Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права). Подробнее здесь. Статья 12. Отношение иностранных граждан к избирательному праву1. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.
Главная-ВНЖ Вопрос, какие права дает вид на жительство в России интересует многих мигрантов, ведь каждый из них ищет лучшую жизнь за пределами своей Родины. Под определением «вид на жительство в России» следует понимать бумагу, выдающеюся гражданину другого государства или личности без подданства, которая является подтверждением законного права жить в РФ на постоянной основе. В представленной статье постараемся разобраться более подробно, какие права мигранту дает ВНЖ в РФ.
Также следует рассмотреть, что представляет собой вид на жительство, какие существуют варианты его оформления, и какая ответственность возникает перед владельцем данной бумаги. Основные аспекты ВНЖ Разрешение на проживание на территории Российской Федерации считается документом, который прилагается к национальному паспорту гражданина иной страны.
Инфо
Главное, что нужно сделать перед выездом за границу, это узнать есть ли у вас запрет на выезд, в этом поможет проверенный сервис наших партнеров, который, в течении нескольких минут, предоставит вам информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и прочему, а также оценит вероятность запрета вылета за границу. Каждый следующий этап легализации в Российской Федерации наделяет иностранного гражданина все новыми правами, а вместе с ними и обязанностями. Если сравнивать РВП с ВНЖ, то второй документ практически приравнивает статус своего обладателя к статусу гражданина РФ.
Нет избирательных прав в России[] Армения[] Действующее соглашение
Статья 4 1. постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором. 2.
Как получить вид на жительство в России: Видео Похожие статьи Для получения гражданства РФ потребуется собрать комплект документов и пройти ряд процедур. Своими силами это сделать очень не просто, исходя из этого доскональное знание всех нюансов и законов, а также грамотные подсказки экспертов – это Ваш шанс избежать некоторых проблемных обстоятельств и легально находиться на территории РФ. Получите помощь специалистов перейдя по ссылке. Выборы президента РФ 2018 в Анталии Турция.
Это означает, что на основании ВНЖ мигрант может жить в России неограниченное количество лет, продлевая его каждый раз на новый период. Читайте подробнее, что такое ВНЖ.Читайте также Получению ВНЖ предшествует целый ряд обязательных миграционных формальностей, которые могут несколько отличаться в зависимости от категории заявителя. К примеру, жители Беларуси освобождены от обязанности получать РВП.
Они могут сразу перейти к оформлению статуса постоянного жителя. к содержаниюПорядок действий при получении ВНЖ Сразу следует отметить, что данная стадия легализации не является первой во всем процессе.
Внимание
Однако данная категория иностранцев для того, чтобы получит гражданство России, должны отказаться от предыдущего в течение 2 лет. Если это условие не выполнится, мигрант лишится ВНЖ. Выдача вида на жительство При одобрении заявления, мигрант получает соответствующее уведомление.
Сама процедура мало чем отличается для всех трех групп. Но зарегистрировать компанию можно только по месту своей прописки, таким образом, если бизнесмен не является гражданином РФ, ему необходимо предоставить в уполномоченный орган РВП или ВНЖ, которые и подтверждают его регистрацию в том или ином регионе. Рекомендуем изучите подробнее все аспекты, касающиеся предпринимательства с ВНЖ. к содержаниюМожно ли взять ипотеку с ВНЖ Финансовые трудности могут возникнуть в жизни любого человека.
По сути вашего вопроса о нельзя точно ответить, потому как вы не указали относительно какой страны возник вопрос, потому как у каждой страны свое законодательство относительно прав граждан и людей, которые имеют вид на жительство! Поэтому ответ будет зависеть, в первую очередь, от страны! Я точно знаю только в отношении Великобритании, у меня родная сестра через этих ребят получила вид на жительство 2 года назад, реально профессионально срботали! И вот точно знаю, она рассказывала, что при этом она получила такие же права как гражданине, кроме прав голосовать и быть избранным! Если говорить не о России, а об Украине, то насколько я знаю, вид на жительство не позволяет иностранцам голосовать на выборах. Ведь это не оформление гражданства, человек как был гражданином своей страны, так им и остается. И голосовать на выборах он может в своей стране.
Каждый следующий этап легализации в Российской Федерации наделяет иностранного гражданина все новыми правами, а вместе с ними и обязанностями. Если сравнивать РВП с ВНЖ, то второй документ практически приравнивает статус своего обладателя к статусу гражданина РФ. Но на повестке дня остается вопрос, можно ли голосовать с видом на жительство? И здесь мигрантов ждет некоторое разочарование, о чем и пойдет речь в данной статье.
Право мигранта проживать в РФ длительное время на постоянной основе подтверждает специальное удостоверение, получившее название «вид на жительство». По своей сути он представляет собой уже вполне полноценный паспорт, только пока еще временный.
Выдается данный документ сроком на пять лет, но при этом не обязывает своего владельца переходить к следующему этапу – получению гражданства. Это означает, что на основании ВНЖ мигрант может жить в России неограниченное количество лет, продлевая его каждый раз на новый период.
Получению ВНЖ предшествует целый ряд обязательных миграционных формальностей, которые могут несколько отличаться в зависимости от категории заявителя. К примеру, . Они могут сразу перейти к оформлению статуса постоянного жителя.
Сразу следует отметить, что данная стадия легализации не является первой во всем процессе. Прежде чем кандидат получит возможность ходатайствовать о выдаче ему постоянного удостоверения, он должен:
Какими правами и обязанностями наделяет ВНЖ
Самое приятное во всем этом процессе – это права, которые получает мигрант вместе с удостоверением постоянного жителя. С этого момента он может:
- получать социальные выплаты и пенсии;
- , не согласовывая данный факт с органами миграционного ведомства;
- , которые намерены посетить Россию;
- пользоваться всеми благами, которые предоставляет государство: бесплатная медицина, образование, получение страховки и кредита;
- свободно пересекать российскую границу без визы неограниченное количество раз.
