Акты гражданского состояния и их правовое значение. Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость. Список использованной литературы

Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Она заключается во внесении сведений о нем в книгу регистрации актов гражданского состояния 11 Гражданское право. Учебник. /под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К., М., 2000..

Каждая запись совершается в присутствии заявителей (заявителя), прочитывается и подписывается ими и должностным лицом, осуществившим запись, скрепляется печатью.

При этом заявители (заявитель) должны представить документ, удостоверяющий их личность (паспорт, удостоверение личности).

Кроме того, гражданин представляет документы, подтверждающие факт, подлежащий регистрации. При рождении это, как правило, справка медицинского учреждения, в котором находилась мать во время родов. При регистрации смерти это врачебное свидетельство (справка) о смерти.

Если факт смерти устанавливался судом, необходимо решение суда. Когда имеет место расторжение брака в упрощенном порядке (органами ЗАГС) по совместному заявлению супругов, никакие документы не предъявляются.

Другое дело, если брак расторгается этими органами по заявлению одного из супругов.

Ему надо представить: решение суда о признании второго супруга недееспособным или решение суда о признании его безвестно отсутствующим либо выписку из приговора (приговор), подтверждающего осуждение этого супруга на срок не менее 3 лет. Для регистрации усыновления (удочерения) представляется решение суда об установлении усыновления, при установлении отцовства в судебном порядке - решение суда, удовлетворившего заявленный иск. Одни из регистрируемых актов имеют правообразующее значение (рождение, смерть, заключение брака, расторжение брака в упрощенном порядке, установление отцовства по совместному заявлению родителей), другие только удостоверяют то, что произошло (установление отцовства в судебном порядке, усыновление).

Сомнения относительно правомерности вынесенного судом решения, постановления административных органов не являются препятствием для регистрации акта. Но в таких случаях органы ЗАГС вправе уведомить прокурора о необходимости опротестования не соответствующего требованиям закона решения, постановления. После регистрации выдается свидетельство установленной формы. Оно является доказательством регистрации акта.

Выдача каких-либо временных справок о регистрации акта гражданского состояния не разрешается. В случае утраты свидетельства может быть выдано повторное, но только тому лицу, в отношении которого состоялась актовая запись. При регистрации акта гражданского состояния уплачивается государственная пошлина. Сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Актовая запись не может быть произвольно изменена (исправлена, дополнена) 11 Там же..

Органы ЗАГС составляют заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случае, если: в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки; запись акта гражданского состояния произведена без учета правил, установленных законами субъектов РФ; представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией.

Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению.

Дополнение имеет место, когда в актовую запись нужно внести какие-либо новые, дополнительные данные, пропущенные при оформлении регистрации.

Любое из этих изменений допустимо, если, во-первых, имеется достаточно оснований для исправления, дополнения состоявшейся записи, во-вторых, нет спора по этому вопросу между заинтересованными лицами.

При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда. Органы ЗАГС не вправе отказать гражданину, в отношении которого эти записи были составлены, в приеме и рассмотрении его заявления об изменении (исправлении и дополнении) актовой записи. Актовые записи на лиц, не достигших совершеннолетия, изменяются по просьбе их родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, а также других лиц и учреждений, на воспитании которых они находятся. Отказ органа ЗАГС в изменении (исправлении и дополнении) актовой записи может быть обжалован в судебном порядке.

Решение суда, которым будет установлена неправильность актовой записи, ее неполнота, служит основанием для изменения этой записи органом ЗАГС.

Аннулирование записей актов гражданского состояния представляет собой прекращение действия совершенной ранее записи акта гражданского состояния. С момента аннулирования совершенная прежде запись утрачивает правовое значение. Одновременно прекращают свое действие и документы, основанные на аннулированной записи. Выданное на основе аннулированной записи свидетельство подлежит изъятию.

Аннулирование первичной (или восстановительной) записи актов гражданского состояния производится органом ЗАГС по месту хранения записи, подлежащей аннулированию на основании судебного решения.

Под восстановлением актовой записи понимается точное и достоверное ее воспроизведение в первоначальном виде. Проблема восстановления актовой записи возникает в случае утраты документа, если это подтверждается вышестоящим архивом ЗАГС по месту, где находилась утраченная запись. Если ранее восстановление актовой записи производилось самими органами ЗАГС, то теперь оно производится этими органами по месту составления утраченной записи на основании решения суда по заявлению лица, в отношении которого была составлена подлежащая восстановлению запись. Если это лицо умерло, факт регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти устанавливается судом в порядке особого производства. Все действия органов ЗАГС, связанные с восстановлением утраченной актовой записи, могут быть обжалованы в судебном порядке.

В своей деятельности органы гражданского состояния пока руководствуются Законом об актах гражданского состояния. В случаях, предусмотренных этим Законом, при регистрации актов гражданского состояния учитываются нормы, установленные законами субъектов РФ, принятыми в соответствии с Семейным кодексом РФ.

