Что такое суд Линча и откуда пошло это слово? Линчевать - это что такое? Кто и когда изобрел суд линча

Суд Линча — убийство подозреваемого в преступлении человека без суда и следствия, обычно осуществлялось уличной толпой путём повешения, сожжения на костре, избиения палками, отрубания конечностей и т. д. Такой способ вершить правосудие широко применялся в США в XVIII-XIX веках в связи с тем, что центральным властям не всегда удавалось контролировать территорию постоянно увеличивавшейся в размерах страны. Поэтому огромную роль в поддержании правопорядка на местах играло спонтанное собрание авторитетных жителей города или же поселения. Именно по их указанию обычно вершился самосуд над людьми, которые могли совершить или же совершили преступление.

Линчевание трёх афроамериканцев в Дулуте, Миннесота, в 1920 году. Фото: Public Domain

Кто такой Линч?

Благодаря какому именно историческому персонажу суды Линча получили своё название, до сих пор точно не известно. АиФ.ru приводит три самые популярные версии:

- капитан Уильям Линч

По одной из самых популярных версий, суд Линча впервые был применён капитаном Уильямом Линчем. 22 сентября 1780 года он вместе со своими родственниками в американском штате Вирджиния повесил нескольких негров, которые, по мнению Линча, совершили какой-то проступок. Впоследствии он продолжил тем же способом вершить самосуд в отношении темнокожих.

- судья Чарльз Линч

В XVIII веке судья-революционер Чарльз Линч в ходе Войны за независимость от Великобритании сформировал собственный суд в округе Бедфорд, штат Пенсильвания. После выслушивания сути дела он выносил приговор, обычно смертный — через повешение. В отличие от Уильяма, который, как правило, наказывал непокорных негров-рабов, Чарльз вершил суд военного времени, которому обычно предавались дезертиры, казнокрады и мародёры.

- никакого Линча не было

Лингвисты считают, что суд Линча обязан своим названием глаголу to linch — «бить палицей», «бичевать».

Кого чаще всего наказывали с помощью судов Линча?

Чаще всего жертвами судов Линча становилось бесправное темнокожее население. В США с 1882 по 1951 гг. официально установлено 4730 случаев линчевания, из которых 3657 касались негров. Американский конгресс лишь в 2005 году официально принёс извинения за бездействие в отношении практики линчевания.

- (англ. Lynch court) в США действия частных лиц, организованных отрядов или неорганизованных групп людей, которые без законного права прибегали к казни или наказанию преступников либо подозреваемых в преступлении, без … Энциклопедия права

Суд линча - (англ. Lynch court) в США действия частных лиц, организованных отрядов или неорганизованных групп людей, которые без законного права прибегали к казни или наказанию преступников либо подозреваемых в преступлении, без следствия и суда в… … Большой юридический словарь

Суд Линча - Самосуд, зверская расправа (над неграми в США). Американцем называет себя белый, который… негра, приблизившегося к белой женщине, судит судом Линча (Маяковский. Америка). В США с XVIII в. расправа, учиняемая над неграми и прогрессивными деятелями … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книжн. Общественный самосуд, как правило в случаях захвата преступника на месте преступления. /i> Связано с именем рабовладельца Линча (XVIII в.). БМС 1998, 557; БТС, 498 … Большой словарь русских поговорок

Суд Линча - в США с XVIII в. расправа без суда и следствия (самосуд) с неграми и прогрессивными белыми, сопровождавшаяся пытками, издевательствами, глумлением над жертвой и заканчивавшаяся убийством. Название – по имени Ч. Линча. Чарлз Линч Charles Lynch… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

суд линча - Самосуд толпы без судебного разбирательства; групповая физическая расправа с тем, кто нарушает нормы морали, установившиеся обычаи, традиции (применялся в США в 18 19 вв. по отношению к неграм) По имени капитана У. Линча (1742 1820) … Словарь многих выражений

СУД ЛИНЧА - – зверская кровавая расправа без суда и следствия в США с неграми и белыми прогрессивными деятелями. С. Л. – орудие политического террора американской реакции – носит ярко выраженный расовый и классовый характер и направлен против всякого… … Советский юридический словарь

- … Википедия

СУД ЛИНЧА, ЛИНЧЕВАНИЕ - (от соб. имени расиста Ч.Линча) Самосуд, зверская расправа над неграми и прогрессивными деятелями в США … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Книги