Особенность вопроса, можно ли голосовать с ВНЖ, в том, что фактически его обладатель может принимать участие в выборах и, более того, вправе выдвигать свою кандидатуру на голосование, но только в рамках региональных избирательных кампаний.
Не стоит забывать и еще о целом ряде ограничений, к которым можно отнести запреты:
- устраиваться на государственную или муниципальную службу;
- являться частью экипажа судна, которое совершает свои рейсы под российским триколором;
- входить в состав экипажа военного судна РФ;
- занимать должность капитана воздушного судна в гражданской авиации;
- работать на предприятиях, которые обеспечивают государственную безопасность страны.
Кроме того, обладателям ВНЖ запрещено посещать определенные территории закрытого типа, военные городки и зоны с регламентированным посещением для лиц иностранного происхождения.
Что касается обязанностей, то их также у мигранта прибавляется в значительном объеме. Отныне владелец ВНЖ должен:
- уважать порядок и законы, действующие в Российской Федерации;
- нести ответственность за все свои противозаконные действия;
- уведомлять миграционную службу один раз в год о своем присутствии в РФ.
Ежегодное уведомление по ВНЖ
Факт обретения постоянного статуса хоть и уравнивает во многих аспектах права мигрантов с российскими гражданами, все же пока не ставит их на одну ступень в некоторых миграционных вопросах. Связано это с тем, что после получения ВНЖ многие его обладатели спокойно покидали Россию и продолжали жить в стране своего гражданства.
С целью предотвращения таких ситуаций власти издали распоряжение, согласно которому каждый владелец ВНЖ должен 1 раз в год поставить в известность миграционную службу о том, что он никуда не выехал, продолжает жить в РФ, обеспечен жильем и регулярным доходом.
Сделать это необходимо в течение 60 дней после того, как истечет 1 год жизни в России. Подать уведомление можно только лично либо по почте.
Устройство на работу с видом на жительство
Прием на работу иностранных граждан с удостоверением постоянного жителя ничем не отличается от процедуры, которая предусмотрена для россиян. Это означает, что оформление трудовых отношений осуществляется через трудовую книжку, но при наличии ВНЖ и паспорта.
Как уже говорилось, чтобы быть зачисленным в штат того или иного предприятия, такому иностранцу не нужно предъявлять , а единственное, что должен сделать работодатель, это .
Что касается налогов, то налоговое законодательство РФ всех владельцев ВНЖ автоматически признает резидентами, а потому обязывает их выплачивать подоходный налог в размере 13% от заработной платы.
Регистрация ИП
Согласно российскому законодательству открыть собственный бизнес в нашей стране может любое лицо, которое достигло совершеннолетия. Это означает, что зарегистрировать ИП могут:
- граждане РФ;
- лица иностранного происхождения;
- апатриды.
Сама процедура мало чем отличается для всех трех групп. Но зарегистрировать компанию можно только по , таким образом, если бизнесмен не является гражданином РФ, ему необходимо предоставить в уполномоченный орган РВП или ВНЖ, которые и подтверждают его регистрацию в том или ином регионе.
Можно ли взять ипотеку с ВНЖ
Финансовые трудности могут возникнуть в жизни любого человека. Но тяжелее всего приходится именно мигрантам, поскольку их положение в новой стране еще не является таким стабильным, как у местных жителей. Очень часто им приходится обращаться во всевозможные кредитные организации, чтобы как-то урегулировать возникшие сложности.
Выдают ли банки кредиты владельцам ВНЖ? Закон такие действия не запрещает, но практика показывает, что большая часть кредиторов отдает предпочтение клиентам, которые уже получили паспорт с российской геральдикой на обложке.
Если вы действительно хотите оформить ипотеку, но на руках есть только ВНЖ, обратите внимание на следующие тонкости процесса:
- банк может выдвинуть не очень выгодные условия кредитования с высокой ставкой по процентам;
- для заключения договора понадобится найти поручителя – гражданина РФ;
- сумма кредита может быть невысокой.
Предлагаем изучить более детально, .
Что нужно делать после получения ВНЖ
Став обладателем вида на жительство, прежде всего нужно поставить в удостоверении прописку. Без нее документ будет считаться недействительным, и миграционная служба может его аннулировать. , как при выдаче РВП, необходимости нет.
Далее следует подумать о том, какой именно финансовый документ с подтверждением доходов вы представите миграционной службе при ежегодном уведомлении. Будет лучше, если вы найдете постоянную официальную работу, а также обзаведетесь собственным жильем.
Как уже говорилось, государство не обязывает обладателей ВНЖ запрашивать гражданство. Но со временем станет понятно, что без него жизнь в России сложно назвать полноценной. Взять хотя бы ежегодные уведомления. Спустя какое-то время данная процедура станет утомительной, а избавиться от нее позволит только дальнейшая легализация. Словом, лучше заранее знать, в какую именно конечную точку вы хотите прийти и как видите свою жизнь в России в перспективе.
Как получить вид на жительство в России: Видео
Включение России в глобальную сеть потоков международной миграции и превращение ее в мировой центр массового перемещения трудовых мигрантов ведёт к появлению целого комплекса проблем в социально-экономической и политической жизни российского общества. Одним из дискуссионных вопросов российской правовой и политической практики является возможность реализации избирательных прав иностранными гражданами на выборах органов местного самоуправления.
