Базовые понятия объектов информационного права и информационных отношений субъектов права. Взаимосвязь межличностных отношений и удовлетворенности работой в коллективе «Не так завязываешь платок»

Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованы в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет неодинаковую роль. Неслучайно в этике используют такие понятия как труда нравственность, профессиональная этика, быта нравственность, брачно-семейная мораль.

Труда нравственность - одна из важнейших сфер морали, охватывающая все области общественно полезной деятельности человека (в первую очередь материально - производительный труд, а также научную и культурно-просветительную деятельность, художественное творчество, деятельность государственного и общественного управления, обслуживания и т. п., поскольку все они также являются отраслями общественного труда). Понятие труда нравственности включает две основные стороны - отношение к труду и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Наряду с общими вопросами трудовой морали существуют также специфические проблемы нравственности, связанные с профессиональными особенностями различных отраслей труда (профессиональная этика). Нравственную сторону труда определяет прежде всего то, что он есть основное условие человеческого существования. Общественная полезность труда - главный показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда. Труда нравственность - имея исторический характер, обладает рядом общих черт в условиях различных общественно-экономических формаций. При первобытнообщинном строе трудовые взаимоотношения складываются в основном по принципам простой кооперации (объединение членов ро- да для выполнения одной операции, например на охоте) и разделения труда между полами и возрастными группами. В этих условиях в отношениях между членами рода решаюшее значение имеет слаженность усилий, полное подчинение правилам совместной деятельности, указаниям старейшин, жесткое ограничение свободы действий и потребностей индивида. Необходимость повседневно бороться с силами природы и постоянные лишения диктуют людям потребность в воспитании физической выносливости, стойкости, смелости и дисциплинированности. С разложением родового строя, в условиях натурального и мелкотоварного хозяйства трудовое сотрудничество ограничивается в основном рамками отдельной семьи. По мере развития промышленного производства и обобществлению труда возникает необходимость в тесном сотрудничестве большого количества работников. Сам характер промышленного труда порождает потребность в установлении отношений трудовой солидарности между рабочими. Труд на благо общества формирует в людях высокие нравственные качества - трудолюбие, бережливость, самоотверженность. К сожалению, с изменением курса экономической ориентации страны перестало уделяться должного внимания формированию отношений взаимопомощи, трудовому воспитанию, воспитанию чувства необходимости труда посредством различных общественных организаций.

Профессиональная этика (или профессиональная мораль) - так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных всеобщий требований (равенство) , и наличие единой трудовой морали класса или общества (труда нравственность) , существуют еще и специфические нормы поведения для определенных видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Так, например, в основе управленчески - административной этики лежит требование безусловного уважения к человеку, к личности., в основе врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, который должен руководствоваться в своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья больного, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных обстоятельствах - и собственной безопасностью. От представителей права профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом. Одним из гуманистических принципов права является "презумпция невиновности" - требование считать обвиняемого невиновным до тех пор, пока его вина не доказана. Гуманистическими аспектами насыщена и педагогическая этика. Она так регулирует, например, поведение учите- ля, чтобы оно укрепляло его авторитет, обеспечивало единство усилий педагогического коллектива. Вместе с тем она реализует принцип единства уважения к личности ученика и требовательности к нему, ставит вопрос о моральном доверии общества к учителю. В сфере науки профессиональна этика требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества.

Она формирует готовность правильно воспринимать критику, способность сочетать научную добросовестность с личной честностью исследователя, осуждает конъюнктурщину, начетничество, стремление приспосабливать результаты лабораторных исследований, приукрашивать факты для доказательства того или иного теоретического положения, плагиат - присвоение и использование чужих открытий и научных идей в качестве своих собственных, попытки создания монополии той или иной научной школы, подкрепляет систему правил ведения дискуссий, способов закрепления научного приоритета, форм выражения признательности коллегам и др. Профессиональная этика журналиста, писателя, художника, композитора, деятеля театра, кино, телевидения и радио требует от работников культуры беззаветного служения народу, гражданской страстности и принципиальности, этико-философской образованности, позволяющей выносить точные и обоснованные оценки изображаемым явлениям, высокого творческого подъема, мастерства и вкуса в художественном отражении действительности. Профессиональная этика работников сферы обслуживания (сервиса) связана в первую очередь с культурой общения, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей человека. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны с использованием каких-либо специфических общественных функций (например, в воинской и милицейской службе, в области спорта и др.).

