Администрация муниципального образования восточное городское поселение омутнинского района кировской области. Администрация муниципального образования восточное городское поселение омутнинского района кировской области Как депутаты пользуются льготами

ГОРОДА МОСКВЫ

О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского
муниципального образования в городе Москве

(с изменениями на 19 декабря 2007 года)

Утратил силу с 26 декабря 2009 года на основании
закона города Москвы от 25 ноября 2009 года N 9
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 38-39, 30.03.2006);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 1, 09.01.2008).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон определяет правовое положение депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве, устанавливает основные гарантии депутатской деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Депутат муниципального Собрания внутригородского муниципального образования

1. Депутат муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - депутат) - лицо, избранное населением муниципального образования в городе Москве (далее - муниципальное образование) в муниципальное Собрание на выборах на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования.

2. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе в соответствии с уставом муниципального образования могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности муниципального Собрания (часть в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13 .

3. Депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа иного субъекта Российской Федерации, депутатом, выборным должностным лицом органа местного самоуправления в ином муниципальном образовании, а также замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Статья 2. Правовые основы статуса депутата

Статус депутата устанавливается в соответствии с , федеральными законами, Уставом города Москвы , настоящим Законом, иными законами города Москвы, уставом муниципального образования.

Статья 3. Срок полномочий депутата

1. Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

2. Изменение установленного срока полномочий депутата в течение текущего срока полномочий не допускается.

3. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы муниципального Собрания нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных в статье 4 настоящего Закона.

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата

1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:

1) письменного заявления о сложении своих полномочий;

2) смерти;

3) признания судом безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

7) отзыва избирателями;

8) досрочного прекращения полномочий муниципального Собрания;

9) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

10) иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

2. Досрочное прекращение полномочий депутата по основаниям, предусмотренным пунктами 1-7, 9 части 1 настоящей статьи оформляется решением избирательной комиссии муниципального образования, в котором определяется день прекращения полномочий депутата.

3. Полномочия депутата в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 настоящей статьи, прекращаются со дня досрочного прекращения полномочий муниципального Собрания.
(Статья в редакции, введенной в действие с 20 января 2008 года Законом Москвы от 19 декабря 2007 года N 50

Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата

1. Депутат имеет удостоверение об избрании депутатом муниципального Собрания, подтверждающее его личность и полномочия, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.

2. Удостоверение выдается депутату комиссией, проводившей выборы, в порядке, предусмотренном Законом города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы" .

3. Депутат может иметь нагрудный знак депутата муниципального Собрания. Положение о нагрудном знаке депутата утверждается муниципальным Собранием.

Статья 6. Формы деятельности депутата

1. Депутат осуществляет свою деятельность в следующих формах:

1) участие в заседаниях муниципального Собрания;

2) участие в работе комиссий муниципального Собрания;

3) обращение к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественным объединениям по вопросам, отнесенным законами города Москвы к предметам ведения муниципальных образований;

4) внесение депутатского запроса;

5) участие в разработке проектов правовых актов муниципального образования, принимаемых муниципальным Собранием;

6) участие в разработке проектов законов города Москвы, вносимых муниципальным Собранием в Московскую городскую Думу в порядке законодательной инициативы;

7) встречи с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления;

8) участие в организации и проведении местных референдумов, публичных слушаний, собраний, конференций и опросов граждан;

9) участие в организации территориального общественного самоуправления.

2. Депутат может осуществлять свою деятельность и в других формах, предусмотренных уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы.

Глава 2. Права и обязанности депутата муниципального Собрания

Статья 7. Участие депутата в заседаниях муниципального Собрания

1. Депутат лично участвует в заседаниях муниципального Собрания.

2. Депутат своевременно информируется о времени и месте проведения заседаний муниципального Собрания, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.

3. Депутат имеет право:

1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в муниципальном Собрании;

2) высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых муниципальным Собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых муниципальным Собранием;

3) предлагать вопросы для рассмотрения муниципальным Собранием;

4) вносить проекты правовых актов муниципального Собрания для рассмотрения на его заседаниях;

5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам муниципального Собрания;

6) вносить предложения о заслушивании на заседании муниципального Собрания внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного муниципальному Собранию;

7) участвовать в прениях в установленном порядке;

8) оглашать на заседаниях муниципального Собрания обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение.

Статья 8. Участие депутата в работе комиссий муниципального Собрания

1. Депутат принимает личное участие в работе постоянных и временных комиссий муниципального Собрания, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений.

2. Депутат может принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

Статья 9. Право депутата на прием в первоочередном порядке

По вопросам своей деятельности депутат на территории соответствующего муниципального образования пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы, руководителями органов управления общественных объединений.

Статья 10. Право депутата на получение и распространение информации

1. Депутат имеет право на получение от органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, соответствующих должностных лиц и руководителей информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся государственной или иной охраняемой законом тайной.