Истории конституционного развития нашей страны известны различные правовые подходы к определению возможности иностранцев принимать участие в избирательном процессе. На ранних этапах отечественного народного представительства уже присутствовали элементы такого участия. Достаточно вспомнить опыт Земских соборов, избиравших на российский престол царей. Учитывая, что в качестве возможных претендентов рассматривались кандидатуры иноземных принцев, а сами соборы основывались на принципе выборности и в литературе иногда назывались «избирательными соборами», можно с большой долей условности сделать вывод о наделении иноземцев пассивным избирательным правом. В более поздний дореволюционный период отечественной истории уже доминировал принцип подданства при наделении лиц избирательным статусом. Однако в п. 20 гл. 5 первой российской Конституции 1918 г. устанавливалась иная норма, в соответствии с которой «...из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству...».
В текстах последующих Основных законов, за исключением п. 11 гл. 1 Конституции РСФСР 1925 г., отмеченная норма отсутствовала.
Запрет на реализацию активного избирательного права иностранными гражданами сохранялся в российском праве вплоть до принятия Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - второй рамочный избирательный закон); пассивного - до вступления в силу Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Последний документ в виде общего правила запрещал иностранным гражданам осуществлять деятельность, способствующую или препятствующую выдвижению кандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов. Очевидно, что эта общая формулировка включала запрет на реализацию как активного, так и пассивного избирательного права иностранцев. Единственное исключение из этого правила было закреплено в п. 8 ст. 4 второго рамочного избирательного закона в ред. 1999 г., устанавливающем, что в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
В юридической науке делались попытки обоснования противоречивости указанной нормы требованиям Конституции. По нашему мнению, такая точка зрения не является обоснованной. Действительно, Основной Закон в ст. 32 провозглашает право именно граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Однако систематическое толкование этой статьи в совокупности с ч. 3 ст. 62 Конституции позволяет распространить избирательные права и на иностранных граждан, но в пределах, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Таким образом, для предоставления национального режима иностранцам при проведении муниципальных выборов в соответствии с рамочным избирательным законом требовались три условия:
Наличие международного договора с государством (государствами), гражданам которого (которых) предоставляются избирательные права на территории России;
Принятие федерального закона, разрешающего иностранным гражданам принимать участие в местных выборах;
Наличие закона субъекта РФ, закрепляющего аналогичное право.
Заметим, что некоторые исследователи при анализе п. 8 ст. 4 второго рамочного избирательного закона допускали альтернативное толкование в отношении последних двух условий участия иностранцев в муниципальных выборах. Так, С.А.Авакьян указывал на необходимость отражения избирательных прав отмеченных лиц «в федеральном законе либо законе субъекта РФ». В.А.Лебедев также делал ссылку на два условия реализации иностранцами избирательного права - заключение международного договора РФ и принятие «федерального закона либо закона субъекта Российской Федерации». На наш взгляд, построение рассматриваемой нормы все же предполагало совместное регулирование участия иностранных граждан в выборах как федеральным, так и региональными законами.
Впрочем, это была не единственная законодательная формулировка, вызвавшая сложности в толковании. Если в отношении первого условия сомнений в правоприменении не возникало (очевидно, речь могла идти как о двустороннем, так и о многостороннем договоре), то в отношении второго условия оставались вопросы. Было неясно, какой именно закон имелся в виду: избирательный, закон о статусе всех иностранцев либо закон о статусе иностранцев определенной гражданской принадлежности. Дело в том, что буквальное толкование пункта 8 ст. 4 рассматриваемого Федерального закона допускало все три версии. Однако практика доказывала реалистичность только двух. Так, на уровне Федерального закона об основных гарантиях допускалось участие иностранных граждан в муниципальных выборах (п. 8 ст. 4); кроме того, Федеральный закон от 10 июня 1997 г. № 89-ФЗ «О ратификации Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России» признавал обязательность для нашей страны Устава Союза Беларуси и России, подписанного 23 мая 1997 г. Учитывая, что в ст. 18 вышеназванного Устава допускалось право граждан Союза, постоянно проживающих в другом государстве - участнике Союза, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на территории этого государства, то рассматриваемый Федеральный закон косвенно разрешал гражданам Белоруссии участвовать в муниципальных выборах на территории РФ. Что же касается закона о статусе всех иностранцев, то новый нормативный акт о правовом положении иностранных граждан находился на стадии разработки, а Закон СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» не предусматривал возможности наделения этой категории лиц какими-либо избирательными правами.
По свидетельству Ю.А.Веденеева, единственным для нашей страны международным договором, предусматривающим на момент вступления в силу второго рамочного избирательного закона участие иностранных граждан в муниципальных выборах, являлся Устав Союза Беларуси и России 1997 г. С учетом этого факта многие субъекты РФ, включившие в свое законодательство норму о наделении избирательными правами иностранцев, предоставляли гражданам
Белоруссии возможность участия в муниципальных выборах. В Амурской области такая возможность впервые была предусмотрена п. 3 ст. 3 Избирательного кодекса 1999 г., установившим, что «в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ».
Интересно, что Закон об основных гарантиях 1997 г. не регулировал вопросы участия иностранных граждан в местных референдумах. Впрочем, Б.А.Страшун предполагал возможность применения законодательства по аналогии к институту референдума. Обоснованность этой точки зрения подтверждалась п. 4 ст. 18 второго рамочного избирательного закона, предусматривающим включение иностранных граждан в список избирателей, участников референдума, при достижении ими на день голосования 18-летнего возраста.