Быта нравственность - сфера действия морали, распространяющаяся на всю область жизнедеятельности человека вне его производственной, политической, научной и всякой другой служебной и добровольно-общественной деятельности (труда нравственность, профессиональная этика). В первую очередь сюда относятся брачно-семейные отношения (брачно-семейная мораль) , личные взаимоотношения людей вне работы, поведение человека в общественных местах, удовлетворение личных потребностей, проведение отдыха. Большинству этик чуждо противопоставление области быта и общественно полезной деятельности человека. В сфере быта человек восстанавливает силы, развивает свои потребности и способности, усваивая содержание общественной культуры; воспитание подрастающих поколений, подготовка их к будущей общественной деятельности осуществляется в значительной мере в семье. Поэтому в своем быту человек, точно так же как и в общественно полезной деятельности, выступает в качестве социального существа, члена общества, подчиняется тем же самым социально-историческим законам и требованиям нравственности, хотя это и происходит в иной форме. Так быта нравственность призвана разрешить вопрос раздвоения личности - когда, например, частный предприниматель выступает как бы в двух противоположных обликах: в деловых операциях поневоле в виде эгоиста, а в быту нередко в роли частного благотворителя по отношению к "ближним" (альтруизм). Служащий и администратор - это "должностное лицо", исполнитель заданной функции на работе и просто человек, "свободная личность" в частной жизни. В настоящее время общественно полезный труд становится собственно человеческим призванием, а быт - столь же общественной по своему значению жизнедеятельностью.

Господствующие ныне принципы нравственности основываются на том, что формирование нравственного отношения происходит не только в процессе труда и общественной деятельности, но и в быту, в каждодневном общении вне работы, в зависимости от характера досуга, семейной обстановки и способа удовлетворения личных потребностей.

Ее требования - уважение к людям, скромность, непримиримость к злу, честность, взаимопомощь и многое другое - в равной степени относится и к быту. Однако, не могу согласиться с положением не- давно господствующей социалистической морали о требовании, что быт человека должен подвергаться каждодневному публичному контролю, общественной регламентации, всеобщей гласности в той же мере, как трудовая и политическая деятельность.


Брачно-семейная мораль представляет собой одну из важнейших сфер деятельности морали, выступающей наряду, с правом в качестве основного регулятора взаимоотношений между супругами, родителями и детьми (и другими родственниками, поскольку между ними поддерживаются семейные связи). Роль брака и семьи в жизни общества, их исторические формы и соответствующие им нравственные требования к человеку определяются экономическим строем общества, всей системой общественных отношений, а также уровнем развития человеческой цивилизации и культуры в целом. В историческом развитии брачно-семейной морали отчетливо прослеживается ход общего социального и морального прогресса человечества, в котором можно установить следующие определенные закономерности:

1.Вытесняя различные формы многобрачия (полигамии) , все более прочно утверждается связь мужчины и женщины. В раннем первобытнообщинном обществе брак регулировался преимущественно обычным правом, которое непосредственно исходило из интересов консолидации сначала первобытного стада, затем рода как производственно-трудовых ячеек. Это был период, когда формирующиеся нравственные нормы были еще непосредственно вплетены в процессы производства предметов потребления и самого человека. В становлении рабовладельческой, феодальной и буржуазной форм моногамии преобладающую роль играли экономические факторы: подчиненность женщин и их экономическая зависимость от "сильного пола", материальный расчет, функционирование семей крестьян и ремесленников одновременно в качестве производственных ячеек общества. Вместе с тем моногамия явилась ответом и на развивающиеся нравственные потребности людей. Прогресс в области брачно-семейных отношений выражается в стремлении к добровольности и равноправию брачного союза, к его свободе от утилитарно-экономических соображений, богатству духовно-нравственной жизни семьи, гармоничности интересов семьи и всего общества, к усилению роли и значения воспитательной деятельности семьи, а следовательно к повышению ее гражданской и моральной ответственности.

Функционально-стилистические разновидности языка (речи)

§ 249. Как уже отмечалось выше, язык, являющийся универсальным средством общения людей, в литературной разновидности используется, функционирует во всех без исключения сферах их жизни и деятельности. В зависимости от того, в какой именно сфере человеческой жизни и деятельности используется литературный язык, он приобретает те или иные особенности в отборе и применении языковых средств. Иными словами, в разных сферах общения язык используется в разных видоизменениях (функциональных разновидностях, структурно-функциональных вариантах), которые называются стилями языка (речи), или функциональными стилями (от лат. stilus, stylus – "остроконечная палочка для письма", "манера письма").

Стили языка (речи) обычно определяются как виды, разновидности, или варианты языка (литературного языка) или речи, как типы функционирования языка, обслуживающие определенные сферы жизни и деятельности людей. При этом обращается внимание на особенности использования языковых (речевых) средств, специфику их организации.

