Геологическое изучение недр. Геологическое изучение недр в российской федерации: общие вопросы Работы по геологическому изучению недр

Все геологоразведочные работы, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от источников их финансирования, осуществляются в соответствии с «Долгосрочной государственной программой изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерально-сырьевой базы1», утвержденной приказом МПР России от 6 июня 2005 № 160. Ее положения были актуализированы в 2008 г. (приказ Минприроды России от 16 июля 2008 № 151).

Целью Долгосрочной программы является обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы России для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в сырьевых ресурсах, а также защита ее геополитических интересов. Срок реализации программы –2005-2010 гг. и до 2020 г2.

Законодательные основы геологического изучения недр закреплены в Законе РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»3. Согласно пункту 1 ст. 6которого региональное геологическое изучение относится к одному из видов недропользования и включает в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.

Как видно из приведенного определения, данный вид недропользования осуществляется на уровне субъектов РФ и включает в себя различные типы работ (норма содержит их открытый перечень). Основным условием осуществления такой деятельности является отсутствие существенного нарушения целостности недр.

Пункт второй указанной статьи относит к недропользованию так же геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

1 Ресурсное обеспечение мероприятий, заложенных в ДГП, осуществляется за счет средств федерального бюджета, принимающего на себя риски ранних стадий геологоразведочных работ, и внебюджетных средств (собственных и заемных средств недропользователей), которые направляются на получение прироста запасовна объектах, выявленных с использованием федеральных средств. В незначительных объемах геологоразведочные работы финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2011 г. финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет всех источников финансирования составило 224,7 млрд руб. Из федерального бюджета на эти цели было выделено 20 млрд руб. (почти 9% суммарных инвестиций). Затраты недропользователей составили 204,5 млрд руб., или более 91% затраченных средств. Доля бюджетов субъектов Российской Федерации, как и в предыдущие годы, оказалась незначительной – 172,6 млн руб. (Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2011 году». М.: МПР России 2004. С. 279).

2 См. подробнее: Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2011году». М.: МПР России 2004. С. 279- 306.

3 СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст. 823.

Данный вид недропользования, является частным случаем геологического изучения недр, проводимым для конкретных определенных законом целей. Он обособлен от других типов геологического изучения недр, вероятнее всего из-за своего высокого экономического значения.

В свою очередь, законодательные основы государственного геологического изучения недропределены в статье 36.1 Закона «О недрах».В ней указаны основные направления такой деятельности, к ним относятся:

a) геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;

b) поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами;

c) мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов;

d) сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы;

e) другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Таким образом, в статье закреплен открытый перечень работ, проводимых в рамках государственного геологического изучения недр.

В абзаце 2 рассматриваемой статьи указан субъект организации данной деятельности-федеральный орган управления государственным фондом недр. Таким органом являются «Роснедра». Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 293, данное Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Согласно пункту 2 рассматриваемого Положения Федеральное агентство по недропользованию находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Указанное Агентство организует государственное геологическое изучение недр (п. 5.2.1. Положения), экспертизу проектов геологического изучения недр (п. 5.2.1. Положения).

Таким образом, согласно Закону «О Недрах» в Российской Федерации существует три вида геологического изучения недр.При этом государственное геологическое изучение недр (по своей сути это геологическое изучение недр, проводимое на федеральном уровне)находится в Разделе IV«Государственноерегулирование отношений недропользования», наряду с управлением, надзором и мониторингом.

Далее представляется целесообразным более подробно рассмотреть понятийный аппарат, используемыйв данной сфере. Отметим, что в горном законодательстве применяется широкий спектр специальных понятий.Оно насыщено не только юридическими, но и естественнонаучными терминами, уяснение которых необходимо для полного и глубокого исследования каждого отдельного вопроса, в том числе касающегося и геологического изучения недр.

К основным понятиям относятся:геолого-геофизические работы, геологическая съемка, инженерно- геологические изыскания, научно-исследовательские работы, палеонтологические работы, прогнозирование землетрясений, исследование вулканической деятельности, режим подземных вод,геологическое картирование, геологическая карта, территория РФ, континентальный шельф, месторождение полезных ископаемых, государственная программа, мониторинг состояние недр, минерально-сырьевая база.

1) Геолого-геофизические работы – проведение геологических исследований или их комплекса с использованием различных геофизических методов.

Геофизические методы основаны на изучении физических полей (гравитационного, магнитного, электрического, упругих колебаний, термических, ядерных излучений). Измерения параметров этих полей ведутся на поверхности Земли (суши и моря), в воздухе и под землѐй (в скважинах и шахтах). Получаемая информация используется для определения местонахождения геологических структур, рудных тел и т.п. и их основных характеристик. Это позволяет выбрать наиболее правильное направление дорогостоящих буровых и горных работ и тем самым повысить их эффективность4.

2) Научно-исследовательские работы - работы научного характера, связанные с проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов5.

3) Инженерно-геологические изыскания - проводятся с целью разработки технически обоснованных и экономически целесообразных решений при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов с учѐтом требований по рациональному использованию геологической среды. Инженерно-геологические изыскания являются составной частью инженерных изысканий, которые обеспечивают взаимную увязку проектных решений с геологическими условиями местности и предшествуют всем видам строительства (в том числе шахт, карьеров, нефте- и газопромыслов и др.)6.

4См.: http://slovari.yandex.ru/геофизические%20работы/БСЭ/Геофизические%20методы%20разведки/ (22.08.2014).

5См.: http://research_activities.academic.ru/779/Научно-исследовательская_работа (22.08.2014).


4) Палеонтологические работы – работы по исследованию развития живой природы в геологическом прошлом.

5) Прогнозирование землетрясений – определение или уточнение места или района вероятного землетрясения, интервалов времени и энергии или магнитуды, в пределах которых ожидается землетрясение7.

6) Исследование вулканической деятельности - изучение процессов и причин образования вулканов, их развития, строения и состав продуктов извержений (лавы, газы и др.), закономерностей размещения вулканов на земной поверхности, изменения характера их деятельности во времени. Данными вопросами занимается наука - вулканология8.

7) Режим подземных вод - кратковременные, сезонные, многолетние и вековые изменения уровней и напора, расходов, химического и газового составов, температуры и других качественных и количественных показателей параметров подземных вод. Факторами, определяющими режим подземных вод, являются: геологическое строение, геоморфологическая обстановка, гидрометеорологические условия, биосфера и деятельность человека9.

8) Геологическая съемка - метод изучения геологического строения территории и выявления ее перспектив в отношении полезных ископаемых. Включает изучение и нанесение на карту естественных выходов горных пород, горных выработок и скважин с отбором образцов пород, минералов и окаменелостей. Геологическая съемка сопровождается шлиховыми и геохимическими поисками. В результате геологической съемки составляется геологическая карта10.

9) Геологическое картирование, геологическая карта. В рассматриваемом контексте, данное понятие, вероятнее всего использовалось Законодателем как синоним «геологической съемки». Геологические карты, отображают геологическое строение какого-либо участка верхней части земной коры. Представляют собой результат геологической съѐмки. Могут быть составлены также на основании обработки материалов, накопленных при геологических исследованиях. Геологические карты позволяют делать заключения о строении и развитии земной коры, закономерностях распространения полезных ископаемых; служат основой при проектировании поисковых и разведочных работ, проведении инженерно-геологических изысканий, строительных работ, изысканий по водоснабжению и мелиорации11.

Следует отметить, что для обеспечения единообразия терминологии Закона «О недрах» следовало бы использовать более полное понятие «геологическая съемка», которое включает в себя, как составную часть, и геологическое картирование.

10) Территория РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

11) Континентальный шельф. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»12. Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

12 ) Месторождение полезных ископаемых - это скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования. Месторождения могут заключать газовые (горючие газы углеводородного состава и негорючие газы - гелий, неон, аргон, криптон), жидкие (нефть и подземные воды) и твѐрдые (ценные элементы, кристаллы, минералы, горные породы) полезные ископаемые. По промышленному использованию месторождения разделяются на рудные (или металлические), нерудные (или неметаллические), горючие (или каустобиолиты) и гидроминеральные13.