Следующий масштабный этап правового регулирования участия иностранных граждан в муниципальных выборах приходится на 2002 г. Однако в истории деятельности российского парламента по вопросам электорального поведения иностранцев известна и более ранняя дата - 23 февраля 2001 г. В этот день в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, предусматривающий изменение федерального избирательного законодательства. По свидетельству В.Кривцова, в одной из поправок буквально было изложено следующее: «На выборах, назначенных в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, если основанием для назначения указанных выборов послужили...». Буквальное толкование приведенного текста позволяло, как выразился автор, «не доверять гражданам РФ (внося запрет на выдвижение ими своих кандидатур), уже обманувшим один раз ожидания избирателей, и предоставить возможность для реализации пассивного избирательного права исключительно гражданам иностранных государств и лицам без гражданства». Этот юридический курьез, конечно, не был привнесен в отечественную правовую систему (за основу была взята введенная в июле 2001 г. во второй рамочный закон формулировка п. 7 ст. 28), что не помешало дальнейшему реформированию статуса различных категорий избирателей.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - действующий рамочный избирательный закон) уже содержал видоизмененные законодательные формулировки по участию иностранцев в выборах. Так, п. 10 ст. 4 рассматриваемого документа установил, что на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.
Как видим, предложенная правовая формула содержала несколько новелл. Во-первых, для участия иностранцев в избирательных действиях требовалось наличие двух, а не трех, как ранее, условий - заключение международного договора и принятие закона. В последнем случае четко не определялся вид такого закона (федеральный, закон субъекта РФ), что породило различные варианты толкования этой нормы. Так, Ю.А.Веденеев под названными законами понимает «федеральные законы, законы субъектов РФ»; причем разделительная запятая скорее исключает возможность автономного регулирования избирательной правоспособности иностранцев уровнем только федерального закона либо нормами исключительно регионального правового акта. В.А.Лебедев, напротив, указывает на достаточность федерального регулирования этого вопроса. О.Е.Кутафин отмечает возможность регулирования статуса избирателя-иностранца как федеральными законами, так и законами субъектов РФ, что уже допускает некоторую альтернативность. По мнению автора настоящей статьи, термин «закон», упомянутый в п. 10 ст. 4 действующего рамочного избирательного закона, следует толковать с учетом ст. 71, 72 Конституции РФ. Поскольку вопросы избирательного права составляют совместное ведение РФ и субъектов РФ, а заключение международных договоров, в том числе об участии граждан в выборах на территории государства пребывания, - исключительная прерогатива РФ, то в современных условиях возможность автономного регулирования правоспособности иностранцев на местных выборах следует исключить.
Кроме вышеназванных особенностей нового законодательного определения статуса иностранных граждан нам представляется возможным выделить еще одну. Если ранее закон предписывал участие иностранцев в выборах «в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации», что позволило нам выделить три допустимых вида федеральных законов, то новый рамочный закон использует иную формулировку: «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом», иностранные граждане участвуют в выборах. То есть подчеркивается процессуальный аспект регулирования электоральных отношений.
Следовательно, подразумевается именно избирательный закон.
Впрочем, в российской правовой системе принято еще два новых федеральных закона, подтверждающих права иностранцев на участие в муниципальных выборах. Имеется в виду Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подтвердивший в ст. 12 право постоянно проживающих в РФ иностранных граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, а также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепивший в п. 1 ст. 3, что «иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами».
Оправданно ли такое неоднократное федеральное регулирование одного и того же вопроса? Безусловно, если нормы различных правовых актов дополняют, развивают друг друга. Однако характерна ли подобная согласованность для российской правовой системы? Думаем, что нет. Несмотря на наличие в отечественном законодательстве нескольких норм по рассматриваемой проблеме, участие иностранных граждан в муниципальных выборах обладает значительной долей неопределенности. В юридической литературе при изучении данного института исследователи ограничиваются повторением законодательных формул, не раскрывая детально их содержание. Значительный вклад в отсутствие ясного избирательного статуса иностранцев привносят как противоречия в немногочисленных законодательных формулировках отечественных законов, так и недостаточная информированность правоприменителей о действующих международных договорах РФ, предполагающих участие отдельных категорий иностранцев в муниципальном избирательном процессе. К числу противоречивых законодательных формул можно отнести, во-первых, отсутствие единых ссылок на правовые документы об избирательных правах иностранцев. Действующий Закон об основных гарантиях, как отмечалось, ссылается на международные договоры РФ и законы; Закон об общих принципах организации местного самоуправления - на международные договоры РФ и федеральные законы; Закон о правовом положении иностранных граждан - только на федеральные законы. Такой различный подход создает правовую неопределенность, которая отнюдь не способствует единому толкованию норм. Естественно, что наиболее благоприятные условия для иностранцев создает рамочный избирательный закон; следовательно, именно он при возникновении спора подлежит применению.
Второе противоречие трех вышеназванных законов заключается в том, что они устанавливают разные требования к проживанию иностранных граждан на территории муниципального образования для наделения их избирательными правами. Закон о правовом положении иностранных граждан наряду с рамочным избирательным законом устанавливает принцип постоянного проживания для наделения иностранцев правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении создает более благоприятные условия, по сути, наделяя избирательными правами не только постоянно, но и преимущественно проживающих иностранцев. Если руководствоваться требованиями п. 6 ст. 1 рамочного избирательного закона, то федеральные законы не должны ему противоречить; при возникновении коллизии должны применяться нормы Закона об основных гарантиях. С другой стороны, юридический принцип par in parem non habet imperium (равный не имеет власти над равным) ставит под сомнение обоснованность приоритета одного федерального закона над другим. В юридической науке само право законодателя провозглашать верховенство норм одного из законов над нормами всех иных законов этого же вида нередко оспаривается. Этому способствует мнение Конституционного Суда РФ, который подчеркивает, что в Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия внутри актов одного их вида; ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой
Центральная избирательная комиссия, рассматривая коллизию о законодательных требованиях к продолжительности проживания иностранных граждан на территории России, сослалась на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предложив для разрешения противоречий в каждом конкретном случае руководствоваться нормой, содержащейся в международном договоре. А поскольку в международных договорах, как правило, употребляется терминология, использованная в рамочном избирательном законе, приоритет следует отдавать именно ему.