  • 12.Понятие, виды, регистрация и гражданско-правовое значение актов гражданского состояния.
  • 12.Продолжение
  • 13.Понятие и признаки юридического лица. Классификация юридических лиц.
  • 11.Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.
  • 8.Продолжение
  • 9.Случаи и условия ограничения дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным.
  • 14. Правосубъектность юридических лиц. Органы юридических лиц.
  • 15. Индивидуализация юридических лиц. Филиалы и представительства юридических лиц
  • 18. Ликвидация юридического лица. Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц
  • 20. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью как организационно-правовые формы юридических лиц
  • 21. Акционерное общество как организационно-правовая форма юридического лица
  • 22. Производственный кооператив (артель) как организационно-правовая форма юридического лица
  • 19. Полное товарищество и товарищество на вере как организационно-правовые формы юридических лиц
  • 15.Продолжение
  • 16. Способы создания юридических лиц. Порядок государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций в Российской Федерации
  • 17. Реорганизация юридических лиц
  • 23. Унитарное предприятие как организационно-правовая форма юридического лица
  • 24. Понятие и общая характеристика организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных в Гражданском кодексе рф
  • 26. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений
  • 27. Классификация вещей и ее гражданско-правовое значение
  • 28.Продолжение
  • 29. Понятие и виды юридических фактов в гражданском праве
  • 30. Понятие, признаки и виды сделок
  • 27.Продолжение
  • 25. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений
  • 31. Условия действительности сделок
  • 32. Форма сделок. Государственная регистрация сделок и ее значение
  • 33. Понятие и виды недействительных сделок
  • 37. Пределы осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом
  • 38. Представительство в гражданском праве
  • 39. Доверенность
  • 33.Продолжение
  • 34. Правовые последствия недействительности сделок
  • 35. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
  • 36. Принципы осуществления гражданских прав
  • 40. Понятие и формы защиты гражданских прав. Самозащита гражданских права. Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав
  • 41. Понятие и виды государственно-принудительных мер правоохранительного характера
  • 43. Виды гражданско-правовой ответственности
  • 44. Условия гражданско-правовой ответственности
  • 45. Меры гражданско-правовой ответственности
  • 46. Размер гражданско-правовой ответственности
  • 46.Продолжение
  • 47. Понятие, виды и исчисление сроков в гражданском праве
  • 44.Продолжение
  • 41.Продолжение
  • 42. Понятие, особенности и функции гражданско-правовой ответственности
  • 48.Исковая давность
  • 49. Понятие, признаки и виды субъективных вещных прав
  • 51. Понятие и виды первоначальных способов приобретения права собственности
  • 52. Понятие и виды производных способов приобретения права собственности
  • 53. Понятие и виды оснований прекращения права собственности
  • 54. Право частной собственности граждан
  • 54.Продолжение
  • 55. Право частной собственности юридических лиц
  • 56. Право публичной собственности
  • 57. Право общей долевой собственности
  • 49.Продолжение
  • 50. Понятие, содержание и виды права собственности
  • 58. Право общей совместной собственности
  • 59. Понятие и признаки ограниченных вещных прав
  • 61. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
  • 62. Понятие и виды гражданско-правовых способов защиты права собственности. Конкуренция обязательственных и вещных исков
  • 65. Требования к органам публичной власти о защите интересов собственника
  • 66. Гражданско-правовая защита титульного владения
  • 67. Понятие и основные категории наследственного права
  • 67.Продолжение
  • 68. Наследование по завещанию
  • 62.Продолжение
  • 63. Виндикационный иск. Соотношение виндикационных и реституционных требований
  • 64.Негаторный иск
  • 60. Вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника
  • 69. Наследование по закону
  • 71. Охрана наследства и управление им. Оформление наследственных прав
  • 74. Субъекты авторского права
  • 75. Авторские права и их границы
  • 76. Права, смежные с авторскими, и их границы
  • 77. Гражданско-правовая защита авторских прав и прав, смежных с авторскими
  • 78. Понятие, объекты и субъекты патентного права
  • 72. Понятие интеллектуальной собственности. Понятие и виды интеллектуальных прав
  • 70. Принятие наследства и отказ от наследства
  • 79. Порядок получения патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец
  • 80. Патентные права и их границы
  • 81. Защита права авторов и патентообладателей
  • 82. Право на фирменное наименование
  • 84. Право на товарный знак и право на знак обслуживания
  • 84.Продолжение
  • 82.Продолжение
  • 83. Право на коммерческое обозначение
  • 79.Продолжение
  • 85. Право на наименование места происхождения товара
  • 86. Гражданско-правовая защита прав на товарный знак, знак обслуживание и наименование места происхождения товара
  • 88. Понятие и признаки личных неимущественных прав
  • 89. Осуществление и защита личных неимущественных прав
  • 92. Право на имя
  • 93. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации
  • 93.Продолжение
  • 94. Гражданско-правовая охрана неприкосновенности и тайны личной жизни граждан
  • 89.Продолжение
  • 90. Виды личных неимущественных прав
  • 91. Гражданско-правовая охрана индивидуальной свободы граждан
  • 86.Продолжение
  • 87. Право на секрет производства (ноу-хау)
  • 12.Понятие, виды, регистрация и гражданско-правовое значение актов гражданского состояния.

    Статья 3. Акты гражданского состояния

    1. Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

    2. Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

    3. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации.

    Статья 6. Государственная регистрация актов гражданского состояния

    1. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

    2. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

    3. Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются настоящим Федеральным законом. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.

    4. Формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

    Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер.

    5. Делопроизводство в органах записи актов гражданского состояния ведется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. В случае установления субъектом Российской Федерации (республикой) своего государственного языка делопроизводство ведется на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации (республики).

    6. Работник органа записи актов гражданского состояния не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Государственная регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим работником органа записи актов гражданского состояния или в другом органе записи актов гражданского состояния.

    7. Ответственность за правильность государственной регистрации актов гражданского состояния и качество составления записей актов гражданского состояния возлагается на руководителя соответствующего органа записи актов гражданского состояния.