Б. Н. Головин определяет стили языка как "типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, обслуживающие разные виды человеческой деятельности и отличающиеся друг от друга совокупностями и системами признаков, достаточными для интуитивного опознавания этих вариантов в речевом общении". По определению Ю. А. Бельчикова, стиль – это "объединенная определенным функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность лит. языка". Ю. С. Степанов предлагает следующее объяснение понятия стиля: "Стиль языка или речи – это вид речи, употребляемый людьми в типовой общественной ситуации. Такие виды речи характеризуются, во-первых, отбором языковых средств из общенационального языкового достояния (отбором слов, типов предложения, типов произношения); во-вторых, скрытым за этими средствами общим принципом отбора". Подобное объяснение стиля предлагается и другими учеными.

В качестве стилеобразующих средств некоторые языковеды рассматривают лексические и синтаксические единицы языка. Разные стили современного русского языка, например, иногда разграничиваются именно по этим единицам. Однако большинство ученых считают, что в роли стилеобразующих средств могут выступать единицы всех языковых уровней. При этом часто обращается внимание на то, что данную функцию выполняют не единицы языка как таковые, а их "специфическая речевая организация", "характер объединения и закономерности употребления", "способы их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения", количественное распределение, частотность употребления, "существенные различия вероятностей (или долей) языковых единиц и категорий".

При определении и описании функциональных стилей одни языковеды говорят о стилях языка (Р. А. Будагов, А. И. Ефимов и др.), другие – о стилях речи (например, А. Н. Гвоздев), третьи называют их и стилями языка, и стилями речи (в частности, Ю. С. Степанов). Некоторые ученые рассматривают стили языка и стили речи как разные явления, противопоставляя их друг другу.

Так, например, А. К. Панфилов, который под стилем языка понимает "его функциональную разновидность, характеризующуюся особыми фактами языка (лексическими, синтаксическими и т.д.)", стиль речи определяет как "определенную систему использования языка и его стилей, обусловленную жанром, разновидностью общественной речи и даже авторской индивидуальностью". Стиль языка он уподобляет "химически чистой воде (H2O), не содержащей никаких примесей", стили речи – "многообразным разновидностям воды в ее бытовом и производственном употреблении, т.е. воды с различными примесями, представленными в большей или меньшей степени". Рассматриваемые явления различают и некоторые другие ученые.

С точки зрения концепции о единстве языка и речи нет достаточных оснований для противопоставления стилей языка и стилей речи; функциональные стили проявляются именно в речи (как одной из форм существования языка), так как "язык обнаруживает себя только в Р. (т.е. в речи. – В. Н. ) и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение", а поэтому "язык как таковой сам не принадлежит ни одной из обслуживаемых им сфер человеческой деятельности". В этом плане весьма убедительным представляется утверждение Μ. Н. Кожиной о том, что "функциональный стиль – это одновременно и стиль языка, и стиль речи, а точнее, стиль функционального аспекта языка ", что "функциональный стиль – как явление системное – проявляется именно в речи.., в процессе функционирования языка и закрепляется в текстах". Это тем более очевидно, если принять во внимание то, что стилеобразующую функцию выполняют "различия вероятностей (или долей) языковых единиц и категорий", о чем говорилось выше. Ведь в системе языка различия вероятностей его единиц никак не отражаются.

§ 250. В современном языкознании обычно различаются четыре или пять функциональных стилей. Во многих современных литературных языках выделяются такие стили: обиходно-литературный, газетно-политический, производственно-технический, официально-деловой и научный. В современном русском языке принято различать следующие функциональные стили: научный (иначе – стиль научного изложения), публицистический (общественно-политический, газетно-публицистический), деловой (канцелярский, административный, официально-деловой, официально-канцелярский), художественный (художественно-беллетристический, стиль художественной литературы), разговорный (разговорно-бытовой, обиходнобытовой). Некоторые лингвисты не считают нужным выделять художественный стиль (например, А. К. Панфилов, Т. Г. Винокур), или разговорный (А. Н. Гвоздев, E. М. Галкина-Федорук), или же разговорный и деловой (А. И. Ефимов). Разговорная и художественная речь не признаются функциональными стилями на том основании, что та и другая связаны с разными сферами деятельности людей и в известной мере соотносятся с национальным языком в целом.

Наряду с перечисленными функциональными стилями многие языковеды выделяют в русском языке еще производственно-технический, или технико-производственный, стиль (А. И. Ефимов, А. К. Панфилов, E. М. Галкина-Федорук и др.). Иногда выделяются и другие стили, например: рекламный (или стиль рекламных сообщений), стиль команды.

Для того чтобы получить некоторое представление об основных функциональных стилях, необходимо познакомиться с наиболее типичными для них языковыми особенностями.