Некоторые сложности традиционно вызывает вопрос о том, гражданам какой страны могут предоставляться избирательные права на муниципальных выборах в России. В юридической литературе в качестве единственного примера традиционно приводился краткосрочный опыт российско-белорусских отношений, основанный на Уставе Союза Беларуси и России. Учитывая, что с 26 января 2000 г. этот документ прекратил свое действие, можно было бы сделать вывод об отсутствии практического применения рассматриваемых норм российских законов. Вместе с тем в вышеупомянутом письме ЦИК РФ отмечаются в числе действующих в настоящее время международных договоров РФ, предусматривающих право иностранных граждан на участие в местных выборах и референдумах, договоры с Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Армения и с
Туркменистаном. Причем первые два договора предусматривают предоставление активного и пассивного избирательного права при выборах в представительные органы муниципальных образований, глав муниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, а также права на участие в местном референдуме. В соглашении с Туркменистаном гражданам договаривающейся стороны предоставляются те же права, но в несколько расширенном составе: им разрешается принимать участие в выборах глав муниципальных образований без ограничения для глав местных администраций. Наименьший объем в сфере непосредственной демократии предоставляет договор с Арменией - этот документ предусматривает лишь право постоянно проживающих иностранцев на участие в местном референдуме.
Участие в муниципальных выборах отдельных категорий иностранцев в стране проживания не исключается еще как минимум двумя межгосударственными соглашениями с бывшими союзными республиками, в которых участвует Россия. Имеется в виду Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, 1998 г., и Договор между РФ и Республикой Грузия о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории РФ, 1995 г. Однако для вступления их в силу требуется ратификация.
Несмотря на чрезвычайную важность рассматриваемого института и крайне ограниченный перечень государств, граждане которых допускаются к участию в политической жизни российских муниципальных образований, на сегодняшний момент в стране отсутствуют единые статистические данные о количестве иностранцев, реализовавших избирательные права. Конечно, нельзя согласиться с мнением тех исследователей, которые подчеркивают нулевой правоприменительный эффект рассматриваемых норм рамочных избирательных законов. Вместе с тем в отчетах государственных органов крайне редко освещается этот вопрос, да и то, как правило, в связи с незаконным участием в избирательном процессе исследуемой категории лиц. Уникальная практика в этом отношении характерна для Хабаровского края. Как следует из доклада прокуратуры этого субъекта РФ, в 2003 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы в нарушение требований законодательства в списки избирателей в Ванинском районе были включены граждане Украины, Молдовы, Казахстана, Армении, которые, естественно, не обладают активным избирательным правом при выборах в органы государственной власти.
Конечно, такое широкое толкование идеи равенства прав граждан в российских условиях вряд ли оправданно. Однако предоставление избирательного статуса иностранцам на муниципальном уровне следует, на наш взгляд, приветствовать. При этом крайне важно сохранить взвешенный подход к включению «неграждан» в политическую систему на местном уровне. Заимствуя опыт европейской интеграции, основанный на идее «общего дома», предпочтение следует отдавать гражданам государств - членов СНГ. Культурная, правовая, языковая общность жителей некогда единой страны будет способствовать интегративным процессам даже на микроуровне, в качестве которого выступает муниципальное образование.
Для придания жизнеспособности исследованным в настоящей статье нормам российского права следует в первую очередь исключить их коллизион- ность. Поскольку основополагающие вопросы выборов в нашей стране регулируются рамочным избирательным законом, целесообразно в законы о статусе иностранных граждан и о местном самоуправлении включить единую норму о том, что «участие иностранных граждан в выборах на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Вторым обязательным условием совершенствования практики избирательных кампаний в России с привлечением иностранцев является модернизация системы учета избирателей, использующей комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы». Пункт 3 ст. 17 действующего рамочного избирательного закона устанавливает лишь, что иностранные граждане в случаях, рассмотренных выше, включаются в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления. Однако ввиду отсутствия эффективной системы учета иностранных граждан-избирателей на практике комиссиям приходится обращаться к явочному порядку голосования иностранцев на местных выборах, дополняя список избирателей - граждан РФ. Естественно, это не позволяет ответить на вопрос: какое же количество иностранных граждан из имеющих право участвовать в муниципальных выборах приняло участие в голосовании. Если использовать терминологию В.В.Маклакова, сегодня в России избирательный корпус является не юридическим, а потенциальным, т. е. включающим значительную долю незарегистрированных избирателей. Очевидно, что требуется модернизация регистра избирателей в процессе развития ГАС под руководством Федерального центра информатизации при ЦИК РФ, поскольку в Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденном Постановлением ЦИК РФ от 29 апреля 2003 г., не детализирован учет такой категории избирателей, как иностранцы.
И, наконец, третье условие для повышения эффективности участия в российских выборах граждан зарубежных государств - надлежащее информирование участников избирательного процесса о содержании как международных договоров, так и российского избирательного законодательства. По нашему мнению, это один из самых слабых аспектов исследуемой проблемы. К сожалению, члены многих избирательных комиссий не осведомлены о категориях иностранных граждан, которым надлежит выдавать бюллетени при проведении выборов, референдума, о порядке и основаниях их участия в выборах. Основная причина этого - отсутствие должного нормативного регулирования, комплексно учитывающего нормы избирательного и административного права.