  • Суд Линча , Лимер Лоренс. Лоренс Лимер - невероятно плодовитый автор сверхпопулярных книг в жанре драматической документальной истории. Среди них - выдающаяся биография Арнольда Шварценеггера и абсолютные бестселлеры…
  • Суд Линча , Пашаян Лев Агасиевич. Лев Агасиевич Пашаян известен по книгам "Армянское радио от Нерона и Траяна до Азнавура и Мкртчана" и"Азбука Маркса" . И его новое издание, в которое вошли киносценарий, пьесы, рассказы…

Линчевание или Суд Линча — это жестокая публичная казнь без какого-либо суда и расследования.

Осуществлялась такая казнь группой экстремистов, чаще всего публично, как показательный акт запугивания и побуждения людей к насилию. В основном практиковались повешения или даже сожжения, что в свою очередь, позволяло сделать все демонстративно и на показ.

Этот акт насилия чаще всего имел расистские корни. Во времена накаленной социально-экономической обстановки, он использовался определенными группами лиц, чтобы взять под контроль толпу, и направить ее ярость в своих целях. Это порождало нетерпимость и помогало завлекать людей в ряды террористических организаций.

Происхождение термина Суд Линча (Линчевание)

Линчевание, как глагол, происходит от так называемого суда Линча. Достоверно неизвестно, чья фамилия дала имя этому акту зверства. Но существуют некоторые гипотезы и предполагаемый период, когда появился этот термин.

Чарльз Линч неоднократно осуществлял самосуд во времена Американской революции. Также известно, что он использовал термин «линчевание «.

Тогда же появились и первые упоминания самого слова. Однако, Уильям Линч, примерно в те же годы, ввел «Закон Линча» , согласно которому массово осуществлялись публичные телесные наказания и пытки. Отличия в том, что линчевания Чарльза Линча проводились после рассмотрения в суде, а «Закон Линча» требовал сохранения жизни наказуемому. Оба варианта содержат черты современного понятия «Суда Линча». Скорее всего, мы не узнаем точно, кто дал имя столь печально известному термину.

Линчевание имеет прямое отношение к . В годы действия организации было казнено около пяти тысяч людей. Сторонники клана активно использовали термин «Суд Линча», и скорее всего из-за них он стал широко известен. Они вешали афроамериканцев просто за то, что они жили в США, заживо сжигали людей на крестах, потому что те не разделяли их мерзких идей.

Последний акт их бесчеловечности произошел не так давно. В 1981 двадцатилетний чернокожий парень пропал по дороге в магазин, а утром был обнаружен повешенным. Но не только линчевал людей, к сожалению, это случается и сейчас. Нетерпимость и глупость людей, приводит к тому, что их охватывает безумие.

Суд Линча

Под судом Линча или линчеванием (англ. lynching , the Lynch law ), в честь нескольких американских исторических лиц по фамилии Линч (один, Чарльз, судья, практиковал линчевание во время Войны за независимость ; другой, Уильям, капитан, ввёл в Пенсильвании «закон Линча» о бессудных телесных наказаниях - но не смертной казни - в 1780 году), подразумевается убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и без следствия, обычно уличной толпой. (Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

итальянцы мафией), евреи , англоязычные католики .

повешение 1900-е в моду вошли открытки с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча; они посылали их своим родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в , но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х .

Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от многочисленных бесчинств негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Демократическая партия США Ф. Д. Рузвельт Г. Трумэн . После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежащей расследованию. В настоящее время суд Линча уже не существует. В американском обществе исчезла моральная поддержка этой практики. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение негров в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против афроамериканцев и правовой поддержки.

Справка : Из 4730 жертв линчевания в США за всю его историю 3657 в самом деле были неграми (пардон - афроамериканцами), остальные - белыми.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «Линчевание или Суд Линча»

Происхождение слова "линчевание" относится к концу XVIII века. Историки до сих пор спорят, от какого из двух Линчей пошел термин. Одни стоят за полковника иррегулярных войск американских колонистов Чарльза Линча (1736 - 1796), другие - за виргинского плантатора капитана Уильяма Линча (1742-1820).

