г.) органы местного самоуправления принимают Правила организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования.

К полномочиям представительного органа местного самоуправления, как правило, относится:

  • определение и утверждение объемов бюджетного финансирования общественного пассажирского транспорта из местного бюджета на текущий год;
  • согласование создания за счет средств муниципального образования муниципальных транспортных предприятий и организаций;
  • принятие нормативных актов в сфере транспортного обслуживания населения;
  • установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые муниципальным транспортом;
  • определение порядка распределения маршрутов между перевозчиками;
  • утверждение долгосрочных программ развития муниципального общественного пассажирского транспорта.

Утверждаемые органами местного самоуправления Положения о пользовании муниципальным пассажирским транспортом в муниципальных образованиях устанавливают порядок пользования транспортом, права и обязанности пассажиров и работников муниципального пассажирского транспорта.

Местная администрация разрабатывает и утверждает муниципальную маршрутную сеть, организует обустройство и содержание муниципальной маршрутной сети и остановочных пунктов, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий и организаций, действующих на территории муниципального образования, размещает и финансирует выполнение муниципального заказа на осуществление пассажирских перевозок.

В рамках предельных уровней тарифов, утверждаемых субъектами Российской Федерации, органы местного самоуправления устанавливают на территории муниципальных образований тарифы на проезд, перевозку багажа и цены на проездные билеты в муниципальном пассажирском транспорте.

Полномочия органов местного самоуправления в иных сферах управления муниципальным хозяйством

В собственности муниципальных образований находятся муниципальные предприятия банно-прачечного хозяйства. Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на услуги муниципальных бань и прачечных комбинатов. Как правило, тарифы предусматривают предоставление льгот на помывку в муниципальных банях и на обработку белья в муниципальных прачечных отдельным категориям граждан: проживающим в неблагоустроенных и полублагоустроенных жилых помещениях инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, малообеспеченным гражданам и т.п. Назначение льготы осуществляют муниципальные учреждения социальной поддержки населения. Деятельность муниципальных предприятий банно-прачечного хозяйства имеет важное социальное значение в силу как предоставляемых льгот, так и в целом невысоких тарифов, доступных для широких слоев населения муниципальных образований.

Руководствуясь Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом РФ «О ветеринарии», органы местного самоуправления устанавливают правила содержания собак на территории муниципальных образований. Обязательным условием содержания собак является соблюдение санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных правил и норм общежития. Указанные правила регулируют права и обязанности владельцев собак, порядок выгула и перевозки собак в муниципальном общественном транспорте, процедуру регистрации собак. Также органы местного самоуправления устанавливают нормы, регулирующие отлов, содержание и использование безнадзорных собак на территории муниципальных образований, принимают меры по сокращению численности безнадзорных животных. Отлов безнадзорных животных возлагается на специализированные муниципальные унитарные предприятия, а также может осуществляться иными организациями на основании договоров, заключаемых с органами местного самоуправления. Отловленные животные по истечении трех календарных дней их нахождения в приютах временного содержания в соответствии с действующим законодательством подлежат освидетельствованию специалистами ветеринарного надзора для решения вопроса об их дальнейшем использовании.

По Федеральному закону «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. органы местного самоуправления в области организации почтовой связи на своей территории осуществляют следующие действия:

  • оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи, рассматривают предложения данных организаций о выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи;
  • способствуют оснащению объектов почтовой связи средствами механизации, автоматизации и информатизации, необходимыми для эффективного функционирования и расширения сферы услуг, оказываемых гражданам и организациям;
  • устанавливают режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности, по обслуживанию пользователей услуг почтовой связи;
  • способствуют созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов, оказывают содействие операторам почтовой связи в доставке почтовых отправлений в трудно доступные населенные пункты в установленные контрольные сроки;
  • оказывают содействие организациям почтовой связи в обеспечении сохранности доставляемых по почтовым маршрутам почтовых отправлений и денежных средств;
  • при планировании комплексного и социального развития муниципального образования рассматривают вопросы развития, финансирования и технического обеспечения объектов почтовой связи;
  • рассматривают предложения организаций почтовой связи о предоставлении им льготы по уплате налогов, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты, и арендной плате за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также устанавливают льготы по указанным налогам и арендной плате; оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков.

Органы местного самоуправления вправе вносить в органы государственной власти субъектов Федерации предложения о развитии сети почтовой связи на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления предоставляют условия для оказания организациями различных форм собственности услуг населению по установке и обслуживанию антенн коллективного и индивидуального пользования для приема телевизионного сигнала.

Контрольные вопросы

  1. Какими полномочиями наделены органы местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения?
  2. Какими полномочиями наделены органы местного самоуправления в градостроительной сфере и в области благоустройства территории?
  3. Какими полномочиями наделены органы местного самоуправления в области транспортного обслуживания населения?

Решите казусы

Городская администрация, учитывая мнение населения, изменила режим работы предприятий торговли и общественного питания города. Владельцы предприятий обратились в суд , полагая, что только они вправе устанавливать время работы принадлежащих им предприятий. Решите дело.

Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства города доложил на коллегии городской администрации о готовности города к зиме. Через неделю произошел прорыв крупного водовода. Городскому хозяйству был причинен ущерб на сумму 15 млн руб. Мэр города обратился в прокуратуру с просьбой о привлечении начальника управления жилищно-коммунального хозяйства к уголовной ответственности . Решите дело.

Главное управление архитектуры и градостроительства городской администрации подготовило проект градостроительного положения города, согласно которому любая строительная деятельность в пределах городской черты должна осуществляться в соответствии с предплановыми актами градостроительного характера: районными планировками, генеральными планами, схемами и проектами детальных планировок. При обсуждении проекта, во-первых, разделились мнения о его качестве, а во-вторых, возникло опасение бюрократизации строительства. Изложите ваше мнение.

На заседании поселкового совета был утвержден план благоустройства и зеленого строительства поселка на очередной год. В бюджете на эти цели выделено 10 млн руб. Начальник управления благоустройства поселковой администрации заверил депутатов в реальности утвержденного плана. Через десять месяцев поселковый совет заслушал отчет начальника управления благоустройства о выполнении плана. Результаты оказались неутешительными: бюджетные средства полностью израсходованы, план выполнен на 35%. Поселковый совет выразил начальнику управления недоверие и предложил главе поселковой администрации уволить его в связи со служебным несоответствием. Решите дело.

Постановлением главы городской администрации утверждены маршруты и графики движения городского пассажирского транспорта, а также повышен тариф оплаты за проезд. Несколько частных транспортных компаний сочли постановление главы в отношении себя незаконным, поскольку оно должно распространяться только на муниципальные транспортные предприятия. Частные же компании вправе сами устанавливать для себя как маршруты и график движения, так и размер оплаты за проезд. Глава администрации обратился по этому поводу в прокуратуру. Решите дело.