Заметим, что документы Европейских сообществ были главным образом ориентированы на защиту экономических и личных прав граждан и признание правосубъектности личности на международной арене. Суд Сообществ в ряде своих решений подчеркивал, что «право сообщества вне зависимости от законодательства государств-членов не только налагает обязательства на частных лиц, но также наделяет их правами, которые становятся частью их правового достояния». И лишь в 70-х гг. в состав такого правового достояния индивидов официально были включены политические права - в связи с расширением полномочий Европейского парламента введены прямые всеобщие выборы в эту наднациональную европейскую структуру. Акт о выборах представителей в Европейский парламент путем всеобщего и прямого голосования от 20 сентября 1976 г. отразил этот принцип непосредственной демократии.
Однако, несмотря на предоставление политических прав физическим лицам, Акт непосредственно избирательные права иностранных граждан при выборах депутатов Европейского парламента не регулировал. Не исключая такую возможность (в ст. 1 решался вопрос участия в наднациональных выборах «представителей народов государств, объединившихся в Сообщество»), документ 1976 г. предписывал присоединившимся странам устанавливать процедуру выборов в Европейский парламент внутренним законодательством до вступления в силу единообразной избирательной процедуры, разработанной самим парламентом. То есть детальной нормативной регламентации избирательной правоспособности иностранных граждан государств Сообществ, находящихся на территории другого участника Сообществ, в европейском праве вплоть до начала 1990-х гг. не было.
Процессуальный пробел был восполнен Директивой Совета от 6 декабря 1993 г. № 93/109, непосредственно посвященной осуществлению права избирать и быть избранным на выборах депутатов Европейского парламента для граждан Союза, которые проживают в тех государствах-участниках, гражданами которых они не являются. Основные критерии здесь - определение избирательной правоспособности по правовым актам страны гражданской принадлежности; уведомительный характер участия в выборах, возможность ограничения избирательных прав граждан ЕС, реализуемых по месту постоянного пребывания, цензом оседлости до 5 лет. Последнее правило допустимо для государств Союза, в которых наблюдается количественное превышение гражданами ЕС (кроме граждан страны пребывания) 20 % общей численности избирателей. Впрочем, как отмечает В.И.Лафитский, этим правом в истории европейских выборов воспользовался лишь Люксембург.
Естественно, что нормы международного и европейского права оказали влияние на современное национальное законодательство государств, хотя какой-либо единой формулы избирательного статуса иностранных граждан до сих пор не выработано. В этом вопросе наблюдаются разнообразные варианты - от полного исключения иностранцев из электоральной жизни государства до разрешения участвовать в общегосударственных выборах. Примером первого может выступить опыт Бразилии, Основной закон которой в ст. 14 устанавливает, что иностранцы не могут быть зарегистрированы в качестве избирателей. От такого полного игнорирования влияния иностранцев на внутригосударственную политику разительно отличается опыт стран британского Содружества, допускающий в некоторых случаях граждан Содружества к формированию высших органов государственной власти.
Участие иностранных граждан в выборах регулируется актами различной юридической силы зарубежных правовых систем. В некоторых странах на высшем конституционном уровне содержатся предпосылки для включения иностранцев в число избирателей. Так, в ст. 51 Основного закона Италии 1947 г. предусматривается, что итальянцы, не являющиеся гражданами Республики, могут быть приравнены в законодательном порядке к гражданам страны в отношении занятия выборных должностей. Статья 13 Конституции Испании допускает наделение иностранцев избирательными правами на условиях взаимности в силу договора или закона. Однако более распространено регулирование представительства иностранцев детализирующим конституцию законодательством о выборах. Причем подобная регламентация зачастую носит расширительный характер. Так, в порядке детализации испанской Конституции ст. 6 Закона «О правах и свободах иностранцев, проживающих на территории Испании» 2000 г. не только подтверждает избирательные права иностранцев-резидентов на муниципальных выборах, но и гарантирует защиту прав тем иностранным гражданам, которые не могут участвовать в местных выборах. Речь идет о предоставлении им права выбрать демократическим путем собственных представителей для принятия участия в дебатах и решениях муниципалитетов, к которым они относятся.
Внутригосударственные нормы разрешают, как правило, участие иностранных граждан в трех видах выборов - муниципальных, наднациональных и социальных. Поскольку в зарубежной научной доктрине местные выборы относятся к категории административных (т. е. не связанных с формированием органов власти, реализующих государственный суверенитет), то внутреннее законодательство государств соответствует международным нормам о наделении иностранных граждан избирательными правами на местном уровне.
Интересно, что базовым критерием для участия иностранцев в национальных выборах в зарубежных государствах является невозможность реализации суверенитета, который олицетворяется с деятельностью центральных органов власти. В решениях некоторых зарубежных структур прослеживается превалирование идеи государственного суверенитета, реализуемого публичными органами, над принципом народного суверенитета, принадлежащего всему населению. Так, Конституционный совет Франции в решении от 9 апреля 1992 г. признал неконституционным предоставление активного и пассивного избирательного права на муниципальных выборах иностранцам - гражданам других государств ЕС на том основании, что посредством муниципальных выборов избираются муниципальные советники, в свою очередь участвующие в выборах сенаторов. Дело в том, что книга II «Выборы сенаторов от департаментов» Избирательного кодекса Франции 1964 г. предусматривала избрание сенаторов от департаментов избирательной коллегией, состоящей из депутатов, региональных советников и советников Собрания Корсики, генеральных советников, а также делегатов муниципальных советов или заместителей этих делегатов. Тем самым участие иностранных граждан в муниципальных выборах предоставляло им возможность влиять на формирование Сената, т. е. реализовывать национальный суверенитет, принадлежавший французским гражданам. В последующем для ликвидации вышеназванной коллизии нормы Конституции Франции 1958 г. были модернизированы. В 1992 г. на конституционном уровне участие иностранцев - граждан ЕС в муниципальных выборах было подтверждено, но с ограничением - им запрещалось осуществлять функции мэров или их заместителей, участвовать в назначении выборщиков сенаторов и в выборах сенаторов. В отделе 1-bis раздела IV Избирательного кодекса в числе требований к иностранцам для участия в выборах муниципальных советников и членов Совета Парижа предусматривается гражданство ЕС, постоянный характер пребывания, избирательная правоспособность в государстве своего основного гражданства.