6См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/2114/Инженерно (22.08.2014).

7См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2176/Прогнозирование (22.08.2014).

8См.: http://slovari.yandex.ru/вулканология/БСЭ/Вулканология/ (22.08.2014).

9См.: http://enc-dic.com/geology/Rezhim-podzemnh-vod-11875.html (22.08.2014).

10См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/100386 (22.08.2014).

11См.: http://slovari.yandex.ru/Геологическая%20съемка/БСЭ/Геологические%20карты/ (22.08.2014).

12СЗ РФ.1995.№ 49. Ст. 4694.

13) Государственная программа. Данный термин можно определить как систему мероприятий и инструментов государственной политики, направленных на обеспечение достижения определенных целей в какой либо сфере в конкретный промежуток времени.

14) Мониторинг состояние недр. В соответствии с частью 1 ст. 36.2 Закона «О недрах», он является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Согласно ст.63 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»14, государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Основаниями возникновения права пользования участками недр для геологического изучения недр согласно ст.10.1 Закона «О недрах» являются:

1) решение Правительства Российской Федерации, принятое: а) по результатам аукциона;

б) для геологического изучения недр, осуществляемого по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов

2) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

3) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для геологического изучения недр, осуществляемого по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;

4) принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о:

предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;

5) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»15.

Порядок рассмотрения заявок на проведение геологического изучения недр на предоставляемом в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории РФ и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ, закреплен в «Положении о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 8 Января 2009 № 416.

13См.: http://slovari.yandex.ru/месторождение/БЭС/Месторождение полезного ископаемого (15.08.2014).

14СЗ РФ. 2002.№ 2. Ст. 133.

15СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

Пункт 3 рассматриваемого «Положения» устанавливает закрытый перечень субъектов, которые могут осуществлять недропользование, в том числе и геологическое изучение на указанных участках недр.

К ним относятся:

А) юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем 5 лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц (для участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф);

Б) юридическим лицам - собственникам Единой системы газоснабжения или юридическим лицам - собственникам региональной системы газоснабжения (для участков недр федерального значения, содержащих газ).

В свою очередь, «Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)» утвержден приказом МПР России от 15 марта 2005 г.№ 6117.Например, согласно пункту 2.1. указанного «Положения» Для получения права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет государственных средств подается заявка, которая должна содержать следующие документы и сведения:

1) наименование и организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица, планирующего получение права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет государственных средств;

2) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя, планирующего получение права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет государственных средств;

3) заключенный в установленном порядке государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению для государственных нужд.

Обратим внимание, что данный перечень сведений является исчерпывающим.

Для получения права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителя необходимо предоставить более широкий перечень документов и сведений – 12 наименований, в том числе: данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами; данные о технических, технологических и кадровых возможностях заявителя; программа геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения, в том числе по приросту запасов полезных ископаемых.

Согласно статьи 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

В соответствие с пунктом 6.2 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», введенного в действие постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 № 3314-118, лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых.

Поскольку осуществление геологического изучения недр не возможно без использования различных природных объектов, то данному вопросу уделяется внимание в различных актах российского законодательства. Согласно статье 25.1 Закона «О недрах»земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом «О недрах».

16 СЗ РФ. 2009.№ 3. Ст. 405.

17Росс. Газ.№ 98. 2005.

18«Ведомости СНД и ВС РФ». 1992. № 33. Ст. 1917.

Например, вопросам использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр ровно, как и для разработки месторождений полезных ископаемых, посвящена ст.43 ЛК РФ. Согласно части 2 которой для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 рассматриваемой статьи, устанавливающей что на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.

Порядок предоставления пользователям недр участков континентального шельфа, в том числи и для геологического изучения недр, регулируется ст.7 Федерального закона от 30 ноября 1995 г.№187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Согласно пункту 9 ч. 3 ст. 11 ВК РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для проведения геологического изучения.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 30 ЗК РФ Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

Подводя итог изложенному, обратим внимание на то, что поскольку геологическое изучение недр относится к одному из видов недропользования, на него распространяются и ограничения, предусмотренные законодательством для получения лицензий на использование недр.Такая ситуация, по мнению некоторых экспертов, поставила заслон перед системным геологическим изучением недр, познанием строения и состава земной коры, выявлением истории еѐ формирования, изучением современных геодинамических процессов, составлением геологических карт19. С одной стороны с этим высказыванием можно согласиться, так как изучение не всегда связано с каким-либо существенным воздействием на объект исследования плюс ко всему лицензионный механизм в данной сфере по сути не предусматривает проведения геологического изучения направленного на дальнюю перспективу, например на создание фонда резервных месторождений. Но с другой стороны строгий контроль государства необходим, поскольку деятельность, осуществляемая в сфере использования и изучения недр может привести к серьезным последствиям, как для экологии, так и для экономической безопасности страны.

Выходом здесь может являться принятие специального закона, регулирующего геологическое изучение недр, с помощью которого можно было бы разграничить геологическое изучение и классические виды недропользования, закрепить особый порядок получения разрешений на осуществление такой деятельности, установить пределы ответственности, урегулировать вопросы управления в данной сфере (возможно создание специального органа управления) и т.п., что, несомненно, положительным образом повлияло бы на воспроизводство минерально-сырьевой базы и на общее изучение недр, в том числе направленное на цели, не связанные с добычей полезных ископаемых.

19См.: Л.В. Оганесян. «Проблемы геологического изучения недр России» //«Промышленные ведомости» № 3-4. 2010.

Список законодательных и иных нормативных актов

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. №237.

2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»// СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст. 823.

3. Федерального закона от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ.1995.№ 49. Ст. 4694.

4. Федеральный закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002.№ 2. Ст.133.

5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013.№ 14. Ст. 1652.

6. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

7. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

8. Земельный кодек Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ.2001. № 44. Ст. 4147.

Проект геологического изучения определяет содержание, методы, технические средства, пространственные границы, сроки и последовательность проведения геологоразведочных работ.

Организация поисков и оценки полезных ископаемых должна быть поставлена таким образом, чтобы при их выполнении, полученные сведения о количестве, качестве и условиях залегания извлекаемого ископаемого позволили с полнотой и достоверностью:

  • оценить геолого-экономическую характеристику участка;
  • обосновать целесообразность дальнейшего освоения месторождения;
  • судить о составе и свойствах добываемого природного ресурса;
  • произвести подсчет запасов и оценить качество по принятым категориям;
  • выбрать принципиальную технологическую схему отработки;
  • оценить экономические риски.

При этом предполагается комплекс геологоразведки включающий:

— подготовительный период: сбор, систематизация, анализ геологической, гидрогеологической, горнотехнической и другой первичной информации; разработка и согласование проектных материалов;

— полевой период: топографо-геодезические работы, рекогносцировочные маршруты, бурение скважин, гидрогеологические исследования, опробование продуктивной толщи и вскрыши;

— лабораторные испытания: определение качественных показателей и вещественного состава сырья, испытания пород вскрыши;

— камеральная обработка полученных данных: анализ результатов полевых и лабораторных исследований, составление отчёта с подсчётом запасов, подача на Государственную экспертизу для утверждения.


Составим проект геологического изучения недр. Разработаем график проведения геологоразведочных работ.

Эксперты и геологи нашей организации, грамотно разработают программу изучения в соответствии с нормативными документами и инструкциями. Опираясь на многолетний опыт, по возможности учтут все нюансы Вашего участка и приступят к выполнению разработанного плана мероприятий, придерживаясь, составленному графику.

Какая стоимость составления документации?

От 149000 руб. без учета государственного налога за экспертное заключение

Что по срокам?

Разработка проекта – от 2 недель. Согласование не более 60 рабочих дней

Какие результаты услуги?

Проект поисков и оценки месторождения (песков или песчано-гравийных пород; тугоплавких или огнеупорных глин; карбонатного сырья для производства цемента, нужное подчеркнуть)

Где согласовывается?