    Статья 7. Запись акта гражданского состояния

    1. Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

    Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

    2. Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах.

    3. Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником органа записи актов гражданского состояния, скреплена печатью органа записи актов гражданского состояния. На печати органа записи актов гражданского состояния изображаются Государственный герб Российской Федерации и написание наименования органа записи актов гражданского состояния на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации (республики).

    4. Первые экземпляры записей актов гражданского состояния (по каждому типу записей актов гражданского состояния отдельно), составленные в пределах года, собираются в хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (актовую книгу). В таком же порядке собираются в актовую книгу вторые экземпляры записей.

    Статья 8. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния

    1. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем органа записи актов гражданского состояния и скрепляется печатью органа записи актов гражданского состояния.

    2. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации.

    Статья 9. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния

    1. В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

    В случае, если первый экземпляр записи акта гражданского состояния не сохранился, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором хранится второй экземпляр записи акта гражданского состояния.

    (абзац введен Федеральным законом от 29.04.2002 N 44-ФЗ)

    2. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:

    лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

    родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;

    родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;

    иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

    3. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:

    родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;

    лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака.

    По просьбе указанных лиц им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.

    4. Лицу, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения.

    1.1. СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

    Рождение, смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, отчества и фамилии подлежат обязательной регистрации в органах ЗАГС. Эти важнейшие события и факты в жизни людей, имеющие юридическое значение, именуются актами гражданского состояния. В совокупности они характеризуют гражданское состояние человека.

    До Великой Октябрьской Социалистической революции регистрация актов гражданского состояния производилась в соответствии с религиозными правилами. При этом производилась соответствующая запись в церковных книгах. Одним из первых декретов Советской власти ведение книг актов гражданского состояния было возложено исключительно на советские органы (Декрет от 18 декабря 1917г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», отменен в 1927г.).

    Гражданское состояние предопределяет комплекс прав и обязанностей, т.е. правовой статус лица. Гражданское состояние человека позволяет индивидуализировать его в среде прочих граждан (указанием на имя, пол, возраст, гражданство), обозначить его семейное положение, раскрыть правоспособность и дееспособность.

    Граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

    Но это не значит, что объем субъективных прав и обязанностей у всех граждан одинаков. Конкретные субъективные права и обязанности граждан возникают с наступлением предусмотренных законом юридических фактов, многие из которых подлежат регистрации в органах ЗАГС. Так, права и обязанности супругов возникают с момента заключения брака, т.е. с момента регистрации брака в органах ЗАГС. Права и обязанности родителей возникают с момента рождения ребенка, а само рождение подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГС. Возраст гражданина определяется датой, указанной в записи о рождении, а с достижением определенного возраста возникает дееспособность гражданина, возможность приобретения ряда прав и создания обязанностей. Таким образом, регистрация актов гражданского состояния в органах ЗАГС имеет важное значение для охраны прав и интересов граждан.

    Как указано выше, акты гражданского состояния по своей правовой природе являются юридическими фактами, подлежащими регистрации в органах ЗАГС.

    Рождение и смерть не зависят от воли людей и относятся к событиям, непосредственно порождающим или прекращающим права и обязанности. Заключение же брака, его расторжение, установление отцовства, усыновление, перемена фамилии, имени, отчества происходят по воле заинтересованных лиц. В этих случаях необходимо совершение определенных юридических действий (подача заявления о желании вступить в брак и т.п.). Например, с рождением ребенка у его родителей возникают права и обязанности по воспитанию и содержанию ребенка. Никаких других действий для возникновения этих субъективных прав не требуется. В то же время у усыновителя соответствующие права возникнут лишь в том случае, если, согласно выраженному им самим желанию, соответствующим органом будет вынесено решение об усыновлении.

    Регистрация рождения, смерти, усыновления, установления отцовства, расторжения брака производятся на основании определенных в законодательстве документов (справки медицинского учреждения о рождении или смерти, копии вступившего в законную силу решения об установлении отцовства, о расторжении брака, решения об усыновлении). Заключение брака, его расторжение, установление отцовства (в случаях, когда развод или установление отцовства производятся непосредственно органами ЗАГС), перемена фамилии, имени, отчества производятся ЗАГСом на основании заявлений заинтересованных лиц. Органы ЗАГС обязаны проверить в этих случаях, соблюдены ли все установленные законом условия. Поэтому сотрудники ЗАГС должны знать, наличие каких обстоятельств необходимо установить для регистрации каждого из названных актов гражданского состояния. Если одно из предусмотренных законом обстоятельств отсутствует, регистрация акта гражданского состояния не производится. Так, нельзя регистрировать установление отцовства, если мать ребенка не согласна на это.

    В предусмотренных законом случаях регистрации в органах ЗАГС придано правообразующее значение, т.е. соответствующие права и обязанности граждан возникают только после регистрации данного события в указанных органах. Такое значение придано регистрации брака, развода и перемены имени, отчества и фамилии. Так, до регистрации брака не возникает прав и обязанностей супругов, поскольку проживающие совместно мужчина и женщина не считаются мужем и женой. Регистрация других актов гражданского состояния носит лишь удостоверительный характер. Так, права и обязанности родителей возникают с момента рождения ребенка, а не с момента регистрации рождения (т.е. совершения удостоверительного действия).

    Термин «регистрация актов гражданского состояния» употребляется в разных значениях.