2. Информация, на распространение которой федеральными законами установлены ограничения, предоставляется депутату по письменному обращению в порядке, установленном федеральными законами. Информация, отнесенная в соответствии с федеральными законами к государственной тайне, предоставляется депутату при наличии у него соответствующего допуска.

Статья 11. Рассмотрение обращений депутатов

1. Депутат вправе устно или письменно обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам депутатской деятельности.

2. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, их должностные лица и руководители, к которым депутат обратился по вопросам депутатской деятельности, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы или сведения в 15-дневный срок со дня получения обращения, если оно не требует дополнительного изучения или проверки.

3. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения вопросов, изложенных в обращении депутата, должностные лица и руководители, указанные в части 2 настоящей статьи, должны сообщить об этом депутату в 15-дневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ на обращение депутата в письменной форме направляется не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором обращения срок (часть в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13 .

4. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов.

Статья 12. Депутатский запрос

1. Депутат или группа депутатов имеют право обращаться с депутатским запросом к органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления, в организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения по вопросам, входящим в компетенцию муниципального Собрания, и вопросам местного значения своей депутатской деятельности (часть в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13 .

2. Депутатский запрос представляется на заседании муниципального Собрания в письменной форме. Оформление депутатского запроса производится в соответствии с регламентом муниципального Собрания. Орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, дает ответ на него в устной форме (на заседании муниципального Собрания) или в письменной форме в 15-дневный срок со дня получения депутатского запроса. Депутатский запрос, не содержащий сведений о дате преставления депутатского запроса на заседании муниципального Собрания, рассматривается в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13 .

3. Депутатский запрос и ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен депутатский запрос, на заседании муниципального Собрания.

Статья 13. Обязанности депутата

1. Депутат обязан:

1) руководствоваться Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, Уставом города Москвы , законами города Москвы, уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами муниципального образования;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) регулярно, не реже 1 раза в месяц, вести прием избирателей;

4) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции;

5) отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год;

6) соблюдать ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата;

7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий депутата.

2. Депутат выполняет иные обязанности, возложенные на него федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования и иными правовыми актами муниципального образования.

Глава 3. Основные гарантии депутатской деятельности

Статья 14. Гарантии депутату при осуществлении им своих полномочий

1. Расходы на обеспечение деятельности муниципального Собрания предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете.

2. Привлечение депутата муниципального Собрания к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, производится в соответствии с федеральными законами. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Прокурором города Москвы.

3. Гарантии прав депутатов муниципального Собрания при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов муниципального Собрания, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Статья 15. Социальные гарантии депутата

Депутату предоставляется право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, в том числе автобусом от города Москвы до города Зеленограда и от города Зеленограда до города Москвы, кроме такси. Порядок реализации депутатом права бесплатного проезда устанавливается муниципальным Собранием.

Статья 15.1. Оплата труда депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Размеры и условия оплаты труда депутата устанавливаются муниципальным Собранием самостоятельно.

2. В случае если в муниципальном образовании уровень расчетной бюджетной обеспеченности является основанием для предоставления дотаций, оплата труда депутата осуществляется в виде ежемесячного денежного вознаграждения и устанавливается в размере, не превышающем 70 процентов ежемесячного денежного вознаграждения Руководителя муниципального образования.
(Статья дополнительно включена с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13)

Статья 16. Ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата

1. Депутат не вправе:

1) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения), связанные с осуществлением полномочий депутата;

2) принимать в пределах осуществляемых полномочий решения, обеспечивающие преимущества отдельным политическим партиям, избирательным объединениям, а также отдельным кандидатам на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13 ;

3) оказывать предпочтение в процессе реализации своих полномочий, в том числе при предоставлении финансовых льгот и гарантий за счет средств бюджета муниципального образования, отдельным лицам и организациям, в уставном (складочном) капитале которых депутат имеет в собственности доли (пакеты акций) или участником либо членом которых он является;

4) выезжать в командировки, связанные с осуществлением полномочий депутата, за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе соглашений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления с зарубежными партнерами;

5) заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности, если осуществляет свои полномочия на постоянной основе (пункт дополнительно включен с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13).

2. Вознаграждение в виде подарка стоимостью более пяти минимальных размеров оплаты труда, полученное депутатом от юридических и физических лиц на официальных мероприятиях, связанных с осуществлением депутатом своих полномочий, за исключением случаев награждения депутата в установленном порядке ценным подарком, подлежит передаче в собственность муниципального образования.