Для научного стиля наиболее характерны следующие отличительные признаки: обилие специальных научных терминов, широкое использование сложных предложений разных типов, однородных членов предложения с обобщающими словами, вводных слов и словосочетаний (во-первых, во-вторых, далее, наконец, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), частое употребление составных союзов (как – так и, если не – то, не только но и), производных предлогов (ввиду, в силу, в результате, вследствие, в зависимости от, в отношении к, в связи с).

Публицистический стиль характеризуется такими особенностями, как, например: широкое использование слов и словосочетаний с переносным значением для создания подтекста, т.е. выражения внутреннего, подразумеваемого содержания; наличие лексико-фразеологических единиц с оценочным значением, с эмоционально-экспрессивной окраской; распространение бессоюзных сложных предложений; использование различного рода инверсий, т.е. обратного порядка слов с целью их выделения в предложении (типа: Он писатель известный).

Деловой стиль имеет такие особенности, как, например: широкое использование профессиональной терминологии (юридической, финансовой, дипломатической и др.); обилие сложносокращенных наименований учреждений и организаций; строгий порядок слов в предложении; отсутствие вопросительных и побудительных предложений; преобладание пассивных конструкций над активными; широкое использование страдательных причастий и деепричастий, причастных и деепричастных оборотов; частая повторяемость и единообразие языковых средств (наличие шаблонов, стандартов, штампов).

Художественному стилю свойственны следующие отличительные признаки: широкое использование эмоционально-оценочной лексики, производных слов с суффиксами субьективной оценки (уменьшительно-ласкательными, увеличительными, неодобрительными); наличие нелитературной лексики, просторечных слов, диалектизмов; переносное, метафорическое употребление многих общеупотребительных слов; широкое использование эпитетов, сравнений; наличие модальных слов, междометий; наличие окказиональной лексики; частое употребление вопросительных и побудительных предложений; сочетание авторской, повествовательной речи с прямой речью персонажей.

Разговорный стиль отличается от других стилей, особенно от первых трех, такими особенностями, как частое употребление слов с конкретным значением, заметное преобладание глаголов, широкое использование личных глагольных форм, глагольных междометий типа прыг, скок, шасть, личных местоимений, притяжательных прилагательных, избыточность вводных слов, междометных выражений. Для разговорного стиля характерны некоторые языковые особенности, связанные с экономией языковых средств: обилие упрощенных синтаксических конструкций, неполных, незаконченных предложений (ср. такие высказывания пассажиров, записанные в автобусе и на автобусной остановке в Нижнем Новгороде: " – Пассажиры, приобретайте билеты, только вошли"; " – Вас запишут и выдадут бумажку, куда прийти" (т.е. бумажку, на которой будет указано, куда вам необходимо прийти). Разговорному стилю свойственны многие признаки, характеризующие художественный стиль, например: широкое использование эмоционально-оценочных слов, наличие нелитературной лексики, окказионализмов, переносное употребление общеупотребительных слов и др.

XIX век был веком производства, XX век - веком управления, а XXI век по праву называют веком информации. Возрастание информации во всех без исключения сферах деятельности обусловило развитие новой отрасли права - информационного права.

Предметом информационного права выступают общественные отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также отношения, возникающие в сфере управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности.

Из специфики предмета информационного права вытекают его методы , т.е. совокупность способов правового регулирования отношений. Различия правового положения субъектов информационного права, а также разнообразие информационных правоотношений предусматривают применение двух взаимно противоположных базовых метода: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (метод субординации) используется при регулировании отношений власти-подчинения и распространяется в области охраны информации, обеспечения информационной безопасности, защиты сведений, составляющий государственную тайну и др.

Диспозитивный метод (метод координации) основан на равенстве участников отношений, он применяется в процессе заключения соглашений относительно обмена информацией, предоставления информации на платной основе и т.д.

Обозначив предметную область и методы правового регулирования информационного права, перейдем к определению понятия информационного права и основных начал, на которых базируется данная отрасль.

Информационное право - это совокупность правовых норм, регулирующих на комплексной основе область общественных отношений, связанных с поиском, получением, передачей, распространением информации и производных от неё продуктов.

Легальное определение информации закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно ст. 2 указанного Закона информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Из этого определения следует ряд признаков, характеризующих легальную формулу информации:

Во-первых, содержательность информации . Этот признак проявляется через отождествление информации со сведениями, которые выступают некими символами лиц, предметов, фактов, событий, явлений и процессов. Очевидно, что между сведениями и теми объектами, по поводу которых эти сведения возникли, нет взаимно однозначного соответствия. Данные сведения выступают лишь обозначением содержания, полученного из внешнего мира.