Таким образом, вопрос о реализации избирательных прав иностранных граждан на выборах органов местного самоуправления имеет важное значение для развития институтов местных выборов и требует комплексного подхода при рассмотрении.
Оригинал взят у doctalovtyz в
Оригинал взят у mawgli в Одна из главных причин завоза ч#рок: по закону они теперь имеют право голосовать...за путмана
Не так давно жители Екатеринбурга с ужасом для себя сделали одно неприятное открытие:
Оказывается,
благодаря постановлению № 5/8 избирательной комиссии от 17 мая 2013 года,
на выборах в органы местного самоуправления смогут голосовать и избираться
иностранные граждане.
Подобными правами, как оказалось, теперь обладают граждане
Белоруссии, Туркменистана, Киргизии и Таджикистана
постоянно проживающие на территории области.
Грубо говоря, вчерашние гастарбайтеры получили одинаковые права
с нашими собственными гражданами и могут не только голосовать на выборах,
определяя состав местной власти,
но и сами способны баллотироваться на все должности вплоть до мэра города.
Вот только то, что обнаружили в своём местном законодательстве жители Екатеринбурга,
это даже не вершина айсберга, а так, снежинка, лежащая на заснеженном горном склоне:
Всё дело в том,
что иностранцы обладают точно такими же правами на всей территории России.
В каждом муниципальном образовании и в каждом городе.
Это может показаться абсурдным,
но в России сегодня существует целая законодательная база,
которая гарантирует политические права иностранцам.
Иностранцы могут голосовать на любых местных выборах,
могут выступать в качестве наблюдателей, могут выдвигать своих кандидатов,
в том числе и на ключевые должности вроде мэра города
или председателя городской думы.
И это право им гарантировано целым рядом ключевых федеральных законов.
Как гласит статья 4 пункт 10 Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан РФ»:
«На основании международных договоров и в порядке, установленном законом,
иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего
муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления».
О том же говорят Часть 1 статьи 3 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Часть 2 статьи 12 Федерального закона
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,
Статья 3 Федерального закона
«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
И везде, в каждом из этих законов, чётко прописано:
Постоянно проживающие на территории муниципального образования
иностранцы имеют право избирать и быть избранными.
Причём права эти даны весьма расплывчатой категории иностранцев
- все законы в один голос ссылаются на некие международные договора,
которые заключила Российская Федерация,
но что это за договора и с какими странами они были заключены, не уточняется.
Впрочем, некая информация об этих договорах всё-таки есть:
Так, согласно данным Избирательной Комиссии Алтайского края,
граждане Туркменистана, Республики Казахстан, Киргизской Республики
и Республики Беларусь имеют право голосовать на выборах глав
муниципальных образований и на выборах в представительные органы муниципальных
образований, а граждане Республики Армения - голосовать на местном референдуме.
Примерно такой же список приводит избирком Тюменской области.
Ну а упоминание в постановлении Екатеринбургской избирательной комиссии ещё
и граждан Таджикистана, позволяет внести в этот список и эту южную республику.
В общем, Беларусь и почти вся Средняя Азия.
Плюс некое подобие аналогичных прав имеют и граждане Армении.
Но, исходя из норм законов, получается,
что РФ может в любой момент расширить список стран,
чьи граждане получат политические права на местном уровне,
просто заключив некий абстрактный договор.
К примеру с Китаем.
Грубо говоря, сегодня мигранты обладают ровно теми же политическими правами
на муниципальном уровне, что и наши собственные граждане.
А теперь представим, что в каком-нибудь городе иностранцы составили 30% жителей.
Это уже очень серьёзная электоральная группа, а если к этому добавить ещё и тот факт,
что наши граждане хронически не ходят на выборы, в особенности на местные,
то любой кандидат, просто договорившись с лидерами диаспор,
сможет выиграть выборы и получить заветную должность.
Пообещав что-нибудь значимое этим самым диаспорам естественно.
Но точно с таким же успехом и сами иностранцы могут выставить своих собственных
депутатов или даже своего мэра на выборы и обеспечить им победу.
И всё, посёлок, район, или даже целый город, будут потеряны для наших граждан.
И потеряны они будут на вполне себе законных основаниях.
Но и это ещё не самое страшное:
Режим всё стремительнее теряет поддержку и очень скоро,
даже несмотря на все фальсификации, ему может банально не хватить голосов
от наших граждан.
И что мешает ему «немного расширить» избирательные права иностранцев?
Что мешает ему дать им ещё и право голосования на федеральном уровне?
А ничего не мешает.
Да и прецедент с выборами на муниципальном уровне имеется.
Что есть гражданство?
В первую очередь, гражданские права означают, что только жители данной
конкретной страны являются в ней единственным источником власти
и только им принадлежит исключительное право определять,
кто из них будет править страной в целом и каждой её территорией или поселением
в отдельности.
Но в современной России иностранцы, согласно действующим законам,
являются точно таким же «источником власти» что и граждане.
А это полностью подрывает всю концепцию гражданства как таковую
и ещё раз доказывает - сегодня Россия не принадлежит нам, её гражданам.
Ну а если государство «бесхозно» и иностранцы вправе определять его политику,
причём определять напрямую - через выборы и ключевые управленческие посты,
то долго ли оно просуществует? Боюсь что нет.