В соответствии с условиями пользования недрами, недропользователь, не позднее указанной в лицензии на даты, обязан разработать проект изучения и получить на него в ФГКУ «Росгеолэкспертиза». Порядок экспертизы регламентируется приказом от 23.09.2016 № 490

Примерный порядок оказания услуги


Оформим всю необходимую документацию для получения положительного заключения в ФГКУ «Росгеолэкспертиза»
  • сбор исходных сведений;
  • составление технического задания;
  • анализ фондовой и опубликованной литературы по ранее проведённым изысканиям;
  • обследование территории и окрестностей (при необходимости);
  • выбор методики техники и технологии геологоразведки;
  • разработка проектных материалов с обоснованием видов и объемов, временных и трудовых затрат;
  • проведение экспертизы проекта;
  • корректировка замечаний (при необходимости), получение заключения;
  • передача документации заказчику.

В проект геологического изучения входит:

1. Общие сведения. Описывается инфраструктура и транспортная характеристика района. Расположение участка недр его координаты. Климатические, природные и экономические условия изучаемой местности.

2. Геологическое строение и изученность объекта и прилегающего района. Стратиграфическое расчленение разреза исследуемой территории. Карты четвертичных и дочетвертичных отложений. Тектоническое строение территории, с описанием разреза. Описываются особенности, характеризующие гидрогеологические особенности изучаемого района.

Отдельно и более подробно приводится информация о инженерно-геологической характеристике непосредственно исследуемого участка.

3. В основной главе обосновывается методика проведения, перечисляются основные этапы (проектирование, полевые и камеральная обработка данных, отбор и исследование проб) с подробным описанием принятых решений.

Разработаем соответствующие графические приложения

Особое внимание уделяется опробованию - изучению качества сырья. Приводятся технология отбора и обработки проб, рассчитываются объёмы и указываются виды лабораторных анализов.

4. Влияние на окружающую среду запроектированной методики и состав природоохранных мероприятий.

5. Перечень видов и объемов планируемых работ

6. Предполагаемые результаты – разведанное месторождение для промышленного освоения.

7. Правила по охране труда и технике безопасности.

8. Приложения: Прогнозный график, геолого-литологические разрезы.

УДК 550.8.012

Павленко Юрий Васильевич Yury Pavlenko

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕДР

METHODOLOGICAL BASIS OF SUBSOIL RESEARCH

Рассмотрены шесть принципов изучения недр, сформулирована суть науки о поисках и разведке полезных ископаемых

Ключевые слова: научно-методологические основы, методология, принципы, методы изучения недр

Успешное выявление минерализованных участков недр, изучение и освоение новых объектов минерального сырья базируются на знании научных основ поисков и разведки полезных ископаемых. Эти основы включают знание геологических процессов, приводящих к образованию месторождений, выявление закономерностей пространственного размещения полезных ископаемых в геологических структурах, особенностей геологического строения участков недр, а также обязательные и достоверные знания методологических основ прогнозирования, поисков и разведки полезных ископаемых, методологических основ опробования пород, руд и основ гео-лого-экономической оценки объектов гео-лого-разведочных работ. Без этих знаний успешные результаты по любому из названных направлений геологических исследований не гарантированы.

Методологические основы прогнозирования, поисков и разведки полезных ископаемых включают принципы и методы изучения неоднородности земных недр различного иерархического уровня, основы моделирования их строения и свойств полезных ископаемых в пределах исследуемых объемов. При проведении геолого-раз-ведочных работ они позволяют оценить и учесть влияние особенностей геологическо-

Six principles of subsoil research are considered in the article. Essence of science of mineral prospecting and exploration is represented

Key words: scientific and methodological basis, methodology, principles, methods of subsoil research

го строения на характеристики пространственной изменчивости свойств полезных ископаемых в недрах. По мере накопления фактического геологического материала, практического опыта проведения геологоразведочных работ принципы и методы как составляющие научной дисциплины поисков и разведки полезных ископаемых целесообразно корректировать, уточнять, чтобы, с одной стороны, рационализировать, упростить процесс исследования и, тем самым, сократить затраты труда, времени и средств, с другой - повысить достоверность результатов исследований.

Со времен М.В. Ломоносова многие поколения российских, советских и зарубежных геологов множили и совершенствовали направление науки, связанное с выявлением и изучением полезных ископаемых. Основоположник учения о поисках и разведке В.М. Крейтер рассматривает его как “науку, изучающую условия нахождения и пути наиболее эффективного выявления промышленных месторождений полезных ископаемых” . При этом он считает, что и предметом, и объектом изучения данной науки являются промышленные типы месторождений, а основным методом, способом познания является оценка. Следовательно, цель оценки - установить промышленный тип найденного рудного объекта и выбрать

наиболее рациональные способы его изучения и разведки.

Начиная с 30-х гг. ХХ в. - периода формирования учения о поисках и разведке полезных ископаемых в самостоятельную научную дисциплину, фундаментальные положения науки постоянно уточнялись. Об этом свидетельствует, например, популярный учебник для вузов А.Б. Каждана , обобщающий научные основы поисков и разведки полезных ископаемых. В нем автор, однако, не приводит формулировки данной науки, ограничившись только ссылкой на В.М. Крейтера о прикладной геоло-го-экономической ее сущности. Предметом изучения определены минерализованные участки земных недр, содержащие скопления полезных ископаемых, которые могут оказаться источниками минерального сырья для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Уточнены основные методы познания - выборочный, связанный с наблюдениями по сети пространственно разобщенных искусственных или естественных обнажений, и дистанционный, а также основная цель научной дисциплины

Разработка научно обоснованных методов и путей наиболее эффективного выявления промышленно-ценных скоплений полезных ископаемых и методов их геоло-го-экономической оценки.

При формулировании объекта исследований науки авторами, на наш взгляд, упущен чрезвычайно важный момент - полезное ископаемое, руда не могут рассматриваться в отрыве от вмещающих пород, т.к. в учении о полезных ископаемых руды (полезные ископаемые) рассматриваются как незначительная по объему разновидность горных пород, а формации полезных ископаемых - разновидностями формаций горных пород. Более того, в процессе мелко-, средне-, да и крупномасштабных геологических исследований изучаются не столько руда, сколько вмещающие породы. Объединяет же руду и породы, формации полезных ископаемых и горных пород принадлежность к единому фундаментальному свойству материального мира - его многоуровневая неоднородность.

Земной коре, прошедшей столь долгий путь формирования, особенно присущи природные неоднородности, проявляемые на уровнях организации земного вещества в достоверном интервале как минимум от нано - (10-9) до гига (10 9) метров. Полезные ископаемые также являются неоднородностью земной коры. Следовательно, все исследования, связанные с прогнозированием возможных масштабов скоплений полезных ископаемых, целеустремленными поисками и разведкой, направлены на изучение неоднородности земных недр разного уровня и базируются на объективных законах геологических процессов, приводящих к образованию месторождений, а также закономерностях их пространственного размещения в разнородных геологических структурах. Принципиально важным при этом становится четкое представление о структуре системы неоднородности как о совокупности соподчиненных элементов неоднородности разного уровня, внешне самостоятельных, условно неделимых, а внутренне связанных между собой. Иерархия организации структурных уровней неоднородности предполагает системный способ (подход) научного познания, убедительно изложенный А.Б. Кажданом .

Прогнозирование, поиски и разведка как составные части единого учения различаются между собой по точности и достоверности определения количества и качества востребованной неоднородности, и оба показателя прямо связаны с объемами изучаемых недр. Отсюда изучение полезного ископаемого сводится, по сути, к качественной и количественной оценке определенной неоднородности прежде всего по 4 важнейшим показателям:

1) интенсивность;

2) экстенсивность;

3) точность;

4) достоверность.

Эти показатели составляют суть и геологической, и методологической составляющих научной дисциплины.