Первый в ходе Войны за Независимость прославился тем, что сформировал собственный суд в округе Бедфорд и внедрял порядок и закон посредством веревки. Жертвами наведения порядка обычно становились сторонники английского короля. К чести Чарльза Линча надо сказать, что он не вешал всех попавших к нему на суд без разбора, а сначала выслушивал суть дела и принимал решение. К тому же, в обстановке тогдашнего хаоса ему удавалось поддерживать относительный порядок. Не стоит забывать, что в стране фактически шла гражданская война - вопреки сусальным голливудским киноверсиям тех событий, вроде фильма "Патриот", американцы в массе своей вовсе не горели желанием встать и сбросить колониальное ярмо. Многие поддерживали англичан, ну а о том, что любителей поживиться в обстановке смуты найдется немало, и упоминать не стоит.

Второй Линч, плантатор, также прославился внесудебными расправами, но в основном над рабами-неграми. Обвинять Уильяма Линча в животном расизме бессмысленно - он был человеком своего времени, и для него, как и для подавляющего большинства американского населения, негр и белый являлись принципиально разными существами. Плантатор Линч верил, что он защищает закон и содержит свои "одушевленные вещи" (именно так тогда воспринимали негров) в должном порядке. Опять же не стоит представлять его маньяком, который начинает каждое свое утро с жестокой казни кого-нибудь из рабов - раб в первую очередь являлся ценным имуществом, и просто так разбазаривать его не позволял элементарный здравый смысл.

Как указано в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона «происхождение термина в точности неизвестно. Американские лексикографы обыкновенно относят происхождение обычая к виргинскому фермеру XVII в. по имени Линч, который, поймав преступника, обыкновенно расправлялся с ним собственной властью, наказывая его плетьми. Он же, если верить преданию, по просьбе соседей исполнял у них должность судьи для ускоренного наказания преступников.

Этой же версии придерживаются авторы статьи «Линчевание в США» с факультета международных отношений СПбГУ со ссылкой на американские источники: «Понятие «суд Линча» или линчевание произошло от имени Чарльза Линча, землевладельца в Вирджинии, в 1790 году. Линч проводил расправу над нарушителями закона. Рабовладельцы часто осуществляли расправу над своими рабами, но понятие линчевание включало в себя больше, чем расправа над рабом. Жители брали на себя роли судьи, присяжных и палача и казнили преступников толпой.

Другие исследователи названия суда Линча производят от Джемса Фицстефена Линча, который, будучи мэром в Гальвэе (в Ирландии), в 1493 г., по преданию, "повесил собственного сына своего за обман и убийство путешественников, не руководствуясь военным или гражданским законом, а в добрый пример для потомства.

Третье объяснение исходит из англосаксонского устарелого глагола linch - "бить палицей", "бичевать" и т. п., которое в сродном с первоначальным значении сохранилось у переселенцев в Америке, как и многие другие слова, давно уже вышедшие из употребления в Великобритании.

Большая Советская Энциклопедия сообщает четвертую версию, что «по наиболее распространённой версии, термин "суд Линча", вошедший в употребление в 18 в., связан с именем американского полковника-расиста Линча (Lynch). В годы Войны за независимость Линч командовал батальоном стрелков в штате Виргиния, где законные суды фактически не действовали. Он самочинно создал суд, который жестокими методами расправлялся с преступниками и главным образом с политическими противниками. В октябре 1782 был принят специальный закон, признавший действия Линча незаконными, однако направленность его деятельности не была осуждена.

Эту версию поддерживают и другие исследователи - суд «связан с именем американского полковника. В годы Войны за независимость полковник Линч командовал подразделением стрелков в штате Вирджиния, где законные суды фактически не действовали. Он создал суд, который жестокими методами расправлялся с преступниками. В октябре 1782 был принят специальный закон, признавший действия Линча незаконными».

В соответствие с другими версиями термины «суд Линча» или «линчевание» (англ. lynching , the Lynch law ), имеют отношение к нескольким американским историческим лицам по фамилии Линч (один, Чарльз Линч, судья, практиковал линчевание во время Войны за независимость ; другой, Уильям Линч, капитан, ввёл в Пенсильвании «закон Линча» о бессудных телесных наказаниях - но не смертной казни - в году).