3. Иные ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата, могут устанавливаться федеральными законами, законами города Москвы.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства о статусе депутата

Нарушение федеральных законов и настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ДУМЫ

Статья 6. Формы деятельности депутата

Формами деятельности депутата являются:

участие в заседаниях Думы;

участие в формировании и работе комиссий Думы;

выполнение поручений Думы

внесение в Думу в порядке нормотворческой инициативы проектов нормативных правовых актов, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов;

участие в депутатских слушаниях;

обращение с депутатским запросом;

участие в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы;

участие в расследованиях, проводимых Думой;

и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц;

участие в работе депутатских объединений; фракций;

работа с избирателями.

Деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами, а также Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

Статья 7. Участие депутата в заседаниях Думы

Депутат Думы принимает личное участие в заседании Думы и пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой поселения, а также комиссией Думы, членом которой он является.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Думе;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;

предлагать вопросы для рассмотрения Думой;

вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседании Думы;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Думы;

вносить предложения о заслушивании на заседании Думы внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного Думе в соответствии с Уставом;

ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных Думой органов или избранным, назначенным или утвержденным ей должностным лицам в случаях, установленных Уставом;

вносить в Думу предложения о необходимости проведения проверки исполнения Устава и нормативных правовых актов Думы органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования;

участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседаниях Думы, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

оглашать на заседаниях Думы обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;

обращаться с депутатским запросом;

передавать председательствующему текст выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений, для включения в протокол заседания Думы;

осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

При невозможности присутствовать на заседании Думы, на заседании её комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, председателя комиссии.

Отсутствие депутата на заседании Думы без уважительной причины не допускается. Депутат может ознакомиться с материалами очередной Думы и дать письменное мнение по всем вопросам повестки заседания.

По решению Думы фамилии депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой информации

Статья 8. Участие депутатов в заседаниях комиссий Думы

Депутат принимает участие в работе комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может принимать участие в работе комиссий Думы, членом которых он не является, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

В случае несогласия с решением комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого Думой, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению Думой, и по ним проводится голосование.

Депутат по решению Думы может быть выведен из состава комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном Регламентом Думы, иными нормативными правовыми актами Думы.

Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседания Думы, заседаний ее комиссий, вопросах, выносимых на их рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.

Статья 9. Выполнение депутатом поручений

Депутат выполняет поручения Думы. Решения о даче депутату поручения принимаются на заседаниях Думы или соответствующих комиссий и отражаются в протоколах.

Статья 10. Обращение депутата с нормотворческой инициативой

Депутат Думы имеет право нормотворческой инициативы, осуществляемой в форме внесения в представительный орган:

проектов нормативных правовых актов;

проектов актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Думы;

поправок к проектам нормативных правовых актов Думы по вопросам, отнесенным к компетенции Думы.

Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Думой. Порядок осуществления депутатом нормотворческой инициативы определяется Регламентом Думы.

Статья 11. Участие депутата в депутатских слушаниях

Депутат участвует в депутатских слушаниях, проводимых по решениям Думы, в том числе выступает на этих слушаниях в ходе обсуждения проектов нормативно-правовых актов поселения и (или) вопросов, имеющих важное общественное значение.

Статья 12. Депутатское обращение и депутатский запрос

Депутат или группа депутатов имеют право на обращение непосредственно к органам местного самоуправления, главе местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории поселения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.

Депутатский запрос вносится на заседании Думы в письменной форме, оглашается, и по нему принимается соответствующее решение. Лицу, к которому обращен депутатский запрос, направляются заверенная копия решения о признании обращения депутата депутатским запросом и подлинник обращения депутата признанного депутатским запросом.

Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами актов органов местного самоуправления, то Дума может признать его депутатским запросом и включить в повестку дня своего заседания.

Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный Думой срок. Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Думы или доводятся до сведения депутатов иным путем в порядке, установленном Регламентом Думы. Депутат вправе дать оценку ответа на запрос. По результатам рассмотрения запросов Думой поселения может быть принято решение. Запрос, ответ на него и решение Думы, затрагивающие права, свободы и интересы граждан, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации.

Статья 13. Осуществление депутатом контроля за соблюдением нормативно-правовых актов местного самоуправления

Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы путем участия в проверках, подготовки предложений по результатам проверок.

Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Статья 14 .Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата

По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории поселения депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. При обращении депутата в органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, их должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов вышеуказанные руководители органов и должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 15 дней со дня получения письменного обращения депутата.

Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования, общественные объединения обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий. Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допускается.

Статья 15. Обращение депутата в средства массовой информации

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации.

Депутат несет ответственность за достоверность материалов, представляемых им к публикации.

Статья 16. Работа с избирателями

Депутаты отчитываются перед избирателями во время встреч с ними, а также информируют их о своей деятельности через средства массовой информации не реже одного раза в год. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 1% подписей от числа избирателей данного избирательного округа.

Депутат в пределах предоставленных ему полномочий:

принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей;

рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;

участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов Думы;

участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населением.

Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется Думой.