В науках о составе, строении и истории развития земной коры прикладная направленность учения о поисках и разведке

полезных ископаемых очевидна. Благодаря востребованности для удовлетворения потребности людей, полезные ископаемые становятся объектом экономических отношений, приобретают потребительские качества, которые используются на всех этапах изучения недр. Даже при прогнозировании уже целесообразно учитывать возможные затраты труда и времени на изучение еще не открытого месторождения, рассчитывать эффект, который может быть получен в процессе добычи, переработки и реализации полезного ископаемого как товара. Объективные геолого-экономи-ческие характеристики природных условий залегания, количества, качества, технологических свойств полезного ископаемого во многом предопределяют целесообразность его использования. Поэтому оценка потребительских свойств полезного ископаемого даже в виде предполагаемого геолого-про-мышленного типа месторождения представляет важную задачу, решение которой теснейшим образом связано с геологическими и методологическими сторонами выявления и разведки месторождений.

Методология науки есть учение о принципах построения, формах и способах научного познания . Из этого следует, что научное познание должно строиться, прежде всего, на принципах - как основных положениях учения, науки . Поскольку принципы построения науки подобно фундаменту должны проявляться на всех этапах, стадиях геологических исследований, чрезвычайно важным становится определение их перечня, а затем, путем анализа применения их при прогнозировании, поисках и разведке, наметить пути рационализации геолого-разведочных работ.

Возвращаясь к названным работам, следует обратить внимание на разночтение принципов, выделяемых в период времени от В.М. Крейтера до А.Б. Каждана. В период становления науки их значилось четыре, а в конце прошлого века - три. Примечательно, что только принцип последовательных приближений является непоколебимым. В.М. Крейтером в числе основных положений разведки указываются также

принципы:

Полноты исследований (включая принцип геологического прогноза и его проверки);

Равной достоверности (равномерности);

Наименьших затрат средств и времени.

А.Б. Кажданом дополнительно к указанным обоснован принцип аналогии и выборочной детализации.

Удивительно, что в прикладной геологической науке не нашлось места одной из основных категорий теории познания

Принципу моделирования . На этом принципе базируется, по существу, любой метод научных исследований - как теоретический, при котором используются различного рода знаковые абстрактные модели, так и экспериментальный, использующий предметные модели. Моделирование заключается в исследовании явлений, процессов или системы объектов путем построения и изучения моделей, в качестве которых в геологии выступают схемы, карты, планы, графики, чертежи и прочие образы земной коры или ее частей.

Моделирование полезного ископаемого осуществляется путем геологической и экономической оценки его свойств, в том числе количества, качества минерального сырья, природных условий залегания и потребительских качеств. Геологическое и экономическое моделирование месторождений не отделимы друг от друга. Если подсчет запасов производится на основе кондиций, обоснованных по данным экономического моделирования эффективности возможного использования разведанных запасов, то в основе этой модели лежат модели геологические, определяющие количество и качество полезного ископаемого в недрах. Объективное геолого-экономическое моделирование, как наиболее сложный вид исследований, требует применения научно обоснованных приемов и привлечения специалистов различных направлений. Соотношение между этими видами оценок всё более меняется в пользу экономической по мере приближения к практическому ис-

пользованию созданных моделей. В конечном счете результатами прогнозирования, поисков и разведки являются геолого-эко-номические модели.

Многолетний опыт геолого-съемоч-ных, поисковых, разведочных работ, а также опытно-методических исследований, прогнозирования на многие виды полезных ископаемых в своей стране и за рубежом, анализ методов, применяемых на различных стадиях исследований, позволяет утверждать, что методология прогнозирования, поисков и разведки базируется на следующих шести основных принципах:

1) построение объёмных геологических, а также экономических моделей, описывающих природные внешние свойства востребованной неоднородности, главными из которых являются пространственные и временные характеристики, среда и условия проявления; принцип моделирования;

2) последовательного приближения, обеспечивающего последовательное увеличение соотношения между минерализованными и породными (безрудными) объёмами; принцип детальности исследования;

3) аналогии, предполагающей однотипность свойств неоднородности в однотипных или близких геологических моделях; принцип особенностей внутренних свойств неоднородности;

4) эталонов, обеспечивающих выборочную детализацию отдельных свойств полезного ископаемого и неоднородности; принцип точности оценки неоднородности и свойств;

5) комплексности и полноты исследований, определяющих достоверность гео-лого-экономических моделей на каждом уровне системы; принцип достоверности построения моделей;

6) минимизации затрат средств и времени, определяющих необходимость и достаточность исследований, гарантирующих количественные, качественные характеристики потребительских свойств модели заданного уровня; принцип экономичности моделей.

Перечисленные принципы используются совместно. Однако, в зависимости от

специфики исследований, все они могут выступать в качестве и ведущих, и вспомогательных. Поскольку выделенные принципы фактически используются в повседневной практике, они общеизвестны и нуждаются лишь в некоторых пояснениях.

Принцип построения объёмных моделей (объемного моделирования) реализуется в разномасштабных геологических картах, представляющих плоскостное изображение объёмной геологической неоднородности на уровнях, обеспечиваемых масштабом изображения. Различные по назначению карты характеризуют изменчивость и границы распространения неоднородности. В соответствии с основными положениями концепции регионального геологического изучения недр России основным источником фундаментальной геологической информации, обеспечивающей развитие геологической науки, общих знаний о геологическом строении и мине-рагеническом потенциале страны принята государственная геологическая карта масштаба 1:1 000 000. Основная цель этой карты - расширение и укрепление минерально-сырьевой базы. Геологические карты и вся информация последующих более крупных стандартных масштабов представляют природные системы других, более высоких структурных уровней, которые являются структурными элементами предыдущих, более мелкомасштабных, уровней. Иерархия структурных уровней минерализованных участков недр позволяет создавать универсальные геологические модели при любом масштабе их изучения, устанавливать изменчивость свойств полезных ископаемых и выявлять взаимосвязи между ними. В качестве справочной рекомендуется использовать геологическую и металлогеническую карты масштаба 1:500 000 , а также схему структурного районирования Читинской области масштаба 1:2 500 000 .

Этот принцип используется на протяжении всего геологического процесса, начиная от прогнозирования, на всех стадиях и этапах проведения геолого-разведочных работ. Он реализуется в геологических кар-

тах, разрезах, документации геолого-раз-ведочных, эксплуатационных выработок, блок-диаграммах, в материалах подсчета запасов, ресурсов и т.д., лежит в основе проектирования геолого-разведочных работ, используется для определения мест заложения геолого-разведочных выработок, составления и корректировании разрезов, схем, диаграмм и пр. Отчетные графические материалы являются ярким примером использования данного принципа применительно к отдельным элементам системы неоднородности.

В основе принципа последовательных приближений лежит последовательное изучение недр от общего к частному. Этот принцип реализуется в поэтапном, стадийном геологическом изучении недр, призванном, с одной стороны, последовательно локализовать границы объектов исследований, с другой - последовательно увеличивать детальность изучения перспективных участков, территорий. В соответствии со стадийностью геолого-разведочных работ меняются и критерии рудоносности (от прогнозных и поисковых до разведочных). В результате стадийного изучения минеральных образований и вмещающих пород выявляются особенности геологического строения и закономерности размещения минерализованных участков недр, определяются условия формирования и признаки пространственного размещения полезного ископаемого, т.е. создаются геологические модели различных иерархических уровней локализации минерального сырья.

Применительно к региону этот принцип реализуется в последовательной смене мелко-, средне-, крупномасштабных геологических съемок, а также поисков проведением комплекса исследований на все более локальных участках возможного проявления полезных ископаемых, а затем - во все более детальных работах в пределах месторождений, его участков, зон, рудных тел и т. д. Перспективы региона намечаются исходя из глобальных закономерностей формирования полезного ископаемого и их комплексов и особенностей геологического строения территории. После отбраковки

заведомо неперспективных территорий, исследования продолжаются на выделенных крупных потенциально рудоносных площадях, а в дальнейшем - на все более локальных участках, структурах путем использования разномасштабных геологических карт и карт полезных ископаемых.

Принцип последовательного приближения сопровождает весь процесс изучения недр, поскольку каждая новая информация обеспечивает получение дополнительных сведений о природных образованиях. В качестве дополнительной используется также информация, применяемая по принципу аналогии на территориях, близких по геологическому строению.