Как это часто бывает, имя собственное дало жизнь имени нарицательному. В России премьер Петр Столыпин "подарил" свою фамилию вагону для арестантов, а с легкой руки журналистов в обиход вошло понятие "столыпинский галстук" - то, на чем вешали бунтовщиков в 1905-1906 годах. То же случилось и с Линчами - их фамилия превратилась в глагол "линчевать", появились понятия "суд Линча" и "право Линча". Линчеванием постепенно стали называть в принципе всякий самосуд, как связанный с жестокими издевательствами над осужденными, так и нет. Речь шла о расправе в отсутствие представителя законной власти, например, шерифа или окружного судьи, которую устраивал отдельный человек, или группа людей, взявшие на себя право вершить суд, при попустительстве и открытом одобрении агрессивно настроенной толпы зрителей.

СУД ЛИНЧА ИЛИ ЛИНЧЕВАНИЕ как «первая система уголовных наказаний»

Несмотря на то, что вокруг имени исторического прародителя термина велись и ведутся споры, "Судом Линча" стали называть сам факт самосуда, а всю систему неписаных правил линчевания - "правом Линча". "Суд Линча" наиболее широко был распространён в США с конца XIX века до 1930-х годов. По данным американского автора Фрэнка Шея, которые он приводит в книге "Судья Линч", в США с 1882 по 1951 годы было официально установлено 4730 случаев линчевания, из которых 3657 касаются негров.

Как информирует Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, «в благоустроенных старых штатах закон Линча почти никогда не применяется, но в западных штатах бывают случаи его применения, особенно во времена сильного возбуждения народного, когда законная мера наказания кажется слишком слабой и медленной сравнительно с преступлением. Так, напр., в Висконсине замечено было увеличение случаев суда Линча, когда законом там отменена была смертная казнь. Весьма широко распространен был закон Линча еще недавно в Калифорнии, Орегоне, Неваде, Канзасе, Колорадо и др. Группа граждан под названием "комитетов бдительности", "регуляторов", "людей права и порядка" и т. п. производила расправу с большой суровостью, наказывая конокрадов, грабителей на больших дорогах, мошенников наравне с убийцами. Кое-какие формы следствия при этом соблюдались, но случаи оправдания были редки; наказывали обыкновенно повешением. Закон Линча был первой системой уголовных наказаний, особенно во вновь заселяемых местах, близ приисков и т. п., где быстрый рост населения предшествовал установлению твердых норм общежития, а обилие всяких негодяев (desperadoes, "отчаянных") вызывало обуздание их со стороны преданной порядку части населения.

Какова же была эта первая система уголовных наказаний?

Рабовладельцы часто осуществляли расправу над своими рабами, но понятие линчевание включало в себя больше, чем расправа над рабом. Жители брали на себя роли судьи, присяжных и палача и казнили преступников толпой. Расправы собирали тысячи зрителей, становясь своего рода спектаклем.

Линчевание получило распространение в годы Гражданской Войны. Сначала на суд Линча попадали чернокожие, затем и белые. Все зависело от места проживания. На юге в большинстве случаев жертвами становились чернокожие. На западе – белые. Во второй половине 19 века были популярны «комитеты бдительности» (Vigilante groups), члены которых были убеждены в неспособности законов США остановить преступность. "Бдительные" сами казнили нарушителей закона.

Как утверждается, действия судьи Чарльза Линча (в отличии от Уильяма Линча) во-первых, не носили выраженного расового подтекста, а во-вторых, им предшествовало обязательное рассмотрение существа дела судьей лично, без участия обвинения и защиты. В целом действия Чарльза Линча были направлены на поддержание общественного порядка в условиях общественно-политической нестабильности и по сути являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей.

Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х , когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны северных дельцов, т. н. карпетбеггеров, а чернокожее население , объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-Клукс-Клан , члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-Клукс-Клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е , но террор против негров не прекратился.

До сих пор с линчеванием обычно ассоциируется деятельность Ку-Клукс-Клана. Действительно, на протяжении многих лет члены этой организации безнаказанно убивали чернокожих, виновных в преступлениях или невинных.

Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые англо-американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи , англоязычные католики .