Во-вторых, независимость формы представления сведений . Он проявляется через возможность существования сведений о чем-либо в любой воспринимаемой форме: устной, письменной, визуальной, акустической и т. п.

Термин «информация» активно используется как самостоятельно, так и для конструирования ряда родственных, смежных понятий.

Одним из основополагающих понятий в информационной сфере является понятие документированной информации. Под документированной информацией понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержится еще ряд основополагающих понятий, так или иначе связанных с термином «информация».

Информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования.

Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.

Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Приведенные в законе понятия отнюдь не исчерпывают перечня терминов, связанных с информацией. В международном, федеральном и региональном законодательстве содержатся определения других явлений, связанных с информационной тематикой.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Информационные отношения

Итак, в центре нашего внимания отношения, связанные с информацией. Феномен информации существовал во все века, но стал объектом особого внимания только во второй половине ХХ столетия. Это эпоха так называемой научно-технической революции и информационного бума.

В широком смысле слова информация это сведения о фактах, событиях, явлениях, происходящих в живом и неживом мире, как сведения об "отраженном разнообразии".Эта категория скорее философская, нежели правовая. Какой бы категорией не была информация, она уже занимает важное место в науке и обходиться без этого понятия, уже невозможно.

Понятие "информация" и связанные с ней общественные отношения, или "информационные отношения", были в поле зрения отечественной юридической науки еще в 70-е годы прошлого века.

Однако, в тот период правовые проблемы в этой области рассматривались преимущественно в плане автоматизации информационных процессов в сфере управления. В последующие годы, границы интересов правоведов вышли за пределы сферы управления.

Одним из первых явлений, обусловивших формирование информационных отношений и становление информационного права, следует считать применение ЭВМ. В результате применения ЭВМ появилась новая отрасль производства - индустрия информации. Это обеспечило обособление структур, занимающихся различными операциями с исходной информацией (регистрацией, сбором, хранением, обработкой и т.д.), ее агрегированием и созданием (производством) нового продукта. Эта новая отрасль получила статус самостоятельного объекта отношений между людьми.

Обособление различных структур, занимающихся производством информации, ее передачей и распространением на первых этапах их образования вызвало к жизни необходимость установления правового положения вычислительных центров и других организационных формирований, специализирующихся в этой области.

Информационно-вычислительные центры обладали индивидуальной спецификой. К ним нельзя было применить какой-либо традиционный вариант правового статуса, с одной стороны, а с другой, эта специфика выражалась помимо всего прочего еще и в нематериальности продукции их производственной деятельности - информации.

Неопределенность статуса названных нетрадиционных субъектов права и результатов их деятельности, была устранена Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1977 г., распространившим на информационно-вычислительные центры, находящиеся на самостоятельном балансе, действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.

Основные операции с информацией и признаки информационный отношений
Таким образом деятельность по сбору, обработке и передаче информации на базе применения ЭВМ действующим правом была признана производством, а нематериальный результат этой деятельности - информация - продукцией этого производства. Складывающиеся в процессе этого производства отношения получили название "информационных отношений". В основе становления этих отношений, лежит социальный процесс отделения на базе ЭВМ

Производства информации от ее использования. Все операции с информацией, в процессе которых складываются информационные отношения, сводятся к регистрации информации (фиксация ее на соответствующем носителе), сбору и передаче (организация информационного потока), хранению (накоплению и сбережению), обработке (получение из первичных данных необходимой вторичной информации с требуемыми свойствами), анализу и увеличению объема информации, преобразованию информации в соответствии с конкретными задачами)

На более поздних этапах осмысления правового аспекта информационных процессов основной признак информационных отношений (отделение производства информации от ее использования) в работах некоторых правоведов трансформировался в независимость самой информации как объекта информационных отношений от ее использования. Так В. А. Дозорцев отмечает: "Информационные отношения появляются только при условии, что сообщаемые сведения приобретают самостоятельную, независимую от их использования ценность, когда сама информация четко обособляется и именно поэтому как таковая участвует в экономическом обороте".

Наряду с этим бытует широкое (всеобъемлющее) понимание информационных отношений. Один из сторонников такого понимания В.А. Копылов определяет их как "отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

Безоговорочное включение стадии потребления (т.е. использования) информации в понятие информационных отношений представляется спорным, так как на этой стадии начинается другая жизнь информации и складываются другие отношения, о чем мы скажем позже. А пока посмотрим, что же происходит на стадии "производства" информации. Все ли отношения, возникающие на этой стадии, даже если они осуществляются обособленно от процесса использования информации, могут быть отнесены к категории "информационных отношений"?