Принцип аналогий предполагает сходство, однотипность минерализации, сформированной в однотипных, а чаще, в близких геологических условиях. Аналогия является одним из источников научных гипотез, она предполагает перенос знаний, полученных из рассмотрения какого-либо объекта на менее изученный. Подобие свойств типового объекта (модели) и оцениваемого обеспечивается однотипностью геологических структур, сходством условий залегания, строения, близостью минерального и петрографического составов объектов. Поскольку в природе одинаковых объектов нет, по мере удаления сравниваемых объектов, а также увеличения масштабов, детальности изучения черты различия объектов проявляются все более отчетливо. Понятно, что соседние однотипные месторождения имеют больше подобия, нежели соседние рудные поля или, тем более, соседние рудные районы. Важным моментом применения данного принципа является наличие классификаций по различным свойствам, признакам, анализ которых применительно к конкретным природным обстановкам помогает научно обосновать выбор дальнейших исследований. В качестве типовых моделей обычно используются более изученные объекты (месторождения, проявления с прогнозными ресурсами категории Р2). Принцип постоянно применяется при составлении геологических карт, разрезов, при заложении геолого-разведоч-

ных выработок, при увязке самых разнообразных материалов.

Принцип эталонов (выборочной детализации) присутствует также на различных уровнях исследований. При проведении геолого-разведочных работ наряду с оптимальными исследованиями всей площади на отдельных представительных эталонных участках практикуются более детальные исследования (работы опережающей стадии). Выбор эталонов-аналогов детализационных исследований осуществляется при проведении специализированных групповых съемок, при поисковых работах - на участках развития определенных аномалий, проявлений, при разведке

На представительных первоочередных участках месторождений, рудных зонах или залежах. При эксплуатационных работах в качестве эталонов используются отработанные участки месторождений или характерные блоки. Эталоны являются обязательным средством при изучении минерального состава и свойств полезного ископаемого, с их участием выясняются ошибки определения количественных характеристик полезного ископаемого, устанавливается оптимальная разведочная сеть наблюдений. Важнейшим требованием изучения минерального состава полезного ископаемого является соответствие минералого-петрог-рафического состава эталонов среднему составу минерального сырья.

В качестве естественных эталонов могут выступать отдельные месторождения, характеризующие определенный геологопромышленный тип минерального сырья, а также геолого-разведочные выработки. Поскольку геолого-промышленный тип учитывает горнотехнические, технологические и экономические признаки, эталонные объекты синтезируют все основные потребительские свойства полезного ископаемого.

Принцип комплексности и полноты исследований заложен в прогнозных критериях и в требованиях стадийного изучения месторождений. Очевидно, что полнота исследований также постепенно нарастает вместе со сменяющимися стадиями, пос-

кольку даже сформировать все требования к данной стадии в начале работ трудно. Теоретически и методологически геологоэкономическая оценка месторождений является одной из самых сложных проблем методики и экономики геолого-разведочных работ, от правильного решения которой во многом зависит успешное формирование и развитие минерально-сырьевой базы. Она включает в себя оценку геологических особенностей месторождения, значимости полезного ископаемого и вероятного экономического эффекта от использования добытого минерального сырья.

Принцип минимизации затрат средств и времени является наиболее ответственным с точки зрения эффективного и рационального использования средств, исключения ненужных, излишних работ и операций, оптимизации комплекса и методов изучения и пр. Все они ведутся к сокращению сроков разведки и освоения месторождений без сколько-нибудь значительного снижения качества геолого-эко-номической или стадийной оценки объектов исследований. Принцип наименьших затрат используется на завершающем этапе изучения объектов и предполагает совершенствование методики последующих проектных моделей.

Применение перечисленных принципов обеспечивает системный способ изучения недр, реализуемый в стандартных масштабах картирования (1:2000-1:10000, 1:250001:50000, 1:100000-1:500000, 1:500000-

1:1000000 и т.д.). Эти масштабы отражают качественное изменение информации о строении недр, позволяют количественно описывать изменчивость свойств, характеристики полезного ископаемого, выявлять разномасштабные связи между ними.

Недоступность земных недр для непосредственного наблюдения предполагает преимущественно выборочный метод их познания, основанный на объёмной интерпретации данных по пространственно разобщенным и доступным для изучения участкам. Естественно, что полнота и достоверность представлений о строении состава недр зависят от характера измен-

чивости, степени неоднородности (сложности) изучаемых свойств и густоты сети наблюдений.

Уточнение перечня основных исходных положений прикладной геологической науки о прогнозировании, поисках и разведке полезных ископаемых имеет важное значение, поскольку эти положения, наряду с предметом и основной целью изучения, должны находить отражение в формулировке самой науки. Становится очевидным, что в основе данного учения лежат геологическое и экономическое моделирование потребительских свойств востребованной неоднородности, а целью является рационализация построения достоверных моделей. Именно рационализация моделирования является стимулом научных исканий, поскольку целесообразны не просто модели, а экономически выгодные, создаваемые с минимальными материальными, финансовыми, трудовыми и временными затратами.

Таким образом, анализ основополагаю-

щих положений прикладной геологической науки о поисках и разведке месторождений полезных ископаемых показывает, что методологические основы учения базируются на следующих 6 принципах исследования фундаментального свойства земных недр - их многоуровенной неоднородности:

1 - построения объемных геологических и экономических моделей;

2 - последовательного приближения;

3 - аналогии;

4 - эталонов;

5 - комплексности и полноты исследований;

6 - минимизации затрат средств и времени, а сама наука о поисках и разведке полезных ископаемых - есть учение о рационализации геолого-экономического моделирования неоднородности земной коры для установления количества и качества востребованного полезного ископаемого с требуемой точностью и достоверностью.

Литература

1. Геологическая карта Читинской области, масштаб 1:500 000 / под ред. И.Г. Рутштейна. - М.: МПГИТ, 1992.

2. Каждан А.Б. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Научные основы поисков и разведки: учебник для вузов. - М.: Недра, 1984. - 285 с.

3. Крейтер В.М. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых: учебник в 2 ч. Ч. 2 /

В.М. Крейтер. - М.: Госгеолтехиздат, 1961. - 390 с.

4. Металлогеническая карта Читинской области масштаба 1:500 000 / И.Г. Рутштейн [и др.]. - Чита: ЧГУ, 1977.

5. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 1600 с. - С. 56.

6. Схема структурного районирования Читинской области, масштаб 1:2 500 000 / К.К. Анашкина, Н.В. Кужелева, Л.П. Старухина. - Чита: ПГО Читагеология, 1981.

Павленко Ю.В., д-р геол.-минер. наук, профессор, Читинский государственный университет (ЧитГУ) Тел. (8-3022) 31-70-90

Научные интересы: мелко-среднемасштабное

картирование, прогнозирование, оценка, разведка месторождений

Yu. Pavlenko, Doctor of Engineering Science (Geology and Mineralogy), Chita State University

Areas of expertise: geological mapping of small-medium scales, prognosis, estimation and exploration of the mineral deposits

Геологическое изучение недр

Геологическое изучение недр - проведение поисковых, разведочных и специальных работ и исследований , осуществляемых в целях получения информации о геологическом строении недр, выявления и оценки запасов полезных ископаемых, характеристик процессов, происходящих в геологической среде и т.п.

Проведение работ по геологическому изучению недр

Геологическое изучение недр сделано с целью получения данных о геологическом строении недр,выявления и оценки полезных ископаемых, изучение закономерностей их формирования и размещения, так же горно-технических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использования недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Проведения работ по геологическому изучению недр организуется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и использованию недр на основе государственных комплексных или целевых программ, межотраслевых и отраслевых планов, проектов, соответствующих норм и правил.

Геологическое изучение недр, предусмотренное государственными программами, осуществляется, как правило, за счет средств, отчисляемых добывающими предприятиями в государственный бюджет за ранее выполненные геологоразведочные работы. В отдельных случаях геологическое изучение недр может выполняться за счет прямых расходов государственного и местных бюджетов .