    Сведения об актах гражданского состояния вносятся в специальные книги органов ЗАГС. Предварительно сотрудники органов ЗАГС проверяют достоверность этих сведений и соблюдение гражданами требований закона. Все это объединяется понятием «регистрация актов гражданского состояния» в узком смысле слова.

    Именно в этом значении употребляется термин «регистрация актов гражданского состояния» в Семейном Кодексе РФ. В зависимости от акта гражданского состояния регистрация отличается некоторыми особенностями. В нормативных актах сгруппированы в самостоятельные статьи или разделы нормы о регистрации рождения, смерти, брака, расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены имени, отчества и фамилии.

    Иногда в течение жизни гражданина возникает необходимость уточнить или дополнить сведения о его гражданском состоянии. Предположим, что в документе о рождении ошибочно указано вместо полного уменьшительное имя ребенка или имя одного из родителей. Такую запись необходимо исправить.

    В тех случаях, когда какие-то необходимые сведения не указаны, запись акта гражданского состояния со временем дополняется органами ЗАГС. В период Великой Отечественной войны архивы некоторых органов ЗАГС были утрачены. Поэтому органы ЗАГС восстанавливают утраченные записи по заявлениям граждан. Если один и тот же акт гражданского состояния зарегистрирован дважды, повторная запись аннулируется органами ЗАГС. Все эти действия органов ЗАГС, включая и первичный учет, иногда объединяются общим термином «регистрация актов гражданского состояния» в широком смысле слова.

    Регистрация актов гражданского состояния в широком смысле слова объединяет:

    1) регистрацию (первичный учет);

    2) изменение, исправление и дополнение записей;

    3) восстановление записей;

    4) аннулирование записей.

    Каждое из указанных производств регулируется специальными нормами.

    Регистрация актов гражданского состояния, как видно из сказанного выше, производится как в государственных и общественных интересах, так и с целью охраны личных и имущественных прав граждан. Этим и обусловлено признание важности документов органов ЗАГС как бесспорных доказательств, необходимых для защиты прав и интересов граждан.


    Выплаты - в размере 40% величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ; во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере 20% указанного минимума. Таким образом, в целом система правового регулирования в сфере социальной защиты ограниченно способных лиц, лиц с семейными обязанностями, пенсионеров, детей и подростков, безработных нуждается в совершенствовании. В период с 1993 г. принято...

    Сферами жизни общества являются материальнопроизводственная, социальная, политическая и духовная". Рассмотренные теоретикометодологические положения позволяют осветить основные компоненты системы социально-правовой защиты семьи в современном обществе, а также показать системное содержание официальной политики политики социально-правовой защиты, которую проводят государственные и муниципальные...

    С принятием нового ГК РФ (первой его части) регулирование отношений, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, было отнесено к компетенции гражданского законодательства . Ранее эти вопросы регулировались КоБС РСФСР (1969 г.).

    Общие положения, относящиеся к регистрации актов гражданского состояния, содержатся в ст. 47 ГК РФ. Определение органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, порядка регистрации этих актов, порядка изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, форм актовых книг и свидетельств, а также порядка и сроков хранения актовых книг отнесено ст. 47 ГК (п. 4) к компетенции отдельного закона об актах гражданского состояния. Такой закон был принят и вступил в силу - Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ.

    Акты гражданского состояния

    Акты гражданского состояния - основные события в жизни человека - подлежат обязательной регистрации от имени государства в органах загса. Их перечень установлен п. 1 ст. 47 ГК РФ. Он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Государственной регистрации подлежат:

    • рождение,
    • заключение брака,
    • расторжение брака,
    • усыновление (удочерение),
    • установление отцовства,
    • перемена имени (собственно имени, фамилии и отчества - ст. 19 ГК РФ),
    • смерть гражданина .

    Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных и имущественных прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей. Так, с рождением ребенка у его родителей возникают родительские права и обязанности, обязанности по содержанию; со смертью человека возникают наследственные права в отношении его имущества, право на пенсию у его несовершеннолетних детей и т.п.

    Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место и когда они произошли. В некоторых случаях закон придает акту регистрации правообразующее (правопрекращающее) значение, т.е. устанавливает, что соответствующие права и обязанности возникают или прекращаются лишь с момента регистрации акта гражданского состояния. Такое значение придано регистрации заключения брака (ст. 10 СК РФ) и расторжения брака (при его расторжении в органах загса - ст. 25 СК РФ).

    Регистрация актов гражданского состояния производится и в государственных интересах; для того, чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.). Эти данные необходимы для разработки научно обоснованных прогнозов экономического и социального развития страны.

    Государственная регистрация актов гражданского состояния производится территориальными органами записи актов гражданского состояния, образованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации . Акты гражданского состояния граждан России, проживающих за границей, регистрируются консульскими учреждениями Российской Федерации.

    Признаются действительными акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса (например, во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях). Они приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах загса, и не требуют последующей государственной регистрации.

    Государственная регистрация актов гражданского состояния

    Государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется посредством составления двух идентичных экземпляров записи акта гражданского состояния на бланке соответствующей формы, куда включаются необходимые сведения о гражданине и о самом акте гражданского состояния. На основании составленной записи гражданам выдается на руки свидетельство - документ, удостоверяющий факт государственной регистрации акта гражданского состояния. Бланки свидетельств выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер.

    Какие конкретно сведения должны быть внесены в ту или иную запись акта гражданского состояния (о рождении, о заключении брака и др.), а также в соответствующие свидетельства, установлено в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния», а формы бланков этих документов утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. № 709.

    Первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния (по каждому типу записей отдельно), составленные в пределах календарного года, формируются в хронологическом порядке в книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги). Срок хранение актовых книг - 75 лет со дня составления записей актов гражданского состояния, по истечении которого они передаются в государственные архивы. Первые экземпляры актовых книг хранятся в органах загса по месту их составления, вторые - в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации , в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе.

    Для составления записи акта гражданского состояния гражданами должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния (например, справка установленной формы о рождении или смерти, совместное заявление отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке, об установлении отцовства или решение суда об установлении отцовства и др.), а также документ, удостоверяющий личность заявителя.

    Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником, скреплена печатью органа загса. Ответственность за правильность государственной регистрации акта гражданского состояния и качество составления записи возлагается на руководителя соответствующего органа загса.

    Сведения, ставшие известными работнику органа загса в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Орган загса вправе сообщить эти сведения только по запросу суда (судьи), органов прокуратуры , дознания или следствия либо Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

    Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе, или в суд.

    Изменения или исправления в записи актов гражданского состояния

    Изменения или исправления в записи актов гражданского состояния вносятся органом загса по заявлению заинтересованных лиц (например, когда при совершении записи допущены ошибки: искажения, пропуск сведений и т.п.), на основании решения суда (например, на основании решения суда об исключении сведений об отце ребенка при оспаривании отцовства), на основании решений административных органов (например, решения органа опеки и попечительства об изменении имени или фамилии ребенка - ст. 59 СК), на основании других составленных записей актов гражданского состояния (например, в запись акта о рождении вносятся изменения на основании записи об установлении отцовства или об усыновлении).

    Отказ органа загса внести в запись актов гражданского состояния изменения или исправления может быть обжалован в суд, и необходимые исправления или изменения будут внесены уже по решению суда. Только на основании судебного решения вносятся исправления или изменения в запись актов гражданского состояния при наличии спора между заинтересованными сторонами.

    При утрате свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния гражданину по его просьбе может быть выдано органом загса повторное свидетельство на основании записи акта гражданского состояния, находящейся на хранении в органах загса. Сама утраченная запись акта гражданского состояния может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации соответствующего акта гражданского состояния (ст. 247 ГПК). Основанием для обращения в суд является сообщение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации , в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе, об отсутствии первичной (или восстановленной) записи акта гражданского состояния. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния гражданину выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись восстановлена.

    Аннулирование записей актов гражданского состояния

    Аннулирование записей актов гражданского состояния производится органом загса по месту хранения этих записей актов гражданского состояния на основании решения суда : о признании брака недействительным; об отмене судебного решения о расторжении брака; об отмене решения суда об объявлении гражданина умершим и др. С момента аннулирования запись акта гражданского состояния утрачивает свое правовое значение. Прекращает свое действие и свидетельство, которое было выдано на основании этой записи.

    За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождение от уплаты) которой определяется Законом РФ «О государственной пошлине».

    Особенности порядка регистрации актов гражданского состояния, связанных с семейно-правовым статусом гражданина, отражены в предшествующих главах учебника.

    Актами гражданского состояния признаются такие юридические факты, которые определяют гражданское и гражданско-правовое состояние положения граждан и имеют юридическое значение.

    Закон выделяет следующие группы актов гражданского состояния:

    юридические факты, которые признаются актами гражданского состояния независимо от регистрации в установленном законом порядке (рождение и смерть человека);

    юридические факты, которые признаются актами гражданского состояния только в случае их регистрации (заключение и расторжение брака, изменение имени).

    ^ Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (ЗАГСами), состоящими при органах местного самоуправления, путем внесения юридического факта в соответствующие актовые книги и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Данные свидетельства удостоверяют факт государственной регистрации произведенного акта гражданского состояния.

    Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

    1.рождение;

    2.заключение брака;

    3.расторжение брака;

    4.усыновление (удочерение);

    5.установление отцовства;

    6.изменение имени;

    Аннулирование, восстановление записей актов гражданского состояния, внесение в них изменений производятся по решению суда.

    Исправления или изменения в запись акта гражданского состояния могут быть внесены на основании заключения органа загса. Это возможно, в частности, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографическое ошибки.

    1. Безвестное отсутствие - это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось получить сведений о месте его пребывания.

    Закон требует наличия трех условий для признания гражданина безвестно отсутствующим:

    ● отсутствие сведений о месте его фактического пребывания по месту его постоянного жительства;

    ● достаточно продолжительный период отсутствия таких сведений;

    ● невозможность получения этих сведений.

    Периодом, достаточным для постановки перед судом вопроса о признании безвестного отсутствия, закон считает один год, считая от дня получения последних сведений об отсутствующем (ст. 42 ГК РФ).

    Заявление о признании лица безвестно отсутствующим принимается судом от любых заинтересованных лиц, нуждающихся в таком признании для защиты нарушенного или оспариваемого права, или законного интереса. Подается такое заявление в суд по месту жительства заявителя и подлежит рассмотрению при обязательном участии прокурора. При подготовке дела к судебному разбирательству судья обязан выяснить круг лиц (родственников, сослуживцев и др.), способных дать сведения об отсутствующем, а также запросить соответствующие организации (органы милиции, муниципальные органы, жилищно-эксплуатационные организации и др.) по месту последнего жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях.

    Судья также вправе, по принятии заявления о признании безвестно отсутствующим, назначить опекуна для охраны имущества отсутствующего.