Как это ни удивительно, но со времен Войны за Независимость и примерно до последней трети XIX века линчевание было не очень распространено. Положение изменилось после Гражданской войны 1861-1865 годов. После того как главнокомандующий армиями Юга генерал Роберт Ли капитулировал, Север установил на покоренном Юге жестокий оккупационный режим, попавший в учебники истории под названием "периода Реконструкции". Для самих южан политика "восстановления" Юга стала самой черной полосой за всю историю Америки. Практически все белое население Юга было поражено в правах и рисковало попасть в тюрьму за пустяковый проступок. В то же время агенты "Бюро по делам свободных людей" объясняли неграм, что они теперь свободны, могут делать, что хотят, и им за это ничего не будет. Горечь поражения, ненависть к победителям-северянам, слом привычного миропорядка, в котором "негр знал свое место", соединившись в гремучую смесь, породили Ку-клукс-клан.

Организация, от скуки придуманная бывшими офицерами-южанами, не преследовала поначалу никаких политических целей. Но постепенно она перешла к "защите белых людей от распоясавшихся негров". Отчасти в этом был смысл - получившие свободу вчерашние рабы просто не знали, что с ней делать, а потому пускались во все тяжкие, напиваясь и буяня. При этом федеральное правительство старалось не обращать на подобные выходки особого внимания. Правосудие в свои руки взяли люди в белых балахонах. Тем не менее, Клан в своем стремлении насаждать террор в какой-то момент перешел все границы - даже его предводитель, генерал Натан Форрест, официально отказался от членства в Клане.

С распоясавшимися неграми, которыми Клан был недоволен, поступали просто - их могли схватить средь бела дня на улице или в доме, притащить к ближайшему дереву и вздернуть или просто застрелить. С белыми, опозорившими себя, поступали иначе - приглашали на тайный суд, проходивший обычно ночью, где-нибудь в лесу. Судили как мужчин (в основном за политические взгляды), так и женщин (за связь с неграми). Обвиняемый мог покаяться в содеянном, и порой это устраивало клановский суд. Ну а если он или она упорствовали, то расправа была жестокой. Женщину могли остричь в знак позора, избить кнутом или выжечь на теле клеймо. Наиболее упрямых вешали.

Но если Клан, с именем которого понятие "линчевание" слилось практически воедино, пытался придать хоть какую-то видимость законности своим судилищам, то в других случаях не было и этого. Так, в 1893 году в Техасе толпа в несколько тысяч человек собралась поглазеть на казнь умственно неполноценного негра, обвиненного в убийстве ребенка (причем явных доказательств того, что именно он совершил преступление, не было). Жертву долго истязали раскаленной докрасна кочергой, и после других, не менее жестоких, пыток сожгли на костре. Толпа свистела и улюлюкала. После чего довольные зрители разошлись по домам.

Жертвами линчевания становились не только негры. На Диком Западе линчевали в основном похитителей скота. Поскольку край был действительно диким, то убийство человека там могло сойти с рук, но вот за кражу коня или угон коровы вешали беспощадно. В 9 из 10 случаях "судьи" не затрудняли себя доставкой обвиняемого в ближайший город, где мог быть шериф или судья - выбиралось дерево повыше и веревка покрепче. В пустынных районах жертву могли завести в пустыню, раздеть, связать руки и бросить на произвол судьбы - если повезет, то выберется. Не выбирался никто - без воды, оружия и лошади остаться в живых на дикой территории, полной враждебных индейцев, было невозможно. Одно время на Западе прославился самочинный судья Рой Бин, судивший незатейливо - он клал револьвер по правую руку от себя, а нож - по левую. Вот вам, дескать, Конституция, а вот и Библия - от них и суд.

Линчевали всех - мужчин и женщин, негров и белых, мексиканцев и индейцев, итальянцев и евреев. Линчевали за политические убеждения, за неподобающее поведение, за то, что пошел наперекор общественному мнению, за принадлежность к красным или профсоюзам, за связь с неграми, за "совершенно очевидное преступление" - в принципе за все, что угодно. В Монтане в 1917 году так называемым "комитетом бдительности" был похищен, избит и повешен активист радикальной рабочей организации "Индустриальные рабочие мира" Фрэнк Литтл. В 1918 году толпой в одном из городов Джорджии были убиты 8 негров, а также беременная женщина. Летом 1893 года в Мемфисе толпа взяла штурмом тюрьму, где содержался негр, подозреваемый в убийстве, и казнила его.