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Геологическое изучение недр" в других словарях:

    Геологическое изучение недр - Геологическое изучение недр: вид пользования недрами, включающий в себя проведение регионального геологического изучения, поисков и оценку месторождений полезных ископаемых... Источник: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ.… … Официальная терминология

    геологическое изучение недр - 3.2 геологическое изучение недр: Работы по общему и региональному изучению недр, прогнозу землетрясений, исследованию вулканической деятельности, мониторингу состояния недр, режима подземных вод; поиски, разведка и оценка полезных ископаемых;… …

    Геологическое изучение - 1) вид недропользования; 2) (для целей Закона Российской Федерации О недрах) включает поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных …

    Региональное геологическое изучение - 1) вид недропользования; 2) (для целей Закона Российской Федерации О недрах) включает региональные геолого геофизические работы, геологическую съемку, инженерно геологические изыскания, научно исследовательские, палеонтологические и другие… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    ГОСТ Р 53795-2010: Изучение недр геологическое. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 53795 2010: Изучение недр геологическое. Термины и определения оригинал документа: аэрогравиметрическая съемка Гравиметрическая съемка, проводимая с борта летательного аппарата. [ГОСТ Р 52334 2005, статья 68] Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 53579-2009: Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению - Терминология ГОСТ Р 53579 2009: Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению оригинал документа: 3.8 вещественные источники информации: Керн… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 8.645-2008: Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения - Терминология ГОСТ Р 8.645 2008: Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения оригинал документа: 3.1… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    геологічне вивчення надр - геологическое изучение недр geologic study of mineral resources geologische Untersuchung des Erdinneren спеціальні роботи та дослідження, спрямовані на одержання інформації про надра з метою задоволення потреб суспільства … Гірничий енциклопедичний словник

    НДПИ - (severance tax) НДПИ это налог на добытые полезные ископаемые, изымаемый с пользователей недр Информация о НДПИ, расчет и порядок уплаты налога в соответствии с налоговой ставкой на определенный вид полезного ископаемого Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Проведя с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение актуальных вопросов законодательного обеспечения геологического изучения недр России, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Общая характеристика проблемы.

1. Геологическое изучение недр является общегосударственной задачей, имеет многоцелевое назначение, относится к наукоемкой сфере деятельности, производственная часть которой осуществляется, как правило, в экстремальных условиях предприятиями и организациями государственной, частной и смешанной формах собственности.

2. Минерально-сырьевой комплекс (МСК) в период рыночных реформ и в настоящее время является основным источником средств и базой для внедрения инновационных технологий, благодаря высокой обеспеченности разведанными запасами нефти, газа, металлов, минеральных удобрений, а также значительным поисковым заделом, созданными геологами в предшествующие десятилетия. Первичным звеном МСК является геологическая служба. Геологическое изучение недр для целей МСК включает: научное геологическое прогнозирование, поиски, оценку (предварительную разведку), разведку, эксплуатационную разведку и доразведку месторождений полезных ископаемых.

3. Работы и исследования геологического характера являются неотъемлемой частью строительного и оборонно-промышленного комплексов, водообеспечения населения и промышленности, подземного захоронения опасных отходов, прогноза землетрясений и мониторинга состояния подземного пространства.

4. Основой для постановки прогнозно- поисково-оценочных, разведочных и других работ служит систематизированная база данных о геологическом строении и состоянии недр, пополняемая и обновляемая в процессе разномасштабного государственного геологического картографирования и других работ общегеологического характера.

5. Обладание собственной современной геологической службой: квалифицированными кадрами, новейшими технологиями прогнозирования, поисков и разведки полезных ископаемых, производственными и научными мощностями - является важнейшим признаком развитости страны, ее сырьевой независимости и не меньшим богатством, чем обладание крупными запасами ресурсов недр.

6. Важнейшей результативной составляющей геологического изучения недр является воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) – поиски и разведка месторождений полезных ископаемых для обеспечения МСК запасами, подготовленными для промышленной разработки (добычи и переработки).

Кратное падение объемов геологоразведочных работ, начавшиеся в 1992 году привело к системному кризису отечественной геологоразведки, усиливающемуся не смотря на рост объемов финансирования в последние годы. В критическом состоянии находятся остатки производственного, кадрового, научного, технического и технологического потенциала, рассредоточенного по мелким и средним предприятиям и частично сконцентрированном в некоторых крупных добывающих компаниях. Геологическая отрасль России фактически утратила способность к самовосстановлению, которое возможно лишь при активном вмешательстве государства.

Резко снизилось качество геологоразведочных работ и достоверность запасов. Срываются сроки подготовки сырьевой базы для заполнения нефтью трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» , возникли проблемы с размещением федерального заказа. Слабо пополняется геологическая информация, лежащая в основе защиты национальных интересов на континентальном шельфе, в Мировом океане, в Арктике и Антарктике. Практически прекращен сбор и обобщение геологических данных о сырьевых базах других стран. Несбалансированны цели, задачи, система управления и организационная структура отрасли. Все это создает реальные угрозы сырьевой и экономической безопасности.

Интересы экономического развития и национальной безопасности России требуют возрождения отечественной геологической службы.

Правовое обеспечение геологического изучения недр России включает в настоящее время следующие основные федеральные законы и нормативные правовые акты: Закон Российской Федерации «О недрах» (1992 г.); Положение о порядке лицензирования пользования недрами (1992 г.); Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995 г.); Земельный кодекс Российской Федерации (2002 г.); Налоговый кодекс Российской Федерации (1998 г.); Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; Законы субъектов Российской Федерации; Нормативные акты Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию.

Главным правовым актом является Закон РФ «О недрах» (статья 36.1):

«Статья 36.1. Государственное геологическое изучение недр

В Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа; поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами; мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов; сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.

Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.».

К сожалению, в Законе не определена обязанность государства обеспечить опережающее геологическое изучение недр и прирост запасов полезных ископаемых, подготовленных для промышленной разработки, а также ответственность правительства и уполномоченных министерств и ведомств за неудовлетворительное состояние в первичном звене МСК.

Не указаны обязанности государства за выполнение определенных стадий геологического изучения недр, и соответствующих источников финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств недропользователей, как и ответственность заказчиков и исполнителей работ за своевременность и качество, прежде всего, достоверность выявленных и разведанных запасов полезных ископаемых.

Отсутствие в законодательстве указанных требований не позволяет выделять требуемые средства федерального бюджета на ВМСБ, в результате чего МПР России вынуждено сокращать количество объектов и стадий, финансируемых за счет государства. Таким образом, самая рискованная стадия поисков с вероятностью открытия месторождений от 10% до 30% возложена на недропользователей. При этом инвестор-недропользователь в случае открытия новых залежей или месторождения не имеет гарантий на их дальнейшее использование с целью разведки и добычи полезных ископаемых, а также не имеет права переуступить (продать) результаты своего труда (право разведки и добычи) другому пользователю недр (горнодобывающей компании).

Состояние и возможности минерально-сырьевой базы.

Созданная в советский период МСБ по масштабам и комплексу полезных ископаемых полностью покрывала потребности народного хозяйства на долгосрочную перспективу. Такая МСБ была создана благодаря эффективной системе управления геологоразведочной отраслью, использующей значительный научно-производственный потенциал.

Текущее обеспечение добывающих компаний разведанными запасами находится на удовлетворительном уровне, перспективное – на низком. Вместе с тем, Россия располагает достаточно крупным сырьевым потенциалом большинства полезных ископаемых, достаточным для обеспечения потребностей страны на ближайшие 50 лет и более длительную перспективу. Однако объемы геологоразведочных работ, необходимые для поддержания добычи, запасов и ресурсов крайне недостаточны.

Объявленные в 2005-2007 гг. приросты запасов по нефти, газу, золоту превысили объемы добычи. Однако значительная часть прироста получена путем пересчета коэффициента извлечения нефти, а также путем снижения бортового содержания золота. При этом объемы поисково-разведочного бурения на нефть и газ, подтверждающие прирост запасов, в последние 5 лет остаются на уровне 1,0-1,4 млн. метров, что в 5 раз меньше уровня 1990 г., а по рудным полезным ископаемым - в 10 раз меньше. За 15 лет нарушена сбалансированность МСБ, полностью истощен поисковый задел прошлых лет по нефти, газу, благородным и цветным металлам, резко ослаблено общегеологическое (картографическое) изучение суши и шельфа.