    Наличие данных о том, что отсутствующее лицо умышленно скрывается от заинтересованных лиц, например, с целью уклонения от уплаты алиментов либо с целью укрыться от уголовного преследования, служит безусловным препятствием для вынесения решения о признании лица безвестно отсутствующим.

    Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, является основанием для назначения опеки над его имуществом. Назначение совершает орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. Он определяет лицо, которому передается имущество отсутствующего; полномочия названного лица в отношении этого имущества определяются договором о доверительном управлении, заключаемым между упомянутым лицом и органом опеки и попечительства (п. 1 ст. 43 ГК РФ).

    Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, состоят в следующем:

    ● суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим;

    ● судебное решение о такой отмене служит основанием для отмены доверительного управления имуществом этого гражданина (ст. 44 ГК РФ).

    Таким образом, явка или обнаружение приводят к отпадению последствий признания лица безвестно отсутствующим.

    Объявление лица умершим. Признание лица безвестно отсутствующим не полностью устраняет юридическую неопределенность, обусловленную его отсутствием в месте жительства. В ряде правоотношений он продолжает считаться участником, и это требует дальнейших шагов по ликвидации указанной неопределенности.

    Имеющиеся в гражданском законодательстве нормы исходят на этот счет из того, что продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить его местопребывание служат основанием к предположению о его смерти. Юридические последствия такого предположения наступают только после установления в надлежащем порядке фактов, его порождающих.

    В соответствии с законом гражданин может быть объявлен умершим при условии, что:

    1) объявление производится только судом, и только после установления отсутствия сведений о месте его пребывания в продолжении пяти лет (п. 1 ст. 54 ГК РФ), а в определенных случаях - шести месяцев; сокращенный срок отсутствия сведений о гражданине предусмотрен для случаев, когда он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предположить его гибель от определенного несчастного случая (кораблекрушения, землетрясения и т.п.);

    2) отсутствие сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить, жив ли он, несмотря на все принятые меры;

    3) у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию; если он умышленно скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о его смерти. Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие граждане могут быть в установленном порядке объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ).

    К числу оснований объявления лица умершим закон не относит признание лица безвестно отсутствующим. Это значит, что такое объявление может быть произведено и без предварительного признания его отсутствующим.

    · Уяснение последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того, что:

    ● наступает прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам, принявшим наследство (исключая такие, которые связаны с его личностью либо требуют его личного участия для их осуществления);

    ● объявление лица умершим приравнивается к его смерти, однако не тождественно ей, так как не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ).

    Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны, и права и обязанности, приобретенные по таким сделкам, не затрагиваются решением суда об объявлении его умершим.

    Равным образом явка объявленного умершим не требует восстановления его правоспособности, так как он ее не утрачивал.

    · Последствия такой явки состоят в следующем:

    ● подлежит отмене решение суда об объявлении его умершим;

    ● независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (исключая деньги и ценные бумаги, которые не подлежат истребованию от добросовестного приобретателя);

    ● лица, возмездно приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых; при невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст. 46 ГК РФ).

    2. Дочерние и аффилированные юридические лица - понятие, правовой статус.

    Дочерним признается хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК; п. 2 ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах»; п. 2 ст. 6 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

    В силу этого взаимоотношения двух компаний могут быть признаны взаимоотношениями «материнской» и дочерней компаний при наличии одного из трех условий.

    Во-первых, при наличии преобладающего участия одной компании в уставном капитале другой, что дает ей возможность оказывать влияние на решения, принимаемые последней. Закон не требует при этом наличия контрольного пакета акций (например, 50% плюс одна акция) или долей участия, поскольку преобладание - вопрос оценочный. Может сложиться ситуация, когда в акционерном обществе с большим количеством акционеров для контроля может оказаться достаточным и 5% акций.

    Во-вторых, возможно наличие договора о подчинении одной компании указаниям другой, например, в виде соглашения с управляющей компанией, которой передаются полномочия исполнительного органа общества.

    В-третьих, имеется в виду любая иная возможность одной компании определять решения другой компании.

    Дочернее общество не является какой-либо особой организационно-правовой формой или разновидностью хозяйственных обществ. Всякое хозяйственное общество может быть признано дочерним при наличии хотя бы одной из названных выше ситуаций, в том числе только в отношении конкретной сделки.

    Последствия признания общества дочерним следующие:

    Общество, которое вправе давать дочернему обществу обязательные указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний;

    При доказанности вины основного общества в банкротстве дочернего возникает его субсидиарная ответственность перед кредиторами го общества. Дочернее же общество ни при каких условиях не отвечает по долгам основного.

    Аффилированные лица – это лица (физические и/или юридические), которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые по вопросам деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица.

    Понятие «аффилированные лица» определено Законом РСФР № 948-1 от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

    К аффилированным лицам юридического лица относятся:

    Члены его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления;

    Члены его коллегиального исполнительного органа или лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа;

    Лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

    Другие юридические лица, в которых данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

    Для юридического лица - участника финансово-промышленной группы, аффилированными лицами являются также:

    Члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления других участников этой финансово-промышленной группы;

    Коллегиальных исполнительных органов, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов других участников этой финансово-промышленной группы.

    18.
    Потребительский кооператив, особенности правового статуса.