Вид на жительство в России для иностранных граждан дает множество прав и свобод. Можно беспрепятственно передвигаться внутри страны и за ее пределы, получить социальные гарантии и другие права, в частности на работу, медицинское обслуживание. Рассмотрим подробней, а есть ли право граждан в ВНЖ на голосование и свободное волеизъявление.
Вид на жительство дает гражданину большие права:
Соблюдая все нормы и законы страны, любой гражданин может после ВНЖ подать заявку на гражданство в России. Тогда права его заметно расширятся.
Согласно законодательству РФ в стране существует несколько видов власти:
Федеральная власть – это та, которая управляет страной. Муниципальная – городом, поселком или районо.
Иностранный гражданин, получивший вид на жительство в России, имеет право голосовать только на местных выборах, то есть регионального или муниципального уровней. Голосовать, к примеру. За депутатов Государственной Думы такой человек не может. Точно так же он не допускается до выборов Президента России, в которых могут участвовать лишь граждане страны, достигшие совершеннолетия. Данные положения прописаны в Федеральном законе “О правовом положении иностранных граждан в РФ” и касаются постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан с видом на жительство.
На основании Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” могут не просто принять участие в голосовании, но и быть избранными в местные органы власти.
Согласно пункту 10, статьи 4 этого закона они абсолютно равноправны в участии в выборах, как и иные избиратели, имеющие гражданство. Помимо этого, граждане с ВНЖ могут участвовать в референдумах также наравне и на тех же условиях, что и коренные жители России. Это касается лишь местных выборов – в городах, селах, поселках, муниципальных районах.
Право избирать и быть избранным на муниципальном уровне базируется на международных договорах Российской Федерации с другими странами. Если международные отношения между странами на уровне, то никаких препятствий для голосования представителям этих стран, которые решили получить ВНЖ в России, не будет.
Граждане с ВНЖ в России не имеют права избирать и быть избранными в органы федеральной и государственной власти, как и участвовать в референдумах Российской Федерации и ее субъектах.
Данное положение прописано в статье 12 Федерального закона № 115. (Файл закон).
Только предъявив Вид на жительство, можно прийти на избирательный участок и проголосовать за выбранного кандидата. Регистрация временного проживания такого права не дает. Иностранцы с временной регистрацией и РВП не имеют право принимать участие в каких-либо выборах и референдумах.
Перед тем, как получить ВНЖ в России, надо прожить минимум год в стране и иметь регистрацию временного проживания. Или быть:
Тогда схема получения ВНЖ и права голосовать и быть избранными в местные органы власти будет упрощенной. Все другие категории граждан или лиц без гражданства проходят общую процедуру получения – сначала РВП, затем ВНЖ. Готовят типовой пакет документов для предоставления в миграционную службу:
Важно! Список документов в разный регионах может быть расширен, надо заранее узнавать на месте проживания в ГУ МВД или в ФМС того города и района, где планируете жить.
Екатерина: «Решила проголосовать в Ханты-Мансийске на выборах в городскую думу. У меня ВНЖ уже 2 года. Проблем не оказалось, была в списке – по месту прописки. Процедура моего голосования ничем не отличалась от процедуры всех других жителей города. Я собираюсь оформить гражданство, поэтому мне не безразлично, кто в городе придет к власти».
Константин: «У мен вид на жительство из Грузии. Никогда не ходил на выборы. А тут решил пойти голосовать за Президента РФ. Меня в списках не было. На избирательном участке объяснили, что голосовать за первое лицо страны могут только граждане РФ. Что же. Надо становиться гражданином».
Данил: « Мне непонятно, почему не граждане нашей страны могут занимать место в нашем поселковом сельсовете?»
Анатолий Кириллов, юрист: В соответствии с пунктом 12 ФЗ № 115 граждане, имеющие ВНЖ могут баллотироваться на должности в органы местного самоуправления. Вопрос в другом. Если вы против, то как гражданин РФ вы должны выразить свое волеизъявление в голосовании. Тогда данная кандидатура, если большинство будет против, не займет этот пост. Иностранец без гражданства, но с видом на жительство может выдвигать свою кандидатуру в органы местного самоуправления, но не может участвовать в выборах федеральной власти и Президента, также служить в армии, занимать государственную должность. Эти планы можно реализовать, когда данный кандидат получит гражданство РФ.
Анатолий Кириллов, юрист: Несмотря на то, что ВНЖ дает право голосовать и даже выдвигать свою кандидатуру на выборы на региональном уровне. Не стоит забывать о ряде других ограничений:
Некоторые респонденты сетуют, что ВНЖ ничем не отличается от их прав и обязанностей, то есть тех, кто с рождения – гражданин РФ. Это далеко не так. Прав у иностранцев намного меньше, а обязанностей больше. К примеру, они должны один раз в год уведомлять миграционную службу о своем присутствии в РФ. В соответствии с регламентирующими документами, каждый обладатель ВНЖ периодически ставит в известность миграционную службу о том, что он никуда не выехал, продолжает жить в РФ, обеспечен жильем и регулярным доходом. Все это подтверждается документами и справками. Если не достает хотя бы одного документа, иностранец может быть депортирован на 3 месяца или оштрафован. По его возвращении придется начинать все сначала – с оформления регистрации временного проживания.
Анатолий Кириллов, юрист: Если вы хотите стать полноценным гражданином России, то выполняйте все законы нашей страны, вовремя проходите процедуры оформления тех или иных актов по открытию РВП, ВНЖ и гражданства. Не нарушайте закон и порядок на территории РФ. Тогда после 5 лет ВНЖ получите гражданство и можете полноценно участвовать в выборах законодательной и исполнительной власти федерального уровня. А также можете сами выдвинуть свою кандидатуру на тот или иной пост или должность.