Вместе с тем, потенциал российских недр в мировом измерении соответствует совокупной доле суши и шельфа России (17%), а по различным видам сырья укладывается в интервал от 8,5% до 34%. В расчете на душу населения наша обеспеченность в 5 раз выше среднемирового уровня (еще выше, например, в Канаде и Австралии).

Главной проблемой МСК страны является не истощение ресурсного потенциала недр, а резкий спад геологоразведочных работ.

Состояние и возможности геологической отрасли.

Российская геологоразведка, как отрасль промышленности, уже не существует. Если в 1990 г. численность 78 крупных геологических организаций на территории РСФСР составляла 480 тысяч человек, в том числе 176 тысяч специалистов, 560 докторов и 1630 кандидатов наук, то современная геологическая служба состоит из 112 тысяч человек в 1015 предприятиях, представленных следующими группами:

Специализированные подразделения в составе ряда крупных и средних добывающих компаний (около 20 тысяч человек в 25 компаниях);

Частные, мелкие и крупные предприятия горно-геологического профиля, частично участвующие в выполнении государственного заказа (около 60 тысяч человек в 780 предприятиях);

Предприятия смешанной формы собственности, в том числе иностранные, образованные как пионерные подразделения будущих добывающих компаний (около 6 тысяч человек в 75-80 предприятиях);

Государственные предприятия и учреждения, АО и НИИ, участвующие в выполнении государственного заказа и заказов частных компаний (около 25 тысяч человек в 130 предприятиях).

В 1992 г., накануне приватизации, в геологоразведочной отрасли было 32 НИИ, 10 заводов, 38 центральных и 450 полевых лабораторий, 1200 буровых установок на нефть и газ и 4200 на другие виды полезных ископаемых.

В связи с упразднением государственной и отраслевой отчетности полные сведения о технической и технологической вооруженности в настоящее время отсутствуют. По различным данным в 2007 г. на ГРР было задействовано не более 200 буровых установок нефтяного ряда и не более 700 - на другие полезные ископаемые. Большинство оставшихся буровых станков в ближайшие годы подлежат списанию. Станочный парк пополняется в основном импортом.

В плачевном состоянии находятся технические средства, ремонтные мощности и лаборатории предприятий, выполняющих общегеологические работы и поисковые работы на твердые полезные ископаемые, а также работы по федеральному заказу.

Обостряется проблема кадров; все отраслевые учебно-курсовые комбинаты по подготовке квалифицированных рабочих упразднены. Средний возраст работающих на полевых работах 45-50 лет, что на 10-15 лет выше прежнего. Растет число работающих пенсионеров (до 25-30%). Реальная обстановка в поисковой геологии такова, что без принятия радикальных мер через 5 – 7 лет работать в этом секторе отрасли будет уже некому.

За последние годы Росимущество в государственном секторе геологической службы ликвидировало 39 предприятий, реорганизовало 35, перепрофилировало 3, приватизировало или включило в программу приватизации - 89 предприятий. В ведении Роснедра осталось всего 26 предприятий и учреждений, остальные находятся в введении Росимущества. Единая структура архивации и хранения геологической информации «Росгеолфонд» раздроблена, территориальные подразделения выведены и включены в структуры других органов власти. Обращения руководства Роснедра и МПР России в Правительство РФ о необходимости сохранения геологических предприятий и передачи их в ведение Федерального агентства по недропользованию остаются не решенными.

В геологии остались считанные научные коллективы, способные генерировать новые знания о недрах планеты; практически прекратились НИОКР в области новой буровой и горнодобывающей техники, геофизической аппаратуры, приборов, программного обеспечения.

Таким образом, имеющиеся производственные мощности недостаточны для выполнения требуемых объемов геологоразведочных работ, а существующая организационная структура и ее полномочия не соответствуют задачам комплексного геологического изучения недр.

Кризисное положение геологоразведочной отрасли обусловлено следующими основными причинами:

1) отсутствие законодательно закрепленной ответственности Правительства РФ за состояние геологической изученности территории и шельфа государства, восполнение минерально-сырьевой базы путем ежегодного прироста разведанных и оцененных запасов, а также прогнозных ресурсов полезных ископаемых, обновление и пополнение информационной базы о состоянии недр России;

2) отсутствие законодательно закрепленной ответственности недропользователей за полноту и качество геологического изучения и использование распределенного фонда недр;

3) отсутствие правовых и экономических условий реализации продукции геологического изучения недр в рыночных условиях;

4) ускоренная приватизация предприятий МСК в отрыве от связанных с ними геологоразведочных предприятий;

5) принудительная приватизация-ликвидация геологоразведочных предприятий;

6) выделение по целевому назначению в 90-х годах не более 50% средств фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и ликвидация в 2001 г. целевых отчислений на ВМСБ;

7) Отсутствие рыночных механизмов и систем поощрения открытий новых месторождений полезных ископаемых;

8) сокращение полномочий субъектов Российской Федерации в геологическом изучении недр;

9) снижение степени государственного регулирования ВМСБ и деятельности геологической службы;

10) завышенная оценка обеспеченности экономики России разведанными запасами полезных ископаемых;

11) неполное соответствие системы Госзаказа задачам геологического изучения недр и расширения ВМСБ.

Геологоразведочные организации в России не имеют правовых условий для реализации своей продукции – переуступки права на разработку открытых ими запасов полезных ископаемых, в связи с чем в России нет самостоятельных компаний, специализирующихся на поисках новых месторождений.

Геологическая отрасль практически была подготовлена к приватизации благодаря экономическому эксперименту, проведенному в 1987-1989 гг.. Согласно Закону РФ «О недрах» детальная разведка была отнесена к стадии разработки и выполняющие ее 30% мощностей геологии должны были войти в состав формируемых добычных компаний. Около 50% геологических предприятий, проводящих поиски и оценку (предварительную разведку) подлежали приватизации и объединению в несколько крупных холдингов. Около 20% мощностей должны были остаться в составе государственной геологической службы в виде научно-производственных специализированных объединений, выполняющих общефедеральные работы. Данная программа реорганизации геологической службы не была принята.

В нарушение Закона РФ «О недрах» Минфин 50-70% геологических денег направлял на другие цели. Последовательно были упразднены: целевой бюджетный фонд - с 2001 г., отчисления на ВМСБ - с 2002 г., Федеральная целевая программа ВМСБ – с 2003 г., подпрограмма ВМСБ – с 2004 г..

В частности, по нефти ставка отчислений на ВМСБ составляла 10%. При упразднении отчислений 5% (половина) вошла в состав налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а другие 5% были оставлены нефтяным компаниям для самостоятельного финансирования ГРР. Фактически последние годы компании вкладывают в ГРР из 5% всего 1,0 – 1,5%., а государство из 5%, получаемых через НДПИ, возвращает на геологию всего 0,4 – 0,5%.

В связи с недостаточным финансированием самая ответственная и высокорисковая часть геологоразведочного процесса – открытие месторождения фактически полностью перекладывается на недропользователя, получившего поисковую лицензию.

Сформированная в результате административной реформы 2004 г. федеральная структура управления привела к рассредоточению функций управления по пяти ведомствам (МПР России, Роснедра, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росимущество), увеличению в 4 раза количества территориальных органов, повышению коррупционности и ослаблению регулирующей роли государства.

Основным программным документом должна бы стать Стратегия развития минерально-сырьевой базы и геологической отрасли, вытекающая из долгосрочной Стратегии социально-экономического развития государства. Однако таких документов пока нет.

В 2003 г. Правительством РФ одобрены «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», которые недостаточно отвечают стратегическим интересам России и должны быть пересмотрены. Тем не менее, этот документ был положен в основу «Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья», поддержанной Правительством РФ в 2004 г, утвержденной МПР России в 2005 г и дополненной в 2006 г.

Действующий Федеральный закон № 94 от 21 июля 2005 г.
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не учитывает вероятностную природу геологических услуг, необходимости коррекции видов и объемов геолого-геофизических и буровых работ в зависимости от полученных результатов. Это привело к тому, что главной целью стало не открытие новых месторождений, а выполнение видов и объемов работ.