    Потребительские кооперативы, создаются на основе имущественных паевых взносов членов (юридических и физических лиц) для удовлетворения потребностей членов в товарах и услугах - например, гаражные, дачные и жилищные кооперативы. Существуют также обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, кредитные, страховые и иные кооперативы. Их правовое положение определяется ст. 116 ГК, Законом о потребительской кооперации, ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с послед. изм. и доп.) и от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (с послед. изм. и доп.).
    Потребительский кооператив является организацией, основанной на членстве. Его имущество формируется за счет паевых взносов его членов и доходов от собственной деятельности. Эти средства являются собственностью самого юридического лица, а не его членов.

    Потребительские кооперативы обладают многими чертами коммерческих организаций, в частности могут осуществлять предпринимательскую деятельность (если это предусмотрено уставом) и даже распределять полученные от такой деятельности доходы между членами.

    Устав кооператива устанавливает, в частности: сроки деятельности, порядок и условия вступления в кооператив и выхода из него; условия и размеры образования неделимых и иных фондов; характер и порядок личного трудового участия в деятельности потребительского кооператива и субсидиарной ответственности членов; ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию; порядок вступления и выхода из кооператива.

    Высшим органом управления является общее собрание членов или уполномоченных, на котором каждый член имеет один голос (п. 5 ст. 18 Закона о потребительской кооперации). Собрание вправе принимать к рассмотрению и решать любые вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе отменять решения совета кооператива и правления. В период между общими собраниями потребительского кооператива управление в потребительском кооперативе осуществляет совет, который является представительным органом.

    Исполнительным органом потребительского кооператива выступает председатель кооператива (председатель правления). Возможно формирование и коллегиального исполнительного органа - правления. Председатель правления действует от имени кооператива без доверенности (с учетом ограничений, установленных законодательством, уставом и иными внутренними документами кооператива).

    2. Понятие юридического лица, его правосубъектность.
    Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде.

    Цели создания: централизация и обособление имущества для участия им в гражданском обороте; уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной ответственности юридического лица по своим обязательствам; обеспечение интересов кредиторов за счет уставного капитала

    Признаки юридического лица:

    Организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для управления юридическим лицом для достижения целей его деятельности.

    Имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Должно иметь самостоятельный баланс или смету;

    Самостоятельная имущественная ответственность. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых собственником, - ст. 120 ГК).

    Возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде.

    Правоспособность - это способность иметь права и нести обязанности. Правоспособность юридического лица совпадает с его дееспособностью. Она возникает с момента регистрации юридического лица и прекращается в момент регистрации его прекращения.

    Виды правоспособности юридических лиц:

    Специальная правоспособность. - может иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (некоммерческие организации и унитарные предприятия);
    общая правоспособность, предполагающая возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы).
    Отдельными видами деятельности, перечень которых определен Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридические лица могут заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии).

    Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности через свои органы, структура и компетенция которых определены в учредительных документах. Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения представительства и филиалы.

    Юридическое лицо может быть ограничено в своих правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Такое ограничение может быть обжаловано в суде (п. 2 ст. 49 ГК).
    По целям деятельности юридические лица делятся на: коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК). Различия между ними:

    Основная цель коммерческих организаций - извлечение прибыли, некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы;

    Прибыль коммерческих организаций делится между их участниками, а прибыль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;

    Коммерческие организации обладают общей правоспособностью, а некоммерческие - специальной,

    Коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие - в формах, предусмотренных ГК Российской Федерации и другими законами.

    В зависимости от характера прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество юридические лица делятся на те, в отношении которых их учредители (участники) имеют:

    Вещные права (унитарные предприятия и учреждения);

    Обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);

    Не имеют никаких прав (фонды, общественные объединения).

    По субъектному составу учредителей юридические лица делятся на:

    Корпорации, создаваемые несколькими лицами и имеющие членство;

    Учреждения - организации, не имеющие членства.

    19.
    Понятие и виды вещей.

    Вещи как объекты гражданских прав

    Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара.

    Вещи в юридическом смысле - не обязательно твердые тела. К числу вещей в гражданском праве относятся различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведенных или добытых человеческим трудом и потому ставших товаром (электроэнергия, нефть, газ и т.п.). Правовой режим вещей (имущества) применяется к животным (ст. 137 ГК), хотя в качестве живых существ их нельзя признать вещами в строгом смысле слова.
    Вещи являются результатами труда, имеющими в силу этого определенную материальную (экономическую) ценность. Так, объектом гражданских прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии (хотя время от времени предпринимаются законодательные попытки объявить его таковым). Иное дело - воздух или его составные части, измененные либо обособленные под воздействием труда человека (нагретый воздух - пар, «сжиженный воздух» - газ, «сжатый воздух» с помощью компрессора и т.д.). Они становятся товаром и объектом гражданского оборота.
    Исключение в этом отношении составляют земля и другие природные ресурсы, которые, как правило, не являются результатами труда (если не считать специально улучшенных, например мелиорированных, земель или искусственных лесопосадок). Эти объекты так или иначе тоже вовлекаются в товарный оборот, хотя именно отсутствие у них свойств, присущих результатам чьего-то труда, а также их естественная ограниченность дают основания для предложений об установлении для них особого правового режима (типа никому не принадлежащего «объекта достояния народа»). В качестве объектов гражданских правоотношений земельные участки (а также участки недр и обособленные водные объекты) тоже относятся к категории вещей.

    Вещи становятся объектами права собственности и других вещных прав. Ряд обязательственных отношений также связан с вещами, имея их объектом соответствующих действий обязанной стороны (должника), например в обязательствах купли-продажи, аренды, подряда, хранения, перевозки грузов, причинения вреда имуществу.