Посмотрим с этой точки зрения на такую, в частности, проблему, связанную с производством информации, как установление правового режима основы этого производства - программ для ЭВМ и баз данных, формируемых в ходе сбора и обработки информации в автоматизированных информационных системах. Социальный заказ на правовое разрешение данной проблемы был выполнен уже в 1992 г. принятием законов РФ

ЗАКОН РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ"
ЗАКОН РФ от 23.09.1992 N 3526-1 "О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ТОПОЛОГИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ"

Из названий законов видно, что отношения, регулируемые нормами этих законов, лежат в русле традиционных гражданско-правовых отношений. Программы для ЭВМ, базы данных, оригинальные топологии интегральных микросхем отнесены законодателем к объектам авторского права. Соответственно подавляющее большинство норм названных законов относятся к традиционной отрасли гражданского права и его подотрасли - авторскому праву. Вместе с тем эти отношения неизбежно попадают в поле зрения информационного права, так как конечной целью их реализации является производство информации (информационной продукции) и они не зависят от отношений, складывающихся в процессе использования этой информации.

Отношения по поводу доступа к информации
Отношения, складывающиеся по поводу доступа к информации имеют другой (непроизводственный) характер. Различные субъекты могут вступать в отношения, не касаясь вопроса о том, кто является автором этих баз данных и каковы имущественные права держателей (владельцев) этих баз.

В процессе реализации этих отношений возникают следующие правовые вопросы:
1. Является ли запрашиваемая информация общедоступной или она относится к категории информации с ограниченным доступом?
2. Кто имеет право ограничить доступ к этой информации?
3. На каких условиях эта информация может быть предоставлена: на условиях возмездности (т.е. как предмет купли-продажи) или безвозмездно?
4. Кто несет ответственность за достоверность этой информации?
5. В каком порядке можно оспорить отказ в предоставлении информации или возместить ущерб, нанесенный неправомерными действиями владельца информации или ее пользователя?

Все названные правовые вопросы доступа к информации решаются, как правило, независимо от того, где и как будет использоваться такая информация.

В действительности вопросы доступа к информации возникают не только применительно к информации, содержащейся в базах данных автоматизированных систем. Реализация принципа "общество имеет право знать" вынесла эти вопросы за пределы автоматизации информационных процессов. В отечественном законодательстве вопросы доступа к информации нашли отражение в ст. 23, 24, 29, 41, 42 Конституции РФ, в гл. 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", в ряде норм, устанавливающих правила открытого или ограниченного доступа к информации определенного вида. То обстоятельство, что объектом названных отношений является исключительно информация как таковая, а также независимость этих отношений от процесса использования получаемой информации позволяет отнести эти отношения к категории информационных отношений.

Таким образом, помимо отношений, складывающихся в процессе производства информации (информационной продукции), к категории информационных мы относим и отношения, складывающихся в процессе доступа к информации.

Признаки информационных отношений
Итак, подведем итоги рассуждений об информационных отношениях. Чтобы отнести определенные отношения к категории информационных необходимо наличие двух признаков: первый признак , объектом информационных отношений является информация как таковая, независимо от того, в каком виде, на каких носителях она создается. Использование ЭВМ и других средств вычислительной техники не может служить непременным свойством информационных отношений, хотя и влияет существенным образом на их характер.

Второй признак
информационных отношений, это независимость их от отношений, в ходе которых эта информация будет использоваться.

Информационные отношения «второго» рода
В сфере использования информации, за границами ее производства, начинается вторая жизнь информации. На этом этапе, она применяется различными субъектами права для обеспечения своих интересов. В этой второй жизни информация выполняет функции своеобразного информационного ресурса, используемого практически во всех сферах жизнедеятельности общества и его граждан. В этом своем качестве информация используется в разных целях, занимая разное место в тех или иных общественных отношениях, большинство из которых нельзя назвать информационными в чистом виде. Прежде всего это отношения, в которых информация не является первопричиной возникновения отношений или их непосредственным объектом. В данном виде информация лишь сопутствуют определенным отношениям, обеспечивая необходимую эффективность их реализации. Так, например, информация используется
1. в сфере управления в ходе реализации административно-правовых отношений для принятия управленческих решений;
2. в сфере экономики, где возникают разнообразные хозяйственные, финансовые связи и соответствующие им имущественные (гражданско-правовые) отношения;
3. в жизни граждан и
4. во многих других сферах жизнедеятельности общества, где складываются соответствующие отношения, неизбежно сопровождающиеся использованием различного вида информации.

Конечно, далеко не все варианты использования информации отражаются действующим законодательством. Вместе с тем в целом ряде случаев нормы других отраслей права, регулируя определенные общественные отношения, предписывают субъектам этих отношений обязательное получение, применение, предоставление, распространение того или иного вида информации. Содержание и направленность этих норм различна. Например:

1. Ст. 495 Гражданского кодекса РФ устанавливает порядок предоставления покупателю информации о товаре.