Статья 17. Обязанности депутата

Депутат обязан:

соблюдать правила депутатской этики, установленные Думой. Ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливается Регламентом Думы;

отчитываться перед избирателями. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата, администрация поселения, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;

Выполнять поручения Думы, поручения комиссии, членом которых он является.

Статья 44. Права и обязанности кандидата в депутаты

После регистрации кандидат в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.

После регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз.

Кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации.

Кандидат в депутаты, выдвинутый в одномандатном избирательном округе, со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов имеет право на территории соответствующего избирательного округа бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским транспортом общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, на территории всего города.

В случае, если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов одномандатного избирательного округа, в котором он баллотируется, кандидат в течение указанного периода имеет право на три бесплатные поездки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов, или на одну бесплатную поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. Оплата этих поездок осуществляется за счет средств соответствующей окружной избирательной комиссии.

Кандидат в депутаты, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов, имеет право совершить одну поездку (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. Кроме того, кандидат, включенный в региональную группу кандидатов (если соответствующий федеральный список разбит на такие группы), имеет право бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою кандидатуру. Избирательное объединение, избирательный блок могут не позднее чем за три дня до дня выборов отозвать любого зарегистрированного кандидата по решению уполномоченного органа, за исключением тех, в поддержку которых по одномандатным избирательным округам собраны подписи избирателей. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные избирательной комиссией кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на предвыборную агитацию.

Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одномандатном избирательном округе, может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, могут назначить до 500 доверенных лиц, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.

Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Как правило, под полномочием понимают право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определённой ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. В этом смысле не являются и исключением и полномочия депутата, которые представляют собой прежде всего совокупность его прав и обязанностей. Полномочия - это не только наличие прав как охраняемая законом возможность поступать каким-либо образом, как свобода усмотрения в их использовании. Властные полномочия депутата - это и обязанность осуществлять эти права. Всякая публичная сфера предполагает соединение прав и обязанностей в формулу «полномочия» как правообязанность,

Так, И.В. Гранкин говорит о трёх группах полномочий, в которые входят, соответственно, следующие права депутатов:

  • 1)права, реализация которых обусловлена деятельностью депутата непосредственно в парламенте;
  • 2)права депутатов участвовать в деятельности правительств и других органов государственной власти и местного самоуправления;
  • 3)права депутатов осуществлять контроль за исполнением законов и других решений парламента.

В.Е. Чиркин подразделяет полномочия депутатов по возможности их реализации на две группы: индивидуальные и коллективные.

А.И. Лукьянов утверждал, что полномочия депутата лежат в областях:

  • 1)участия в выявлении, выражении и формировании воли избирателей;
  • 2)участия в принятии решения парламентом;
  • 3)участия в выполнении решения парламентом.

По мнению И.В. Васильева, полномочия региональных депутатов, как и в советские годы, подразделяются на две группы:

  • 1)деятельность депутата на сессии парламента;
  • 2)деятельность депутата в органах парламента и в избирательном округе.

Однако любая из указанных классификаций не учитывает того, что депутат является членом коллективного органа - парламента и что через полномочия депутата, как составную часть его компетенции, реализуются основные функции парламента.

Таким образом, с учётом данной классификации основных функций регионального парламента правильнее разделить полномочия депутатов на четыре группы в зависимости от того, на

реализацию каких функций они направлены:

  • 1)полномочия депутата по осуществлению представительной функции;
  • 2)полномочия депутата по осуществлению законодательной функции;
  • 3)полномочия депутата по осуществлению контрольной функции;
  • 4)полномочия депутата по осуществлению организационной (кадровой) функции.

В настоящее время нет однозначного подхода к вопросу, является ли депутат должностным лицом и может ли он обладать полномочиями, не связанными с реализацией функций парламента. Однако этот вопрос поднимался на самом высоком уровне. Так, Президент Российской Федерации в своём открытом письме, посвящённом принятию первой редакции Федерального закона о статусе депутатов Федерального Собрания в 1994г., указывал, что депутат в данном законе рассматривался как самостоятельное должностное лицо, а не как законодатель. Данный подход, по мнению президента, был неправильным, и, соответственно, все полномочия, не связанные с законодательным процессом, из закона необходимо было исключить. Указанное мнение представляется отчасти верным. Действительно, принцип разделения властей не позволяет депутату принимать активное участие в деятельности органов, относящихся к другим ветвям власти, как это было в советский период, когда исполнительные комитеты являлись органами Советов народных депутатов и формировались из депутатов. С другой стороны, у парламента кроме законодательной, очевидно, есть ещё и другие функции, а реализация этих функций требует от депутатов деятельности, не связанной с законодательным процессом. В любом случае есть основания утверждать, что депутат может рассматриваться как самостоятельное должностное лицо, однако его деятельность в этом качестве всё-таки должна быть направлена на реализацию основных функций парламента, и прежде всего функции представления воли и защиты интересов избирателей, а данные полномочия должны входить в одну из вышеуказанных групп.