Причем линчевание было страшным зрелищем. Преступника могли сжечь на костре, бить камнями и палками до смерти, ему могли отрубить конечности и т.д.

Линчевание осуществлялось обычно через повешение , однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы, иногда устраивались шоу, как в цирке. В 1900-е в моду вошли открытки с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча; они посылали их родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в , но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х .

Линчевание представляет собой форму самосуда. От других внесудебных расправ, когда подозреваемого банально вешали или топили, линчевание отличается особой жестокостью. Перед смертью над жертвой издевались, изощренно мучили, да и сама казнь порой была на редкость немилосердной - избитого в кровь человека могли волочить на веревке за лошадью, пущенной вскачь. Считается, что жестокие внесудебные расправы были занесены в Америку из Англии. Так, с берегов Туманного Альбиона в Новый свет занесли традицию казнить посредством обмазывания дегтем и вываливания в перьях. Это только на первый взгляд выглядит странной, пусть и жестокой забавой. Дело в том, что деготь предварительно разогревали, поэтому тот, кого им обмазывали, почти всегда умирал от ожогов. Были и другие способы, гораздо более жестокие.

Согласно статистике 1921 года, представленной Национальной ассоциацией содействия прогрессу цветного населения, в период между 1889 и 1918 годами 3,224 человек было подвергнуто линчеванию. Из них 2,522 были чернокожими.

Примером линчевание может служить один страшный случай. В мае 1916 года состоялся суд над семнадцатилетним чернокожим Джессом Вашингтоном (Jesse Washington), который убил белую женщину. На суде он сознался в убийстве и был приговорен к повешению. После этого многие из присутствующих на суде перепрыгнули через перила, схватили осужденного и стали избивать его палками, лопатами и кирпичами. Его раздели и избивали прямо напротив здания властей города Уэйко (штат Техас). Был подготовлен костер, жертву сожгли на глазах у 15 тысяч человек. Некоторые из «зрителей» отрезали пальцы рук и ног в качестве сувенира. Останки подростка были помещены в мешок, который затем повесили на столб под одобряющие возгласы толпы.

Журналистка Ида Уэллс (Ida Wells) провела исследование линчеваний и опубликовала результаты в местных газетах. Результаты были следующие: из 728 чернокожих, казненных толпой, почти 70 процентов было убито за незначительные правонарушения. В 1889 году она написала письмо президенту У. Маккинли с просьбой о вмешательстве федеральных властей в решение проблемы линчевания на юге. В 1909 году была образована Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения. Эта организация развернула кампанию против линчевания.Двадцать третьего января 1906 года в г. Чаттануга (штат Теннесси) была изнасилована белая женщин. Полиция арестовала Эда Джонсона (Ed Johnson). Пять недель Джонсон был в предварительном заключении. Все это время полиция опасалась линчевания подозреваемого. Шестого февраля 1906 года состоялся суд над Джонсоном. Его признали виновным и приговорили к смертной казни. Казнь была назначена на 20 марта. 19 марта суд разрешил подать апелляцию. В эту же ночь толпа ворвалась в городскую тюрьму. Джонсона подвергли безжалостным побоям. Затем его повесили на мосту, а в его тело еще много раз стреляли. Верховный Суд США впервые в истории разбирал дело о линчевании. Были найдены виновные и приговорены всего к 60 дням тюремного заключения!

В соответствие с Большой Советской Энциклопедией «с середины 20 в. линчевание приобрело откровенно классовый характер и чаще выступает в виде прямого убийства негров и прогрессивных деятелей. "Л. с." особенно провоцируется такими крайне правыми, профашистскими организациями, как ку-клукс-клан , Общество Дж. Бэрча и т. п.»[i]

На протяжении двадцатого века линчевание пошло на спад. Но до сих пор происходят случаи линчевания в США. Один из них произошел в 1998 году в г. Джаспер (штат Техас). Тремя белыми мужчинами был убит чернокожий Джеймс Бирд Мл.(James Byrd Jr.).

Некоторые историки, например, Ричард Максвелл Браун (Richard Maxwell Brown) считают, что убийства на почве ненависти и групповые убийства, произошли от линчевания.

Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от «бесчинств» негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Нельзя, конечно, сказать, что правительство США полностью закрывало глаза на подобные безобразия. Например, президент Вильсон в 1918 году обратился к соотечественникам с просьбой прекратить суды Линча. Всего за отмену линчевания выступали семь президентов, однако убедить сенат принять закон против самочинных расправ им не удавалось.

Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения начали президенты-демократы (хотя Демократическая партия США традиционно была связана как раз с рабовладельческим Югом, а многие её деятели и с Ку-Клукс-Кланом) Ф. Д. Рузвельт (который в не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн . После Второй Мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежащей расследованию. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение негров в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против негров правовой поддержки.

Линчевание продолжалось в Америке до 1960-х годов. После этого линчевание перестали классифицировать как отдельное преступление, а начали рассматривали как убийство с отягчающими обстоятельствами. При этом не стоит забывать, что внесудебные расправы чинились порой при полном попустительстве местных властей. Даже если линчевателей и судили, то зачастую оправдывали.

Суд Линча
Убийство чести
Ритуальное убийство
Цареубийство Убийца Наёмный убийца
Серийный убийца
Ассасин Криминальное причинение смерти Доведение до самоубийства Некриминальное причинение смерти Смертная казнь
Эвтаназия
Самоубийство Проект Право Портал Право

Суд Ли́нча (линчева́ние , англ. lynching, the Lynch law ) - убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев , без суда и следствия , обычно уличной толпой , путём повешения . Практиковался в США в отношении афроамериканцев после Гражданской войны . Считается, что последний случай суда Линча в США над темнокожим американцем произошёл в 1981 году в городе Мобил (Алабама) в отношении Майкла Дональда .

История

Действия судьи Чарльза Линча (в отличие от Уильяма Линча), во-первых, не носили выраженного расового подтекста, а во-вторых, им предшествовало обязательное рассмотрение существа дела судьей лично, без участия обвинения и защиты. В целом действия Чарльза Линча были направлены на поддержание общественного порядка в условиях общественно-политической нестабильности и по сути являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей .

Бессудное убийство распространено в обществах всех времён и народов, однако и сам термин, и суд Линча как особое общественное явление, параллельное формальному правосудию, сложились в США в XIX веке и в первой половине XX века . 85 % американских случаев суда Линча пришлось на южные штаты .

Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х , когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны карпетбеггеров , а чернокожее население , объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-Клукс-Клан , члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-Клукс-Клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е , но террор против негров не прекратился. На смену рабству пришла сегрегация , закреплённая законодательно (т. н. Законы Джима Кроу), а также неписаный этикет, который должны были соблюдать негры. За совершение преступлений против общего закона (убийство, грабёж, изнасилование белых), законов Джима Кроу или неписаных правил поведения негр мог подвергнуться линчеванию. Линчеванию подвергались и участники забастовок, негры-фермеры и другие лица, угрожавшие экономическим интересам белого большинства. Пик количества линчеваний пришёлся на 1892 год (151 жертва), новые всплески на 1910-е годы; тогда же был учреждён второй Ку-Клукс-Клан, воспетый Гриффитом в фильме «Рождение нации ».

Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи (известность получило линчевание еврея Лео Франка в 1915 году), англоязычные католики . Всего в Соединённых Штатах в период с 1882 по 1968 год, но главным образом между 1882-м и 1920-м годом линчеванию подверглись примерно 3500 афроамериканцев и 1300 белых.

Линчевание осуществлялось обычно через повешение , однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре . Более мягким наказанием было предание обвиняемого позору, для чего его обмазывали дегтем , вываливали в перьях, сажали верхом на бревно и в таком виде проносили через весь город. После этого осужденный получал свободу, но из города обычно изгонялся. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы ; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы , иногда устраивались шоу , как в цирке .

Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от многочисленных бесчинств негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения (которое чётко выразила знаменитая песня Билли Холидей «Strange Fruit ») начали президенты-демократы, Ф. Д. Рузвельт (который в не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн . После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана , и каждый раз подлежащей расследованию.

В настоящее время суд Линча уже не существует. В американском обществе исчезла моральная поддержка этой практики. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение афроамериканцев в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против афроамериканцев правовой поддержки.

Напишите отзыв о статье "Суд Линча"

Примечания

Литература

  • Фостер, Уильям З. Негритянский народ в истории Америки = The negro people in American history / пер. под ред. Л. И. Зубока. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 803 с.

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Суд Линча

– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.