2. Ст. 139, 857, 946 ГК РФ устанавливают для соответствующих видов информации категорию ограниченного доступа (служебная, коммерческая, банковская тайны, тайна страхования).

Перечень подобных норм, содержащихся в действующем законодательстве РФ, мог бы составить довольно длинный список. Все эти нормы, относящиеся к разным отраслям законодательства, объединяет то, что в них названы субъекты, на которых возлагается обязанность по предоставлению определенного вида информации и право на ее получение, а также устанавливается определенный порядок реализации этих прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что регулируемым названными нормами отношениям присущи названные ранее признаки информационных отношений:

Во-первых, объектом этих отношений является сама информация (ее предоставление, получение) и, во-вторых, все эти отношения отделены от процессов использования информации (они как бы предшествуют этим процессам).

В отличие от первой группы информационных отношений в приведенных ситуациях информация как таковая не является самоцелью. Ее роль в реализации основных (административных, гражданско-правовых и др.) отношений вторична. Вместе с тем применение, получение, предоставление этой информации неотделимы от этих отношений. Поэтому нормы права устанавливают совершенно определенные и обязательные правила поведения соответствующих субъектов этих отношений в сфере предоставления, получения, передачи, распространения конкретных видов информации.

Таким образом, складывается второй пласт отношений, объектом которых так или иначе является информация. Можно ли назвать эти отношения информационными? Представляется, что можно, с той лишь разницей, что в отличие от первой группы информационных отношений, где информация является первопричиной их возникновения, эти отношения носят вторичный характер, сопровождая или обеспечивая основные отношения. Соответственно этому отношения, называемые нами условно информационными отношениями вторичного характера (второго рода) регулируются как нормами информационного права, так и нормами других отраслей права. При этом долю участия каждой из отраслей права в регулировании этих отношений определить трудно (да практически это и не всегда нужно).

На деле трудно провести грань между обозначенными нами чисто информационными отношениями и информационными отношениями вторичного характера. Такое разграничение, конечно, условно и не исключает возможности (а в перспективе и необходимости) классифицировать информационные отношения по более конкретным признакам:
по тематической направленности информации,
способам ее обработки,
сферам применения и т.д.

Испокон веков люди любят бороться за справедливость. Происходит эта борьба во всех без исключения сферах нашей жизни. Не исключение и среда автомобилистов. Как правило, водитель, нарушив правила, до последнего надеется, что сможет избежать наказания или ищет возможности сделать это наказание минимальным. Попытки договориться давно потеряли актуальность на дороге. И нарушители нередко стали прибегать к методу «Лучшая защита – это нападение», как и в нашем случае.

Испокон веков люди любят бороться за справедливость. Происходит эта борьба во всех без исключения сферах нашей жизни. Не исключение и среда автомобилистов. Как правило, водитель, нарушив правила, до последнего надеется, что сможет избежать наказания или ищет возможности сделать это наказание минимальным. Попытки договориться давно потеряли актуальность на дороге. И нарушители нередко стали прибегать к методу «Лучшая защита – это нападение », как и в нашем случае.

На прошлой неделе пришел мужчина в Ширинскую Госавтоинспекцию с жалобой на действия сотрудников ДПС. Мол, оштрафовали незаконно. Выслушав замечание инспектора, нерадивый водитель с энтузиазмом начал предлагать свою версию и опровержение: «фары были включены, вы не заметили». В жалобе он их обвинил в некомпетентности, в нарушении несения службы и должностных инструкций и т.д. Все эти спорные вопросы было бы сложно разрешить, если бы не одна маленькая, но непобедимая деталь. Все патрульные машины ГИБДД снабжены видеорегистраторами, и то, что вызывает спор между инспектором и водителем, неоспоримо при просмотре видеозаписи.

И потому возникает необходимость обратиться к водителям с напоминанием, что никакие жалобы и заявления не будут рассматриваться голословно, ведь бессмысленно выслушивать мнения сторон, если можно объективно оценить обстановку, проследив ситуацию в видеозаписи. А борцам за справедливость пора задуматься о том, что когда вы пишите в жалобах на сотрудников полиции о их некомпетентности, несоблюдении должностных инструкций или о несправедливой оценке ваших действий на дороге, вы лишь подчеркиваете свою неправоту. Ведь функция видеорегистратора не только в том, чтобы фиксировать действия нарушителей, но и в том, чтобы контролировать правомерность действий сотрудников ГИБДД. И уж, конечно, никому из них не придет в голову оспаривать видеофакты.

Оспаривайте предъявленные вам обвинения только в том случае, если абсолютно уверены, в своей правоте. В противном же случае, извлеките из случившегося урок и проявите бдительность не к стражам дорог, а к себе лично.