Конкурсный порядок Госзаказа для НИОКР стимулирует конкурсантов добиваться победы путем снижения стоимости заказа, а затем в рамках этой стоимости подгонять под нее проект и его некачественное выполнение. Расширяется практика сговоров, когда победителем конкурса становятся неизвестные ООО, которые затем нанимают специалистов ФГУП для выполнения НИР по трудовым соглашениям за многократно меньшую плату.

Обязательным условием развития геологоразведочного бизнеса является свободный доступ к геологической информации, право геологической компании на основании заявки получить беспрепятственно поисковую лицензию на интересующий ее участок, право на свободную продажу своего открытия или предварительных результатов работ, освобождение поисковой стадии от кабальных налогов и платежей за пользование недрами. Поисковые процесс – это широкое поле для малого бизнеса и индивидуального творчества. Как показывает опыт Канады именно малые (юниорные) компании стоят в основе 60% геологических открытий.

Необоснованно взимание так называемых «исторических» затрат на геологоразведку при оформлении открытия месторождения, так как в составе НДПИ присутствуют 50% бывших отчислений на ВМСБ, суть которых и заключалась в ежегодной компенсации государственных затрат на геологию.

Вызывает вопросы использование различных видов разовых платежей, поступающих в федеральный бюджет. Фактически эти средства изымаются из инвестиционного процесса; в 2005 - 2007 гг. через систему ранних платежей из сферы недропользования в бюджет ежегодно поступало около 2,0 - 2,5 млрд. долл., и такой же суммы не хватало для воспроизводства МСБ и поддержания геологической науки.

Совершенно необъяснима плата от 10 тыс. руб. и более за каждый просмотренный геологический отчет, в том числе со студентов, аспирантов, научных сотрудников и авторов этих отчетов. Плата за пользование геологической информацией должна быть отменена и заменена оплатой услуг по ее размножению и доставке, как это практикуется в других странах мира.

В целях законодательного обеспечения геологического изучения недр России в интересах развития экономики и обеспечения национальной безопасности участники парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:

Правительству Российской Федерации:

1. Разработать и принять на правительственном уровне Национальную стратегию (программу) геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на период о 2030 года, и обеспечить ее реализацию.

2. Разработать и внести в Государственную Думу либо проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»\. либо проект федерального закона «О геологическом изучении недр» для введения правовых норм:

2.1. Об определении правовой (законодательной) ответственности и уровней непосредственного участия государства в решении двух задач:

Общегеологического изучения недр для государственных нужд;

Воспроизводства минерально-сырьевой базы;

2.2. О статусе участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, разграничении единого государственного фонда недр на указанные участки недр и распределении полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по распоряжению участками недр на соответствующих территориях;

2.3. О приоритетном праве пользователя недр, выполняющего разведку и разработку месторождения полезных ископаемых, на геологическое изучение прилегающих и близко расположенных участков недр, которые могут содержать другие части того же месторождения полезного ископаемого;

2.4. О возможности заявочного порядка предоставления участков недр для геологического изучения, в том числе в случаях подачи заявок от нескольких претендентов на один и тот же участок недр (или его часть).

2.5. Об условиях, обеспечивающих создание и функционирование малых (юниорных) геолого-поисковых и геологоразведочных организаций, в том числе:

О доступности информации, находящейся в государственных фондах геологической информации;

О защите прав на результаты интеллектуальной деятельности при открытии и разведке месторождений полезных ископаемых;

О гарантии права на дальнейшее пользование недрами в случае открытия месторождения полезных ископаемых, профинансированного за счет средств пользователя недр;

О возможности уступки (продажи) геологической организации, открывшей месторождение полезных ископаемых за счет собственных средств, права на разведку и добычу полезных ископаемых другому пользователю недр – горнодобывающей компании.

3. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации с целью введения правовых норм:

3.1. О направлении фиксированной части доходов федерального бюджета от налога на добычу полезных ископаемых (не менее 30%) на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы;

3.2. О стимулировании горнодобывающих компаний финансировать работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы в суммах, соответствующих оставленной этим компаниям части отмененных целевых отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

3.3. О нулевой ставке налога на добавленную стоимость для геологоразведочных работ;

3.4. Об освобождении федерального органа управления государственным фондом недр (Роснедра) от непрофильной деятельности (обязанности) по администрированию 6 видов платежей за права пользования недрами.

4. Рассмотреть вопрос о передаче всех полномочий по реализации Национальной стратегии (программы) геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы одному федеральному ведомству или о создании Государственного Комитета по геологии и использованию недр, принимая во внимание необходимость:

4.1. Прекращения приватизации предприятий геологического профиля, контролируемых государством, и передаче их в ведение федерального органа управления государственным фондом недр;

4.2. Создания на базе геологических организаций, находящихся в государственной собственности, укрупненных научно-производственных структур (Центров), способных выполнять задачи, возложенные на государство;

4.3. Технического и технологического перевооружения созданных научно-производственных структур государственной геологической службы, укрепления их кадрового состава и решения ряда социальных проблем;

4.4. Объединения Федерального фонда геологической информации и территориальных фондов геологической информации в единую систему государственных фондов геологической информации России., обеспечивающую как сбор, хранение и систематизацию фондовой информации, так и централизованный учет геологической информации, находящейся в геологических организациях;

4.5. Восстановления функции государственного геологического контроля эффективности использования финансов, в том числе средств государственного бюджета, правильностью применяемых методик, видов и объемов работ, выполнения показателей по приросту запасов;

4.6. Организации постоянного мониторинга правового обеспечения пользования недрами и разработки проектов законодательных и нормативных правовых актов по вопросам пользования недрами путем наделении соответствующими полномочиями подведомственных организаций или созданием специализированного института.

5. В соответствии с главными целями государственного геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы уточнить направления работ, в том числе:

5.1. Ввести в Федеральные целевые программы, государственные заказы и лицензионные соглашения на пользование недрами как основной показатель – выполнение работ в физических показателях и достижение конечного результата;

5.2. Установить порядок размещения государственного заказа на геологоразведочные работы в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом вероятностной природы процесса, его стадийности и зависимости последующих работ от ранее полученных результатов;

5.3. Для размещения государственного заказа на геологическое изучение недр закрепить право единого поставщика геологоразведочных услуг за соответствующим федеральным органом и подведомственными ему реформированными геологоразведочными предприятиями;

5.4. Установить порядок регулярного (ежегодного) пересмотра расценок на выполнение геологоразведочных работ федерального заказа с учетом инфляции и удорожания используемых материалов и услуг.

6. Разработать государственную научно-техническую политику технико-технологического обеспечения геологоразведочных работ, направленную на совершенствование отечественного геологоразведочного оборудования, методов и аппаратуры, на ограничение использования импортной техники и технологий и создание совместных предприятий по изготовлению и применению современных технических средств.

7. Разработать технические регламенты (стандарты, нормы, правила) сервисных услуг для геологоразведочных и горнодобывающих организаций, отвечающих требованиям российской классификации запасов полезных ископаемых и представления результатов в государственные фонды геологической информации.

8. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 25 января 2002 г. № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» в части отмены необоснованно высокой платы за пользование геологической информацией и приведение ее в соответствие с затратами на копирование и выдачу открытой информации.

9. Внести изменения в приказ МПР России от 15 марта 2005 г. № 62 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации» (в ред. Приказа МПР РФ от 29.08.2005 № 238) в части приведения в соответствие с законом РФ «О недрах»

Федеральному Собранию Российской Федерации:

10. Разработать, согласовать и ввести в законодательство Российской Федерации правовые нормы, устанавливающие обязанность федеральных органов исполнительной власти обеспечивать государственное геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также ответственность должностных лиц за выполнение соответствующих государственных программ и недропользователей за полноту и качество (достоверность) выполненных работ.

11. Проекты федеральных законов, предусматривающих совершенствование законодательства о недрах, считать особо важными, приоритетными и рассматривать в первоочередном порядке.