    Однако понятие вещей в гражданском праве не безгранично - не являются вещами:

    входящие в состав имущества права требования и пользования («бестелесное имущество»), в том числе
    безналичные деньги и «бездокументарные ценные бумаги», а также
    «интеллектуальная собственность».
    Классификация вещей (виды вещей)

    1) по индивидуальной определенности:
    -индивидуально-определенные;
    -родовые вещи (вещи, определяемые родовыми признаками).
    2) по сохранению потребительских свойств в процессе использования:
    -потребляемые;
    -не потребляемые.
    3) по возможности физического раздела вещи на части:
    -делимые;
    -неделимые.
    4) сложные вещи.
    5) главная вещь и ее принадлежность.
    6) по происхождению:
    -вещи, созданные трудом человека;
    -вещи, созданные природой (т.е. имеющие естественное происхождение).
    7) в зависимости от способа получения прироста имущества:
    -плоды;
    -продукция;
    -доходы.
    8) по оборотоспособности:
    -разрешенные в обороте;
    -ограниченные в обороте;
    -изъятые из оборота.
    9) по необходимости регистрации прав:
    -движимые;
    -недвижимые («по природе»; «в силу закона»).

    2. Юридические лица. Понятие, признаки, виды.

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    На основании определения, можно выделить признаки. Присущие юридическому лицу:

    1) Организационное единство – предполагает, что юридическое лицо выступает в гражданско-правовых отношениях как единое целое. Юридическое лицо имеет четкую устойчивую структуру, закрепленную в учредительных документах. Деятельность всех структурных подразделений юридического лица подчинена руководящим органам, которые формируют и выражают волю юридического лица вовне.
    2) Имущественная обособленность означает, что юридическому лицу принадлежит имущество на каком-либо вещном праве: праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления. Данное имущество обособлено от имущества учредителей юридического лица, что оформляется наличием самостоятельного баланса или сметы.
    3) Самостоятельная гражданско-правовая ответственность – заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает лично всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключением могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.
    4) Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, в том числе заключать гражданско-правовые договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Виды юридических лиц.

    Доминирующее подразделение юридических лиц приобрели коммерческие организации (ст. 66 – 115 ГК РФ) – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они включают три основных разновидности:
    a) хозяйственные товарищества и общества;
    b) производственные кооперативы;
    c) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Все остальные организации, наделяемые гражданской правосубъектностью (кроме публичных образований), приобрели в гражданском законодательстве название некоммерческие, т.е. организаций, не имеющих в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющих сою прибыль (доходы) между членами и участниками организации.

    Различный характер прав участников в отношении имущества подразделяет юридические лица на:

    1) на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения);

    2) в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации);

    3) в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации).

    В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество может различать юридические лица, обладающие правом оперативного управления (учреждения и казенные предприятия), правом хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных) и собственности.

    Хозяйственные товарищества и общества:

    Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные товарищества, коммандитные товарищества (на вере).

    Некоммерческие организации:

    Учреждения, религиозные организации, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), фонды, потребительские кооперативы и иные организации.

    20.
    Создание юридических лиц: способы и порядок

    Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц:

    ●Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным), он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица.
    ●Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).
    В качестве учредителей юридического лица могут выступать:

    Их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
    собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
    иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
    Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам:

    подготовка учредительных документов в письменной форме и их представление заинтересованными лицами в регистрирующий орган;
    государственная регистрация юридического лица (ст. 51, 52 ГК).
    Редакция и смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК (с учетом абз. 3 п. 1 ст. 52) позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют на основании устава, а в оговоренных законом случаях - на основании учредительного договора и устава либо только учредительного договора.

    Государственная регистрация юридических лиц

    Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений

    о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц,
    о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей,
    иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 ФЗ Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
    С момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК) во всех случаях

    юридическое лицо считается созданным;
    возникает правоспособность юридического лица.
    Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Государственная регистрация юридического лица осуществляется

    по месту нахождения указанного в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа,
    по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности - в случае отсутствия такого исполнительного органа.
    Государственной регистрации также подлежат все изменения его статуса:

    состав учредителей или участников;
    состав органов юридического лица;
    изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.
    Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать предоставления иных документов закон запрещает. Регистрация должна проводиться в срок не более 5 рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган.

    Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например, из-за «отсутствия целесообразности». При этом решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

    Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, порядок .
    При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме - в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, - его правопреемникам. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

    1. слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;
    2. присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;
    3. разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;
    4. выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;
    5. преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

    Как правило, реорганизация осуществляется по инициативе самих учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного законом или учредительными документами на принятие решения о реорганизации - добровольная реорганизация.

    Однако в предусмотренных законом случаях производится и принудительная реорганизация в форме разделения или выделения, которая осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или суда. Обязанность осуществить реорганизацию возлагается на учредителей. В случае, если они этого не сделают в установленный срок, полномочия по реорганизации возлагаются судом на назначаемого им в этих целях внешнего управляющего (п. 2 ст. 57 ГК).
    Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации в органы ФНС РФ.

    Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд гарантий прав кредиторов при реорганизации.

    1. Прежде всего, на субъекты, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).

    2. Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут нести солидарную ответственность (п. 3 ст. 60 ГК).
    Организация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

    2. Общество с ограниченной ответственностью - понятие, особенности создания, органы управления, права и обязанности участника.
    ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (ДАЛЕЕ - ОБЩЕСТВО)признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

    Особенности:

    1) Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

    2) Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

    3) Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.