Оксана Кравцова

Ст. инспектор ГИБДД МО МВД России «Ширинский »

21 октября, с 8:00 до 17:00 по местному времени, в связи с проведением работ по планировке дорожного покрытия в границах железнодорожного переезда на станции Чульжан, движение автотранспорта через переезд будет затруднено.
19Rus.Ru - НИА Хакасия
18.10.2019 Сегодня, 18 октября, на подъездных путях станции Мана, принадлежащих частному предприятию (не относятся к инфраструктуре ОАО «РЖД»), произошло возгорание вагонов с пиломатериалом.
19Rus.Ru - НИА Хакасия
18.10.2019 Беседы с сельчанами организованы в целях популяризации услуг, оказываемых Госавтоинспекцией в электронном виде.
МВД Республики Хакасия
17.10.2019

управления

безопасностью

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности и он решается по трем направлениям:

1 Совершенствование технических систем и объектов

2. Подготовка персонала

3. Ликвидация последствий – профессиональная и

оперативная.

В последние годы появились квоты на риски , используемые в мировом масштабе. К таким документам можно отнести Киотский протокол, подписанный многими странами и ограничивающий вредные выбросы «парниковых» газов в атмосферу.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат

и получаемых выгод от снижения риска. Рассмотрим основные методы, используемые в управлении

безопасностью. К ним можно отнести четыре –

1.диалектический,

2.системный,

3.синергетика, 4.теория циклов.

Диалектический подход

основан на применении теории и метода познания - диалектики, основоположником которой является Геродот (484-425 д.н.э.), а основные научные категории и законы диалектики сформулированы Гегелем (Георг Вильгельм Фридрих Гегель 27.08.1770 – 14.11.1831). Диалектический подход является всеобщим, изучается в курсе философии и не нуждается в

подробном изложении в рамках данного курса.

Системный подход

базируется на диалектической теории и является прикладной диалектикой. Основным понятием является понятие система.

Очевидно, что можно дать множество определений этого понятия. Мы будем понимать под словом «система» - объективное

единство связанных между собой предметов или явлений, а также знаний о природе и обществе. Упрощенно - система –

комплекс элементов, находящихся во взаимодействии.

Системный подход используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности. В соответствии с ним система не является простой суммой своих элементов, а представляет собой функциональную совокупность, обладающую целостностью и несводимостью к составляющим ее элементам .

Попытки разработать общие принципы системного подхода

были предприняты еще русским врачом, философом и экономистом А.А.Богдановым (1873-1928) в работе

«Всеобщая организационная наука (тектология)». Многие идеи и научные гипотезы этой работы были впоследствии исследованы и подтверждены многими учеными, например, Н.

Винером, У. Росс Эшби, Л. Фон Берталанфи и другими. Основа тектологии – это признание того факта, что целое больше чем

сумма его частей. Чем больше разница целого и суммы частей, тем более оно организовано, системно.

Л. Фон Берталанфи (1901-1972) считается

создателем общей теории систем на основе принципа изоморфизма (одинаковости) законов в различных

областях знаний.

В системном подходе выделяются три направления – системология, системотехника, системный анализ . Важнейшими принципы системного анализа таковы:

1.Процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей 2.Всю проблему надо рассматривать как единое целое 3.Необходим анализ альтернативных путей достижения цели 4.Подцели не должны вступать в конфликт с общей целью.

Что понимается под термином – «цель»?

Это то, чего надо достичь, удовлетворяя требованиям реальности, предметности, количественной определенности, адекватности, эффективности, контролируемости.

Цель следует рассматривать как иерархическое понятие.

Формирование цели – это построение иерархии ее достижения, другими словами, это построение графического дерева от явления к причине. Причины, опасности и цели образуют цепные структуры.

В теории безопасности применяется термин ДОП – «дерево опасностей и причин».

Рассмотрим ДОП, разработанные в трудах космонавта и ученого Г. Т. Берегового применительно к космической технике и космическим летательным аппаратам (КЛА).

Обозначения – 1.1 – отказ в системе ядерной энергетической установки, 1.2 – отказ в ядерной двигательной установке, 1.3 – отказ в системе изотопных анализаторов (измерители уровня топлива, высотомер, дальномер), 2.1- отказ двигательной установки и переход на орбиту, проходящую через радиационный пояс Земли, 2.2 – ошибка при расчете орбиты вне геомагнитного защитного поля Земли, 3.1 – перегрев, 3.2 – переохлаждение, 3.3 – ошибка прогноза солнечной активности, 4.1. – ошибка расчетного времени полета, 4.2 – отказ системы радиационной защиты.